Укажите предложение в котором есть неологизм вдоль берега плавали парусники этот доклад я прочитала

Обновлено: 05.05.2024

Укажите предложение, в котором есть не общеупотребительное слово
(*ответ*) Яков в шапке, в замашной рубахе сидел на телеге.
nbsp;Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им.
nbsp;Пожухла трава на полях.
Укажите предложение, в котором есть не общеупотребительное слово
(*ответ*) Валяную обувь в Сибири именуют пимами.
nbsp;Я длинно глядел вслед уезжающей карете.
nbsp;Употребление синонимов делает нашу речь более точной, ясной и выразительной.
Укажите предложение, в котором есть неологизм
(*ответ*) Наш класс оснащен компьютерами заключительного поколения.
nbsp;По радио передали штормовое предостереженье.
nbsp;Лодка всплыла у самого берега.
Укажите предложение, в котором есть неологизм
(*ответ*) Этот доклад я прочел в Вебе.
nbsp;Вдоль берега плавали парусники.
nbsp;В доме зажглись огни.
Укажите предложение, в котором есть профессионализм
(*ответ*) Эспланада это широкая улица с аллеями.
nbsp;Шкатулку принесли в комнату и осторожно вытерли с нее пыль.
nbsp;В сарае то стучал молоток, то кричала пила.
Укажите предложение, в котором есть профессионализм
(*ответ*) Фонетика раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
nbsp;Ветхий шкаф стоял на своем месте в углу террасы.
nbsp;Дом был деревянный.
Укажите предложение, в котором употребляется фразеологизм
(*ответ*) Бригада работала засучив рукава.
nbsp;Во поле березонька стояла.
nbsp;Туристы зашли в глухой бор.
Укажите предложение, в котором употребляется фразеологизм
(*ответ*) Еды было с гулькин нос.
nbsp;Цыплят по осени считают.
nbsp;Над лесом взошла луна.
Укажите ряд в котором выделенные слова являются омонимами
(*ответ*) сосновый бор зубоврачебный бор
nbsp;угрюмый человек веселый день
nbsp;красноватый платок алый стяг
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами
(*ответ*) труд к радости бездельничание к несчастью
nbsp;громадный дом большой зверь
nbsp;зеленый лук лук для стрельбы
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами
(*ответ*) пришло тепло сильный холод
nbsp;груша (плод) груша (боксерская)
nbsp;добросердечный гиппопотам громадный бегемот
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами
(*ответ*) родниковый ключ ключ от замка
nbsp;разговорчивый человек неразговорчивый парень
nbsp;давай смеяться стали хохотать
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами
(*ответ*) жаркий пирожок горячий денек
nbsp;теплый чай прохладный вечер
nbsp;иголка ели иголка для шитья
Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами.
(*ответ*) быстрый жеребец ломовая лошадка
nbsp;недалёкий человек дальний звук
nbsp;ключ от замка родниковый ключ
Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении
(*ответ*) железная воля
nbsp;стальной гвоздь
nbsp;железная труба
Укажите словосочетания, в которых прилагательное употреблено в переносном значении
(*ответ*) твердое решение
nbsp;жесткое яблоко
nbsp;твердая земля
Вчеркните в определение недостающее слово:
_ это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении
(*ответ*) Окончание
Вчеркните в определение недостающее слово:
_ раздел науки, в котором изучается, из каких означаемых частей состоит слово
(*ответ*) Морфемика

Тест по русскому языку Эмоционально окрашенные слова. Устаревшие слова. Новые слова. Исконно русские и заимствованные слова 6 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта , в каждом варианте 8 заданий (в части А — 5 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание).

1 вариант

A1. Укажите предложение с просторечием

1) Победители водрузили знамя победы.
2) С утра и до обеда шёл сильный дождь.
3) Лузгать семечки на улице неприлично.
4) Фу, как воняет!

А2. Укажите устаревшее слово — историзм

1) дворец
2) веретено
3) колыбель
4) рыбак

А3. Укажите предложение, в котором есть новое слово (неологизм)

1) По радио передали штормовое предупреждение.
2) Наш класс оснащён компьютерами последнего поколения.
3) Лодка всплыла у самого берега.
4) Во время парада над Красной площадью пролетали самолёты.

А4. В каком словаре можно узнать о происхождении слов?

1) толковом словаре
2) этимологическом
3) орфографическом
4) орфоэпическом словаре

А5. Укажите неверное утверждение

1) веретено — историзм
2) глас — архаизм
3) блог — новое слово
4) бутерброд — исконно русское слово

Прочитайте предложение и выполните задания B1, В2.

Менталитет этих людей нашёл отражение в имидже.

B1. Выпишите из предложения слово иностранного происхождения, которое можно заменить исконно русским словом облик.

В2. Выпишите новые слова.

C1. Напишите, для чего писатели используют в своих произведениях устаревшие слова.

2 вариант

A1. Укажите предложение с грубым словом

1) Победители водрузили знамя победы.
2) С утра и до обеда шёл сильный дождь.
3) Лузгать семечки на улице неприлично.
4) Фу, как воняет!

А2. Укажите устаревшее слово — архаизм

1) рука
2) чело
3) занавес
4) уборка

А3. Укажите предложение, в котором есть новое слово (неологизм)

1) Вдоль берега плавали парусники.
2) Этот доклад я прочитал в Интернете.
3) В доме зажглись огни.
4) На воду спустили новый корабль.

А4. Укажите исконно русское слово

1) аквамарин
2) имидж
3) Интернет
4) зрелище

А5. Укажите неверное утверждение

1) лузгать — эмоционально окрашенное слово
2) космонавт — устаревшее слово
3) презентация — заимствованное слово
4) чело — архаизм

Прочитайте предложение и выполните задания B1, В2.

Дискуссия была бурная, но к консенсусу всё же пришли.

B1. Выпишите из предложения слово иностранного происхождения, которое можно заменить исконно русским словом согласие.

В2. Выпишите новые слова.

C1. Напишите, как появляются в языке заимствованные слова. Приведите примеры таких слов.

Ответы на тест по русскому языку Эмоционально окрашенные слова. Устаревшие слова. Новые слова. Исконно русские и заимствованные слова 6 класс
1 вариант
А1-3
А2-2
А3-2
А4-2
А5-4
В1. имидж
В2. менталитет, имидж
2 вариант
А1-4
А2-2
А3-2
А4-4
А5-2
В1. консенсусу
В2. дискуссия, консенсусу

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тест. Лексика.

1 Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами.

1) ГОРЯЧИЙ пирожок — ЖАРКИЙ день

2) ТЁПЛЫЙ чай — ХОЛОДНЫЙ вечер

3) ИГОЛКА ели — ИГОЛКА для шитья

2. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами.

1) ГРОМАДНЫЙ дом — БОЛЬШОЙ зверь

2) зелёный ЛУК — ЛУК для стрельбы

3) ТРУД к радости — БЕЗДЕЛЬЕ к несчастью

3. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами.

1) родниковый КЛЮЧ — КЛЮЧ от замка

2) РАЗГОВОРЧИВЫЙ человек — МОЛЧАЛИВЫЙ юноша

3) давай СМЕЯТЬСЯ — стали ХОХОТАТЬ

4. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении.

1) железный гвоздь

2) железная воля

3) железная труба

5. Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово.

1)Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им.

2) Пожухла трава на полях.

3) Яков в шапке, в замашной рубахе сидел на телеге

6. Укажите предложение, в котором есть профессионализм.

1) Шкатулку принесли в комнату и осторожно вытерли с неё пыль.

2) В сарае то стучал молоток, то визжала пила.

3) Эспланада — это широкая улица с аллеями.

7. Укажите верное утверждение.

1) Диалектизмы — слова, одинаковые по звучанию.

2) Диалектизмы — слова, употребляемые жителями той или иной местности.

3) Диалектизмы — слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.

8. Укажите предложение, в котором есть историзм.

1) Русские толковые словари имеют многовековую историю.

2) На юноше был надет праздничный кафтан.

3) Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.

9. Укажите предложение, в котором есть архаизм.

1) Леса стоят в жемчужном инее.

2) Шуми, шуми, послушное ветрило.

3) Принцесса отвернулась и заплакала.

10. Укажите предложение, в котором есть неологизм.

1) По радио передали штормовое предупреждение.

2) Наш класс оснащён компьютерами последнего поколения.

3) Лодка всплыла у самого берега.

11. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) Во поле берёзонька стояла.

2) Туристы зашли в дремучий бор.

3) Бригада работала засучив рукава.

12. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами.

1) резвый КОНЬ — ломовая ЛОШАДЬ

2) БЛИЗКИЙ человек — ДАЛЁКИЙ звук

3) КЛЮЧ от замка — родниковый КЛЮЧ

13. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами.

1) пришло ТЕПЛО — сильный ХОЛОД

2) ГРУША (плод) — ГРУША (боксёрская)

3) добрый БЕГЕМОТ — огромный ГИППОПОТАМ

14. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами.

1) сосновый БОР — зубоврачебный БОР

2) УГРЮМЫЙ человек — РАДОСТНЫЙ день

3) КРАСНЫЙ платок — АЛЫЙ стяг

15. Укажите словосочетания, в которых прилагательное употреблено в переносном значении.

1) твёрдое решение

2) твёрдое яблоко

3) твёрдая земля

16. Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово.

1) Я долго смотрел вслед уезжающей карете.

2) Валяную обувь в Сибири называют пимами.

3) Употребление синонимов делает нашу речь более точной, яркой и выразительной.

17. Укажите предложение, в котором есть профессионализм.

1) Старый шкаф стоял на своём месте — в углу террасы.

2) Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

3) Дом был деревянный.

18. Укажите верное утверждение.

1) Жаргонизмы — это слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой.

2) Жаргонизмы — слова, употребляемые жителями той или местности.

3) Жаргонизмы — слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности,

19. Укажите предложение, в котором есть историзм.

1) Шестого числа каждого месяца он получал небольшое жалованье.

2) Некоторые термины употребляются только специалистами какой-то одно области.

3) Няне его была крепостная крестьянка.

20. Укажите предложение, в котором есть архаизм.

1) Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы.

2) Рыцари были в кольчугах.

3) Князь оказался человеком великодушным.

21. Укажите предложение, в котором есть неологизм.

1) Вдоль берега плавали парусники.

2) Этот доклад я прочитал в Интернете.

3) В доме зажглись огни.

22. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) Цыплят по осени считают.

2) Над лесом взошла луна.

3) Еды было с гулькин нос.

23. Какие пары слов не являются антонимами?

1) угрюмый – весёлый 2) гигант – карлик 3 ) робкий – смелый 4) скромный – хитрый

24. В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?

1) рукой подать – быстро, хорошо 2) язык проглотить – вредно, тихо 3) под шумок – громко, открыто 4) вавилонское столпотворение – суета, беспорядок

1) между двух огней 2) ни два ни полтора 3) как звёзд на небе 4) лежать мёртвым грузом

26. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?

1) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью. 2) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык. 3) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле. 4) Подруги перемывали косточки знакомым. За это я намылил голову кому следует

27. В каком примере выделенное слово имеет прямое значение?

4) мягкий климат

1) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость

2) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный

3) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие

4) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость

29. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?

1) кот наплакал – вредно, глупо

2) с горем пополам – еле-еле, кое-как

3) поставить крест – креститься, унижать

4) водить за нос – заглушить, мешать

30. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.

1) стреляный воробей – опытный

2) обводить вокруг пальца – обманывать

3) с гулькин нос – много

4) яблоку негде упасть – тесно

1)Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им.

2) Пожухла трава на полях.

3) Яков в шапке, в замашной рубахе сидел на телеге.

Укажите предложение, в котором есть профессионализм.

1) Шкатулку принесли в комнату и осторожно вытерли с неё пыль.

2) В сарае то стучал молоток, то визжала пила.

3) Эспланада — это широкая улица с аллеями.

Укажите верное утверждение.

1) Диалектизмы — слова, одинаковые по звучанию.

2) Диалектизмы — слова, употребляемые жителями той или иной местности.

3) Диалектизмы — слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.

Укажите предложение, в котором есть историзм.

1) Русские толковые словари имеют многовековую историю.

2) На юноше был надет праздничный кафтан.

3) Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.

Укажите предложение, в котором есть архаизм.

1) Леса стоят в жемчужном инее.

2) Шуми, шуми, послушное ветрило.

3) Принцесса отвернулась и заплакала.

Укажите предложение, в котором есть неологизм.

1) По радио передали штормовое предупреждение.

2) Наш класс оснащён компьютерами последнего поколения.

3) Лодка всплыла у самого берега.

Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) Во поле берёзонька стояла.

2) Туристы зашли в дремучий бор.

3) Бригада работала засучив рукава.

Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами.

1) резвый КОНЬ — ломовая ЛОШАДЬ

2) БЛИЗКИЙ человек — ДАЛЁКИЙ звук

3) КЛЮЧ от замка — родниковый КЛЮЧ

Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами.

1) пришло ТЕПЛО — сильный ХОЛОД

2) ГРУША (плод) — ГРУША (боксёрская)

3) добрый БЕГЕМОТ — огромный ГИППОПОТАМ

Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами.

1) сосновый БОР — зубоврачебный БОР

2) УГРЮМЫЙ человек — РАДОСТНЫЙ день

3) КРАСНЫЙ платок — АЛЫЙ стяг

Укажите словосочетания, в которых прилагательное употреблено в переносном значении.

1) твёрдое решение

2) твёрдое яблоко

3) твёрдая земля

Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово.

1) Я долго смотрел вслед уезжающей карете.

2) Валяную обувь в Сибири называют пимами.

3) Употребление синонимов делает нашу речь более точной, яркой и выразительной.

Укажите предложение, в котором есть профессионализм.

1) Старый шкаф стоял на своём месте — в углу террасы.

2) Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

3) Дом был деревянный.

Укажите верное утверждение.

1) Жаргонизмы — это слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой.

2) Жаргонизмы — слова, употребляемые жителями той или местности.

3) Жаргонизмы — слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности,

Укажите предложение, в котором есть историзм.

1) Шестого числа каждого месяца он получал небольшое жалованье.

2) Некоторые термины употребляются только специалистами какой-то одно области.

3) Няне его была крепостная крестьянка.

Укажите предложение, в котором есть архаизм.

1) Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы.

2) Рыцари были в кольчугах.

3) Князь оказался человеком великодушным.

Укажите предложение, в котором есть неологизм.

1) Вдоль берега плавали парусники.

2) Этот доклад я прочитал в Интернете.

3) В доме зажглись огни.

Профессионализмами называют специальные слова, которые используют в своем обиходе профессионалы того или иного ремесла. Профессионализмы - это неофициальные названия специальных явлений и понятий профессии, они составляют профессиональный сленг.

Самым главным отличием, которое нужно отметить, касаемо профессионализмов - это то, что они отличаются от профессиональных терминов и уместны в разговорной речи профессионалов той или иной профессии. Часто профессионализмы являются синонимами профессиональных названий и специальных понятий. Нередко профессионализмы появляются в словарях, но обязательно с пометкой "профессиональное".

Профессионализмы отличаются от терминов - официальных научных наименований специальных понятий тем, что употребляются преимущественно в разговорной речи и не имеют четко установленного профессионального характера.

Таким образом, профессионализмы - это существенная часть лексикона людей определенной профессии. Они упрощают речь и делают ее более пригодной для быстрого общения во время производственных процессов, обозначают орудия производства, выпуск продукции. Можно подытожить: профессионализмы обозначают термины, которые можно использовать в обиходе, но они громоздкие и не всегда уместные. Проще и удобнее заменять подобные термины емкими профессионализмами, которые не теряют сути термина и понятны в профессиональной деятельности.

Профессионализмы можно сгруппировать по сферам их употребления. Так профессиональных сленг делится на сленг экономистов, компьютерный сленг, сленг спортсменов, врачебный сленг и т.д.

К примеру, профессиональная речь полиграфистов полна различных профессионализмов. "Забитым шрифтом" они называют стершийся шрифт при линотипной печати, "концовка" - это графическое украшение в конце книги, " усик" - это концовка с утолщением в середине, а " хвост" - нижнее наружное поле страницы и нижний край книги. Журналисты называют заготовку будущего текста "рыбой". В профессиональном сленге инженеров есть понятие "ябедники" - так, они, шутя, называют самозаписывающие приборы.

Огромное количество профессионализмов существует в лексиконе матросов. " Лечь в дрейф" означает расположение паруса на судне так, чтобы оно оставалось практически неподвижным. Команда " отдать чалки" значит отвязать причальные канаты и тросы речного судна или лодки. "Подвахтенным" называют матроса, который должен ступить на вахту.

Летчики особыми профессионализмами называют недолеты и перелеты посадочного знака (" недомаз", "перемаз"). Многие из подобных профессионализмов содержат в себе яркую эмоциональную окраску.

Чиновники в разговорной речи все чаще заменяют жилищно-коммунальное хозяйство "коммуналкой" , а социальную сферу - "социалкой".

В редакциях СМИ, человек, занимающийся подбором иллюстраций к тексту, называется "бильд-редактором". Но в реальной жизни данный термин чаще заменяется словом "бильд" - это является профессионализмом, профессиональным жаргоном.

Использование профессионального сленга означает шаг вперед в профессиональном развитии человека и делает рабочую речь более освоенной, простой и живой, что отражается на восприятии человека его профессиональным окружением.

Профессиональная лексика очень важна в случаях, когда мысль нужно выразить лаконично и точно, но нельзя упускать из виду, что собеседник или слушатель должен быть хорошо знаком с данной терминологией. Поскольку если собеседник не является специалистом в сфере, профессионализмы которой используются в разговоре, информативность данной беседы будет значительно снижена. Поэтому профессионализмы более уместны в узких специальных кругах общения, нежели среди широкой публики. К тому же, сленговые выражения все-таки являются жаргонными словами, поэтому могут быть не только не понятны окружающим, они могут наложить свой отпечаток на репутацию человека.

В тоже время, целесообразное использование профессионализмов в речи может выгодно представить человека, показав его глубокое знание предмета. Сленг добавит сочность повествованию, будет иметь эффект непосредственной близости с профессиональной средой.

Таким образом, человек, аппелируя профессиональным сленгом, вызывает в профессиональном кругу, использующем данный лексикон, чувства доверия, симпатии и желания сотрудничества и ведения дальнейшего диалога с ним.

Диалектизмами называют те слова, которые принадлежат к определенному диалекту. Диалекты - это говоры народов, имеющие в своем составе значительное количество самобытных слов, известных только в определенной местности. Диалектизмы могут быть лексическими (известны только на территории распространения данного диалекта, например: кушак, цибуля); морфологическими (характеризуются особым словоизменением, например: у мене); фонетическими (характеризуются особым произношением, например: [цай] - чай, [хверма] - ферма и т.д.)

Лексические диалектизмы делятся на 3 группы: лексико-сематические, этнографические и, собственно, лексические.

К лексико-сематическим диалектизмам относятся слова, совпадающие в написании и произношении с литературными, но отличающиеся от них своим значением. Такие диалектизмы являются омонимами(одинаково звучащими единицами языка) по отношению к словам литературным: виски (Курск, Воронеж) -- волосы на всей голове - и виски (литературное, множественное число от висок) -- боковая часть черепа выше линии, проходящей от уха до глаза; бодрый (южное, рязанское) -- нарядный, красиво убранный - и бодрый (литературное) -- полный сил, здоровый, энергичный;

К этнографическим диалектизмам относятся слова, распространенные только в отдельно взятом говоре. Подобные диалектизмы отражают реальность территории, на которой они распространены, относятся к активной деятельности жителей данной территории, к их быту. Примером может случить слово "курлук" - вид дикой гречи в Сибири. Это слово распространено и активно используется только в пределах территории Сибири.

В Санкт-Петербурге активно используется " поребрик" - боротовой камень, разделитель между проезжей частью и тротуаром. Это слово не присутствует в лексике жителей других городов России.

Лексическими диалектизмами называют слова, совпадающие с общелитературными по своему значению, но отличаются по звучанию. Лексические диалектизмы называют те же понятия, что и понятия литературного языка. Их можно назвать синонимами литературного языка. Примерами могут служить: баской - красивый, литовка - большая коса для работ в поле, стежка - дорога.

Стоит отметить, что диалектизмы в основном не являются важной составной частью общелитературной лексики. Но благодаря использованию разговорной речи, диалектизмы проникают в литературный язык и функционируют в сфере устного общения.

Так из простонародной речи перешли в литературное использование такие слова как борозда, доярка, зыбь, веретено. Изначально эти слова использовались для описания сельскохозяйственных работ или в разных народных промыслах.

По сей день литературная речь пополняется диалектизмами из простонародной речи и словами из хозяйственного обихода. В книгах и заметках диалектизмы позволяют доступнее и понятнее описать отдельные процессы и явления для местных читателей. В художественной литературе используя диалектизмы писатели ярче и сочнее описывают географические особенности местности, предметы и устройство быта, специфики культуры. Герои литературы становятся более индивидуальными с использованием в описаниях диалектизмов.

В тоже время чрезмерное использование диалектизмов в художественной речи может снизить силу воздействия текста на читателя, иначе говоря, текст не будет в полной мере понят.

Множество русских писателей, таких как А.С. Пушкин, Н.А.Некрасов, Н.В. Гоголь не раз в меру использовали в своих произведениях диалектизмы, что положительно влияло на восприятие читателем действий произведений и являлись одними из выразительных средств.

Читайте также: