Феминизм доклад по политологии

Обновлено: 15.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство науки и высшего образования РФ

ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет

Кафедра политологии и социологии

Феминизм в политике

Выполнил: студент гр. 08270

________ д. соц. н., доц. Бадмацыренов Т. Б.

Глава 1. История формирования феминизма

1.1. Истоки и первая волна феминизма……………………………… 5

1.2. Вторая волна феминизма……………………………………………9

Глава 2. Феминизм в России

2.1. Развитие феминизма в России……………………………………11

2.2. Общее и особенное в истории русского и западного феминизма……………………………………………………………. 24

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современном мире женщины, конечно же, добились многих прав и свобод, но говорить о полном равноправии еще рано. По-прежнему в политике главенствуют мужчины, а в обществе с сомнением относятся к деловым женщинам, добившимся успеха, к примеру, в бизнесе. Писаные законы провозглашают равноправие, а в действительности же продолжают преобладать патриархальные устои. Мужчины по-прежнему считают себя главными как в семье, так и в обществе в целом.

Степень научной изученности.

А также феминизм и женское движение в России стали предметом изучения М. Бакли, Р. Гликман, Р. Стайтса, JL Эдмондсон, С.Г. Айвазовой, О.В. Ворониной, Н.Б. Гафизовой, Г.А. Ельниковой, М.В. Рабжаевой, Л.П. Репиной, Г.А. Тишкина, O.A. Хасбулатовой, И.И. Юкиной и др. Авторы признают факт существования женского движения как закономерное явление в процессе модернизации и демократизации страны.

Цель курсовой работы-выявить особенности феминизма как совокупности политических идей и движений, выступающих за достижение равенства прав женщин в политике.

Объектом исследования является феминизм как совокупность политических идей и движений, выступающих за достижение равенства прав женщин в политике.

Предметом является история развития феминизма и его состояние на современном этапе развития.

Исходя из цели, ставятся следующие задачи:

- рассмотреть истоки формирования феминизма.

- изучить первую и вторую волны феминизма.

- выявить особенности развития феминизма в России.

- рассмотреть феминизм в России на современном этапе развития (на примере партий и общественных организаций).

Структура работы : работа состоит из введения, двух глав, состоящих из четырёх параграфов, заключения и списка литературы.

Глава 1. История формирования феминизма.

1.1. Истоки и первая волна феминизма.

Феминизм-это явление, которое можно рассматривать с нескольких сторон. С одной стороны, это политическое движение, которое связано с борьбой женщин за равноправие. С другой стороны, это своеобразное философское течение, по своему содержанию более глубокое, чем политический феминизм. Но все же, часто с понятием феминизм ассоциируется первый аспект, т.е. феминизм как, в частности, движение суфражисток, связанное с требованием предоставить женщинам право голоса на выборах.

Еще немногим больше, чем сто лет назад у женщин не было права ни учиться наравне с мужчинами, ни обладать собственностью. Ни голосовать. Тогда в конце 19-начале 20в. начинает появляться движение суфражисток, которые выступали за равные политические и экономические права. Так началась первая волна феминизма.

По всему миру суфражисткидобились существенных успехов. В 1813г. избирательное право для женщин появилось в Новой Зеландии. В 1902г.-в Австралии. Последней ж страной, в которой женщинам разрешили голосовать, является Саудовская Аравия. Это произошло лишь в 2011г.

Первая волна характеризуется появлением двух направлений в феминизме: либеральное и марксистское. Феминистки-либералки выступают за получение равных прав во всех сферах, а также за самостоятельный выбор. Феминистки-марксистски считают частную собственность и капитализм первоосновой гендерного притеснения и неравенства.

1.2. Вторая волна феминизма

Вторая волна феминизма начинается в 60-х гг. 20в. активисты начинают обращать внимание на неравенство и в социальной сфере. Четко отслеживается факт того, что женщины хоть и получили право голосовать, но в парламенте их, все же, значительно меньше, чем мужчин. Довольно большое количество женщин, несмотря на большой выбор профессий (в сравнении с довоенным временем) также как и раньше оставались домохозяйками и вместе с этим не получали образование и занимались в большей степени детьми. Вниманию и обсуждению подверглись такие вопросы как репродуктивные права женщин, право на аборт и доступную контрацепцию, а также проблема насилия.

Начавшаяся с политических демонстраций и участия в левых движениях. Вторая волна феминизма постепенно переходит в автономную фазу, т.е. создаются независимые женские структуры: группы по пробуждению сознания, курсы женских и феминистских исследований в университетах, кризисные центры для женщин, национальные женские ассоциации, например, Национальная организация женщин в США- NOW (созданная в 1966г.), а также международные сети и коалиции.

Вторая волна феминизма сформировала и широкий теоретический дискурс, а не только уделяла внимание практической, активистской и политической деятельности. В различных сферах гуманитарных наук возникают исследования, которые базировались на критике культуры патриархата. Критике подвергались в частности политика, культура, экономика, социальные, семейные и сексуальные отношения, а также психоанализ и т.д.

В результате деятельности участников второй волны феминизма в американском обществе и других западных странах происходят довольно серьезные изменения.

Как на государственном, так и на региональном уровнях были приняты законы, которые защищали права женщин и запрещали открытую дискриминацию на рынке труда. Все общественные и правительственные организации и учреждения, а также большинство крупных компаний начали придерживаться принципа отсутствия дискриминации по половому признаку.

Глава 2. Феминизм в России

2.1. Развитие феминизма в России

Начало женского движения в России (1859-1904гг.) обусловлено несколькими причинами. Во-первых, обеспечение женщин возможностью профессиональной деятельностью, а с помощью этого и обеспечить экономическую независимость.

Русская разночинная интеллигенция, которая была вдохновлена идеями просвещения старалась представить право на образование стартовой точкой любой эмансипации. Именно поэтому это можно считать одной из причин открытия в Петербурге женской воскресной школы, организованной на квартире у М.С. Шпилевской. После Петербурга такие школы были открыты также и в Перми, Харькове, Киеве, Казани, Одессе и других городах. Но все таки основным вопросом оставался вопрос о доступе женщин к высшему образованию. В 1867 по инициативе М.В.Трубниковой, Н.В.Стасовой, Е.И.Конради и др. 100 женщин дворянского звания подписали петицию на имя ректора Петербургского университета с просьбой разрешить им посещение лекций.Одновременно в адрес Первого съезда естествоиспытателей России была подана петиция с просьбой поддержать идею основания Высших женских курсов. И ректор, и съезд выразили сочувствие женщинам, но инициативы их не поддержали.

В мае 1905 на Первом съезде союза делегатки обсуждали идейную платформу и следующие цели:

-немедленный созыв Учредительного собрания на основе всеобщего, тайного, прямого избирательного права без различия пола, веры, национальности;

-признание прав народов России;

-уравнение женщин всех социальных слоев с мужчинами в политических и гражданских правах во всех областях жизни;

-допущение женщин во все области общественной и служебной деятельности;

-совместное обучение женщин с мужчинами;

-отмена законов о проституции, унижающих достоинство женщин.

В течение года отделения СРЖ образовались также в Москве, Твери, Рязани, Новгороде, Смоленске, Харькове. Их активистки составляли прошения в адрес Комитета министров, Съезда представителей земств и городов и других официальных организаций с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении женщинам равных с мужчинами избирательных прав. Одновременно велась работа по налаживанию связей с социал-демократическими организациями (СРЖ пытался определить свою позицию в вопросе о выборах в Булыгинскую думу), осенью 1905 – с Московским стачечным комитетом и комитетом самообороны, который представлял интересы лиц наемного труда. В 1906 ответственные за установление этих связей в Киеве участвовали в создании Общества взаимопомощи трудящимся женщинам, при котором открылась библиотека, бюро труда, профессиональные курсы, мастерская женских изделий. В 1907 аналогичное Общество взаимопомощи работниц было создано в Петербурге; активную роль в его деятельности сыграла в дальнейшем А. М. Коллонтвй. Оно рабочий клуб и объединило более 300 человек. В составе его членов были не только женщины, но и мужчины, которые разделяли идею женского равноправия.

Первые декреты советской власти были в отношении женщин многообещающими. Их юридическое равноправие с мужчинами закрепила Конституция 1918.

Декрет 1920 года – также, раньше, чем где бы то ни было-реализовывал феминистское требование урегулирования репродуктивных прав женщин: признал их право на аборт.

На втором этапе, в 1993–1995 эти организации стали искать пути взаимодействия со структурами государственной власти и партийно-политической системой и натолкнулись на стереотипы в оценке роли и места женщины в обществе. Их число выросло до 300.

В последнее время российские феминистские организации пропагандируют принципы социального партнерства, соучастия в решении острых социальных проблем (насилия, беспризорности, наркомании, торговли женщинами). Этому немало способствует созданный в 1998 Информационный центр независимого женского форума и Консорциум женских неправительственных объединений, ставящие в центр своей работы проблему лоббирования интересов женщин в структурах власти различных уровней.

2.2. Общее и особенное в истории русского и западного феминизма

В истории русского и западного феминизма было немало общего.

Эти небедные представительницы образованного общества добровольно жертвовали свои средства на общественные нужды.

Стремясь к тому, чтобы за ними были признаны гражданские и политические права, первые русские феминистки видели пути обретения этих прав через образование и свободный выбор профессии.

Несмотря на многие сходства, в истории рождения русского феминизма было немало особенного и самобытного.

Значительные собственнические права женщин давали им возможность делать пожертвования, основывать женские кооперативы, самостоятельно решать, на что потратить богатства. Вторая половина 19 в.-эпоха зарождения женского предпринимательства в России.

Западные феминистки стремились отделиться от мужской иерархической системы и создать свою, свободную от иерархий и авторитаризма. Русские же деятельницы женского движения не противопоставляли себя мужчинам и полагали необходимым использовать в своих целях общественные структуры и движения, инициированные и созданные мужчинами.

Феминистское движение в России не было и не могло быть массовым, не располагало своими представителями в государственных организациях, не имело возможности оказывать постоянное давление на власть, лоббировать.

Малое или меньшее (по сравнению и по значимости на Западе) внимание к вопросам пола и сексуальности также отличает русских феминисток.

Большинство деятельниц раннего русского феминизма хорошо владели пером, как прозаическим, так и поэтическим (М.Цебрикова, Е.Конради). На Украине женское движение 1860-1900гг. вообще представлено одними именами писательниц (Н.Кобринская, Е.Ярошинская, О.Кобылянская и др.)

По результатам единого дня выборов 2013 года партия получила место в парламенте Якутии по одномандатному округу 21. ГульсумБейсембаева представляла партию в якутском парламенте в 2013-2018 годах, в следующий состав не избрана.

Партия конкурировала с партией Яблоко в Волгоградской области на выборах в региональный парламент 14 сентября 2014 года.

В мае 2019 года стало известно, что Минюст России направил иск в суд о ликвидации партии в связи с невыполнением требований об обязательном участии в выборах (в течении семи лет с момента регистрации партия должна поучаствовать в ряде выборных компаний).

Также существует перечень общественных организаций, связанных с идеями феминизма:

2. Союз женщин России (СЖР) — всероссийская общественная неправительственная организация, созданная в ноябре 1990 года. Союз женщин России объединяет на добровольной основе женские советы, союзы, ассоциации, комитеты и клубы, действующие в 82 регионах России. Кроме того, в состав СЖР входят 34 членские организации, 6 из которых имеют федеральный статус. Союз женщин России является членом: Международного альянса женских организаций стран СНГ, Всемирной организации семей (ВОС), Всемирной ассоциации сельских женщин (ВАСЖ), Международной демократической федерации женщин (МДФЖ), Международного совета женщин (МСЖ). Основные задача Союза Женщин России: Содействие повышению статуса женщин в обществе, их роли в политической, экономической, социальной и культурной жизни страны.защита прав женщин, забота об укреплении семьи. Участие в формировании государственной политики в отношении женщин, семьи и детей. Продвижение женщин на уровень принятия решений.

3. Социал-демократический союз женщин России объединяет женщин и общественный организации, разделяющих ценности социальной демократии, для того чтобы:

1. Консолидировать женские общественные инициативы в Российской Федерации в целях формирования в нашей стране справедливого общества и социального государства;

2. Поддерживать политическую активность женщин и повышать их представительство в органах власти всех уровней;

3. Обеспечить учет интересов женщин в процессе принятия государственных решений;

4. Противостоять всем проявлениям гендерного неравенства и дискриминации женщин в нашей стране;

5. Сотрудничать с женскими социал-демократическими организациями других стран;

6. Способствовать полной реализации социальных, трудовых, гражданских и политических прав женщин России.
Использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Социал-демократический союз женщин России.

Итак, в результате медленных завоеваний феминистскому движению удалось получить для женщин права, которые уже стали привычными и необходимыми для современной женщины. Теперь мы можем рассчитывать на зарплату, соизмеримую с мужской, быть политически активными, распоряжаться своей семейной жизнью. Но получение гражданских прав оказалось лишь половиной дела, на то, чтобы научиться ими пользоваться, также потребовались время и определенные усилия. Долгое время женщины не хотели голосовать, не говоря уже о том, чтобы попытаться вступить на политическую арену.

Феминистское движение помогло женщине освоиться в новой для них роли субъекта истории. Стремление к свободе и к активной человеческой деятельности одержало верх над стереотипами традиционного женского поведения. Тем не менее, несмотря на достигнутые успехи, женщины, которые в конце XX века составляли более 50% населения мира и доля которых в производстве была 2/3, получали лишь 10% всех доходов и владели 1% всего имущества. По данным ООН на 1995 год женщины составляли 70% неимущих, 2/3 неграмотных людей в мире, занимали лишь 14% должностей в управленческой сфере, не более 11% мест в парламентах. И ныне феминисты осознают подчиненное положение женщин и их низкий статус в обществе и добиваются преодоления этого состояния, а также доступа женщин к самым влиятельным позициям в обществе.

Итак, в разные времена и в различных странах движение феминизма принимало разнообразные формы и ставило перед собой разные цели. Но всегда оно поднимало вопросы, имеющие значение для обоих полов. В конце XX века происходят радикальные изменения в условиях жизни людей под влиянием НТР, распространения образования, повышения самосознания, и вслед за этими изменениями феминизм выступает за пересмотр традиционных отношений между полами. Современный феминизм бросает вызов устаревшим стереотипам мышления и традиционной политике с позиции силы и является одним из ведущих направлений в движении человечества к свободе.

Список литературы

1. Брайсон В. Политическая теория феминизма. Введение. М.: Идея-пресс, 2001

2. Стайтс Р. Женское освободительное движение в России. Феминизм, нигилизм и большевизм. 1860–1930. М.: РОССПЭН, 2004

3. Джон Стюарт Милль. Подчиненность женщины. СПб., 1869

4. Коллонтай А., Цеткин К. Чего хотят женщины. М.: Алгоритм, 2014

5. Симона де Бовуар. Второй пол. М.: Прогресс, 1998

6. Введение в гендерные исследования. Ч. 1-2. Под ред. И. А. Жеребкиной. СПб.: Алетейя, 2001

7. Здравомыслова Е., Темкина А. 12 лекций по гендерной социологии. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015

8. М. Л. Шенли, К. Пейтмен . Феминистская критика и ревизия истории политической философии.; М.: РОССПЭН, 2005

9. Мой Т. Сексуальная текстуальная политика. М.: Прогресс-Традиция, 2004

10. Гапова Е. Классы наций: феминистская критика нациостроительства. М.: Новое литературное обозрение, 2016

11. М. Бредихиной, К. Дипуэлл. Гендерная теория и искусство. Антология: 1970–2000. М.: РОССПЭН, 2005

12. Жорж Дюби, Мишель Перро. История женщин на Западе в 5 т. СПб.: Алетейя, 2009–2015

13. Абрамс Л. Формирование европейской женщины новой эпохи, 1789–1918. М.: ВШЭ, 2011

14. Бовуар С. де. Второй пол. / Пер. с фр. - М.: Гардарика, 2014

15. Брайсон В. Политическая теория феминизма. / Пер. с англ. - М.: Идея-Пресс, 2011.

16. Дугин И.Н. Магический феминизм. М.: ИНФРА-М, 2014..

18. Комаров Е.И. Женщина-руководитель. М.: Академия, 2013.

19. Миллет К. Теория сексуальной политики. / Пер. с англ. // Феминизм и гендерные исследования. Тверь: Волга, 2014.

20. Новикова Н. Либеральный феминизм в России и на Западе: опыт сравнительного анализа. Ярославль: Ярославский госпедуниверситет, 2010..

21. Попкова Л. Теория и практика современного феминизма: женское движение в США. СПб.: Питер, 2014.

22. Темкина А. А. Феминизм: Запад и Россия // Преображение. - 2015. - №3.

23. ШатерниковаМ. Откуда растет феминизм? // Вестник МГУ. - 2014. - № 16..

24. ШенарА. Куда идет феминистское движение? / Пер. с англ. // Сегодня. - 2014. - №23.

25. Эванс С. Рожденная для свободы. / Пер с англ. - М.: Гардарика, 2013..

Феминизм как идеология и социально-политическое движение было основано во второй половине XIX в. во Франции. Феминисткой или феминистом считается человек, который отстаивает или поддерживает уравнивание мужских и женских прав, борется с насилием против женщин, выступает против мизогинии, сексизма и гендерных стереотипов.

Основные идеи феминизма

Феминистские кампании – главная движущая сила масштабных социальных изменений, особенно в западной цивилизации. Они завоевали для женщин до того недоступные на протяжении всей истории права. Феминизм с самого своего зарождения выступает за права женщин, включая:

  • равные гражданские и политические права мужчин и женщин;
  • избирательные права (голосовать и быть избранными во властные структуры);
  • трудовые права (получать образование, работать и получать справедливую, равную с мужчинами оплату);
  • заключать договора, контракты и владеть имуществом (собственностью);
  • равные права в браке (опека над детьми, декреты);
  • репродуктивные права (планировать семью, контролировать рождаемость);
  • право на физическую неприкосновенность, целостность и здоровье (криминализацию сексуального и домашнего насилия);
  • на доступ к бесплатной, безопасной и эффективной контрацепции;
  • на аборты;
  • право на свободу и жизнь женщин без мужчин;
  • право на лесбийское материнство;
  • на борьбу с изнасилованием в браке;
  • на равную оплату труда мужчин и женщин, равные возможности на рабочем месте;
  • на женскую солидарность;
  • права ЛГБТ и женщин из других маргинализированных, этнических групп;
  • на гендерное квотирование;
  • на гендерный паритет в ряде языков и др.

История феминизма

История феминизма

Феминистская мысль зародилась и развивалась с XVII-XVIII вв., хотя её следы можно найти практически во все эпохи. Так, например, первой феминисткой в истории считается Кристина Пизанская, французская писательница, жившая в XIV в.

6 ноября 1867 г. в Англии была основана Национальная ассоциация женщин за избирательные права. В 1871 г. возникло Датское женское общество. 29 марта 1894 г. был образован Союз немецких женских ассоциаций.

Основными требованиями всех этих организаций и движений были права владения собственностью, обучения вне дома и участие в выборах. В 1920-е гг. в большинстве стран Америки и Европы женщины добились получения избирательного права.

Социально-политические причины возникновения феминизма

В целом, феминизм – это одно из последствий промышленной революции. Развитие машин начало устранять потребность в человеческом труде, постепенно устраняя одно из преимуществ мужчин над женщинами. Это позволило женщинам становиться всё более важной частью рабочего класса, особенно во время Первой мировой войны, когда они заменяли мужчин на фронте.

Феминистское движение изначально проявлялось в двух формах:

  • как движение за равную оплату труда;
  • как движение за предоставление женщинам права голоса.

Равное право голоса было в конечном итоге достигнуто в большинстве западных стран после Первой мировой войны, а позже – и в остальном мире.

По мере того как политическое и экономическое равенство женщин было достигнуто в институциональном смысле, феминизм постепенно превратился в новую форму так называемого радикального феминизма. Целью радикального феминизма было изменение традиционной роли женщин в обществе посредством критики и атаки на традиционные социальные институты – брак и материнство, а также на мужчин, которые по своей природе репрессивны к женщинам. Хотя относительно небольшое количество женщин приняли эту крайнюю позицию, сегодня феминизм чаще всего ассоциируется именно с этими крайними аспектами.

Часто феминизм становится своего рода защитной реакцией на подъём неоконсерватизма и религиозного фундаментализма, направленных на восстановление традиционных институтов и традиционного положения женщин в обществе.

Сегодня идеи феминизма, такие как предоставление женщинам права голоса, права на личную собственность и право выбора партнёра, легко принимаются в западном обществе, никого не удивляя. Однако сто лет назад эти идеи были нетипичными. Вот почему феминистские взгляды теперь считаются неотъемлемой частью политической мысли.

Первая волна феминизма

Первая волна феминизма

Феминизм первой волны был в первую очередь заинтересован в реформировании семейного права, избирательных прав и экономических условий жизни женщин. С самого начала женское движение столкнулось с широкой критикой, в том числе со стороны самих женщин.

Усилия суфражисток увенчались избирательным правом женщин. Первым государством, предоставившим это право женщинам, была Новая Зеландия в 1893 г. В 1918 г. избирательные права для женщин были введены (только для женщин старше 30 лет) в Великобритании, Финляндии и Польше, а в США – в 1920 г.

Вторая волна феминизма

О второй волне феминизма говорят в связи с движениями и теориями, характерными для 1960-х и 1980-х гг. Феминистки второй волны защищали классические установки феминизма:

  • организацию массового движения;
  • гендерное равенство;
  • антиимпериализм;
  • изменение законодательства;
  • широкое распространение женских и феминистских журналов;
  • право на образование женщин;
  • устранение проблемы мужского насилия;
  • равенство на рынке труда;
  • вопросы женской сексуальности;
  • право на аборт и т. п.

Вторая волна феминизма охватила в первую очередь США и некоторые страны Западной Европы. Она явилась следствием разочарования в действиях, предпринятых ранее для обеспечения равенства, сосредоточенных в первую очередь на формальных правовых гарантиях. Вопреки ожиданиям, правовые изменения не привели к реальному гендерному равенству.

Либеральная фракция феминизма второй волны выступала за изменения в законах. Радикальная тенденция указала на то, что источником угнетения является патриархальная структура общества, а условием равноправия – её радикальное преобразование.

Третья волна феминизма

Третья волна феминизма

  • постструктурализмом;
  • квир-теорией;
  • постколониализмом;
  • энвайронментализмом;
  • гендерными исследованиями;
  • транснационализмом;
  • критической теорией;
  • экофеминизмом;
  • трансфеминизмом.

Активистки 3-й волны указывают, что цели феминизма не были достигнуты и движение необходимо радикализировать. Они обращают внимание на ранее упускаемые из виду темы, такие как:

  • этническая принадлежность;
  • расовые вопросы;
  • экономические и религиозные различия.

Феминизм третьей волны – сложное движение, в котором есть много разных направлений. Нет единого мнения относительно критериев их различения. Обычно различают либеральный и радикальный феминизм.

Основным критерием здесь является радикализм постулатов и действий, а также реформистская или революционная установка. Другой критерий различия – это вдохновение из теоретических и философских течений.

Исходя из этого, можно выделить следующие течения феминизма:

  • марксистский;
  • социалистический;
  • психоаналитический;
  • экзистенциальный;
  • экологический;
  • христианский;
  • анархический;
  • постмодернистский феминизм.

Согласно другому критерию, есть ветви феминистского движения, связанные с определёнными сообществами, группами или классами:

  • чёрный;
  • латинский;
  • красный;
  • лесбийский феминизм и др.

Радикальный феминизм

Радикальный феминизм подчёркивает важность протестных действий как способа и метода завоевания женского пространства и построения женской культуры. Радикальные феминистки акцентируют внимание на мужском насилии в отношении женщин, изнасилованиях, женском рабстве и порнографии.

Главным виновником гендерного неравенства радикальные феминистки считают патриархат и всю систему мужской власти над женщинами: от мужчин-правителей и мужской армии до мужского производства, мужской религии, мужской науки и мужской культуры.

Это течение стремится сломать патриархальную общественную структуру путём деконструкции его базовых понятий и категорий (разделение людей на два гендера).

Либеральный феминизм

Либеральный феминизм поддерживает существующую социальную систему и выступает за её реформирование, а не разрушение. По мнению либеральных феминистов, законодательство – это единственный способ обеспечить гендерное равенство. Наиболее важной задачей для себя они считают поощрение женщин к образованию и участию в политической жизни.

Либеральный феминизм коренится в философии либерализма с акцентом на индивидуальные права, труд женщин в частной и культурной сферах. Их цель – изменить содержание, а не структуру гендерной иерархии.

Социалистический феминизм

Социалистический феминизм, в отличие от радикального феминизма, подчёркивают необходимость совместных действий с другими угнетёнными группами и классами:

  • антиимпериалистическим движением;
  • рабочими организациями;
  • левыми политическими партиями;
  • антиглобалистами;
  • движениями ЛГБТ;
  • профсоюзными организациями и др.

Для социалистических феминисток главный метод решения женского вопроса, феминистской борьбы против сексуального угнетения и гендерного неравенства – это диалог. Основным источником гендерного неравенства, по мнению социалистических феминисток, является не патриархат, а классовая эксплуатация, из которой патриархат только зарождается. Право на сексуальное освобождение невозможно, пока власть и богатство находятся в руках нескольких маленьких и экономически независимых мужчин.

Социалистический феминизм сосредоточен на специфическом поведении и групповой динамике, с помощью которой женщины содержатся в подчинённой позиции. Это происходит даже в субкультурах, которые заявляют о поддержке гендерного равенства. Их интересуют вопросы насилия, сексуального подчинения, женского влияния на образование и культуру. Патриархат критикуется, но предложенная стратегия – дистанцирование от него.

Феминистки-социалистки считают, что нужна двусторонняя борьба: против классового и полового угнетения. Домашний труд женщин не оплачивается. Поэтому к нему относятся как к должному.

К женщинам не относится и разделение времени на досуг (потребление) и работу (производство). Мужчины живут в двух сферах: общественной и частной, а жизнь женщин ограничена только частной сферой. Они находятся в патриархальной зависимости как от структур классового общества, так и от собственного мужа.

Марксистский феминизм

Марксистский феминизм

Марксистский и социалистический феминизм похожи друг на друга, и зачастую между ними не представляется возможным провести резкого разделения. Оба происходят из марксизма, но трактуют его по-разному.

Марксистский феминизм рассматривает классовые конфликты как основу любого угнетения, включая гендерное неравенство. Следовательно, причины этого неравенства заложены в механизмах капиталистической экономики и будут устранены вместе с ней. Женская тематика рассматривается как второстепенная и, по сути, маргинальная.

Постфеминизм

Ближе к концу второй волны феминизма начала расти консервативная реакция на его требования и действия (обратная реакция). Он свёл на нет многие политические достижения феминизма второй волны. Существовало мнение (называемое постфеминизмом), что феминизм уже добился успеха (равные права для женщин). Так что он перестал быть нужным и даже начал причинять вред женщинам. Поэтому от феминизма нужно отказаться.

Чёрный феминизм

Несходство идентичности и социального положения влечёт за собой разные когнитивные точки зрения и системы ценностей. Каждый из течений феминизма имеет дело с проблемами, относящимися к их этнической или расовой группе. Расистские и экономические проблемы пересекаются с различными проблемами этнической идентичности и культуры.

Экофеминизм

Это течение сочетает в себе традиционный феминизм и экологические идеи. Экофеминистки считают, что репрессивное поведение по отношению к женщинам имеет тот же источник, что и деструктивное обращение с окружающей средой.

Влияние на гетеросексуальные отношения

Фактически, феминистское движение повлияло на гомосексуальные отношения не только на Западе, но и в других развитых феминистских странах. После ряда изменений во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами, всем было нелегко изменить многовековой образ мышления и приспособиться к нетрадиционным ситуациям.

Влияние на религию

Влияние феминизма повлияло на многие аспекты религии. В либеральном протестантском христианстве женщины имеют право быть религиозными лидерами. Благодаря христианскому реформизму женщины постепенно стали равны мужчинам, открыли путь к другим более высоким религиозным должностям и получили возможность пересмотреть некоторые убеждения.

Однако это наблюдалось только в протестантском христианстве. В исламе, католицизме и православии это направление развития не получило развития (в частности, в исламе, где женщинам не разрешается занимать какое-либо место среди духовенства).

Антифеминизм

Критика феминизма

Антифеминизм, как и сам феминизм, является очень разнообразным явлением. В целом антифеминизм противоположен идеям или действиям феминистского движения. В зависимости от социального и исторического контекста, а также от того, против каких идей и фракций феминизма он выступает, антифеминизм может принимать разные формы. Обычно в основе антифеминизма лежит вера в то, что гендерного неравенства не существует, либо смена пола невозможна или вредна.

Антифеминизм – это не то же самое, что женоненавистничество или сексизм. Женоненавистничество – это дискриминация женщин и отвращение к ним, а сексизм, как правило, он основан на гендерной принадлежности.

Критика феминизма

Хотя феминизм является авангардом западных демократий, сторонники традиционных ценностей, активисты движений за права мужчин, антифеминизма, маскулизма, религиозные фундаменталисты, консервативные и правые политические силы выступают против феминизма. По их мнению, права женщин и так давно превысили права мужчин, а феминизм, как движение за равенство, давно потерял свою актуальность. Сейчас феминизм несёт только вред обществу.

Конечно же среди критиков есть разногласия. Но в общем, все перечисленные группы резко осуждают разрушительные (по их мнению) для общества и психики каждого человека движения.

Критики считают, что феминизм часто превращается в политическую и социальную систему убеждений по созданию новых стереотипных убеждений и предубеждений. При этом не учитываются потребности и убеждения других представителей социума. Феминизм выступает исключительно за предоставление новых прав и привилегий женщинам без каких-либо обязательств с их стороны. В ответ на это, феминистки обвиняют первых в манипуляции информацией, психологических манипуляциях и пропаганде.

Критики также заявляют, что в странах Запада через феминистическое движение мужчины подвергаются разнообразной дискриминации и постепенно становятся наиболее дискриминированной частью общества.

Например, опекунство над детьми при разводах родителей почти всегда предоставляется матери. Женщин почти никогда не отправляют в тюрьму за совершение преступлений сексуального характера.

Примером также является обязательная служба в армии по призыву. Даже Израиль является страной, где обязательная воинская повинность распространяется на всех граждан, независимо от пола, но при этом военнослужащих женщин направляют служить в боевые части исключительно при их добровольном выборе. Их не используют в операциях, а после прохождения срочной службы они получают пожизненное освобождение от ежегодных обязательных сборов для поддержания боеспособности.

Гост

ГОСТ

Общая характеристика политического феминизма

Анализ специальной литературы, посвященной характеристике и изучению современных политологических проблем, позволяет сделать вывод о том, что в последние десятилетия одной из наиболее влиятельных идеологий в мире выступает политический феминизм.

Однако следует отметить, что такое влияние не было характерно для феминизма всегда – вплоть до 60-х гг. прошлого века феминизм не имел самостоятельного политического значения – скорее он рассматривался в качестве разновидности либерализма или социализма, поскольку все основные категории феминизма выстраивались вокруг политической проблематики гендера, что в известной степени обнаруживалось и в содержании иных идеологий.

Только впоследствии, с ростом популярности радикального феминизма, постепенно наращивалось политическое значение феминизма – в политике провозглашался приоритет гендерного деления, что во многом не соответствовало воззрениям всех традиционных идеологий. Более того, традиционные для политики идеи, свойственные содержанию, к примеру, либерализма или консерватизма, рассматривались сторонниками политического феминизма как прямо неподходящие для действительного улучшения социальной роли женщин, и нередко прямо критиковались за приверженность патриархальным взглядам и отношениям.

В то же время, несмотря на современное признание политической роли и значения феминизма, соответствующая идеология не носит целостного характера. Отчасти это предопределено тем, что изначально (до 60-х гг. XX века), в рамках политического феминизма одновременно обособлялись:

  • либеральный феминизм,
  • марксистский (социалистический) феминизм,
  • радикальный феминизм.

При этом, каждое из обозначенных направлений, в свою очередь, утверждало те или иные конкурирующие тезисы, что привело к компромиссным (гибридным) направлениям феминизма.

Готовые работы на аналогичную тему

В рамках традиционных представлений, характерных, в том числе, для любых классических идеологий, сфера политики традиционно относится к общественной, а не к частной жизни, поскольку политическая жизнь следует определять как деятельность, относящуюся к общественной сфере, сфере государственных институтов, политических партий, общественных объединений, и т.д. В свою очередь, семейная жизнь и межличностное взаимодействие являются традиционными проявлениями частной сферы, что предопределяет их исключение из сферы политического взаимодействия.

Однако представители политического феминизма на современном этапе, напротив, утверждают, что политика по своему содержанию является такой деятельностью, которая характерна для всех без исключения социальных групп, что предопределяет необоснованность ограничения ее распространения только делами государства и общественных объединений.

Иными словами, везде, где существует социальное противоречие (социальный конфликт) по мнению представителей политического феминизма обоснованно говорить о наличии политики. В этой связи, как однозначно политическими признаются взаимоотношения между государством и личностью, так таковыми должны признавать и отношения работников и работодателей в трудовом коллективе, мужчин и женщин, родителей и детей в семье, и т. д.

Проблема патриархата как элемент идеологии политического феминизма

Представители политического феминизма утверждают, что аналогично тому как классовые, расовые, религиозные и иные противоречия выступают проблемой, требующей внимания со стороны государства и общества, так и гендерные конфликты нуждаются в соответствующем разрешении. Более того, сторонники так называемого радикального феминизма и вовсе уверены в том, что именно гендерное деление имеет ключевое значение в политической жизни.

С точки зрения феминизма как политической идеологии идея патриархата отражает тезис о том, что модель мужского господства и женского подчинения, характерная для общества в целом, в действительности является отражением сложившейся веками властной структуры, нашедшей отражение и в семейной жизни.

В этой связи, по мнению сторонников политического феминизма, отход от традиционных для патриархального устройства форм взаимодействия мужчины и женщины в семье, возможен в первую очередь, путем переустройства господствующей модели политической организации в обществе.

Феминизм это женское движение за отстаивание собственных прав, возникшее более 200 лет назад и продолжающее распространяться по всему миру. Что это значит простыми словами, какова история феминизма, кто боролся за него и чего добился, какое у него значение и какие существуют основные известные современные гендерные течения - об этом расскажем далее.

Что такое феминизм простыми словами

Феминизм - это движение, направленное на восстановление прав женского пола, равноправие и избавление от дискриминации. Оно нацелено на уничтожение ущемления прав женщин в политике, экономике, гражданской сфере и других областях. При этом движение направлено на реальное соблюдение женских прав на практике.

Символ феминизма

Основные термины и факты о феминизме:

Главный символ - сжатый кулак на фоне зеркала Венеры. Сжатый кулак обозначает борьбу, а Венера - женщину. Есть еще нетрадиционный знак - символ зеркала Венеры.

Феминистка - женщина, которая причисляет себя к этому социальному движению. Феминист - мужчина, который выступает против социальной несправедливости по отношению к женскому полу и борется за их равенство.

Антифеминизм - понятие, обозначающее оппозицию движению за равенство во всех проявлениях. Это теоретическое и практическое противодействие феминизму.

Постфеминизм - обширное понятие, обозначающее теоретическую борьбу с дискриминацией по половому признаку. В отличие от оппозиции, приверженцы этого течения только описывают противоречия и недостатки в движении феминисток в историческом контексте.

Краткая история феминизма от истока до наших дней

Феминизм официально был создан в XIX в., однако предпосылки для его создания формировались веками. Так, первые зачатки появились после распада феодализма, когда женщины стали сами нанимать рабочих, писать книги и быть мастерами своего дела.

Суфражистки

Также есть мнение, что течение сформировалось в начале XVIII столетия, когда женщины начали выпускать литературу в поддержку униженных и оскорбленных про женщин, которые не имели прав и свобод в Англии и ряде других европейских стран. Также тогда, когда женская половина выступала с критикой в адрес общества и его патриархального трактования теории жизни.

На протяжении XVIII столетия с появлением прогрессивной литературы и свободы в прессе женщины стали активно вести бизнес-дела, вмешиваться в политику и повсеместно учиться, что ранее было невозможно. Однако не многим дамам удавалось получить все, что они хотели, и быть равными в правах с мужчинами. Поэтому в XIX столетии была организована первая феминистическая волна в США.

В 1848 г. после массовых протестов против дискриминации по половому признаку женщины официально смогли обучаться и получать высшее образование. В этом подчеркиваются наглядно плюсы их движения. В тех же годах женщины боролись за право иметь голос в законодательном совете Англии. В 1867 г. была создана соответствующая первая партия для женщин, которые хотели быть частью политики.

В течение оставшихся лет до XX в. женщины боролись против дискриминации и к 60-м годам назрела вторая волна протеста. После 90-х гг. появилась третья волна и соответствующие знаменитые направления протеста. До сих пор они сохраняют свою силу.

Основные идеологии движения женщин

С появлением первых феминистических движений, направление разбивается на отдельные секторы, и появляются разные подтечения феминизма. Основные виды перечислим ниже.

Либеральный феминизм

Женское направление, которое возникло в эпоху XVIII в. Оно нацелено на получение свободы выбора и индивидуальную свободу женщины в целом.

Равноправие

Представители этого движения отстаивают точку зрения, что женщины имеют такие же интеллектуальные и физические способности, как и мужчины, поэтому никто не должен дискриминировать их в сфере науки, труда и публичных дискуссий. Они стремятся достичь равенства через политическую и правовую программу, не подчиняясь при этом мужчинам.

Радикальный феминизм

Направление, которое действует с 1980 г. по настоящий момент в мире и в России. Противоположность либеральному направлению. Это более жесткое движение, которое бросает вызов патриархальным условиям и пытается его свергнуть, выступая против дискриминации, угнетения и унижения женщин, социального и физического насилия над ними.

Радикальная феминистка

Причина женского многовекового угнетения, по их мнению, заключается в сформированных веками взаимоотношениях, а не в правовой системе или конфликтах классовой сферы (в этом основное отличие от либерального, марксистского и другого направления).

Марксистский и социалистический

Первое направление - движение, которое видит проблему женского угнетения при патриархате в частной собственности и капитализме. Собственность дает начало неравенству в экономической сфере и зависимости от мужчины.

Второе направление - подотрасль первого. Представители этого движения также видят проблему в частной собственности, и единственный выход преодоления притеснений - в активных мерах против культурных и экономических источников угнетения. В отличие от марксистского направления, здесь борются с неравным положением женщин на работе и дома.

Психоаналитический

Движение, в котором представительницы слабого пола изучают скрытую психодинамику, накладывающую отпечаток на самосознание и межличностные отношения. Главной отличительной чертой психоаналитического феминизма остается представление, что все мужчины в своей повседневной практике постоянно и настойчиво утверждают и сохраняют эту систему патриархата. Женщины лишь изредка оказывают сопротивление, но чаще всего они идут на уступки или делают все, чтобы оказаться в подчинении.

Феминизм

Загадка, которую стараются решить феминисты психоаналитического толка, такова: почему мужчины без устали расходуют массу энергии на поддержание системы патриархата и почему женщины не оказывают этому противодействия?

Феминистский сепаратизм

Одно из направлений радикального движения, где участники борются с патриархатом путем установления и поддержания взаимоотношений женщин друг с другом. Это движение, где считают, что отношения между полами неразрешимы и поэтому невозможна только гетеросексуальная связь, а не наоборот, гомосексуальная.

Интерсекциональный феминизм

Направление третьей волны феминизма и идеология, где женщины рассматривают в группах проблемы, на которые не обращают внимания мужчины и игнорируют веками.

Феминистка

К примеру, они исследуют различные формы и системы угнетения чернокожих женщин в области труда и образования, выступают против доминирования мужчин и дискриминации по половому признаку. Также недавно начали принимать участие в политике.

Мужской феминизм

Это совокупность направлений и идей от мужчин, которые выступают против неравенства и противодействуют патриархату. Они наравне с феминистками либерального движения борются против насилия, дискриминации и других процессов угнетения.

Школа феминизма

Представляет собой открытый проект для всех желающих, где каждый может получить феминистское, гендерное, антиксенофобное и другое самообразование и повысить свои дискуссионные навыки. На данный момент такие школы находятся повсеместно за границей.

В России есть одна крупная школа. Она находится в Москве. В этой организации проводят ежедневные занятия по гендерному равенству. Также здесь учатся отстаивать правильно свою точку зрения, бороться за свои права.

Заключение

В целом, феминизм - направление с многовековой историей по отстаиванию прав женщин в политическом, экономическом, социальном и других направлениях. Возникло оно к концу XIX в., но зачатки идей появились задолго до официального открытия. Сегодня продолжает укреплять свои позиции и распространяется по всему миру в виде разных течений.


Читайте также: