Права женщин в саудовской аравии доклад

Обновлено: 30.06.2024

Государственное устройство Саудовской Аравии определяется Основным законом Королевства, носящим название Основной низам правления Саудовской Аравии, который был принят в 1992 году. Согласно ему Саудовская Аравия является абсолютной монархией, управляемой сыновьями и внуками первого короля Абделя Азиза. Закон основан на исламском праве. Теоретически власть короля ограничена лишь нормами шариата.

Файлы: 1 файл

Доклад 2.docx

Мойш Марии Юрьевны
2 курс, 6 группа

Правовой статус женщин в Саудовской Аравии

Государственное устройство Саудовской Аравии определяется Основным законом Королевства, носящим название Основной низам правления Саудовской Аравии, который был принят в 1992 году. Согласно ему Саудовская Аравия является абсолютной монархией, управляемой сыновьями и внуками первого короля Абделя Азиза. Закон основан на исламском праве. Теоретически власть короля ограничена лишь нормами шариата.

Женщины также подвергаются дискриминации в судах: в юридической системе Саудовской Аравии показания мужчины равны показаниям двух женщин. Полигамия разрешена для мужчин, они пользуются односторонним правилом развода со своими жёнами (талак) без нужды в каком-либо законном основании. Женщина может получить развод только с согласия мужа или если будет юридически доказано, что муж причиняет ей вред. На деле получить законный развод для саудовской женщины очень сложно. Что касается права наследования, то согласно Корану определённую часть состояния покойного нужно отдать наследникам. По сравнению с наследником-мужчиной женщина может получить лишь половину имущества. Мусульмане-сунниты могут завещать треть собственности наследникам не по Корану. Часть наследства, не определённая завещанием, разделяется между наследниками по мужской линии.

Мужчины женятся на девушках, когда те достигают десятилетнего возраста. Считается, что брак в раннем возрасте препятствует женскому образованию. С приходом полового созревания отсев девушек в образовательных учреждениях увеличивается, поскольку они выходят замуж. Около 25 % девушек, достигших студенческого возраста, не посещают колледж; в 2005—2006 отсев женщин составил 60 %. Грамотность женщин оценивается около 70 % (мужчин — 85 %).

Саудовская Аравия давно превратилась в символ неравноправия полов. Но, несмотря на действующие жёсткие запреты, несколько новых законов последних лет позволили женщинам вздохнуть чуть свободнее. Рассказываем, какими свободами сегодня могут пользоваться женщины в одной из самых гендерно несправедливых стран мира.

Почему в Саудовской Аравии женщины так ограничены в правах

Ещё 40 лет назад женщины в Саудовской Аравии могли водить машины, общаться с посторонними мужчинами и не носить традиционную одежду. Но в 1979 году на Ближнем Востоке произошло два знаковых события, определивших будущее страны. Сначала случилась исламская революция в Иране — монархия пала, все отношения с Западом прекратились. В новой конституции появился важный пункт: вся власть в стране отныне принадлежала духовенству.

А в конце того же года в священном городе Мекке, который находится в этой же стране, произошёл теракт, жертвами которого стали 255 паломников. Так террористы хотели принудить власти прервать отношения с Западом и вернуться к своим традициям и ценностям.

И это им удалось: Саудовская Аравия стала консервативным исламским государством. С тех пор там действуют законы шариата, основанные на нормах раннего Средневековья и вызывающие оторопь у человека, воспитанного в европейских ценностях. Так, в этой стране за прелюбодеяние предписывают сто ударов плетью, а за воровство отрубают руки.

Всё это не могло не сказаться на положении женщин. Их не только облачили в абайи — чёрные одеяния, которые закрывают всё тело. Им запретили работать и учиться, потому что главная миссия женщины, согласно Корану, — заниматься домом, рожать и воспитывать детей.

Как меняется ситуация и что сегодня позволено женщинам

Она действительно меняется, хоть и очень медленно. За последнее десятилетие женщины в Саудовской Аравии получили много прав и свобод, о которых всего 20 лет назад могли только мечтать.

Участие в политике

Саудовская Аравия — это абсолютная монархия с консультативным советом (Меджлис аш-Шура), законодателей которого назначает король. Раньше только мужчины старше 30 лет могли занимать там должности. Перелом ситуации произошёл в 2013 году: впервые в состав совета по указу короля Абдаллы вошли и женщины, заняв 30 мест. Тогда же трёх из них назначили заместителями председателей комитетов по вопросам здравоохранения и охраны окружающей среды, по правам человека и петициям, а также в информационном и культурном комитете.

Спустя два года король наделил женщин ещё одной политической свободой. Им впервые разрешили голосовать и баллотироваться на выборах. Тогда заявку на участие в выборах подали более 900 женщин по всей стране.

Несмотря на пока ещё довольно мрачное положение саудиток, некоторые из них не боятся бороться за позитивные перемены в жизни своих соотечественниц. Так, предпринимательница Лубна Олаян первой призвала отменить половое разделение в бизнесе и учитывать квалификацию потенциального сотрудника, а не его гендер. Сама Олаян достигла огромных успехов в карьере. В 2015 году она попала в список 100 самых влиятельных женщин Forbes, а в 2018‑м стала первой в стране женщиной, возглавившей крупный финансовый институт — банк.

Другая известная активистка, Манал Аш-Шариф, прославилась благодаря своей кампании за право женщин управлять автомобилями. Она записала и выложила в интернет видеоролик, на котором управляла авто. После этого её арестовали, так как женщинам в Саудовской Аравии было запрещено садиться за руль.


Занятия спортом

Всего несколько лет назад Саудовская Аравия не позволяла своим спортсменкам участвовать в Олимпийских играх. Хотя в стране и формировались женские команды, в целом у них было мало ресурсов для развития.

В 2012 году саудовский блогер писал, что девушки в стране не получают достаточно возможностей для занятий спортом в школах, а женщинам запрещён доступ к большинству спортивных объектов.

В 2012 году саудовские спортсменки впервые выступили на Олимпийских играх в Лондоне. Через год правительство Саудовской Аравии разрешило ввести спортивные уроки для девочек в частных школах.

Работа

Вопреки сложившимся стереотипам, шариат разрешает женщинам строить карьеру. Но только при согласии мужа и условии, что работа не наносит вреда семейным обязанностям, или же в случае если женщина осталась без кормильца.

Но очевидно, что развитие карьерных возможностей для женщин в стране идёт медленно. Во многом этому препятствуют мужчины и представители консервативной ветви правительства. До 2005 года в Саудовской Аравии женщины могли работать только в ограниченном количестве сфер: например, в медицине, образовании и торговле. При этом им было разрешено трудиться только в тех местах, которые посещают исключительно женщины.

С 2013 года им наконец-то официально разрешили работать адвокатами, тогда как раньше они могли занимать только должность юридического консультанта. В этом же году Аят Бахриба стала первой женщиной-полицейским. А в 2019 году Ясмин Аль Маймани получила должность первого пилота коммерческой авиакомпании.

Посещение общественных мест, где есть мужчины

До недавнего времени это было под запретом. Закон даже обязывал рестораны обеспечить два отдельных входа: для мужчин, пришедших без женщин, и для женщин с семьёй. Такое жёсткое разделение мужчин и женщин в общественных местах объяснялось исключительно с заботой о женской чистоте и семейной чести.

И даже общение женщины с мужчиной, который не является её родственником, было чревато преследованием по закону. Порой такое положение дел приводило к жестоким и абсурдным ситуациям. В 2008 году 75-летнюю женщину приговорили к 40 ударам плетью и тюремному заключению за то, что она позволила постороннему мужчине доставить ей на дом хлеб. А в 2010 году в правительстве Саудовской Аравии издали фетву, согласно которой женщинам предлагали кормить своих водителей грудным молоком. По традициям страны, это делает их родственниками и разрешает общение.

Только в 2019 году общепитам разрешили не выделять отдельные зоны, то есть вопрос о продолжении такой сегрегации оставили на их усмотрение. Некоторые исключения также получили больницы и банки.

Чуть раньше, в 2009 году, в Саудовской Аравии открыли Научно-технологический университет имени короля Абдаллы, где впервые женщины смогли учиться вместе с мужчинами. А в январе 2018 года женщинам наконец-то позволили смотреть футбольный матч на стадионе.


Вождение автомобиля и катание на велосипеде

Ещё совсем недавно женщинам в Саудовской Аравии было запрещено даже кататься на велосипеде. Это ограничение сняли только в 2013 году. Однако женщина не может просто сесть на велосипед и поехать на работу. Кататься разрешено только в общественных местах, где при этом минимальна возможность встретиться с посторонними мужчинами. Также женщины не могут ездить на велосипеде в спортивной одежде: на них должна быть надета традиционная абайя. За соблюдением всех требований следит местная религиозная полиция.

А вот в 2018 году права женщин этой страны продвинулись гораздо дальше. Тогда им официально разрешили водить автомобиль. Саудовская Аравия была единственной страной в мире, где женщинам было запрещено садиться за руль. Этот запрет действовал с 50‑х годов прошлого столетия, и в разное время предпринимались попытки добиться его отмены. Однако произошло это только пару лет назад. До этого женщину, которая водила автомобиль, арестовывали за нарушение правил.

Выход из дома без сопровождения мужчин

Пожалуй, самое значительное достижение свобод женщин Саудовской Аравии на сегодня — возможность выходить из дома без сопровождения мужчины. У всех женщин в стране должен быть опекун мужского пола — отец, брат, муж или дядя. До недавнего времени опекуны полностью контролировали жизнь женщин. Без их согласия они не могли покидать дом, устраиваться на работу, заводить банковский счёт. И это только малая часть из списка того, на что нужно получить разрешение.

В 2019 году правительство отменило целый ряд ограничений, который действовал по системе опекунства. Женщины Саудовской Аравии старше 21 года теперь могут получать паспорт, путешествовать и регистрировать рождение ребёнка без разрешения от опекуна-мужчины. Они и сами могут стать опекунами несовершеннолетних и получать в госучреждениях семейные документы.

Хотя система опекунства получила послабления, она не отменена полностью. Женщины по-прежнему должны получать согласие родственника, чтобы выйти замуж или жить самостоятельно. И даже чтобы покинуть тюрьму после отбывания тюремного срока. Также в госучреждениях могут потребовать присутствие мужчины-опекуна, который подтвердит личность женщины, у которой полностью скрыто лицо. Это затрудняет, в частности, возможность для женщины подать жалобу на опекуна.

Женское издание обо всём. Нам интересны культурные, экономические, социальные и научные явления, которые влияют на жизнь, работу и положение женщин в обществе. Мы изучаем их и объясняем, как с этим жить.

Проблема обеспечения гендерного равенства в странах Ближнего Востока всегда стояла довольно остро. Не исключение и Королевство Саудовская Аравия (КСА), где последние 30 лет идет постоянная борьба между общественными активистами и консервативно настроенной частью населения.

fatwa3_1.jpg

Данная работа содержит комплексный обзор деятельности движения за права женщин в КСА – с момента проведения первых протестных акций по сегодняшний день.

Предпосылки к появлению общественных движений против дискриминации женщин в Саудовской Аравии

Краткая история и основные победы женских движений в КСА

Факт того, что толкователи, зачастую, отстаивали точку зрения традиционалистов, привел к росту недовольства среди женщин КСА. Не имея возможности изменить систему в целом, они избрали тактику борьбы за возвращение отдельных свобод – например, права управлять автомобилем. Строя программу вокруг тезиса видного саудовского богослова Шейха Айеда Аль-Карни о том, что ни один из источников права не содержит запрета водить машину (а также управлять другими транспортными средствами), активисты развернули протестную кампанию, которая позже переросла в полноценное общественное движение.

Первые попытки противостоять запрету предпринимались еще в 1990 г. Тогда активистки Саудовской Аравии организовали автопробег по улицам Эр-Рияда – столицы Королевства. Однако акция не увенчалась успехом, а десятки женщин впоследствии были арестованы или лишились работы. Одновременно с этим традиционалистами была развернута агрессивная информационная кампания, в ходе которой женский активизм подвергся жесткому порицанию и позиционировался как грубое нарушение религиозных догм (также была издана соответствующая фетва). Как итог, на фоне общественного давления, Движение временно отказалось от активных действий.

Акционная деятельность на территории Королевства возобновилась только в 2007 г. Одним из его лидеров стала журналистка и правозащитница Ваджеха аль-Хувайдер: совместно с другими активистками, она подала петицию королю Абдалле ибн Абдул-Азизу Аль-Сауду с просьбой разрешить женщинам водить, однако получила отказ. А годом позднее, в 2008 г., аль-Хувайдер разместила в своем аккаунте на YouTube ролик, в котором запечатлела как ведет машину. Видео вызвало значительный резонанс в саудовском обществе и спровоцировало новые дебаты между традиционалистами и реформистами. Тем не менее, выгодно воспользоваться результатами акции Движение не смогло.

Современное состояние и проблемы движений в защиту прав женщин

Таким образом, долгое время Королевство Саудовская Аравия оставалось консервативной страной, в которой свободы женщин были ограничены. Однако начатые в 2018 г. реформы кронпринца Мухаммеда бен Сальмана, направленные на слом ваххабитских обычаев, придали национальному движению за права женщин новый импульс, ввиду чего изучение его деятельности вновь стало актуальным.

Следует также отметить, что всплески активности женских движений в КСА носят спонтанный характер, что частично и обуславливает значительный резонанс от каждой общественной акции. Основной же проблемой подобных движений в Саудовской Аравии является некоторая неорганизованность, а также отсутствие связи между активистами в столице и за ее пределами. Более того, консервативно настроенной части саудовского общества часто удается подавлять протестную активность посредством использования средств массовой информации, религиозных учреждений и правоохранительных органов.

Помимо прочего, присутствуют некоторые расхождения между официальным курсом кронпринца и реальными действиями, предпринимаемыми на этом направлении. Например, незадолго до отмены запрета на вождение в 2018 г. были задержаны семеро активисток. Большинство из них впоследствии отпустили под залог, однако, несмотря на рекомендации со стороны мирового сообщества, организатор акции – Лоуджан аль-Хазлуль – находилась под стражей вплоть до февраля 2021 г. Однако ей по-прежнему запрещено покидать страну, а также давать какие-либо комментарии по условиям содержания прессе под угрозой повторного заключения. Правозащитники считают, что подобная политика является мерой устрашения и попыткой саудовского правительства показательно бороться с женским активизмом.

Заключение

С другой стороны, все чаще отмечается, что ликвидацией ключевых барьеров борьба не ограничится. Несмотря на то, что Женское движение Саудовской Аравии официально выступает только за отмену запретов, прямо не прописанных в религиозных законах, велика вероятность, что борьба за равные права будет продолжаться уже в рамках концепции исламского либерализма. Руководствуясь ее положениями, женщины смогут выступать за получение доступа к религиозному образованию (вплоть до борьбы за право получения статуса имама), а также продвигать идею трактовки коранических принципов с историко-критических позиций.

Активизации подобных устремлений во многом поспособствуют процессы глобализации, усиливающееся влияние международного сообщества, а также рост популярность социальных сетей и мессенджеров. Также следует отметить, что к числу лиц, солидарных с деятельностью Женского движения, присоединяется все больше лиц мужского пола – как правило, представители интеллектуальных и творческих кругов. Этот факт, в свою очередь, также влияет не только на численность Движения, но и на качественные показатели его деятельности, уровень общественной поддержки, а также итоговое восприятие со стороны саудитов.

Жизнь 15-миллионного женского населения Саудовской Аравии подчинена массе запретов, но саудийки идут на уловки и крайности, чтобы защитить свое правовое положение и обеспечить минимальную свободу в самой закрытой стране мусульманского мира.

Вождение автомобиля


Активистка Маналь Аль-Шариф за рулем машины

Традиции: В XXI веке королевство остается единственным местом на планете, где существует запрет на вождение транспортного средства лицами женского пола. Жительницы страны, находясь за границей, не упускают возможности сесть за руль. Но даже наличие международного водительского удостоверения в их собственной стране не дает им права на получение водительской лицензии.

Участие в открытых спортивных мероприятиях


Сара Аттар на Олимпийских играх в Лондоне © Olivier Morin

Традиции: В женских школах и университетах спорту уделяется мало внимания, а посещать открытые спортивные соревнования прекрасной половине саудовского общества и вовсе запрещено.

Изменения: Только в 2012 году Сара Аттар и Видждан Шахарджани стали первыми представительницами женской команды Саудовского королевства на Олимпиаде в Лондоне. Они выступили в таких видах спорта, как легкая атлетика и дзюдо. И хотя спортивные результаты девушек оказались не впечатляющими, их имена уже вошли в историю.

Согласие опекуна


Традиции: Кажется дикостью, но женщина в Саудовской Аравии не может самостоятельно выйти замуж или подать на развод, получить образование, работу и путешествовать. Даже чтобы снять жилье, открыть банковский счет или сделать операцию по медицинским показаниям, согласно нормам страны, необходимо сначала получить разрешение махрама — мужчины-опекуна.

Изменения: Азиза Аль-Юсуф — еще одна известная фигура среди саудовских женщин — борцов за свои права. В прошлом году она приняла активное участие в движении по отмене опеки со стороны мужчин. Кампания быстро набирала обороты в интернете, а более 14 000 соотечественниц Азизы подписали петицию с требованием отмены правил опекунства.

Руководство страны пошло на уступки. Указом короля Сальмана бен Абдель-Азиза Аль-Сауда от 17 апреля нынешнего, 2017 года решено, что система опеки наконец-то будет пересмотрена. Согласно королевскому распоряжению, госорганы в трехмесячный срок должны издать новые законы по упразднению опеки и предоставить максимально упрощенный список процедур, при которых согласие со стороны мужчины все же потребуется. Насколько масштабными и глубокими будут изменения, пока еще судить рано.

Правила половой сегрегации


© Voba Kat

Традиции: Чтобы оценить суровость законов в Саудовской Аравии, достаточно знать, что женщина может быть наказана просто за разговор с представителем мужского пола, который не является ее близким родственником.

Общественные места и учреждения поделены в стране на мужские и женские зоны. Отдельно проводится обучение в образовательных заведениях, четкое отмежевание наблюдается в ресторанах, кафе, магазинах и офисах. Даже такие международные компании, как McDonald’s, Pizza Hut, Starbucks, предоставляют в стране отдельные зоны для мужчин и женщин.

Изменения: Развитие социальных сетей дало возможность обходить существующие запреты и выбирать круг хотя бы виртуального общения самостоятельно, проявляя при этом определенную осторожность. А открытие в 2009 году первого совместного университета для обучения парней и девушек вселяет надежду на либерализацию существующего порядка в общении между полами.

Хотя доля занятого женского населения составляет 17%, каждая вторая работающая женщина имеет высшее образование. Для сравнения: среди мужчин дипломом о высшем образовании могут похвастаться лишь 16%

Одна из фигуранток списка Forbes, гендиректор саудовской финансовой компании Olayan и известная активистка в деле борьбы женщин за свои права Лубна Олаян первой заговорила об отмене половой сегрегации, аргументируя это потребностями в построении развитой экономики в стране. Хотя доля занятого женского населения составляет 17%, каждая вторая работающая женщина имеет высшее образование. Для сравнения: среди мужчин дипломом о высшем образовании могут похвастаться лишь 16%. Женщины используют любую возможность для получения образования, будь то дистанционное обучение или учеба за рубежом, которая стала возможна с 2008 года при согласии опекуна.

Замуж по собственному желанию

Традиции: 2005 год хоть и принес в королевство отмену принудительных браков, однако договор между отцом и будущим супругом невесты все так же является обязательным. В таких обстоятельствах, когда женщина вообще не принимает участия в переговорах о собственной судьбе, ни о каком самостоятельном выборе супруга и речи быть не может.

Изменения: С мертвой точки вопрос немного сдвинулся в 2016 году. Женщина теперь получает копию брачного договора и возможность защищать свои права, в том числе и при разводе. Хочется верить, что на этом изменения не остановятся и в ближайшем будущем каждая женщина Саудовской Аравии сможет выбирать себе спутника жизни, руководствуясь лишь собственным желанием и зовом сердца.

Право на досрочное освобождение из тюрьмы


Традиции: В Саудовской Аравии существует давняя традиция, по которой заключенного могут выпустить досрочно, если он выучит наизусть Коран или же получит помилование от короля в дни религиозных или государственных праздников. Однако ни на свою память, ни на милость короля саудийкам, отбывающим наказание в тюрьме, рассчитывать не приходится. Женщина может быть освобождена только с разрешения мужчины-опекуна, который часто настаивает на продлении срока.

Дресс-код


Принцесса Дина Абдулазиз Аль-Сауд

Традиции: Согласно закону, представительница прекрасного пола может появляться в общественном месте, прикрывая все части тела за исключением овала лица, кистей и стоп. В 2011 году было предписано скрывать и глаза от посторонних мужчин.

Изменения: Женщины не были бы женщинами, если бы не стремились утвердиться в своем праве одеваться согласно собственному вкусу и веяниям времени. Вслед за местными иконами стиля саудийки все чаще решаются выйти за рамки черной абайи (традиционного длинного платья), экспериментируя с цветами, фасонами и украшениями в своем гардеробе. Принцесса Дина Абдулазиз Аль-Сауд, благодаря своему тонкому вкусу и умелому сочетанию восточного колорита и западных новшеств в своем стиле, известна далеко за пределами родины. Дина, в июле прошлого года возглавившая Vogue Arabia, стала вдохновляющим примером для многомиллионной женской аудитории королевства, а Кристиан Лубутен даже назвал одну из пар туфель в ее честь.

Опека над своими детьми


Традиции: Семейный кодекс — еще один пункт, где женская половина населения Аравии ущемлена в своих правах. Законодательная база Саудовского королевства предполагает, что дети, достигшие семилетнего возраста, полностью находятся во власти отца. Во время развода о совместной опеке над детьми нечего и думать, если отец изъявит желание, чтобы дети остались с ним.

Изменения: Благодаря усилиям женщин, получивших в 2011 году право войти в законодательный совет, с 2013 года насилие в семье стало рассматриваться как уголовное преступление. В том же году женщинам официально разрешили работать юристами по семейным делам. Такие, хоть и минимальные, изменения в сторону увеличения женских прав дают надежду, что правовое положение жены и матери в стране станет более защищенным. И тот факт, что число разводов по женской инициативе возросло за последнее время, свидетельствует о большей уверенности женщин в своих силах и готовности к трудностям, связанным с бракоразводным процессом и жизнью без мужа.

Колдовство, магия


Изменения: пока нет.

Жизнь не стоит на месте, и активистки Саудовской Аравии всеми способами приближают тот день, когда смогут обладать всеми правами и свободами, которые даны каждому человеку от рождения — независимо от пола и страны проживания.

Читайте также: