Управленческая культура педагога ее компоненты доклад

Обновлено: 13.05.2024

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
1.Понятие и основные элементы культуры управленческого труда….9
2.Стили управления трудовым коллективом…………………………..17
3. Профессиональные качества руководителя…………………………25
Заключение……………………………………………………………….27
Список использованных информационных источников

Работа содержит 1 файл

Управленческая култьтура руководителя и педагога.docx

Министерство образования и науки РФ

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра педагогики и психологии

студентка 143 гр.

факультета коррекционной педагогики

канд. пед. наук, доцент

каф. педагогики и психологии

1.Понятие и основные элементы культуры управленческого труда….9

2.Стили управления трудовым коллективом…………………………..17

3. Профессиональные качества руководителя…………………………25

Список использованных информационных источников………. …….29

Сегодня, в век информатизации, современная жизнь состоит из решения организационных и управленческих задач. Высокая культура управления, давно известная Западу, ценится как важнейшая составляющая успешного экономического развития, достойной и благополучной жизни.

Успех в работе любой организации зависит не только от технических и технологических процессов производственной деятельности. Важным фактором успеха является совершенствование управленческой культуры. Приоритет развития управленческой культуры руководителя более конкретно определяется следующими обстоятельствами:

  • во-первых, в настоящее время социальные проблемы развития российского общества и его граждан определяются в числе приоритетных. За решением любой задачи стоят профессионально подготовленные кадры. Сегодня востребованы специалисты в области управления, не только способные вскрыть острые противоречия, но и профессионально, заинтересовано, результативно их разрешать. В этой связи управленческая культура личности руководителя как его интегративное качество выступает реальным фактором оптимизации и дальнейшего развития общественных отношений, обеспечивая поступательное, прогрессивное развитие России, реализацию жизненно важных задач;
  • во-вторых, на сегодняшний день сложившаяся система подготовки специалистов-руководителей не обеспечивает должного уровня формирования их управленческой культуры, а российские условия хозяйствования не способствуют созданию необходимых предпосылок к ее развитию. Вместе с тем, игнорирование потенциала управленческой культуры в решении профессиональных задач значительно снижает эффективность деятельности, приводит к утрате преемственности в сфере управления, процессе воспроизводства человеческой культуры в целом;
  • в-третьих, недостаточной степенью разработанности проблем управленческой культуры, что затрудняет осмысление сущности данного феномена, обусловливает сложности выявления противоречий и определения тенденции функционирования, поисках оптимальных моделей формирования и развития в современных условиях.

Кроме того, слабо разработан механизм стимулирования профессионального роста руководителя в плане духовного развития, совершенствования его общей и профессиональной культуры.

Оценивая общее состояние разработанности проблемы управленческой культуры руководителя, следует отметить, что важной теоретической предпосылкой ее решения явилось значительное число работ отечественных и зарубежных ученых, посвященных рассмотрению культуры как формы общественного сознания, социального явления и духовно-практического отношения к действительности. Учитывая то, что управленческая культура руководителя рассматривается в системе социальных качеств личности, спектр источников несколько сужается, однако, сами феномены культуры, социального управления, управленческой культуры очень многогранны и для глубокого изучения требуют ознакомления с большим числом работ.

Новые условия хозяйствования, повышение образовательного уровня и зрелости менеджеров дали мощный толчок развитию управленческой культуры. Управленческие службы не только коренным образом изменили отношение к управленческой культуре, но и заняли активную позицию в формировании, изменении и использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности, эффективности производства и менеджмента организацией.

Общие требования, нормы и принципы общественной и индивидуальной культуры включают особенности, которые определяют характер деятельности современного руководителя: ее особую социальную значимость, повышенную нравственно-правовую требовательность, жесткую регламентацию жизнедеятельности, особенные условия и способы выполнения профессиональных обязанностей.

1.Понятие и основные элементы культуры управленческого труда.

Управленческая культура - это и наука, и знания о способах воздействия на людей, это личностные качества, умение работать с людьми, которые зависят от образования, опыта и лидерских черт. Плюс ко всему умение грамотно излагать свои мысли и хорошо выглядеть.

Управленческую культуру можно представить как совокупность типических для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения.

Новые условия хозяйствования, повышение образовательного уровня и зрелости руководителей дали мощный толчок развитию управленческой культуры. Управленческие службы не только коренным образом изменили отношение к управленческой культуре, но и заняли активную позицию в формировании, изменении и использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления организацией [1].

Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в ее основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться руководителем. Наиболее важные из них:

1) юридические нормы управленческого труда, которые отражены в государственно-правовых нормативных актах. Культура управленца в этом смысле состоит в знании и выполнении юридических норм;

2) моральные нормы — регулируют поведение руководителя в области нравственности и морали;

3) организационные нормы — устанавливают структуру организации, состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей; правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана, принятые в организации;

4) экономические нормы — регулируют экономическую деятельность организации.

Имеются и другие виды норм (технические, эстетические и т.п.), которые определенным образом формируют управленческую культуру. В конечном итоге образуется совокупность элементов, характеризующая деятельность руководителя в рамках культуры управленческого труда [2] :

Личная культура. Включает в себя уровень квалификации; этическое воспитание; личную гигиену и внешний вид; форму обращения к подчиненным и т.п.

Рациональное распределение рабочего времени. Рациональная организация труда руководителя немыслима без четкого представления о том, что он делает, когда он это делает, сколько времени затрачивает на различные виды работ. Речь идет о строгом планировании личной работы по следующим направлениям:

- работа с документами;

- работа с кадрами;

- решение социально-экономических вопросов;

- решение коммерческих вопросов;

- непроизводительные затраты времени;

Культура содержания рабочего места. Отдельные руководители считают, что в процессе работы необходимо, чтобы все находилось "под рукой", и с этой целью на рабочий стол выкладывают всю имеющуюся документацию. Это неправильно. При таком подходе трудовой процесс сильно затрудняется: уменьшается рабочая площадь стола; трудно сосредоточиться на каком-либо одном деле; ухудшаются санитарно-гигиенические условия; легко потерять нужные в данный момент документы и т.п.

Культура проведения массовых мероприятий. Речь идет, прежде всего, о культуре проведения различного рода совещаний, переговоров и бесед.

Культура приема посетителей. Она предполагает соблюдение правил и требований при приеме работников, как по личным, так и по служебным вопросам.

Наиболее распространена практика приема посетителей в определенные дни и часы.

Культура в работе с письмами. Сюда входит обязательная регистрация писем, определение сроков их рассмотрения, персональная ответственность руководителя за своевременное и правильное реагирование на них, обязательный ответ на каждое письмо.

Культура речи. Около 80 % рабочего времени руководителя связано с контактами с людьми, поэтому умение говорить является важной составной частью культуры труда руководителя.

Организационная культура руководителя. Она определяет степень владения знаниями теории управления, методами организаторской работы, опыт, навыки, умение осуществлять разнообразные организационные процедуры, составляющие значительный удельный вес в структуре рабочего времени руководителя.

К числу организационных процедур можно отнести подбор и расстановку кадров, работу с кадрами; разработку организационных норм и нормативов, планов личной работы; постановку задач и доведение их до исполнителей, распорядительство, контроль исполнения и другие [3].

Изучая систему управления как объект исследования, необходимо выделять требования, предъявляемые к системам управления, по которым можно судить о степени организованности систем. К таким требованиям относятся [4] :

- детерминированность элементов системы;

- наличие в системе управляющего параметра;

- наличие в системе контролирующего параметра;

- наличие в системе каналов (по крайней мере, одного) обратной связи.

Соблюдение этих требований должно обеспечивать условия эффективного уровня функционирования органов управления. Рассмотрим подробно эти требования.

В системах управления детерминированность (первый признак организованности системы) проявляется в организации взаимодействия подразделений органов управления, при которой деятельность одного элемента (управления, отдела) сказывается на других элементах системы. Если в организационной структуре управления, например, есть отдел, действия которого не влияют на другие подразделения, то такой отдел не реализует ни одну из целей функционирования организации и является лишним в системе управления.

Вторым требованием системы управления является динамичность, т.е. способность под воздействием внешних и внутренних возмущений оставаться некоторое время в определенном неизмененном качественном состоянии.

Под воздействием таких внешних и внутренних возмущений орган управления любого уровня вынужден перестраиваться, приспосабливаться к изменившимся условиям.

С целью обеспечения быстрого перестроения системы в условиях изменения среды в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт появления возмущения; система должна обладать минимально допустимой инерционностью, чтобы своевременно принимать управленческие решения, в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт упорядочения состояния системы в соответствии с изменившимися условиями. В соответствии с этими требованиями в структуре управления предприятием должен быть отдел совершенствования структуры управления [5].

Под управляющим параметром в системе управления следует понимать такой ее параметр (элемент), посредством которого можно управлять деятельностью всей системы и ее отдельными элементами. Таким параметром (элементом) в социально управляемой системе является руководитель подразделения данного уровня. Он отвечает за деятельность подчиненного ему подразделения, воспринимает управляющие сигналы руководства организации, организует их выполнение, несет ответственность за выполнение всех управленческих решений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Управленческая культура учителя как системообразующая составляющая общей профессиональной культуры современного учителя.

Как в условиях школы перевести потребность в таком учителе – ощущаемую и существующую на уровне представления – в четкие требования к его деятельности?

Как сделать эти требования понятными и определяющими цели собственного профессионального роста для каждого учителя в школе?

Как измерять уровень соответствия деятельности учителя этим требованиям?

В стратегии модернизации образования заявлено о необходимости введения компетентностного подхода в образовании, потому что он предполагает не простую трансляцию знаний, умений и навыков от учителя к учащимся, а формирование у педагогов профессиональной компетентности, у учащихся – ключевых компетенций, которые позволят выпускникам уверенно действовать в различных жизненных ситуациях, быть готовыми к продолжению образования на протяжении всей жизни.

Основной целью реализации компетентностного подхода является обеспечение эффективности и качества образования. Окончательно профессиональную компетенцию педагога разделили на следующие компетенции:

Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметно-методологической компетентности учителя. Под предметно-методологической компетентностью учителя понимается совокупность знаний в области преподаваемого предмета, уровень ориентации в современных исследованиях по нему; владение методиками преподавания и умение выбирать или разрабатывать необходимую для конкретного образовательного процесса, технологию, методику.

В педагогической науке понятие психолого-педагогическая компетентность определяется чаще всего как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных и личностных свойств педагога, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания обучаемых (воспитываемых).Отметим, что психолого-педагогическая компетенция входит в ряд основополагающих в структуре профессиональной деятельности педагога современной школы. Психолого-педагогическая компетентность – составной элемент в общей структуре профессиональной компетентности учителя, куда также входят коммуникативная компетентность (культура общения и педагогический такт), риторическая компетентность (профессиональная культура речи), когнитивная компетентность (профессиональная эрудиция), профессионально-техническая компетентность (умение использовать современные методики и технологии, в том числе информационно-коммуникативные технологии), профессионально-информационная компетентность (способность осуществлять мониторинг и диагностику).

Компетенция в области валеологии образовательного процесса

Под валеологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здоровья человека, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей.

Теоретические знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду (урок, кабинет). Владение навыками использования здоровьесберегающих технологий. Теоретические знания и практические умения по организации учебного процесса для детей с ОВЗ Различают здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии.

Здоровьеформирующие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. (Н.К. Смирнов)

Здоровьесберегающие технологии (по Г.К.Селевко) - это:

Условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;

Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Задача здоровьесберегающих технологий - о беспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Коммуникативная компетенция

Владеет управленческими технологиями (педагогический анализ ресурсов, умеет проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать, и анализировать результаты учебного и воспитательного процесса)

Компетенция в области управления трансляцией собственного опыта

способность транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах)

Компетенция в области управления исследовательской деятельностью

умение спланировать, организовывать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций

Компетенция в области управления ростом компетентности (акмеологическая компетентность)

Способность к постоянному профессиональному совершенствованию. Умение выбрать необходимое направление и формы деятельности для профессионального роста.

Я уверена, что для современного учителя, как и для любого профессионала, творчество начинается с владения навыками управления той средой, в которой происходит его профессиональная деятельность. Настоящее творчество по сути своей ни что иное, как результат успешного управления профессионалом средой в нестандартной ситуации. А что может быть более нестандартным, чем школьные ситуации, ежедневно, ежечасно, ежеминутно рождающие проблемы, решить которые под силу только учителю, владеющему управленческой составляющей собственной компетентности на высоком уровне.

Мы все знаем, как обидно бывает, когда яркая личность, прекрасно владеющая материалом своего предмета, способная фонтанировать идеями, не способна осуществить реализацию задуманного на таком же высоком уровне. Управленческие навыки становятся для такого учителя тем средством, которое помогает ему воплотить в реальность свои идеи. Такой подход позволяет нам выделить из педагогического творчества его инвариантную составляющую – управленческие компетенции – оставляя учителю полную свободу в выборе направления и содержания творчества как способа самореализации. Управление ориентировано на обеспечение объективных и субъективных условий в такой пропорции и таком сочетании, что позволяет достигать поставленных целей

Управление - подвластный человеку процесс изменения качества объектов и остальных процессов

Управлять – значит:

1) предвидеть, планировать (т.е. учитывать прошлое и грядущее и вырабатывать программу действий),

2) организовывать и распоряжаться (т.е. строить материальную и социальную систему предприятия),

3) к оординировать (т.е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия),

4) контролировать (т.е. заботиться о том, чтобы все совершилось согласно установленным правилам и отдельным распоряжениям).

Существуют три концептуальные позиции учителя : учитель–предметник, учитель–наставник, учитель–партнер. Ни одна из них не ущербна и не порочна сама по себе. Разница между этими позициями лишь в том, в каких реальных условиях каждая из них будет оптимальной и успешной. И еще в том, как успешнее всего реализует свой творческий потенциал такой учитель.

Если педагог реализует вторую модель, то его можно условно назвать учителем- наставником. Он успешно обучает детей и с высоким и со средним уровнем учебных возможностей, обеспечивая преодоление неуспеваемости в первую очередь через учет скорости усвоения разными учениками учебного материала. Для него наиболее перспективной будет работа по модульной технологии с уровневой дифференциацией учебного материала. Дети будут продвигаться по единой алгоритмизированной траектории с собственной скоростью, а учитель–наставник уделит внимание тем, кому это необходимо. Такой педагог успешно реализуется в творческой деятельности как проектировщик учебных модулей по различным темам. А если у него есть возможность перевести модули в электронный формат и использовать компьютерное обеспечение, то результаты обучения станут еще выше.

Вряд ли у такого учителя каждый урок пройдет по строго заданному алгоритму. Педагог по первым минутам общения оценит состояние учащихся, чтобы при необходимости перестроить урок, начав его не с активной коммуникации, например, а с индивидуальной работы с учебником. Такой учитель не успокоится, пока не выяснит, почему кто-то из учеников не может освоить учебный материал. Ведь причиной неуспешности может быть и недостаток знаний, и низкий уровень общеучебных навыков, а иногда и несоответствие излюбленной учителем формы подачи материала индивидуальному стилю учебной деятельности ребенка.

Учитель–партнер , анализируя учебную ситуацию, всегда готов определить свою позицию по отношению к каждому ученику в зависимости от реального состояния уровня учебных возможностей ребенка:

Конечно, такому учителю доступны и все остальные направления творческой деятельности: он может быть автором новых программ, методик и технологий. Может создавать и использовать учебные модули, компьютерные программы… Принципиальное отличие – одно: такой учитель практически существует в режиме управления в каждую минуту урока, где основным предметом его управления является учебная ситуация .

Чтобы постоянно быть свободным для выбора наиболее оптимального и эффективного способа действия, для такого учителя должна быть характерна системность во всем: в организации классного пространства, на рабочем столе, в шкафах… Чтобы, не теряя времени, заменить задание ученику, обнаружившему свою несостоятельность, чтобы детям, вышедшим после болезни, обеспечить самостоятельную отработку пропущенного учебного материала, чтобы мотивировать заскучавшего отличника головоломным заданием.

Такой учитель не может не владеть навыками грамотного управления собственной деятельностью, условиями и ресурсами учебной деятельности своих учеников. Но в вузах будущий педагог практически не формирует свою управленческую компетентность. Она инициируется и растет либо стихийно, с эмпирическим опытом, либо целенаправленно – в системе методической работы школы или округа, города.

Сегодня мы познакомимся с системой работы, которая позволяет педагогам в течение двух лет освоить управленческие навыки на таком уровне, который инициирует и поддерживает дальнейшее саморазвитие учителя как управленца. Однако, если одновременно не будут происходить изменения во внутришкольном контроле, в стиле руководства, управленческая компетентность учителя или угаснет, не сформировавшись, или приведет к конфликтным ситуациям.

Управленческая самостоятельность отдельных учителей может не выдержать конкуренции с требованиями традиционного стиля руководства, продолжающего функционировать в родной школе. Ведь педагог, владеющий управленческой культурой, уже по-иному воспринимает поступающие сверху распоряжения – конструктивно-критически, умело вычленяя инвариантную, обязательную для выполнения часть и профессионально точно рефлексируя вариантную составляющую.

Эффективность управленческой деятельности во многом зависит от способности администрации образовательного учреждения осуществлять руководство учебно-воспитательным процессом на основе системного подхода.

Теоретический анализ прочитанной мною литературы показал, что управленческая деятельность есть выполнение разнообразных функций. Среди них ученые выделяют:

Среди выделенных функций управления как видов деятельности системообразующим фактором этого состава будет цель. Под влиянием мотивов и цели формируется информационно-аналитическая основа процесса управления любой педагогической системой. Мотивационно-целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства исполнения принятых решений, служит нормой для контроля (экспертизы) и диагностической оценки фактических результатов, позволяет регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и деятельность всех его участников. В каждой функции управления, в свою очередь, в свернутом, уменьшенном по объему виде циклически проходят все те же этапы, которые можно определить как подфункции.

Поверхностные представления о составе и последовательности звеньев, из которых слагается процесс управления, сводятся к тому, что функциональные звенья управления рассматриваются как относительно самостоятельные виды деятельности. Между тем все они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл. Недооценка какого-либо из функциональных элементов приводит к изменению всего процесса управления и снижению его конечных результатов.

Таким образом:

1. Управленческую составляющую общей компетентности учителя

в настоящее время можно назвать системообразующей,важнейшей, определяющей результативность и оптимальность деятельности учителя.

2. Каждый учитель может овладеть управленческими технологиями и знаниями на достаточном и оптимальном уровнях.

3. Учитель, владеющий управленческой компетенцией на высоком уровне,может обеспечить положительную динамику в обученности и общем развитии каждого ученика.

должно проходить обязательно параллельно

с изменениями в общей системе управления школой

5. Качество педагогического общения можно повысить, если все члены коллектива будут обучатьс


В статье рассматривается управленческая культура педагога как одна из составляющих профессиональной компетентности. Дается содержательная характеристика формирования данного понятия.

Ключевые слова: управленческая культура, педагог, компоненты управленческой культуры, управленческие умения, методическая поддержка педагогов, самосовершенствование

Сложившаяся система управления образовательной организации оказывается неэффективной, так как не решает многих педагогических проблем.

В настоящее время школа имеет потребность в новом педагоге, который не только учит, но в первую очередь создает условия развития процессов самоопределения, самопознания у своих учеников, педагоге способном четко скоординировать свою работу, который кроме знаний в области психологии, педагогики, различных методик, должен быть профессионально подготовлен к управленческой деятельности.

Успешный педагог, удовлетворённый собой и своей деятельностью, убежденный в своей личной и профессиональной компетентности, уверенный в своём успехе, оказывает позитивное воздействие на самооценку и на отношение к нему детей, членов коллектива, стимулирует у них стремление к успехам в деятельности и в конечном итоге оказывает развивающее воздействие на их личность.

Управленческая культура педагога образовательной организации — это комплекс управленческих знаний, умений и опыта, а также профессионально значимых личностных качеств лидерской и творческой направленности. Мастерство управления состоит в умении выбирать наиболее эффективные для данного конкретного момента времени и сложившихся обстоятельств методы управленческой деятельности.

Формирование управленческой культуры педагога возможно в процессе научно-методической работы. Такая возможность определяется потенциалом данного вида педагогической деятельности в развитии у педагога управленческих знаний и умений.

Управленческая культура педагога образовательной организации представляет собой меру и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении образовательной организацией, педагогическим коллективом, классом. В таком случае компонентами управленческой культуры являются: аксиологический, технологический и личностно-творческий (рис. 1). [1, с 102]


Рис. 1. Компоненты управленческой культуры педагога

На наш взгляд в управлении образовательной организацией важны последовательность действий и постепенность в решении задач. Поэтому необходимо изучать управленческую культуру педагога.

Педагогический коллектив всегда не однороден. Его изучение и анализ помогают правильно организовать условия развития управленческой культуры педагога с учетом оценки уровня готовности членов педагогического коллектива к восприятию знаний в области управления.

Создание комфортной образовательной среды саморазвития, способность раскрыть управленческий потенциал педагога предполагает поддержание руководителем образовательной организации и его заместителями таких условий, которые способствуют самореализации, культурному и духовному развитию педагога и обучающихся.

По нашему мнению, процесс развития управленческой культуры педагога будет проходить более успешно, если соблюдать следующие организационно-педагогические условия:

‒ Обеспечить педагога знаниями об управленческой культуре, включающими в себя особенности управления классом, школой и управление собой.

‒ Активное включение педагога в управленческую деятельность образовательного учреждения с учетом его возможностей.

‒ Стимулирование стремления педагога к освоению технологий управления, используемых в современной школе; желания изучать передовой опыт управленческой деятельности других педагогов.

Формирование управленческой культуры может быть представлено как процесс становления следующих умений: гностических, проектных, конструктивных, организационных и коммуникативных [2, с.67].

Гностические умения составляют общие познавательные особенности, влияющие на эффективность профессиональной деятельности педагога, которая зависит от умений составлять и проверять гипотезы, обнаруживать противоречия, критически оценивать полученные результаты. Система знаний объемлет мировоззрение, общий культурный уровень и уровень специальных знаний.

К общим знаниям относятся знания и умения в области литературы и искусства, религии, права, политики, экономики и социальной жизни, широкий кругозор. Низкий уровень общих знаний приводит к одностороннему развитию личности и ограничивает воспитательные возможности педагогов. К специальным относятся знания по педагогике, психологии и методике преподавания.

Составную часть педагогических гностических умений представляет деятельность по извлечению новых знаний.

Если гностические умения составляют основу деятельности педагога, то конструктивные и проектные умения способствуют повышению педагогического мастерства. Применение всех других знаний зависит от них. Реализация этих умений служит сознательной модернизации обучающих воспитательных работ как педагогического механизма.

Проектные умения представляют собой стратегическое направление педагогической деятельности и выводят имеющиеся знания и навыки на передний план, позволяют решать актуальные вопросы, учитывают планирование курса в учебном плане, определяют связь с другими предметами. Такие умения развиваются в зависимости от возраста и стажа работы.

Конструктивные умения охватывают решение тактических задач, структуризацию курса, выбор формы анализа занятий и конкретного содержания по разным разделам. В опыте работы каждого педагога встречается конструктивизация образовательного и воспитательного процесса.

Организаторские умения не только служат организации процесса обучения, но и играют значительную роль в построении деятельности педагога. Установлено, что, в отличие от гностических и конструктивных, организационные умения с возрастом ослабевают.

Эффективность общения педагога с обучающимися и коллегами зависит от развития коммуникативных умений (способностей) и компетентности общения. Общение не ограничивается передачей знаний, оно придает образовательному процессу эмоциональность, создает у обучающихся заинтересованность и желание взаимодействия. Общение в том числе является важным условием формирования управленческой культуры педагогов. Педагоги, носители научной информации должны выступать передатчиками данной информации другим. Педагоги, выступая организаторами умений обучающихся, должны побуждать их к самостоятельному научному творчеству [3, с.54].

В формировании управленческих умений педагогов на уровне соуправления большую роль играют такие организационные формы, как научно-методический совет, тематический педагогический совет, методическое объединение, психолого-педагогический консилиум, научно-практические лаборатории, проводившиеся с использованием таких интерактивных методов обучения, как коллективное творческое дело, круглый стол, ролевые, имитационные и обучающие игры, презентации, метод анализа конкретных ситуаций.

Таким образом, формирование управленческой культуры у педагогов тесно сопряжено с непрерывным повышением уровня педагогического мастерства, самосовершенствования профессионального мастерства педагога.

Работа в данном направлении должна осуществляться на протяжении всего периода профессиональной педагогической деятельности педагога в образовательной организации.

Иными словами, педагог должен обладать высоким управленческим потенциалом. Ему надо быть лидером в полном смысле этого слова: уметь общаться, побуждать обучающихся к творческой деятельности; отмечать и оценивать каждое достижение ребенка; находить выход из конфликтных ситуаций, быть предельно объективным независимо от своих симпатий; уметь подчиняться и соблюдать субординацию; искусно вести деловые переговоры.

Основываясь на свой опыт работы, мы можем педагогу образовательной организации для дальнейшей успешной его работы дать следующие рекомендации:

‒ не делайте все самостоятельно;

‒ не считайте себя лучше других;

‒ не беритесь за все дела сразу;

‒ не переносите на завтра то, что можно сделать сегодня;

‒ не перекладывайте собственные упущения в работе на других.

Педагог — это не только должность, но и образ мышления, деятельности, жизни. Педагог — творец образовательной деятельности. Он не ждет, когда кто-то создаст ему благоприятные условия для его деятельности, а создает эти условия сам. Никакая выгода не стоит того, чтобы добиваться ее любой ценой.

  1. Сластенин В. А. и др. Педагогика // М.: Академия, 2007
  2. Капустин И. П., Третьяков П. И., Шамова Т. И. Управление образовательными системами // М.: Владос. — 2002 — С. 200–319.
  3. Тамарская, Н. В. Системный подход в формировании управленческой культуры педагога в процессе непрерывного образования Н. В. Тамарская // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: Психолого-педагогические науки: научный журнал. — Калининград, 2014 — № 4. — С. 48–63.

Основные термины (генерируются автоматически): управленческая культура педагога, образовательная организация, умение, управленческая культура, педагог, управленческая деятельность, знание, педагогический коллектив, педагогическая деятельность, педагогическое мастерство.

Ключевые слова

педагог, самосовершенствование, управленческая культура, компоненты управленческой культуры, управленческие умения, методическая поддержка педагогов

управленческая культура, педагог, компоненты управленческой культуры, управленческие умения, методическая поддержка педагогов, самосовершенствование

Похожие статьи

Управленческая культура руководителя образовательного.

Управленческая культура руководителя образовательного учреждения в современных условиях.

Управленческая культура руководителя в сфере образования – это комплекс управленческих знаний, умений и опыта, а также профессионально значимых личностных.

Педагогическая креативность в управленческой культуре.

Педагогическая креативность в управленческой культуре педагога. В статье представлены главные личностные характеристики руководителя, которые способствуют эффективности его управленческой деятельности.

Педагогический менеджмент в организации профессионального.

Педагогический менеджмент в организации профессионального образования. Авторы: Паперная Нина Васильевна, Шатилова Алина Сергеевна.

Управленческая цель: создать целостную систему формирования и развития учебных навыков и умений исходя из того, что.

Факторы становления и формирования навыков управленческой.

Формирование управленческой культуры педагога образовательной организации.

Формирование навыков управленческой деятельности у руководителей творческих коллективов.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

– организационно-педагогические умения — общепедагогические умения планирования

– самостоятельной образовательной и преподавательской деятельности

Н.А. Морева Основы педагогического мастерства М,. 2006. Педагогика / Под. ред. Ю.К. Бабанского.

Управленческая культура: понятие, сущность, основные черты

управленческая культура, управленческая деятельность, культура, культура управления, управленческая культура руководителя, управление, профессиональная культура, ценность, социальный феномен, общая культура.

Культура взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Педагогический коллектив — объединение педагогов образовательной организации

педагогический коллектив, культура взаимоотношений, педагогическая культура.

Мотивация творческой деятельности в педагогическом коллективе.

Этапы управления организационной культурой педагогического.

организационная культура, педагогический коллектив, дошкольное образовательное учреждение, управление развитием, психологический климат, педагог, образовательное учреждение, направляющий этап.

Формирование комплекса педагогических условий реализации.

Формирование управленческой культуры педагога образовательной организации. Влияние педагогических условий на формирование здорового образа жизни дошкольников.

Рассмотрение вопроса необходимости перехода от традиционного обучения в системе повышения квалификации, которое основывается на передачи опыта, к новой системе формирования управленческой культуры. Аксиологический, личностно-творческий компоненты.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 18.09.2017
Размер файла 17,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Формирование управленческой культуры педагога-предметника в системе повышения квалификации

Анотация

Рассмотрен вопрос необходимости перехода от традиционного обучения в системе повышения квалификации, которое основывается на передачи опыта, к новой системе формирования управленческой культуры. Автор выделяет и характеризует следующие компоненты управленческой культуры: аксиологический, технологический, личносно-творческий (профессиональный). управленческий культура обучение

Ключевые слова: система повышения квалификации, система непрерывного образования, управленческая культура.

Для решения проблемы подготовки будущих специалистов в логике, которая отличается от традиционного обучения, требуется изменение отношений между педагогами и слушателями, которые должны строиться на общечеловеческих ценностях, составляющих основу нравственного воспитания и развития духовности, на развитии интеллектуального потенциала и опыта управления этим взаимодействием. В этом заключена одна из актуальных задач, стоящих перед системой повышения квалификации педагогического профиля, - создание системы образования для подготовки будущих специалистов, которая способствовала бы его профессиональному развитию как субъекта образовательного пространства, готового экстраполировать приобретенный опыт в социокультурное пространство, где ему придется работать, реализуя субъектную позицию в труде, учебе и жизнедеятельности [1].

Управленческая культура выступает как интериоризированная общая культура профессиональной направленности. Управленческая культура формируется, развивается и реализуется в конкретной деятельности каждого педагога. Личность, как носитель определенной управленческой культуры, созидает новые культурные ценности на основе освоения того, что создано предшествующими поколениями, самообогащая их духовным опытом.

Под управленческой культурой мы понимаем совокупность нравственных, профессиональных позиций, подходов и методов, личностно-профессиональных качеств, выработанных на основе опыта и индивидуальных особенностей личности. В структуре управленческой культуры можно выделить следующие компоненты:

1 - аксиологический компонент - совокупность педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс;

2 - технологический компонент - способы, приемы педагогической деятельности, овладение современными педагогическими технологиями гуманистического образования;

3 - личностно-творческий (профессиональный) компонент - индивидуальный стиль, силы, возможности педагога, его готовность к саморазвитию в процессе педагогической деятельности, профессиональная направленность, уровень образования, стаж педагогической работы, способность и готовность к общению и взаимодействию с детьми. На развитие личностно-творческого компонента влияет тип учебного заведения, экспериментальная, инновационная атмосфера; культурная среда образовательного учреждения; атмосфера оптимизма в школе; совершенствование руководства деятельностью классных руководителей.

Управленческая культура вовсе не является "планкой" компетентности, которую надо достичь и сохранять. Приближение к определенному уровню культуры, профессионализма, компетентности, мастерства не снимает вопроса о необходимости их постоянной эволюции, поиска нового видения своей практики, отказа от каких-то составляющих в своем мировосприятии.

Добиться сдвигов в развитии культурной среды общеобразовательной школы можно, если в целом педагогическая подготовка и повышение квалификации учителей будут отвечать требованиям принципов целостности и непрерывности.

Ряд исследователей придерживается точки зрения (с ней можно согласиться), что подготовка педагогических кадров может осуществляться как в вузах для освоения соответствующей специальности, так и внутри школы как система непрерывного образования.

В этом аспекте проблем стало возможным утверждать, что идеи личности как целостности, становление и развитие ее субъектной позиции согласуются с теорией системно-синергетического подхода, рассматривающего объект как целостность, как сложную самоорганизующуюся систему синергетического типа "Самоорганизация - одно из важнейших понятий синергетики - в отношении к образованию означает самообразование" [2]. Субъектная позиция в интеллектуальном и духовном развитии обучающихся обеспечивается содержательно-образовательными и мировоззренческими целями, реализуемыми в репродуктивной и творческой деятельности; в установлении отношений с миром, с участниками процесса, с самим собой на основе принципов нравственных общечеловеческих ценностей. Системный подход позволяет моделировать педагогические системы как гуманитарные целостности, способствующие становлению субъектной позиции обучающихся, где под субъектом понимается носитель идей, целей и технологий их достижения [1].

Каждый работник любой профессионально-производственной отрасли свое личностно-гражданское предназначение в жизни выполнит в том случае, если он станет субъектом саморазвития своего интеллектуального и духовного потенциала, субъектом установления гармоничных отношений с окружающим миром природы и людей, в пространство которых он включается в период трудовой деятельности. Значит, система обучения, являясь "педагогической интерпретацией (моделью) культуры" [4], должна использоваться как лаборатория, где готовятся будущие субъекты социокультурного пространства бытия, где взаимодействуют гуманитарные системы общества, где происходит взращивание идеала. Необходимо знать, что при взаимодействии любых гуманитарных систем они и их субъекты постоянно вступают в переменные субъект-объектные отношения, которые, в свою очередь, свидетельствуют о том, что в пространстве взаимодействующих систем появилась еще одна целостность - система управления. Наличие управленческой культуры (субъектной) и управляемой (объектной) систем констатируют данный факт. Для дальнейшего анализа проблем развития профессионально-управленческого потенциала учителя при изучении основ наук обратимся к логике технологии управления, рассматривая по ее этапам. На первом этапе осмысливается стратегическая цель системы, которая характеризуется идеально-абстрактным содержанием образа, не технологизируется, отражая общую направленность развития целостности идеала. Второй этап предполагает декомпозицию стратегической цели на оперативный и тактический уровни. Третий этап - конструирование идеальной модели системы управления. Реальная модель системы управления конструируется на четвертом этапе посредством реализации целей адекватными технологиями. На пятом этапе осуществляется анализ результата по степени реализации целей, а не по перечню видов выполненных работ. Постановка и реализация содержательно-образовательных, мировоззренческих и профессионально-управленческих целей занятия позволяет субъектам учения на практике моделирования образовательных систем обретать опыт управления гуманитарными целостностями, т.е. системами, где находятся люди, опыт, который им предстоит экстраполировать (переносить, в сферу предстоящей профессиональной деятельности). Следует особо подчеркнуть, что в практике управления получил распространение функциональный подход, который не отражает объективного состояния системы, абсолютизирует одну характеристику - функционирование и игнорируя две других - состав и структуру целостности. В сложившемся опыте управления утрачивается логика целеполагания, когда названные стратегические ориентиры сопровождаются перечислением форм и средств практической работы, что неизменно приводило и приводит не только к разрушению систем, но и - целых отраслей производства, что фактически изначально заложено нарушением логики управления. В результате такого непрофессионального подхода утрачивается гуманитарно-гуманистическая логика управления, исключительно, как несущественное, уважение и доверие к человеку и его творческому развитию, что соответственно приводит к утрате опыта разработки соответствующих технологий управления. Специалисты, которые обучаются в вузах страны, оказываются неподготовленными к профессиональной деятельности в области управления развитием предстоящей отрасли педагогического труда. Чтобы уйти от неэффективного и даже разрушительного функционального подхода в управлении, в его основание необходимо положить направление системной человекосообразности. Отсюда логично следует вывод о необходимости разработки гуманистических и демократических основ управленческой подготовки специалистов в системе повышения квалификации. Исходя из того, что при системном подходе к обучению слушатели вуза ориентируются на цели субъектного саморазвития своего интеллектуального и духовного потенциала, профессионально-управленческие цели системы имманентно (непроизвольно) интегрируются из их содержательно-образовательного и мировоззренческого состава. Таким образом, преподаватели вузов, определяя указанные цели обучения, закладывают основу управленческой деятельности будущих специалистов на базе демократизации и гуманизации опыта обучения, являющейся основой их будущей профессионально-управленческой деятельности, в своей предметной области. В данном аспекте проблем необходимо обеспечить систему обучения слушателей в логике конструирования управления на основе целевого сотрудничества, разработки действенных технологий уважения, доверия к человеку, технологии моделирования пространства взаимодействия субъектов на базе корпоративной этики. Подходя к этому вопросу подготовки специалистов, система повышения квалификации в России решает стратегическую цель подготовки граждан, способных цивилизованно обустроить Отечество.

Изложенная логика освоения целей интеллектуального и мировоззренческого развития субъектов повышения квалификации создает не только теоретическую, но и опытную основу для управленческой подготовки специалистов педагогической отрасли. Приметой настоящего времени становится, как говорят специалисты, новоприобретение (или, возможно, реставрация) ценностей и одной из таких является профессионально-управленческая деятельность, основанная на уважении личности, материальном интересе, предприимчивости, неприкосновенности чужой собственности, развитии правового поля.

В связи с тем, что за время развития отечественной системы образования был утрачен опыт целевого развития интеллектуального и духовно-нравственного потенциала обучающихся, в силу того, что предметная область учебных дисциплин превратилась в самоцель, о чем свидетельствуют широко используемые фразы: "Передать знания качественно", "Перекачать материал из Интернета" и т.п. В результате современные молодые учителя не становятся менеджерами своего развития, а значит, и в последующей управленческой деятельности, они будут испытывать трудности и не смогут творчески встроиться в предстоящую систему педагогического труда. Некоторые учителя, не вкладывая усилий по управлению своим профессиональным развитием, пользуются всевозможными "обходными путями", предъявляя вместо своих научно-методических работ варианты, исполненные другими специалистами, они не обладают прочными знаниями, испытывают затруднения на занятиях, лишены положительной мотивации учить и управлять учебным процессом. Обмануть можно любого ученика и своих коллег, но никогда нельзя обмануть себя. Обман обязательно приведет к саморазрушению личности и отношений с окружающими людьми. Наверное, недаром в число учебных дисциплин педагогических учебных заведений, наряду с другими, предлагается ввести курсы по теории социального управления, риторике и логики. Вместе с тем, общеизвестно, что в учебных заведениях законодательно утверждена обязательность постановки на занятиях образовательных, воспитательных и развивающих целей, что является положительными предпосылками освоения логики управления самообразованием и самовоспитание школьников. В вузах практика целеполагания отсутствует, тем более что в системе вузовского образования работают не педагоги, а узкие специалисты отрасли, которые "ведут занятия", исходя из своего опыта, полученного при обучении в школе и вузе. В науке обсуждаются вопросы духовной сути мировоззрения, творческого развития субъектов бытия, а вузовское обучение сводится к "передаче знаний" к проведению занятий в режиме подражания опыту, эмпирически сложившемуся у преподавателя. Настало время пересмотра прежнего опыта и освоение логики моделирования образовательных систем на научно-теоретических основах управления развитием этих гуманитарных целостностей и их субъектов в области мировоззренческих идеалов. Недаром, констатируя педагогические условия современности в XXI веке, ученые отмечают:

1. Признание факта вступления человечества в новое историческое состояние глобального информационного поля, когда главным ресурсом развития становится сам человек, его образованность и профессиональная компетентность, его ориентиры и идеалы, нравственные и волевые качества.

2. Педагогизация различных областей общественной жизни, образование взрослых, развитие и образование на научной основе.

3. Необходимость создавать педагогические модели и проекты вместе с технологиями их практической реализации. Управление развитием системой обучения на занятиях позволит слушателям освоить механизмы достижения профессионально-управленческих целей в образовательном пространстве школы. Моделирование этой гуманитарной целостности приведет к формированию опыта экстраполяции управления ее развитием в любую сферу предстоящей профессиональной деятельности в силу сформированности существенных характеристик управленческой культуры.

Итак, моделируя систему обучения слушателей в системе повышения квалификации, преподаватели должны ставить и реализовывать со слушателями содержательно-образовательные, мировоззренческие и профессионально-управленческие цели, которые обеспечат обучение специалистов, подготовленных для управления учебным процессом в школе.

Использованные литературные источники

1. Волов В.Т. Синергетика как базовая методология гуманитариев XXI века / В.Т. Волов, Л.Ф. Китаев. - Самара: Изд-во Сама. науч. центра Рос. акад. наук, 2005.

2. Клиланд Д. Системный анализ и целевое управление /Д. Клиланд, В.Кинг. - М., 1974.

3. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. - М., 1991.

4. Уткин, Э.А. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов по курсам "Менеджмент", "Маркетинг". - М., 1996.

Читайте также: