Доклад о правоприменительной практике мчс

Обновлено: 02.07.2024

Зачем контролёры обобщают практику

  • обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства о госконтроле (надзоре), муниципальном контроле;
  • выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих их возникновению;
  • анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявления источников и факторов риска его причинения;
  • подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
  • подготовка предложений о внесении изменений в законодательство о госконтроле (надзоре), муниципальном контроле.

Доклады по практике

По итогам обобщения правоприменительной практики контрольный (надзорный) орган готовит доклад с результатами её обобщения в рамках своей деятельности по каждому вида контроля, которые он курирует.

  • доклад о правоприменительной практике готовят по каждому осуществляемому виду контроля;
  • периодичность – не реже 1 раза в год (конкретный срок предусмотрен положением о виде контроля);
  • проекта доклада о правоприменительной практике должен пройти публичное обсуждение.

Доклад о правоприменительной практике утверждает приказ (распоряжение) руководителя контрольного (надзорного) органа. Его размещают на официальном сайте этого органа в сроки, указанные в положении о виде контроля.

Затем результаты обобщения правоприменительной практики включают в ежегодный доклад контрольного (надзорного) органа о состоянии госконтроля (надзора), муниципального контроля.

Методику обобщения правоприменительной практики утверждает Минэкономразвития России.

Роль докладов

Обычно помимо самого доклада о правоприменительной практике к нему могут быть приложены:

  • ответы на актуальные вопросы правоприменения соответствующего законодательства;
  • дополнительные рекомендации контролируемым лицам по соблюдению обязательных требований;
  • руководство по соблюдению обязательных требований.

Доклады с результатами обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа он обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте.

  • пожарный надзор;
  • надзор в области гражданской обороны;
  • надзор в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;
  • лицензионный контроль деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств, обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
  • надзор во внутренних водах и в территориальном море РФ за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок.

Заявлено, что в качестве источников формирования этих докладов МЧС использовало:

  • результаты проверок и иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юрлицами и ИП;
  • результаты взаимодействия надзорных органов и судебно-экспертных учреждений федеральной противопожарной службы;
  • результаты обжалований действий и решений должностных лиц МЧС в административном или судебном порядке и иные материалы административной практики;
  • результаты применения мер прокурорского реагирования;
  • результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан;
  • результаты опросов (в том числе в Интернете) представителей подконтрольных объектов;
  • результаты взаимодействия с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов (ФССП) по принудительному взысканию административных штрафов и приостановлению деятельности;
  • разъяснения МЧС по вопросам применения законодательства в области организации и надзора за соблюдением обязательных требований;
  • разъяснения, полученные МЧС от прокуратуры, суда, иных госорганов.

Заключение

Руководству компании и её юристам нужно на постоянной основе изучать выводы докладов органов контроля (надзора) о правоприменительной практике по тем сферам, в которых она ведёт деятельность. Это поможет избежать нарушений в будущем, а также ликвидировать текущие ошибки и недочёты на примере других организаций.

Надзорными органами МЧС России в первом полугодии 2017 г. в области гражданской обороны запланировано 1145 проверок (2016 г. - 1232, уменьшение на 7,1%).

Проверки, предусмотренные планом плановых проверок на текущий период, проведены в полном объеме.

Всего проведено 1939 проверок (2016 г. - 2406, уменьшение на 19,4%), из них:

1145 - плановых (2016 г. - 1206, уменьшение на 5,0%);

794 - внеплановых (2016 г. - 1200, уменьшение на 33,8%).

Внеплановые проверки проводились в соответствии со следующими основаниями:

по проверке исполнения ранее выданных предписаний - 774 проверки;

по заявлениям и обращениям граждан, организаций и органов власти, информации из СМИ - 15 проверок;

по требованиям органов прокуратуры - 1 проверка.

Предписания по результатам проверок в области гражданской обороны судами и вышестоящими должностными лицами не отменялись.

По результатам надзорных мероприятий вручено 956 предписаний по устранению выявленных нарушений требований законодательства в области гражданской обороны (2016 г. - 1105, уменьшение на 13,5%).

В ходе проведенных проверок выявлено 8850 нарушений в области гражданской обороны (2016 г. - 9683, уменьшение на 8,6%), из них:

5720 - по результатам плановых проверок (2016 г. - 6187, уменьшение на 7,5%);

3130 - по результатам внеплановых проверок (2016 г. - 3506, уменьшение на 8,6%).

Типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны, выявляемыми в 2017 году должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного надзора в области гражданской обороны, стали:

1. Вопросы создания, содержания и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств:

не в полной мере создаются в целях гражданской обороны запасы средств;

сотрудники организаций не в полной мере обеспечены средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), медицинскими аптечками, коллективными аптечками;

отсутствие условий и мест для хранения запасов.

2. Вопросы укрытия наибольшей работающей смены предприятий и населения в защитных сооружениях гражданской обороны (далее - ЗСГО),

отсутствие ЗСГО при наличии его потребности;

укрытие работников наибольшей работающей смены организаций и населения, в ЗСГО, не имеющих статус ЗСГО (по факту - заглубленные помещения, на которые отсутствует паспорт ЗСГО);

отсутствие договоров с подрядчиками на строительство быстровозводимых ЗСГО, либо самих ЗСГО;

укрытие работников наибольшей работающей смены организаций, населения в ЗСГО, не готовых к приему укрываемых.

3. Вопросы содержания ЗСГО:

нарушение эксплуатации ЗСГО в мирное время;

нарушение сохранности и технической готовности конструкций и оборудования ЗСГО;

отсутствие комплексной оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны.

4. Вопросы подготовки руководителей, сотрудников органов власти и организаций, населения в области гражданской обороны:

нарушение сроков обучения в области гражданской обороны должностных лиц и работников гражданской обороны, впервые назначенных на должность (в течение первого года работы);

нарушение сроков повышения квалификации;

не создана и не поддерживается в рабочем состоянии учебно-материальная база для подготовки сотрудников в области гражданской обороны.

Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны составил 66,45% (2016 г. - 71,8%, уменьшение на 5,35%).

По результатам надзорных мероприятий в соответствии Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) составлено 1157 протоколов об административных правонарушениях (2016 г. - 1268, уменьшение на 8,7%), в том числе:

по ст. 20.7 КоАП РФ (невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны) - 679 протоколов (2016 г. - 655, увеличение на 3,6%), 471 протокол в отношении должностных лиц (2016 г. - 458, увеличение на 2,8%) и 208 протокол в отношении юридических лиц (2016 г. - 197, увеличение на 5,6%).

К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 574 лица (2016 г. - 640, уменьшение на 10,3%), в том числе:

по ст. 20.7 КоАП РФ - привлечено 319 лица (2016 г. - 305, увеличение на 4,6%), 238 должностных лица (2016 г. - 235, увеличение на 1,3%) и 81 юридическое лицо (2016 г. - 197, уменьшение на 15,7%).

Всего сумма наложенных штрафов составила 4501,190 тыс. руб. (2016 г. - 7426,1 тыс. руб., уменьшение на 39,4%), из них:

на должностных лиц - 1115,748 тыс. руб. (2016 г. - 1924,1 тыс. руб., уменьшение на 42%);

на юридических лиц - 3385,442 тыс. руб. (2016 г. - 5502,0 тыс. руб., уменьшение на 38,5%).

Количество постановлений о прекращении производства по делам об административных правонарушениях составило 84 (2016 г. - 60, увеличение на 40,0%), из них:

по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ - 33 постановления (2016 г. - 19, увеличение на 73,6%);

по статье 20.7 КоАП РФ - 51 постановлений (2016 г. - 41, увеличение на 24,4%).

В 2017 году в надзорные органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, поступило 17 представлений прокуратуры об устранении нарушений требований действующего законодательства при осуществлении надзора в области гражданской обороны (2016 г. - 3, увеличение в 5,6 р.).

В нижеприведенной таблице 3 представлены обобщенные сведения анализа правоприменительной практики и наиболее часто задаваемые вопросы подконтрольных субъектов при организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны.

Проведение иных контрольных мероприятий в данном виде надзора, в соответствии с действующим законодательством не предусмотрено.

Зачем контролёры обобщают практику

  • обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства о госконтроле (надзоре), муниципальном контроле;
  • выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих их возникновению;
  • анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявления источников и факторов риска его причинения;
  • подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
  • подготовка предложений о внесении изменений в законодательство о госконтроле (надзоре), муниципальном контроле.

Доклады по практике

По итогам обобщения правоприменительной практики контрольный (надзорный) орган готовит доклад с результатами её обобщения в рамках своей деятельности по каждому вида контроля, которые он курирует.

  • доклад о правоприменительной практике готовят по каждому осуществляемому виду контроля;
  • периодичность – не реже 1 раза в год (конкретный срок предусмотрен положением о виде контроля);
  • проекта доклада о правоприменительной практике должен пройти публичное обсуждение.

Доклад о правоприменительной практике утверждает приказ (распоряжение) руководителя контрольного (надзорного) органа. Его размещают на официальном сайте этого органа в сроки, указанные в положении о виде контроля.

Затем результаты обобщения правоприменительной практики включают в ежегодный доклад контрольного (надзорного) органа о состоянии госконтроля (надзора), муниципального контроля.

Методику обобщения правоприменительной практики утверждает Минэкономразвития России.

Роль докладов

Обычно помимо самого доклада о правоприменительной практике к нему могут быть приложены:

  • ответы на актуальные вопросы правоприменения соответствующего законодательства;
  • дополнительные рекомендации контролируемым лицам по соблюдению обязательных требований;
  • руководство по соблюдению обязательных требований.

Доклады с результатами обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа он обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте.

  • пожарный надзор;
  • надзор в области гражданской обороны;
  • надзор в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;
  • лицензионный контроль деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств, обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
  • надзор во внутренних водах и в территориальном море РФ за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок.

Заявлено, что в качестве источников формирования этих докладов МЧС использовало:

  • результаты проверок и иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юрлицами и ИП;
  • результаты взаимодействия надзорных органов и судебно-экспертных учреждений федеральной противопожарной службы;
  • результаты обжалований действий и решений должностных лиц МЧС в административном или судебном порядке и иные материалы административной практики;
  • результаты применения мер прокурорского реагирования;
  • результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан;
  • результаты опросов (в том числе в Интернете) представителей подконтрольных объектов;
  • результаты взаимодействия с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов (ФССП) по принудительному взысканию административных штрафов и приостановлению деятельности;
  • разъяснения МЧС по вопросам применения законодательства в области организации и надзора за соблюдением обязательных требований;
  • разъяснения, полученные МЧС от прокуратуры, суда, иных госорганов.

Заключение

Руководству компании и её юристам нужно на постоянной основе изучать выводы докладов органов контроля (надзора) о правоприменительной практике по тем сферам, в которых она ведёт деятельность. Это поможет избежать нарушений в будущем, а также ликвидировать текущие ошибки и недочёты на примере других организаций.


В соответствии с Положением о государственной инспекции по охране и использованию животного мира администрации Владимирской области (далее - Госохотинспекция), утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 31.01.2008 № 65, Госохотинспекция является государственным органом исполнительной власти, осуществляющим:

- федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории области, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения (далее - федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания);

- федеральный государственный охотничий надзор на территории области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения (далее - федеральный государственный охотничий надзор);

- государственный надзор в области обращения с животными в части соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи (за исключением требований к содержанию и использованию таких животных в культурно-зрелищных целях и на особо охраняемых природных территориях, а также принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (далее – государственный надзор в области соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в неволе).

В период с 11.08.2020 по 31.12.2020 Госохотинспекцией также осуществлялся региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

- обеспечение единства практики применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее – обязательные требования);

- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Госохотинспекции путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;

- снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;

- повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;

- совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.

При осуществлении контрольно-надзорных функций Госохотинспекция руководствуется следующими нормативными правовыми актами, содержащими обязательные требования:

Сведения о результатах контрольно-надзорной деятельности

К контрольно-надзорным мероприятиям относятся:

- проверки (плановые, внеплановые);

- плановые (рейдовые) осмотры.

В 2020 году Госохотинспекция продолжила проведение мероприятий по государственному контролю (надзору), направленных на предупреждение и выявление нарушений законодательства в соответствующей сфере деятельности.

Госохотинспекцией ведется единый реестр проверок, база данных по учету административных материалов, составленных государственными инспекторами.

Обеспечен контроль за исполнением предписаний и устранением выявленных в ходе проверок нарушений.

В соответствии с планом проведения плановых проверок на 2020 год, согласованным с прокуратурой области, в рамках федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания и федерального государственного охотничьего надзора к проведению запланирована проверка 1 юридического лица.

Вместе с этим, в связи с принятием мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции, объявлением режима повышенной готовности в регионе, на основании требований Постановления Правительства от 03.04.2020 № 438 данное контрольно-надзорное мероприятие исключено из плана проверок юридических лиц, запланированные 5 проверок юридических лиц не проводились, 1 юридическому лицу срок исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений обязательных требований, продлен.

В ходе проверок установлено, что предписания Госохотинспекции исполнены в полном объеме, ранее выявленные нарушения устранены, составлены соответствующие акты.

В рамках государственного надзора в области обращения с животными в части соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, по согласованию с прокуратурой области, по поступившему обращению гражданина, проведена внеплановая проверка 1 юридического лица. Установлено, что общественным объединением деятельность, подпадающая под государственный надзор, не осуществляется.

В 2020 году сотрудники Госохотинспекции принимали активное участие в проводимых Владимирской природоохранной прокуратурой и территориальными прокуратурами проверках юридических лиц. Всего осуществлено 37 совместных проверок охотпользователей. На основании представленных надзорным органом материалов привлечено к административной ответственности 15 юридических и 29 должностных лиц, 2 индивидуальных предпринимателя.

Наиболее распространенные нарушения законодательства, допускаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при ведении охотничьего хозяйства:

1. Отсутствие схемы охраны и использования охотничьего угодья;

2. Ненадлежащее оформление информационных знаков (аншлагов) – нарушение требований к их установке, отсутствие контактной информации;

3. Нарушения при ведении журнала учета краснокнижных животных либо его отсутствие;

4. Несоответствие штатного расписания нормативам по охране охотничьих ресурсов (количество егерей не отвечает требованиям законодательства);

5. Непроведение мероприятий по производственному охотничьему контролю, отсутствие производственного охотничьего инспектора;

6. Непредоставление в уполномоченный государственный орган необходимых документов на введение запрета любительской и спортивной охоты на территории зоны охраны, а также натаски и нагонки собак охотничьих пород, выделенных схемой использования и охраны охотничьего угодья, что не позволяет установить ограничения охоты на данных участках;

7. Нарушения при выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов (неверное указание сроков охоты, превышение либо занижение нормативов добычи охотничьих ресурсов, отсутствие подписей и других обязательных реквизитов в заявлениях и разрешениях).

Плановые (рейдовые) осмотры.

В целях предупреждения, выявления и пресечения фактов причинения вреда охотничьим ресурсам, объектам животного мира и среде их обитания, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; Госохотинспекцией активно реализовывается проведение такого контрольно-надзорного мероприятия как плановые (рейдовые) осмотры по контролю за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территориях охотничьих угодий.

Основные нарушения при проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении физических лиц.

- отсутствие разрешения на добычу охотничьих ресурсов, охотничьего билета или разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия;

- транспортировка продукции охоты без разрешения на добычу, отрывного талона разрешения;

- стрельба из оружия (добыча) в том числе из пневматического, ближе 200 м от жилья;

- превышение нормы добычи охотничьих ресурсов;

- использование любых плавательных средств в период осуществления весенней охоты для преследования, выслеживания, поиска и (или) добычи пернатой дичи, за исключением подбора добытой дичи;

- применение электронных устройств, имитирующих звуки, издаваемые охотничьими животными и иными животными;

- нахождение в охотничьих угодьях в (на) механических транспортных средствах, а также плавательных средствах с включенным мотором, в том числе, не прекратившем движение по инерции после выключения мотора, с расчехленным или заряженным, или имеющем патроны в магазине охотничьим огнестрельным оружием;

- применение огнестрельного длинноствольного охотничьего оружия с нарезным стволом и нарезных стволов комбинированного оружия для охоты на пернатую дичь;

- охота в весенний период на утренней тяге на вальдшнепа;

- охота весенний период с подхода;

- охота на пернатую дичь, в период весенней охоты, с собаками охотничьих пород, за исключением применения подружейных собак, для отыскивания раненой и подачи добытой пернатой дичи;

- охота на гусей без укрытий или без использования профилей, чучел, манков (кроме электроманков);

- охота в весенний период на селезней уток без использования подсадных уток и без укрытий;

- охота на пернатую дичь, в период весенней охоты, с собаками охотничьих пород, за исключением применения подружейных собак, для отыскивания раненой и подачи добытой пернатой дичи;

- охота с собаками охотничьих пород без документа о вакцинации против бешенства;

- не предоставление сведений о добытых охотничьих ресурсах.

Административная практики.

В 2020 году по сравнению с прошлым годом показатели количества лиц, привлеченных к административной ответственности, а также материалов, направленных для рассмотрения в суды, снизилось и составило 519 (2019 год – 690). Данный показатель свидетельствует о действенности мер, направленных на профилактику нарушений, а также эффективности разъяснительной работы с гражданами, в том числе охотниками.

Сотрудниками Госохотинспекции в рамках возложенных администрацией области полномочий по составлению протоколов по ст. 20.6.1 КоАП РФ (нарушение правил поведения при чрезвычайной ситуации либо угрозе ее возникновения) осуществлено 963 рейда, составлен 41 протокол в отношении физических лиц, на постоянной основе проводятся мероприятия по контролю в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей.

Профилактические мероприятия.

При осуществлении возложенных функций государственного надзора (контроля) в 2020 году Госохотинспекцией особое внимание уделяется проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений. Осуществляется информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, размещение на официальном сайте актуализированного перечня нормативных правовых актов, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), с представителями охотпользователей проводятся семинары и рабочие встречи.

В 2020 году Госохотинспекцией проведено совещание, в ходе которого до сведения охотпользователей доведены основные нарушения, выявленные в ходе проведенных в 2019 - 1 квартале 2020 года проверках, а также изменения действующего законодательства, статистические данные о причиняемом в результате незаконных действий вреде объектам животного мира и среде их обитания. Обращено внимание на недостаточный уровень организации производственного охотничьего контроля, рост фактов незаконной добычи охотничьих ресурсов, необходимость соблюдения требований законодательства при ведении охотничьего хозяйства и устранение ранее выявленных недостатков.

В связи с необходимостью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции COVID -2019 в дальнейшем профилактические мероприятия осуществлялись путем взаимодействия посредством направления информационных писем, размещения необходимой информации на официальном сайте Госохотинспекции, консультаций онлайн.

Предложения по совершенствованию государственного контроля (надзора) на территории области:

  1. Совершенствование нормативного правового обеспечения деятельности на федеральном и региональном уровнях.
  2. Совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия Госохотинспекции с органами МВД, прокуратуры, другими надзорными органами (в т.ч. доступ к базе данных ГИБДД, Гостехнадзора и др.).
  3. Разработка единой информационной базы административных правонарушений в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, реестров охотников и обеспечение доступа к ней органам государственного контроля (надзора).

4. Совершенствование показателей эффективности государственного контроля (надзора) в части его качественной составляющей.

  1. Разработка единой информационной базы административных правонарушений в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, реестров охотников и обеспечение доступа к ней органам государственного контроля (надзора).

Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования осуществления государственного контроля (надзора) в установленной сфере:

Читайте также: