Деиндивидуализация в больших группах доклад
Обновлено: 05.07.2024
Густав Ле Бон ввел понятие группового ума. Он высказал предположение, что при некоторых обстоятельствах люди утрачивают свою индивидуальность и сливаются с толпой. Такая деиндивидуализация связана с утратой запретов и с тенденцией людей вести себя нетипичным и противонормативным способом. В историческом плане, люди очень медленно освобождались от деиндивидуализированного существования, погруженного в широкие родственные, племенные и родовые отношения.
Эрих Фромм изучал возникновение индивидуальности в человеческой истории и то чувство уникальности и свободы, которое сопровождает это развитие. В соответствии с Фроммом, индивидуализация сопровождается ощущением изоляции, которое часто мотивирует людей присоединяться к разным группам.
Фестингер, Пепитоун и Ньюком предположили, что фокусировка человека на группе, которая связана с его тяготением к группе, уменьшает внимание, уделяемое конкретным людям. Такая фокусировка на группе деиндивидуализирует ее членов, которые отодвигаются на второй план и в некотором смысле морально укрываются в данной группе. Поэтому деиндивидуализация снижает запреты конкретного человека в отношении вовлечения в противонормативные действия. В соответствии с этой формулировкой, тяготение к группе увеличивает деиндивидуализацию, которая, в свою очередь, высвобождает поведение, в обычных условиях сдерживаемое запретами.
Зиллер высказал предположение, что люди научаются связывать индивидуализацию с вознаграждающими ситуациями, а деиндивидуализация — с потенциально наказующими. Человек научается ожидать вознаграждений за хорошее выполнение определенных заданий и хочет оказываться индивидуально ответственным за такие действия. Однако всякий раз, когда он оказывается в ситуации ожидания наказания, у него будет возникать тенденция скрыться или рассеять ответственность путем ухода на второй план в группе.
Зимбардо предположил, что многочисленные и разнообразные факторы могут вызывать деиндивидуализацию, помимо фокусировки на группе или желания избежать отрицательной оценки моральной ответственности. К таким факторам относятся анонимность (в любой ее форме), размер группы, уровень эмоционального возбуждения, новизна и неопределенность ситуации, измененная временная перспектива (например, вследствие употребления наркотиков и алкоголя), степень вовлечения в групп. деятельность и т. д.
Все эти факторы ведут к утрате индивидуумом чувства идентичности или самосознания, что, в свою очередь, вызывает снижение его восприимчивости к внешним стимулам и утрату когнитивного контроля над своими эмоциями и мотивациями. Результатом становится поведение, которое обычно находится под контролем внутренних сил, как положительных (любовь), так и отрицательных (агрессия). Деиндивидуализированный человек менее податлив к положительным или отрицательным санкциям со стороны агентов, не принадлежащих к данной группе, и потому его поведение в меньшей мере подчиняется внешним правилам и нормам.
Дайнер предпринял дальнейшую теоретическую модификацию этого понятия, связав деиндивидуализацию с самоосознанием. Люди, утрачивающие индивидуальность, не уделяют должного внимания своему собственному поведению и плохо сознают себя в качестве отдельных существ. Результат — неспособность осуществлять текущий контроль или анализ своего поведения и неспособность извлекать соответствующей нормы поведения из хранилища долговременной памяти. Деиндивидуализированным людям также недостает предвидения, и их поведение страдает дефицитом продуманности или планирования.
С индивидуализацией и деиндивидуализацией оказался связанным довольно широкий спектр противонормативного поведения.
К условиям, определяющим вероятность и интенсивность проявления деиндивидуализации, относят следующие:
1) Размер группы. Чем больше группа, тем больше ее члены утрачивают чувство самоосознания и тем с большей готовностью соглашаются пойти на нарушение нормативного поведения.
2) Физическая анонимность и обезличенность. Психолог Ф. Зимбардо предположил, что обезличенность в больших городах сама по себе означает анонимность и предусматривает нормы поведения, разрешающие вандализм.
3) Возбуждающие и отвлекающие действия группы, подготавливающие почву для деиндивидуализации (аплодисменты и хлопки, пение хором и др.). Когда мы видим, что другие делают то же, что и мы, то полагаем, что они и чувствуют то же самое, и, таким образом, укрепляемся в своих чувствах. Иногда мы сами ищем возможности деиндивидуализироваться в группе, потому что можем предаться сильным позитивным эмоциям и ощутить нашу общность с окружающими.
4) Ослабленное самоосознание. Групповое бытие, ослабляющее самоосознание, имеет тенденцию рассогласовывать поведение и установки личности. Не осознающие себя менее заторможены, меньше себя контролируют, более склонны действовать, не задумываясь о своих ценностях, более восприимчивы к ситуации.
Причины обезличивания:
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
б) высокий уровень эмоциональной возбужденности;
в) сосредоточенность внимания не на собственном поведении, а на том, что происходит вокруг;
Школа ресурсов здоровья: курсы, консультации, исследования.
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Деиндивидуализация (обезличивание): когда мы теряем себя.
Деиндивидуализация (Обезличивание, не путать с деперсонализацией) — утрата самосознания и боязни оценки; возникает в групповых ситуациях, которые гарантируют анонимность и не концентрируют внимание на отдельном человеке. Деиндивидуализация – это поглощение человека социальной ролью. Деиндивидуализация (обезличивание) людей – это одни из любимейших методов тоталитарных режимов.
Чем больше вы представляете собой индивидуальность, тем более устойчивы вы будете в условиях кризиса. Не путать с псевдо-индивидуальностью, когда человек идентифицирует себя через внешние ярлыки и атрибуты. Настоящая индивидуальность - это праявление внешнего локуса контроля и внутреннего самовыражения.
Деиндивидуализация (обезличивание): когда мы теряем себя. |
5. Стандартизация – еще одна форма обезличивания.
Стандартизировать, усреднить, подогнать под общий аршин человека пробовали во все эры. В принципе, любая стандартизация неизбежно имеет своим следствием упрощение и примитивизм. Один из примеров удачной стандартизации – армия. Неплохой военный должен быть безличен как насекомое, ему не нужна не только лишь личность, не нужен и разум; разум нужен только в примитивной форме – как солдатская находчивость, как средство выжить и лучше исполнить приказ. Огромное значение в армиях придается строевым упражнениям – а ведь это достаточно странноватое занятие, так как строевым шагом неприятеля не запугаешь и не победишь. Эти упражнения имеют необыкновенную цель: обезличить, стандартизировать, обучить бездумному подчинению, перевоплотить человека в автомат. Армия – самый приметный механизм ликвидирования личности. Армия есть фактически в любом государстве и фактически в хоть какой армии обезличиванию человека придается не наименьшее, а иногда и большее значение, чем обучению боевым способностям.
Классическая форма стандартизации – это массовая культура и образование, направленные на воспитание среднего потребителя. Она формирует среднее мышление и вкусы. А стандартное образование абсолютно естественным образом стандартизирует малышей и подростков. Так происходит обезличивание.
Причины деиндивидуализации.
Зимбардо предположил, что многочисленные и разнообразные факторы могут вызывать деиндивидуализацию, помимо фокусировки на группе или желания избежать отрицательной оценки моральной ответственности. К таким факторам относятся анонимность (в любой ее форме), размер группы, уровень эмоционального возбуждения, новизна и неопределенность ситуации, измененная временная перспектива (например, вследствие употребления наркотиков и алкоголя), степень вовлечения в групп. деятельность и т. д.
Все эти факторы ведут к утрате индивидуумом чувства идентичности или самосознания, что, в свою очередь, вызывает снижение его восприимчивости к внешним стимулам и утрату когнитивного контроля над своими эмоциями и мотивациями. Деиндивидуализированный человек менее податлив к положительным или отрицательным санкциям со стороны агентов, не принадлежащих к данной группе, и потому его поведение в меньшей мере подчиняется внешним правилам и нормам.
С индивидуализацией и деиндивидуализацией оказался связанным довольно широкий спектр противонормативного поведения. Эксперименты по социальной фасилитации показывают, что объединение в группу может возбуждать людей, а эксперименты по социальной лености демонстрируют, что в группе личная ответственность за содеянное может становиться размытой. Когда возбуждение накладывается на размытость ответственности и нормативное сдерживание ослабевает, результаты бывают поразительны. Действия могут варьироваться от сравнительно незначительно выходящих за общепринятые рамки дозволенного (бросание друг в друга хлебом в столовой, оскорбительные выкрики в адрес спортивного арбитра, безудержные вопли во время рок-концерта) до импульсивного самоудовлетворения (групповой вандализм, оргии, грабежи) и даже до разрушительных социальных взрывов (полицейская жестокость, уличные беспорядки, линчевание).
Фестингер, Пепитоун и Ньюком предположили, что фокусировка человека на группе, которая связана с его тяготением к группе, уменьшает внимание, уделяемое конкретным людям. Такая фокусировка на группе деиндивидуализирует ее членов, которые отодвигаются на второй план и в некотором смысле морально укрываются в данной группе. Поэтому деиндивидуализация снижает запреты конкретного человека в отношении вовлечения в противонормативные действия. В соответствии с этой формулировкой, тяготение к группе увеличивает деиндивидуализацию, которая, в свою очередь, высвобождает поведение, в обычных условиях сдерживаемое запретами.
Группа и деиндивидуализация.
Импульсивные групповые действия
Ослабленное самосознание
Групповые переживания, ослабляющие самосознание, имеют тенденцию рассогласовывать поведение и установки. Эксперименты Эда Динера (Ed Diener, 1980), а также Стивена Прентис-Данна и Рональда Роджерса (Steven Prentice-Dunn & Ronald Rogers, 1980, 1989) выявили, что деиндивидуализированные, утратившие самосознание люди меньше себя сдерживают и контролируют; они склонны действовать, реагируя непосредственно на ситуацию, даже и не вспоминая о своих ценностях. Все это подтверждается в экспериментах по самосознанию.
Обращаться к самосознанию.
Еще несколько идей:
Учёные Университета Ньюкасла на протяжении месяца исследовали поведение студентов в столовой, проверяя гипотезу о том, что изображение глаз заставляет людей вести себя более ответственно и меньше нарушать установленные правила. Для этого в случайное время и в случайных местах столовой размещались плакаты с лицами на одном уровне с глазами сидящих за столами. Оказалось, что в дни, когда такие плакаты висели, студенты в два раза чаще уносили подносы с посудой после еды, чем в дни, когда плакатов не было или на плакатах были нейтральные изображения без глаз.
Человечество как вид, в целом, имеет много объединяющих характерных черт: пол, расовая принадлежность, цвет глаз и волос и т.д., но есть параметры, которые выделяют конкретного человека и проявляются в полной мере в процессе социализации личности. Индивидуальность (с лат. Individuum – особь) — это отличительные особенности каждого человека проявляющие себя в уникальности и неповторимости:
- психических процессов;
- темперамента;
- мышления;
- внешнего вида;
- паттернов поведения;
- интересов, характерных для личности.
Индивидуальность в социологии
Личность человека является неотъемлемым звеном в развитии общества в целом. Социальная структура, с ее нормами и правилами, оказывает непосредственное влияние на формирование индивида и объединяет людей, как носителей данного социума. Проявление индивидуальности в социологии может выражаться вариациями жизненных стратегий в ходе самореализации – у всех они разные в силу приобретенного опыта.
Индивидуальность в психологии
Научная психология разделяет развитие человека на определенные этапы, в ходе которых личность приобретает те или иные новообразования (способности, умения, черты характера). С детства, проходя через кризисы (1 года, 3 и семи лет) ребенок научается многим жизненно необходимым вещам, и раскрывает первые таланты. Индивидуальность это – в психологии три интегрированные формы развития:
- онтогенез – индивидуальное развитие организма;
- раскрытие личностных свойств – жизненный путь;
- формирование профессиональной реализации и компетенции.
Современная психология рассматривает индивидуальность человека, как сложную многомерную систему с присущими ей закономерностями. Самым важным индикатором успешного проявления индивидуальности является творческая энергия личности, имеющую в основе своей созидательную основу. Сформированную индивидуальность можно отследить по тому вкладу (духовному, материальному), который человек вносит в общественное развитие.
Причины
1.Численность группы
В результате независимых экспериментов Манна и Маллена была выявлена зависимость: чем более многочисленна группа, тем заметнее снижения уровня самосознания и повышение готовности совершать противоправные действия. В этом случае происходит склонность участников приписывать своё поведение ситуации, нежели себе.
2.Физическая анонимность
В одном из экспериментов Зимбардо была осуществлена проверка того, действительно ли анонимность способствует вседозволенности. Для этого он одевал женщин в одинаковые белые балахоны с капюшонами. Затем он просил нанести удар током другой женщине путём нажатия на кнопку. Женщины в балахонах держали палец на кнопке дольше, чем женщины, у которых на шее висела табличка с именем.
Исследование Зимбардо — одно из многочисленных исследований по данной тематике. Однако, метаанализ 60 исследований деиндивидуализации показывет, что человек начинает меньше сознавать себя и больше — группу. Более того, человек становится более чувствительным к признакам ситуации.
3.Возбуждающие и отвлекающие действия
Как правило, агрессивному поведению предшествует ситуация, в которой агрессия могла проявится, но в небольшой мере. Например, это могут быть крики, хлопанье в ладоши и т. д. Эксперимент Динера показал, что совместные действия членов группы становятся предпосылками к более масштабным действиям. Это может быть объяснено тем, что людям нравится наблюдать за окружающими, занимающимися тем же самым, что и они
Кроме того, импульсивные действия приковывают внимание.
4.Ослабленное самосознание
Коллективный опыт ослабляет не только самосознание, но и связь между поведением и установками человека. Результаты экспериментов Динера, Прентис-Данна и Роджерса показывают, что деиндивидуализированные люди менее сдержанные, более склонные к необдуманным действиям. Также, экспериментально доказано, что самосознание противоположно деиндивидуализации. Люди с повышенным уровнем самосознания, находившиеся перед зеркалом или камерой демонстрировали усиленный самоконтроль. Например, пробуя различные сыры, люди выбирали наименее жирный, находясь у зеркала.
Историческая личность, Личность с большой буквы и расстройство личности
В психиатрии существует понятие расстройство личности (личностное расстройство) — особый вид психического расстройства, душевной болезни.
Чем отличается личность от индивидуальности?
Уникальность личности выражена в ее индивидуальности. Эти два понятия часто синонимично связывают между собой. Найти индивидуальность вне личности невозможно. Психологи утверждают что личностью стать гораздо сложнее, индивидуальность и так присуща каждому человеку и только сформировавшаяся личность может полностью раскрыть для общества свою индивидуальность. В психологическом контексте определения индивидуальность и личность имеют различия:
- становление происходит на протяжении всей жизни во время взаимодействия с социумом;
- зрелый человек с устоявшимися взглядами и мнениями на жизнь;
- обладает стабильными характеристиками качеств, которые остаются даже при меняющихся условиях среды.
- человек получает с рождением и у каждого она своя;
- помогает выделиться человеку из толпы, но при этом сам он может и не являться личностью;
- часто меняется под воздействием общества.
Социализация и индивидуализация
Дополнительным фактором гармоничного развития является социализация человека. Ребенок никогда не сможет развиваться как личность вне общества. Два понятия в психологии, социализация и индивидуализация настолько взаимосвязаны, что потеря одного из них приводит к ущербности.
Социализация – это процесс развития человека, приобретения трудовых навыков, ценностей, традиций, которые передаются от одного поколения следующему. Это механизм развития человека.
Оба процесса, социализация и индивидуализация, дополняют друг друга и позволяют человеку адаптироваться в обществе. Самореализация невозможна без стремления к самоактуализации – стремления человека к духовному росту.
Современные педагогические направления учитывают явления индивидуализации человека, в связи с чем определяется индивидуальный подход к обучению. Учитывая особенности ученика, педагог получает наилучшие результаты в своей деятельности.
Структура личности: статусы, роли и направленность
Личность — это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества. Человеческая личность определяется и биологическими особенностями, и культурой, и общественными отношениями.
Личность неотделима от деятельности. Она проявляет себя в процессе самореализации — выявления своего потенциала, осуществления возможностей, достижения целей.
Обычно в структуре личности выделяют три компонента:
1. Социальный статус – это место человека в системе общественных отношений, в социальной иерархии. Статус может быть приписанным (например, дворянин или крепостной крестьянин в сословном обществе, русский или немец по национальности), приобретенным (например, студент, лидер политической партии, пенсионер) или ситуативным (покупатель в магазине, зритель в кино, попутчик в поезде).
2. Социальная роль – это образ поведения в соответствии с нормами для данного социального статуса. Например, человек на работе выступает в роли начальника по отношению к своим подчиненным и одновременно играет роль подчиненного во взаимодействии с собственным руководителем.
Обычно у человека целый ряд статусов и ролей — это называют статусно-ролевым набором личности. Например, один и тот же юноша — это ученик в школе, сын и брат в семье, капитан в футбольной команде. Разные статусы и роли могут противоречить друг другу.
3. Направленность личности – это устойчивые мотивы (убеждения, интересы, склонности, идеалы человека, мировоззрение), определяющие поведение личности.
История развития понятия
В толпе происходит:
- обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций),
- резкое преобладание роли чувств над интеллектом (что приводит к подверженности различным влияниям),
- утрата интеллекта (что приводит к отказу от логики),
- утрата личной ответственности (что приводит к отсутствию контроля над страстями).
В качестве альтернативы, Р. Зиллер утверждал, что члены групп подвержены деиндивидуализации в более конкретных ситуационных условиях. Например, люди со временем начинают связывать индивидуализацию с ситуациями вознаграждения, а деиндивидуализацию — с ситуациями наказания. Человек научается ожидать вознаграждений за хорошее поведение, поэтому чувствует ответственность за свои поступки. Однако, когда он осознаёт высокую вероятность наказания, у него будет возникать тенденция скрыться или разделить ответственность между членами группы путём ухода на второй план.
В свою очередь, Зимбардо предложил, что могут иметь место и другие факторы, влияющие на деиндивидуализацию, помимо фокусировки на группе или желания избежать отрицательной оценки моральной ответственности. Такими факторами являются анонимность, размер группы, уровень эмоционального возбуждения, новизна и неопределённость ситуации, изменённая временная перспектива (например, вследствие употребления наркотиков и алкоголя), степень вовлечения в групп. деятельность и т. д. Вследствие этого, человек теряет когнитивный контроль над эмоциями и мотивациями и опирается на внешние стимулы.
Далее, Дайнер предпринял связал понятие деиндивидуализации с самосознанием. Люди со сниженным уровнем самосознания неспособны осуществлять текущий контроль и анализ своего поведения и, как следствие, извлекать соответствующие ситуации нормы поведения из долговременной памяти.
Характеристика индивидуальности
Индивидуальность человека описывается набором качеств, личностными свойствами и способностями, которых нет в других людях. Особенно отличительны интеллектуальные способности человека. Интеллект развивается в результате работы над собой. Он зависит от количества полученных знаний, жизненного опыта и умений. Интеллектуально развитая личность мыслит, самовыражается и ведет себя независимо и в своей манере. Индивидуальность обусловлена наличием своего мировоззрения, своего восприятия окружающего мира. При этом человек имеет четкую жизненную позицию и собственную точку зрения на все. Часто с индивидуальностью личности мы позиционируем творческую личность, человека, у которого есть личный творческий взгляд на все. Иногда эти творческие способности настолько развиты и не похожи на других, что речь заходит об одаренности. Талантливый человек особенно отличается от других своими характерными чертами. Такого индивида называют сильной личностью.
Рис. Кадры избиения Родни Кинга полицейскими из Лос-Анджелеса заставили людей задуматься: почему при групповых действиях люди так часто преступают привычные запреты?
Можно ли быть уверенным, что разительный контраст между Бронксом и Пало-Альто объясняется большей анонимностью в Бронксе? Абсолютной уверенности в этом нет. Но зато можно поставить соответствующие эксперименты, чтобы убедиться, действительно ли анонимность снимает запреты с поведения людей. В одном из экспериментов Зимбардо (Zimbardo, 1970) попросил женщин из Нью-Йоркского университета надеть одинаковые белые халаты и колпаки, похожие на одеяние ку-клукс-клана (рис.16-1). Получив указание нанести жертве удар током, эти испытуемые держали палец на кнопке в два раза дольше, чем те, у кого можно было разглядеть лицо и большую бирку с именем.
Рис. 16-1. Испытуемые, чьи лица скрыты под маской, наносят более сильные удары током беззащитной жертве, чем те, кого можно идентифицировать.
[Нарушители, Идентифицированные, Анонимные, Индивидуально, В группе]
Рис. 16-2. Дети более склонны брать лишнюю шоколадку, когда находятся в группе, когда выступают как анонимы и особенно тогда, когда они деиндивидуализированы и тем и другим (данные из Diener & others, 1976).
Подобные эксперименты заставили меня заинтересоваться эффектом ношения униформы. Готовясь к сражению, воины некоторых племен деперсонализируют себя: раскрашивают лицо и тело или надевают специальные маски (подобно ярым фанатам спортивных команд). Также известно, что в одних культурах врагов, оставшихся в живых после победы, принято убивать, мучить и калечить; в других — пленных просто отправляют в тюрьмы. Роберт Уотсон (Robert Watson, 1973) скрупулезно изучил антропологические данные и обнаружил, что культуры, в которых воины деперсонализированы, — это и есть те самые, где жестоко расправляются с пленными. Одетые в форму сотрудники лос-анджелесской полиции, которые избили Родни Кинга, были рассержены его вызывающим отказом остановиться, они ощущали взаимную поддержку и не подозревали, что за ними наблюдают. Таким образом, они попали под власть ситуации, забыв о привычных нормах поведения.
Всегда ли гарантированная анонимность высвобождает наши худшие инстинкты? К счастью, нет. Прежде всего следует отметить, что ситуации, в которые были поставлены испытуемые во время большей части описанных выше экспериментов, имели явно выраженные антисоциальные черты. Роберт Джонсон и Лесли Даунинг (Robert Johnson & Leslie Downing, 1979) указывали на то, что в эксперименте Зимбардо жестокость могла быть спровоцирована костюмами ку-клукс-клана. В одном из поставленных экспериментов в университете Джорджии испытуемые женщины, перед тем как наносить удары током, надевали халаты медсестер. Когда женщины в таких халатах выступали как анонимы, они проявляли меньше агрессивности по отношению к жертве, чем когда подчеркивались их имена и индентификационные данные. Очевидно, в ситуации анонимности человек в меньшей степени отдает себе отчет в своих действиях и становится более восприимчивым по отношению к ситуационным намекам — как негативным (костюм ку-клукс-клановца), так и позитивным (халат медсестры). Чувствуя альтруистские намеки, деиндивидуализированные люди жертвуют даже больше денег, чем тогда, когда их имена оглашаются (Spivey & Prentice-Dunn, 1990).
Это помогает объяснить, почему ношение униформы черного цвета — которая традиционно ассоциируется со злом и смертью и которую носили средневековые палачи, Дарт Вейдер и воины ниндзя — дает эффект, противоположный эффекту от ношения одежды медсестры. Марк Франк и Томас Джилович (Mark Frank & Thomas Gilovich, 1988) сообщают, что с 1970 по 1986 год спортивные команды с черной формой (в первую очередь Los Angeles Raiders и Philadelphia Flyers) постоянно находились на первых местах в Национальной футбольной и хоккейной лиге по числу полученных взысканий. Последующие лабораторные эксперименты установили, что ношение простого черного свитера уже может спровоцировать человека на более агрессивные действия.
Возбуждающие и отвлекающие занятия
Эксперименты Эда Динера (Ed Diener, 1976, 1979) показали, что такие акции, как кидание камней и хоровое пение, могут подготавливать почву для более необузданного поведения. Есть самоподкрепляющееся удовольствие в том, чтобы совершать импульсивные действия и при этом наблюдать, как окружающие делают то же самое. Видя, что другие делают то же самое, мы полагаем, что они чувствуют то же самое, и, таким образом, укрепляемся в своих чувствах (Orive, 1984). Импульсивные групповые акты захватывают наше внимание. Когда мы возмущаемся действиями арбитра, мы не думаем о наших ценностях, мы реагируем на непосредственную ситуацию. Позднее, когда мы задумываемся о том, что сделали или сказали, нам иногда бывает стыдно. Иногда. Но порой мы сами ищем возможности деиндивидуализироваться в группе: на дискотеке, на войне, в уличных беспорядках — везде, где можно предаться сильным позитивным эмоциям и ощутить единение с окружающими.
Читайте также: