Народное самодержавие александра 3 доклад

Обновлено: 05.07.2024

2. Биография, восшествие на престол.

3. Внутреннее устройство государства при Александре III .

4. Внешняя политика Александра III.

6. Список литературы.

1. Введение.

2. Биография, восшествие на престол.

Александр III родился 20 февраля 1845 года. Ввиду того, что наследник Александра II – его брат Николай неожиданно скончался, на роль правителя был выбран второй сын императора. Александру пришлось в короткие сроки постичь множество премудростей. Среди воспитателей юного Александра были широко известные в то время личности – А.И. Чивилёв (1808 – 1867) и К.П. Победоносцев (1827 – 1907) – оба профессора Московского университета. По отзывам других преподавателей, как Московского, так и Петербургского университетов, будущий правитель проявил себя как прямодушный, добросовестный, тихий и простой юноша. С этими чертами у него сочетались и другие: твёрдость воли и тенденция к порядку в любых делах, чем он весьма напоминал Николая I – своего деда. Кроме того, цесаревич тяготел ко всему русскому. Но если выбирать между немецким и французским (а его отец симпатизировал немецкому), то он отдавал предпочтение французскому. Его волновали события Русско-турецкой войны 1877 – 1888 гг., он импонировал славянофилам, благодаря которым сделался особым поклонником Ф.И. Тютчева (1803 – 1873). Уже в юности Александр проявил военные способности и принял участие в Восточной (между Россией и Турцией) войне, командуя Рущукским отрядом.

В ноябре 1866 года он обвенчался с датской принцессой Дагмарой (1847 – 1928), которая после принятия православной веры стала Марией Фёдоровной Романовой. Они оказались одной из самых счастливых супружеских пар среди царственных браков. У супругов родилось шестеро детей, в том числе и будущий Николай II (1686 – 1918). В скором времени после женитьбы Александр Александрович начал принимать участие в государственных делах. Когда же внезапно и трагически погиб его отец Александр II (1881), он был вынужден принять правление.

Характер царствования Александра III определила катастрофа, случившаяся 1 марта 1881 года, когда был убит его отец. И если наследие войны вывело Александра II на путь ломки сословных перегородок, то кровавое наследие, полученное Александром III, заставило его думать, что путь реформ был ошибочным.

Таким образом, убийство отца наметило основные линии тринадцатилетнего правления Александра III, который пожелал вернуть страну к сильной власти, правительственному надзору, строгим рамкам общественной мысли, подчинению местных властей центральным.

В роковую дату – 1 марта, но уже 1887 г., группа террористов, которую возглавлял А.И. Ульянов, совершила попытку бросить бомбу под сани, в которых ехал Александр III. Они потерпели фиаско, т.к. заговорщики уже находились под слежкой и потому, покушение было предотвращено, а преступники схвачены. Дальнейшее распоряжение императора было направлено на усиление мер безопасности в стране.

Покушение на жизнь царя повторилось в октябре 1888 года, но уже не со стороны террористов, а в виде рокового стечения обстоятельств. Страшная железнодорожная катастрофа чуть не унесла жизнь Александра III и его семьи, возвращавшихся с отдыха в Крыму. Чудесным образом никто из них не пострадал, все остались целы и невредимы. На месте катастрофы – в селе Борки Харьковской губернии император повелел возвести мемориальный храм Христа Спасителя в благодарность Богу о чудесном спасении и в память о жертвах.

Император Александр III умер своей смертью в Крыму, в своём Ливадийском дворце от болезни почек. Ему было всего сорок восемь лет.

3. Внутреннее устройство государства при Александре III.

Кроме учреждённого Крестьянского банка и выдачи ссуд, политика Александра III способствовала другому значительному мероприятию в отношении крестьян: началась процедура правильного переселения их на восточные окраины империи – в Сибирь и в Среднюю Азию, где пустынными оставалось ещё немало земель, и они не были плотно заселены. Строительство Сибирской железной дороги дала мощный толчок к этому важному процессу.

Наконец, в целях содействия развитию земледелия в России было основано министерство земледелия (21 марта 1894). Это учреждение стало одним из самых главных в стране источником народного благосостояния. Итак, в отношении крестьянства императором было предпринято три основных мероприятия: открытие Крестьянского банка, отмена подушной подати и грамотное переселение на восток.

Появление рабочего класса, который постепенно возникал в России, в том числе и из покидавшего деревни крестьянства, также требовал заботы со стороны правительства. Рост промышленности, увеличение фабрик и заводов требовали рабочих рук, но положение этих рабочих сложилось тяжёлое. Оторванные от земли, они во всём зависели от своих хозяев и были лишены возможности защитить свой труд от эксплуатации. Эти обстоятельства побудили правительство принять некоторые меры для охраны и защиты рабочего класса.

Новые законы запретили принимать на фабричную работу детей моложе двенадцати лет, ночные работы для женщин и малолетних. Для них также было ограничено число рабочих часов по сравнению с мужчинами. Было введено страхование рабочих от несчастных случаев. Таким образом, новые правила о найме гарантировали обеим сторонам: и предпринимателю, и наёмному рабочему выполнение обязательств. Для контроля над соблюдением этих норм правительство учредило специальную фабричную инспекцию.

Заботясь о поднятии российской промышленности, правительство активно строило железные дороги. За тринадцать лет их было построено более четырнадцати тысяч километров. Были введены новые таможенные тарифы, высокие пошлины на экспорт. Увеличилось количество училищ разного типа: сельскохозяйственные, промышленные, железнодорожные, ремесленные. В Харькове был открыт Технологический институт. Начались новые освоения Сибири. Импульсом для этих мероприятий явились два фактора: конкуренция с Западом и желание раскрыть потенциал этого региона. Так вырос грандиозный проект – постройка железнодорожной линии через весь материк. Осуществление его дало свободный выход русскому сырью и продуктам на восточной границе к Великому (Тихому) океану (1891).

Перемены затронули и область финансов, упорядочились государственные капиталы. Подорванное войной равновесие в бюджете было успешно восстановлено. Доход значительно превысил расходы (практически на сто миллионов, 1893 г.). Это было достигнуто не только за счёт заграничных займов, экономией расходов, но и с помощью налогов, косвенных и нововведённых. Нельзя отрицать, что обогащение государственной казны произошло во многом благодаря налоговой политике, взимающей доходы у народных масс.

Большим вниманием и заботой Александра III было окружено дворянство. По его мысли, именно этому сословию принадлежало «первенствующее место в предводительстве ратном, делах местного самоуправления и суда, в бескорыстном попечении о нуждах народа, в распространении примером своим правил веры и верности (Манифест к дворянству 1885 г.). Подобная привилегированность положения казалась чуждой основным реформам направления Александра II, а по своему духу приблизилась к временам Николая II. Таким образом, дворянство вновь оказалось в роли опекуна крестьян. В этом отношении царствование Александра III в корне отличалось от правления его отца, который предоставил всем слоям населения определённую долю самостоятельности. Александр III полагал, что мужику лучше иметь наставника и в связи с этим даровал крестьянам земского начальника (июль, 1889).

Земские начальники назначались исключительно из дворянской среды и выполняли функции надзирателя над крестьянским самоуправлением и расходом капиталов. Они также следили за общественным и даже нравственным порядком. Помимо опеки и надзора земские начальники были вправе вершить суд над крестьянами, вследствие чего были упразднены Мировые суды. Таким образом, достижения в области крестьянской проблемы были подорваны и не сумели принести плоды.

Охранительный характер реформ коснулся и школы, поскольку в ней император видел насаждение вредных политических идей. Подозрение и недоверие к школе проявилось и в последние годы правления и у его отца. Справедливое стремление оградить общество от вредных идей нередко шло в ущерб образованию. Были закрыты Высшие женские курсы в нескольких городах и, преобразованные, открылись вновь лишь в Петербурге. Власти ввели новый университетский устав (1884), по которому профессора теперь назначались правительством, а не избираться коллегией. Особая комиссия контролировала успешность преподавателей и профессоров.

Недоверчивый надзор осуществлялся и над средней школой. За учениками велось наблюдение, даже если они жили дома с родителями. Вновь возникли привилегии для дворянского класса при поступлении в гимназии и реальные училища.

Но существовали и положительные стороны в реформах сферы образования. В 1888 году был основан один из крупнейших университетов России – Томский, а в Иркутске, Красноуфимске и других городах учреждены промышленные и технические мероприятия. Следует отметить, что техническое и промышленное образование при Александре III сделало значительный шаг вперёд.

4. Внешняя политика Александра III.

После этого произошла т.н. таможенная война между Россией и Германией, которая завершилась торговым договором (1894). Этот документ был одним из последних документов императора в международной политике. Заключению договора способствовал С.Ю. Витте (1849 – 1915) , который в то время занимал пост министра финансов. Договор, заключённый императором и министром принесли России на целое десятилетие значительные преимущества.

Беспокойства вызывали отношения с Англией, которая была не в восторге от продвижения России в глубину Азии. Особенно англичан беспокоила опасность завоевания Индии, в которой те так хорошо обосновались. С особенной остротой эта опасность проявилась, когда в 1884 году туркмены приняли русское подданство по доброй воле. Англия сразу же взялась за дело посредством восстановления против России афганского эмира, который со своей армией пребывал в некоторых областях этого региона. Лондон целенаправленно разжигал очаг напряжения не только в Средней Азии, но и на Кавказе.

Ещё одной спорной территорией оказался Дальний Восток, на котором тогда властвовала Япония, и действия которой носили агрессивный характер по отношению ко многим странам. Это привело к тому, что Россия, Франция и Германия выразили протест по поводу захватнической и военной политики Японии и заставили её пойти навстречу российским требованиям о присутствии своей армии в Корее. Итак, теперь на Дальнем Востоке у Японии появился мощный соперник в лице в России. Японцы осознавали это, но не желали военных столкновений с Российской империей. Россия, продолжая своё утверждение на дальневосточном регионе, начала большой проект – строительство Великой Сибирской магистрали.

Следует отметить укрепление российского влияния на Балканах. Недипломатичное поведение Болгарии спровоцировало Балканский кризис, привело к тому, что Россия разорвала с ней отношения и прекратила свою поддержку этой славянской страны. Таким образом, произошло сближение с Турцией, которая из врага сделалась союзником России.

Итак, итогами внешней политики Александра III следует назвать расширение территории государства за счёт среднеазиатских регионов, укрепление влияния на Балканах и Дальнем Востоке, развитие русско-французских отношений и главное – установление мирной обстановки, отсутствие военных конфликтов с другими странами.

5. Заключение.

Внешняя политика России отличалась миролюбивым характером: Александр III не допустил ни одного военного конфликта (если не считать краткий инцидент на афганской границе). Современные историки предполагают, что если бы правление предпоследнего императора России не прервалось раньше времени, не было бы в её истории кровавых событий ХХ века, и наша страна не потерпела такого глобального крушения.

6. Список литературы.

2.Боханов А.Н. Александр III/ А.Н. Боханов. – М.: Вече, 2007. – 448 с.

3.Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX столетий////Отечественная история с древнейших времён до 1917 года. Энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. – 688 с.

4.Захаревич А.В. История Отечества/А.В. Захаревич. – М.: ИТК.: Дашков и К˚, 2005. – 756 с.

6.Майорова Е.И. Александр III – богатырь на русском троне/Е.И. Майорова. – М.: Вече, 2012. – 288 с.

7.Мещерский В.П. Император Александр III//Мещерский В.П. Воспоминания.В 3 т. Т.2. – М.: Эксмо, 2001. – 386с.

8.Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России /Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М.: Норма, 2008. – 784 с.

9.Олейников Д.И. История России с 1801 по 1917. Курс лекций/ Д.И. Олейников. – М.: Дрофа, 2005. – 414 с.

10.Труайя А. Александр III / А. Труайя. – М.: Эксмо, 2008. – 272 с.

11.Шмурло Е.Ф. История России 862 – 1917 гг. / Е.Ф. Шмурло. – М.: Аграф, 1997. – 736 с.

12.Шульга В.В. Военно-политическая деятельность Александра III. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. /В.В. Шульга. – М., 2010. – 224 с.

"Народное самодержавие" Александра III: идеология и внутренняя политика. Концепция "Народного самодержавия" Николая II. Политическая ситуация после революции 1905 г. и создания представительных органов. Реформа высшего образования в 1884-1887 гг.

Рубрика История и исторические личности
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 22.05.2015
Размер файла 26,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПРОЕКТЫ НАРОДНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В ЦАРСТВОВАНИЕ АЛЕКСАНДРА III

Александр III неоднократно заявлял:

Великими реформами, но вследствие изменения избирательных цензов в земствах (в 1890 г.) и городских думах (в 1892 г.) был ослаблен демократический элемент и усилено представительство дворянства. Новый цензурный устав (1882) усилил цензуру и, следовательно, уменьшил гласность и возможности для общественности высказывать открыто в печати свое мнение, контролировать действия администрации. Новый университетский устав (1884) урезал автономию университетов. Крестьянство было ограничено в личных правах и поставлено в сильную зависимость от земского участкового начальника, назначаемого губернатором из потомственных дворян и совмещавшего административные, полицейские и судебные функции (1889). В результате контрреформы внесли в государственный строй такие поправки, которые усиливали в управлении обществом роль коронной администрации за счет ослабления роли общественного самоуправления. В деятельности высших государственных учреждений также обнаружился отход от сложившегося порядка. В царствование Александра III обсуждение законов стало происходить в Совете министров, чтобы миновать Государственный совет, где имелось много либеральных чиновников, введенных при Александре II, а Комитет министров стал выступать в роли высшей судебной инстанции, чтобы умалить роль Сената, где также сконцентрировалось много либеральных чиновников.

Несмотря на контрреформы, правомерный характер коронного управления в принципе поддерживался самодержавием, так как оно было в нем заинтересовано.

Введенные Великими реформами учреждения и законы не ликвидировались, а трансформировались и корректировались.

Земства и городские думы пользовались достаточной свободой в своей деятельности, так как административный контроль не имел ожидаемого эффекта, а взаимное недоверие органов самоуправления и коронной администрации постоянно сменялось сотрудничеством.

Несмотря на политическую реакцию, либеральная пресса и либеральное общественное мнение продолжали существовать и действовать. Ф. М. Достоевский говорил А. С. Суворину, что он не донес бы о готовящемся покушении на царя, если бы случайно узнал об этом, несмотря на то что считал покушение ужасным преступлением. По какой причине? «Боязнь прослыть доносчиком. Напечатают: Достоевский указал на преступников.

Таким образом, при Александре III было сделана попытка затормозить развитие государственности в сторону правового государства с конституцией и парламентом. Однако консервативный политический курс не изменил ни характера русской государственности, ни главной тенденции ее развития -- государство продолжало эволюционировать, хотя и медленнее, чем в предшествующее царствование, в сторону конституционной монархии, а общество -- в сторону гражданского общества.

Русский император сохранял абсолютную масть до начала XX в., и потому политические мифы и связанные с ними представления продолжали играть заметную роль вплоть до самого падения династии. В последние десятилетия XIX в. для защиты абсолютной власти монарха от требований ее разделения с другими политическими силами начал использоваться новый миф.

Во второй половине XIX в. европейские монархи начали представлять себя национальными лидерами. В поисках поддержки масс они взывали к национальным чувствам, что ранее рассматривалось бы как-угроза монархической легитимности. Монархи теперь заявляли себя носителями национальных традиций, в какой-то степени вымышленных ими для того, чтобы продемонстрировать свою историческую роль. Однако -подобные апелляции несли в себе опасность пробуждения враждебного отношения масс к наследственным привилегиям и могли повлечь за собой дальнейшую эрозию традиционного уважения к власти монарха.

Со времен Петра Великого русские императоры заявляли себя в качестве европейских монархов и побуждали российское дворянство перенимать вкусы и культуру западных дворян. Понятие национальной монархии (народного самодержавия - видимо,Настя) имело в высшей степени разрушительные последствия: оно подрывало основу существования именно тех ценностей и социальных групп, посредством которых русские монархи осуществляли правление на протяжении почти двух веков.

Российский монарх был одновременно петербургским императором, носившим гвардейскую форму и возглавлявшим общественную жизнь европеизированной элиты, и московским царем, пытавшимся возродить византийский иератический стиль. И в то же самое время он стремился предстать народным русским царем,' приверженным неопределенно эгалитарному антиинтеллектуальному духу, который, как это считалось, был свойствен крестьянам.

Роль европейского императора, воплощающего в себе идею секулярного государства, была Николаю глубоко антипатична. Невысокого роста, застенчивый, он чувствовал себя неуверенно во дворце. Но и в более близкой ему военной среде он не был способен играть роль командира. Будучи императором, он оставался в чине полковника, так и не повысив себя до генерала. В своих мемуарах А. Ф. Гирс описывает изумление, которое он испытал, наблюдая за военным парадом в 1910 г., во время которого монарх отвел себе роль подчиненного и исполнял приказы командира.

Скорее, он искал свой политический образ среди того набора ролей, который представлялся мифом о нации. Эти роли приобретали все большее значение после революции 1905 г. и учреждения Государственной думы. Религиозные и исторические санкции, поддержка масс стали для него основаниями для разрыва с государственными институтами, запятнавшими себя в его глазах связью с Думой. В этом отношении Николай, пытаясь предстать в качестве защитника традиционных царских политических прерогатив, в действительности вовлек себя в начале XX в. в политическую борьбу и изменил смысл назначения монарха, который он поклялся защищать.

Однако Николай вводил миф о нации совершенно не'так, как его отец. При Александре III миф определял отношение к политической власти в трех аспектах. Во-первых, он освящал личный авторитет царя как помазанника Божия, дискредитируя ценности законов и институтов, связанные с конституционализмом. Во-вторых, он делал православную церковь основной выразительницей национальных ценностей, которые заменили теперь материальный прогресс и национальное благополучие в качестве главных целей самодержавия. В-третьих, миф оправдывал и прославлял сословные учреждения, дворянство и крестьянскую общину в качестве социальной основы царской власти.

Николай, следуя примеру своего отца, поддерживал эти три принципа, однако первый из них -- царская власть, основанная на личном и религиозном авторитете,-- заслонил и впоследствии подорвал два других. Он уважал церковь и, насколько это было для него возможно, государственные институты дворянства и крестьянства, однако институциональные воплощения мифа были отодвинуты на второй план его стремлением переживать непосредственный личный религиозный опыт, делая это открыто. Московское царство семнадцатого века дало ему первую модель личного правления, основанного на религиозном вдохновении; он верил, что воскрешает то время, когда царь располагал личной властью, полученной от Бога, без каких-либо препятствий со стороны европеизированной бюрократии.

В поисках народной поддержки Николай и его советники пытались уменьшить пропасть между императором и его подданными, придав ему сходство с простым смертным.

Символическое отречение Николая II от престола состоялось задолго до того, как он оставил трон в феврале 1917 г. Его представления о правлении противопоставили его основным устоям самодержавной власти -- государству, церкви и европеизированным элементам дворянства. В то же время он держался за традиционные прерогативы самодержца и продолжал опираться на дворянство и церковь как на устои своей власти, пытаясь использовать призывы к народу без желания маневрировать или идти на необходимые для манипулирования симпатиями компромиссы. Парадоксально поэтому, что сейчас образ Николая II стал символом традиций того самого русского самодержавия, которому именно он помог разрушиться.

Вопрос 3. Проекты народного представительства в царствование Александра 3

В 1868 г. цесаревич Александр Александрович был председателем особого комитета по сбору и распределению пособий голодающим в Смоленской и других губерниях Европейской России. Будучи наследником, участвовал в заседаниях Государственного совета и Комитета министров, являлся атаманом казачьих войск.

29 апреля 1881 года, вопреки мнению большинства министров, Александр III повелел обнародовать составленный К.П. Победоносцевым и М.Н. Катковым Манифест "О незыблемости Самодержавия". Этот Манифест стал основой для изменения либерального реформаторского курса предшествующего царствования. После появления Манифеста подали в отставку М.Т. Лорис-Меликов, Д.А. Милютин и другие либеральные деятели прежнего царствования.

Интересно, что год спустя к идеям созыва народного представительства обратился новый министр внутренних дел Н.П. Игнатьев, сочувствовавший славянофильским идеям о совещательном Земском соборе. Он предложил царю созвать Земский собор по случаю коронации. Но этот замысел был подвергнут резкой критике К.П. Победоносцевым, и в мае 1882 года Игнатьев был уволен в отставку.

С первых дней царствования Александр III заявил о своей приверженности к консервативному образу мысли и консервативным же принципам правления. Большую роль в приверженности императора к консерватизму сыграл его учитель правоведения К.П. Победоносцев (1827-1907), один из крупнейших государственных деятелей времен Александра III.

В позднейшей марксистской литературе мероприятия правительства Александра III по укреплению государственных устоев Российской империи получили именование "контрреформы". Уже само это именование подразумевало "реакционный характер" всего правления Александра Александровича. Но в марксистской литературе и не могло быть иных оценок, ведь именно этот император более чем на двадцать лет задержал распространение в России самого марксизма. А точнее - удержал Россию от неминуемого падения в бездну революции! до сих пор деяния Александра III продолжают именовать "контрреформами", а самого его продолжают осуждать за "реакционность". Вот где проявляется неизбывная, родовая связь марксистского радикализма и нынешнего либерализма - всякое упрочение Российского государства на традиционных основах вызывала и вызывает ненависть как радикалов, так и либералов!

В чем же состояли "контрреформы", Александра III по укреплению Российского государства? Главными задачами во внутренней политике Александр III считал борьбу с революционно-террористическими организациями, укрепление основ самодержавия, усиление централизации власти, а также борьбу с либеральными и революционными настроениями в русском обществе. Все эти мероприятия осуществлялись Министерством внутренних дел, которым руководили Д.А. Толстой (в 1882-1889 гг.) и И.Н. Дурново (с 1889 г.). александр политика народный самодержавие

14 августа 1881 года были опубликованы "Положения о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия", в соответствии с которыми в любой губернии разрешалось вводить чрезвычайное положение "для водворения спокойствия и искоренения крамолы". Губернаторы получили право закрывать торговые и промышленные предприятия, учебные заведения, приостанавливать деятельность земств. В 1882 году были введены "временные правила" о печати, устанавливавшие так называемую карательную цензуру. Вскоре были закрыты почти все печатные издания либерального толка.

В социальном отношении правительство Александра III заботилось прежде всего об укреплении сословного строя империи. Считалось, что недвижность сословий может исключить рождение революционных настроений. Появился закон о "кухаркиных детях", в котором рекомендовалось ограничить поступление в гимназии детей лакеев, поваров, прачек, за исключением одаренных необыкновенными способностями, чтобы не "выводить из среды, к коей они принадлежат"

В 1884-1887 гг. была проведена реформа высшего образования. По новому уставу была упразднена университетская автономия, ведь именно университеты стали при прежнем императоре главными рассадниками революционных организаций. Из университетов были уволены либеральные профессора, резко повысилась плата за обучение, закрылись высшие женские курсы. В интересах дворянства был учрежден Дворянский земельный банк (1885 г.), принят закон о найме сельскохозяйственных рабочих (1886 г

В середине 1880-х гг. был поставлен вопрос об общем пересмотре законодательства 1860-1870-х гг. В этом отношении особенно важным стал закон о земских участковых начальниках от 12 июля 1889 года. Земские начальники утверждались министром внутренних дел по представлению губернатора и предводителя дворянства из числа местных дворян, имевших определенный имущественный и должностной ценз. Чтобы как можно больше дворян могло участвовать в выборах, имущественный ценз для них понижался. Земские начальники сочетали административную и судебную власть. Закон упразднял мировые суды в уезде. Большая часть их дел передавалась земским начальникам, остальные оказывались в ведении волостного суда, целиком подчиненного земскому начальнику. Его решения считались окончательными.

Второй по значению акт - это земское положение от 12 июня 1890 года. По нему в земствах увеличилось число дворянских представителей. В земских учреждениях стали работать только те крестьяне, которых назначал губернатор. Была создана новая организация, которая с 1892 года называлась Губернское по городским и земским делам присутствие.

В 1892 году была принята и новая городская реформа. Из городских избирателей исключались низшие слои - приказчики и мелкие торговцы. Отдавалось предпочтение владельцам городской недвижимости (стоимостью от 300 до 3000 рублей). В результате усиливалась власть дворянства, немногочисленного в городах, увеличивался контроль администрации над городским самоуправлением.

Изменения были внесены и в судебную реформу 1864 года. В 1887 году, чтобы увеличить число представителей от дворянства и отстранить людей из менее состоятельных слоев, был изменен ценз для присяжных заседателей. В 1889 году из ведения суда присяжных изъяли часть дел, в первую очередь все виды дел "о сопротивлении властям". В судах ограничили публичность заседаний. Однако полностью новая судебная реформа не была проведена.

И вновь удивительно, сколь точно повторял Александр III ошибки своего деда - вместо того, чтобы наладить связь "Самодержавия" с "Народностью", "Власти" с "Землей", т.е. с земствами, и дать развиться местному самоуправлению, сами земства были подчинены жесточайшему государственному контролю. Возможно, в этом тотальном контроле государства над земствами заключалась одна из главных трагедий всего царствования Александра III и всего русского XIX века - "Земля" и "Власть" так и не услышали друг друга, так и не смогли опереться друг на друга, подставить друг другу плечо. А ведь государство, даже сильное государство без народного наполнения, без учета народного мнения, без народного самоуправления - лишь хрупкая оболочка, которую любая буря, любой первый сильный ураган может смыть и разорвать

Вопрос 3. Проекты народного представительства в царствование Николая 2

В конце октября 1904г. с 20 по 22 в Петербурге на частных квартирах собрался второй съезд Союза. Было решено выйти из подполья и заявить о своём существовании в собственной печати, а самое главное, состоялись решения:

-способствовать на предстоящем Земском съезде принятию конституционных резолюций;

-20 ноября в юбилей судебной реформы организовать кампанию банкетов с требованиями введения свобод, народного представительства и конституции;

-начать формирование профсоюзов с целью объединения их в ассоциацию для достижения вышеозначенных требований.

3. Проект министра внутренних дел Святополка- Мирского.

На основе проектов Шипова составил свой собственный проект.

Надеясь с помощью либеральных реформ привлечь буржуазную оппозицию на сторону правительства и тем способствовать разрешению революционного кризиса, Пётр Дмитриевич Святополк-Мирский разработал проект реформ: частичная амнистия, ослабление цензуры, включение в Государственный совет выборных представителей от земств и городских дум, который был отвергнут как чересчур левый.

Подобные документы

Реформы по реорганизации государственного устройства в период правления Александра I, этапы и направления внешней политики, Отечественная война 1812 г. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. Внутренняя политика Николая I как "апогей" самодержавия.

контрольная работа [23,1 K], добавлен 19.05.2010

Реакционный характер внутриполитической деятельности царя Александра I. Причины неудачи министерской реформы в 1802 году. Реорганизация центральных органов государственной власти и образования, незыблемость устоев самодержавия и крепостного права.

презентация [2,9 M], добавлен 25.04.2013

Юность и родители Александра II. Начало правления, сущность проводимых реформ, внешняя политика. Семья Александра II, его дети от первого и второго браков. Подробности покушения и убийство царя. Итоги царствования. Некоторые памятники Александру II.

презентация [3,4 M], добавлен 26.05.2012

Личность Александра III, черты его характера и образ жизни. Предпосылки контрреформ 80-90-х годов XIX века. Реакционный политический курс самодержавия. Контрреформы в области местного управления и суда, национальная и финансово-экономическая политика.

курсовая работа [41,7 K], добавлен 16.10.2009

Политика правительства в области среднего и высшего образования. Российские университеты при Екатерине II, развитие народного образования при Александре I и Николае I. Реформа образования 1863 года, усиление научного и учебного потенциала университетов.

Победоносцев не был примитивен, как порой его изображали. В его внешности, повадках проглядывало что-то необычайное, некоторым он казался страшной ночной птицей. Человек прямой, честный, он не казался типичным царедворцем, не любил светской болтовни, роскоши. Сквозь его суровость и сухость проглядывала доброта, искренняя любовь к Александру III.

С этого манифеста началось наступление на реформы Александра II на всякий, даже умеренный, либерализм. Влияние Каткова было огромно, вместе с Победоносцевым и министром внутренних дел Д. А. Толстым они составляли фактически правящую в стране группировку. Благодаря им были смещены либеральные министры, введен реакционный университетский устав, который упразднил автономию университетов, стеснил условия учебы и жизни студентов.

С заменой Бунге ставленником Каткова, И. В. Вышнеградским, идея об усилении роли государства в экономике стала главенствующей. Был принят протекционистский таможенный тариф, что привело к росту доходов от пошлин в казну. Власти регулировали хлебные тарифы, контролировали банковскую деятельность. Изменилась железнодорожная политика: частные дороги стали выкупать в казну, повысили доходность казенных дорог, а их акции выросли в цене. Политику Вышнеградского в 1892 г. продолжил сменивший его на посту министра финансов С. Ю. Витте.

Союз с Францией

Поиск союзников стал главной проблемой России и при Александре III. Поначалу возлагали большие надежды на дружбу с Германией. Но она не состоялась из-за торгового соперничества стран и из-за недружественной России позиции Германии на Балканах, где кайзер Вильгельм II имел более близкого, но враждебного России союзника, Австро-Венгрию. Поэтому русское правительство начало искать сближения с республиканской Францией, заинтересованной после разгрома в прусско-французской войне 1870 г. в любом антигерманском союзе. В 1891 г. ради этого союза Александру III пришлось стоя выслушать ненавистную всем монархам и монархистам Марсельезу. Французская эскадра с дружеским визитом прибыла в Кронштадт, где ее торжественно встречал царь. Союз с Францией стал на долгие годы основой европейской политики России. Он был полезен и для Франции, ибо Россия сумела дважды удержать Германию от нападения на своих западных соседей, за что французы были благодарны Александру III. Памятником заключенного в 1893 г. франко-русского союза является открытый тогда в Париже мост Александра III.

Александр III и его смерть

В октябре 1888 г. в 45 верстах от Харькова, на станции Борки, произошла ужасная катастрофа: царский поезд потерпел крушение. Семь вагонов разбило в щепки, погибли и были ранены почти 50 человек. И только свернувшаяся в виде полусферы крыша вагона-столовой спасла всю находившуюся там царскую семью, хотя сразу возникла легенда о могучем царе, который удержал над женой и детьми падающую крышу вагона. Как бы то ни было, эта невероятная, счастливая удача была воспринята в царской семье как знак Божией благодати, как знак свыше, что с Романовыми ничего не случится.

Личность Николая II

Многие надеялись, что Александр III помилует во имя общего примирения убийц Александра II. Однако дело народовольцев закончилось вынесением смертного приговора. Новый император сказал, что если бы покушались на него, он бы простил, но убийц отца простить не может, и, кроме того, милосердие воодушевило бы других, новых преступников. А. Желябов, С. Перовская, Н. Рысаков, Т. Михайлов и Н. Кибальчич были публично повешены.

С этого манифеста началось наступление на реформы Александра II и на всякий, даже умеренный, либерализм. Влияние Каткова было огромным; вместе с Победоносцевым и министром внутренних дел Д. А. Толстым они составляли фактически правящую в стране группировку. Благодаря им были смещены либеральные министры, введен реакционный университетский устав, который упразднил автономию университетов, стеснил условия учебы и жизни студентов.


Императрица Мария Федоровна.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 37. КРИЗИС ВЛАСТИ И УЖЕСТОЧЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА

§ 37. КРИЗИС ВЛАСТИ И УЖЕСТОЧЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА ЗАКАТ ХРУЩЕВСКОЙ ЭПОХИ. Принятая осенью 1961 г. на XXII съезде КПСС новая, третья по счету Программа партии провозглашала задачу построения коммунизма менее чем за два десятилетия – к 1980 г. Теоретические положения,

Усиление бюрократизма и полицейского начала

Усиление бюрократизма и полицейского начала Развитием идей Павла I стала переориентация всей системы управления и внутренней политики. В системе управления при Павле I преобладающим стал административный, бюрократический аспект. Именно бюрократами заменяются

Влияние Аракчеева на ужесточение армейской дисциплины и муштры

Влияние Аракчеева на ужесточение армейской дисциплины и муштры Усиление роли Аракчеева при Александре I ? Отзывы современников о реформах, проводимых Аракчеевым в области военного дела После заграничных походов в характере Александра I произошли резкие перемены: с

11. Огромное профессиональное войско агрессора и уступавшее ему в численности народное ополчение оборонявшихся Тем не менее, народное ополчение блестяще победило профессионалов

11. Огромное профессиональное войско агрессора и уступавшее ему в численности народное ополчение оборонявшихся Тем не менее, народное ополчение блестяще победило профессионалов Как мы уже отмечали, войско хана Мамая, выступившее против Дмитрия Донского, БЫЛО БОЛЬШИМ И

§ 2. Переворот юсин и ужесточение диктатуры в период Четвертой Республики

§ 2. Переворот юсин и ужесточение диктатуры в период Четвертой Республики В 7 часов вечера 17 октября 1972 г. неожиданно для большинства населения Республики Корея Пак Чонхи выступил со специальным заявлением[334]. В нем говорилось о том, что ситуация, связанная с балансом сил

Необычная карьера полицейского Паркера

Необычная карьера полицейского Паркера Джон Паркер был полицейским, которому поручили охранять ложу президента в роковой вечер 14 апреля. Настойчивые поиски историков в архивах позволили восстановить послужной список Паркера. Он отнюдь не был безупречным служакой и

Необычная карьера полицейского Паркера

5. Волокитство полицейского

5. Волокитство полицейского 5 мая 1720 года в канцелярию Антона Мануиловича Девиера, с. — петербургского обер-полицмейстера, один из подчиненных ему полицейских сотских представил солдатскую жену Ирину Иванову.«Вчерашнего числа вечером, — доносил сотский, — был я на

11.1. Ужесточение внутренней политики во второй трети XIX века

11.1. Ужесточение внутренней политики во второй трети XIX века Николай I (1825–1855) вступил на престол в условиях политического и социально-экономического кризиса. Восстание декабристов, которое было жестоко подавлено, и сложная ситуация в государстве требовали от Николая I

П.55. Журнал боевых действии 310-го полицейского батальона[179]

П.55. Журнал боевых действии 310-го полицейского батальона[179] (впоследствии 3-й батальон 15-го полицейского полка) [Документ СССР-119]Берлин — Ораниенбург.Сентябрь — октябрь 1940 годаСогласно распоряжению начальника учебных батальонов от 17 августа 1940 г. на работу за границу

КРЕСТОВЫЙ ПОХОД И УЖЕСТОЧЕНИЕ НРАВОВ РЫЦАРЕЙ

Ужесточение политики Перона

Ужесточение политики Перона Вернувшись в Аргентину в апреле 1953 г., Перон столкнулся с неприятным сюрпризом. Неожиданный конфликт, связанный с поставками мяса в Буэнос-Айрес, указывал на существование привилегий у некоторых фирм, что негативно сказывалось на

Ужесточение крепостничества

Ужесточение крепостничества Так или иначе, но легко понять, почему призывы о поддержке, с которыми восставшие поляки обратились к своим крепостным в 1831 г.452, не были не только услышаны, но и вызвали враждебную реакцию (известно, что, например, Ян Янушевский, дядя Юлиуша

I. О составе уездного и городского полицейского управления

I. О составе уездного и городского полицейского управления 633. Весь уезд с уездным и безуездными городами, посадами, местечками и селениями, находящимися в нем, подлежит ведомству уездной полиции. Из ведомства уездной полиции исключаются все губернские и некоторые более

Читайте также: