Государственная финансовая политика российской федерации доклад

Обновлено: 01.06.2024

Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются Президентом РФ, исполнительными органами государственной власти РФ и утверждаются законодательными органами государственной власти РФ в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления строят финансовую политику на соответствующей территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на региональном и местном уровнях, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.

Главной стратегической задачей бюджетной политики РФ на современном этапе является обеспечение условий для поддержания макроэкономической стабильности и долгосрочной сбалансированности бюджетной системы РФ при безусловном финансовом обеспечении проводимых в условиях перехода к новому типу экономического развития структурных реформ, нацеленных на повышение качества жизни населения и реализацию конкурентных преимуществ нашего государства в сферах энергетики, транспорта, аграрного сектора, переработки природных ресурсов и высокотехнологичных производств в мировой экономике. В связи с этим к основным задачам бюджетной политики РФ на среднесрочную перспективу относятся:
• активное использование долгосрочного и среднесрочного бюджетного планирования, позволяющего сформулировать стратегические приоритеты бюджетной политики государства исходя из целей и задач экономической политики, оценить объем необходимых финансовых ресурсов для их реализации, определить возможные источники этих ресурсов. Для осуществления этой задачи на практике предусматривается интегрирование краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного бюджетного планирования, в ходе которого все составные части текущей бюджетной политики базируются на ориентирах, выработанных в ходе долгосрочного планирования. В свою очередь долгосрочные финансовые прогнозы должны регулярно корректироваться с учетом фактических условий развития экономики, изменения приоритетных задач и внешних факторов (темпов роста мировой экономики, ситуации на мировых рынках сырья, продовольствия
и капитала);
• внедрение программно-целевого метода в бюджетный процесс, предполагающего ориентацию бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов. Для реализации этого принципа необходимо разработать механизм перехода от системы управления бюджетными ресурсами к управлению результатами 3 . На текущем этапе следует обеспечить взаимосвязь между докладами о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, долгосрочными программами, ведомственными целевыми программами и обоснованиями бюджетных ассигнований. При этом каждая программа должна предусматривать конкретные цели ее реализации и показатели оценки их достижения на всех этапах осуществления программы с тем, чтобы своевременно вносить изменения или отказаться от ее реализации при невозможности достижения установленных целей. Кроме того, следует пересмотреть механизм формирования и реализации ведомственных целевых программ, которые должны в основном использоваться для реструктуризации и повышения эффективности исполнения расходных обязательств;
• повышение эффективности использования бюджетных средств, достигаемое как с помощью долгосрочного бюджетного планирования, которое позволяет предупредить необоснованный рост расходов бюджета, так и путем внедрения системы мониторинга эффективности расходов бюджета и оценки эффективности использования бюджетных средств, передаваемых государственным корпорациям, унитарным предприятиям и бюджетным учреждениям;
• завершение перехода от сметного финансирования бюджетных учреждений и прямого предоставления значительной части бюджетных услуг к принципу их оплаты в соответствии с получаемыми обществом результатами. Для реализации этой задачи проводится инвентаризация действующей сети получателей бюджетных средств с точки зрения соответствия их функций и задач государственным нуждам. Предполагается прежде всегоосуществить перевод на добровольной основе части бюджетных учреждений, в том числе функционирующих в сферах здравоохранения и образования, в иные организационно-правовые формы (в частности, в автономные учреждения), обладающие большей самостоятельностью в использовании финансовых ресурсов и получающие бюджетные средства за результаты своей деятельности, а также, при поэтапном сокращении бюджетной составляющей их финансирования, активно использовать государственные и муниципальные задания, многолетние государственные и муниципальные контракты, внедрить такие формы финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг, как нормативно-подушевое финансирование и государственный (муниципальный) социальный заказ ;
• повышение результативности государственной социальной политики, предусматривающее разработку и реализацию на всех уровнях бюджетной системы целевых программ, направленных на улучшение качества жизни социально незащищенных категорий граждан, в том числе за счет обеспечения доступности и качества государственного образования и здравоохранения, усиление адресности социальной помощи, сокращение дифференциации населения по уровню доходов и имущественной дифференциации;
• совершенствование механизма оплаты труда в бюджетной сфере, обеспечивающее соответствие уровня заработной платы работников этой сферы среднему уровню оплаты труда в коммерческом секторе соответствующей отрасли, повышение производительности труда и качества оказываемых бесплатных социальных услуг. В ходе реализации этой задачи предусматривается внедрение в российскую практику активно используемого за рубежом принципа оплаты труда по результатам, что, в свою очередь, предполагает разработку нормативов, обеспечивающих взаимосвязь заработной платы работников и результататов их деятельности, позволяющих оценить степень эффективности полученных результатов, а также использование разнообразных инструментов контроля эффективности деятельности работников бюджетной сферы;
• формирование механизмов привлечения частного, в том числе иностранного капитала, к осуществлению важнейших инфраструктурных проектов национального масштаба. Предполагается, что в средне- и долгосрочной перспективе одним из эффективных институтов взаимодействия государства и частного бизнеса станет создание государственно-частных партнерств с целью софинансирования проектов, связанных с развитием инфраструктуры для различных отраслей промышленности и повышением конкурентоспособности российского бизнеса.

Рассматривая отдельно составные части бюджетной политики Российской Федерации, следует остановиться на основных направлениях политики мобилизации денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ, основу которой составляет налоговая политика. Проведение в нашей стране налоговой реформы уже имеет определенные положительные результаты. К ее позитивным итогам можно отнести повышение собираемости налогов при снижении налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования
вследствие отмены оборотных налогов, снижения за последние годы ставки налога на прибыль с 35% до 20%, ставки НДС — с 20% до 18%, единого социального налога — с 38,5% до 26%, введения единой твердой ставки налога на доходы физических лиц (что в свою очередь способствовало снижению масштабов уклонения от уплаты налогов), создание условий для более низкой налоговой нагрузки на малый бизнес. Изменение подходов к налогообложению организаций, функционирующих в отдельных секторах экономики, смягчило различия в инвестиционной привлекательности отраслей, создало условия для стимулирования инновационной деятельности и диверсификации экономики.

Основная цель современной налоговой политики — дальнейшее совершенствование налоговой системы, которая должна быть необременительной для субъектов хозяйствования как по уровню изъятия доходов в форме налоговых платежей, так и в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговой отчетности и налоговых проверок; справедливой и одинаковой для нсех экономических агентов; благоприятной для инвестиционной активности и развития бизнеса.

В среднесрочной перспективе налоговая политика, обеспечивая необходимый для выполнения расходных обязательств объем доходов бюджетов, должна создавать благоприятные условия для модернизации экономики, осуществления инвестиций в создание новых производств и повышение производительности труда, а также стимулы для инвестиций граждан и организаций в об разование, здравоохранение, улучшение жилищных условий и добровольное пенсионное страхование.

Для реализации поставленных задач в рамках проведения налоговой политики в ближайшее время предполагается:

постепенное реформирование единого социального налога (ЕСН), направленное на предотвращение дальнейшего снижения эффективной налоговой ставки, а с 2010 г. замена ЕСН страховыми взносами, уплачиваемыми работодателями в государственные внебюджетные фонды;
совершенствование налогообложения добычи нефти в части изменения критериев предоставления налоговых каникул и применения территориального понижающего коэффициента к ставке налога на добычу полезных ископаемых;
повышение эффективности налога на прибыль организаций, в том числе в части принятия к вычету расходов на цели образования с учетом потребности работодателя в квалифицированной рабочей силе, а также на цели здравоохранения, пенсионного обеспечения и оплату процентов по ипотечным кредитам сотрудников соответствующих организаций;
постепенное повышение ставок акцизов с целью придания большей значимости этому виду налоговых доходов в составе доходов бюджетов;
совершенствование процедур исчисления и возмещения налога на добавленную стоимость (НДС), установление равных условий для организаций независимо от их организационно-правовой формы при применении освобождения от налогообложения НДС социально значимых услуг и расширение перечня освобождений от налогообложения этим налогом некоторых дополнительных видов услуг в области социального обслуживания и культуры;
повышение эффективности социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц;
проведение мероприятий по повышению качества налогового администрирования, включая устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному исполнению налоговых обязанностей, эффективное использование инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов.

Практическое осуществление указанных задач политики в области государственного социального страхования позволит обеспечить социальную стабильность общества и социальную защиту малообеспеченных и нетрудоспособных слоев населения и последовательно реализовывать государственные социальные гарантии, установленные в Конституции РФ.

Рассмотрев основные цели и задачи финансовой политики Российской Федерации на современном этапе, следует отметить, что ее успешная реализация непосредственно зависит от последовательного проведения намеченных реформ, способности быстро реагировать на изменение условий экономического развития с целью корректировки тактических направлений финансовой политики, а также от своевременного отражения ее направлений и особенностей реализации в правовой базе и элементах финансового механизма.

(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Гост

ГОСТ

Финансовая политика РФ

Финансовая политика – это комплекс мероприятий, осуществляемых государством, которые направлены на мобилизацию денежных средств, их распределение и расходования для выполнения государством возложенных на него задач и функций.

Государство выступает в качестве важнейшего субъекта реализуемой финансовой политики. Именно государство через органы власти, отдельные учреждения разрабатывает стратегию развития, а также определяет наиболее важные направления финансового развития на будущие периоды, утверждает тактику действий на предстоящий период, инструменты для достижения поставленных задач.

Реализуемая государством финансовая политика в обязательном порядке должна учитывать особенности этапа развития общества, отличительные особенности как внутренней, так и внешней среды, реальные возможности государства на текущий момент времени. В связи с этим при разработке финансовой политики необходимо в обязательном порядке учитываться условия существования государства. Также основные направления финансовой политики государства в значительной мере зависят от федеративного устройства государства, этапа развития, стабильности действующей политической системы.

Важнейшим требованием, которое предъявляется к финансовой политике, можно назвать обязательное соблюдение комплексного подхода при ее разработке и реализации, которое предполагает согласование мероприятий, реализуемых во всех звеньях финансовой системы, посредством их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи конкретного этапа развития.

На сегодняшний день финансовая политика РФ реализуется в несколько этапов, а именно:

  1. разработка и утверждение целей такой политики, выработка экономически и научно утвержденных концепций развития финансов;
  2. разработка наиболее эффективных путей и инструментов обеспечения необходимого объема финансовых ресурсов;
  3. реализация определенных мероприятий для достижения поставленных в рамках утвержденной политики целей и задач.

Стоит отметить, что непосредственное влияние финансовой политики на национальную экономику начинается только на заключительном этапе, на который значительное влияние оказывает и содержание двух других этапов.

Цели и задачи финансовой политики РФ

Готовые работы на аналогичную тему

Целью осуществляемой финансовой политики можно назвать мобилизацию бюджетных средств, которые необходимы для удовлетворения текущих нужд общества. Одной из целей финансовой политики можно назвать создание наиболее благоприятных условий для активизации коммерческой деятельности. Особое значение в настоящее время придаётся увеличению уровня эффективности расходования финансовых средств посредством их распределения между различными областями общественной жизни, а также их концентрации на наиболее приоритетных направлениях развития государства.

В отдельных субъектах федерации и на различных этапах развития региональной экономики может сложиться ситуация, в качестве цели реализуемой финансовой политики принимается сохранение уже достигнутого уровня развития.

Так, среди основных целей реализуемой финансовой политики можно выделить:

  • увеличение объёма финансовых средств и эффективности их расходования;
  • обеспечение оздоровления и реализации структурной перестройки национальной экономики;
  • достижение и поддержание высокого уровня жизни населения.

Среди наиболее важных задач финансовой политики на сегодняшний день можно выделить следующие:

  1. Обеспечение благоприятных условий для формирования необходимого объема финансовых ресурсов;
  2. Утверждение наиболее оптимального, с точки зрения государства как важнейшего финансового института, механизма распределения и расходования финансовых средств;
  3. Организация системы стимулирования развития экономических и социальных процессов различными способами;
  4. Разработка и внедрение инструментов финансового механизма, и их обязательная модернизация согласно постоянно изменяющимся целям и задачам государства;
  5. Формирование и обеспечения функционирования наиболее эффективной системы текущего управления финансовыми ресурсами.

Стоит отметить, что результативность реализуемой финансовой политики определяется прежде всего степенью достижения утвержденных целей и задач.

Перспективы развития финансовой политики РФ Ускорение темпов экономического роста на сегодняшний день возможно в случае реализации взвешенной макроэкономической политики, которая основывается на следующих принципах:

  • постепенное снижение уровня инфляции в стране;
  • осуществление эффективной денежно-кредитной политики, которая способна обеспечить переход к абсолютной конвертируемости национальной валюты – российского рубля без его чрезмерного укрепления;
  • осуществление мероприятий, которые бы в значительной мере содействовали увеличению уровню конкурентоспособности отечественных мероприятий, укрепление их позиций на внутреннем и международном рынке;
  • обеспечение сбалансировании бюджета федерального уровня при дальнейшем снижении налоговой нагрузки на экономику и существенном повышении эффективности его расходов.

После того, как точно определены все цели и задачи финансовой политики, а также выбраны инструменты и средства их достижения важно выбрать наиболее эффективные пути их достижения при существующих возможностях, что возможно в рамках разработки бюджета, его утверждения и реализации. В дополнение к этому предусматриваются только частичные изменения валютной, налоговой и таможенной политик.

Определение путей осуществления выбранной финансовой политики в обязательном порядке, с одной стороны, должно логически связывать все направления такой политик, а, с другой, все меры, предпринимаемые в рамках реализации данной политики, в обязательном порядке должны быть согласованы по времени их реализации и быть проведены в утвержденные сроки.


Оглавление

  • Введение
  • Лекция 1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
  • Лекция 2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Лекция 3. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Лекция 4. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ
  • Лекция 5. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни, в том числе в сфере финансов.

Под финансовой политикой государства понимается совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и эффективное использование для выполнения государством своих функций. Финансовая политика включает комплекс целенаправленных действий властных структур по использованию финансов. Содержанием финансовой политики являются: диагностика текущего состояния и происходящих изменений в финансовой системе; обоснование и формирование стратегии, целей и задач развития финансов; тактика, способы и инструменты достижения установленных целей государственных финансов. Финансовая политика реализуется через бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, инвестиционную, таможенную, инновационную, научно-техническую политику.

Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных проблем в финансовой сфере. Финансовая тактика — это методы решения финансовых задач по важнейшим направлениям финансовой стратегии.

Финансовая политика должна способствовать решению основных проблем, стоящих перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, она направлена на регулирование экономических и социальных процессов посредством финансовых рычагов. Финансовая политика ориентирована на стимулирование передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики, урегулирование отношений с мировой финансовой системой.

Основными задачами финансовой политики в РФ являются:

1) обеспечение условий для формирования оптимальных объемов и структуры финансовых ресурсов;

2) обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов на федеральном, региональном и местном уровнях;

3) рациональное распределение финансовых ресурсов с учетом степени приоритетности различных социально-экономических сфер;

4) создание и совершенствование механизма финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;

5) создание эффективной системы государственного управления финансами.

Финансовая политика имеет специфический характер в каждой конкретной сфере регулирования финансовых отношений. Соответственно различают следующие виды финансовой политики: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, таможенная, инвестиционная, политика в области международных финансов и др.

Финансовая политика разрабатывается совместными усилиями ряда государственных институтов. Приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Федеральное собрание рассматривает и утверждает основные положения в области финансовой политики. Органы исполнительной власти ответственны за реализацию финансовой политики государства.

Финансовая политика представляет собой комплексное понятие, состоящее из трех структурных элементов:

1) разработки концепции финансовой политики, т. е. определения основных целей и задач государства в сфере управления финансами;

2) создания финансового механизма реализации финансовой политики;

3) управления финансовой деятельностью, заключающегося в регулировании финансовых отношений, в определении источников и направлений использования финансовых ресурсов государства.

В структуре финансовой политики особая роль принадлежит финансовому механизму, представляющему систему установленных государством способов, методов, инструментов и рычагов воздействия на экономические и социальные процессы. Эти элементы финансового механизма используются при распределении и перераспределении финансовых ресурсов.

К числу конкретных элементов финансового механизма относятся методы распределения ВВП, формы денежных накоплений, виды платежей, принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т. д. Все элементы финансового механизма можно разграничить на две группы в зависимости от способа их воздействия на финансовые отношения:

• финансовое обеспечение, которое может осуществляться в нескольких формах: самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования;

• финансовое регулирование, заключающееся в регламентации (через налоги, платежи, отчисления) распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности, например налоговый метод, платежи, отчисления.

По своим технологическим особенностям элементы финансового механизма подразделяются на ряд групп:

1) создание условий и предпосылок регулирования финансовой системы;

2) правовая регламентация финансовых отношений;

3) методы финансового прогнозирования и планирования;

4) порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

5) организация бюджетной системы;

6) организация рынка ценных бумаг;

7) государственный финансовый контроль [2] ;

8) государственное регулирование финансов предприятий;

9) прочие элементы финансового механизма.

Финансовая политика имеет определенные ориентиры во времени и в пространстве. Существенные изменения в сферах хозяйственной, социальной и политической жизни общества всегда сопровождаются соответствующей трансформацией финансовой политики. В условиях значительной территориальной дифференциации социально-экономической ситуации также требуется адаптация финансовой политики к конкретным местным условиям. Примером актуальности учета регионального фактора в формировании финансовой политики может служить указание Президента РФ (Бюджетное послание, 2007 г.) по поводу социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья: необходимо задействовать все имеющиеся инструменты государственной финансовой политики с целью формирования и реализации федеральной целевой программы, направленной на обеспечение опережающего развития этих регионов. В частности, стоит задача привлечения частного капитала для софинансирования этой программы. Должна быть разработана специальная система мер налоговой и таможенно-тарифной политики, стимулирующая привлечение инвестиций в эти регионы.

Государственная финансовая политика РФ на современном этапе [05.11.14]

Государство в процессе своего функционирования осуществляет поли­тическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступает экономика в целом, а также отдельные состав­ные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные кре­дит, валютные отношения и т.п.

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наи­более рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. Для правильного осу­ществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реали­зации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. От сте­пени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.

Финансовая политика как часть экономической политики представляет со­бой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию фи­нансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и такти­ческими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государствен­ной финансовой политики являются создание финансовых условий для соци­ально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

В данной курсовой работе рассмотрены такие вопросы, как содержание и значение финансовой политики, стратегия и тактика финансовой политики, государственная финансовая политика РФ на современном этапе.

Задачи курсовой работы: определить, что такое финансовая политика и ее место в социально-экономической политике общества; выявить субъекты и объекты финансовой политики; определить цели и задачи финансовой политики на краткосрочный и долгосрочный периоды; выявить взаимосвязь стратегии и тактики финансовой политики, а также факторы, оказывающие влияние на результативность финансовой политики; определить экономические цели общества на современном этапе; методы повышение эффективности налоговой, бюджетной политики и политики государственных расходов.

Актуальность темы работы заключается в том, что наличие существенных дисбалансов в национальном хозяйстве России (снижение эффективности производства, неконкурентоспособность большей части выпускаемой продукции, резкое падение инвестиций в реальный сектор экономики, угроза мощных инфляционных процессов, сокращение потребления, низкий уровень жизни населения, масштабный рост внешнего и внутреннего государственного долга) обусловливает необходимость пересмотра методов осуществления реформ и совершенствования организационных форм управления экономикой страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Читайте также: