Униженные и оскорбленные достоевский доклад

Обновлено: 18.05.2024

К особенностям композиционного строения романа можно отнести, во-первых, параллельное развитие сюжетных линий: истории Наташи Ихменевой и истории Нелли. Все происходящее с этими героинями преломляется через сознание Ивана Петровича, который одновременно выступает и как рассказчик, самым активным образом участвующий в напряженном и запутанном действии, и как связующее звено, объединяющее все нити разветвленного сюжета, и как носитель философских, этических и социальных идей автора романа.

Утроению или удвоению подвергаются и другие ключевые моменты действия: Смит и Ихменев проклинают своих дочерей, при этом Ихменев проклинает Наташу дважды; дважды проклинают в романе и князя Валковского: мать Нелли и сама Нелли; повторяется история с покупкой серег на день рождения (мать Нелли вспоминает, как старик Смит рассердился, узнав, что его подарок уже не является для нее сюрпризом — но и старик Ихменев рассердился по такому же поводу, и его гнев Наташа тоже вспоминает с умилением). Катя — дочь откупщика, как и мать Алеши, умершая после нескольких лет брака с Валковским; князь прочит себе в жены девочку 14 лет, а именно в этом возрасте умирает Нелли. Удвоение и зеркальное отображение сюжетных линий не только усиливает мелодраматический эффект произведения, но и является продолжением давно интересующей Достоевского темы двойничества. Герои-двойники дополняют, объясняют, углубляют друг друга и те идеи, носителями которых они являются.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998

Бедные, не знающие как свести концы с концами и с трудом добывающие себе пропитание – вот главные герои первого большого романа Федора Михайловича Достоевского. В более поздних произведениях, эта тема описана более подробно, с большим погружением.

Рассмотрим основных героев романа. Все сосредоточение зла и негатива заключается в Валковском. Он очень жесток, равнодушен к чувствам других, везде ищет собственную выгоду. Женится по расчету, но оказавшись не удовлетворенным женитьбой, попросту выкидывает из дома мать своей жены Нелли.

Князь Валковский не забывает и получить выгоду со своего сына, возымев желание женить его на девушке, с готовность разрушая семью человека Ихменеева, который воспитывал его сына и помог не разориться в тяжелые времена. Интересно то, что автор оттеняет внешнюю красоту князя Валковского его ужасным нравом.

В романе есть и ещё один персонаж, который имеет схожие черты с Федором Ивановичем – это Иван Петрович. Валковский и начинающий писать Иван Петрович находятся по две стороны весов, они разные во всем. Князь – богат, красив и жесток.

Иван Петрович же очень благороден, добр и беден. Он с готовностью помогает беднякам и униженным. Иван Петрович помогает и Нелли, увидев всю эгоистичность и черствость князя по отношению к жене.

В романе «Униженные и оскорбленные очень глубоко исследуется тема человеческого эгоизма. Можно сказать, князь – это эгоцентризм в высшей его мере. Сын Валковского, тоже оказывается эгоистом.

Тут мы видим любовный треугольник – две девушки Катя и Наташа влюблены в сына князя. Наташа готова самоотверженно работать, лишь бы угодить своему любимому, и обеспечить его безбедным будущим и Катя, которой не требуется работать – ведь она и так богатая наследница.

И что же выбирает сын Валковского? Следуя своей эгоистичной натуре, он выбирает богатую наследницу. Тут мы сталкиваемся и с ещё одним проявлением эгоизма. Отверженная Катя настолько упивается своим горем и безответной любовью, что не замечает проблемы своих близких людей.

Что касается старика Смита и Николая Ихменева, то тут в сюжет вступает их гордыня, которая тоже является проявлением эгоизма. Он вредит их близким, но они оказываются равнодушны к их страданиям.

Следующим персонажем, раскрывающим природу эгоизма, является Нелли, которая упивается жалость к себе. Она готова терпеть все издевательства, страдать, но не будет менять ничего в своей жизни. Отчего следует, что страдание – это способ существования, по-другому она не может.

Упомянем ещё одну интересную деталь романа. Здесь много действующих персонажей, но нельзя выделить главного, что подчеркивает желание писателя раскрыть определенную проблему этих людей, не заостряя внимание на ком-то определенном.

Рассмотрим основных героев романа. Все сосредоточение зла и негатива заключается в Валковском. Он очень жесток, равнодушен к чувствам других, везде ищет собственную выгоду. Женится по расчету, но оказавшись не удовлетворенным женитьбой, попросту выкидывает из дома мать своей жены Нелли. Князь Валковский не забывает и получить выгоду со своего сына, возымев желание женить его на девушке, с готовность разрушая семью человека Ихменеева, который воспитывал его сына и помог не разориться в тяжелые времена. Интересно то, что автор оттеняет внешнюю красоту князя Валковского его ужасным нравом.

В романе есть и ещё один персонаж, который имеет схожие черты с Федором Ивановичем – это Иван Петрович. Валковский и начинающий писать Иван Петрович находятся по две стороны весов, они разные во всем. Князь – богат, красив и жесток. Иван Петрович же очень благороден, добр и беден. Он с готовностью помогает беднякам и униженным. Иван Петрович помогает и Нелли, увидев всю эгоистичность и черствость князя по отношению к жене.

В романе «Униженные и оскорбленные очень глубоко исследуется тема человеческого эгоизма. Можно сказать, князь – это эгоцентризм в высшей его мере. Сын Валковского, тоже оказывается эгоистом. Тут мы видим любовный треугольник – две девушки Катя и Наташа влюблены в сына князя. Наташа готова самоотверженно работать, лишь бы угодить своему любимому, и обеспечить его безбедным будущим и Катя, которой не требуется работать – ведь она и так богатая наследница. И что же выбирает сын Валковского? Следуя своей эгоистичной натуре, он выбирает богатую наследницу. Тут мы сталкиваемся и с ещё одним проявлением эгоизма. Отверженная Катя настолько упивается своим горем и безответной любовью, что не замечает проблемы своих близких людей.

Что касается старика Смита и Николая Ихменева, то тут в сюжет вступает их гордыня, которая тоже является проявлением эгоизма. Он вредит их близким, но они оказываются равнодушны к их страданиям. Следующим персонажем, раскрывающим природу эгоизма, является Нелли, которая упивается жалость к себе. Она готова терпеть все издевательства, страдать, но не будет менять ничего в своей жизни. Отчего следует, что страдание – это способ существования, по другому она не может.

Упомянем ещё одну интересную деталь романа. Здесь много действующих персонажей, но нельзя выделить главного, что подчеркивает желание писателя раскрыть определенную проблему этих людей, не заостряя внимание на ком то определенном.

История создания

Факты о произведении:

  • повествование от первого лица;
  • нарушение хронологии событий (в последующих произведениях Достоевский более точен);
  • действие романа продолжается в течение полутора лет, начало приурочено к середине 1840-х;
  • в ходе событий писатель упоминает споры героев, характерные для периода начала 1860-х годов (эпохи буржуазных преобразований);
  • смешение стилей позволило писателю широко охватить события частной и общественной жизни эпохи середины XIX века.

Роль героини Нелли в концепции книги

Трагичность романа усиливается описанием нелегкой судьбы девочки с пороком сердца, которая, как кажется на первый взгляд, стала участницей действий случайно. Незаконнорожденная Нелли, в детстве потерявшая мать, до конца жизни обречена ненавидеть человечество, которое причинило ей столько боли. Они терпит все побои, унижения и сама отказывается от счастья – это маленькое создание не знает, что значит быть счастливой, возможно, поэтому не может жить с людьми, которые так же, как и она, униженные и оскорбленные.

Краткое содержание раскрывает истинную историю ее семьи: когда-то Смит проклял и выгнал свою дочь, бежавшую с любовником, которым оказался Валковский. Именно Нелли возвращает в семейство Ихменевых гармонию и понимание. Николай Сергеевич осознает греховность своего поступка и сам бросается в ноги Наташе с просьбой простить его. Таким образом, бедняга Нелли принесла себя в жертву за грехи матери, подлого отца и за счастье семейства Ихменевых.

Основные герои

Основные персонажи произведения:

Катерина Федоровна Филимонова.

Второстепенные герои романа и их роль

Действия начинаются в немецкой кондитерской, куда направляется старик Смит с собакой Азоркой. В помещении он раздражает присутствующих своим многочасовым времяпрепровождением, но ему больше не суждено сюда вернуться… Азорка внезапно умирает от старости или голода, после чего старик поспешил на выход и тоже неожиданно умер.

Княгиня Катерина Федоровна Филимонова становится сначала подругой Алеши, а потом и невестой, тем самым разрушив его отношения с Наташей. Героиня появляется в романе нечасто, но читателю сразу становится понятно, что под маской этой богатой женщины скрывается наивный ребенок.

Роман кратко

В первой части произведения автор знакомит читателей с жизнью рассказчика (Ивана Петровича), а также семействами Валковских и Ихменевых. Князь Петр отправляет в имение своего сына Алешу с целью перевоспитания. У молодого человека завязываются любовные отношения с Наташей Ихменевой. Иван в это время пребывает в Петербурге на учебных курсах. По возвращении он признается Наташе в чувствах и просит руки. Девушка не любит его, но соглашается.

Однако ее родители не спешат со свадьбой, что становится роковой ошибкой. Вскоре девушка уходит к Алеше. Огорченный Иван уезжает в Петербург. В это время Наташа с возлюбленным снимают квартиру на Фонтанке. Иван часто навещает ее и видит грустной, в переживаниях. Наташа боится, что Алексей бросит ее ради Екатерины, которую отец выбрал ему в жены.

Во второй части романа Иван часто видится с Нелли и становится свидетелем грубого обращения с ней старухи Бубновой. Более того, после ее побоев девочка испытывает припадки. Иван при участии Маслобоева увозит девушку от старухи, покупает ей одежду и лекарства. Однако она рвется назад на работу, и главный герой с трудом уговаривает ее от этого опрометчивого шага. Молодой князь Валковский осознает необходимость женитьбы на Екатерине, однако понимает, что счастлив будет только с Наташей.

Роман кратко

В третьей части Иван встречает у дома Наташи экипаж Петра Валковского и вместе с ним заходит к ней. Девушка расстроена и рассказывает, что Алексей не появлялся дома уже несколько суток. В глубине души она думает, что старый князь только пытается казаться добрым, а на самом деле хочет видеть женой Алеши не ее, а Екатерину Филимонову.

Алексей клялся Наташе в любви и говорил от том, что Катя ему как сестра. Однако девушка попросила, чтобы Иван навестил графиню и разузнал, как все есть на самом деле. Постепенно раскрывается основная мысль произведения и читатель узнает, кого Достоевский называет униженными и оскорбленными. Это семья Ихменевых, над которыми жестоко подшутила судьба.

Понемногу Катерина очаровывается Иваном, чувства же к Алексею ослабевают. Иван также все больше отдаляется от Наташи. На званом вечере пьяный князь раскрывает свои намерения женить сына на графине Екатерине.

В заключительной четвертой части Иван предстает изменившимся человеком. Теперь его заботит судьба сразу двух девушек — Наташи и Нелли, у которой диагностировали опасный для жизни порок сердца. Нелли безответно влюбилась в Ивана и не смогла жить с ним под одной крышей. Она сбежала к доктору, который не оправдал ее надежд и отказался взять на воспитание.

В последних главах раскрывается вся негативная сущность семьи Валковских. Алеша заявляет отцу, что любит графиню. Сам же спешит обвенчаться с Наташей, поскольку не представляет без нее своего существования. Однако вмешивается конфликт отцов и детей: Петр лишает Ихменева последнего, что у того есть — небольшого состояния.

Старший Валковский продолжает борьбу за наследство молодой графини. Теперь уже Алеша не знает, кого ему предпочесть — Катю или Наташу. Соперницы встречаются наедине и решают судьбу Алексея. С болью в сердце Наташа уступает возлюбленного, такого бесхарактерного и недалекого. Однако именно эти качества привлекают как Наташу, так и более властную, сильную Екатерину.

Петр Валковский предлагает расстроенной Наташе деньги

Петр Валковский предлагает расстроенной Наташе деньги за связь со старым сластолюбцем графом. Однако подоспевший вовремя Иван прогоняет его. Наташе нужно вернуться в родной дом. Но как это сделать, если отец и так рассержен потерей состояния? Ихменевы меж тем взяли себе на воспитание девочку-сироту, выбрав Нелли. Вскоре она становится любимицей дома и отвечает взаимностью.

Эпилог. Наступил июнь, и теплыми вечерами под крышами домика Ихменевых на Васильевском острове собираются Иван Петрович, Маслобоев, доктор Нелли. Вскоре им предстоит разлука, поскольку старый хозяин дома получил место в Перми. Радость встреч омрачают грусть Наташи и болезнь Нелли, от которой она вскоре умирает, проклиная перед смертью отца. Наташа сожалеет о скорой разлуке с Иваном и о том, что сама отпугнула их совместное счастье.

Пересказ жизни составлен героем после событий, которые случились много лет назад. Теперь он одинок, лежит в больнице и, вероятнее всего, доживает последние дни.

Содержание 2 части

Молодой человек решает увезти девочку, нанимает ей доктора, покупает хорошую одежду, но она рвалась работать и готова обратно уехать к старухе-тирану. Бедняжка начинает сама ухаживать за своим спасителем и просит отныне называть ее Нелли – так звали ее мать-иностранку.

Стиль произведения

Выбор и шанс на спасение

В романе четко прослеживаются две основные сюжетные линии: история семейства Ихменевых и трагедия Смитов. Достоевский считает, что итог в похожих жизненных ситуациях может быть различным и зависит от нравственного выбора человека. Старик Смит не простил дочь, и вся его семья погибла, включая безвинную Нелли. Ихменев же нашел в себе силы для прощения. И эта семья получила некоторые шансы на спасение. Достоевский вовсе не призывает смиренно переносить унижения и оскорбления. Просто он считает, что делать добро, прощать ошибки и подавать руку помощи крайне необходимо. Только так можно выстоять в суровых жизненных неурядицах.

Проблема эгоизма

Эгоизм свойственен и другим персонажам:

  • У Наташи носит жертвенный характер. Ослепленная чувствами к Алеше, она не замечает страдания родителей. Однако и любовь к юноше эгоистична: девушка хочет, чтобы Алексей принадлежал только ей. Делясь с Иваном своими переживаниями, она не понимает, что делает больно влюбленному мужчине.
  • У старика Смита и Николая Сергеевича Ихменева эгоизм выливается в гордыню и обиды. Погруженные в ненависть к Валковским, они не видят страданий близких людей.
  • Нелли нравится пребывать в роли жертвы. Она отвергает искренние попытки помощи и не верит людям, считает их жестокими. Нелли готова голодать и нищенствовать, называться девочкой из борделя, лишь бы не зависеть от других людей.

Эпилог

Другие детали

В романе есть эпилог, однако многое в дальнейшей судьбе героев автор не раскрывает, оставляя читателям простор для размышлений и надежду, что их судьба сложится счастливо.

История падения и воскресения главной героини

Краткое содержание далее повествует о том, что Алеша без зазрения совести жаловался Катерине, будто Наташа ничем для него не жертвует… Неужели ему было мало ухода девушки из родительского дома? Николай Ихменев запретил произносить имя дочери, а сам похитил золотой медальон с ее портретом у жены, чтобы втайне от всех любоваться, вспоминать, мучиться… Наташа причинила много страданий старикам, но ее нельзя обвинять в содеянном – поступки делались ради любви, а это и есть главное оправдание. В конце четвертой части отец прощает дочь и падает перед ней на колени. Ихменевы, униженные и оскорбленные, все-таки воссоединяются, и для них это и есть подлинное счастье.

Отзывы читателей

Это, мне кажется вечная книга, которой не нужны представления и аннотации. Возможно, для школьников достаточно краткого содержания, но прочитать книгу осознанно, с желанием обязательно нужно.

В школе не осилил книгу. Писал сочинения т тесты на знание темы из того, что усвоил на уроке. В сорок лет прочел осознанно, когда увидел у сына на столе. Под приятным впечатлением. До книги нужно дорасти, но она и сейчас актуальна.

Краткий анализ романа помог сыну быстрее сделать домашнее задание накануне литературы. Теперь потихоньку читает на выходных, говорит, непросто это дается.
Лиза

Знакомство со стариком

Иван является начинающим литератором и ищет в Петербурге приемлемый вариант жилья, потому что предыдущее место проживания было очень сырым и отдавало плесенью. В первой части на одном из перекрестков главный герой наталкивается на старика с собакой. Человек с сутулой осанкой в старой одежде шел в сторону кондитерской, а за ним направлялась большая псина.

Дед, зайдя в кондитерское заведение, занял свой привычный стул. Он ежедневно посещал это место, всегда присаживался в тихом углу и направлял собственный взгляд в одну точку. Старик ни с кем не разговаривал, а спокойно читал любимую часть книги. Около него неподвижно лежал преданный пес.


Однажды внимание деда привлек Адам, который славился своим высоким происхождением и постоянно вел себя скверно. Из-за начавшейся суматохи пожилой человек хотел уйти. Владелец кондитерской Миллер хорошо относился к старику, поэтому попросил его остаться.

Дедушка не мог понять суть происходящего и стал поднимать собственного пса. Однако оказалось, что псина умерла около его ног. Мужчину охватило сильное горе, потому что погиб его единственный друг. Посетители заведения пробовали утешить его, а Миллер даже предложил ему коньяка. После этого расстроенный дед направился на выход. Молодой писатель пошел следом за ним и хотел проводить того до дома. Старик еле успел назвать свой адрес, после чего скончался.

Литератор с большим трудом отыскал жилище деда. Его квартира оказалась довольно бедной. Внутри располагался стол, на котором стояла тарелка с засохшей коркой хлеба. А также там можно было увидеть старый ободранный диван и несколько стульев. Печку уже очень давно не топили. Главный персонаж сумел узнать инициалы погибшего. Это был Иеремия Смит, которому было 78 лет. В квартире он обнаружил всего 2 книги — учебник по географии и Новый Завет. Молодой человек забрал их себе. Быстро организовав захоронение погибшего, Иван поселился в его жилище.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Вступление. Почему я выбрала именно эту тему.

Мир богатых и подлых людей и их роль в произведении.

Мир униженных и оскорблённых в романе.

Важность и глубина проблемы на примере судьбы ребёнка.

Список используемой литературы.

"Униженные и оскорблённые" в одноимённом романе Достоевского.

А гениальный всплеск похож на бред,

В рожденье смерть проглядывает косо.

А мы все ставим каверзный ответ.

И не находим нужного вопроса.

Почему я выбрала именно эту тему?

О достоинствах произведений Достоевского можно говорить бесконечно. Его произведения - это целый мир! Он и пророк, он и та лакмусовая бумажка, показывающая все пороки общества его времени, да и нашего, в принципе. Однозначно читать его произведения невозможно. Писатель ставит глобальнейшие проблемы нравственности в своих произведениях, отличающихся от остальных произведений русских классиков.

Особенность литературного стиля Ф.М. Достоевского состоит в том, что писал он в исключительно новом романном жанре, который создал сам. Его творчество не поддаётся никаким правилам, не укладывается ни в какие рамки. Творчество и особенный литературный язык Достоевского нельзя сравнить ни с каким другим великим писателем, невозможно подчинить ни к одной из литературных схем или образцов. Во времена Достоевского, в середине 19 века, в обществе образовались две исторические тенденции - либеральная и демократическая. Что же касается литературы, писатели так же разделились на две группы: писатели либерального направления, подвергавшие критике господствующие классы и писатели демократического лагеря, разоблачавшие тёмные стороны реальности. Достоевский же не относился ни к первым, ни ко вторым. С одной стороны он протестовал против человеческого унижения, угнетения.

С другой стороны - проповедовал смирение и веру в примирение противоречий.

Какого же значение его романа "Униженные и оскорблённые"? Почему именно этот роман показался достойным для его анализа?

Фёдор Михайлович Достоевский, имея очень чуткое сердце и широкую душу, очень болезненно, близко к сердцу отзывался на страдания обделённый, униженных и оскорблённый людей, одни из которых люто ненавидели всё буржуазное общество, а другие искали спасение в религии, вере и в любви к людям. И та, и другая сторона нашла отражение в творчестве Достоевского, в частности в романе "Униженные и оскорблённые". Автор без прикрас показывает нам жизнь простых людей, их житейские проблемы, чувства и страдания. Немало времени уделено и описанию петербургского пейзажа, природы, которую Достоевский искусно сливает с действием картины и самими героями.

Помимо всего этого, этот роман привлекает меня тем, что заставляет о многом задуматься, погрузиться в философские мысли, подумать о жизни. А так же призывает к гуманности, человечности и воспитывает в человеке благородство, которого так не хватает в современном мире. Роман "Униженные и оскорблённые" поражает меня глубиною мыслей автора , проникновенностью и пониманием всей сложности человеческой души. В его книгах я нашла что-то такое, чего в других нет и что мне очень-очень близко, что это, я пока ещё не поняла, да и надеюсь, что не пойму, ведь это меня, наверное, и привлекает в его книгах.

Времена Достоевского давно ушли, а проблема осталась. Просто унижение приобрело немного другую специфику, чем в то время.

Ладно с ним, с телевидением. Процедуре унижение люди подвергаются на каждом шагу. Например, устраиваясь на работу, человеку нередко приходится сознательно подвергаться унижению, чтобы получить заветное место. Кого-то оскорбляет дресс-код, кого-то маленькая зарплата… Кому-то кажется унизительным поперек сказанное слово, а другим низкое социальное положение в обществе.

Люди расплачиваются унижением за каждый жизненный поворот, за каждую мелочь комфорта. Просто одни закрывают на это глаза и идут дальше, а другие воспринимают в штыки.

В сословном обществе прошлого унижение в чистом виде, как это было в раннее время. Давно миновала пора высшего света и правил чести, взамен пришло разнообразие ситуаций, личные и глубоко спрятанные

мотивы для обиды. Кроме того, тема унижения становится личной, ни к кому не имеющей отношения. Как правило, человек действует втихомолку, испытывая унижение.

Мир богатых и подлых людей и их роль в произведении.

Вторая же история не сильно отличается от предыдущей: после удачной аферы с первой женой, он обольстил дочь преуспевающего заводчика Смита, которая ради князя украла у своего отца деньги и ценные бумаги. Смит разорился, а несчастную женщину, которая к тому же была беременна, князь Валковский выгнал на улицу, после того, как взять с неё было нечего. Эти безнравственные, аморальные поступки ещё раз доказывают, что князю чуждо чувство любви, жалости, ему не нужны люди, он может их только использовать, не испытывая при этом даже угрызений совести. Ему не нужен был родной сын до того момента, пока он не увидел в нём очередной путь к богатству, пока не придумал, как можно использовать сына в своих целях – женить на богатой девушке.

Князь Валковский, книжный и выдуманный герой, по мнению Добролюбова и А.А.Григорьева, не так уж литературен, как принято считать. Создавая тип циничного и сладострастного аристократа в мещанстве, Достоевский, возможно, использовал разнообразный и пестрый исторический, литературный, биографический материал, радикально его переработав и преобразив. Р. Г. Назиров выдвинул предположение, согласно которому реальным историческим прототипом Валковского послужил князь П. М. Волконский, устроитель сердечных дел императора Николая I. Интересная гипотеза, которую так же трудно опровергнуть, как и подтвердить конкретными фактами. Реконструировать работу Достоевского над образом Валковского, к сожалению, трудно — почти не сохранилось черновых набросков к роману, поэтому приходится ограничиваться гипотезами, которые, разумеется, не исключают ошибок.

Мир униженных и оскорблённых в романе.

Антиподом к образу князя Валконского Ф.М. Достоевский представил читателю не одного, а сразу несколько героев романа, провёл две параллельные сюжетные линии: первая – история семьи Ихменовых, вторая – трагическая судьба семьи Смитов.

Мир бедных людей, униженных и оскорблённых, в корне отличается от мира подлых аристократов, к которым относится Валконский. Эти люди не жаждут наживы, власти, не стремятся разбогатеть на чужом горе. Им не чужды простые человеческие чувства. Внимание к близким и родным, забота о детях и стариках, чувства любви, преданности и переживания – все эти качества свойственны людям из мира бедных.

В качестве примера можно привести родителей Наташи Ихменовой: Николай Сергеевич и Анна Андреевна. Не отличаясь ни большими доходами, ни больших познаний в сфере бизнеса, они ведут тихий и мирный образ жизни до того момента, пока дорогу им не перешёл Валковский. Имея большое доброе сердце и чуткую душу, они даже и представить себе не могли, на какую подлость способен человек, которым они так восторгались! А в ситуации с их дочерью Наташей, которая покинула семью из-за любви к сыну князя Валковского, они так и не смогли дать благословления на их брак. Отец Наташи был поистине унижен и оскорблён. Этого доброго и доверчивого человека, приютившего у себя в доме Алёшу и установивший порядок в разорённом имении, князь Валковский обвиняет в мошенничестве и изгоняет Ихменева, как только тот становится не нужен.

Меня очень поразил эпизод, в котором Николай Сергеевич прилюдно кричал о ненависти к Наташе, говорил, что у него больше нет дочери, всячески отрицал возможность простить её.… А по ночам плакал по ней и целовал портреты дочери. Это показывает, как Ихменеву приходилось скрывать свои чувства на людях и только наедине с собой давать волю эмоциям.

Не меньше страданий испытывает и мать Наташи, которой приходилось терпеть не только уход дочери, но гневные порывы мужа. Персонаж Анны Андреевны вызывает только положительные эмоции. В каждом эпизоде она раскрывается, как спокойная, мудрая и чуткая мать и жена.

Ни разу до этого момента Анна Андреевна не была в таком состоянии, никто даже и представить не мог, что она могла быть так взволнована. Для меня этот эпизод стал кульминационным. Именно в данной сцене Ихменовы обнажили свои чувства, выпустили наружу то, что копилось внутри. И Николай Сергеевич не мог совладать с чувствами, растрогался и решил простить Наташу. И в тот момент безутешные родители поняли, что у них нет ничего и никого дороже, чем их родная дочь, и они были готовы простить её что угодно, лишь бы сохранить ту самую родственную связь, которую не удалось сохранить Нелли.

Без полутонов

Герои романа четко поляризованы. Петр Александрович Валковский всецело служит злу. Этот человек вобрал в себя практически все негативные черты богатых людей: эгоизм, черствость, корыстолюбие. Он готов добывать деньги любой ценой. Ради выгоды князь способен на любую жестокость и подлость. Он и женился-то ради денег, а затем обобрал и выгнал на улицу беременную мать Нелли. О сыне Валковский вспоминает лишь тогда, когда появляется возможность выгодно его женить. Ради этого князь цинично разрушает благополучную семью Ихменевых, оклеветав помещика Николая Сергеевича. А ведь этот человек воспитал его сына, восстановил разоренное имение. Валковский многим обязан Ихменеву, но вместо благодарности отплатил ему подлостью.

Внешне князь красив, однако его выразительные черты, о которых много раз вспоминает автор, контрастируют с низменной натурой. Постепенно читателю становится ясно, что любезное обращение и светский лоск – всего лишь маска, скрывающая подлинное лицо Валковского. Это личность сильная и коварная, ему доставляет удовольствие манипулировать людьми, использовать в своих целях их благородство и преданность. Князь предлагает деньги Ивану Петровичу за то, чтобы тот женился на Наташе, которую бросил сын Валковского. Петр Александрович хочет выглядеть в глазах отпрыска заботливым отцом. Неужели этот человек дорожит мнением Алеши? Ничуть, ему просто нужно иметь с сыном хорошие отношения, чтобы без проблем завладеть деньгами его богатой невесты.

В противовес Валковскому автор создал образ рассказчика Ивана Петровича. Это начинающий писатель, в биографии которого прослеживаются некоторые совпадения с жизненными этапами молодого Достоевского. Благородство и стремление Вани помогать совершенно чужим людям, несмотря на собственную бедность, крайне противоположны цинизму и корыстолюбию князя. Иван Петрович своей самоотверженностью и добротой спасает Нелли, помогает Наташе вернуться в семью. Он готов уступить другому мужчине свою возлюбленную, если она будет счастлива.

Выбор и шанс на спасение

В романе четко прослеживаются две основные сюжетные линии: история семейства Ихменевых и трагедия Смитов. Достоевский считает, что итог в похожих жизненных ситуациях может быть различным и зависит от нравственного выбора человека. Старик Смит не простил дочь, и вся его семья погибла, включая безвинную Нелли. Ихменев же нашел в себе силы для прощения. И эта семья получила некоторые шансы на спасение. Достоевский вовсе не призывает смиренно переносить унижения и оскорбления. Просто он считает, что делать добро, прощать ошибки и подавать руку помощи крайне необходимо. Только так можно выстоять в суровых жизненных неурядицах.

В сетях своего эго

Его сын Алексей тоже эгоистичен. Он не может устоять против перспектив обеспеченной жизни. В метаниях между Катей и Наташей перевес оказывается на стороне Кати, благодаря ее миллионам. Алеша понимает, что не сможет обеспечить семью, если отец откажется его содержать. Самоотверженное желание Наташи работать не находит в нем отклика.

Не менее эгоистичны в своих гневных обидах старик Смит и Николай Сергеевич Ихменев. Погруженные в ненависть, они не замечают страданий близких людей. Их гордыня сильнее любви.

Герои, характеры и символы

Нет консолидированного мнения и о том, кто является главным героем произведения. На него претендуют трое: Иван Петрович, Наташа Ихменева и князь Валковский.

Большую роль в романе играют диалоги. Именно в них раскрываются характеры героев, проявляются их чувства. К примеру, разговор Валковского и Ивана Петровича во время ужина в ресторане обнажает всю суть вероломного и бездушного князя. А бытовые подробности и действия изображены Достоевским почти схематично.

В романе немало символичных сцен. Когда Ихменев проклинает Наташу, у него из кармана выпадает портрет дочери. Читателю становится понятно, что старик по-прежнему любит Наташу. Не менее символична смерть Азорки – собачки дочери Смита. Старик словно переносит на нее всю любовь к потерянной дочери и не может пережить смерть животного.

В романе есть эпилог, однако многие вопросы так и остаются нерешенными. Читателю остается лишь надеяться, что униженные и оскорбленные все же заслужили свое счастье, выстрадали его.

Читайте также: