Форма правления великобритании доклад

Обновлено: 17.05.2024

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (сокращенно называемое Великобританией, а иногда, по имени основной части, — Англией) традиционно играет существенную роль в мировой политике, хотя после распада Британской империи эта роль значительно снизилась. Великобритания — развитое индустриально-аграрное капиталистическое государство. По размерам территории она в 40 раз меньше США, по населению — почти в 5 раз меньше (58 млн. человеке 1997 г.). Она занимает восьмое место в мире по объему ВВП, но 16-е — по доле ВВП на душу населения (наряду с Италией и Финляндией).

Великобритания - страна унитарная, государственное устройство включает в себя множество традиций. Английский монарх не обладает абсолютной властью, его прерогативы условны и сводятся к представительским функциям, хотя формально он наделен всеми полномочиями главы государства. В настоящее время главой Великобритании является королева Елизавета II, которая может одобрить или отклонить любой новый закон, принятый парламентом, однако отменить закон она права не имеет. Палата общин в парламенте Англии насчитывает 650 членов. Практически все они являются представителями трех политических партий, Консервативной, Либеральной и Лейбористской. Благодаря такому партийному разнообразию в парламенте постоянно ведутся дебаты о том, какая форма правления в Великобритании была бы предпочтительнее, существующая парламентская монархия или монархия конституционная.

Великобритания (полная официальная форма — Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии)— островное государство на северо-западе Европы. Великобритания — одно из крупнейших государств Европы, ядерная держава, постоянный член Совета Безопасности ООН. Наследница Британской империи, крупнейшей в истории, и существовавшей в XIX — начале XX веков [3, с.43].

Столица — город Лондон, один из крупнейших городов Европы и важнейший мировой финансово-экономический центр.

Великобритания считается родиной современной парламентской демократии. Форма правления — парламентарная монархия.

Монархия — старейший политический институт Великобритании. Наследственный король или королева — глава государства, и в этом качестве они персонифицируют государство. С теоретической точки зрения монарх является главой исполнительной, составной частью законодательной и главой судебной власти, командующим вооруженными силами и светским главой англиканской церкви. На практике в результате длительной эволюции под воздействием политической борьбы огромная власть монарха была сильно ограничена, и сейчас своими прерогативами монарх обладает лишь номинально; фактически полномочия монарха осуществляются Правительством, и случаи, когда монархи вмешивались в принятие решений, весьма и весьма немногочисленны [4, с.54].

Негативные последствия сохранения монархии достаточно очевидны и признаются даже английскими авторами (прямое вторжение в политическую жизнь при выборе Премьер-министра, когда в Палате общин отсутствует большинство у какой-либо партии; косвенное воздействие монархии как олицетворение консервативности, отсутствия прогресса, нежелание менять многовековые традиции). Выгоды от сохранения монархии для правящих кругов являются большими, чем последствия ее недостатков. Монархия — идеологическое орудие воздействия на население. Его политическая цель также очевидна. При социальных потрясениях в стране возможно применение королевских прерогатив.

Парламент в Великобритании является высшим законодательным органом и состоит из двух палат. Верхней палатой принято считать Палату лордов (House of Lords), в то время как Палата общин (House of Commons) является нижней. Королева является третьим по значимости законодательным представителем в стране.

После того, как Вильгельм Завоеватель узаконил в Англии феодализм, в стране воцарилась иерархия землевладельцев. Официально Палата лордов образовалась в XIV веке, а в её состав входили только феодалы, участие в Парламенте которых могло передаваться по наследству. Сегодня в Палате лордов заседают четыре вида людей [5, с.87]:

4) пожизненные пэры, заслужившие награды перед короной и государством. Во главе Палаты стоит Лорд-канцлер, избираемый раз в пять лет, и назначается монархом.

Палата общин избирается народом раз в пять лет. Выборы происходят с помощью тайного голосования. Есть определённые ограничения, которые не позволяют любому гражданину Великобритании баллотироваться в Палату общин. Иностранцы, члены Палаты лордов, военнослужащие и государственные предатели строго не допускаются к участию в законодательном комитете. Спикер – авторитетное должностное лицо Палаты общин избирается членами самой Палаты, а его кандидатура одобряется монархом [6, с.95].

Заседания обеих палат происходят в различных отдельных помещениях Вестминстерского дворца. По правилам конституции, введённым в 1963 году, все министры страны, включая нынешнего Премьер-министра, являются выходцами из Палаты общин, а не из Палаты лордов.

В сферах государственной и законодательной деятельности монарх не обладает верховными полномочиями. Несмотря на это, у главы государства есть ряд собственных обязанностей и уставов, которым он должен следовать. Управление собственностью короны и вооружёнными силами страны, подписание национальных и интернациональных договоров, объявление о войне или перемирии, подписание проектов, принимаемых Парламентом, а также назначение членов Парламента являются одними из основных функций Королевы.

Премьер-министр Великобритании и Северной Ирландии назначается монархом Королевства и официально считается главой государства, осуществляющей управление страной. Премьер-министром Соединённого Королевства является главным советником монарха, и чаще всего избирается из Палаты общин. В обязанности премьер-министра входит управление правительством, принятие решений по внутренним и наружным политическим вопросам страны и назначение членов в кабинет министров [3, с.154].

Первым британским премьер-министром стал Роберт Уолпол в 1721 году. Более того, при нём дом 10 на Даунинг-стрит стал первой, официальной и единственной резиденцией всех последующих премьер-министров страны. С 11 мая 2010 года и по сегодняшний день должность премьер-министра Великобритании занимает Дэвид Кэмерон.

Члены кабинета министров избираются по строгому принципу, подразумевающему деятельность в Палате Общин. По традиции 20 членов кабинета министров с премьер-министром во главе, решают вопросы, касающиеся наружной обороны и политики страны, подготовки законопроектов, сохранности и социального благополучия, внутренней экономики, политики и планирования данных аспектов.

Существуют два мнения о Британии, которые имеют огромное влияние, но которые являются ошибочными. Согласно одному из них в качестве принципа английского государственного устройства выступает полное разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, каждая из которых вверена отдельному лицу или группе лиц, причем никто из них никоим образом не может вмешиваться в деятельность других. Потрачено много красноречия на доказательство того, что уже в средние века, когда английский народ находился в состоянии совершенной грубости, сам гений этого народа привнес в жизнь и практику тщательно разработанное разделение функций, которое философы излагали на бумаге, но которое они никогда не надеялись увидеть в жизни.

1. Конституционное право зарубежных стран: Уч. / В.Е.Чиркин. - 8 изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 528 с.

2. Лучин, В. О. Конституционное право зарубежных стран [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов / В. О. Лучин; под ред. В. О. Лучина, Г. А. Василевича, А. С. Прудникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2012. - 727 с.

3. Новейшая история Великобритании: XX - начало XXI века: Учебное пособие / Г.С. Остапенко, А.Ю. Прокопов. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2012. - 472 с.

4. Остапенко, Г. С. Актуальные проблемы общественно-политической жизни Великобритании во второй половине XX в. [Электроный ресурс] / Г. С. Остапенко. - М.: ИВИ РАН, 2012. - 178 с

5. Симонишвили, Л. Р. Формы правления : история и современность [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л. Р. Симонишвили. - 2-е изд., стереотип. — М. : Флинта : МПСИ, 2011. — 280 с.

6. Симонишвили, Л. Р. Модели организации государственной власти [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л. Р. Симонишвили. - М.: МФПА, 2012. - 304 с.

Чтобы скачать работу бесплатно нужно вступить в нашу группу ВКонтакте. Просто кликните по кнопке ниже. Кстати, в нашей группе мы бесплатно помогаем с написанием учебных работ.

>>>>> Перейти к скачиванию файла с работой
Кстати! В нашей группе ВКонтакте мы бесплатно помогаем с поиском рефератов, курсовых и информации для их написания. Не спешите выходить из группы после загрузки работы, мы ещё можем Вам пригодиться ;)

Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы.

Секреты идеального заключения дипломной и курсовой работы от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать выводы о проделанной работы и составить рекомендации по совершенствованию изучаемого вопроса.

В данной работе поднимается вопрос о высокоразвитой и своеобразной стране – Великобритания. Эта страна привлекает своей красотой и независимостью. В отличие от других стран она не утратила своих традиций и помнит свою историю.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….3
1. Форма Великобритании……………………………………………..5
1.1. Форма правления……………………………………………….5
1.2. Форма государственного устройства………………………….9
1.3. Политический режим………………………………………….15
2. Основной закон страны…………………………………………….18
2.1. Конституция…………………………………………………. 18
2.2. Характеристика правовой системы Великобритании……22
Заключение……………………………………………………………26
Литература…………………….………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

1. Форма Великобритании………………………………………… …..5

1.2. Форма государственного устройства………………………….9

2. Основной закон страны…………………………………………….18

2.2. Характеристика правовой системы Великобритании……22

В данной работе поднимается вопрос о высокоразвитой и своеобразной стране – Великобритания. Эта страна привлекает своей красотой и независимостью. В отличие от других стран она не утратила своих традиций и помнит свою историю.

Государство на северо-западе Европы, состоит из острова Великобритания, на котором находятся Англия, Шотландия и Уэльс. Площадь страны – 244111км 2 . Однако, даже на такой не большой территории она сохранила огромное разнообразие ландшафтов и контрастирующих физических черт, которые поражают туристов, ожидающих увидеть перенаселенную и индустриализированную страну. Из любого места можно легко и быстро добраться до большого количества прекрасных видов и зон отдыха, таких, как десять национальных парков в Англии и Уэльсе, и территорий естественной красоты в Шотландии и Северной Ирландии.

Великобритания весьма богата достопримечательностями. В Северной Ирландии это "Дорога Великанов" - скальное образование на северном берегу, состоящее из нескольких тысяч многогранных базальтовых колонн до 6 м высотой. Согласно легенде, это сооружение было построено великанами как часть дороги из Ирландии в Шотландию. В городе Инвернес (Шотландия): замок XII века; остатки форта IV века; неподалеку находится знаменитое озеро Лох-Несс, в котором якобы живет чудовище с ласковым именем Несен, музей мадам Тюссо - всемирно известный музей восковых фигур.

Государство интересно своим устройством и формой правления. Великобритания - страна без конституции. Порядок выборов, формирования правительства, а также прав и обязанностей граждан определяется многочисленными законами и указами. Несмотря на столь сложную структуру правовых и политических институтов эта великая страна с мощной экономикой и огромным поляризующим воздействием на общемировые процессы является правовым государством с доминирующими во всей его внутренней структуре принципами законности и морали. Нельзя переоценить и роль традиции во всех сферах отношений государства и общества Англии.

Королева - глава государства и важный символ национального единства. Она является главой исполнительной власти, неотъемлемой частью законодательной власти, главой судебной власти, главнокомандующим всех Королевских Вооруженных сил и "высшим правителем" англиканской церкви. Королева действует по советам ее министров. Великобритания управляется Правительством Ее Величества во имя Королевы. Что касается международных отношений, то королева, как глава государства, имеет право объявлять войну и заключать перемирие, признавать страны и их правительства, заключать договоры, присоединять или отдавать территории 1 .

Целью данной работы является рассмотрение формы правления и государственного устройства страны, анализ основного закона, изучение англо-саксонской системы права .

Для решения данной цели выделены следующие задачи:

    1. изучить форму государственного устройства страны;
    2. рассмотреть политический режим;
    3. проанализировать структуру и содержание конституции Великобритании;
    4. дать характеристику правовой системы страны.

1. Форма Великобритании

1.1 Форма правления

Монарх — это глава государства, источник суверенной власти и символ единства нации. Согласно Акту о престолонаследии 1701 г. в Великобритании действует кастильская система, в соответствии с которой наследование трона умершего или отрекшегося монарха осуществляется старшим сыном, а при его отсутствии — старшей дочерью. Английский монарх должен быть протестантом по вероисповеданию и не может состоять в браке с католиком. Монарх в Великобритании олицетворяет собой стабильность государственных институтов и единство нации. Его положение в системе власти определяется формулой "царствует, но не правит". При этом формально монарх обладает значительными полномочиями и еще большим влиянием на функционирование институтов власти. Большинство полномочий монарха определяется понятием "королевская прерогатива", другие полномочия закрепляются законом.

Королевская прерогатива — это совокупность полномочий монарха по общему праву. После 1688 г. королевская прерогатива стала восприниматься как ограничиваемая законом и определяемая судебной практикой. Сегодня любое из полномочий монарха, входящих в королевскую прерогативу, может при необходимости стать предметом законотворчества палат. Если Парламент принимает закон по вопросу, относившемуся к королевской прерогативе, то с этих пор он считается из нее изъятым. Это находит свое отражение в судебной практике.

В английском конституционном праве различают два основных вида прерогативных полномочий монарха: а) личные; б) политические.

Личные прерогативы в основном сводятся к ряду правил, обеспечивающих королевские иммунитеты и право собственности. Например, "монарх никогда не умирает", т.е. по общему праву междуцарствия быть не может, так как существующая система престолонаследия предусматривает постоянное функционирование института монархии. Другим примером личной прерогативы является правило, гласящее, что "монарх не может поступать неправильно" 2 . На практике это означает судебный иммунитет монарха. Из этого, однако, не следует, что Корона как институт власти не может быть ответчиком в суде. Речь идет лишь о личном иммунитете монарха.

Политические прерогативы. Эта группа полномочий весьма обширна и классифицируется в учебной и научной литературе по различным критериям. Один из них — полномочия в области внутренней и внешней политики.

В области внутренней политики королевскую прерогативу можно представить следующим образом: 1) прерогатива в области управления; 2) прерогатива в судебной области; 3) законодательная прерогатива.

Прерогатива в области управления означает: а) право монарха назначать и увольнять министров; б) руководство вооруженными силами; в) управление собственностью Короны; г) назначение епископов; д) жалованье почетных званий; е) чрезвычайные полномочия и полномочия в области обороны.

Прерогатива в судебной области основана на правиле "монарх — источник справедливости" 3 . Исторически британские монархи не только назначали судей, но и принимали участие в судебных заседаниях. Сегодня британские судьи осуществляют правосудие от имени монарха, но назначаются в соответствии с процедурой, установленной законом. Практически судебные прерогативы заключаются в наличии у монарха права помилования. Это право осуществляется монархом при активном участии министра внутренних дел.

Прерогатива в законодательной области проявляется двояко. Во-первых, это право монарха созывать и распускать Парламент — законодательный орган власти. Во-вторых, законодательные полномочия заключаются в праве подписи законопроектов, принимаемых палатами Парламента.

В области внешней политики королевские прерогативы состоят в следующем: 1) право объявления и заключения мира; 2) право заключения международных договоров; 3) право решения по аннексии и уступке территории; 4) право направления и аккредитации дипломатических представителей; 5) право на признание зарубежных государств и правительств.

Тайный совет представляет собой совещательный орган при монархе, исторически появившийся в системе власти Британии в XIII в.

В состав Тайного совета входят министры Кабинета, судьи Апелляционного суда, архиепископы англиканской церкви, спикер Палаты общин, британские послы в зарубежных странах и другие лица, занимающие или занимавшие высшие должности на государственной службе. Всего около 300 человек. В полном составе Тайный совет собирается по особенно торжественным случаям, например по случаю церемонии коронации монарха. Обычно в заседании принимают участие лишь несколько членов Совета. Кворум — три человека.

Тайный совет принимает решения от имени монарха либо в форме прокламаций, либо в форме приказов. Созыв и роспуск Парламента, объявление войны и мира и любое другое выступление монарха по торжественным поводам облекаются в форму прокламации. Решения по вопросам права и управления принимаются в форме приказов в Тайном совете. Правовая сила приказов в Совете признается судами, если эти решения: а) не выходят за рамки королевской прерогативы; б) не выходят за пределы полномочий, делегированных Короне парламентским статутом.

Тайный совет может создавать различные комитеты, важнейшим из которых, с точки зрения развития права, является Судебный комитет, учрежденный в соответствии с законом о Судебном комитете 1833 г. В состав Комитета входят: лорд — председатель Совета, Лорд-канцлер, бывшие лорды-председатели, "ординарные лорды по апелляции" (профессиональные судьи) и ряд других лиц, занимающих или занимавших высшие судебные должности. С 1833 г. юрисдикция Судебного комитета значительно сузилась, однако и сегодня он играет заметную роль в развитии британского права. В частности, Судебный комитет Тайного совета является апелляционной инстанцией на решения церковных судов и на решения трибуналов различных профессиональных организаций, например медицинских работников.

1.2 Форма государственного устройства

Органом законодательной власти является двухпалатный парламент, состоящий из Верхней палаты - палаты Лордов и Нижней палаты - палаты Общин 4 . Заседания проходят в здании Парламента, которое является одной из достопримечательностей Лондона.

Палата общин избирается сроком на пять лет путем всеобщих, равных выборов при тайном голосовании на основе мажоритарной системы относительного большинства. Выборы в Палату общин могут быть общими, т. е. проходящими одновременно на всей территории страны, или промежуточными, т. е. проводимыми дополнительно в отдельных избирательных округах в связи с вакансией депутатского мандата.

Избирательная кампания начинается с вручения приказа о выборах "чиновникам по выборам", функции которых в городах выполняют мэры, а в графствах — шерифы. Приказ вручается лордом-канцлером и содержит распоряжение о времени проведения выборов. "Чиновники по выборам" издают уведомления, в которых граждане, проживающие на подведомственной им территории, информируются о месте и времени проведения выборов.

Пассивным избирательным правом пользуются граждане, достигшие 21 года и обладающие правом голоса. Исключение составляют священники англиканской церкви, лица, находящиеся на государственной службе, и банкроты.

Число избираемых депутатов Палаты общин соответствует количеству избирательных округов. Определяя состав депутатского корпуса Палаты общин, следует иметь в виду два основных фактора: а) партийную принадлежность депутатов; б) региональное представительство.

Спикером Палаты общин является должностное лицо, избираемое палатой из числа своих членов. Исторически Спикер обладал большим авторитетом и обеспечивал связь между общинами и монархом. Кандидатура Спикера согласовывается лидерами политических партий, представленных в Палате общин, после продолжительных консультаций со всеми депутатами фракции. В соответствии с традицией кандидатура Спикера должна быть одобрена монархом, с которым этот вопрос предварительно обсуждается.

Спикер избирается новым составом Палаты общин, и если он сохраняет место депутата после новых парламентских выборов, то депутаты по традиции переизбирают Спикера на новый срок. В рамках своих полномочий Спикер:

-обеспечивает взаимодействие между Палатой общин и монархом, Палатой общин и Палатой лордов;

-осуществляет руководство работой Палаты общин и обеспечивает равные права на участие в этой работе депутатов, в частности составляющих меньшинство Палаты. Например, Спикер может воспрепятствовать применению правила "прекращения прений" на том основании, что это нарушает права меньшинства или правила процедуры Палаты общин;

По форме правления Великобритания является парламентарной монархией. Данная форма правления существует с начала IX в., когда объединились семь прежде враждовавших между собой королевств (был лишь 11-летний перерыв республиканской диктатуры Кромвеля с 1649 по 1660 гг.).

В английской государственно-правовой доктрине принято ставить на первое место в системе государственных органов монарха, который является главой государства и признается источником суверенной власти. В Великобритании действует кастильская система престолонаследия, в соответствии с которой королевский трон передается по наследству старшему из сыновей бывшего монарха, а если сыновей нет, то старшей дочери. С 1952 г. трон занимает Елизавета II. Елизавета II – 42-й монарх Великобритании и шестая по счету королева. Она принадлежит к династии Виндзоров.

Полномочия монарха существуют в форме королевских прерогатив, т.е. исключительных прав, не исходящих от парламента. Прерогативы монарха Великобритании можно подразделить на личные и политические. К числу личных относятся: право на атрибуты монаршей власти (корона, мантия, трон, скипетр и держава, титул), право на содержание (если в 1952 г. сумма, отпускавшаяся по цивильному листу, составляла 475 тыс. фунтов стерлингов, то в 1995 г. она равнялась 7,9 млн.); в-третьих, право иметь королевский двор. Во время правления отца нынешней королевы Георга VI была установлена еще одна королевская прерогатива – освобождение от уплаты налогов. В начале 90-х годов Елизавета II добровольно от нее отказалась.

Политические прерогативы монарха заключаются в следующем:

- монарх является составной частью парламента наряду с Палатой лордов и Палатой общин;

- монарх имеет право по своему усмотрению назначать премьер-министра и министров, а также освобождать их от должности (обычно королева следует сложившемуся за два столетия конституционному обычаю (не закрепленному в конституционных актах) – назначать премьер-министром лидера партии, победившей на выборах в Палату общин парламента, а министров – по предложению премьер-министра[1]);

- монарх имеет право досрочно распускать Палату общин;[2]

- монарх единолично возглавляет англиканскую церковь в Англии и пресвитерианскую – в Шотландии и осуществляет соответствующие назначения;

- монарх является главнокомандующим вооруженными силами, присваивает воинские звания, назначает высший командный состав;

- монарх назначает дипломатических представителей, подписывает международные договоры, объявляет войну и мир;

- монарх возглавляет Британское содружество;[3]

- британский монарх является главой государства не только в Великобритании, но и в 17 странах Британского содружества (включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию);

- монарх жалует дворянские титулы (пэра и т. д.) и назначает членов Палаты лордов.

Судебные полномочия монарха характеризуются тем, что от его имени объявляются амнистия и помилование, назначаются судьи, возбуждается и ведутся все уголовные дела.

Все акты, исходящие от королевы, подлежат контрассигнации премьер-министра. В соответствии с конституционным обычаем монарх не может издать ни одного акта без согласия премьер-министра.

Институт монархии сохраняется в Великобритании как символ единства нации, преемственности в ее развитии, гарант стабильности в обществе. Монархия имеет некоторые преимущества, отсутствующие у республиканской формы правления. К ним можно отмести политический нейтралитет монарха (поддерживаемый недопустимостью его членства ни в одной политической партии), его компетентность и информированность в вопросах управления, обеспечиваемые многолетним опытом; подготовкой к достойному исполнению своих задач с детства, возможность сохранения монархом своего статуса независимо от соотношения политических сил.

Центральные органы государственной власти. Парламент

Парламент Великобритании создан в 1265 г. и включает монарха, палату общин и палату лордов.

Нижняя палата – палата общин – это общенациональный представительный орган, избираемый на пять лет. В настоящее время численность палаты общин – 659 человек

Руководит палатой общин председатель палаты – спикер (в палате лордов председательствует лорд-канцлер). У него имеются три заместителя, которые поочередно председательствуют на заседаниях комитета всей палаты. Спикер избирается палатой на весь срок ее полномочий и представляет палату в отношениях с другими органами. Он не должен принадлежать к какой-либо партии.

Важным структурным элементом палаты общин служат парламентские комитеты. Они образуются, в основном, для предварительного обсуждения законопроектов. Комитеты английского парламента подразделяются на постоянные и временные. Постоянные, в свою очередь, делятся на 3 вида: комитет всей палаты; неспециализированные и специализированные.

Комитет всей палаты представляет собой весь ее состав. Он созывается для обсуждения конституционных и финансовых законопроектов, а также предложений о национализации или денационализации (в последнем случае – по желанию правительства).

Неспециализированные комитеты палаты общин обозначаются первыми буквами латинского алфавита А, В, С, D и т.д. Обычно в палате функционирует 7-8 таких комитетов.

В каждом из них работает от 15 до 50 человек. Их персональный состав формируется комитетом по партийному признаку, т.е. по предложениям партийных фракций пропорционально их численности.

Специализированные комитеты состоят из 9-14 человек каждый. Большинство из них (14) создаются по отраслям и сферам управления. Их основная задача – контроль за деятельностью основных министерств. Поэтому система комитетов привязана к их структуре. Например, действуют комитеты по обороне, внутренним делам, иностранным делам, промышленности и торговле, транспорту, сельскому хозяйству, комитеты по делам Шотландии и Уэльса. Кроме того, имеются специализированные комитеты по европейскому законодательству, делегированному законодательству, публичной отчетности, по делам парламентского уполномоченного.

Комитеты имеют право проводить расследования, для чего они могут истребовать необходимые документы и материалы, вызывать свидетелей, назначать экспертов. По окончании расследования того или иного вопроса комитет представляет палате общин доклад. В целом парламентские комитеты играют вспомогательную, не очень значительную роль, их решения носят рекомендательный характер, и депутаты не связаны мнением того или иного комитета.

Палата лордов до начала реформы 1999 г.состояла преимущественно из пэров (дворян), баронов (самый низкий дворянский титул), виконтов, графов, маркизов, герцогов. Каждый год число пэров увеличивалось, поскольку 2 раза в год (21 апреля – в день рождения королевы и 25 декабря – в Рождество Христово) королева жалует очередные дворянские титулы тем, кто отличился перед Великобританией.

В состав Палаты лордов входили четыре категории членов:

- более 770 наследственных пэров, которые получили свое место в палате по наследству и передавали его по наследству;

- около 450 назначенных королевой пожизненных пэров (за выдающиеся заслуги перед Великобританией), не имеющих права передавать титул по наследству (например, это известные парламентарии, ученые, бывшие премьер-министры; после ухода в отставку М. Тэтчер получила титул баронессы и стала пожизненным членом Палаты лордов);

- 26 духовных лордов (представителей церкви);

- 12 судебных лордов (и духовные, и судебные лорды пэрами не являются).

Руководит работой Палаты лордов лорд-канцлер, являющийся одновременно главой судебной власти. Лорд-канцлер – это министр правительства, который не избирается палатой, а назначается королевой по представлению премьер-министра (и это – еще одна уникальная черта британского парламента – работой одной из палат парламента руководит министр).

Лорды представители сложившейся столетиями земельной и промышленной аристократии. Они обладают свободой от ареста. Каждый из лордов имеет прямой доступ к королеве (что проблематично даже для руководителей иностранных государств).

Английская палата лордов открыла 7 июля 2006 г. новую эру своей истории, впервые избрав себе спикера. Им стала бывший член правительства лейбористов Хелен Хейман. Избрание спикера стало результатом конституционной реформы, в ходе которой была окончательно упразднена должность лорд-канцлера, на протяжении многих веков исполнявшего обязанности председателя верхней палаты парламента. Согласно неписаной английской конституции лорд-канцлер традиционно назначался на должность главой правительства и помимо председательства в палате лордов исполнял обязанности министра юстиции, сочетая тем самым функции законодательной, исполнительной и судебной сластей. Новый спикер палаты, напротив, является выборной должностью, полностью независимой от правительства. Кроме того, он более не возглавляет судебную систему. Эти функции еще в 2005 были переданы лордом главному судье. Таким образом, по мысли авторов реформы, достигается оптимальное разделение законодательной судебной и исполнительной властей.

Спикер палаты лордов унаследовал от лорда-канцлера все внешние атрибуты. На заседаниях он будет традиционно восседать на мешке с шерстью – источнике процветания и возвышения средневековой Англии. Носить парик и чулки также пока не воспрещается.

Депутат парламента обладает иммунитетом (на период сессии плюс 40 дней до начала и после завершения сессии) и получает жалованье за свою работу. Кроме того, ему оплачиваются почтовые и транспортные расходы, услуги 3 помощников. В дополнение к услугам помощников депутатам иногда оказывают помощь местные партийные агенты (в выполнении конкретных просьб избирателей, подготовке встреч с избирателями в выходные дни).

Основной сферой деятельности английского парламента является законодательство. Законодательная инициатива может быть осуществлена в любой палате. На практике законопроекты рассматриваются нижней палатой, затем передаются в верхнюю. Формально законодательной инициативой обладает монарх (в лице министров). В соответствии с правилами процедуры неправительственные законопроекты рассматриваются лишь один день в неделю. В итоге 95% всех законов принимается по инициативе правительства.

Старейшей прерогативой парламента является принятие бюджета, другие финансовые полномочия. Законодательной инициативой по финансовым вопросам обладает правительство.

Контрольза деятельностью правительства также является одним из важнейших направлений деятельности парламента. В английской парламентской практике правительство несет коллективную ответственность перед парламентом. Применяются следующие формы контроля: вотум недоверия, резолюция порицания, вопросы устные и письменные. Выражение правительству вотума недоверия влечет либо его отставку, либо роспуск палаты общин. Вотум недоверия может иметь место, если само правительство ставит вопрос о доверии. При этом вотум недоверия бывает только связанным, т.е. вопрос о доверии ставится лишь в связи с прохождением правительственного законопроекта. Зачастую правительство сознательно ставит вопрос о доверии, зная о непопулярности закона, чтобы путем давления на парламент способствовать его принятию. В английской политической практике вотум недоверия – явление чрезвычайно редкое. В XX веке имелось всего 2 таких случая, и оба они произошли при необычной ситуации, когда правительство не имело поддержки большинства в палате общин (в 1924 и 1979 гг.).

Великобритания — это не только одно из крупнейших государств сегодня, но и одна из старейших стран. Она занимает одноименный остров и сотни более мелких островков поблизости (многие из которых необитаемы) и соединяется с континентом туннелем под проливом Ла-Манш. Британия состоит из 4 больших регионов, три из которых автономны и имеют собственное правление и закон.

Великобритания

Основные сведения

Основные сведения о Британии:

Лондон

Население

Климат

Королевская семья

Происхождение названия

Происхождение названия

Краткая история страны

Историю Великобритании можно разделить на 2 периода:

Собор

  1. До 1707 года: все 4 региона существовали отдельно, их истории разнятся. С 43 года н. э. и до IV века острова в качестве колонии принадлежали Риму. В V-VI столетии их захватили англосаксы, в XI веке — норманны. С этого периода начал формироваться феодализм. К XV веку крестьяне в ходе борьбы получили личную свободу, но не имели земли, что сделало их пролетариями. В середине XVI столетия была создана Английская Церковь.
  2. После 1707 года, когда был подписан договор, Англия, Уэльс и Шотландия объединились. В 1800 году к ним присоединилась Северная Ирландия. К XIX веку Британская империя стала крупнейшей колониальной державой.

Британские колонии получили независимость только к 1970-м годам.

Территориальное деление

Вопреки распространенному мнению, Англия и Великобритания не обозначают одно государство (например, как Россия и Российская Федерация). Англия является частью Великобритании. При этом все части имеют собственное административное и политическое деление, а 3 части (кроме Англии) обладают автономией, например, имеют собственные правовые системы.

Территориальное деление

Состав Великобритании следующий: Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия.

Англия

Это крупнейшая часть всего Соединенного королевства: она занимает 2/3 острова Великобритания (130 тысяч кв. км). Граничит с Шотландией на севере и Уэльсом на западе. На этих землях проживает больше 80% всех британцев (53 миллиона). Столица — Лондон.

Англия

Сама Англия делится на 9 регионов и 48 графств. Исторически графства образовывались на основании более древних королевств или герцогств, иногда — на основе земельных дворянских наделов. Среди них выделяются 6 метрополитенских графств, которые были образованы после промышленной революции вокруг метропольных центров. Их центрами являются крупные города: Лондон, Ливерпуль, Манчестер, Шеффилд, Лидс и Бирмингем.

Рельеф холмистый, на севере высятся горы, отделенные по линии, находящейся между устьями рек Тис и Экс. На востоке местность низменная, раньше там располагались болота, которые были осушены. Главными реками являются Темза, Тайн и Северн.

Крупнейшими отраслями экономики являются сельское хозяйство, промышленность, спорт и высокие технологии.

Северная Шотландия

Вторая по величине часть, занимающая 1/3 северной части карты острова. Также Шотландии принадлежат почти 800 мелких островов, большинство из которых необитаемы, и часть вод Атлантического океана (в том числе Северного моря) вместе с крупными месторождениями нефти. Граничит по суше с Англией, с остальных сторон омывается морями Атлантического океана. Площадь Шотландии составляет 79 тысяч кв. км, население — 5,3 миллиона человек. Столица — Эдинбург.

Северная Шотландия

Шотландия разделена на 32 округа (муниципалитета). При этом этот способ деления не единственный: для местного парламента земли делятся на 73 избирательных округа и 8 регионов, для Британского — на 59 округов. Пожарные, полиция, скорая помощь и почта делят Шотландия по-своему. Помимо Эдинбурга, городской статус подтвержден у Глазго, Абердин, Данди, Стерлинга и Инвернесс.

Остров Скай

Законодательным органом является парламент, правовой системой — местное самостоятельное право. Экономика базируется на добыче газа и нефти, лесной и рыбной промышленностей, производства виски и джина, сфере финансов, информации и компьютерных игр.

Уэльс или Уэйлс

В более старой русской версии название звучит как Валлис, жителей также называют валлийцами. Он расположен на юго-западе на полуострове и с 3 сторон окружен морями. Большую часть занимают горы, а также в состав Уэльса входит несколько обитаемых островов. На территории в почти 21 тысячу кв. км проживают более 3 миллионов валлийцев.

Уэльс

Уэльс состоит из:

Разноцветные дома

Имеет независимый законодательный орган (Национальную ассамблею) и правовую систему (Вторичное законодательство), которое применяется наравне с Английским правом.

Северо-восток Уэльса является индустриальным, центр и северо-запад — аграрные. Главными экономическими отраслями являются земледелье и сельское хозяйство, мясное и молочное животноводство, добыча каменного угля, черная и цветная металлургии, нефтяная и химическая промышленности, нефтепереработка.

Северная Ирландия

Регион занимает почти 14 тысяч кв. км, население составляет 1,8 миллиона жителей. Делится на 6 графств и 26 районов, столицей является Белфаст. Важно не путать Северную Ирландию с Ольстером. Второй является исторической провинцией Ирландии и состоит из 9 графств. Шесть графств из девяти входят в состав Северной Ирландии.

Северная Ирландия

Остров со всех сторон окружен Атлантическим океаном, в рельефе преобладают возвышенности по краям и равнина в центре. Эта равнина довольно плодородна и используется в сельском хозяйстве. Главными реками Ирландии являются Фойл, Верхний и Нижний Бан, крупнейшими озерами — Лох-Ней, Нижнее и Верхнее Лох-Эрн.

Законодательным органом является местная Ассамблея, системой права — Североирландское право и Ирландское земельное право. Экономически этот регион считается наименее развитым во всей Великобритании. Основные отрасли — сельское хозяйство, рыболовство и лес, туризм, компьютерное программирование и сетевые и телекоммуникационные системы.

Побережье

Главная проблема Северной Ирландии — удаленность от главного острова и материка, а также политические противоречия. Сегодня на территории проживает 1 миллион английских и шотландских ирландцев и 0,5 миллиона коренных жителей. Между этими группами постоянно присутствует определенное противоречие: например, первые стремятся к сохранению связей с британской короной, вторые — к союзу с Ирландской Республикой.

Белфаст

Великобритания является одной из старейших стран мира. Несмотря на скромные размеры, государство внесло огромный вклад в искусство и науку, а также в экономику всего мира.

Читайте также: