Доклад телевидение и дети

Обновлено: 05.07.2024

ТЕЛЕВИДЕНИЕ / TELEVISION / ДЕТСКАЯ АУДИТОРИЯ / YOUNG AUDIENCE / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / SOCIAL INSTITUTE / ПРАКТИКИ ТЕЛЕСМОТРЕНИЯ / TELEVISION VIEWING PRACTICES / ДИСКУРС / DISCOURSE / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / МЕДИАРЕАЛЬНОСТЬ / MEDIA REALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гришенкова Е.В.

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению влияния телевидения на детскую аудиторию , а также проанализированы данные различных исследований на тему роли телевидения в современном российском обществе. Подробно рассмотрен процесс взаимодействия телевидения и детей как социальной группы, выделен контекст, факторы и результаты данного взаимодействия.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Гришенкова Е.В.

Средства массовой информации в современном обществе: теоретико-методологический анализ новейших подходов

Influence of television as an institute on children: sociological approach

The article dwells on theoretical approaches to analysis of television ’s influence on young audience . Besides, different studies on the topic of television ’s role in contemporary Russian society are examined. The process of interaction between television and children as a social group is thoroughly viewed. Moreover, key factors, context and results of such interaction are outlined.

ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУТА ТЕЛЕВИДЕНИЯ НА ДЕТЕЙ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению влияния телевидения на детскую аудиторию, а также проанализированы данные различных исследований на тему роли телевидения в современном российском обществе. Подробно рассмотрен процесс взаимодействия телевидения и детей как социальной группы, выделен контекст, факторы и результаты данного взаимодействия.

Ключевые слова: телевидение; детская аудитория; социальный институт; практики телесмотрения; дискурс; идентичность; медиареальность.

Grishenkova E. V.

INFLUENCE OF TELEVISION AS AN INSTITUTE ON CHILDREN: SOCIOLOGICAL APPROACH

The article dwells on theoretical approaches to analysis of television's influence on young audience. Besides, different studies on the topic of television's role in contemporary Russian society are examined. The process of interaction between television and children as a social group is thoroughly viewed. Moreover, key factors, context and results of such interaction are outlined.

Key words: television; young audience; social institute; television viewing practices; discourse; identity; media reality.

В данном случае большую роль играет семья, которая во время совместного просмотра телевизора может дать моральную оценку той или иной передачи и истолковать ее смысл. В раннем возрасте, т. е. в самом начале формирования идентичности, еще не поздно привить ребенку нравственные, этические, эстетические и патриотические ценности через качественный телевизионный контент.

Прежде чем перейти к анализу подходов по изучению влияния телевидения на аудиторию, рассмотрим телевидение как социальное явление на теоретическом уровне. Согласно классификации старшего научного сотрудника Института социологии РАН И. А. Климова, необходимо обратить внимание на три подхода к телевидению [Климов 2005]. Во-первых, телевидение можно рассматривать как социальный институт, который выполняет определенные функции, обладает особой структурой, правилами и законами, регламентирующими его деятельность, нормами и ценностями. При этом телевидение всегда существует в определенном социальном контексте, взаимодействуя с другими социальными институтами. Также стоит отметить, что телевидение -это идеологический институт, цель которого - укрепление государственной власти, формирование национальной идеи и образа государства в сознании граждан [Монро 2000, с. 11].

В рамках другого подхода телевидение предлагается изучать либо изолированно как социальную технологию, т. е. следуя модели Гарольда Лассуэлла, - технологический подход, либо как отражение общественных процессов, происходящих в определенном социальном контексте и развивающихся вместе с обществом -социально-исторический подход [Борецкий 2005].

В свою очередь, в социально-когнитивной теории канадского и американского психолога Альберта Бандуры рассматривается взаимодействие поведения, индивидуальных характеристик и социального контекста. В отличие от животных, человек обладает уникальными способностями к символизации, саморегуляции, саморефлексии и замещению [там же]. Индивид приобретает новый опыт, наблюдая за моделями поведения (например героев телевизионных программ). А. Бандура провел эксперимент, демонстрирующий влияние телевидения на детское поведение. В ходе эксперимента детям показали фильм, содержащий агрессивные сцены, в которых мужчина бьет по боксерской груше. После просмотра фильма дети повторили модель агрессивного поведения на надувной кукле, т. е. фильм оказал так называемое разрешающее воздействие на поведение детей [там же].

воспоминания телезрителя, связанные с сюжетом программы, что определяет его реакцию на материал. Эффект прайминга возрастает при отождествлении зрителя с персонажами телевизионного контента, при восприятии экранных событий как реальных, а также при оправдании действий персонажей. Эффект прайминга изучается в исследованиях, посвященных темам медианасилия, влияния рекламы на потребление, отношения к политикам и т. п.

телезрителей. Критики данной теории отмечают ее индивидуализированный подход, который не позволяет распространить результаты на телеаудиторию в целом.

Стоит отметить, что телевидение также оказывает влияние на другие социальные институты, так как через данный социальный институт проходит огромное количество информации касательно социальной, политической, экономической и духовной жизни общества, которая меняет общественное сознание.

Телевидение носит массовый и глобальный характер, демонстрируя как мировой, так и местный контент: оно охватывает детскую аудиторию, принадлежащую к различным нациям, культурам, социальным классам с разными интересами, потребностями, вероисповеданиями, жизненным опытом. Этот момент мы хотели бы выделить особо, ибо в условиях глобализации встает вопрос о сохранении национально-культурного своеобразия стран и народов, в том числе посредством их акцентирования по телевидению. Соответственно, уже на ранних этапах социализации посредством детских передач может формироваться национальная и культурная идентичность подрастающего поколения.

Телевидение обладает эффективной аудиовизуальной формой передачи контента, что существенно упрощает восприятие информации детьми (кроме случаев значительного расхождения между визуальной и звуковой составляющей, когда в связи с недостатком жизненного опыта и непонимания информации ребенок быстро утрачивает интерес к телевизионному контенту).

Среди медиатрендов детского телевидения отмечается преобладание развлекательной, а не образовательной функции, засилье зарубежного (американского) контента на российском телевидении, насилие в телевизионном контенте, а также пассивный характер потребления детьми информации и, как следствие, снижение их творческого и деятельностного потенциала [Аникина 2013].

Однако телевидение способно также изменить стереотипное представление об определенной социальной группе. Например, в ходе изучения отношения детей к слепым людям, детям был показан документальный фильм о жизни слепых, после просмотра которого восприятие детей данной группы изменилось в лучшую сторону [Лемиш 2007].

Если раньше детство воспринималось как переходный этап к взрослому состоянию, то теперь исследователи обратили внимание непосредственно на детей, рассматривая их как отдельную социальную группу, со своими интересами, жизненным опытом, потребностями. Таким образом, сегодня дети являются активными потребителями телевизионного контента, интерпретируя его, исходя из имеющихся установок и опыта.

общества будут отличаться от таковой в обществе, которое находится в состоянии военного конфликта или глубоких социальных противоречий.

зрения (оценка происходящего, помогающая в дальнейшем выбирать тот или иной контент), определенные установки, ценностные ориентации, а также развивается мышление.

Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / пер. с англ. М. :

Соловьёв В. А. Влияние СМИ на политическую активность российской молодежи // Актуальные проблемы внешней и внутренней политики Российской Федерации. М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2015. С. 153-164. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 2 (713). Общественные науки.)

Многие родители задают мне как психологу закономерный вопрос - влияет ли телевидение на сознание ребенка? К сожалению ответ неутешительный - да, влияет и очень сильно.

В среднестатистической семье телевизор включен до 7-8 часов в день. Больше всего времени перед ним проводят дошкольники и пенсионеры, меньше школьники и работающая молодежь, еще меньше женщины старше 30 и совсем мало мужчины трудоспособного возраста. Но сколько это совсем мало - примерно 2 часа в день. На школьников и дошкольников приходится около трех - четырех часов в день, что равнозначно пяти урокам в школе. Что успевает увидеть ваш ребенок за эти 5 уроков - три сцены насилия и убийств, в сцены -поведения не одобряемого общественностью (употребление наркотиков, курение и др.) и одну сексуальную сцену. Неужели все это не окажет влияния на сознание ребенка. Ведь к окончанию школы ребенок увидит около 8000 сцен с убийствами и 100000 сцен с применением насилия.

Однажды среди заключенных (американских) был проведен опрос - может ли телевидение научить вас новым криминальным трюкам, 8 из 10 человек ответили положительно; 3 из 10 сказали, что пытались совершить преступления, руководствуясь увиденным.

Исследования показали, что просмотр передач, содержавших сцены насилия вызывает у ребенка агрессивное поведение. Такие дети в несколько раз больше совершают правонарушений, чем дети, которые не увлекаются просмотром таких телепередач. Причем существует зависимость, что просмотр боевиков в 7-8 лет может предопределить агрессивность в старшем возрасте 17-19 лет.

В нашей стране как и в Америке, Канаде и других странах с появлением телевидения резко взрастало количество преступлений.

Часто агрессия у ребенка вызвана не заложенной в нем агрессивностью, а желанием подражать героям любимых фильмов. Так же дети не всегда могут различить вымысел от жизненных реалий. И он думает, что так поступающие на экране так поступают и в жизни, что и он может так делать, особенно это касается легко внушаемых детей.

Ошибкой было бы думать, что просмотр боевиков снизит агрессивность ребенка, к сожалению это не так, скорее это только спровоцирует недопустимые поступки.

Почему же дети становятся более агрессивными. Есть такая психологическая особенность ребенка. Действия взрослого воспринимаются им как правило, и ребенку легче скопировать поведение, чем вникнуть в смысл правильности слов человека. И если вы с ребенком будете перебегать дорогу в неположенном месте, то и вырастя, он тоже так будет делать даже зная правила, но это входит в его сознание уже плотно и не поддается коррекции.

Просмотр сцен агрессии приводит не только к агрессивному поведению, но и к эмоциональному окоченению. Ребенок становится менее отзывчивым, холодным, их меньше начинает волновать чужая боль и страдание, что является основой духовности ребенка. Часто наблюдается и такая реакция: появление беспричинных страхов. Люди и дети, часто смотрящие детективы, боевики и триллеры часто склонны к беспричинным страхам, опасаясь, что на них могут напасть и т.д.

К сожалению наше телевидение значительное время посвящает агрессии и насилию, что приводит к росту агрессии у детей и часто приводит к беспричинным страхам. Можно посоветовать родителям меньше давать детям смотреть агрессивные передачи и фильмы примерно до 12 лет и ограничить их просмотр в более старшем возрасте. И вообще задумайтесь, возможно вы проводите около телевизора примерно 2-3 часа в день, значит около 1000 часов в год вычеркнуто из вашей жизни. Как бы вы могли их использовать? Например одни из лучших способов - это провести их со своими детьми.

Телевидение и дети

Опасно или полезно? Давайте разберемся вместе. Во-первых, следует помнить, что телевизор — это инструмент, приспособление для транслирования информации и развлечения. Сам по себе он не плохой и не хороший. Важность и значимость ему придают люди.

Какие же есть плюсы у просмотра телевизора?

Для подростка — то, что он смотрит, обсуждается с друзьями. Соответственно, это укрепляет дружеские связи, помогает ему в общении. Запрет на просмотр в этом возрасте может спровоцировать ровесников на насмешки. Так что нужно быть аккуратнее с мерами воспитания.

Для детей различных возрастов существует множество образовательных и научно-популярных программ. Сюжеты о жизни животных, разных странах и открытиях ученых помогают узнать много новых фактов, расширить кругозор, пробудить интерес к научной деятельности. Существуют и образовательные программы, с помощью которых можно, например, выучить иностранный язык.

Маленькие дети, просматривая качественные мультипликационные фильмы, учатся воспринимать поведение героев как положительный пример для подражания, развивают воображение, обсуждая персонажей вместе с родителями. Вообще, совместный просмотр дает гораздо больше пользы, ведь ребенок всегда может сразу спросить о том, что ему непонятно, или поделиться эмоциональной оценкой происходящего на экране.

Минусы телевидения вполне очевидны.

Во-первых, это разъединение семьи, хотя, кажется, что должно быть наоборот. Вроде все собираются в гостиной, смотрят одну передачу… но тут нужно понять, что в данной ситуации все внимание направлено не друг на друга, не на общение, а на какой-то внешний раздражитель, источник информации.

Если в доме не существует четких договоренностей о пользовании телевизором, он может выступать постоянным источником конфликтных ситуаций.

Следует помнить, что телевидение, в первую очередь, визуально. То есть главное — это картинка. Сюжеты построены таким образом, чтобы внимание человека не отвлекалось ни на что другое. Чтобы смотреть — учиться не нужно, следовательно, бесцельный просмотр не развивает абсолютно ничего.

Главная опасность состоит в том, что для телевизора нет различия в адресатах. Картинка идет одинаковая для всех, что смотрят взрослые — то видят и дети. Вы не сможете прятать детей от экранов, если будет идти негативная информация. А частая демонстрация насилия по ТВ приводит к тому, что оно начинает восприниматься как нечто обыденное и нормальное. К тому же в коммерческих целях авторы передач нарушают многие табу или социальные нормы. Пример — многочисленные реалити-шоу, в которых очень часто задействуют и несовершеннолетних детей. Ну и не будем забывать о рекламе. Взрослые в большинстве случаев не могут воспринимать ее критически, а что уж говорить о детях, которые все принимают за чистую монету.

Компромисс между положительными и отрицательными сторонами телевидения возможен, стоит лишь соблюдать некоторые правила.

Основные правила

2. Телевизор — не замена матери или отца. Очень часто родители по разным причинам не могут выделить время, чтобы поиграть с ребенком. Бывает так, что и просто малыша оставляют одного дома, а телевизор играет роль няньки!

4. Будет лучше, если в семье будут четкие правила касательно времени просмотра телевизора, которые будут соблюдаться не только детьми, но и родителями.


Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований во всех сферах умственного, психического и физического развития. Этот возраст охватывает период жизни ребенка от 6 до 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость [2].

Современное телевидение является самым массовым и, наверное, самым мощным инструментом для распространения информации, развлечения и образования. Телезрителю доступны десятки, а в некоторых регионах сотни каналов с очень разнообразным контентом [1].

Актуальность темы нашего исследования связана с тем, что на современном этапе развития общества телевидение занимает одно из ведущих мест в системе средств массовой информации, оно выполняет различные функции и играет большую роль в жизни современных людей. Влияние, оказываемое телевидением и другими средствами визуальной коммуникации на детей и подростков в процессе их социального развития, отражается в их стремлении к активному подражанию кино героям, в богатстве воображения и чутком восприятия наблюдаемых событий. Значимость и влияние телевидения на интеллектуальное развитие детей как источника разнообразной информации особенно велико.

Сегодня детские программы занимают определенную долю на федеральных каналах в сетке вещания и позволяют дистанционно обучать, развивать и развлекать огромное количество детей одновременно. В этом главное преимущество и достоинство телевидения для детей и подростков. Однако для того, чтобы конструктивная, образовательная направленность детских передач преобладала над их развлекательной функцией, необходимо проводить не только работу по их созданию, но и по исследованию их эффективности и влиянию на детей.

Доступность информации, знаний и дешевизна телевидения — это его положительные стороны, однако есть и отрицательные, ведь оно доступно и тем, для кого может сыграть совсем иную роль. Речь идет о детях, подростках и молодых людях — самой открытой и восприимчивой части человечества. Для них существуют специальные познавательные и развлекательные передачи, для них работают целые каналы.

В наше время это огромное количество специальных каналов и передач для детей. Это один из способов, благодаря которым дети лучше познают окружающую среду. Красочная, яркая виртуальная картинка на некоторое время способна отвлечь ребенка от реальности. Приведем примеры некоторых из них.

Таким образом, в эфире канала Карусель представлены познавательные, обучающие, развивающие и игровые программы, а также мультфильмы и телесериалы. Все передачи развивают память, воображение, мышление, фантазию. С их помощью дети знакомятся с окружающим миром, познают и открывают новое. Способствуют повышению интеллектуального уровня развития ребенка. Передачи созданы с учётом возрастных особенностей детей, т. е. целевая аудитория это младший школьный возраст.

Детская программа — это система направленных программ, адресованных зрителям дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Цель ее — всестороннее воспитание и образование, социализация подрастающего поколения. В этом главное преимущество и достоинство телевидения для детей и подростков. Однако для того, чтобы конструктивная, образовательная направленность детских передач преобладала над их развлекательной функцией, необходимо проводить не только работу по их созданию, но и по исследованию их эффективности и влиянию на детей.

Проведя данное исследование, мы сделали вывод, что среди разнообразия телевизионных каналов, существуют такие, которые по праву могут называться детскими телеканалами, они способствуют всестороннему развитию детей, их аудитория это дети в возрасте от 0 до 12 лет. Каждый из перечисленных выше телеканалов постарался разнообразить список передач, которые были бы направлены на удовлетворение детских потребностей (интеллектуальных, эмоциональных). С помощью них дети знакомятся с окружающим миром, познают и открывают новое. Все передачи созданы с учётом возрастных особенностей детей.

Детское телевидение, на наш взгляд, должно быть именно детским. Над созданием такого рода передач должны работать психологи и педагоги, знающие детскую психологию, имеющие четкие представления о том, что для детей полезно, а что нет и способные преподнести детям информацию именно в том виде, в каком она будет наиболее востребована и понятна.

Детские передачи должны развивать и воспитывать детей, превращать их в полноценных членов здорового общества, способного мыслить, понимать, сочувствовать и помогать. В заключении хотелось бы отметить следующее, каким бы не было разнообразие детских телеканалов и передач в них необходимо учитывать то, что выбирать телепередачи нужно тщательно, так чтобы не навредить своему ребёнку.

1. Колосов А. А., Сапунов В. И., Тулупов В. В., Цуканова М. И. Техника и технология СМИ. Печать. Радио. Телевидение. Интернет. — М.: Издательство Михайлова В. А., 2008. С.127.

2. Мальцева Л. В. Возрастная психология. — М.: Высшее образование, 2005. С.330

3. Юровский А.Я Место телевидения в системе средств массовой коммуникации / Телевизионная журналистика. — М.: Высшая школа, 2002. с.367

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, канал, передача, детская, зарубежное производство, программа, телеканал, главное преимущество, младший школьный возраст, познавательная передача.

Похожие статьи

Влияние мультипликационных фильмов на речь младших.

Для детей младшего школьного возраста, существуют специальные передачи, которые имеют не только познавательный характер, но и учат быть добрыми, щедрыми, готовыми прийти напомощь.

Влияние мультфильмов на психологическое состояние детей.

- познавательно-образовательное влияние (объясняют явления природы, развивают речь

И главное — нельзя показывать мультфильм ребёнку, если его не видел родитель!

Выявлено, как влияют мультфильмы на психологическое состояние детей младшего школьного возраста.

Положительное и отрицательное влияние отечественных.

За 10–15 лет развития телевидения в России появилось множество каналов, где показывают различные детские телепередачи, а также различные мультфильмы

Выявлено, как влияют мультфильмы на психологическое состояние детей младшего школьного возраста.

Влияние просмотра мульпликационных фильмов на психическое.

Однако многие современные родители предпочитают включать детям зарубежные мультфильмы.

Выявлено, как влияют мультфильмы на психологическое состояние детей младшего школьного возраста.

Реализация культурно-образовательной функции журналистики.

К 2015 г. детских передач на основных каналах стало еще меньше (см. Таблица 2 [6]).

К тому же, большинство каналов пытаются выполнить требование закона, заполняя эфир мультфильмами, в основном зарубежного производства.

Радиовещание для детей среднего и старшего возраста тесно связано с программами школьного обучения и воспитания.

Влияние мультипликационных фильмов на речь младших.

Анкетирование среди школьников младших классов показало, что большинство учащихся младшего школьного возраста смотрят

26 % детей смотрят мультфильмы зарубежного производства, 10 % — отечественного, 37 % — зарубежного и отечественного производства.

Современная мультпродукция в контексте развития детей.

Основные термины (генерируются автоматически): мультфильм, ребенок, зарубежное производство, детский сад, родитель, плохой поступок, отечественное производство, друг, дошкольный возраст, телевизор.

История внедрения технологий мультимедиа.

1. Способствуют повышению познавательного интереса. 2. Обладают универсальностью использования. 3. Опираются на базовую учебную программу.

Читайте также: