Уиллард ван орман куайн доклад

Обновлено: 05.07.2024

Член комитета по скептическим исследованиям
Премии Шока по логике и философии ( 1993 г. )
Киотская премия в области искусства и философии ( 1996 г. )

Уиллард Ван Орман Куайн , родился 25 июня 1908 г. в Акроне ( Огайо , США ) и умерла 25 декабря 2000 г. в Бостоне ( Массачусетс , США) - американский философ и логик , один из главных представителей аналитической философии .

Резюме

биография

Куайн родился в Акроне (штат Огайо, США) в 1908 году. Сначала он получил образование математика и подготовил докторскую диссертацию под руководством Альфреда Норта Уайтхеда . Его философское призвание разбудили восторженное чтение Principia Mathematica по Бертрану Рассел и Уайтхед. После защиты диссертации он совершил поездку в Европу в 1931/1932 году, где посетил семинар Венского кружка . Там он, в частности, познакомился с Рудольфом Карнапом и Альфредом Тарски . Его многочисленные поездки, в том числе длительное пребывание в Бразилии, дали ему возможность практиковать несколько языков, помимо английского: немецкий, французский, португальский и итальянский.

Куайн был профессором философии в Гарварде с 1936 года до своей смерти. Он также преподавал в Оксфорде , Колледже де Франс , Токио и Сан-Паулу. Он руководил или руководил диссертациями, в частности, Дональда Дэвидсона , Дэвида Льюиса и Дэниела Деннета .

Работает

Но прежде всего своим философским работам Куайн обязан своей известностью в движении аналитической мысли . Он развил строгое мышление и попытался опровергнуть ряд тезисов логического эмпиризма и феноменологии , которые были доминирующими философскими течениями в то время, когда Куайн начал свою философскую карьеру. Он попытался связать философию с естественными науками и работал над восстановлением доверия к онтологии .

Философия и естественные науки

Философский натурализм

«Задача состоит в том, чтобы сделать явным то, что осталось невысказанным, и уточнить то, что осталось неясным; задача - выявить и разрешить парадоксы, нивелировать грубость, удалить остатки переходных периодов роста, очистить онтологические трущобы. "

Таким образом, философ работает над упрощением и прояснением концептуальных рамок, общих для всех наук. Вопросы, которые подпитывают его размышления, безусловно, являются более общими, чем вопросы ученых, но они полностью соответствуют последним, и ответы, которые могут быть им даны, должны соответствовать тем же требованиям ясности, точности и трезвости, что и те, которые предъявляются к ним. предлагаемые естественными науками.

Эпистемологический холизм

То же самое и с философией. Дюгем показал, что физик никогда не сможет поставить изолированную гипотезу под контроль эксперимента. Следуя за ним, Куайн обобщает эту позицию и считает, что утверждения или тезисы философов не могут быть оправданы независимо. Холизм, который защищает Куайн, применим ко всей области знания, включая логику, математику и философию.

Этот тезис составляет один из аргументов в пользу натуралистической концепции философии, которая, таким образом, не может претендовать на особый статус по отношению к естественным наукам.

Онтологическая приверженность

Физикалистская онтология

Согласно Куайну, онтология современной науки включает физические объекты, наборы физических объектов и наборы наборов физических объектов, но не имеет свойства , концепции или формы. Короче говоря, Куайн выступает за онтологию, включающую только физические объекты и классы объектов. Одна из характеристик физических объектов - это способность составлять совокупности, поддающиеся количественной оценке .

Философия логики и познания

Критика понятия аналитичности

«Ни одно заявление полностью не защищено от пересмотра. Мы зашли так далеко, что предложили пересмотреть логический закон исключенного третьего, чтобы упростить квантовую механику; Какая принципиальная разница между изменениями такого рода и изменениями, которыми Кеплер заменил Птолемея, Эйнштейна Ньютона или Дарвина Аристотеля? "

Куайн - эмпирик в логике, но не в том смысле, что логика извлекается из опыта, а в том смысле, что она конститутивна с математикой для физического явления, изучаемого естественными науками.

Онтологические последствия

«Сущность предполагается теорией тогда и только тогда, когда она требуется среди значений связанных переменных, чтобы сделать утверждения, подтверждаемые теорией, истинными. "

Относительность онтологии

Однако эта относительность онтологии не переводится в релятивизм . Потому что, если это правда, что бессмысленно говорить, что теория истинна в абсолютном смысле, все теории и все выступления не равны ни при каких обстоятельствах. Таким образом, Куайн не сомневается в том, что научный дискурс наделен большей способностью объяснять широкие категории реальности, чем обычный дискурс. А внутри самой науки дискурс современной науки, отмеченный общей теорией относительности и теорией квантов , позволяет более тонкое понимание и лучшие предсказания, чем предыдущие научные дискурсы. В этих условиях онтология, лежащая в основе дискурса современной науки, приобретает своего рода превосходство над другими онтологиями, включая, например, онтологию здравого смысла, которая относится к окружающим объектам, видимым невооруженным глазом.

Недооценка теорий

Этот тезис особенно актуален для физических теорий:

«Физические теории могут быть несовместимы друг с другом, но при этом быть совместимыми со всеми возможными данными, даже в самом широком смысле. Короче говоря, они могут быть логически несовместимы и эмпирически эквивалентны. "

Философия языка

Как и его предшественники Фреге , Рассел и Карнап , которым мы обязаны современной стандартной логикой (с введением в логику исчисления предикатов и предложений), Куайн считает, что обращение к универсальной канонической нотации - лучший способ избежать ловушек, недоразумений и ошибок. двусмысленность обычного языка. Но в отличие от них его интерес к публичной природе языка и его последствиям для смысла и коммуникации заставил его отойти от логицистской позиции.

Вслед за Дьюи и Витгенштейном Куайн разработал натуралистическую концепцию языка и бихевиористскую концепцию значения, которые впоследствии очень часто рассматривались и критиковались.

Лингвистический бихевиоризм

Философия языка Куайна по существу основана на бихевиористской концепции понятия значения . У него есть амбиции построить научную теорию языка. Однако такая теория должна быть основана на наблюдаемых и публично присваиваемых фактах. Следовательно, вербальное поведение, проявляемое в языковом сообществе, будет использоваться для определения языка:

«Язык - это социальное искусство, которое мы все приобретаем, только признавая открытое поведение других в публично идентифицируемых обстоятельствах. "

Значение языкового выражения - это только совместный продукт всех поведенческих данных, связанных с этим выражением и подтвержденных сообществом. Изучающие язык, и пользователи определяют значение языковых терминов и выражений через свое поведение.

Семантический холизм

Неопределенность перевода

Неопределенность перевода не обязательно ведет к скептицизму в отношении возможности перевода на какой-либо язык. Это показывает, что язык - это прежде всего социальная практика, а не согласованное представление мира. Общение дает нам доступ только к поведенческим данным от других говорящих, а не к так называемому содержательному контенту (или представлениям), которым мы с ними делимся.

Справочная достоверность

КУАЙН

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

КУАЙН (Quine) Уиллард ван Орман (25 июня 1908, Экрон, шт. Огайо) – американский философ и логик. Профессор Гарвардского университета (с 1948), где в 1931 он закончил докторантуру под руководством А.Н.Уайтхеда. На формирование концепции Куайна большое влияние оказали M.Шлик, Р.Карнап и в целом идеи логического позитивизма, с которыми он познакомился во время поездки по Европе (1933) и, в частности, при встречах с членами Венского кружка. С 1934 Куайн в течение многих лет работал над одной из центральных проблем Венского кружка – вопросом о роли логики в обосновании математики. Куайн приложил немало усилий для того, чтобы помочь обосноваться в США многим членам Венского кружка и другим выдающимся европейским философам, которые вынуждены были покинуть континент незадолго до начала 2-й мировой войны. Куайн участвовал в войне в качестве добровольца, служил в морской пехоте. Основные работы Куайна в области логики посвящены построению аксиоматической системы, которая включала бы в себя логику классов и была бы непротиворечивой. Куайну также принадлежит оригинальная формулировка натурального исчисления. В своих работах по формальной логике Куайн подчеркивал преимущества экстенсионального подхода перед интенсиональным (включая модальную логику), в философии языка критиковал лингвистический нативизм Хомского, которому противопоставляет учение о языке как комплексе приобретенных диспозиций к вербальному поведению. В философии математики Куайн придерживался позиций крайнего номинализма. Он ставил вопрос о возможности выразить все естественные науки на языке, в котором идет речь только о конкретных предметах, а не о классах, свойствах, отношениях и т.п. Куайн допускал возможность использования абстрактных понятий лишь в тех случаях, когда они служат вспомогательным средством, т.е. когда окончательный результат не содержит сами эти абстракции.

1. A System of Logistic. Cambr. (Mass.), 1934;

2. Mathematical Logic. N.Y., 1940;

3. Elementary Logic. Boston, 1941;

4. From a Logical Point of View. A logico-philosophical Essays. Cambr. (Mass.), 1953;

5. Method of Logic. N.Y., 1955;

6. Word and Object. Cambr. (Mass.) – N.Y.–L., 1960: Ontological Relativity and Other Essays. N.Y.–L., 1969;

7. The Roots of References. La Salle, 1973; The Ways of Paradox and Other Essays. N.Y., 1966;

8. Theories and Things. Cambr. (Mass.), 1981;

9. The Time of My Life. Cambr. (Mass.), 1985;

10. Pursuit of Truth. Cambr. (Mass.), 1990;

11. From Stimulus to Science. Cambr. (Mass.)– L., 1995,

12. в рус. пер.: Слово и объект. СПб., 2000.

1. Хим Т.И. Современные теории познания? М., 1965;

2. Вещи и их место в теориях. – В кн.: Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). М., 1998;

3. Küng G. Ontologie und logistische Analyse der Sprache. Wien, 1963;

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Elementary logic, Boston — Ν. Υ., 1941; From a logical point of view. 9 logico-philosophical essays, Camb., 1953; Word and object, Camb.—N. Y. —L., 1960; The roots of reference, La Salle, 1973; The ways of paradox and other essays, N. Y., 1976.

Литература: Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 15; О renstein Α., Willard van Orman Quine, Boston, 1977.

Основные работы: "Система логистики" (1934), "Новые обоснования для математической логики" (1937), "Элементарная логика" (1941), "Математическая логика" (1949), "Две догмы эмпиризма" (1951), "С логической точки зрения" (1953), "Методы логики" (1959), "Слово и объект" (1960), "Пути парадокса и другие очерки" (1966), "Онтологическая относительность и другие очерки" (1969), "Источники эталона" (1974), "Теории и вещи" (1981), "Сущности" (1987) и др.

Куайн был вполне уверен в пригодности современных ему логических методов прояснять философские проблемы - не только семантические и логические, но и традиционные, онтологические: "обычный язык остается. фундаментальным. в качестве средства окончательного разъяснения", но для целей "творческого аспекта философского анализа" ему недостает той точности и свободы от вводящих в заблуждение предположений, которой можно достигнуть посредством "современных методов квантификации". Анализируя парадигму постижения мира, свойственную эмпиризму, Куайн (развивая идеи Канта об "аналитических" и "синтетических" истинах, а также мысль Лейбница о водоразделе между "истинами факта" и "истинами разума") утверждал, что она, во-первых, основывается на догме "дискриминации" ("аналитические истины" выявляются посредством выяснения значения терминов, "синтетические" же - через изучение данных факта).

При этом по Куайн, аналитические утверждения правомерно подразделять на два разряда: логических истин (остающихся таковыми при любой мыслимой интерпретации составляющих терминов, ибо их истинность задается их логической формой самой по себе) и истин, для проверки которых необходимо выявить синонимичность входящих в них терминов. В этом контексте существенную значимость приобретает принципиальная разница между сигнификатами (коннотатами) и денотатами, так как нередки ситуации, когда различные понятия обозначают одну и ту же вещь при полном расхождении смыслов ("утренняя звезда" и "вечерняя звезда" - пример Фреге). Сигнификат, таким образом, являет собой то, чем становится сущность (в стилистике аристотелевского понятийного ряда), когда она в процессе собственного смещения в вокабулу дистанцируется от объекта. Но даже такая трактовка ситуации, позволяющая элиминировать сигнификаты в репертуарах прояснения аналитичности соответствующих суждений, не устраняет сопряженных задач осуществления процедур синонимии. "С момента, когда установлено, что дефиниция не есть лексикографическая регистрация синонимии, ее нельзя принять в качестве обоснования", - полагает Куайн.

В целом, во всех случаях (кроме тех, когда конституируются "чистые" дефиниции - эксплицитные конвенции - продуцирующие новые символы в целях оптимизации мыслительных процедур), дефиниция лишь опирается на синонимию, предварительно не объясняя ее. И это означает, что логически четкое разведение аналитических и синтетических суждений невозможно, признание же его допустимости - это, согласно Куайну, вера во "внеэмпирическую догму эмпириков, что является метафизическим моментом веры". Далее, в русле своих рассуждений Куайна анализирует догмат эмпиризма о том, что "любое осмысленное суждение переводимо в суждение (истинное или ложное) о непосредственном опыте" или подход, именуемый радикальным редукционизмом. Со времен Локка и Юма, полагает Куайн, требовалось, чтобы любая идея коррелировалась с чувственным источником. В границах парадигмы эмпиризма осуществляется движение от слов - к "пропозициям" (по Фреге), от пропозиций - к концептуальным схемам и т.д. Т. е. по Куайну, "единство меры эмпирической осмысленности дает сама наука в ее глобальности".

Высказанная в 1906 П. Дюгемом идея холизма применительно к комплексу человеческих суждений о внешнем мире (т.е. предзаданность последних теоретическим контекстом) была кардинально дополнена Куайном. С его точки зрения, все наши познания и убеждения от самых неожиданных вопросов географии и истории до наиболее глубоких законов атомной физики, чистой математики и логики - все созданные человеком конструкции касаются опыта лишь по периферии. Наука в ее глобальности похожа на силовое поле, крайние точки которого образуют опыт. Несогласованность с опытом на периферии приводит к определенному внутреннему смещению акцентов. Трансформируется аксиологическая нагруженность и познавательный статус различных компонентов данной системы (пропозиций), логически связанных между собой. "Конкретный опыт, по мнению Куайна, может быть связан с особой пропозицией внутри поля не иначе, как опосредованным образом и ради равновесия, необходимого полю в его глобальности". Как постоянно утверждал Куайн, "любая теория по существу признает те и только те объекты, к которым должны иметь возможность относиться связанные переменные, чтобы утверждения теории были истинными". (Отсюда - знаменитый "тезис Куайна": "быть - значит быть значением связанной переменной". Мысль Куайна о существовании некоего множества конвергирующих повторений по сути своей выступила основой для формулирования им идеи философского "холизма": по Куайну, любой организм, биологический или физический, должен осмысливаться в качестве органической целостности, а не как сумма его частей).

Наука в целом, как и любое ее отдельно взятое суждение оказываются, согласно Куайну, в равной степени обусловлены как опытом, так и языком. (Тезис о субдетерминации научной теории языком и логикой: "все суждения могли быть значимыми, если бы были выверены достаточно отчетливо с другой стороны системы. Только суждение, весьма близкое к периферии, можно считать верным, несмотря на любой противоположный опыт, сославшись на галлюцинации или модифицируя некоторые из пропозиций, называемых логическими законами. Аналогичным образом можно сказать, что ни у одного суждения. нет иммунитета от ошибок и корректив. "). Из этого следует, что даже две взаимоисключающие теории могут аппелировать к соразмеримой фактической очевидности каждой из них, а, следовательно, сопоставление теоретических систем с неконцептуализированной реальностью бессмысленно и непродуктивно.

По мысли Куайна "высказывания о физических объектах нельзя подтвердить или опровергнуть путем прямого сравнения с опытом"; высказывания же, которым мы приписываем ложность или истинность, как правило, сложнейшим образом переплетены с детально разработанными концептуальными схемами, вместе с которыми в итоге они отвергаются или оправдываются. По Куайну, для того чтобы некоторые существенные фрагменты концептуальной схемы хотя бы временно полагать бесспорными и осуществить переход от одной части системы к другой, нередко бывает удобно формализовать эти решающие части в виде постулатов и определений; именно такая формализация, как правило, и обусловливала прогресс науки. Конечно и у этой процедуры есть пределы: согласно Куайну, "если логика косвенным образом происходит из соглашений, то для вывода ее из соглашений уже нужна логика. логические истины, число которых бесконечно, должны быть заданы общими соглашениями, а не по отдельности, и логика нужна хотя бы для того, чтобы применить общие соглашения к отдельным случаям. ".

И далее - из того, что результаты законодательного постулирования являются "всегда постулатами по произволу, не следует, что они тем самым истинны по произволу", использование постулатов осуществляется в терминах "дискурсивного" постулирования, которое "фиксирует не истину, а только некоторое упорядочение истин". Разрабатывая собственную концепцию, Куайн обозначил ("Слово и объект") "периферию" - "стимулом", а "пропозиции, близкие к периферии" - "утверждениями наблюдения". Куайн. разделяет точку зрения, согласно которой значение "живых" словоформ традиционно задается параметрами их языкового использования сообществом людей. В случаях же "радикального перевода" (по Куайну, "перевод с ушедшего в прошлое языка, основанный на поведенческой очевидности и без опоры на словари") господствуют исключительно "галлюцинации". Смыслы же оказываются связаны со "стимулами", завязанными на поведение: ". язык есть социальное искусство, которого мы достигаем на основе очевидности демонстрируемого поведения в социально опознаваемых обстоятельствах". Суть перевода оказывается не сводима к процедуре сопоставления смыслов, коннотатов с вещами, а сами смыслы выступают у Куайна как "поведенческие позиции" (". нет ничего в смысле, чего бы не было в поведении. "). "Онтологический релятивизм" (самообозначение Куайном своих взглядов) исходит из того, что вне значимости наших дискурсов об объектах рассуждать нелепо, наши представления о них всегда располагаются в контексте наличных теорий, - "сущее как таковое" вне поля устанавливающих его языка и теории немыслимо. (Тезис Куайна о неопределенности перевода как такового фундировал идею о непереводимости индивидуальных словарей - философских, исторических, культурных - на некий универсальный язык.) "Специфицируя теорию мы должны, - полагал Куайн, - полно и подробно расписывать все наши слова, выяснять, какие высказывания описывают теорию и какие вещи могут быть приняты как соответствующие буквам предикатов". Предметы теории вне их интерпретаций в рамках иных теорий находятся за пределами человеческих смыслов.

Куайн также достаточно однозначно обозначил свои материалистические ориентации и предпочтения в контексте отбора культурных универсалий и постулатов, входящих, по его мнению, в "ткань" нашего познавательного процесса: ". только физические объекты, существующие вне и независимо от нас, реальны. Я не признаю существования умов и ментальных сущностей иначе, чем в виде атрибутов или активности, исходящей от физических объектов, и, особым образом, от личностей". Задача эпистемологии, согласно убеждениям Куайна, - обнаружение и реконструкция приемов, позволяющих проектировать развитие науки в контексте и на основании наличного чувственного опыта, изысканного и упорядоченного ею же самой. (Ср.: у Куайна все наши понятия основаны на прагматических соображениях: "физические объекты концептуально вносятся в ситуацию как удобные промежуточные понятия. сравнимые гносеологически с богами Гомера; с точки зрения гносеологической обоснованности физические объекты и боги отличаются только в степени, а не по существу".) Будущий же опыт в контексте концептуализированного прошлого опыта, по Куайну, вполне предсказуем. Философия в своем абстрактно-теоретическом измерении, по мысли Куайна, выступает как компонент научного знания: например, "физик говорит о каузальных связях определенных событий, биолог - о каузальных связях иного типа, философ же интересуется каузальной связью вообще. что значит обусловленность одного события другим. какие типы вещей составляют в совокупности систему мира?". Не признавая проблем метафизического порядка, К. полагал, что лишь проблемы "онтологического" и "предикативного" типов имеют право на существование - ответы на них не будут лишены смысла.

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

Куайн (Quine) Уиллард ван Орман (25 июня 1908, Экрон, шт. Огайо) – американский философ и логик. Профессор Гарвардского университета (с 1948), где в 1931 он закончил докторантуру под руководством А.Н. Уайтхеда. На формирование концепции Куайна большое влияние оказали M. Шлик, Р. Карнап и в целом идеи логического позитивизма, с которыми он познакомился во время поездки по Европе (1933) и, в частности, при встречах с членами Венского кружка. С 1934 Куайн в течение многих лет работал над одной из центральных проблем Венского кружка – вопросом о роли логики в обосновании математики. Куайн приложил немало усилий для того, чтобы помочь обосноваться в США многим членам Венского кружка и другим выдающимся европейским философам, которые вынуждены были покинуть континент незадолго до начала 2-й мировой войны. Куайн участвовал в войне в качестве добровольца, служил в морской пехоте. Основные работы Куайна в области логики посвящены построению аксиоматической системы, которая включала бы в себя логику классов и была бы непротиворечивой. Куайну также принадлежит оригинальная формулировка натурального исчисления. В своих работах по формальной логике Куайн подчеркивал преимущества экстенсионального подхода перед интенсиональным (включая модальную логику), в философии языка критиковал лингвистический нативизм Хомского, которому противопоставляет учение о языке как комплексе приобретенных диспозиций к вербальному поведению. В философии математики Куайн придерживался позиций крайнего номинализма. Он ставил вопрос о возможности выразить все естественные науки на языке, в котором идет речь только о конкретных предметах, а не о классах, свойствах, отношениях и т.п. Куайн допускал возможность использования абстрактных понятий лишь в тех случаях, когда они служат вспомогательным средством, т.е. когда окончательный результат не содержит сами эти абстракции.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 337-338.

Куайн был студентом Оберлинского университета и аспирантом в Гарварде, где преподавали К.И. Льюис, Г. Шеффер и А.Н. Уайтхед. Сильное влияние на него оказали лекции Б. Рассела и Дж. Дьюи, выступавших в Гарварде в 1930-е годы. В 1932 году Куайн отправился на стажировку в Европу, где посетил Вену, Прагу и Варшаву и познакомился с основными представителями Венского кружка и Львовско-Варшавской школы, включая Р. Карнапа, А. Айера, Ст. Лесьневского и А. Тарского. Во время Второй мировой войны он служил офицером военно-морского флота США. Вскоре после ее окончания стал профессором Гарвардского ун-та, коим и оставался до конца жизни. Куайна считали своим учителем такие известные философы, как Д. Дэвидсон, Т. Кун и Д.К. Льюис.

В логических исследованиях Куайна центральное место занимает его определение логической истины. Понятие истины в целом Куайн толкует в духе А. Тарского. Логическую истину он рассматривает как суждение, истинностное значение которого зависит только от составляющих его логических операторов. Данное определение, восходящее к работам Б. Больцано и К. Айдукевича, позволяет Куайну избежать определения истинности в терминах необходимости и, следовательно, модальной логики. Это неслучайно, поскольку понятие необходимости оказывается частью теории смысла; для Куайна логика не является дисциплиной, имеющей дело только с языком, а теория смысла строго отделена от теории референции. Указание на некоторую реальность является неотъемлемой частью теории истинности, которая, в свою очередь, входит в теорию референции. Таким образом, теория истинности делает логику в целом также ориентированной на реальность. Квантор существования, по его мнению, указывает на предметы, которые рассматриваются в соответствующем экзистенциальном суждении как реально существующие.

Сформулированный Куайном критерий существования гласит: существовать значит быть значением связанной переменной. Квантифицированные переменные выражают онтологические обязательства соответствующей теории, т.е. подобно именам непосредственно указывают на объекты, которые рассматриваются в этой теории как существующие. Поэтому для того, чтобы онтологические обязательства каждой теории были проявлены наглядно, необходимо все теории выражать в языке логики предикатов первого порядка. Данная каноническая запись демонстрирует те объекты, которые принимаются теорией за существующие. С требованием сведения языков всех теорий к канонической записи связан и куайновский запрет на квантификацию предикатных знаков: все, что существует, должно быть проявлено как значение связанной переменной в канонической записи. Квантификация предикатных знаков в логике предикатов первого порядка недопустима.

Исследование проблем логики оказало существенное влияние и на философские взгляды К., что в первую очередь выразилось в разработке номиналистической философии, которую К. некоторое время осуществлял вместе с Н. Гудменом. Основные позиции номиналистической философии К. сводятся (1) к разделению знаков на имена и синкатегорематические термины, а также (2) к переформулировке в канонической записи научных определений, выраженных в языке предикатов второго и более высоких порядков.

В примере с неопределенностью перевода, помимо критики теории смысла, Куайн пытался продемонстрировать отстаиваемое им отсутствие эмпирического значения у отдельных высказываний. Если перевод возможен только для теории в целом (как это было видно на примере двух словарей), то следует признать, считает Куайн, что именно теория в целом обладает эмпирическим значением. Перевод отдельных предложений возможен лишь в том случае, если он осуществляется в рамках общего перевода одной теории в другую. Семантический холизм философии К. заключается именно в его утверждении о том, что эмпирическим значением могут обладать только теории или группы высказываний, а не отдельные высказывания. Иными словами, принятие некоторого утверждения или отказ от него ведет за собой принятие или отказ от целой группы связанных утверждений или всей теории в целом. Поскольку данную идею впервые в начале 20 века высказал французский физик П. Дюэм, то она стала называться Тезисом Дюэма-Куайна. Холистское объяснение эмпирического значения приводит Куайна к утверждению о том, что эмпирическими следствиями может обладать только теория в целом. Научные теории - это способы концептуализации реальности, или, как пишет Куайн, концептуальные мосты, которые мы строим с целью упорядочивания потока воспринимаемых нами стимулов и предсказания последующих. Поэтому именно теория в своей целостности подтверждается или отвергается опытом. При этом любая теория, утверждает Куайн, недоопределена опытом. Это значит, что, если имеются две теории, работающие одинаково точно, то нет объективного критерия, по которому на одну из них можно указать как на более правильную. Единственный возможный в данной ситуации критерий - прагматический. Предпочтительна та теория, которая наиболее проста и удобна в употреблении и наилучшим образом согласуется с ранее известной информацией.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 277-280.

Сочинения: На пути к конструктивному номинализму (совм. с Н. Гудменом) // Гудмен Н. Способы создания миров. М., 2ooi; С точки зрения логики: 9 логико-философских очерков. Томск, 2003; Слово и объект. М., 2000; Натурализованная эпистемология // Слово и объект. М., 2000; Онтологическая относительность // Совр. философия науки. М., 1996; Вещи и их место в теориях // Аналитическая философия. М., 1998; Еще раз о неопределенности перевода // Логос. 2005, № 2 (47); Ontological Relativity and Other Essays. N. Y., 1969; The Roots of Reference. La Salle, 1974; Theories and Things. Cambridge (MA), 1981; The Time of My Life. Cambridge (MA), 1985; The Pursuit of Truth. Cambridge (MA), 1990.

Гост

ГОСТ

У. О. Куайн – американский философ, логик, последователь и критик логического эмпиризма.

Биография У. О. Куайна

Куайн родился в 1908 году в городе Акрон, штат Огайо. Его отец был предпринимателем, а мать учительницей местной школы. Родители уделили большое внимание образованию своего сына, в 1930 году он закончил Оберлинский колледж и поступил в Гарвард, где попал под покровительство А.Н. Уайтхеда.

В тридцатых годах Куайн отправляется в Европу где знакомится с членами Венского кружка, которые оказали на его взгляды огромное влияние (в особенности Карнап и Тарский). С этого момента Куайн начинает изучать вопросы логики, ее значения как в философии, так и в иных науках.

В период Второй мировой войны Куайн служит на флоте в качестве шифровальщика, его привлекают к дешифровке радиопередач немецкого подводного флота. Уже после завершения войны он становится профессором Гарвардского университета.

По воспоминаниям современников Куайн оказал большое влияние на течение философских дискуссий в середине двадцатого века, в особенности своей критикой логического эмпиризма.

Умер Куайн в 2000 году в Бостоне.

Основные его труды:

Критика и развитие эмпиризма в работах Куайна

Под влиянием Карнапа и других философов Венского кружка Куайн делает логику одним из центральных объектов своего исследования. И все же философ достаточно скоро выходит за те пределы логики, как правила организации философского языка, которые были обозначены в логическом эмпиризме и начинает распространять ее и на собственно научные проблемы, в том числе на такие традиционные проблемы философии как бытие и т.д.

В своих трудах Куайн приводит последовательную критику принципов логического эмпиризма выявляя две его основных догмы:

  • догму аналитичности,
  • догму редукционизма.

Первая догма представляет собой стремление логического эмпиризма разделить все научное знание на аналитическое, т.е. априорное и синтетическое, т.е. такое, которые выводится путем индукции и имеет лишь вероятностную ценность. Данная установка подвергается критике также в трудах других философов данного периода, например, Проппера, который полагал, что любое знание так или иначе является априорным.

Готовые работы на аналогичную тему

Догма редукционизма обозначает установку эмпиризма на разделение любого высказывания на малые, атомарные выражения, которые должны строго соответствовать фактам. Куайн справедливо указал на искусственность и неадекватность такого подхода, так как части, вырванные из контекста целого не всегда гарантируют научность / фальсифицированность целого, так как последнее представляет собой нечто большее чем простую сумму частей.

Но в тоже время несмотря на острую критику Куайн вовсе не отказывается от эмпирического подхода, а напротив, стремится развить его сделать более современным и актуальным. В частности, в своих работах он вырабатывает три принципа обуславливающих дальнейшее развитие эмпиризма:

  • холистичности,
  • отказа от аналитичности,
  • натуралистичности.

Холизм, как учение о всеобщей взаимосвязи, играет большую роль в философии Куайна. В отношении демаркации знания холистичность проявляется в принципе согласно которому невозможно проверить научность/ненаучность какой-либо теории, опровергая или подтверждая отдельные атомарные положения данной теории.

Холистичность знаний позволяет также преодолеть их разделение на аналитические и синтетические, поскольку все они вне зависимости от пути их происхождения, принадлежат к единой целостной теории и обладают равной ценностью.

Натуралистичность эмпиризма, согласно Куайну, представляет собой разворот от абстрактного мира логических идей и систем, которые содержат корневое противоречие в себе самих (так сама система верификации Карнапа, т.е. сводимости любого положения, к атомарному высказыванию однозначно соответствующему эмпирическому опыту, не выдерживает собственной проверке на научность, поскольку верификация целиком абстрактное, а не опытное понятие), в сторону феноменов реальной жизни, позволяющих понять действительную логику восприятия и описания мира, а также формирования знания через систему психологических и лингвистических знаний.

Онтологические взгляды Куайна

Куайн рассматривает язык как естественную систему отображения мира, которая является специфической для каждой языковой группы и диктует те особенности и картину мира, которая будет для них характерно. С его точки зрения бытие не существует как таковое само по себе, оно осознается и воспринимается лишь посредством той или иной языковой системы, которая оказывает существенное влияние на его характеристики. Так если для какого-либо предмета или явления в языковой системе нет названия, то оно будет оставаться незамеченным представителями данной системы, что было неоднократно отмечено в кросс-культурных исследованиях.

Читайте также: