Украшения древней греции доклад

Обновлено: 05.07.2024

Ювелирные изделия Древней Греции знамениты во всем мире. Многие коллекции находятся в музеях различных стран мира. Но основные ценности хранятся в самой Греции, куда драгоценности были доставлены с различных регионов страны по результатам археологических экспедиций.

Отношение греков к украшениям

Древние ювелиры были тонкими ценителями красоты, эстетики, умеренного и изысканного вкуса. Считалось обязательным носить ювелирные изделия, отдавая предпочтение умеренности и моде. Для этого в ранний период античной развития греческой цивилизации был принят специальный закон, который запрещал усердствовать с украшениями. Носить драгоценности можно было по официальным поводам:
•На праздники и многочисленные пиры;
•Свадьбы;
•Во время посещения театров и различных театральных постановок.
Постепенно эти требования стирались, поэтому изделия ювелиров становились более роскошными. Камни вставлялись перстни, кольца, брошки, фибулы, которые были главными украшениями женщин и мужчин Эллады.

Ювелирные традиции

Ювелиры в материковой Греции и в колониях свои шедевры создавали под влиянием традиций Древнего Египта, Ассирии, Рима. Поэтому в украшения вставлялись топазы, аметисты, гранаты, аквамарины.
Основные изделия, которые изготовляли ювелиры, были:
•Ожерелье с подвесками в виде завиток, розеток;
•Браслеты;
•Серьги, которые украшались фигурками богов или амфорами;
•Диадемы;
•Короны;
•Бусы.
Изготавливались изделия, в основном, из золота, и были украшены драгоценными камнями. Мужчины могли носить только небольшое количество драгоценностей. А вот женщины могли позволить себе практически все в ношении украшений. Они могли в волосы вставлять различные заколки, булавки, шпильки, одевать короны и диадемы, которые обычно делались в виде листочков и богини Ники.
Шейные украшения были представлены цепочками и бусами, подвесками и ожерельями, которые были сделаны в виде амфор и животных. Сережки делались ажурными, тонко инкрустировались камнями, чтобы при ходьбе нежно звенели.
Для того, чтобы подчеркнуть красоту и изящество рук и ног, носили браслеты, которые одевались на запястья, лодыжки, плечи. Украшения для рук и ног делались из золота и серебра, а также из проволоки, на которую были нанизаны жемчуг, драгоценные камни. Большинство из них были сделаны в виде животных, существ из мифов, богов.


Не секрет, что греки были тонкими ценителями красоты и эстетики, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки и письменные источники, дошедшие до наших дней. Из них нам также известно, что высоких вершин в Древней Греции достигло ювелирное дело. Как относились эллины к украшениям, чему отдавали предпочтение и как подбирали аксессуары к своему туалету. Ответить на эти вопросы помогают коллекции крупнейших музеев мира и труды историков.

Украшения для волос

Об украшении головы и причесок гречанки заботились особо, используя для этого разнообразные ювелирные изделия. Наиболее эффектными и престижными считались золотые венки и богато декорированные диадемы. Для украшения изделий обычно использовались различные орнаменты, чаще всего растительные, а также изображения богов.

Венки из золотых листьев и цветов

Эти головные уборы использовали для особо торжественных случаев.

Сетки для волос

Весьма популярны были золотые ажурные сетки для волос, которые часто дополнительно украшали жемчугом, драгоценными камнями.

Менады – опьяненные женщины, принимавшие участие в вакханалиях и буйных плясках в честь бога Диониса…

Ювелирное искусство Древней Греции

Мастерство древних греков в изготовлении украшений способно вызвать зависть и у современных ювелиров, имеющих в своем арсенале инструменты, которые даже и не снились эллинам.

Золота в Древней Греции было мало, оно поступало в производство, благодаря бурно развивающимся торгово-экономическим связям. А из-за постоянно расширяющиеся территории древнего государства, искусство Греции вбирало в себя новые технологии и направления, смешивая со своими традициями, что породило неповторимый, всеми узнаваемый греческий стиль.

Многие, как можно сказать теперь, дизайнерские приемы зародились в Древней Греции. И основы общепринятых законов художественной композиции (в том числе и в ювелирном искусстве) появились опять-таки здесь же. А гуманистическое мировоззрение, популярное в Древней Греции, объясняет преобладание образов людей над остальными мотивами: изящными растительными орнаментами, а также изображениями птиц и мифических существ.


Погребальный венок. Золото. IV в. до н. э.

Другими излюбленными техниками греческих мастеров были микроскопическая зернь, местами напоминающая золотую пыль, и смальта.

Одни из самых ранних находок ювелирных изделий датируются III тыс. до н. э. (минойский период). Нельзя не отметить хризоэлефантинную технику, в которой выполнялись скульптуры — сочетание слоновой кости с золотом. Длительное время ученые ставили под вопрос существование данных изделий, считая это всего лишь мифами, пока археолог Амандри не обнаружил отдельные фрагменты при исследовании Дельфийского храма. Считается, что один из великих художников, использовавших данную технику при создании статуй, был Фидий. И безумно жаль, что эти скульптуры не сохранились до наших дней.

Фибулы, перстни-печатки, кольца, золотые сети для волос, многочисленные ожерелья, разнообразные украшения для волос… Женщины в Древней Греции любили подчеркивать изящество рук и ног, надевая браслеты на плечо и лодыжки. Золото считалось достойным подарком молодоженам или новорожденному. Увидеть воочию столь изысканные украшения Древних Греков можно во многих музеях мира, включая Государственный Эрмитаж. И, конечно, в самой Греции есть несколько музеев с богатыми экспозициями ювелирных изделий.

Шейные украшения

Очень востребованы были золотые украшения, которые надевали на шею — ожерелья, подвески, цепочки…
Для этих украшений также часто использовали волнообразные растительные узоры с использованием листьев виноградной лозы, цветов, бутонов.

Также на них можно увидеть бабочек, жуков, амфоры…

Уникальные драгоценности Афин

Общеизвестен факт, что греки создали множество столь прекрасных вещей, потому что практически ничего не имели. Скалистая, неплодородная почва, недостаток пресной воды — в таких неблагоприятных условиях могли жить только сильные духом люди. И сегодня мы можем лицезреть множество свидетельств таланта и мастерства этих удивительных ремесленников.

Афинский музей ювелирных изделий Илиаса Лалауниса собрал более 4000 экспонатов ювелирных изделий, созданных в разных эпохах. Наряду с украшениями, здесь также представлены и небольшие скульптуры из драгоценных металлов. Изделия самого основателя музея, Илиаса Лалауниса, также можно увидеть в экспозициях. Адрес: Kallisperi 12-20, Athina 117 42. Другую информацию можно получить на официальном сайте музея.

Помимо основного магазина, расположенного на углу улиц Panepistimiou и Voukourestiou, имеется еще несколько бутиков этой сети, все адреса и любую другую информацию можно уточнить на сайте ювелирного дома. Византийские мотивы, разнообразные плетения, античный стиль, модные направления — здесь вы найдете все.

Серьги

Серьги гречанок отличались огромным разнообразием, но в большинстве своем они состояли из покрытого узором или инкрустацией диска и прикрепленных к нему длинных тонких подвесок, издающих при ходьбе нежный звон. В серьгах также были популярны растительные мотивы.

Греческая цивилизация оставила нам достаточно много документальных свидетельств в виде скульптур, барельефов и росписей, благодаря которым мы можем достаточно хорошо представить себе внешний вид её обитателей.

Например точно известно, что работа парикмахера в Греции была своеобразным видом искусства – греки любили точность и гармонию и за несоблюдение пропорций или плохую стрижку, горе-мастеру грозило весьма серьезное наказание.
Хотя конечно же такие эксцессы встречались достаточно редко – Греки очень щепетильно относились к своему внешнему виду и потому такую ответственную операцию как стрижка, доверяли только хорошо обученным слугам или рабам.
Таких рабов, кстати, называли “каламистрами” и ценились они много дороже других. Это название происходит от слова “каламис” – так древние греки называли простейшие щипцы-стержни, для завивки волос.

Древнегреческие мастера, обладая большим вкусом и чувством гармонии, создавали свои прически всегда с учетом возраста, особенностей лица и фигуры.

Прически

От природы греки имели прямые и густые волосы черного цвета. Вместе с тем в произведениях литературы и драматургии нередко воспевались златокудрые красавицы. Возможно, женщины изменяли природный цвет волос, прибегая к помощи щелочных составов. Для осветления волос пользовались также мелко помолотым рисом и мукой.
В особо торжественных случаях прически осыпались золотым порошком.
С развитием греческого общества прическа стала определять социальное положение человека.

В архаичный период мужские прически отличались простотой линий и силуэтами походили на женские.
Это были длинные пряди, завитые в спиральные локоны, или волосы, заплетенные в косы и уложенные в красивые пучки. Часто волосы подбирались под ленту, которая охватывала всю голову.

Мужские прически делались из длинных, тщательно завитых волос, которые спадали на плечи и спину. Самой распространенной была прическа из кос, заплетенных за ушами. Такие косы кольцом, в два ряда, обвивали голову, при этом на лбу волосы укладывались в густую челку из мелких кольцеобразных локонов.
Другой распространенной мужской прической была густая грива из завитых волос. Локоны располагались красивыми вертикальными рядами.

В V — IV веках до нашей эры эти прически постепенно исчезли. Их место заняли аккуратные маленькие прически из подстриженных, крупно завитых кудрей, четко обрисовывающих силуэт головы.
Внешне, они почти не различались, но использовали разные виды завивки – горячий и холодный.

В период расцвета Афин, мужские прически постепенно приобретают налет вычурности и изнеженности, в их чертах появляется некоторая женственность. Примером такой сложной прически может служить прическа Аполлона Бельведерского скульптора Леохара.
Это подлинное произведение искусства: она сделана из завитых длинных прядей, уложенных надо лбом изящным, легким бантом. Впоследствии эта прическа получила наименование “бант Аполлона”, но имеется еще одно название — “цикада”, из-за того, что “бант” напоминает легкие крылышки цикады.
Существовало множество других причесок, выполненных из завитых локонов и уложенных плотными рядами.

Во все времена в дополнение к прическе мужчины носили большие бороды, обрамлявшие нижнюю челюсть. Бороды аккуратно подстригали и подвивали щипцами, придавая им разнообразную форму.

Самой распространенной была коническая, при этом волосы бороды завивались крупными спиралями или мелкими кольцеобразными локонами на самых концах.
Часто бороды пропитывали ароматическими маслами.
На пирах бороды обсыпали мукой из толченых бобов, мелом, мелко измельченными травами. Бороду носили граждане, достигшие зрелости.

В Древней Греции идеалом красоты, примером для подражания считался человек совершенный в духовном и физическом развитии, таким был выдающийся полководец Александр Македонский.
Он носил красивую прическу из легко завитых полу-длинных волос с типичным для нее симметричным пробором — фрагисом, которую впоследствии стали называть его именем.

Примечательно также, что Александр Македонский был первым греком, не носившим бороды. Многие мужчины стали подражать ему. В армии воинов обязывали бриться, чтобы лишить противника возможности хватить за бороду.
С этого времени увеличилась работа брадобреев. Со времени правления Александра Македонского в Греции бород уже не носили — исключение составляли философы и ученые.

Женские прически с самого своего появления были просты. Скромные и четкие очертания преобладали в прическах всех слоев женского населения. Прически периода архаики, с туго уложенными прядями на затылке, получили большое распространение. Они покрывались тканью, а иногда на волосы просто надевали мешочек.

Эту прическу по началу называли “прической гетеры” – но со временем она усложнилась, стала делаться из завитых волос с применением каркаса. Пучок имел конусообразную форму.
Прическа стала самой распространенной, имела много вариантов, получив название “греческий узел”, а впоследствии, когда узел крепился на шее более низко,— каримбос.

“Греческий узел” считался классической формой убранства волос в Древней Греции, но время и вкусы вносили в него некоторые изменения: виды завивки были различны, узел то приподнимался над шеей, то опускался. Появилась прическа “лампадион”, напоминавшая по форме языки пламени.

В женских прическах, так же как и в мужских, обязательным считалось сокрытие природной линии лба. Поэтому волосы всегда низко прикрывают лоб. Как и мужчины, женщины носили прическу типа “бант Аполлона”, — изяществом и выполнением она нисколько не отличалась от мужской.

Оригинальную, “дынеобразную” прическу ввела в моду в середине V века до нашей эры вторая жена Перикла — Аспасия. Прическа делалась из завитых волос, которые укладывались крупными объемными вертикальными дольками ото лба до затылка, и перевязывалась двумя лентами.

Гетера Фрина носила прическу высокую — из завитых волос, с бантом на темени. Красавица Фрина позировала известным художникам, скульпторам. Пракситель даже создал скульптурный портрет Фрины из белого мрамора.

В начале V века до нашей эры среди молодых женщин была распространена прическа из полу-длинных завитых волос. Выстригали челку, спускавшуюся до середины лба.
Дополнением этой прически был тонкий металлический обруч—филле, он не только декорировал прическу, но и скреплял волосы, поддерживал завитые пряди на темени. Перевязывали волосы и позолоченным кожаным ремешком.

Молодые девушки носили распущенные волосы. Но если в период архаики распущенные волосы считались признаком женственности и молодости, то в более поздние времена ношение свободных, неубранных волос стали разрешать только жрицам.
Для торжественных случаев и пиров прически делались по несколько часов, посыпались порошком из трав и семян, придававших волосам золотистый оттенок.

В конце IV и в I веке до нашей эры, в Греции распространяется ношение париков. Большая потребность в париках заставила правителей создать на маленьком острове Лесбос специальные мастерские для их изготовления.
Тонко и тщательно выполненные изделия древних мастеров парикмахерского искусства быстро стали предметом продажи на рынках не только Древней Греции, но и многих других стран.

Стоимость париков была так велика, что они покупались лишь богатыми гражданами. Состоятельные люди должны были иметь по нескольку париков, для разных случаев. Парики различались не только по цветам, но и по времени дня, года.
Самыми популярными были светлые парики, изготовляемые из натуральных женских волос, затем — парики с пепельным отливом.

Головные уборы

Греческие головные уборы, так же как и прически, были просты и одинаковы как для мужчин, так и для женщин. Имея от природы густые волосы, свободные греки редко носили головные уборы.

Однако отправляясь на многочасовые театральные представления, в длительные путешествия, на прогулки за город, в походы, греки надевали шапки, шляпы разного цвета, изготовленные из фетра, войлока, разных сортов кож.

Распространена была шляпа кюне в форме полушария. Носили конусообразный войлочный пилеус, фригийский колпак, каусию.

Каусия имела округлую форму, изготовлялась из материалов разного цвета — часто по цветам можно было определить профессию. Кроме перечисленных носили еще петас и пилос, но эти головные уборы надевали только люди низшего сословия. Их изготовляли из соломы, грубо выделанных войлока и кожи.
Солдаты в походах надевали шлемы разных форм с гребнями и хвостами. Хвосты были из волос лошадей, яков или овец.

Кроме того, головы украшали венками. Ими награждали победителей спортивных соревнований, выдающихся ораторов и актеров, полководцев и именитых, почетных граждан. Они были обязательным головным убором на пирах, шествиях, празднествах. Венки делали из цветов, веток, листьев. Художественное сплетение должно было выделить самый красивый цветок, которому полагалось быть в центре.
Многие носили венки из пахучих трав, веток плюща, мирта, роз и дубовых листьев, а также веток тополя, сосны, олив, лавра. Часто растения в венках обозначали сан, заслуги, свидетельствовали о положении в обществе.

Женщины при выходе из дома накрывали голову краем плаща. В жару надевали соломенные шляпы — долии, узорчатые мешки, чехлы, тканые платки. В торжественных случаях прическу покрывали вуалью, при этом закрывалась не только прическа, но и часть лица.

Украшения

У Греков было весьма своеобразное отношение к украшениям и изыскам. С одной стороны, они очень любили изящно сделанные драгоценности, с другой – общество порицало излишнее злоупотребление украшениями и требовало соблюдения чувства меры.
Не принято было богато одеваться повседневно, поэтому золотые и серебряные украшения надевались только на пиры или театральные представления.
Однако с течением времени драгоценности стали предметом щегольства, украшательства, демонстрацией богатства. Роскошь приняла небывалые размеры, никакие запреты и законы не могли урезонить модников, носивших по нескольку колец на каждом пальце.

В отделке ювелирных изделий — колец, серег, аграфов, перстней, шпилек, булавок, застежек — преобладал орнамент с растительным мотивом.
Мастера искусно передавали тонкость цветочных лепестков, распускавшихся бутонов. Любили вырезать крохотных птичек, бабочек, цикад, жуков.

К головным украшениям можно причислить обручи, сплетенные из золотых и серебряных нитей, сетки для волос, всевозможные ленты, а также сфендоны или стефаны — изящные украшения в виде серпа из драгоценных металлов.
Они не только украшали изящные прически, но и служили им опорой. Более строгие в своем жизненном укладе спартанцы дольше всех избегали носить украшения, а если надевали, то только из простых металлов.

Косметика

С возникновением специальных бань, салонов для ухода за телом, в греческом обществе стал проявляться повышенный интерес к косметике. Мужчины и женщины пользовались услугами специальных рабов — косметов, выполнявших различные косметические процедуры. Строились специальные помещения, в которых косметы делали массажи, натирали тела клиентов маслами и ароматическими настоями.
Косметические средства сохранялись в специальных кувшинчиках, сосудах. Особое значение придавали краскам. Существовали специальные порошки для подведения бровей и глаз. Одно время употребление косметических средств перешло все границы.

Ввиду этого правитель города Афин ввел ряд ограничений в области использования косметики. Но придерживались их слабо, несмотря на высмеивание поэтами и драматургами гречанок, злоупотреблявших косметикой.
Во времена Перикла его подруга, а позднее жена, известная гетера Аспасия написала объемистый трактат о применении косметических средств.

Гречанки любили пользоваться ароматическими веществами, при этом прибегали к маленьким хитростям: в прическе прятали крошечные конусообразные пакетики, наполненные пахучей эссенцией из экстракта жасмина и козьего жира.
Во время многочасовых представлений в театрах эссенция стекала каплями, распространялся запах жасмина.

Выдающийся врач Древней Греции Гиппократ, который по праву считается одним из основоположников античной медицины, в своих трудах уделял большое внимание косметике. Он составлял рецепты и мази, при помощи которых женщины пытались омолодить лицо, сгладить морщины, придать ему более свежий вид.
Его ученик Диокл прописывал мази для отбеливания или смягчения кожи. Позднее Критон в своем труде рекомендовал средства по уходу за волосами, их окрашиванию, по уходу за кожей лица.


Древние греки всегда славились своим особым отношением к ювелирным украшениям и всему, что с ними связано. Можно смело сказать, что они были истинными ценителями красоты, что проявлялось во многих сферах их жизнедеятельности. Прекрасным свидетельством являются многочисленные археологические находки и множество письменных источников, которые сохранились по сей день.

Благодаря этому, можно с уверенностью утверждать, что в мастерстве изготовления ювелирных украшений греки достигли невероятных высот.

Эллины всегда отличались своим особым отношением к ювелирному искусству. Они любили драгоценности и носили их с огромным удовольствием. Что примечательно, в те времена злоупотреблять украшениями не рекомендовалось. Это осуждалось обществом и всячески порицалось. Даже больше, до определенного времени на территории Греции действовал закон, который напоминал жителям о том, что в ношении украшений следует знать меру. Но это касалось лишь повседневной жизни. На официальных мероприятиях модники имели полное право украшать себя так, как им вздумается. Это был прекрасный повод щегольнуть своим богатством, которым все активно пользовались.


Проходило время, старые законы постепенно утрачивали силу, и все больше жителей Греции открыто демонстрировало окружающим всевозможные украшения, изготовленные искусными мастерами тех времен. Тогда украшательством занимались не только женщины, но и мужчины. Они носили драгоценные пряжки, фибулы, перстни и броши. Но, как и сейчас, особого внимания заслуживало разнообразие украшений, которые надевали женщины. В те времена большой популярностью пользовались драгоценные заколки и сетки для волос, шпильки и диадемы. Некоторые из них представляли собой воистину шедевры ювелирного искусства. Поражало разнообразие шейных украшений. Им придавали формы амфор, животных, украшали ликами богов.


Традиционные греческие серьги представляли собой конструкцию из узорчатого диска с инкрустацией, дополненного изящными подвесками. Малейшее движение и подвески издавали нежный мелодичный звон. В моде были браслеты, которыми украшали не только запястья, но и лодыжки. Они были довольно разнообразны. Нити из жемчуга, причудливые переплетения проволок, многообразие изображений и узоров – бесконечный простор для фантазии.

Древнегреческие ювелиры отличались не только богатой фантазией, но и редкостным мастерством. Они создавали изысканные украшения. Многие изделия украшал ажурный узор, выполненный тонкими золотыми нитями и различными металлическими сплавами. Для изготовления подобных украшений была создана специальная техника. Мастера использовали филигрань с вкраплением мелкого жемчуга и стеклянной смальты, окрашенной в разные цвета.


В Греции большинство украшений покрывалось орнаментом, преимущественно растительным. Крохотные листочки, бутоны, цветы - изготовленное с должным мастерством, выглядело это удивительно. Помимо этого, на многих изделиях вырезались птицы, животные, насекомые. Древнегреческие мастера использовали не только металлы, но и драгоценные камни, создавая причудливые композиции – настоящие произведения искусства.

Стоимость напрямую зависела от изящества и тонкости работы. Поэтому самые прекрасные изделия украшали представителей знати, являясь ярким свидетелем их статуса. В те времена золото было в цене. Считалось, что оно обладает удивительными магическими свойствами. Неудивительно, что его было принято дарить на свадьбу или торжество, устроенное в честь рождения ребенка. Часто украшения из золота находили последний приют в могилах своих владельцев, оберегая их от злых духов.


Границы греческой цивилизации постепенно расширялись. Соприкасаясь с традициями и обычаями других народов, их ювелирное мастерство менялось и развивалось. Безусловно, чужеземные культуры значительно повлияли на искусство греков. Вместе с этим, греческие украшения проникли в другие государства. С течением времени изящные драгоценности мастеров Древней Греции можно было встретить в любом уголке земного шара.
Сегодня каждый, кто хочет подробно рассмотреть произведения ювелирного искусства тех лет, имеет такую возможность. Благодаря многочисленным археологическим раскопкам было найдено немало уникальных образцов. Это позволило проследить путь развития ювелирного мастерства Греции и узнать об используемых техниках и материалах

Многие крупные музеи мира могут похвастаться богатыми коллекциями древнегреческих украшений. Например, Эрмитаж, расположенный в Санкт-Петербурге. Самые интересные образцы выставлены в многочисленных археологических и исторических музеях Греции: Национальный археологический музей, Византийский музей, музей Бенаки и многие другие.

Вам понравилась история? Надеемся вам так же будет полезна и реклама наших партнеров:

Читайте также: