Углубленное изучение родного русского языка в современных начальных классах доклад

Обновлено: 30.06.2024


К.Г.Паустовский

Мы живем в прекрасном уголке земного шара, где Всевышний собрал все прелести Земли и где живут дружно и в равенстве много разных национальностей. Народ Дагестана на своем пути встречал очень много трудностей и преодолел их. И на пути к цивилизации мы обнаруживаем, что по этой тропинке мы теряем свои родные языки. Мы у разбитого корыта и ищем способы спасать это корыто. В этот век высоких технологий, может мы найдем средство заклеить это корыто накрепко. А может нам поможет ФГОС.

Обнаружив, что наши дети не подготовлены к самостоятельной жизни, министерство образования создал новую программу нового поколения. ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ. Стандарт первого поколения был утверждён в 2004 году. По существу он был, прежде всего, стандартом содержания образования, поскольку включал перечень тем, которые должен был изучить ученик по каждому предмету. Как мы знаем, сегодня государство определило единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, который позволит обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Этот путь - модернизация и инновационное развитие. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства и со школьной скамьи. И родной язык с его ценностями только поможет создать такую личность.

Принципиальное отличие новых стандартов от стандартов первого поколения заключается в том, что целью его реализации является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребёнка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

ФГОС – это совокупность трёх систем требований:

-требований к результату образования;

-требований к структуре основных образовательных программ;

-требований к условиям реализации стандарта.

Министерство образования издает много интересных материалов, особенно для начальной школы. Много яркого красивого для детей интересного. Нам родникам остается только мечтать. Но используя и проектную доску, интернет, подгоняя старые учебники по своим требованиями создаем интересные уроки.

В новом стандарте чётко обозначены требования к результатам образования:

Личностным результатам, а именно: смотивированости к обучению, выполнению морально – нравственных норм, сформированности внутренней позиции, самоуважения, самооценки;

Если говорить о мотивации к изучению родного языка у учеников городских школ, где родители просят перевести ребенка в другую группу большое значение играет роль личности учителя. Как учитель встретит их на первом уроке, сумеет зажечь ученика – эта главная задача в мотивации. Кумыкский язык, где каждый звук выдает эмоциональную окраску, он очень красив, содержателен. А для городских детей, которые изучают родной как иностранный, он очень трудный – и наша цель, чтобы этим детям не стало страшно, а наоборот заинтересовало их. Также связь с родителем, с бабушкой или дедушкой имеет большое значение, я постоянно стараюсь держать с ними контакт.

Я искренне верю. Что урок родного языка и литературы, способен морально укрепить личность. Я не стану отнимать время перечисляя эти методы.

Отмечая задачу формирования внутренней позиции, самоуважения, самооценки ученика на уроках родного языка можно перечислить ряд методов которые способствуют этому. Начиная с первого урока, ребенок учится давать себе оценку, и начинаем мы это с позитивного. Какую бы работу мы не проводили, стараемся, чтобы ребенок использовал такие слова, которые побуждают самоуважение, ибо человек, уважающий себя, не будет наносить боль другому человеку, а также ребенку приятно запоминать такие слова. Цель моих уроков воспитать в ученике самоуважение, и уважение к своему родному краю. И в дидактических материалах, и в любых других работах параллельно идут эти две красные линии, самоуважение, и уважение к своему краю и народу.

2. Второй группой требований является - достижение метапредметных результатов, а именно – сформированности умения учиться: использовать символические средства, выполнять логические операции, проводить сравнение, анализ, аналогию, обобщение, классификацию, управлять своей деятельностью, осуществлять контроль, коррекцию, проявлять самостоятельность и навыки сотрудничества, активную речевую деятельность, уметь работать с источниками информации; На уроках родного языка и литературы, не трудно решать вопросы формирования личностного характера. Сформировать умения учиться, достичь предметных результатов для нас, учителей городских школ, когда нет, не только методической литературы, но и даже трудно достать простые учебники, когда у детей по другим предметам яркие интересные книги, и рабочие тетради – не легко. Но нам нужно доказать и детям и родителям и даже коллегам, что родной язык интересен и увлекателен. И мы находим разные способы и методы, прибегая к помощи методики преподавания английского языка, русского языка. Выводим материал на проектные доски, при этом стараемся, чтобы эти работы были красочные и интересные.

Также, благодарна ксероксному аппарату за то, что на ней можно создать раздаточный материал. И при этом очень важно чтобы материал, тема урока ученикам был интересен, актуален, и чтобы дети смогли выразить свои мысли на родном языке. А не освоив элементарные грамматические правила, они с этой задачей не справятся. Неоднородность состава учащихся настоятельно требует поисков трудов и средств, позволяющих построить обучение таким образом, чтобы все ученики в силу своих возможностей овладевали программным материалом. Одним из таких путей является организация дифференцированного подхода к различным группам учащихся с учетом их потенциальных возможностей и характера затруднений. Продуктивность работы по результатам требований второй группы, выводит и к результатам требований третьей группы - это предметные результататы, т. е. овладение системой научных знаний по учебным предметам.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности патриотизм, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, и многое другое.

В основе Стандарта лежит концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Дагестана. И я считаю, большую роль в этом сыграет изучение родного языка и литературы.


В данной статье приводятся размышления на тему преподавания родного языка в начальных классах.

Ключевые слова: глобализация, нация, литературный язык, разговорная речь родной язык, ученик, преподаватель.

В наш быстрый век все меняется очень быстро. Вопрос или проблема, кажущиеся актуальными здесь или сейчас, на другой день могут показаться уже устаревшими. Этот, ХХI век многие в мире называют веком глобализации. Это понятие означает, что все народы мира сольются вместе, чтобы явитьмиру единую нацию. Сторонники глобализации верят, что это может помочь положить конец различного рода распрям между народами и национальностями что в мире тогда наступит все общее благоденствие и процветание. Но находятся и противники, которые считают, что процесс глобализации может нанести огромный урок в самовыражении различных наций, может расшатать моральные устои человеческого общества, потому что при данном процессе все-равно придётся принять правила и порядки какой-нибудь доминирующей числом или техническим прогрессом нации или государства. А это, как хорошо известно, искушает понятие равноправия между нациями.

Процесс глобализации в первую очередь может ударить по национальному языку народа. Как показывает статистика, в мире каждый день умирает один язык. Как это случается? Это в подавляющем большинстве случаев происходит, когда большая по количеству народность поглощает в себя меньшую по количеству. Представители малого народа начинают говорить на языке большой нации, в таких случаях их родной язык из-за не востребованности начинает понемногу забываться. Через некоторое время он уже становится мёртвымязыком и народность, которую он представляет, тоже исчезает с карты народностей мира. Все это показывает, насколько важно сохранение родного языка.

Именно поэтому важно с детских лет иметь знания правильного воспроизведения и применения родного языка в устной речи или письменно. Родной язык ребёнок слушает с момента рождения, он окружает его со всех сторон. Именно на нем он произносит свои первый слова, приводя этим в восторг своих родных. Казалось бы, что это очень легко-научить ребёнка родному языку, но самое простое и является самым сложным

Потому что существуют такие понятия как литературная и разговорная речь.

Разговорная речь — это индивидуально применяемая каждой личностью применяемая по его усмотрению речь. Она может быть диалектичной, то есть использованная её разновидность, принятая населением какой-то местности, допускается применение жаргонных слов и слов-паразитов. Литературный язык — разработанный специалистами в данной области речи, со своими правилами правописания и произношения. Она является единой для всех регионов данной страны.

Это ставит определённую ответственность на преподавателей родного языка и литературы. Их задача — научить правильно и грамотно изъясняться народном языке, как устной, так и письменной форме.

Современная образовательная программа предполагает обучения родного языка в литературном виде уже со временем обучении ребёнка в детском дошкольном учреждении. В это время дети под руководством воспитателя учатся прежде всего правильному произношению слов. Делается это посредством разучивания различных скороговорок и стихотворений небольшого объёма. Главная при этом задача воспитателя состоит в том, чтобы устранить некоторые недостатки, наблюдаемые в речи ребёнка, такие как заикание, картавость или что-то другое. Помимо всего этого, заучивание таких текстов приводит к обогащению и расширению его словарного запаса, что помогает ребёнку существенно разнообразить свою речь и правильно сформулироватьту или иную мысль.

С переходом на школьную программу задачи преподавателей родного языка и литературы несколько усложняются. Учитель ставит своей целью не только и дальше расширять словарный запас ученика, но и научить его правилам грамматики, чтобы он в дальнейшеммог не только устно, но и письменно сформулировать свою речь грамотно и без ошибок высказать свою мысль. В начальных классах школы ученики прежде всего учатся правописанию букв. Сначала дети учатся чертить отдельные части букв, потом приступают к написанию самой буквы. После этого ученики пишут отдельные слоги, из которых состоят несложные, понятные для ученика слова. Как правило, такие слова состоят из двух или трёх слогов, на начальном этапе обучение дети не могут связать больше слогов между собой, если заставлять их сделать это, они могут запутаться.

На сегодняшний день есть готовые тетради-прописи, предназначенные для учеников начальных классов. Яркие и красочные, с соответствующим изучаемой букв, иллюстрациями они помогают ученикам в усвоении правил правописания. На уроках чтения преподаватель учит детей правильному произношению слогов с последующим сложением их в слова.

При этом целесообразно начинать со слов, значение которых общеизвестно. И тут как на уроках по письму, для начала используют слова с небольшим количеством слогов, чтобы не утомлять ребёнка. Постепенно, по мире усвоения детьми материала задания усложняются, количество слогов в словах увеличивается. Важно при этом следить за тем, чтобы ребёнок не спотыкался при связывании слогов между собой что приводить к торможению его речи.

Чтобы избежать этого преподаватель дает задание детям выучить скороговорки. Если скороговорки в детских садах служат для того, чтобы устранить недостатки речи ребёнка, в начальных классах школы они служат для приобретения учеником навыков быстрой и связной речи и сложения слогов в слова. С той же целью в школьной программе и учебниках предусмотрены стихи для заучивания и небольшие тексты.

Кроме этого, обучение базамлитературного языка происходит и на других занятиях по остальным предметам учебной программы, будь то математика, рисование, труд или физкультура. На этих уроках ученики знакомятся с новыми, прежде ему неизвестными понятиями и предметами, узнаёт их названия.

На этих занятиях преподаватель учит их правильно произносить эти названия. Целесообразным считается написание их на классной доске с разделением на слоги с выделением ударения. После этапа слогообразования дети учатся составлять из образованных слов предложения. На начальном этапе данного периода они бывают предельно просты и состоят в большинстве своем только из двух членов предложения — подлежащего и сказуемого, реже из трёх слов, то есть к вышесказанным членам предложения добавляется третий — прилагательное.

Так как в это время ученики ещё не знакомы с местоимением в таких предложениях, используют существительное как подлежащее, а роль сказуемого выполняет глагол настоящего времени. Составляя, например, предложение — Мальчик читает книгу, ученик не осознает временное различие, если ему в ответ привести пример — мальчик читал (прочитал) книгу. Он воспримет этот предложение, как идентичное тому, которое он составил сам.

Учитель после выполнения учеником задания по составлению предложения, дает ему задание выделить члены предложения специальными обозначениями — подлежащее подчеркнуть одной чертой, сказуемое — двумя, а прилагательное выделить волнистой чертой. Это делается для того, чтобы ученик запомнил роль главных членов предложения в составлении предложений и запомнил его с тем, чтобы в будущем не делать ошибок в этом направлении.

Так как программа начального образования направлена на формирование навыков правильного написания слов в это время ученики учатся этому посредством выполнения различных письменных упражнений с различными задачами.

Ученикам, например, дается набор слов, из которых они должны будут составить предложения.

Такие задания направлены на то, чтобы развить творческие способности ученика. После того, как из заданных слов ребёнок составит предложение, преподаватель может перейти ко второй части задания, найти и выделить части предложения — подлежащее, сказуемое и прилагательное, обозначить их специальными знаками. Такая самостоятельная работа закрепляет ранее приобретённые знания учеников в их сознании.

Как правило, продукт собственного творчества запоминается учениками сильнее, чем преподанная учителем в готовом виде. Преподавателю важно деликатно относиться к составленным учениками предложениям, мягко указывая на возможные ошибки, допущенные ими. Жёсткий и грубый тон при объяснении их ошибок ни в коемслучае неприменима.

Потому что такое обращение может развить сознание ребёнка и снизить его интерес к обучению. Нередко можно слышать рассказы взрослых людей о том, что жёсткое обращение преподавателя в начальных классах отбыло у них охоту и интерес к дальнейшему обучению. Как знать каким была бы судьба таких людей, если бы их учителя могли бы более чуткими в деле подхода к их способностям.

Важнейшей задачей преподавателей является донесение до сознания учеников, что литературно правильная устная и письменная речь — это главный признак образованного человека, что без грамотного изложения мыслей невозможен в принципе успех в любой области человеческой жизнедеятельности. Нужно знать, что без таких навыков человек изначально будет обречён не на успех. Язык — это лицо нации, а подрастающее поколение — это наше будущее. И если мы не хотим, чтобы в эпоху, когда за день исчезает один язык и одна нация растворяется в другой, нашу нацию не постигла таже участь, надо бережно относится к родному языку, не допустить его засорения жаргонными словами, сленгом и заимствованиями. Надо сделать так, чтобы наш язык и через многие века радовал слух будущих поколений своим мелодичным звучанием.

  1. Қосимова К.Матжонов С., Ғуломова Х., Йўлдошева Ш., Сариев Ш. Она тили ўқитиш методикаси. –Т.: Ношир, 2009. — 163 б.
  2. Ғуломова Х., Йўлдошева Ш., Маматова Г., Боқиева Ҳ. Ҳуснихат ва уни ўқитиш методикаси. –Т.: ТДПУ, 2009. — 70 б.
  3. А.Ғуломов. М.Қодиров,М.Эрназарова. Она тили ўқитиш методикаси-Т:”Фан ва технология” нашриёти, 2012.- 108 б.

Основные термины (генерируются автоматически): родной язык, слово, ученик, разговорная речь, время, литературный язык, начальный класс школы, начальный этап, процесс глобализации, член предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обоснование выбора предмета "Родной язык" и методические рекомендации.

ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО (РОДНОГО) ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

В примерной программе обозначено целеполагание предметных курсов на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.

В примерной программе обозначено целеполагание предметных курсов на разных уровнях:

  • на уровне метапредметных, предметных и личностных целей;
  • на уровне метапредметных, предметных и

личностных образовательных результатов (требований);

Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

Общая характеристика учебного предмета

Основные содержательные линии

Модель выпускника начальной школы в рамках поликультурного образования:

любит свой народ, свой край, свою Родину,

знает, уважает и принимает ценности любого народа;

понимает и умеет ценить национальные достижения Отечества, успехи края, города, района, школы и др.

 Предполагаемый результат в учебно-воспитательном процессе личность, готовая к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющую свою этническую идентичность, стремящуюся к пониманию других культур, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей.

Предполагаемый результат в учебно-воспитательном процессе

личность,

готовая к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющую свою этническую идентичность, стремящуюся к пониманию других культур, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку владение всеми видами речевой деятельности; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку

  • владение всеми видами речевой деятельности;
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

в рамках ФГСО второго поколения особое место занимает этнокультурная компетенция.

Сущность этнокультурной компетентности

заключается в том, что человек, обладая данной компетентностью, выступает активным носителем опыта в области этнокультур и межэтнического взаимодействия .

Формируя этнокультурную компетентность школьников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – многое зависит от нас!

Формируя этнокультурную компетентность школьников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.


Основные формальные различия курсов русского родного языка и русского языка в школе заключаются в следующем.

Учебный предмет

Русский язык

Русский родной язык

Статус изучения

по выбору обучающегося

Предметная область

Русский язык и литература

Родной язык и родная литература

Преподавание и изучение

осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

Государственная итоговая аттестация

Количество часов на изучение предметов школа определяет самостоятельно. В интересах учащихся можно углубить, расширить и увеличить количество часов на изучение того или иного предмета, в том числе родного языка (письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08). Количество учебных планов должно соответствовать количеству и уровням реализуемых основных образовательных программ.

Основная образовательная программа может включать один или несколько учебных планов. Например, в школе одновременно могут быть:

  • учебный план для классов, которые обучаются в рамках ФКГОС, утвержденного приказом Минобразования от 05.03.2004 № 1089;
  • учебный план для начальных классов, которые обучаются в рамках ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
  • учебный план для классов основной школы, которые обучаются по ФГОС основного общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
  • учебный план для классов старшей школы, которые обучаются по ФГОС среднего общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
  • индивидуальные учебные планы.

В классах, которые обучаются в рамках ФКГОС, утвержденного приказом Минобразования от 05.03.2004 № 1089, изучение родного языка возможно в рамках федерального, регионального и школьного компонента (письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 № ТС-945/08).

Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках

Программа устанавливает требования к результатам освоения основной

При разработке рабочей программы курса русского родного языка необходимо иметь в виду, что содержание данного учебного предмета, как и планируемые результаты его освоения, не дублируют соответствующие разделы рабочей программы по основному курсу русского языка, но в определённом отношении дополняют их. Например, в основном курсе русского языка предполагается изучение лексических выразительных средств: эпитеты, метафоры, олицетворения, гипербола, литота. В соответствии с этим выстраиваются требования к результатам освоения этого материала: распознавать перечисленные лексические выразительные средства. В курсе русского родного языка планируется изучение выразительных средств лексики в ином ключе: Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи. Соответственно формулируются требования: осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью.

В качестве методической поддержки разработано тематическое планирование для каждого года обучения. Фрагмент планирования для 5 класса представлен в таблице 1.

Читайте также: