Упаковка и маркировка опасных грузов доклад

Обновлено: 17.06.2024

ДОПОГ устанавливает ряд требований к оснащению транспортных средств, перевозящих опасные грузы (легковоспламеняющиеся, токсичные, коррозионные, радиоактивные и прочие опасные вещества). В частности перевозка опасных грузов автомобильным транспортом должна осуществляться с применением специальной маркировки.

Согласно ДОПОГ транспортные средства должны маркироваться табличками оранжевого цвета и знаками опасности (пп. 5.3.1.1.1 и пп. 5.3.2.1.1, глава 5.3 ДОПОГ).

Знаки маркировки опасных грузов (информационные табло)

Перевозка опасного груза (общий случай)

При перевозке опасного груза транспортное средство должно маркироваться знаками опасности (информационные табло соответствующие определенным классам опасности): 2 знака по бокам и 1 знак сзади транспортного средства.

(пп. 5.3.1.4.1, глава 5.3 ДОПОГ)

Пример - Транспортное средство перевозит боеприпасы дымовые с разрывным зарядом – такому грузу присвоен подкласс опасности 1.2 (вещества и изделия, которые характеризуются опасностью разбрасывания, но не создают опасности взрыва массой) и группа совместимости – G (пиротехническое изделие, содержащее как взрывчатое вещество, так и дымообразующее вещество).

Схема расположения знаков опасности

Перевозка нескольких опасных грузов в отсеках транспортного средства

В случае если конструкция транспортного средства предусматривает несколько цистерн, отсеков или контейнеров (либо к автоцистерне присоединена прицеп-цистерна), то дополнительные знаки опасности должны быть закреплены по бокам каждой цистерны, отсека или контейнера. Знаки должны соответствовать классам опасности тех веществ, которые помещены в каждую из цистерн, отсеков или контейнеров.

В случае если в одной из секций размещено вещество, соответствующее 2-м и более классам опасности, то на такой секции рядом должны располагаться все знаки присутствующих классов (также все виды знаков должны дублироваться на задней части транспортного средства).

(пп. 5.3.1.4.1, глава 5.3 ДОПОГ)

Пример - В одном из отсеков автоцистерны перевозится бензилхлорид, а в другом – бензотрифторид. На отсеке с бензилхлоридом по бокам будут закреплены 2 знака соответствующие классу 6.1 – токсичные вещества, а на отсеке с бензотрифторидом – знаки соответствующие классу 3 – легковоспламеняющиеся вещества. Бензилхлорид обладает дополнительной опасностью (коррозионность), поэтому на отсеке, в котором перевозится данное вещество по бокам закреплены 2 дополнительных знака соответствующие классу 8 – коррозионные вещества. Сзади транспортного средства присутствуют по одному знаку трёх присутствующих классов опасности.

Схема расположения знаков опасности

Перевозка нескольких грузов соответствующих одному и тому же классу опасности

В случае если в нескольких отсеках транспортного средства размещены вещества, соответствующие одному и тому же классу опасности (либо несколько классов), то размещать знаки на каждом из отсеков не обязательно – достаточно 2-х комплектов знаков на бортах (с каждой стороны) и 1-го сзади транспортного средства.

(пп. 5.3.1.4.1, глава 5.3 ДОПОГ)

Пример - Автоцистерна перевозит одновременно бензин и дизельное топливо. В таком случае достаточно знаков только 3-го класса опасности - легковоспламеняемые вещества (2 знака на бортах, 1 - сзади).

Схема расположения знаков опасности

Перевозка веществ, опасных для окружающей среды

В случае если транспортное средство перевозит вещество, опасное для окружающей среды (в целях ДОПОГ таковыми считаются вещества, загрязняющие водную среду), то такое транспортное средство оснащается соответствующим знаком. Знак нансосится по тем же правилам, что и знаки соответствующие классам опасности - с 2-х сторон на бортах и сзади транспортного средства.

На рисунках выше можно видеть такой знак нанесенный на бортах транспортных средств, перевозящих вещества, опасные для окружающей среды.

Схема расположения знаков опасности

Порожние транспортные средства, не прошедшие очистку

Порожние транспортные средства, не прошедшие очистку от опасного вещества (дегазацию/дезактивацию), должны сохранять маркировку в виде знаков опасности.

(пп. 5.3.1.6.1, глава 5.3 ДОПОГ)

Порожние транспортные средства, прошедшие очистку

Знаки должны быть сняты или закрыты, если транспортное средство не перевозит опасный груз и прошло очистку, дегазацию или деактивацию.

Дата введения 2021-02-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота" (АО "ЦНИИМФ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 318 "Морфлот"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 октября 2020 г. N 134-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2020 г. N 989-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 26319-2020 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2021 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования, предъявляемые к видам, основным параметрам и испытаниям тары, предназначенной для транспортирования опасных грузов (далее - тара для опасных грузов) всеми видами транспорта.

Стандарт распространяется на упаковку с опасным грузом массой нетто не более 400 кг и вместимостью не более 450 л.

Требования настоящего стандарта не распространяются на тару для опасных грузов классов 2, 7, 6.2 и сосуды под давлением.

Требования настоящего стандарта должны применяться при разработке нормативной и технической документации на тару для конкретных видов опасных грузов и упаковку опасных грузов, а также правил транспортирования опасных грузов.

Настоящий стандарт соответствует требованиям рекомендаций ООН по перевозке опасных грузов [1] и международных правил перевозки опасных грузов [2]-[4].

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 9330 Основные соединения деталей из древесины и древесных материалов. Типы и размеры

ГОСТ 12605 (ИСО 535-91) Бумага и картон. Метод определения поверхностной впитываемости воды при одностороннем смачивании (метод Кобба)

ГОСТ 13950 Бочки стальные сварные и закатные с гофрами на корпусе. Технические условия

ГОСТ 18425 Упаковка транспортная наполненная. Метод испытания на удар при свободном падении

ГОСТ ISO 2234 Упаковка. Тара транспортная наполненная и единичные грузы. Методы испытаний на штабелирование при статической нагрузке

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аварийная тара (salvage packaging): Специальная тара, в которую помещают поврежденные, имеющие дефекты, течь или не соответствующие требованиям упаковки с опасными грузами, или просыпавшиеся, или просочившиеся опасные грузы для перевозки с целью их восстановления или утилизации.

3.2 вкладыш (liner): Отдельный цилиндр или мешок (включая затворы отверстий), вложенный в тару, но не являющийся ее неотъемлемой частью.

3.3 внутренняя тара (inner packaging): Тара, которая при транспортировании помещается в наружную тару.

3.4 восстановленная тара (reconditioned packaging): Тара, включающая в себя:

а) металлические барабаны, которые:

- очищены до их исходных конструкционных материалов с удалением всего прежнего содержимого, продуктов внутренней и наружной коррозии, внешних покрытий и знаков;

- восстановлены до их первоначальной формы и профиля, причем уторы (если имеются) выпрямлены и уплотнены, а все съемные прокладки заменены;

- проверены после очистки, но до окраски, с отбраковкой тары, имеющей видимую точечную коррозию, значительное уменьшение толщины материала, усталость металла, поврежденные резьбу или затворы или иные существенные дефекты;

б) пластмассовые барабаны и канистры, которые:

- очищены до их исходных конструкционных материалов с удалением всего прежнего содержимого, внешних покрытий и знаков;

- имеют замену всех съемных прокладок;

- проверены после очистки с отбраковкой тары с такими видимыми повреждениями, как разрывы, перегибы, трещины или поврежденная резьба или затворы, или с иными существенными дефектами.

3.5 комбинированная тара (combination packaging): Тара, состоящая из наружной тары и вложенных в нее одной или нескольких единиц внутренней тары.

Примечание - См. [1] (4.1.1.5).

3.6 компетентный орган (competent authority): Орган или организация, уполномоченные государством (правительством) в соответствии с национальным законодательством для выполнения требований международных и национальных положений по перевозке опасных грузов.

3.7 наружная тара (outer packaging): Тара, внешне защищающая составную тару или комбинированную тару вместе с адсорбирующими и прокладочными (амортизационными) материалами и компонентами, необходимыми для удержания и защиты внутренних емкостей или внутренней тары.

3.8 номер ООН (UN number): Четырехзначный идентификационный номер опасного груза.

Примечание - Номер ООН - в соответствии с [1].

3.9 обеспечение качества (quality assurance): Программа систематических мер контроля и проверок, направленная на обеспечение соблюдения на практике норм безопасности, предписываемых международными и национальными регламентирующими документами.

3.10 опасный груз (dangerous goods): Вещество (смесь веществ, раствор), материал, изделие или отходы производства или другой деятельности, которые удовлетворяют классификационным показателям, критериям и которые при перевозке, погрузо-разгрузочных работах и хранении вследствие присущих им свойств и при наличии определенных факторов могут стать причиной нанесения ущерба окружающей среде, материального ущерба, привести к гибели, травме, отравлению, заболеванию людей и животных.

3.11 пластмасса, используемая повторно (recycled plastics material): Материал, полученный из использованной промышленной пластмассовой тары, очищенный и подготовленный для переработки в новую тару.

Примечание - Дополнительные рекомендации по процедурам, которым надлежит следовать при использовании пластмассы из вторичного сырья, см. в [5].

3.12 тара (packaging): Одна или более емкостей и другие компоненты или материалы, необходимые для выполнения функций удержания опасного груза и функций обеспечения безопасности.

3.13 тара многократного использования (reused packaging): Тара, которая используется для повторного наполнения и которая была проверена и признана свободной от дефектов, влияющих на ее способность выдерживать испытания эксплуатационных качеств.

Примечание - Имеется в виду тара, заполняемая тем же содержимым или содержимым эквивалентной совместимости и перевозимая по цепям распределения, контролируемым грузоотправителем.

3.14 тара с несъемным дном (non-removable head packaging): Тара (барабан, канистра), диаметр горловины (для наполнения, опорожнения или вентиляции) которой не превышает 70 мм.

3.15 тара со съемным дном (removable head packaging): Тара (барабан, канистра), диаметр горловины (для наполнения, опорожнения или вентиляции) которой превышает 70 мм или ее дно является съемным.

3.16 составная тара (composite packaging): Тара, состоящая из наружной тары и внутренней емкости, которые образуют единое изделие. В собранном виде оно является неделимой единицей, которую можно наполнять, хранить, перевозить и опорожнять.

3.17 упаковка c опасным грузом (package): Завершенный продукт операции упаковывания, состоящий из тары и содержимого, подготовленных к перевозке.

4 Общие требования

4.1 Опасные грузы, предъявляемые для транспортирования, должны быть надлежащим образом упакованы.

4.2 Опасные грузы, наиболее часто заявляемые к транспортированию, классифицированы и идентифицированы Комитетом экспертов ООН и внесены в перечень опасных грузов [1] и эквивалентных наполнителей [4].

4.3 Технические характеристики тары, используемой для опасных грузов, приведены в 5.1. Использование тары, по своим техническим характеристикам отличающейся от тары, указанной в 5.1, допускается компетентным органом при условии, что она соответствует требованиям настоящего стандарта.

Перемещение опасных грузов связано с рядом серьезных рисков. Поэтому предъявляя их к перевозке, владелец должен предпринять максимальные меры, которые обезопасят персонал, население и окружающую среду. Это касается не только правильного выбора транспортного средства, а маркировки и упаковки.

Упаковка и тара для опасных грузов

К таре, в которой перевозят такие продукты, предъявляют строгие требования. Если использовать неправильные материалы, неправильно соединять элементы упаковочных изделий, могут возникнуть аварийные ситуации.

Виды и типы тары

Для транспортирования опасных грузов применяются следующие виды упаковочной продукции:

  • барабаны картонные;
  • бочки;
  • канистры;
  • мешки;
  • фляги;
  • ящики;
  • комбинированная тара, состоящая из внешней оболочки и внутреннего сосуда.

Изготавливают их из разных материалов, в зависимости от свойств перевозимых продуктов. Это алюминий, сталь, полимеры, древесина, фанера, бумага, картон, ткань и другие.


Классы упаковки устанавливаются по степени опасности груза:

В каждую единицу тары помещается количество вещества, не превышающее пределов, указанных в правилах транспортировки опасных грузов на автомобильной технике.

Требования к таре опасных грузов

Нужно, чтобы применяемая тара соответствовала следующим нормам:

  • сохранность при перевозке и сбережении;
  • инертность по отношению к грузу;
  • для полимеров — устойчивость к старению вследствие ультрафиолета, воздействия упаковываемого вещества;
  • сварные швы на емкостях для перевозки жидкостей с объемом более 40 дм3, для твердыхи текучих грузов до 40 дм3 — механически закатанные или сваренные;
  • для алюминиевых барабанов и бочек — приварные фланцы, наличие сварных швов, на тех участках, что соединяют донья со стенками — наличие защитных обручей;
  • два и более гофра катания на металлических бочках и барабанах или два обруча, точечная сварка недопустима.

Для производства фанеры, из которой изготавливают тару, используют только водостойкий клей, крышку барабана выкладывают изнутри бумагой или другим материалом, чтобы предотвратить высыпание продукта в кузов или на землю.

Металлические ящики внутри выстилают картоном или войлоком. Их стенки, дно, крышку изготовляют из цельной доски или щитов, скрепленных кромочными соединениями К-1–К-6 на клею или рифлеными металлическими накладками (скрепками). Пенопластовые ящики производят из формованного пенопласта, нижняя часть имеет полости по форме перевозимой тары, верхняя закрывает и плотно прикрепляется к корпусу бумажной лентой. Не допускается, чтобы крышка или пробка тары контактировали с верхней частью ящика. Предусматривают не менее трех слоев в бумажных мешках.

В комбинированной таре сосуды, изготовленные из полимеров, должны плотно вставляться в наружную оболочку. Если внутренняя часть изготовлена из фарфора, стекла или керамики, ее плотно укупоривают. После помещения в ящики, корзины и т. д. промежутки заполняют инертными прокладками, поглощающим материалом. Это не позволит сосуду перемещаться при транспортировке. При этом наружная часть тары должна быть такой, что полностью защищает внутреннюю составляющую от повреждений.

Испытания

Всю упаковку опасных грузов по ДОПОГ проверяют на удар при свободном падении, а также на штабелирование (последний — за исключением мешков), некоторые виды — на герметичность, гидравлическое давление.

Внутреннюю часть комбинированной тары допускается не испытывать. Но для этого должны соблюдаться следующие условия:

  • объединяются разные типывнутренней тары, которые были испытаны в наружной;
  • сменные внутренние сосуды соответствуют размеру или меньше тех, что использовались ранее, и той же конструкции либо формы, из того же или более прочного материала. Размер горла такой же или меньше с аналогичной укупоркой;
  • для заполнения пустот используется достаточно прокладок.

Серийные образцы для упаковки опасных грузов тестируют по нормам соответствующей технической документации. На герметичность проверяют каждую единицу тары для транспортировки жидкостей, в том числе после реставрации. Для заполнения емкостей могут использовать воду или антифриз.

Для испытания на удар в свободном падении тару заполняют продуктом, который предстоит транспортировать, или его эквивалентом с такими же свойствами.

Согласно принятым стандартам, соблюдают и другие требования:

  • при проверке на свободное падение наполнение жидкостью составляет 98%, твердыми веществами — 98% от объема посуды;
  • до испытания деревянные бочки выдерживают с водой не меньше 24 часов, картонную и бумажную — столько же при влажности 45–55%, температурой 21–25 °C.

Испытание на удар проводят, придерживаясь норм ГОСТ 18425.

На герметичность проверяют сжатым воздухом. Показатели избыточного давления для упаковки первой группы составляют 30 кПа, для второй и третьей — 20 кПа. Если для этого прибегают к погружению в воду, то давление увеличивают на показатель гидростатического давления жидкости в нижней части образца. При любом виде проверки — и этом тоже, испытывают по три экземпляра от каждого производителя.

На гидравлическое давление проверяют по стандартам нормативно-технической документации для этого вида тары. Избыточное давление вычисляют по приведенным ниже формулам:

Ри = 1,75 х Р 50 – 100 или Ри = 1,5 х Р 55 – 100.

Несмотря на то, каким будет результат, показатели для разных групп упаковок не должны быть меньше:

  • для первой — 250 кПа;
  • длявторой и третьей — 100 кПа.

Испытание на штабелирование проводят согласно ГОСТ 25014. Высота укладки штабелей — от 3 м. Если тестированию подвергают полимерные изделия, то срок составляет 28 суток при температуре 40 °C.

При положительном результате после испытания на тару для опасных грузов оформляют протокол и свидетельство. В документе указываются следующие сведения:

  • название предприятия-изготовителя;
  • вид, тип исполнения тары;
  • маркировку;
  • группу и назначение упаковки;
  • высоту штабелирования;
  • показатели теста гидравлического давления;
  • сможет ли тара, в которую помещают вещество, которое плавится при температуре до 50 °С, удерживать продукт;
  • номер, дату выдачи и срок действия регистрационного свидетельства (допускается не больше 36 месяцев).

Копию свидетельства направляют предприятию, на котором изготовлена тара. Каждую единицу, кроме той, в которой перевозятся грузы классов 2, 7, 6.2, предприятие маркирует. Для этого используют несмываемые красители, оттиски делают четкими, читаемыми. Если посуда многооборотная и ремонтопригодная, то маркировку на тару для опасных грузов наносят таким способом, чтобы она сохранялась даже после проведения реставрации.

Параметры упаковки, которая применяется для транспртировки опасных грузов, описаны в ГОСТ 26319-84. Стандарт установлен для грузового места, чья масса нетто не превышает 400 кг, вместимость — до 450 дм3.

Маркировка при перевозке опасных грузов

Маркируют опасные грузы тоже особым способом. Специальные знаки вывешивают на автомобильной технике и на упаковке.

Такая табличка вывешивается на совершающую транспортировку автомобильную технику спереди и сзади. Применяются два ее варианта — с подписью или без нее. Первая используется, когда у перевозимых продуктов имеет номер ООН.

Размеры информационной таблички — 30 х 40 см, рамка черного цвета — шириной 1,5 см, фон — оранжевый. На поле имеется горизонтальная черта, которая делит площадь на две равные части. В верхней половине располагается КЭМ (код экстренных мер), в нижней — номер ООН. Высота знаков — 10 см. Если указанные размеры слишком велики для используемого транспортного средства и по этой причине их невозможно зафиксировать, то их уменьшают до 12х30 см, при этом обязательно указывают номер ООН.

Перед тем как загрузить другой вид опасного груза, предыдущую табличку снимают и заменяют ее новой.

Знаки опасности

При использовании цистерн и контейнеров на их боковой и задней поверхности вывешивается знак опасности. Он имеет форму ромба с длиной стороны 25 см. Если транспортировочная емкость состоит из нескольких секций, в каждой из которых находится вещество другого вида опасности, то на каждом размещают свой знак.

У групп знаков цвета фона отличаются в зависимости от опасности, которые те представляют. Это:

  • взрывоопасно — оранжевый;
  • газы — зеленый;
  • ядовитые газы — белый;
  • легковоспламеняющиеся жидкости — красный;
  • твердые легковоспламеняющиеся продукты — полосатый (красный и белый);
  • самовозгорающиеся — верхняя половина поля белая, нижняя — красная;
  • исключен контакт с водой — синий;
  • продукты, которые при благоприятных условиях подвержены окислению, органические пероксиды, при благоприятной среде выделяющие кислород — желтый;
  • яды, инфекционные вещества, иные вещества из шестого класса опасности без сильного токсического действия — белый;
  • радиационные грузы (более 70 кБк на 1 кг) — желтые в верхней половине и белые внизу;
  • едкие и коррозионного действия — белые в верхней половине и черные снизу;
  • девятый класс опасности — полосатые (белый с черным) вверху, белые внизу.

На каждый знак нанесена надпись, предупреждающая об опасности, класс вещества и соответствующая пиктограмма, которая интуитивно распознается.

Знаки опасности для маркировки опасных грузов утверждены ГОСТ 19433-88.

Обозначения на упаковке

Если продукцию помещают в контейнер средней грузоподъемности, вместимость тары превышает 450 л или она является крупногабаритной, то маркируют две противоположные стороны.

Для отдельных классов предусмотрены особые правила маркировки опасных грузов.

Неправильная упаковка и маркировка грузов приводит к трагическим последствиям. Кроме того, владелец груза и перевозчик рискуют понести убытки, в том числе вызванные штрафными санкциями, наложенными на них надзирательными органами.

Читайте также: