Доклад сообщение как разновидность информирующей речи

Обновлено: 02.07.2024

1. Общая характеристика информационной речи. Ведущие принципы создания информационной речи.

2. Содержательно-структурные особенности информационной речи.

3. Жанры информационной речи. Приёмы популяризации научной информации.

1. Общая характеристика информационной речи. Ведущие принципы создания информационной речи.

1) речь должна быть интересной;

2) речь должна быть ясной.

Ведущими принципами создания информационной речи являются

2. Принцип жесткости в отборе освещаемых фактов означает, что приводимые факты, цифры, имена, даты, примеры, цитаты дол­жны быть

· вызывающими интерес, удовлетворяющими запросы слушателей,

3. Принцип взаимосвязи известного и нового. Это основной дидактический принцип: познание нового невозможно без опоры на известное. Говорящий углубляет познания слушающих путём открытия новых аспектов в изучаемом предмете или явлении. Если тема старая, ее развивают в связи с новыми факта­ми и насущными интересами. Если тема новая и необыч­ная, ее развивают, опираясь на общеизвестные факты и житейский опыт.

Содержательно-структурные особенности информационной речи

Вступление информационной речи следует строить так, чтобы оно с первых слов

1) вызывало внимание,

2) активизировало интерес,

3) поясняло намерения оратора.

Для этого можно использовать различные приёмы создания интриги:

ü задать проблемный вопрос и подвигнуть аудиторию к размышлению (Как жить не старея?; Легко ли быть молодым?; Где грань между поэзией и прозой?);

Основная часть речи должна иметь хорошо продуманную расчленённую структуру. Ощущение движения, поступательного развития изложения возможно только при условии, если план речи изначально ясен слушателям. Желательно, чтобы пунктов плана не было слишком много (от 3 до 5).

Необходимо заранее подумать о том, каким образом будет подогреваться интерес у публики к теме в основной части. Для этого можно использовать яркие примеры, средства визуализации (изображения, схемы, таблицы). Хорошо, если в переходах от одного вопроса к другому будут использованы вопросно-ответные ходы, уместные афоризмы и даже шутки.

Заключение информационной речи должно быть преимущественно суммирующим, то есть повторяющим важнейшие положения, изложенные в основной части. Оживляющим вашу речь в заключении может быть сравнение, призыв, альтернативный вопрос.

3 Жанры информационной речи. Приёмы популяризации научной информации

Для того чтобы изложение было понятным слушателю, в информационных речах используют различные приёмы популяризации научной информации.

Существуют три главных приёма популяризации научной ин­формации:

1) Лексико-семантический перевод, то есть объяснение непонятных слов и терминов. Слушатель прежде всего должен понимать слова, из которых соткан звучащий текст лекции. В научно-популярной лекции научные термины могут и должны использоваться, но обязанностью лектора является объяснение специальной лексики. Объяснение при этом может осуществляться различными способами: логическим истолкованием понятия, переводом иноязычного слова на русский язык, использова­нием синонимов, справкой о происхождений слова (этимологической справкой), включением термина в понятный контекст, живыми при­мерами и т. д.

Приведение примеров наиболее эффективно при разъяснении сложной научной информации. Примеры должны быть ясными и вызывающими интерес.

3) Занимательность. Популярное изложение базируется на сочетании рациональ­ного и эмоционального элементов. Следует стремиться к тому, чтобы пробудить чувства людей, без которых нет полнокровного познания. Эмоциональность научно-популярного изложения обеспечивается разными способами. Если оратору присуща страст­ность, а язык оратора выразителен и индивидуален, аудитория эмоционально отклик­нется на саму манеру чтения лекции. Пробуждает эмоции слушателей заинтересованность проблемой. Для этого используют занимательные, незаурядные задания, вопросы-загадки. Хорошо, если лектору удается связать глобальные научные проблемы с жизненными материальными и духовными потребностями своих слушателей.

Информирующая речь – один из видов устных высказываний, ее коммуникативная цель – дать новые сведения о том или ином предмете, пробудить интерес к предмету речи.

К особенностям информирующей речи можно отнести: удовлетворение потребности слушателей в получении исчерпывающей информации по данному вопросу; пробуждение любознательности; актуальность для данной аудитории; демонстрацию нерешенных проблем; наличие и анализ конкретных фактов; сопоставление старого и нового, подчеркивание новизны. В структурном плане основная часть информирующей речи состоит, как правило, из 2-3 разделов. Тематическая неоднородность не характерна для информирующей речи, если только это не определяется особенностями конкретного жанра (выпуск новостей).

Информация может быть разной: объективная, научная информация – логическая, информация о чувствах – эмоциональная информация.

Таким образом, информирующие жанры – это всегда сплав объективного (основной содержательный элемент) и субъективного, эмоционального (дополнительный содержательный элемент, вместе с тем очень важный, так как не только содержит блок, подтверждающий официальную версию, но и воздействует на чувства слушателя или зрителя).

Информирующая речь – один из видов устных высказываний, ее коммуникативная цель – дать новые сведения о том или ином предмете, пробудить интерес к предмету речи.

К особенностям информирующей речи можно отнести: удовлетворение потребности слушателей в получении исчерпывающей информации по данному вопросу; пробуждение любознательности; актуальность для данной аудитории; демонстрацию нерешенных проблем; наличие и анализ конкретных фактов; сопоставление старого и нового, подчеркивание новизны. В структурном плане основная часть информирующей речи состоит, как правило, из 2-3 разделов. Тематическая неоднородность не характерна для информирующей речи, если только это не определяется особенностями конкретного жанра (выпуск новостей).

Информация может быть разной: объективная, научная информация – логическая, информация о чувствах – эмоциональная информация.

Таким образом, информирующие жанры – это всегда сплав объективного (основной содержательный элемент) и субъективного, эмоционального (дополнительный содержательный элемент, вместе с тем очень важный, так как не только содержит блок, подтверждающий официальную версию, но и воздействует на чувства слушателя или зрителя).

2. Задача речи - обеспечить понимание, добиться понимания.

3. Основные законы (правила) информирующей речи: сделать речь понятной и интересной для слушателей, а информацию как можно более эффективной (полной, структурированной - расчленённой в смысловом отношении, систематизированной); учитывать интеллектуальную готовность аудитории к восприятию информации.

4. Строение речи: введение, основная часть, заключение.

Основная часть Последовательное изложение в соответствии с планом речи. Строгое следование закону продвижения и локализации адресата (слушатель должен понимать, в каком месте речи он находится и куда ведет его оратор). Обозначение переходов от одной части речи к другой (рациональными и эмоциональными средствами). Постоянное поддерживание интереса (различными вербальными и невербальными средствами) по ходу изложения основного содержания.

5. Выражение мысли в речи.

Хорошо структурированные периоды. Объяснение терминологической лексики. Терминов - минимум. Основа - нейтральная лексика. Использование (умеренное) экспрессивно-эмоциональной лексики, цитат, афоризмов. Ведущими коммуникативными качествами речи являются точность, логичность, правильность.

Основные виды информирующих речей:

лекция – учебное, научное или научно-популярное выступление специалиста, в котором раскрывается какая-либо тема;

аннотация – краткое изложение содержание книги или фильма;

Информирующая речь призвана прежде всего передать аудитории новую информацию.

Предмет информационной речи — все многообразие окружающего мира: люди, вещи, понятия, явления, события, факты, научные гипотезы и т. п.

Содержание речи задается адресатом и его потребностью в определенной информации.

Если оратор без всяких объяснений решил рассказать сотрудницам бухгалтерии о новейших космических исследованиях, а студентам сельскохозяйственной академии о новом прокатном стане, он не должен удивляться тому, что слушатели не заинтересуются предлагаемой информацией, даже если она вполне качественна и правильно подается.

Разделяя речь на кванты, нужно знать две закономерности восприятия и запоминания:

Связность текста может осуществляться специальными способами:

повторяемость мыслей, использование различных языковых единиц.

Существуют определённые речевые формулы для перехода:

во-первых, во-вторых; однако; не только. ; с другой стороны; что касается. ; теперь рассмотрим; перейдем к . ; этим не ограничивается; другой особенностью. ; еще одной чертой; не менее важной причиной; напротив; еще остается рассмотреть; наконец отметим; назовем и другие; обратим внимание; заметим.

А вот формулы для заключения:

подводя итог изложенному; как видим; таким образом; из сказанного следует; обобщая сказанное; подведем итоги; сказанное позволяет сделать вывод; основные выводы сводятся к следующему.

Пример информирующей речи

Цель: Дать информацию родителям и поддержать здоровье детей

проанализировать уровень распространения РВЗ и ПИ среди учащихся,

дать общее представление о вреде этих заболеваний.

научить мерам профилактики.

Аудитория: люди разного возраста и профессий, но примерно одного статуса, деловитые и торопливые, но заинтересованные в здоровье детей.

Оснащение лекции: наглядные материалы, раздаточные листки со схемами прививок и контактной информацией.

Примерный план лекции:

Изложение сведений об уровне РВЗ и ПИ в данной школе

Напоминание основных представлений об особенностях этих заболеваний и угрозе здоровью, обучению и развитию детей

Установление контактов с аудиторией для последующей консультации и возможной связи. Раздача материалов. Ответы на вопросы.

Аргументирующая речь

1. Если цель речи - убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, то речь убеждающая.

Если цель речи – склонить слушающих к совершению какое-либо действия, то речь агитирующая.

2. Задача речи – добиться доверия аудитории.

3. Основные законы аргументирующей речи: необходимость точного выбора вида речи, точной формулировки проблемы речи, четкого формулирования тезиса; учет аудитории, её всесторонняя оценка и соответственно этому - выбор стратегии доказывания (по дедуктивному или индуктивному методу); сочетание рациональных и эмоциональных приемов убеждения.

4. Строение речи: введение, основная часть, заключение

Введение.Задача введения - расположить их к себе слушателей (приемы: афоризм, цитата, шутка; демонстрация доброжелательности, объективности, честности, уважения к аудитории; забота о благе слушателей и т.п.). Формулировка главного тезиса, цели речи, объяснение мотивов выступления оратора и т.п.

Основная часть. Формулировка дополнительных тезисов. Выбор и расположение аргументов в соответствии с силой их воздействия.

Заключение.Четкий, броский, выкристаллизованный вывод (лучше в образной форме, а не повторение позиций и фактов основной части речи). Призыв к аудитории. Оптимистическое завершение речи.

5. Выражение мыслей в речи.

Основу составляет нейтральная лексика, вместе с тем обязательно использование экспрессивно-эмоциональной лексики, различных средств выразительности (фигур мысли и фигур слова). Ведущими коммуникативными качествами речи являются логичность, точность, выразительность, уместность.

Прокрутить вверх


Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.


Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.


ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.


Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем.

2. Задача речи - обеспечить понимание, добиться понимания.

3. Основные законы (правила) информирующей речи: сделать речь понятной и интересной для слушателей, а информацию как можно более эффективной (полной, структурированной - расчленённой в смысловом отношении, систематизированной); учитывать интеллектуальную готовность аудитории к восприятию информации.

4. Строение речи: введение, основная часть, заключение.

Основная часть Последовательное изложение в соответствии с планом речи. Строгое следование закону продвижения и локализации адресата (слушатель должен понимать, в каком месте речи он находится и куда ведет его оратор). Обозначение переходов от одной части речи к другой (рациональными и эмоциональными средствами). Постоянное поддерживание интереса (различными вербальными и невербальными средствами) по ходу изложения основного содержания.

5. Выражение мысли в речи.

Хорошо структурированные периоды. Объяснение терминологической лексики. Терминов - минимум. Основа - нейтральная лексика. Использование (умеренное) экспрессивно-эмоциональной лексики, цитат, афоризмов. Ведущими коммуникативными качествами речи являются точность, логичность, правильность.

Структура информирующей речи

Вступление

Микротема 1

Микротема 2

Микротема N

Заключение

Количество микротем обычно бывает от 3 до 9.

Для обеспечения восприятия идей слушателями оратор использует интонационные средства выразительности, жесты, приёмы диалогизации.

Произносящий информирующую речь внимательно наблюдает за реакцией слушателя и, если видит знаки непонимания, вносит коррективы в выступление.

Правила составления информирующей речи

Передаваемая информация должна быть правильно понята слушающим. После составления текста информирующей речи следует постараться посмотреть на неё глазами адресата.

Оратор должен удовлетворить потребности слушателей в получении полной и достоверной информации. Если слушатели не считают говорящего компетентным человеком, то они не будут доверять ему.

Говорящий должен быть уверен в том, что слушатели готовы к восприятию новой информации. Если слушатели не готовы, то надо создать соответствующий настрой, разъяснить незнакомые понятия, подвести к восприятию новой информации, опираясь на уже известную.

Оратор должен обеспечить легкое и комфортное понимание речи слушателями. Для этого следует заботиться о коммуникативно значимых качествах речи.

Эпидейктическая речь: цель, разновидности и приемы подготовки.

Эпидейктическая речь — это торжественная речь по случаю, имеющая своей целью создание у адресата определенного эмоционального состояния, определенного настроения — чувства удовольствия, наслаждения, гордости, радости или, напротив, чувства гнева, презрения, негодования

По назначению эпидейктические речи можно разделить на два вида. К первому относятся жанры, в которых преобладает оценка события, т. е. основная их задача — хвала или хула (порицание, похвальное слово). Другая разновидность — речи, произносимые в связи с каким-либо событием, речи на случай (напутствие, вступительное слово, ответное слово).

-1 часть содержит обращение к слушателям данной эпидейктической речи либо к самому предмету (адресату) речи. Обращение может быть как дружеским, неофициальным, так и официальным, но при этом оно должно быть глубоко уважительным.

-2 часть представляет слушателям причину, повод обращения оратора к данному предмету речи.

-3 часть представляет собой рассказ-повествование о предмете речи: похвала его заслуг, достижений, человеческих качеств, превозношение свойств, достоинств как предмета речи, так и всех, кто с ним связан, и всего, что с ним связано.

-4 часть содержит признания в симпатии, уважении, любви; выражения благодарности.

-5 часть состоит из пожеланий на будущее адресату того, чего он достоин; из выражения надежды на лучшее.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Читайте также: