Уклад кубанской семьи кубановедение 2 класс доклад
Обновлено: 02.07.2024
образовательная: способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи, возрождение нравственно- этических норм, ценностей и традиций семейного уклада, учить анализировать представленный материал и делать выводы;
воспитательная: воспитание в душе ребенка гармоничного образа семьи, семейных ценностей, гордости за свою семью;
развивающая: сформировать у учащихся чувство любви к близким людям, стремление помогать им во всем, моделировать и оценивать различные жизненные ситуации, развитие умения работать в группах.
Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, пазл, ватманы, клей, предметные картинки.
личностные: выказывать своё отношение, выражать свои эмоции; мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
регулятивные: высказывать своё предположение; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
познавательные: извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; находить ответы на вопросы в иллюстрации.
коммуникативные: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; работать в паре, группах.
Предполагаемый результат: развитие личности ребенка в соответствии с нравственно- этическими нормами, ценностями и традициями семейного уклада на основе универсальных учебных действий.
Здравствуйте ребята, садитесь.
Жить на Кубани и не любить этот удивительный, благословенный край нельзя. И это мы ещё раз докажем на нашем уроке.
Любили казаки свой край
И превратили его в рай.
Пахали, строили, служили.
Обычаи и веру сохранили.
Организация рабочего места.
Самоорганизация к уроку.
(К) Слушать и понимать других.
ΙΙ. Актуализация знаний
Ребята, давайте вспомним пройденный материал и ответим на вопросы.
- Как называют коренных жителей Кубани?
-Как называют жену казака?
-Как называется жильё казака?
-Молодцы! А теперь я вам предлагаю разделиться на 3 группы по рядам, и собрать пазл, на котором изображены: казак, хата, и красный угол. Выберите капитана команды, который вытянет конверт с названием пазла.
- А теперь собираем пазл.
-Молодцы ребята! Вы все отлично справились с заданием! И закрепили пройденный материал.
Делятся на 3 группы, выбирают капитана команды.
(Р)Высказывать своё предположение.
(К) Оформлять свои мысли в устной форме.
(К) Работать в группе.
(К) Слушать и понимать других.
(Л) мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙIΙ. Постановка учебной проблемы
-Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о очень важном для каждого человека. О чём, вы узнаете, отгадав ключевые слова, зашифрованные в ребусе.
(Р) Прогнозировать тему урока и предстоящую работу.
(П) Извлекать информацию из ребуса.
IV. Открытие нового знания.
Мы сегодня будем говорить не просто о укладе семьи, а о УКЛАДЕ КУБАНСКОЙ СЕМЬИ.
- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на уроке?
-Составим план работы на урок.
1.Знакомство с понятием УКЛАД.
2.Знакомство с укладом кубанской семьи.
3.Выполнение проектной работы.
-Хорошо. Давайте для начала вспомним что такое семья? И почему для каждого человека так важно это слово?
-Раньше семьёй были все те, кто садился за один общий стол.
_ А сейчас семья это группа близких родственников (муж, жена, родители, дети).
Уклад- установившийся порядок, сложившийся в семье.
-Давайте узнаем, что нам расскажет учебник о порядке в кубанской семье.
-Найдите в учебнике тему нашего урока? На какой странице мы можем узнать информацию по данной теме?
-Найдите в учебнике ответ на вопрос:
Какие были семьи на Кубани?
Кто был старшим в семье?
Что делал глава семьи?
Как в семье относились к старикам?
Что мог сделать отец, если дети не слушались?
Какие обязанности в семье были у женщины?
Какие обязанности в семье были у мужчин?
Какие обязанности в семье были у детей?
Какая вера была у казаков?
Что значит православная?
Православие – христианская вера, сохраняющая неповреждённой истину учения Иисуса Христа, так, как она запечатлена в Священном Писании и Священном Предании.
-Куда казачьи семьи отправлялись по воскресеньям и праздничным дням?
А вы знаете, что такое церковь?
Церковь — архитектурное сооружение, храм, где христианское собрание совершает богослужение.
-Молодцы ребята! Вы отлично умеете работать с информацией.
Вот так бабушка прядет.
Мама так пирог печет.
Та цыплят зовет сестрица,
Колет дед — вот так дрова,
Я несу их в глубь двора.
Так отец рубанком струг, струг.
Все умею я, мой друг!
Вы очень хорошо рассказали в физкультминутке о своих обязанностях, и чем занимаются ваши родные.
- А теперь давайте посмотрим, как начиналось утро в кубанской семье? И расскажем о распределении обязанностей в кубанской семье.
Послушайте, как раньше высказывали просьбу друг к другу на кубанском говоре.
Принысы из крыныцы воды.
Побань рукы и сидай вэчерять.
- Ребята, вы раньше слышали эти слова или выражения?
- Давайте попробуем перевести каждую фразу.
Дети задают вопросы
Составляют план работы на урок.
Высказывают своё мнение.
Высказывают своё мнение.
Находят в учебнике нужную страницу с темой урока.
- На Кубани семьи были всегда многочисленные, в каждой от 5 до 14 детей.
Старший в семье мужчина – дед, отец, старший брат.
Глава семьи за столом нарезал хлеб, именно он первым брал еду из общей посуды.
К старикам в семье относились с особым уважением.
Отец мог всенародно выпороть взрослого сына или дочь, и никто не вмешивался.
Женщины вели домашнее хозяйство, готовили пищу, стирали, присматривали за детьми.
Мужчины в летнее время работали в поле, а зимой занимались ремонтом построек, орудий труда.
Дети всегда помогли своим родителям, выполняя их поручения.
Казачьи семьи были православными.
По воскресеньям и праздничным дням было принято всей семьей ходить в церковь.
Работают с картинкой.
Принеси из колодца воды.
Помой руки и садись ужинать.
(Р) Высказывать своё предположение.
(Л) Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
(Р) Прогнозировать предстоящую работу.
(П) Извлекать информацию из текстов.
(П) Находить ответы на вопросы в тексте.
(П) Обобщать и классифицировать по признакам.
Воспитание здорового образа жизни.
(П) Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
(К) Оформлять свои мысли в устной форме.
V. Развитие умения применения нового знания.
- Ребята, давайте разделимся на 2 группы. Предлагаю на минуточку каждой группе, сидящей на одном ряду, представить себя членами одной дружной, большой семьи. А какую семью можно считать дружной и крепкой?
– Как нужно общаться в семье?
Правила работы в группе:
1. Будь доброжелательным. Помни, что вы одна семья.
2. Чётко высказывай своё мнение.
3. Умей слушать других.
3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.
- Мы говорили на уроке об укладе кубанской семьи, об обязанностях каждого в семье, а теперь вам предлагается вспомнить о каждом и изобразить в проекте его обязанности.
- Одной семье, вам ребята, предстоит подобрать картинки с изображением обязанностей матери и подобрать к картинкам описание.
- Вашей семье, вам ребята, предстоит подобрать картинки с изображением обязанностей отца и подобрать к картинкам описание.
- Всем понятно задание? Можете приступать.
- А теперь пришло время представить свои проекты. Представитель с каждой группы выйдут и пояснят свой выбор. (Рассказ)
- У нас получилась одна семья, в которой у каждого члена семьи свои обязанности. А как мы назовем наш проект?
- О чем мы еще не упомянули в нашем проекте?
- Воскресное утро каждой семьи начиналось одинаково. С чего же начиналось такое утро в кубанской семье?
- А после они приходили домой и садили за общий стол. И отдыхали в воскресный день.
- Ребята, у нас получился отличный проект, глядя на него вы сможете в любую секунду воссоздать картину уклада кубанской семьи. Этот проект будет являться для вас опорой для повторения этой темы.
- У меня есть к вам предложения создать собственные проекты уклада вашей семьи. Представить проект можно будет по-разному: в виде презентации, рассказа, можно сделать проект подобный нашему проекту. Вы можете использовать фотографии своих родных и близких. У каждого будет свой индивидуальный проект семьи.
- На следующем уроке у вас будет возможность защитить свой проект.
- Ребята я очень благодарна за отличную работу, каждый внес частичку своего труда в создании нашего проекта.
Здравствуйте ребята, сегодня урок кубановедения проведу я. Меня зовут _______________________. Присаживайтесь. Послушайте стихотворение и попробуйте определить, о чём пойдет речь.
Любили казаки свой край
И превратили его в рай.
Пахали, строили, служили.
Обычаи и веру сохранили. (О казаках и о том, чем они занимались)
- Молодцы, все вы правы .
Повторение пройденного материала.
А теперь давайте вспомним пройденный материал. Как называется жильё казака? (Хата)
- На какие две половины делилась хата? (На комнаты)
- Как должны были повести себя гости войдя в хозяйский дом? (Крестились перед иконой)
- Как встречали хозяева гостей? (С хлебом и солью)
- Какими блюдами угощали гостей? ( Блинами, пирожками с кабаком, фасолью, пирогами с капустой, яблоками)
3. Физминутка.
- Вы отлично усвоили прошлый урок. Давайте немножко отдохнём. И скажем ещё раз друг другу добрый день.
4. Изучение нового материала.
- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об очень важном для каждого человека. О чём, вы узнаете отгадав ключевые слова зашифрованные в ребусе. (Уклад семьи)
- Да, мы сегодня будем говорить не просто об укладе семьи, а об укладе кубанской семьи.
- Что же такое семья? И почему для каждого человека так важно это слово? (Мнения учащихся)
- Раньше семьей были все те, кто садился за один общий стол. А сейчас семья – это группа близких родственников (муж, жена, родители, дети).
- На Кубани семьи были всегда многочисленные, в каждой от 5 до 14 детей. Старший в семье мужчина – дед, отец, старший брат. Глава семьи за столом нарезал хлеб, именно он первым брал еду из общий посуды. К старикам в семье относились с особым уважением. Отец мог всенародно выпороть взрослого сына или дочь, и никто не вмешивался. Молодые люди в присутствии пожилых людей не имели права голоса. Женщины вели домашнее хозяйство, готовили пищу, стирали, присматривали за детьми. Мужчины в летнее время работали в поле, а зимой занимались ремонтом построек, орудий труда. Дети всегда помогли своим родителям, выполняя их поручения. Казачьи семьи были православными. По воскресеньям и праздничным дням было принято всей семьей ходить в церковь.
- А теперь давайте посмотрим, как начиналось утро в кубанской семье? И расскажем о распределении обязанностей в кубанской семье. (Ответы учащихся)
- Послушайте, как раньше высказывали просьбу друг к другу на кубанском языке.
Принысы из крыныцы воды.
Побань рукы и сидай вэчерять.
- Ребята, вы раньше слышали эти слова или выражения? (Нет)
- Давайте попробуем перевести каждую фразу на сегодняшний язык. (Перевод)
5. Физминутка для глаз.
- Дальше нам с вами предстоит выполнить интересную работу, при которой нужно быть очень внимательными. Нашим глазкам нужно дать отдохнуть и выполнить упражнения для глаз. Внимательно посмотрите на доску, не поворачивая головы, только глазками следите за движущимися предметами.
6. Закрепление.
- Ребята, обратите внимание, что вы сидите ни как всегда. Вы распределены на 3 группы. Предлагаю на минуточку каждой группе, сидящей за одним столом, представить себя членами одной дружной, крупкой, большой семьи. А какую семью можно считать дружной и крепкой? (Ответы детей) – Как нужно общаться в семье?
Правила работы в группе:
1. Будь доброжелательным. Помни, что вы одна семья.
2. Чётко высказывай своё мнение.
3. Умей слушать других.
3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.
- Мы говорили на уроке об укладе кубанской семьи, об обязанностях каждого в семье, а теперь вам предлагается вспомнить о каждом и изобразить в проекте его обязанности.
- Одной семье, вам ребята, предстоит подобрать картинки с изображением обязанностей матери и подобрать к картинкам описание.
- Вашей семье, вам ребята, предстоит подобрать картинки с изображением обязанностей отца и подобрать к картинкам описание.
- Всем понятно задание? Можете приступать.
(Учащиеся выполняют задание)
- А теперь пришло время представить свои проекты. Представитель с каждой группы выйдут и пояснят свой выбор. (Рассказ)
- У нас получилась одна семья, в которой у каждого члена семьи свои обязанности. А как мы назовем наш проект? (Уклад кубанской семьи)
- О чем мы еще не упомянули в нашем проекте? (Об уважении к бабушкам и дедушкам)
- Утро каждой семьи начиналось одинаково. С чего же начиналось утро в кубанской семье? ( С посещения церкви)
- А после они приходили домой и садили за общий стол. И отдыхали в воскресный день.
- Ребята, у нас получился отличный проект, глядя на него вы сможете в любую секунду воссоздать картину уклада кубанской семьи. Этот проект будет являться для вас опорой для повторения этой темы.
- У меня есть к вам предложения создать собственные проекты уклада вашей семьи. Представить проект можно будет по-разному: в виде презентации, рассказа, можно сделать проект подобный нашему проекту. Вы можете использовать фотографии своих родных и близких. У каждого будет свой индивидуальный проект семьи.
- На следующем уроке у вас будет возможность защитить свой проект.
- Ребята я очень благодарна за отличную работу, каждый привнес частичку своего труда создания нашего проекта.
- А теперь я предлагаю каждому из вас оценить свою работу, на сколько вы справились на уроке. Возьмите листочки и обведите ту оценку, которую вы себе поставили бы. А теперь сдайте мне свои листочки, чтобы и я также оценила вашу работу на уроке.
- Собрав листочки, мне бы хотелось сразу объявить оценку за работу каждому из вас. Вы молодцы. Мне очень хотелось бы поставить вам за работу оценку 5. Надеюсь наши оценку совпадут. Листочки с обведённой мною оценкой я отдам вашему учителю.
- Ребята, урок окончен. Спасибо за урок. До свидания.
Слайд 1
Любили казаки свой край И превратили его в рай. Пахали, строили, служили. Обычаи и веру сохранили. Логвиненко Юлия Александровна учитель начальных классов МОУ Гимназии №87 г. Краснодара
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Няня – старшая сестра в семье, присматривала за младшими братишками и сестрёнками, следила за их внешним видом, учила аккуратности. Няня – старшая сестра в семье, присматривала за младшими братишками и сестрёнками, следила за их внешним видом, учила аккуратности.
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Девочки – подростки готовили себе приданное: отбеливали полотна, вязали, ткали холсты. Девочки – подростки готовили себе приданное: отбеливали полотна, вязали, ткали холсты.
Слайд 21
Слайд 22
Принысы из крыныцы воды. Принысы из крыныцы воды. Закрый хвирточку. Побань рукы и сидай вэчерять. Лягай спочивать.
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Семья.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
МБОУ СОШ №66 г. Краснодар им. Евгения Дороша Урок Кубановедения Во 2 классе Презентацию подготовила Чупова Л. В учитель начальных классов Краснодар, 2013
От матери ласка, от отца-защита
- Ролевые, - Игры – соревнования, - Игры с предметами, Разыгрывание песенных сюжетов и др.
Выбранный для просмотра документ кубановедение.docx
Тема урока: Семья
МБОУ СОШ №66, урок по Кубановедению во 2 классе, Чупова Л. В.
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о семье, казачьих семейных традициях, внутрисемейных взаимоотношениях.
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения, социально-ролевые представления, любовь к родному краю, к своей семье, коммуникативность;
Развивать речевые навыки, логическое мышление, аналитико-синтетическое восприятие, кругозор.
1. Оргмомент
– Вы узнаете эти рисунки? Какое название можно придумать ко всем рисункам? (Семья).
(На проекторе предлагаемые варианты символов семьи)
– Посмотрите внимательно и подумайте, каким символом вы обозначили бы семью?– Почему?
3. Постановка учебной задачи
– Сегодня на уроке мы с вами вспомним, что узнали на кубановедении о семье, о казаках, о традициях казачьего народа.
– Какие пословицы о семье вы знаете? Приложение . Слайд 4>
Вся семья вместе – так и душа на месте.
– Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Если все члены семьи дома, то близкие спокойны друг за друга, все рады, что можно побыть вместе, пообщаться, рассказать о своих делах) . Мы знаем, что в казачьих семьях было принято заботиться друг о друге, помогать, утешать и радоваться вместе.
При солнышке тепло – при матери добро.
– Что это значит? (Это значит, что землю согревает солнышко, а человека его мама). Кто еще знает пословицы о маме?
Лучше нет дружка, чем родная матушка.
– Молодцы! Действительно, мама – это самый лучший, самый родной человек для каждого из нас. Для мам даже придумали праздник, который мы с вами отмечали – День матери. У нас в Краснодарском крае во все времена почитали матерей, прислушивались к их мудрым советам. У мам-казачек обычно было много детей, и все они были для нее одинаково дороги, а если случалось детям обидеть маму – они всегда просили у нее прощения. Наверное, и вы когда-либо нечаянно, ненароком могли обидеть свою маму? На сегодняшний урок я принесла волшебные «листочки откровения. (Учитель показывает листочек). Они перед вами, и вы тихо-тихо, шепотом расскажите листочку, когда и как вы обидели свою мамочку. (Дети выполняют задание).
– Сознаться в чем-то плохом могут только очень сильные духом люди. И многие из вас сегодня совершили этот поступок. Спасибо. Теперь сомните ваши листочки, а когда урок закончится – сложите мне в коробку и давайте больше не огорчать свою мамочку. Дети в казачьих семьях так уважали и любили своих мам, даже называли их на ВЫ. Эта традиция жива до сих пор.
– А есть ли пословицы о другом родном и близком человеке – о папе?
От матери – ласка, от отца – защита.
Если отец-храбрец, то и сын-молодец!
– Молодцы, это казачьи пословицы.
– Как вы понимаете их смысл? (Папа в семье – это защита, пример для детей).
– Действительно, у казаков отец считается главой семьи. Он любит и оберегает своих близких, много трудится, чтобы семья жила в достатке, воспитывает своих детей на собственном примере.
– Вы знаете, что меня зовут Светлана Ивановна. Догадайтесь, какое имя у моего папы? (Мнения детей).
– Когда вы станете взрослыми, вас тоже будут называть по имени и отчеству, и вы всегда будете носить частичку своего папы.
– Молодцы! Сколько замечательных пословиц о семье вспомнили!
Следующие слайды покажут Вам быт в казачьих семьях.
– Возьмите один карандаш на двоих и попробуйте нарисовать домик. (Дети рисуют).
– А теперь подумайте, кто из вас был главным, кто руководил в паре?
– Второй человек в вашей паре скорее всего соглашался, уступал, и именно поэтому рисунок получился. Только в дружбе и во взаимопонимании получатся любые дела.
Дом – это тоже символ семьи, это наш кров, домашний очаг. В семье будет хорошо и тепло, если близкие будут уступать друг другу, слушаться и уважать своих родных.
6. Итог урока
– Вот и подошел к концу наш урок. Сегодня мы вспоминали то, что изучили о нашем крае, о семье, о казачьих традициях. Мы поняли, что наш класс – это тоже семья, которую надо любить и беречь.
– Кто скажет, с какими казачьими традициями мы с вами познакомились?
– В какую игру вам понравилось сегодня играть?
– Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня работали.
Читайте также: