Уклад кубанской семьи кубановедение 2 класс доклад

Обновлено: 02.07.2024

образовательная: способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи, возрождение нравственно- этических норм, ценностей и традиций семейного уклада, учить анализировать представленный материал и делать выводы;

воспитательная: воспитание в душе ребенка гармоничного образа семьи, семейных ценностей, гордости за свою семью;

развивающая: сформировать у учащихся чувство любви к близким людям, стремление помогать им во всем, моделировать и оценивать различные жизненные ситуации, развитие умения работать в группах.

Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, пазл, ватманы, клей, предметные картинки.

личностные: выказывать своё отношение, выражать свои эмоции; мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

регулятивные: высказывать своё предположение; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

познавательные: извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

коммуникативные: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; работать в паре, группах.

Предполагаемый результат: развитие личности ребенка в соответствии с нравственно- этическими нормами, ценностями и традициями семейного уклада на основе универсальных учебных действий.

Здравствуйте ребята, садитесь.

Жить на Кубани и не любить этот удивительный, благословенный край нельзя. И это мы ещё раз докажем на нашем уроке.

Любили казаки свой край

И превратили его в рай.

Пахали, строили, служили.

Обычаи и веру сохранили.

Организация рабочего места.

Самоорганизация к уроку.

(К) Слушать и понимать других.

ΙΙ. Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним пройденный материал и ответим на вопросы.

- Как называют коренных жителей Кубани?

-Как называют жену казака?

-Как называется жильё казака?

-Молодцы! А теперь я вам предлагаю разделиться на 3 группы по рядам, и собрать пазл, на котором изображены: казак, хата, и красный угол. Выберите капитана команды, который вытянет конверт с названием пазла.

- А теперь собираем пазл.

-Молодцы ребята! Вы все отлично справились с заданием! И закрепили пройденный материал.

Делятся на 3 группы, выбирают капитана команды.

(Р)Высказывать своё предположение.

(К) Оформлять свои мысли в устной форме.

(К) Работать в группе.

(К) Слушать и понимать других.

(Л) мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙIΙ. Постановка учебной проблемы

-Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о очень важном для каждого человека. О чём, вы узнаете, отгадав ключевые слова, зашифрованные в ребусе.

(Р) Прогнозировать тему урока и предстоящую работу.

(П) Извлекать информацию из ребуса.

IV. Открытие нового знания.

Мы сегодня будем говорить не просто о укладе семьи, а о УКЛАДЕ КУБАНСКОЙ СЕМЬИ.

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на уроке?

-Составим план работы на урок.

1.Знакомство с понятием УКЛАД.

2.Знакомство с укладом кубанской семьи.

3.Выполнение проектной работы.

-Хорошо. Давайте для начала вспомним что такое семья? И почему для каждого человека так важно это слово?

-Раньше семьёй были все те, кто садился за один общий стол.

_ А сейчас семья это группа близких родственников (муж, жена, родители, дети).

Уклад- установившийся порядок, сложившийся в семье.

-Давайте узнаем, что нам расскажет учебник о порядке в кубанской семье.

-Найдите в учебнике тему нашего урока? На какой странице мы можем узнать информацию по данной теме?

-Найдите в учебнике ответ на вопрос:

Какие были семьи на Кубани?

Кто был старшим в семье?

Что делал глава семьи?

Как в семье относились к старикам?

Что мог сделать отец, если дети не слушались?

Какие обязанности в семье были у женщины?

Какие обязанности в семье были у мужчин?

Какие обязанности в семье были у детей?

Какая вера была у казаков?

Что значит православная?

Православие – христианская вера, сохраняющая неповреждённой истину учения Иисуса Христа, так, как она запечатлена в Священном Писании и Священном Предании.

-Куда казачьи семьи отправлялись по воскресеньям и праздничным дням?

А вы знаете, что такое церковь?

Церковь — архитектурное сооружение, храм, где христианское собрание совершает богослужение.

-Молодцы ребята! Вы отлично умеете работать с информацией.

Вот так бабушка прядет.

Мама так пирог печет.

Та цыплят зовет сестрица,

Колет дед — вот так дрова,

Я несу их в глубь двора.

Так отец рубанком струг, струг.

Все умею я, мой друг!

Вы очень хорошо рассказали в физкультминутке о своих обязанностях, и чем занимаются ваши родные.

- А теперь давайте посмотрим, как начиналось утро в кубанской семье? И расскажем о распределении обязанностей в кубанской семье.

Послушайте, как раньше высказывали просьбу друг к другу на кубанском говоре.

Принысы из крыныцы воды.

Побань рукы и сидай вэчерять.

- Ребята, вы раньше слышали эти слова или выражения?

- Давайте попробуем перевести каждую фразу.

Дети задают вопросы

Составляют план работы на урок.

Высказывают своё мнение.

Высказывают своё мнение.

Находят в учебнике нужную страницу с темой урока.

- На Кубани семьи были всегда многочисленные, в каждой от 5 до 14 детей.

Старший в семье мужчина – дед, отец, старший брат.

Глава семьи за столом нарезал хлеб, именно он первым брал еду из общей посуды.

К старикам в семье относились с особым уважением.

Отец мог всенародно выпороть взрослого сына или дочь, и никто не вмешивался.

Женщины вели домашнее хозяйство, готовили пищу, стирали, присматривали за детьми.

Мужчины в летнее время работали в поле, а зимой занимались ремонтом построек, орудий труда.

Дети всегда помогли своим родителям, выполняя их поручения.

Казачьи семьи были православными.

По воскресеньям и праздничным дням было принято всей семьей ходить в церковь.

Работают с картинкой.

Принеси из колодца воды.

Помой руки и садись ужинать.

(Р) Высказывать своё предположение.

(Л) Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

(Р) Прогнозировать предстоящую работу.

(П) Извлекать информацию из текстов.

(П) Находить ответы на вопросы в тексте.

(П) Обобщать и классифицировать по признакам.

Воспитание здорового образа жизни.

(П) Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

(К) Оформлять свои мысли в устной форме.

V. Развитие умения применения нового знания.

- Ребята, давайте разделимся на 2 группы. Предлагаю на минуточку каждой группе, сидящей на одном ряду, представить себя членами одной дружной, большой семьи. А какую семью можно считать дружной и крепкой?

– Как нужно общаться в семье?

Правила работы в группе:
1. Будь доброжелательным. Помни, что вы одна семья.
2. Чётко высказывай своё мнение.
3. Умей слушать других.
3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.

- Мы говорили на уроке об укладе кубанской семьи, об обязанностях каждого в семье, а теперь вам предлагается вспомнить о каждом и изобразить в проекте его обязанности.

- Одной семье, вам ребята, предстоит подобрать картинки с изображением обязанностей матери и подобрать к картинкам описание.

- Вашей семье, вам ребята, предстоит подобрать картинки с изображением обязанностей отца и подобрать к картинкам описание.

- Всем понятно задание? Можете приступать.

- А теперь пришло время представить свои проекты. Представитель с каждой группы выйдут и пояснят свой выбор. (Рассказ)

- У нас получилась одна семья, в которой у каждого члена семьи свои обязанности. А как мы назовем наш проект?

- О чем мы еще не упомянули в нашем проекте?

- Воскресное утро каждой семьи начиналось одинаково. С чего же начиналось такое утро в кубанской семье?

- А после они приходили домой и садили за общий стол. И отдыхали в воскресный день.

- Ребята, у нас получился отличный проект, глядя на него вы сможете в любую секунду воссоздать картину уклада кубанской семьи. Этот проект будет являться для вас опорой для повторения этой темы.

- У меня есть к вам предложения создать собственные проекты уклада вашей семьи. Представить проект можно будет по-разному: в виде презентации, рассказа, можно сделать проект подобный нашему проекту. Вы можете использовать фотографии своих родных и близких. У каждого будет свой индивидуальный проект семьи.

- На следующем уроке у вас будет возможность защитить свой проект.

- Ребята я очень благодарна за отличную работу, каждый внес частичку своего труда в создании нашего проекта.

Здравствуйте ребята, сегодня урок кубановедения проведу я. Меня зовут _______________________. Присаживайтесь. Послушайте стихотворение и попробуйте определить, о чём пойдет речь.

Любили казаки свой край

И превратили его в рай.

Пахали, строили, служили.

Обычаи и веру сохранили. (О казаках и о том, чем они занимались)

- Молодцы, все вы правы .

Повторение пройденного материала.

А теперь давайте вспомним пройденный материал. Как называется жильё казака? (Хата)

- На какие две половины делилась хата? (На комнаты)

- Как должны были повести себя гости войдя в хозяйский дом? (Крестились перед иконой)

- Как встречали хозяева гостей? (С хлебом и солью)

- Какими блюдами угощали гостей? ( Блинами, пирожками с кабаком, фасолью, пирогами с капустой, яблоками)

3. Физминутка.

- Вы отлично усвоили прошлый урок. Давайте немножко отдохнём. И скажем ещё раз друг другу добрый день.

4. Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об очень важном для каждого человека. О чём, вы узнаете отгадав ключевые слова зашифрованные в ребусе. (Уклад семьи)

- Да, мы сегодня будем говорить не просто об укладе семьи, а об укладе кубанской семьи.

- Что же такое семья? И почему для каждого человека так важно это слово? (Мнения учащихся)

- Раньше семьей были все те, кто садился за один общий стол. А сейчас семья – это группа близких родственников (муж, жена, родители, дети).

- На Кубани семьи были всегда многочисленные, в каждой от 5 до 14 детей. Старший в семье мужчина – дед, отец, старший брат. Глава семьи за столом нарезал хлеб, именно он первым брал еду из общий посуды. К старикам в семье относились с особым уважением. Отец мог всенародно выпороть взрослого сына или дочь, и никто не вмешивался. Молодые люди в присутствии пожилых людей не имели права голоса. Женщины вели домашнее хозяйство, готовили пищу, стирали, присматривали за детьми. Мужчины в летнее время работали в поле, а зимой занимались ремонтом построек, орудий труда. Дети всегда помогли своим родителям, выполняя их поручения. Казачьи семьи были православными. По воскресеньям и праздничным дням было принято всей семьей ходить в церковь.

- А теперь давайте посмотрим, как начиналось утро в кубанской семье? И расскажем о распределении обязанностей в кубанской семье. (Ответы учащихся)

- Послушайте, как раньше высказывали просьбу друг к другу на кубанском языке.

Принысы из крыныцы воды.

Побань рукы и сидай вэчерять.

- Ребята, вы раньше слышали эти слова или выражения? (Нет)

- Давайте попробуем перевести каждую фразу на сегодняшний язык. (Перевод)

5. Физминутка для глаз.

- Дальше нам с вами предстоит выполнить интересную работу, при которой нужно быть очень внимательными. Нашим глазкам нужно дать отдохнуть и выполнить упражнения для глаз. Внимательно посмотрите на доску, не поворачивая головы, только глазками следите за движущимися предметами.

6. Закрепление.

- Ребята, обратите внимание, что вы сидите ни как всегда. Вы распределены на 3 группы. Предлагаю на минуточку каждой группе, сидящей за одним столом, представить себя членами одной дружной, крупкой, большой семьи. А какую семью можно считать дружной и крепкой? (Ответы детей) – Как нужно общаться в семье?

Правила работы в группе:
1. Будь доброжелательным. Помни, что вы одна семья.
2. Чётко высказывай своё мнение.
3. Умей слушать других.
3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.

- Мы говорили на уроке об укладе кубанской семьи, об обязанностях каждого в семье, а теперь вам предлагается вспомнить о каждом и изобразить в проекте его обязанности.

- Одной семье, вам ребята, предстоит подобрать картинки с изображением обязанностей матери и подобрать к картинкам описание.

- Вашей семье, вам ребята, предстоит подобрать картинки с изображением обязанностей отца и подобрать к картинкам описание.

- Всем понятно задание? Можете приступать.

(Учащиеся выполняют задание)

- А теперь пришло время представить свои проекты. Представитель с каждой группы выйдут и пояснят свой выбор. (Рассказ)

- У нас получилась одна семья, в которой у каждого члена семьи свои обязанности. А как мы назовем наш проект? (Уклад кубанской семьи)

- О чем мы еще не упомянули в нашем проекте? (Об уважении к бабушкам и дедушкам)

- Утро каждой семьи начиналось одинаково. С чего же начиналось утро в кубанской семье? ( С посещения церкви)

- А после они приходили домой и садили за общий стол. И отдыхали в воскресный день.

- Ребята, у нас получился отличный проект, глядя на него вы сможете в любую секунду воссоздать картину уклада кубанской семьи. Этот проект будет являться для вас опорой для повторения этой темы.

- У меня есть к вам предложения создать собственные проекты уклада вашей семьи. Представить проект можно будет по-разному: в виде презентации, рассказа, можно сделать проект подобный нашему проекту. Вы можете использовать фотографии своих родных и близких. У каждого будет свой индивидуальный проект семьи.

- На следующем уроке у вас будет возможность защитить свой проект.

- Ребята я очень благодарна за отличную работу, каждый привнес частичку своего труда создания нашего проекта.

- А теперь я предлагаю каждому из вас оценить свою работу, на сколько вы справились на уроке. Возьмите листочки и обведите ту оценку, которую вы себе поставили бы. А теперь сдайте мне свои листочки, чтобы и я также оценила вашу работу на уроке.

- Собрав листочки, мне бы хотелось сразу объявить оценку за работу каждому из вас. Вы молодцы. Мне очень хотелось бы поставить вам за работу оценку 5. Надеюсь наши оценку совпадут. Листочки с обведённой мною оценкой я отдам вашему учителю.

- Ребята, урок окончен. Спасибо за урок. До свидания.


Слайд 1

Любили казаки свой край И превратили его в рай. Пахали, строили, служили. Обычаи и веру сохранили. Логвиненко Юлия Александровна учитель начальных классов МОУ Гимназии №87 г. Краснодара

Уклад кубанской семьи, слайд №1
Уклад кубанской семьи, слайд №2
Уклад кубанской семьи, слайд №3
Уклад кубанской семьи, слайд №4
Уклад кубанской семьи, слайд №5
Уклад кубанской семьи, слайд №6
Уклад кубанской семьи, слайд №7
Уклад кубанской семьи, слайд №8
Уклад кубанской семьи, слайд №9
Уклад кубанской семьи, слайд №10
Уклад кубанской семьи, слайд №11
Уклад кубанской семьи, слайд №12
Уклад кубанской семьи, слайд №13
Уклад кубанской семьи, слайд №14
Уклад кубанской семьи, слайд №15
Уклад кубанской семьи, слайд №16
Уклад кубанской семьи, слайд №17
Уклад кубанской семьи, слайд №18
Уклад кубанской семьи, слайд №19
Уклад кубанской семьи, слайд №20
Уклад кубанской семьи, слайд №21
Уклад кубанской семьи, слайд №22
Уклад кубанской семьи, слайд №23
Уклад кубанской семьи, слайд №24
Уклад кубанской семьи, слайд №25
Уклад кубанской семьи, слайд №26
Уклад кубанской семьи, слайд №27
Уклад кубанской семьи, слайд №28

 Уклад кубанской семьи

Слайд 1

Уклад кубанской семьи, слайд №2

Слайд 2

Уклад кубанской семьи, слайд №3

Слайд 3

Уклад кубанской семьи, слайд №4

Слайд 4

Уклад кубанской семьи, слайд №5

Слайд 5

Уклад кубанской семьи, слайд №6

Слайд 6

Уклад кубанской семьи, слайд №7

Слайд 7

Уклад кубанской семьи, слайд №8

Слайд 8

Уклад кубанской семьи, слайд №9

Слайд 9

Уклад кубанской семьи, слайд №10

Слайд 10

Уклад кубанской семьи, слайд №11

Слайд 11

Уклад кубанской семьи, слайд №12

Слайд 12

Уклад кубанской семьи, слайд №13

Слайд 13

 Няня – старшая сестра в семье, присматривала за младшими братишками и сестрёнками, следила за их внешним видом, учила аккуратности. Няня – старшая сестра в семье, присматривала за младшими братишками и сестрёнками, следила за их внешним видом, учила аккуратности.

Слайд 14

Няня – старшая сестра в семье, присматривала за младшими братишками и сестрёнками, следила за их внешним видом, учила аккуратности. Няня – старшая сестра в семье, присматривала за младшими братишками и сестрёнками, следила за их внешним видом, учила аккуратности.

 Воспитание казака

Слайд 15

Уклад кубанской семьи, слайд №16

Слайд 16

Уклад кубанской семьи, слайд №17

Слайд 17

Уклад кубанской семьи, слайд №18

Слайд 18

Уклад кубанской семьи, слайд №19

Слайд 19

 Девочки – подростки готовили себе приданное: отбеливали полотна, вязали, ткали холсты. Девочки – подростки готовили себе приданное: отбеливали полотна, вязали, ткали холсты.

Слайд 20

Девочки – подростки готовили себе приданное: отбеливали полотна, вязали, ткали холсты. Девочки – подростки готовили себе приданное: отбеливали полотна, вязали, ткали холсты.

Уклад кубанской семьи, слайд №21

Слайд 21

 Принысы из крыныцы воды. Принысы из крыныцы воды. Закрый хвирточку. Побань рукы и сидай вэчерять. Лягай спочивать.

Слайд 22

Принысы из крыныцы воды. Принысы из крыныцы воды. Закрый хвирточку. Побань рукы и сидай вэчерять. Лягай спочивать.

Уклад кубанской семьи, слайд №23

Слайд 23

Уклад кубанской семьи, слайд №24

Слайд 24

Уклад кубанской семьи, слайд №25

Слайд 25

Уклад кубанской семьи, слайд №26

Слайд 26

Уклад кубанской семьи, слайд №27

Слайд 27

Уклад кубанской семьи, слайд №28

Слайд 28

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Семья.ppt

МБОУ СОШ №66 г. Краснодар им. Евгения Дороша Урок Кубановедения Во 2 классе П.

Описание презентации по отдельным слайдам:

МБОУ СОШ №66 г. Краснодар им. Евгения Дороша Урок Кубановедения Во 2 классе П.

МБОУ СОШ №66 г. Краснодар им. Евгения Дороша Урок Кубановедения Во 2 классе Презентацию подготовила Чупова Л. В учитель начальных классов Краснодар, 2013


От матери ласка, от отца-защита

От матери ласка, от отца-защита






ПРАЗДНИКИ

- Ролевые, - Игры – соревнования, - Игры с предметами, Разыгрывание песенных.

- Ролевые, - Игры – соревнования, - Игры с предметами, Разыгрывание песенных сюжетов и др.

Выбранный для просмотра документ кубановедение.docx

Тема урока: Семья

МБОУ СОШ №66, урок по Кубановедению во 2 классе, Чупова Л. В.

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о семье, казачьих семейных традициях, внутрисемейных взаимоотношениях.

Воспитывать доброжелательные взаимоотношения, социально-ролевые представления, любовь к родному краю, к своей семье, коммуникативность;

Развивать речевые навыки, логическое мышление, аналитико-синтетическое восприятие, кругозор.

1. Оргмомент

– Вы узнаете эти рисунки? Какое название можно придумать ко всем рисункам? (Семья).
(На проекторе предлагаемые варианты символов семьи)
– Посмотрите внимательно и подумайте, каким символом вы обозначили бы семью?– Почему?

3. Постановка учебной задачи

– Сегодня на уроке мы с вами вспомним, что узнали на кубановедении о семье, о казаках, о традициях казачьего народа.
– Какие пословицы о семье вы знаете? Приложение . Слайд 4>

Вся семья вместе – так и душа на месте.

– Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Если все члены семьи дома, то близкие спокойны друг за друга, все рады, что можно побыть вместе, пообщаться, рассказать о своих делах) . Мы знаем, что в казачьих семьях было принято заботиться друг о друге, помогать, утешать и радоваться вместе.

При солнышке тепло – при матери добро.

– Что это значит? (Это значит, что землю согревает солнышко, а человека его мама). Кто еще знает пословицы о маме?

Лучше нет дружка, чем родная матушка.

– Молодцы! Действительно, мама – это самый лучший, самый родной человек для каждого из нас. Для мам даже придумали праздник, который мы с вами отмечали – День матери. У нас в Краснодарском крае во все времена почитали матерей, прислушивались к их мудрым советам. У мам-казачек обычно было много детей, и все они были для нее одинаково дороги, а если случалось детям обидеть маму – они всегда просили у нее прощения. Наверное, и вы когда-либо нечаянно, ненароком могли обидеть свою маму? На сегодняшний урок я принесла волшебные «листочки откровения. (Учитель показывает листочек). Они перед вами, и вы тихо-тихо, шепотом расскажите листочку, когда и как вы обидели свою мамочку. (Дети выполняют задание).
– Сознаться в чем-то плохом могут только очень сильные духом люди. И многие из вас сегодня совершили этот поступок. Спасибо. Теперь сомните ваши листочки, а когда урок закончится – сложите мне в коробку и давайте больше не огорчать свою мамочку. Дети в казачьих семьях так уважали и любили своих мам, даже называли их на ВЫ. Эта традиция жива до сих пор.
– А есть ли пословицы о другом родном и близком человеке – о папе?

От матери – ласка, от отца – защита.

Если отец-храбрец, то и сын-молодец!

– Молодцы, это казачьи пословицы.
– Как вы понимаете их смысл? (Папа в семье – это защита, пример для детей).
– Действительно, у казаков отец считается главой семьи. Он любит и оберегает своих близких, много трудится, чтобы семья жила в достатке, воспитывает своих детей на собственном примере.
– Вы знаете, что меня зовут Светлана Ивановна. Догадайтесь, какое имя у моего папы? (Мнения детей).
– Когда вы станете взрослыми, вас тоже будут называть по имени и отчеству, и вы всегда будете носить частичку своего папы.
– Молодцы! Сколько замечательных пословиц о семье вспомнили!

Следующие слайды покажут Вам быт в казачьих семьях.

– Возьмите один карандаш на двоих и попробуйте нарисовать домик. (Дети рисуют).
– А теперь подумайте, кто из вас был главным, кто руководил в паре?
– Второй человек в вашей паре скорее всего соглашался, уступал, и именно поэтому рисунок получился. Только в дружбе и во взаимопонимании получатся любые дела.
Дом – это тоже символ семьи, это наш кров, домашний очаг. В семье будет хорошо и тепло, если близкие будут уступать друг другу, слушаться и уважать своих родных.

6. Итог урока

– Вот и подошел к концу наш урок. Сегодня мы вспоминали то, что изучили о нашем крае, о семье, о казачьих традициях. Мы поняли, что наш класс – это тоже семья, которую надо любить и беречь.
– Кто скажет, с какими казачьими традициями мы с вами познакомились?
– В какую игру вам понравилось сегодня играть?
– Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

Читайте также: