Управление и типы характеров доклад

Обновлено: 02.07.2024

Учебник по предмету: Менеджмент — Антикризисное управление (Пример)

Выдержка из текста

В практической психологии благодаря работам К.Леонгарда и А. Е.Личко сформировались представления о наиболее ярких характерах. Знания эти оказались весьма полезными и интересными Для управленческой практики. Каждый из нижеописанных характеров с различной степенью выраженности встречается в среднем в 5 — 6% случаев. Итак, не менее половины всех работающих имеют яркие характеры. В отдельных случаях встречаются сочетания типов характеров. Остальных работников можно отнести к “среднему” типу. Для менеджера знание характеров сотрудников своего

коллектива является крайне важным, так как может помочь ему в правильной расстановке сил, предотвращении и разрешении конфликтов и т.д.

Гипертимный, или гиперактивный, характер. Работники, обладающие таким типом характера, обращают на себя внимание восторженным отношением к людям, повышенной доброжелательностью и общительностью. Если такой сотрудник приходит на новую работу, то быстро знакомится со всеми, одинаково дружелюбно относясь даже к тем, кто состоит между собой в неприязненных отношениях. О таких людях говорят: “Душа-человек”. Часто у них могут возникать нарекания по работе, так как они не доводят до конца то, за что берутся. Причиной является постоянное дружеское общение с коллегами и обсуждение новостей, в результате чего на работу времени не остается. Но эти работники боятся испортить отношения с начальством, поэтому незаконченную работу быстро доделывают.

Иногда может наблюдаться излишняя оптимистичность: работник может пророчить себе высокие должности, излагая естественную теорию смены поколений. Плюсом такого характера является постоянно хорошее настроение, помогающее человеку быстро преодолевать трудности, на которые он всегда смотрит легко, как на преходящие и временные. Сотрудник-гипертим добровольно занимается общественной работой и стремится во всем подтвердить свою высокую самооценку, иногда завышенную

Важность знания менеджером характеров сотрудников своего коллектива. Правильная расстановка сил, предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций. Черты эмоциональной лабильности. Необходимость контроля за поведением лиц с неустойчивым характером.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 11.03.2015
Размер файла 24,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Существует 8 типов характеров подчиненных:

Для менеджера знание характеров сотрудников своего коллектива является крайне важным, так как может помочь ему в правильной расстановке сил и предотвращении и разрешении конфликтов.

Если менеджер заинтересован в таком работнике, то для такого типа характера нужно найти такую работу, в которой он бы смог реализовать свою инициативность, активность. Или так же хорошо работать с людьми, т.к. они очень доброжелательны.

2) Аутистический характер.

Менеджер должен знать, что если в коллектив приходит человек с таким характером, не стоит торопиться устанавливать с ним неформальные отношения. В случае настойчивых попыток проникнуть во внутренний мир такого человека он может замкнуться в себе еще больше. Поэтому менеджер должен сделать так, чтобы сотрудник с аутистическим типом характера был вынужден общаться по работе с коллегой, обладающим эмоциональным, открытым, доброжелательным характером. Необходимо развивать его эмоциональность и умение выражать чувства, отстаивать свою позицию.

3) Лабильный характер. Работникам с лабильным характером очень важно, какова у них на работе психологическая обстановка. Малейшая грубость приводит их в уныние, а простая похвала окрыляет. Они могут отказаться перейти на другую работу с большим окладом, если узнают, что там грубый начальник. Такие люди опасаются конфликтов, всячески ограничивают себя от контактов с грубыми сотрудниками. При таком характере настроение быстро и легко меняется вслед за обстоятельствами. В качестве рекомендации менеджеру можно посоветовать следующее. Работников нельзя критиковать, особенно в присутствии других людей. Делать это следует в очень мягкой форме. В противном случае работник-мужчина может уволиться, а женщина начнет рыдать. В крайних случаях такие люди способны даже покончить с собой.

Большое значение для таких людей имеют условия жизни и хорошее психологическое здоровье, так как те же черты эмоциональной лабильности могут проявляться не положительными, а отрицательными сторонами (раздражительность, плаксивость, неустойчивость настроения).

Если коллеги доброжелательны, то человек может быстро забывать плохое, оно как бы вытесняется. Менеджер должен знать, что благоприятное воздействие на лиц эмоционально-лабильного характера оказывает общение с гипертимами.

4) Демонстративный характер. Человек с таким характером пытается выработать у окружающих мнение о себе, как о человеке исключительно исполнительном и незаменимом.

Он способен выдавать себя за такого, каким его хотели бы видеть. Эти люди имеют широкую сеть контактов, стремятся к успеху, имеют желание хорошо выглядеть в глазах окружающих. В случае, если отрицательные черты развиты не слишком ярко, их любят. Ключевая черта -- неспособность в определенные моменты времени критически взглянуть на себя со стороны. Часто происходит лишь переключение с одной роли на другую. С разными людьми человек с демонстративным характером может вести себя по-разному. Если окружающие холодны, формальны, не замечают его, человек начинает вести себя демонстративно: привлекает к себе внимание, разыгрывает сцены. Вот пример. В одном отделе работают 7 мужчин и 2 женщины. У одной из дам день рождения. Каждый из мужчин приносит по букету цветов и коробке конфет, всячески оказывает внимание имениннице. Это все видит другая дама, обладающая демонстративным характером, естественно, ее это не устраивает. Она может использовать несколько вариантов своего поведения. Это может быть обморок, резкая зубная боль, головокружение и т.д. Главное в таком поведении -- отвлечь внимание на себя. И вот уже все коллеги бросились к ней, позабыв об имениннице. Цель достигнута.

Работники с демонстративным типом характера при наличии опыта и способностей хорошо различают особенности других людей. Они видят отношение к себе, могут подстраиваться под него и пытаться им управлять, сами вырабатывают к себе то отношение, какое хотят, иногда активно манипулируют людьми в свою пользу. Они -- хорошие актеры, часто поступают в театральные институты. Опытный менеджер должен знать, что можно поручить такому работнику. Например, рекламу продукции, если другие черты личности не будут этому противоречить. Демонстративные личности любят участвовать в художественной самодеятельности. Они хорошо умеют анализировать факты и способны разыгрывать в воображении целые картины, сценарии возможного развития исходной ситуации. Умеют подмечать детали поведения людей и точно реагировать на них.

Менеджер должен знать, как помочь такому человеку. Нужно попытаться развить образную память, эмоциональность. Воображение позволяет воспроизводить различные ситуации и сопоставлять их, делая правильные выводы даже без анализа всех сторон каждой ситуации. Эмоциональные оценки могут заменить рациональный анализ, позволяя отразить множество сторон ситуации. Развитие эмоциональности сглаживает психастенические черты.

6) Люди с застревающим характером стремятся выглядеть как можно авторитетнее. Они волевые, даже упрямые. Обладают властолюбием, склонны к саморекламе и деспотизму.

По особенностям эмоциональных переживаний застревающий характер противоположен лабильному. Его обладатель часто вспоминает о том, что было, происходит как бы накопление эмоций (позитивных или негативных). Особенно долго помнятся обиды. Такие люди злопамятны, но это объясняется не умыслом, а стойкостью и малоподвижностью переживаний.

Их мышление малоподвижно, новые идеи усваиваются с трудом. Чтобы внушить такому работнику свежую идею, нужно потратить дни и месяцы. Но если он ее поймет и примет, то будет следовать ей с неотвратимым упорством. На уровне движений проявляется медлительность, инертность. Походка у такого человека нетороплива.

7) Конформный характер. Как правило, работники с конформным характером имеют хорошую профессиональную подготовку. Но в случае, если работа не получается, например цифры не сходятся, такой сотрудник теряется. И вместо того, чтобы самостоятельно разобраться в проблеме, обращается к коллегам за помощью. Давать советы такому работнику бесполезно -- он растерян, несобран, абсолютно несамостоятелен. Конформисты нуждаются не в помощи, а в постоянном руководстве. Работа часто ими не доводится до конца. Эти работники робки, покорны и готовы выполнять любую другую работу, так как всегда стремятся избежать наказания со стороны начальства.

Люди с таким характером могут действовать только тогда, когда находят поддержку у окружающих. Если поддержка отсутствует, они теряются, не знают, как им поступать в конкретной ситуации. Они не могут решить, что будет правильным, а что -- нет.

Сотрудники с таким типом характера являются цементом любого коллектива. Они являются естественными носителями его норм, ценностей, интересов, т.е. всего того, что принято называть корпоративной культурой.

Крайне редко такие люди меняют место работы. Если атмосфера на работе их не устраивает, будут терпеть. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы работник с таким типом характера становился начальником. Таким нельзя поручать самостоятельную организацию дела. Часто бывает, что конформисты начинают подчиняться своему подчиненному. Менеджер должен создать такие условия для работников с конформным характером, чтобы их деятельность была хорошо регламентирована. Нужно расписать и объяснить: что необходимо сделать, в какие сроки, в какой последовательности. Нужно четко разъяснять все требования к конформисту и последовательно руководить им.

8) Неустойчивый характер. Сразу можно сказать, что работник с неустойчивым характером на производстве -- далеко не подарок. И по возможности следует от такого сотрудника избавиться. Но если это не представляется возможным, то нужно как-то к этому факту приспособиться.

Работник с неустойчивым характером может оказаться лидером там, где будет нужно выполнить приятную, броскую часть работы, связанную с развлечением. В этом случае ему не будет равных. Также можно поручить какому-нибудь ответственному сотруднику присматривать за дисциплиной и работой работника с неустойчивым характером.

9) Циклоидный характер. Работники с циклоидным характером неровны в работе. То все горит в руках, то работа идет медленно, и все валится из рук. То настроение отличное, то -- депрессия. Циклы длятся обычно по две недели. В период подъема циклоиды веселы, энергичны, жизнь кажется им прекрасной, в фазе подъема циклоиды проявляют себя как гипертимы: общительны, доброжелательны, быстро говорят, легко решают возникшие проблемы. У них может возникать ощущение неограниченности собственных возможностей и даже проявляться некоторая переоценка собственной личности. В период спада циклоид хандрит: ухудшается работоспособность, снижается общительность, падает настроение. При этом характере наблюдаются периодические изменения работоспособности, активности и настроения.

Ошибкой менеджера является то, что замечая неровность труда таких подчиненных, он может начать критиковать их за неустойчивость в работе. Руководитель должен знать, что эти особенности в значительной степени являются биологически обусловленными. Критика и неприятности в период спада могут только удлинять его и углубить тяжесть состояния. Циклоида не стоит ставить на участки, на которых требуется постоянно высокий темп труда и все связаны единым ритмом, например на конвейере. Работник с таким типом характера вполне может добиваться высоких результатов труда, если этот труд правильно и рационально для него организован.

В период снижения работоспособности циклоиду лучше стараться избегать трудностей, неприятностей, соблюдать режим дня. Трудовую нагрузку целесообразно снизить и не браться за новые виды работ.

Эмоциональная позиция у циклоидов весома и зрима, чувства у них отличаются повышенной силой и непрерывностью.

менеджер эмоциональный лабильность сотрудник

Подобные документы

Теоретические исследования конфликтов. Разность характеров и мотивация поступков людей. Изучение стилей и стратегий поведения в ситуации ролевого выяснения отношений. Способы и методы разрешения разногласий. Действие руководителя в конфликтных ситуациях.

курсовая работа [43,9 K], добавлен 21.12.2010

Анализ контроля предотвращения и устранения конфликтных ситуаций в коллективе. Изучение видов, причин возникновения конфликтов и возможных путей их решения. Разработка эффективных методов мотивации служащих, направленных на предотвращение конфликтов.

курсовая работа [46,1 K], добавлен 07.06.2011

Виды и понятие конфликтов, методы их изучения и разрешения, роль последствий, природа и причины стресса. Анализ конфликтных ситуаций на предприятии. Исследование социально-психологического климата в коллективе. Способы разрешения конфликтных ситуаций.

курсовая работа [190,8 K], добавлен 18.12.2009

Конфликт как социальное действие, его понятие, сущность, модель, функции, классификация. Стадии управления, функции, особенности, причины и типы конфликтных ситуаций. Общая характеристика стратегий и методов разрешения конфликтных ситуаций в организациях.

курсовая работа [506,3 K], добавлен 05.04.2010

Понятие конфликта и его виды. Причины возникновения конфликтов. Предотвращение конфликтов. Разрешение конфликтов. Описание предприятия. Характеристика персонала. Отбор персонала. Разрешение конфликтных ситуаций.

дипломная работа [122,1 K], добавлен 11.06.2002

Понятие, сущность и причины возникновения организационных конфликтов. Методы разрешения конфликтов и приемы урегулирования конфликтных ситуаций в организации. Анализ причин возникновения и методов урегулирования конфликтных ситуаций на предприятии.

дипломная работа [2,3 M], добавлен 25.05.2017

Природа конфликта в организации. Разновидности и причины возникновения конфликтных ситуаций. Управление конфликтами в ООО "Рогнединолен", анализ причин их появления. Выбор менеджером правильной стратегии управленческого воздействия на данную ситуацию.








6.1. Метод (греч.) – исследование: 1) способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания; 2) прием, способ, образ действия.

Методы управления — совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения цели. При их выборе обязательно учитывают систему принципов управления в организации.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их:

- направленность – ориентирование на объект управления – предприятие, отдельное подразделение, функцию предприятия или управления;

- содержание – специфика приемов и способов воздействия;

- организационную форму – прямая или косвенная форма воздействия.

В зависимости от этих характеристик методы управления подразделяются на:

- социально-психологические (табл. 6,1.).

Формирование психологического климата в коллективе.

Превращение административного указания в осознанный долг,

а. приказы, распоряжения, оперативные указания –обязательные предписания;

б. консультации, разрешения компромиссов – согласительные;

в. совет, разъяснение, предложение - рекомендации


1. В целом для предприятия - планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование.

Порицание – критика, самокритика, неодобрительный отзыв.

Поощрение – материальные и моральные стимулы.

^ 6.2.Управление и типы характеров.

Для эффективного управления коллективом и решения управленческих задач менеджер должен уметь разбираться в характерах людей, знать основные типы работников.

Характер – устойчивая индивидуальная совокупность особенностей личности, устойчивая система качеств, которая приводит к наиболее типичному для нее поведению в определенных ситуациях и обстоятельствах. Определенному типу характера соответствует определенный темперамент.

Темперамент – это индивидуальные особенности психической деятельности человека.

любят и умеют работать

высокие интеллект и

надо много с ними работать и направлять в нужное русло

^ Рис. Основные типы работников .

От темперамента зависят:

1. скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (быстрота ума, длительность сосредоточения внимания);

2. интенсивность психических процессов (сила эмоций, активность воли);

3. психический темп и ритм;

4. направленность психической деятельности на какие-то определенные объекты (постоянное стремление к контактам с новыми людьми, новым впечатлениям или обращенность к самому себе, к своим идеям и образам).

Существуют 4 типа темперамента (Таблица 6.2):

^ Классификация типов темперамента и их взаимосвязь с нервной системой

^ Основные свойства


Низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко такие люди занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье.

Редко вступает в конфликты, выступая в них пассивной стороной. На службе он ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много требований. Вместе с тем он охотно уступает другим лидерство. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность. Отталкивающие черты – формализм и занудливость.


Общение только в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль. Обиды носят в себе. Добрые, порядочные, но плаксивые и чрезмерно чувствительные

Критика, грубость приводит в уныние, похвала их окрыляет.

Для эффективного осуществления функций планирования, организации, мотивации и контроля необходимо эффективное руководство.

Руководитель - лицо, отвечающее за конкретный хозяйственный объект или конкретный участок в системе управления, имеющее в своем подчинении коллектив работников управления и наделенное правами и полномочиями по принятию и руководству реализацией управленческих решений, касающихся объекта руководства и подчиненного коллектива работников. Они подразделяются на линейных (руководят структурными звеньями производства) и функциональных (участками в самом аппарате управления). В зависимости от уровня управления подразделяются на руководителей низшего, среднего и высшего звена управления.

Руководство – процесс правового воздействия, социальной организации и управления деятельностью членов группы, побуждая работать на достижение целей организации на основе власти.

Власть - государственная, царская, и т.д. - частная реализация диктата, базирующаяся на сложившихся этико-юридических основах и использующая те или иные структуры подавления.
Власть - реальная способность действовать или возможность воздействовать на ситуацию или поведение других людей.
Власть немыслима без ответственности, то есть без санкции, награды или кары, сопровождающей ее действие

^ Влияние – поведение одного лица, которое вносит изменения в поведение другого, находящегося в определенной зависимости от первого.

Лидерство – это способность воздействия на людей через авторитет личности и авторитет власти, побуждающий к достижению поставленной цели.

Власть проявляется в определенных формах.

^ 1. Власть, основанная на принуждении. Это влияние через страх. Данная форма не способствует раскрытию потенциала работников, вырабатывает у работников желание обманывать руководителей, требует значительных затрат на жесткий контроль.

^ 2. Власть, основанная на вознаграждении – наиболее эффективная форма власти, так как при ней руководитель имеет возможность удовлетворить потребности подчиненного при наличии достаточных ресурсов.

^ 3. Традиционная (основанная на законах) власть . Подчиненный реагирует на должность и указания руководителя, так как это сложилось исторически.

4. Экспертная власть. Подчиненный верит в руководителя и ценность его знаний, которые позволят удовлетворить его потребности.

^ 5. Эталонная власть, или власть, основанная на харизме , на силе личных качеств и способностей лидера. Подчиненный выполняет распоряжения руководителя, так как хочет ему подражать.

Сущностью понятия социального партнерства является наличие демократических методов управления персоналом, психологически грамотного построения внутрифирменных отношений, комплексных систем управления качеством продукции, метода непрерывного совершенствования производства и двух ключевых принципов поощрения участия работников в управлении и собственности фирмы - участие работников в прибылях и во владении собственностью.

Существует три стиля управления: 1) авторитарный (директивный), 2) демократический (коллегиальный), 3) либеральный (разрешительный, попустительский) – см. таблица.

Таблица. Сравнительная характеристика стилей управления

- позволяет быстрее наладить взаимодействия между сотрудниками и подразделениями


- стимулирует творческую деятельность, повышает мотивацию труда, к профессиональному росту, проявлению активности и инициативы в работе

- улучшает психологический климат на предприятии и удовлетворенность от выполненной работы


- атмосфера на рабочих местах мягкая, благоприятная, творческая;

- в основном существует только система самоконтроля; работают в основном высококвалифицированные специалисты, обладающие большими способностями к творческой самостоятельности

- требуется громоздкая система контроля за работой персонала

- ответственность за выполнение может долго перекладываться;

- затягивается процесс принятия решений и их выполнения


- на рабочих местах нет четко определенных целей деятельности;

- нет структуры в организации.- не принимают порядок, легко поднимаются на мятеж, забастовку


в творческих коллективах при высокой квалификации работников, обладающих большими способностями к творческой самостоятельной работе, способными взять на себя функции руководителя

Типы характера человека

Что такое “характер”

В психологии под характером подразумевают совокупность личностных качеств человека, которые формируются по мере взросления и наиболее ярко проявляются в личной и общественной жизни. В результате формируется конкретный стиль поведения в разных жизненных ситуациях.

Психологи разделяют черты характера на 4 группы. В основе этого деления лежит отношение человека к различным сторонам жизни.

  1. К другим людям – замкнутость или общительность, лживость или правдивость, уважение или высокомерие и др.
  2. К самому себе – скромность или тщеславие, заносчивость или самокритичность, гордость или смирение и др.
  3. К труду – трудолюбие или лень, добросовестность или безалаберность и др.
  4. К вещам – аккуратность или неряшливость, бережливость или расточительность, аккуратность или халатность и др.

Поскольку основные черты личности формируются в общественной жизни, то главной стороной для познания характера человека являются его отношения с другими людьми. О характере человека судят и по его темпераменту. Но важно различать эти понятия.

Как связан темперамент с характером человека

Характер человека – это сочетание его личностных качеств, которые могут меняться и зависят от социальной среды, в которой живет и развивается индивид. Темперамент же – это врожденные реакции на внешние раздражители. Он не меняется и остается постоянным в течение всей жизни человека.

Зная тип темперамента, можно лучше познать характер человека. Однако ярко выраженный темперамент встречается крайне редко. Чаще всего люди обладают смешанным темпераментом, в котором обязательно будет доминирующий.

Принято выделять следующие 4 типа темперамента, у нас на сайте есть подробные статьи, посвященные каждому из них.

    . Для него характерны резкая смена настроения, эмоциональные вспышки, порывистость, страстность, неуравновешенность. Нервная система холериков отличается нестабильной работой. Когда холерик чем-то сильно увлекается, то он очень быстро расходует собственную энергию и истощается. . Это самый общительный и живой из всех типов темперамента. Он нуждается в новых впечатлениях, быстро реагирует на события, происходящие вокруг, легко относится к собственным неудачам и прочим неприятностям. Когда сангвиник заинтересован в работе, то трудится очень продуктивно и с большим энтузиазмом. В обратной ситуации ему становится откровенно скучно и абсолютно безразличен результат. . Он отличается невозмутимостью и медлительностью. Флегматик крайне скупо проявляет чувства. Он постоянен в своих предпочтениях и привычках и не переносит никаких перемен. Флегматик предпочитает монотонную работу, которую выполняет прилежно и никуда не торопясь. . Это самый чувствительный и ранимый тип темперамента. Меланхолик остро реагирует на различные события, склонен к сильным эмоциональным переживаниям. При благоприятном воспитании из меланхоликов получаются выдающиеся деятели искусств и науки.

Темперамент

Если темперамент уже не удастся изменить, то над характером можно поработать. Для начала стоит определить свой тип характера и ключевые черты.

Классификация типов характера

Ученые и психологи выделили большое количество критериев для определения типа характера. Я вам расскажу об основных.

Типология по Кречмеру

Немецкий психолог Эрнст Кречмер классифицировал типы характера в зависимости от телосложения человека и выделил 3 основных.

  1. Пикники. Люди данного вида телосложения склонны к полноте и даже ожирению, редко бывают выше среднего роста. У них небольшая голова с короткой шеей, широкое лицо с мелкими чертами. Им соответствует тип характера, который называется циклотомики. Это люди, отличающиеся эмоциональностью, общительностью, которые легко идут на контакт и быстро приспосабливаются к меняющимся условиям. Из психических заболеваний чаще всего страдают маниакально-депрессивным психозом.
  2. Астеники. К ним относятся люди худощавого телосложения, у которых слабая мускулатура, длинные руки и ноги, а также удлиненное лицо. Тип характера астеников – шизотимики. Им свойственны упрямство, серьезность и замкнутость. При психических нарушениях склонны к шизофрении.
  3. Атлетики. Это люди высокого роста, широкоплечие, мускулистые с крепким скелетом. Тип характера атлетиков – иксотимики. Им свойственна сдержанность в мимике, жестах, спокойствие и выдержка, властность и практичность. Они не любят перемен, так как плохо приспосабливаются к ним. Наиболее частое расстройство психики атлетиков – эпилепсия.

Типология характера человека по Кречмеру

Интересно, что люди одной расы обладают схожими чертами характера. Так, шведский профессор Андерс Рециус ввел понятие нордического характера, которым обладали представители германской расы. Это высокие и стройные люди с голубыми или серыми глазами, со светло-пепельными волосами. Они стойкие, хладнокровные, сдержанные, рассудительные и очень наблюдательные. Умеют сохранять спокойствие в любых ситуациях.

Типология по Юнгу

Карл Густав Юнг – швейцарский психиатр, который разработал типологию характера, в основе которой – преобладание у человека внутреннего или внешнего мира. Он выделил 2 типа людей.

  1. Интроверты. Это замкнутые люди, обращенные в свой внутренний мир. Такие люди являются сосредоточенными мыслителями. Они отгораживаются от внешнего мира, тщательно все анализируют, предпочитают одиночество. У них мало друзей, им тяжело заводить новые знакомства и менять свои привычки. Для них характерны мнительность и повышенная тревожность.
  2. Экстраверты. Это общительные, коммуникабельные, открытые люди. У них очень много друзей и знакомых, они не переносят одиночества, любят путешествовать и жить на “полную катушку”. Всегда становятся душой компании, инициируют встречи и вечеринки.

Типология по Лоуэну

Американский психоаналитик Александр Лоуэн составил свою типологию характеров, основываясь на защитных моделях поведения людей. Всего он выделил 5 типов.

  1. Оральный. Представители данного типа характера зависят от чужого мнения, боятся быть брошенными и отвергнутыми. Они характеризуются сильной зависимостью от других людей, постоянно нуждаются в любви, заботе и поддержке, но сами при этом не готовы ничего предпринимать.
  2. Мазохистский. Люди с таким типом характера склонны жаловаться, заниматься самобичеванием, любят страдать сами и мучить других людей. Все, что доставляет окружающим неудовольствие, приносит мазохисту наслаждение. Он никому не доверяет, часто ненавидит всех и таит злобу.
  3. Истерический. Этот тип характера характеризуется безрассудными вспышками эмоций, театрализованным поведением. Женщины истерического типа выделяются неприкрытым кокетством, которое выражается в походке, речи и взгляде. Отсутствие разрядки в результате переизбытка энергии приводит к тревожности. Однако и находиться долго в состоянии баланса такие люди не могут. Спокойствие они воспринимают как скучную и серую жизнь и всячески пытаются вновь зарядиться, специально попадая в разные неоднозначные ситуации.
  4. Нарциссический. Данный тип характера свойственен преимущественно мужчинам. Его представители энергичны, амбициозны, самоуверенны и зачастую высокомерны. Они достигают успеха в профессиональной деятельности, упорно добиваются поставленных целей, сексуально привлекательны для противоположного пола. Отличительными их чертами также являются напор, агрессивность и борьба.
  5. Шизоидный. Люди данного типа характера оторваны от реальности, не могут адекватно проявлять свои эмоции. Они умеют любить, но это чувство будет длиться недолго, поскольку попытки поддерживать контакт вызывают у шизоидного человека сильное внутреннее напряжение, которое становится причиной разрыва.

Люди, на 100 % соответствующие описанию того или иного типа характера, встречаются довольно редко. Чаще всего черты характера переплетаются и ни одна не выделяется чересчур ярко.

Что такое акцентуация

Когда отдельные черты характера чрезмерно усилены – это называется акцентуацией характера. С психологической точки зрения такое состояние является крайним вариантом нормы, а не психическим заболеванием. Однако при этом некоторые черты характера заострены и выражены так сильно, что приводят к дисгармонии личности.

Акцентуация характера человека

Эта особенность накладывает отпечаток на поведение и поступки человека, что отражается на всех сферах отношений: к себе, к другим людям, к труду, к вещам. Акцентуация характера наиболее распространена среди подростков. Так, среди обследованных представителей молодежи 95 % оказались с акцентуацией разной степени выраженности. А вот среди людей старшего поколения доля акцентуированных снизилась до 60 %. Поскольку с возрастом удается сгладить нежелательные черты характера.

Типы характера при акцентуации

Много ученых и психологов изучали акцентуацию и пытались классифицировать тип характера в зависимости от этого явления. Самую большую популярность получили типологии А. Е. Личко и К. Леонгарда.

Классификация по Леонгарду

Карл Леонгард в своей работе “Акцентуированные личности” выделил 10 основных типов и несколько промежуточных.

  1. Гипертимный – общительный, оптимистичный, энергичный, инициативный тип акцентуации. Гипертимные люди ориентированы на удачу. Им свойственна развитая мимика, желание активной деятельности и новых впечатлений. Зачастую люди данного типа бывают раздражительными и легкомысленными.
  2. Дистимный – замкнутый, пессимистично настроенный человек с обостренным чувством несправедливости. Дистимный человек чувствует дискомфорт в шумных компаниях. У него мало друзей, но он их очень высоко ценит. Ему свойственна заторможенность и невысокая скорость в принятии решений.
  3. Возбудимый – это конфликтный и очень тяжелый в общении человек. Ему тяжело ужиться в коллективе, а в семье он ведет себя властно.
  4. Застревающий – подозрительный, несговорчивый и обидчивый человек. Такие люди любят поучать других и часто становятся инициаторами конфликтов. Для них свойственно предъявлять высокие требования как к себе, так и к окружающим.
  5. Демонстративный – самоуверенный, тщеславный, хвастливый и лицемерный человек. Такие люди обожают плести интриги, могут легко приспособиться к любой ситуации. Они характеризуются артистичностью, обходительностью, нестандартным мышлением и эгоцентризмом.
  6. Тревожный – робкий, покорный, неуверенный в себе человек. Ему свойственны самокритичность и дружелюбие. Однако недостаток внутренней силы и воли часто делает таких людей предметом насмешек и шуток. По этой же причине они стараются избегать конфликтов. А если все-таки пришлось вступить в спор, то будут искать поддержку у окружающих.
  7. Эмотивный – эмоциональный и мягкосердечный тип людей. Им свойственны сострадание и глубина чувств. Они остро реагируют на все происходящее, но не выражают свои чувства, а копят их в себе.
  8. Педантичный – нерешительный тип людей, которые боятся лидировать, очень много внимания уделяют мелочам и ни за что не упустят возможность поворчать. Им свойственен страх несоответствия собственным придуманным идеалам.
  9. Экзальтированный – искренний, альтруистичный и впечатлительный человек. Такие люди бурно реагируют на происходящие события. От радостных событий легко приходят в восторженное состояние, а от грустных – в печальное и даже впадают в отчаяние. При этом они ярко выражают свои эмоции.
  10. Аффективно-лабильный – это тип акцентуации, при котором человеку свойственна частая смена настроения. Поэтому во время общения с людьми образ поведения лабильного человека может кардинально различаться. То он гиперобщительный, а то наоборот, замкнут настолько, что слова из него не вытянешь.

Классификация по Личко

Андрей Евгеньевич Личко выделил следующие типы акцентуаций.

  1. Гипертимный – энергичный и коммуникабельный человек, который постоянно находится в повышенном настроении. Он не переносит одиночество, однообразную обстановку, монотонную работу, безделье. Для него характерна тяга к риску, частая смена увлечений, в результате которой он не доводит начатое дело до конца.
  2. Циклоидный – это тип акцентуации, характеризующийся циклическими изменениями настроения. Например, повышенное настроение сменяется подавленностью. Такие перемены не происходят резко и длятся примерно до 2 недель. Люди данного типа довольно общительные и жизнерадостные. Однако в период спада настроения им свойственно забрасывать дела.
  3. Лабильный – общительный, добродушный и искренний человек, основной чертой которого является резкая и быстрая смена настроения. Лабильный человек испытывает сильную душевную боль при утрате или разлуке с близкими людьми. Он нуждается в поддержке и любви. Ему нравится быть в роли опекаемого.
  4. Эпилептоидный – скрупулезный, дотошный, чрезмерно педантичный человек. Для него характерна авторитарность. Тяжело переживает материальные потери и неподчинение своей личности. Порой он впадает в периоды злобного и раздраженного напряжения, во время которых ищет объект, чтобы сорвать злость. В состоянии алкогольного опьянения становится гневным и агрессивным. Чаще всего встречается у парней.
  5. Истероидный – эгоцентричный, коммуникативный и инициативный тип характера. Люди данного типа жаждут быть в центре внимания. Они довольно артистичны, легко вживаются в любую придуманную ими же роль, способны к самообману. Чаще всего такой тип характера проявляется у девушек.
  6. Психастенический – самокритичный, склонный к самоанализу, но при этом надежный человек. Ему тяжело дается принятие решений и ответственности за себя и других. Для него характерны рассудительность и ровное настроение.
  7. Шизоидный – замкнутый и немногословный человек. Таким людям тяжело устанавливать эмоциональные контакты. Их внутренний мир закрыт для окружающих. Алкоголь помогает шизоидам легче идти на контакт с другими людьми, делает их более уверенными.
  8. Ипохондрический – серьезный, упрямый, замкнутый человек. Имеет склонность к повышенной утомляемости и раздражительности. У данного типа людей наблюдаются внезапные вспышки ярости по ничтожным поводам.
  9. Сензитивный – робкий, застенчивый, стеснительный тип людей. Они склонны к проявлению доброты и взаимопомощи. В сложных ситуациях замыкаются в себе, становятся осторожными и подозрительными.
  10. Неустойчивый – общительный, открытый, услужливый, ленивый человек. Любит развлечения и праздное времяпрепровождение. Стремятся избавиться от чьего-либо контроля. Имеют склонность к употреблению алкоголя, наркотиков.
  11. Конформный – дружелюбный, неконфликтный, дисциплинированный тип человека. Стремятся быть “как все”. Тяжело переживают перемены в жизни и смену привычного окружения.

Когда акцентуация становится патологией

С одной стороны, акцентуированная черта характера может сделать человека успешным, а с другой – является его уязвимым местом. Так, люди истероидного типа могут стать талантливыми актерами. Однако они очень сильно боятся насмешек и при негативной ситуации склонны к демонстративному суициду.

Истероидный тип характера человека

Поэтому всегда высок риск того, что в сложных ситуациях акцентуация перерастет в невроз или психопатию, станет причиной алкоголизма, наркомании, преступления. Причинами проявления акцентуации характера могут стать как наследственные факторы, так и особенности воспитания ребенка.

Заключение

Теперь вы знаете, какие бывают типы характера и особенности поведения у людей. Я советую вам применять эти знания на практике, чтобы легче находить общий язык с окружающими. Конечно, поначалу будет нелегко определить тип характера или акцентуации человека, так как информации очень много. Для начала начните с себя. А чтобы лучше себя понять, советую вам посмотреть видео с интересным психологическим тестом.

Обязательно напишите в комментариях, какой у вас тип характера.

Читайте также: