Доклад на тему общественные отношения и свободное время

Обновлено: 18.05.2024

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арямов Андрей Валентинович, Арямова Татьяна Викторовна

Целью статьи является изучение свободного времени в жизни общества и отношение к нему населения.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Арямов Андрей Валентинович, Арямова Татьяна Викторовна

4. Иконникова С.Н. Постмодернизм как новая парадигма в культурологи // Вопросы культурологи. 2008. № 7. С. 4.

5. Ключевский В.О. История России. Т.1. С.118

6. Карамзин Н.М. "Записки" о старой и новой России. М., 1991.

7. Мартьямов В.С. Постмодерн - реванш "проклятой" стороны модерна // Полис. 2005. № 1.

8. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. М., 2003.

9. Павлова Е.Д. Культура и власть в информационном обществе // Вопросы культурологи. 2008. № 7. С. 41.

10. Пивоваров Ю.С. Русская власть и публичная политика // Полис. 2006. № 1.

11. Поляков А.Н. Древнерусская цивилизация: основы политического строя // Вопросы истории. 2007. № 3. С. 67.

А.В. Арямов, Т.В. Арямова

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Образ жизни личности и общества состоит из различных сфер деятельности (работа, быт, семья, свободное время и т.д.). Все эти сферы взаимосвязаны. Изменения, происходящие в одной, накладывают свой отпечаток на другие, и в них тоже происходят процессы трансформации.

Одной из неотъемлемых составляющих образа жизни является свободное время. Под свободным временем понимается часть времени суток, которая свободна от труда на производстве и связанного с ним времени, а также - удовлетворения физиологических и бытовых потребностей и домашнего труда [2].

В определении границ свободного времени между исследователями существует ряд мнений. Сторонники одной концепции отождествляют его с внерабочим временем, т.е. рассматривают его как время, свободное от производственного труда [2, 8]. Границы свободного времени представителями другой группы определяются на основе различия в составе общего времени жизнедеятельности людей собственно рабочего (включая дополнительный труд с целью заработка) и внерабочего времени и выделения в составе последнего различных элементов занятого (несвободного) времени [10].

В общественном мнении и в науке явно просматривается тесная связь существовавшей системы разделения социального времени с социально-экономическим устройством. В этой системе были отражены представления, с одной стороны, о перспективах общества и механизмах его функционирования, а с другой, - о реальном месте в нем индивида и фактически достигнутом уровне социально-экономического прогресса. За основу любой классификации социального времени принималось выделение той его части, в которой каждый человек был занят в сфере труда, поскольку именно производство признавалось основной областью приложения жизненных и творческих сил, реализации главных целей и смысла жизни. Соответственно все остальное время рассматривалось как второстепенное, не обладающее самостоятельным статусом и наделяемое вспомогательными функциями.

Конец двадцатого века и начало двадцать первого является периодом коренных изменений в развитии нашего общества. Экономические реконструкции активно влияют на все сферы человеческой жизнедеятельности. Изменения, происходящие в социальном и культурном мире, вызывают чувство неопределенности у многих людей, различных социальных групп и общества в целом. Всеохватывающий характер научно-технической революции, практически новая роль средств массовой информации и коммуникации, процессы демократизации, осознание необходимости не только физического, но и духовно-нравственного выживания человечества делают взаимосвязанным и взаимозависимым весь мир. По существу сейчас происходит формирование международно -ориентированной личности, мыслящей в духе общечеловеческих ценностей. Поэтому становится ясно, что анализ методологических проблем свободного времени необходимо вести с учетом динамичности современной жизни.

В отечественной социологии, существующие исследовательские подходы можно разделить на следующие группы.

Представители первой группы - главным образом экономисты, которые в соответствии с разработанной ими концепцией, рассматривают свободное время как часть внерабочего времени, связанного преимущественно с расширенным воспроизводством рабочей силы, формированием нового типа работника, необходимого в эпоху научно-технической революции, т.е. свободное время изучается как один из важнейших аспектов производственного развития [2, 9]. Вторая группа исследователей, в основном философы и социологи, также рассматривают свободное время как часть внерабочего времени, но направленного не столько на совершенствование человека как работника, сколько на его всестороннее развитие, обосновывая его как пространство самоценной деятельности [1]. Сторонники третьего концептуального подхода рассматривают свободное время за пределами труда на производстве и практически сводят его к внерабочему времени, которое предназначено для отдыха и развлечения. При таком взгляде на проблему попытки установить роль и место свободного времени в сложившемся образе жизни фактически сводятся к констатации того, что досуг может либо гармонировать с трудовой деятельностью, дополняя ее, либо противопоставляться ей, выполняя компенсаторную функцию [5].

Несомненно, что интерес, проявляемый учеными к познанию сущности свободного времени, в значительной мере отражает степень практической значимости этого социального феномена и его влияния на основные сферы жизнедеятельности общества на разных этапах его развития. Свободное время представляет большую ценность, как для личности, так и для общества в целом. Оно - необходимое временное пространство для ряда важных видов деятельности и является нематериальной формой богатства каждого человека, семьи и общества. Как всякая другая форма богатства, оно нуждается в постоянном контроле и учете за его распределением и использованием.

Свободное время всегда выступает формой жизнедеятельности конкретного социального субъекта: общества, класса, социальной группы, личности как социально типической и, наконец, индивида. При этом встает проблема неоднозначности субъектов свободного времени. Свое выражение она находит в их тождестве и различии. Свободная деятельность, обусловленная, в конечном счете, всей совокупностью социальных отношений данного общества и уровнем культуры каждой личности, характеризуется следующими параметрами: объемом, структурой, содержанием и функциями. Тождество между субъектами свободного времени наблюдается в том, что свободная деятельность, являющаяся сущностью свободного времени, структура и присущие свободному времени функции характерны для всех рассматриваемых субъектов.

Различие просматривается сквозь призму общего и единичного в содержании, структуре и основных функциях. Дело в том, что указанные характеристики свободного времени отдельных его субъектов, таких как социальные группы, классы, личность, могут существенно отличаться от соответствующих характеристик общества, тем самым, подчеркивая индивидуальную сущность свободного времени. Например, в содержании свободной деятельности личности могут преобладать занятия, направленные на обучение и самореализацию. В тоже время основной тенденцией использования свободного времени в обществе является его ориентация на восстановление сил после работы (данная ситуация характерна для нашего общества [4]).

Существенная дифференциация субъектов свободного времени находит свое отражение и в соответствующих количественных характеристиках: объемах, т.е. временных бюджетах. Объясняется это тем, что фонд свободного времени общества является интегральной характеристикой личностных и индивидуальных величин свободного времени.

В отечественной литературе встречается мнение, что ввиду взаимосвязи всех сфер жизнедеятельности, свободное время может выступать показателем социально-экономического развития общества [7]. Делается предположение, что показателем многообразия развития общества является показатель нормы свободного времени, рассчитываемого как соотношение свободного времени общества и его рабочего времени, где время выступает мерилом затрат и результатов труда. Свободное время в данном случае выступает мерой непроизводственной деятельности. Рабочим временем измеряются затраты труда как целесообразной деятельности по созданию материальных благ и оказанию услуг. Результатом материального производства, принимаемого в расчет при определении нормы свободного времени общества, выступает экономия (высвобождение) труда для осуществления непроизводственной деятельности. Данный подход рассматривает связь труда и

свободного времени следующим образом. Труд воплощается не только в продукте, но и в субъекте - производителе и потребителе. Непроизводственная деятельность, реализующая экономию труда, также имеет результатом субъекта, получившего возможность для совершенствования своих способностей. Воплощенный в человеке труд - это единая субстанция, выражаемая через затраты труда и его экономию [7].

Чем меньше труда необходимо для удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей, тем больше его экономия, а следовательно и норма свободного времени общества. И наоборот, при увеличении затрат труда снижается продолжительность свободной деятельности, и как результат - уменьшение значения их отношения. Поскольку сэкономленный труд не затрачивается в материальном производстве, то различие затрат и экономии труда является реальным, а не формальным, как это наблюдается при расчете производительности труда по продукту, выраженному в стоимостной форме. Поэтому указанный показатель можно рассматривать как адекватную оценку общественной производительности труда.

Не все время, свободное от производительного труда, правомерно называть свободным. Правильнее его называть внерабочим. Действительно, свободным является часть внерабочего времени, освобожденная от непреложных затрат. Поэтому различают номинальную и действительную норму свободного времени [7]. Действительная норма свободного времени точнее номинальной отражает уровень развития производительных сил, поэтому она является адекватным показателем социального прогресса.

Реализация изложенной методики позволила получить новую количественную оценку итогов индустриализации народного хозяйства. В доиндустриальной России 1926 г. с преобладанием ручного труда в сельском хозяйстве норма свободного времени составляла 0,92 час. своб. вр. (час.раб.вр.). Положение резко меняется после индустриализации. Например, в России в 1959 г. на 1 час рабочего времени приходилось 1,68 часа для непроизводственной деятельности. Замена ручного труда машинным, осуществленная в народохозяйственном масштабе, обеспечило преобладание номинального объема свободного времени общества над величиной его рабочего времени. Научно-технический прогресс не только закрепляет новое соотношение между объемами свободного и рабочего времени, но и отрицает необходимость увеличения затрат труда общества для повышения массы его свободного времени. В результате номинальная норма свободного времени общества возросла с 1,68 час. своб. вр.(час.раб.вр. до 2,39 [7]).

Кроме производственной деятельности сфера свободного времени тесно связана со сферой культуры. Последняя предоставляет широкий спектр возможностей для реализации важнейших социальных функций свободной деятельности: роста и самореализации личности. Культура - это канал воспитания, который присущими ему методами способствует формированию не только эстетического, но и политического и правового идеала. Через экран, книгу, сцену, эстрадную площадку, залы музеев человеком осознается история народа, страны, его культура, его будущее.

По результатам общественного мониторинга 2008 г., проведенного Левада-Центром по заказу Федерального агенства по печати и массовым коммуникациям в 127 населенных пунктах 49 регионов страны, Подавляющее большинство россиян перестало проводить свободное время за пределами дома, редко занимается чем-то отличным от рутинных домашних занятий. Исключение составляет лишь регулярное общение с родными и друзьями. В то время как подавляющее большинство опрошенных (73 %) хотя бы раз в месяц и чаще ходит в гости и принимает гостей у себя, а также встречается с друзьями вне дома, социально активные, городские формы проведения досуга - походы в кино, театры, на выставки, концерты, занятия спортом, посещения спортивных состязаний и пр., предполагающие хоть какую-то дифференциацию предпочтений, социокультурных ориентации, интересов - характерны лишь для очень незначительной части респондентов. Это, по преимуществу, достаточно обеспеченная молодежь крупных городов и столицы [6].

Влияние средств массовой информации носит столь всеохватывающий характер, что, по мнению некоторых исследователей, от них зависит технологический и социальный прогресс государства, место в мировой экономике и экономическая конкурентоспособность страны, эффективная реализация роли в международном распределении труда и развитие демократических институтов. Все это сопровождается и становлением нового мировоззрения, новой мировой культуры, в этом смысле СМИ выступают в качестве одного из основных социализирующих институтов, в качестве наиболее доступного и наиболее влиятельного механизма формирования личности. По глобальности воздействия на личность и возможности способствовать формированию мировоззрения информационные технологии и средства массовой информации, в первую очередь телевидение, можно сравнить только с участием семьи в социализации личности [3]. Телевизор для современного человека стал практически основным источником информации, познания окружающей действительности. По подсчетам некоторых специалистов, в одной среднестатистической семье телевизор работает до 7 часов в сутки [5].

Таким образом, отношение населения к своему свободному времени отражает жизнь общества в целом. Современные исследования, проведенные в нашей стране, свидетельствуют о низкой удовлетворенности различными социальными группами и классами количеством и качеством свободного времени. Кроме того, выявлена тенденция роста приоритетности рабочего времени над свободным, что является показателем экономической нестабильности общества.

Сфера досуга представляет значительную свободу в выборе занятий вне производства в зависимости от интересов и способностей личности. Люди, увлеченные одной областью, создают групповые социальные миры, которые в свою очередь вовлекают участников досуговой деятельности в жизнь этого мира. Развитие подобной деятельности могло бы способствовать созданию более гуманного общества, а также снижению психологических проблем, связанных с одиночеством, незащищенностью и потерей жизненных целей.

1. Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия // Социологические исследования. 2002. № 8. С. 100-101.

2. Артемов В.А. Социальное время: проблемы изучения и использования. Новосибирск: Наука, 1987.

3. Брик Л.В. Анализ эффективности воздействия СМИ на формирование социально-позитивных ориентаций молодежи // Вестник МГТУ. 2008. Т. 11. № 1. С. 175-178.

4. Грушин Б.А. Свободное время БСЭ. М.: Советская энциклопедия, 1976. Т. 23. С. 87.

5. Дроздов А.Ю. Агрессивное телевидение: социально-психологический анализ феномена // Социологические исследования. 2001. № 8. С. 62-64.

6. Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Чтение и общество в России 2000-х годов // Социологические исследования. 2009. № 7. С. 61-77.

7. Золотов А.В. Норма свободного времени как показатель социально-экономического развития // Социологические исследования. 1999. № 12. С. 71-77.

8. Лобанов Ю.Н. Отдых и архитектура. Будущее и настоящее. Л.: Наука, 1982.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Еще одна важная проблема досуга – неспособность удовлетворить потребности молодежи. А первая потребность – потребность в общении. Научиться петь, вышивать и т.д. – это все второстепенное. Главная причина посещения всевозможных учреждений досуга – ощущение комфорта в их стенах, а также возможность реализовать свои способности, самоутвердиться среди сверстников.

Неправомерно возлагать всю ответственность за организацию досуга детей и подростков на школу/университет. Образовательное учреждение, конечно, должно приобщать студентов к полезной целесообразной деятельности, но занятость вне уроков/пар необходимо обеспечивать в тесном контакте с семьей.

Таким образом, досуг призван выполнять следующие функции: самореализационную, коммуникативную, просветительскую, профессиональную ориентацию, а они зачастую не выполняются, и досуговая деятельность подростков приводит не к развитию, а к деградации личности.

1. Акимова, Л.А. Социология досуга: учебное пособие / Л.А. Акимова. М.: МГУКИ, 2011

2. Басов Н.Ф. Социальная работа с молодежью: учебное пособие / Н.Ф. Басов. – М.: Дашков и К, 2013.

3. Бурмистрова А. С. Организация досуга молодёжи / А. С. Бурмистрова //Профессиональное образование. [Текст] Столица. – 2011. – № 6.

4. Вишняк А.И. Культура молодежного досуга: пособие / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. – Киев: Высшая школа, 2008.

5. Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. М.: Прогресс 2006

6. Мосалев Б.Г. Реально-виртуальный мир культуры. - М.: Экслибрис-Пресс, 2008. - 424 с.

7. Лисовский В. Т. Социология молодёжи Учебник С- Петербург. Издательство М.: Наука 2010.

8. Омельченко Е. Культурные практики и стили жизни российской молодёжи в конце ХХ века 2014 // Рубеж, № 25, С. 142-161.

9. Седова, Н.Н. Досуговая активность молодёжи / Н.Н. Седова // Социологические исследования. 2009. № 12.

10. Шарковская Н. В. Культуротворческие формы организации молодёжного досуга // Вестник Московского государственного института культуры. 2014. № 6. С. 124—128.

Свободное время – часть внерабочего времени, за вычетом необходимого для сна и др. нужд, использующаяся человеком по собственному усмотрению. В современном обществе одним из способов проведения свободного времени является самообразование, культурное (духовное) потребление (чтение СМИ и книг, посещение музеев, библиотек, кинотеатров), а также любительские занятия – личные хобби и занятия в различных объединениях.

Закон РФ о культуре 1992 года:

Права и свободы человека в области культуры

Ст.8. В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.

Ст. 10. Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.
Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.
Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.

Ст. 11. Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности.

Ст. 12. Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности.

Ст. 15. Граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия (именуемые в дальнейшем организациями) по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Ст. 16. Граждане имеют право создавать ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения в порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях.

Ст. 20. Народы и иные этнические общности в Российской Федерации имеют право на сохранение и развитие своей культурно — национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно — исторической среды обитания.
Политика в области сохранения, создания и распространения культурных ценностей коренных национальностей, давших наименования национально — государственным образованиям, не должна наносить ущерб культурам других народов и иных этнических общностей, проживающих на данных территориях.

Ст. 21. Российская Федерация гарантирует право всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально — государственных образований или не имеющим своей государственности, на культурно — национальную автономию. (Это право этнических общностей на свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания национальных культурных центров, национальных обществ и землячеств.)

Национальные культурные центры, общества и землячества вправе:

а). Разрабатывать предложения о сохранении и развитии национальной культуры;

б). Проводить фестивали, выставки.
в). Содействовать организации национального краеведения, охране национальных исторических и культурных памятников, созданию этнографических и иных музеев;
г). Создавать национальные клубы, студии и коллективы.

д). Организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка.

Говоря о свободном времени, следует различать три основных его типа: рекреационный ( отдых и восстановление сил после работы), рационально-потребительский (с материальной и духовной точки зрения) и деятельный ( совмещение времяпрепровождения с каким-либо видом деятельности). Работники культуры должны знать причины и обстоятельства, которыми вызвано посещение людьми учреждения культуры.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

У каждого человека индивидуальные потребности для посещения КДУ, которые различаются по содержательному принципу: Общественно-политические признаки

Познавательные и ценностно-ориентированные признаки

Задача КДУ – организовать свою работу так, чтобы у человека было желание посещать добровольно выбранное им объединение, участвовать в творческой работе учреждения культуры. Потенциальной аудиторией каждого КДУ чаще всего становятся жители того района, где оно находится. Реальной аудиторией становятся организованные группы, приходящие в КДУ с целью создать свое объединение.

В наше время повысился интерес населения к занятиям, связанным с культурой. При этом все больше людей связывают свободное времяпрепровождение не только с посещением кружков, но и с обучением различным народным ремеслам, музыке, хореографии и т.д. На сценах не только провинциальных, но и больших городов нередко выступают наравне с профессиональными коллективы художественной самодеятельности и любительские коллективы. Они также принимают участие в различных смотрах-конкурсах и фестивалях, что дает этим коллективам дополнительный стимул для повышения исполнительского мастерства. В наши дни появилась тенденция все большего привлечения в такие коллективы молодежи, ведь не всем по душе и по карману игорные заведения и ночные клубы. Среди повсеместной бездуховности, многие представители молодого поколения предпочитают играть в КВН, петь, танцевать, заниматься театральной и прочими творческими видами деятельности в свое свободное время.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Реальный социальный рост человека происходит в связи с изменением, точнее, повышением его культурно-технической грамотности. Эти элементы есть не что иное, как показатели, индикаторы социального продвижения. Повышение показате­лей культурно-технической грамотности работников, как пра­вило, способствует переходу их к более сложным социально-экономическим видам трудовой деятельности и, следовательно, обусловливает в значительной степени социальное продвижение.

Изменение показателей социального статуса теснейшим об­разом связано со свободным временем и определяется налич­ным фондом, сложившейся структурой и содержанием (набором видов деятельности) свободного времени. К середине 80-х годов бюджет времени населения страны был наиболее оп­тимальным. Свободное время у мужчин по сравнению с 1924 г. выросло на 25%, у женщин — почти на 50%.

Вместе с тем использование свободного времени в поселе­ниях различных типов может способствовать или препятство­вать социальному продвижению. Кроме того, его использова­ние членами различных социально-демографических групп ус­коряет или, напротив, тормозит их социальное продвижение.

Социальное движение работников связано с целым рядом проблем, носящих сложный, комплексный характер. Они за­трагивают широкий круг вопросов, связанных с экономическим профилем изучаемого региона, уровнем и комплексностью его развития, ориентацией населения, влиянием окружающей сре­ды на тот или ной вид трудовой деятельности, последующим трудоустройством в соответствии с возросшими личностными

Успешное решение указанных проблем имеет социальные и экономические последствия: 1) значительно улучшается ком плектование трудовых ресурсов высококвалифицированными кадрами, что способствует ускорению темпов научно-техни­ческого прогресса и обеспечивает рост производительности труда; 2) создаются реальные предпосылки полного сочетания потребностей личности и общества, совершенствуется социаль­ная структура населения, наращивается социальный потенциал, идет процесс стирания различий между умственным и физиче­ским трудом.

Для стимулирования данного процесса важно знать струк­туру свободного времени различных социальных групп. Знание фонда и структуры свободного времени рабочих и инженерно-технических работников, мужчин и женщин, различных возраст­ных групп населения, учет их интересов и ориентации на раз­личные виды деятельности в свободное время, целенаправлен­ное воспитание прогрессивных тенденций в использовании свободного времени для отдыха, развития и пользования свои­ми правами выступают как необходимая предпосылка достиже­ния более полного социального равенства.

Бюджет времени. У рабочих и ИТР рабочее время составляетъ 8 ч; время, связанное с домашним трудом,

равно 2,67 ч у рабочих и 2,56 ч у ИТР; время, связанное с удовлетворением естественных потребностей 8,8 и 8,44 ч соот­ветственно; свободное время — 3,68 ч у рабочих и 3,82 ч у

По данным выборочных исследований, в 1990 г. в суточном фонде времени доля рабочего времени и времени, связанного с производством, составляла примерно 37,5%, доля времени на удовлетворение физиологических потребностей — 41,6%, доля времени, затрачиваемого на различные домашние дела, — 8,4%, доля же свободного времени, которое человек использует для повышения своего культурного, духовного, эстетического уровня, — всего 12,5%, т.е. лишь 1/8 всего суточного фонда времени.

Анализ распределения свободного времени между мужчи­нами и женщинами, между горожанами и селянами показыва­ет, что у женщин остается намного меньше времени для досу­га, чем у мужчин, как в рабочие, так и в выходные дни, осо­бенно в сельской местности. Следовательно, меньше времени остается для совершенствования личности.

Однозначно решить проблему более рационального исполь­зования бюджета времени невозможно, особенно в наше время, когда происходит ломка старых устоев в обществе и зарож­дение новых. Это многофакгорная проблема.

2. Сейчас, когда резко снизился жизненный уровень насе­ления, рядовому гражданину, человеку все труднее становится повышать свой культурный и духовный уровень, совершенство­ваться, развиваться как гармоничной личности. Немалую роль играет в этом и падение нравов как следствие обрушившейся на нас с экранов, со страниц книг и газет лавины ужасов, пор­нографии и скандалов.

Различия в проведении свободного времени обусловлены еще и географическими особенностями, т.е. тем, что отличает один регион от другого: природные условия, климат, специали­зация в развитии производительных сил и т.д. В силу простран­ственных различий объекты управления свободным временем приобретают специфические особенности. Изучение данных особенностей — одно из важнейших условий управления сво­бодным временем.

На суточное распределение времени большое влияние ока­зывает материальное обеспечение жителей города и деревни. По данным социологических исследований,, проведенных в конце 1995 г. в Пскове группой ученых Института социологии РАН, свое материальное обеспечение работающие жители Пскова оценивают очень низко: его индекс составил 2,26 (в 1986 г. — 3,26) из 5 баллов. Весьма низко оценили псковитяне торговое обслуживание — его индекс равен 2,82, индекс быто­вого обслуживания — 2,42 балла (в 1986 г. — 3,08). Невысоко были оценены возможности проведения свободного времени. Так, индекс возможностей для развлечений и отдыха составил 2,45, занятий физкультурой и слотом — 2,55, культурного обслу­живания — 2,5 (в 1986 г. — 3,23), общения — 3,20 (в 1986 г. — 3,42). Все 16 показателей, характеризующих различные стороны жизни, зафиксированные в обследовании 1995 г., ниже,

Ухудшение жизни горожан (Псков — типичный российский город с развитой промышленностью, сферой культуры и быта, по структуре занятости и уровню жизни населения не отлича­ется от других провинциальных российских городов) в обозри­мой перспективе будет отрицательно сказываться на количестве свободного времени и его использовании. Особенно это каса­ется студентов, безработных, служащих, не имеющих специаль­ного образования, работников науки, здравоохранения, педа­гогов. Существенное снижение жизненного уровня обусловило необходимость поиска дополнительных источников существо­вания, что повлияло на их деятельность в сфере домашнего хо­зяйства.

17.3. Факторы, влияющие на свободное время

По расчетам автора, в 1999 г. в суточном фонде времени россиянина доля рабочего времени, связанного с непосредст­венным трудовым процессом, составляет в среднем более 41,5%; доля времени на удовлетворение физиологических по­требностей осталась приблизительно такой же — 42,1%; доля времени, затрачиваемая на различные домашние дела, превы­сила 12%; доля же свободного времени, которое человек ис­пользует для повышения своего культурного, духовного уровня, уменьшилась до 8%. Досуг стал занимать менее 1/10 всего су­точного фонда времени. Кроме того, произошли резкие пере­мены в качестве использования досуга.

Структура свободного времени среднестатистического рос­сиянина за последние годы продолжает ухудшаться, так как все большее число трудоспособного населения включается в поис­ки заработка. Особенно сильно подтолкнул жителей средних и малых городов к активному поиску дополнительных средств к существованию августовский кризис 1998 г. К сожалению, дан­ные официальной статистики и самооценки респондентов сво­их расходов значительно расходятся. Например, в 1997 г. в Пе­тербурге статистически рассчитанный прожиточный минимум составлял около 450 тыс. руб. Сами же петербуржцы оценили прожиточный минимум в 538 тыс. руб. 2

Проблема бедности, во многом определяющая структуру ра­бочего и свободного времени, возникает в результате наруше­ния объективно обусловленных пропорций социального вос­производства:

пропорций деятельности (соотношения занятого и незаня­того в общественном производстве населения); ^ • пропорций состояния (дифференциация населения по it* уровню обеспеченности материальными, духовными и ч* социальными благами, соотношение между элементами

благосостояния и фазами его воспроизводства); • пропорций отношений (человек — общество — природа,

человек — социальная группа — класс — общество). В их основе лежит ключевая пропорция между производи­тельной и потребительной силой общества, выражением кото­рой является соотношение рабочего и свободного времени*.

Необходимо отметить еще один важный феномен бедности: ее связь с социальными формами отчуждения человека от человека, от предпосылок и результатов труда, с существенным ограничением потребления материальных и духовных благ. Че­ловеку, отработавшему в двух-трех местах, или от восхода и до за­хода солнца — на дачном участке, на ферме — подчас становится не мил даже белый свет, собственные родные и близкие — жена, дети, а не только политическая борьба, партии, их союзы, пар­тийные уставы и программы, цели и задачи, митинги и демон­страции и т.п.

Мы вкратце говорили о значительном ухудшении качества свободного времени, качества времяпровождения. Есть необхо­димость особо отметить тревожную тенденцию — рост потреб­ления алкоголя, наркотиков. По данным академика Ф.Г. Углова, потребление алкоголя в России за минувшие 13 лет возрос­ло более чем в два раза: с 8 л спирта до 17—18 л в год на од­ного человека. Почти 30% детей, подростков, юношей знакомы или регулярно потребляют наркотики или заменяющие их ве­щества. Кроме того, нищета, алкоголизация населения и др. порождают жестокость, порой совершенно немотивированную. Идет криминализация российской семьи. Россия по уровню жизни в 1998 г. сравнялась с Анголой и Коста-Рикой, занимающим 73—74-е место в мире 1 .

Фонд и структуру внерабочего и свободного времени обуслов­ливают общие (неспецифические) и специфические факторы.

К общим относятся такие, как состав населения по полу и возрасту, размер семьи, уровень доходов на одного члена се­мьи, размеры жилой площади, объем и качество коммунальных услуг, оказываемых населению, образование и т.д. Например, относительно высокий процент молодых специалистов и мало­семейных граждан населения Севера повышают фонд свобод­ного времени, а более высокий уровень доходов населения уве­личивает свободное время и долю его затрат на культурный до­суг и развлечения. Безусловно, для реализации данной тенден­ции необходима соответствующая материальная база.

Другая группа факторов — специфические — в решающей степени влияет на фонд, макро- и микроструктуру внерабочего и свободного времени. Это влияние испытывают даже бюджеты времени социально и демографически однородных групп насе­ления. К таким факторам прежде всего относятся природно-климатические условия, проживание в городе или сельской ме стности, некоторые национальные особенности уклада жизни населения. Например, имеются свои, особые закономерности расселения в местах освоения районов Тюмени, Якутии, Крас­ноярского края и Магаданской области, а также в Таджикиста­не, Узбекистане, на Северном Кавказе и т.д. И когда на Север приезжает человек из южных мест, у него неизбежно меняется подход к использованию свободного времени, на его психиче­ское состояние оказывает большое влияние годовой ход време­ни, климат, особенности ритма жизни, однообразие внешних впечатлений, отсутствие привычных условий для учебы, само­образования, отдыха, развлечений. Минимум внешних впечат­лений, долгое пребывание в кругу одних и тех же людей (часто по два-три года и более) нередко вызывают апатию, сужают круг социальных интересов, нарушают межличностные контак­ты и в конечном итоге приводят к снижению трудовой, соци­альной активности.

Культурная среда, в которой вращается человек, предопре­деляет его контакты. Чем шире представлена социальная и со­циально-профессиональная структура в поселении, тем более разнообразна его культурная среда. Там, где преимущественно развиваются одна-две отрасли (монокультура, например, хло­пок), межличностные контакты беднее. Таким образом, куль­турная среда является той призмой, через которую воздействует на личность общая социальная среда, экономические общест­венные отношения, духовная жизнь общества. И поселение вы­ступает в данном случае как социальная организация: с ним во многом связан жизненный путь человека, а для молодого чело­века — его становление. Жизненные идеалы находятся в пря­мой или косвенной зависимости от культурной и социальной атмосферы, сложившейся в данном поселении.

Высокая занятость человека многими видами культурной деятельности говорит о широте его кругозора, географии обще­ния, включенности в различные виды общности. Но само по себе количество избранных в часы досуга занятий еще не явля­ется доказательством развития духовных потребностей. Только в том случае, если какой-то вид деятельности повторяется ус­тойчиво, т.е. у человека выработалась потребность, привычка к Позитивному виду занятий, можно говорить о социально-полезной избирательности.

Учет общих и специфических факторов очень важен для по­строения региональной модели системы материальных, организационных и личностных факторов, способствующих или пре­пятствующих оптимальному использованию свободного време­ни, выбору видов социальной деятельности человека, нравст­венному формированию индивида. Эта работа должна строить­ся по-своему в каждом регионе исходя из структуры бюджета времени. Например, горожане Молдовы при опросе на первое место поставили культурные потребности, на второе — обще­ние, преимущественно семейное, на третье — физическое со­вершенствование личности, на четвертое — пассивный отдых, на пятое — более возвышенную деятельность. Последнее место в структуре свободного времени занимают любительские занятия.

Велики затраты времени на бездеятельный отдых, особенно у молодежи. С преодолением 30-летнего возрастного барьера как у мужчин, так и у женщин подобные затраты уменьшаются, хотя общие затраты времени на бездеятельный отдых выше за­трат времени на общественную работу, физкультуру и спорт вместе взятые. Но эта количественная сторона не раскрывает существа происходящего социального явления. Бездеятельный отдых — форма реализации социально и гигиенически неоп­равданных затрат времени отдыха, зачастую связанных с раз­личными асоциальными эксцессами (алкоголизмом, противо­правным поведением, правонарушениями).

Из всего сказанного следует, что реализация экономической реформы, переход к новым экономическим и другим общест­венным отношениям со всей необходимостью ставят вопрос рационального использования свободного времени на уровне каждой личности, семьи, а также широких общностей и орга­низаций.

Вопросы для повторения

1. Какие виды времени обозначены в системе социологиче­ского знания?

2. Объясните отличия социологического и экономического подходов к изучению времени.

3. Назовите составные части свободного времени.

4. Какие виды деятельности человека в свободное время вы могли бы отметить?

5. От чего зависит качество использования свободного времени?

6. Какие факторы обусловливают фонд и структуру внерабо­чего и свободного времени?

18. Социология конфликта

Проблема конфликта — одна из актуальных в социологии. Она охватывает широкий круг вопросов, среди которых определение поня­тия конфликт, его природы как общественного явления, причин воз­никновения, возможностей разрешения конфликта, а также типология, классификация конфликтов, выявление их роли в общественной жиз­ни и т.д.

18.1. Конфликт и различные подходы к его изучению

Конфликт — это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, взглядов оппонентов как субъектов взаимо­действия. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождают открытые или за­крытые конфликты, если они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость их интересов.

Противоречия пронизывают все сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную, духовную. Одно­временное обострение всех названных видов противоречий создает зоны кризиса. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт.

Социологи марксистской и немарксистской ориентации от­мечают, что конфликт есть временное состояние общества, ко­торое можно преодолеть рациональными средствами. Боль­шинство социологов склонны считать, что существование об­щества без конфликтов невозможно. Ибо конфликт — неотъ­емлемая часть бытия, источник происходящих в обществе из­менений. Конфликт делает социальные отношения более мобильными. Привычные нормы поведения и деятельности инди­видов, ранее удовлетворявшие их, с удивительной решимостью отбрасываются и порой без всякого сожаления. Под воздейст­вием конфликтов общество может преобразовываться. Чем сильнее конфликт, тем заметнее его влияние на течение соци­альных процессов и темпы их осуществления.

Истоки исследования проблемы конфликта восходят к глу­бокой древности. Еще китайские философы в VII—VI вв. до н.э. видели источник развития природы и общества в борьбе проти­воположностей. Мыслители Древней Греции создали учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей.

Большое внимание исследованию конфликтов уделил итальянский мыслитель, государственный деятель Я. Макиавел­ли. В работах, посвященных римской истории, он рассматрива­ет конфликты разного уровня и отмечает их положительную роль в общественном развитии.

Уже в прошлом веке многие мыслители исходили из того, что конфликт — это реальность, неизбежное явление в истории человеческого общества и стимул социального развития. Этих взглядов придерживались немецкий социолог Ы. Вебер, авст­рийский социолог Л. Гумплович и др. С позиций исторического материализма рассматривали социальный конфликт К. Маркс и Ф. Энгельс, считающие, что конфликты порождаются социаль­ным (имущественным) неравенством и проявляются в классо­вой борьбе. Именно классовая борьба не только неизбежна, но и необходима для обнаружения и разрешения противоречий капиталистического строя.

Критики марксизма отмечают, что проблема конфликта в марксизме не получила всестороннего обоснования, так как конфликты рассматривались этим учением только как столкно­вение между антагонистическими классами. К тому же в мар­ксистской концепции абсолютизировались экономические от­ношения, считавшиеся главной причиной конфликта между классами и другими социальными группами.

Читайте также: