Свобода воли и произвол доклад

Обновлено: 05.07.2024

Психология человека, его выбор и предрасположенность к чему-либо, выражение своих чувств и эмоций, а также внешние рычаги воздействия на его выбор- за всё это отвечает свобода и воля. Думаю, актуальность данной темы не поддаётся сомнению, ведь не секрет, что люди всех поколений и во все времена размышляют на такие вечные моменты как этот.


  • Рассмотреть проблему свободы и воли с разных сторон;

  • Сравнить ключевые моменты, выделяемые разными людьми;

  • Сопоставить факты;

  • Выявить некую основную формулу, которая раскрывает данный аспект.

  1. В религии свобода воли подразумевает, что желания и выбор человека могут осуществляться с божественным прорицанием;

  2. В этике существование свободы воли определяет моральную ответственность людей за свои действия;

  3. В науке изучение свободы воли может выявить способы прогнозирования человеческого поведения.

1. Понятие свободы и воли.

Свобода воли-понятие европейской моральной философии, означающее способность индивида к нравственному самоопределению. 1

Социальный план определяет “свободе воли” место одной из главных тем в обществе. Умение принимать правильные решения и делать выбор, исходя из своих личных размышлений и знаний по поводу той или иной ситуации определяет саму свободу воли. По этому принципу можно предположить, что наличие свободы деятельности характеризуется наибольшей доказательной информационной базой и имеющимся “багажом знаний”, ведь в этом случае она и проявляет в полной мере свойства свободы и неограниченности. Однако никакое знание теории не может автоматически подарить человеку свободную волю и умение делать выбор. Главные пункты такой свободы- условие и возможность. Отметим, что осуществление мыслей н любую тему в первую очередь относится к его воли.

Воля- внутренняя активность человеческой психики, ее целеустремленные усилия означают направленность на выполнение конкретного вида работы или деятельности.


  1. Способность к контролю занятий и работы;

  2. Осуществление планов, мыслей и желаний;

  3. Также именно воля помогает преодолевать сложности и служит маяков в достижении намеченных целей;

  4. Помогает проявить своё “Я”, определяет особенности характера и возможности.

Если обратиться к известным мыслителям в этой теме, можно отметить А.Спиркина, который сказал: “Воля-самая активная сторона сознания человека.

Она проявляется в следующих трёх направлениях:

а) желание осуществления какого-либо действия;

б) выбор направления данного действия;

с) принятие решений о движении в определённом направлении”

Отметим, что даже в настоящее время наука не смогла до конца разобраться и раскрыть основные моменты и психологические рычаги воли, ведь это понятие не такое простое, как кажется на первый взгляд. Однако такие науки как: философия, психология и физиологии всё же составили основную базу информации о сущности и проявлении воли.


  • В психологии главными актами воли считается: осознание и определение планов и целей, правильная структура рассуждений и решений, которые помогают реализации идеи, а также поиск методов осуществления целей, и ,конечно, умение делать правильный выбор.

Стоит заметить, что именно воля способна обладать независимостью от внешних факторов и воздействий. Это означает, что каждое действие и выбор осуществляется обдуманно, не автоматически и проходит через призму личного отношения и внутреннего мира субъекта. Внутренний мир нарушает неизменные стереотипные качества субъекта и даёт ему определенную самостоятельность.

Воля определяет уровень осознанности действий человека, именно её наличие отличает его от тех безвольных, которые зависимы от внешних и внутренних факторов и просто не могут свободно жить, давать оценку обстоятельствам и делать выбор. В этом смысле воля неотделима от свободы.


  • В философском плане понятие свободы воли выступает как личное качество, проявляемое в целенаправленной и индивидуально планируемой деятельности.

  • При научном подходе к данной проблеме можно прийти к выводу, что свобода воли проявляется во всех формах человеческой деятельности.

Среди них наиболее важную роль играют нижеследующие:

а) способность человека реагировать на воздействия, направленные на него, а также его творческая способность в тесной взаимосвязи с окружающей средой;

б) свойство выборочной реакции на воздействие. 2

2. Виды решения проблемы свободы и воли.

Индетерминизм – рассматривает волю как самостоятельную автономную силу, признавая ее абсолютную свободу. В современной философии имеют место различные формы индетерминизма.

Решение проблемы свободы воли и моральной ответственности во многом зависит от стартовых посылок. Чаще всего по ним можно предсказать, к каким выводам придет тот или иной философ. Поэтому очень важно определить, с чего начинать исследование.Таким началом должна быть существующая практика межличностных отношений, в том числе юридическая практика. Личности относятся друг к другу, как если бы каждый был ответственным за совершенные без принуждения действия. На этом основана жизнь в обществе. Конечно, эта практика в принципе может быть ошибочной. Но перед тем как предлагать какие-то изменения, нужно испробовать способы их непротиворечивого толкования. Исходя из этого, в качестве рабочей гипотезы стоит принять существование моральной ответственности как важной характеристики зрелой личности и свободы воли как условия ее существования. 3

3. Бегство от свободы Э.Фромм.

Современный человек всё ещё охвачен некоторым беспокойством и подвержен соблазну в любой момент встать под знамена какого-нибудь диктатора, и тем самым, полностью потеряв свободу, превратившись в маленькую деталь огромной машины, а сытым и хорошо одетым рабом”

Представленная выше цитата описывает основной анализ, который был сделан автором в книге. Если вдуматься, понимаешь, что Э.Фромм не просто писатель, философ-теоретик, но и человек с очень правильными и актуальными во все времена мыслями. В своей работе он анализирует такое явление человеческой психики как состояние тревоги. Автор рассматривает моменты исторических переломов и соотносит их с изменениями в понятия человеческая свобода и тому, к чему пришло общество за период времени начиная со средневекового и заканчивая настоящим.

Основная идея этой книги состоит в том, чтобы дать читателю понять, почему современный человек, освобождённый от оков доиндивидуалистического общества, которое одновременно и ограничивало его, и обеспечивало безопасность и покой, не приобрёл внутренней свободы реализации личностного потенциала, то есть реализации своих индивидуальных, эмоциональных и чувственных особенностей. Свобода принесла человеку независимость и наделила смыслом его существования, но в то же время изолировала его, пробудила в нём чувство бессилия и тревоги. Одиночество, которое является логическим следствием подобной изоляции, невыносимо, и человек оказывается перед выбором: либо бежать от бремени свободы и искать укрытия под тенью новой зависимости, нового подчинения, либо соответствовать всем тем новым условиям, которые в дальнейшем приведут к реализации внутренней позитивной свободы, основанной на неповторимости каждой личности.

Отметим,что в этой книге даётся лишь анализ проблемы свободы воли, а не прогнозирование, того, что будет, если мы совершим то или иное действие. Однако результатом исследований и информации, представленной в книге, поможет распознать предпосылки бегства общества от свободы и уже с пониманием обстановки и дел будет легче противостоять тем, кто так или иначе притесняет нашу свободу и соответственно влияет на наши поступки и на саму жизнь.

Эрих Фромм высказал в книге то, что было и будет актуально всегда. Он рассматривал такое явление как динамическая социальная психология, приводил интересные факты и был не оценочным мыслителем-теоретиком, а человеком, у которого получилось написать вечное произведение.

“Бегство от свободы”- это детальный анализ такого явления психики человека как неутомимое состояние тревоги, то о чём пишет автор полезно и нужно знать каждому. 4

4. Свобода воли и нравственность А.Шопенгауэр.

Каждое большое сочинение Шопенгауэра даёт представление о его системе в целом. Он уподоблял своё учение стовратным Фивам 5 - “вход открыт со всех сторон, и отовсюду ведёт к центру”. Настоящей и единственной “вещью в себе” выступает, по Шопенгауэру, мировая воля, которая тождественна в себе всегда и во всём, во всех своих проявлениях или, как он выражается, индивидуалициях: в тяготении, магнетизме, магнетизме, электричестве, росте кристаллов, в жизни растений, животных и человека.

На уровне психики, там, где происходит раздвоение воли на объект и субъект, она становится сама для себя представлением, то есть объективизируется и познаёт себя в понятиях. “Жизнь,-заявляет он- долгое сновидение”. Более того, всё многообразие мира, по Шопенгауэру, есть обнаружение воли. Всякое движение воли стремится к осуществлению, оспаривая у другого материю, пространство и время.

Сущность всех вещей, в понятии Шопенгауэра, тайна мира и его движущая сила обуславливаются волей к жизни. Поскольку воля вечно производит только саму себя и эта работа никогда не может быть закончена, то неудовлетворённость, ущербность- её естественное состояние. Воля к жизни- уже по определению несчастливая воля. И поскольку мир есть не что иное, как манифестация(объективизация, самообнаружение) воли к жизни, то он также представляет собой средоточие мук и страданий.

Шопенгауэр пишет, что свободна вполне лишь единая мировая воля как “вещь в себе”; она неограничена в себе и поэтому всемогуща. В человеке эта универсальная воля проявляется в его интеллигибельном (умопосягаемом) характере, который дан каждому изначально, неизменен и в общем-то непознаваем. Шопенгауэр называет его также внутренней сущностью человека, привычным волевым актом, раскрывающемся в эйдосе 6 конкретной личности.

Также в работе писателя-философа имеются размышления на тему свободы. Он пишет, что свобода человека зачастую может заключаться только в соответствии действий изначальной и глубоко скрытой природе субъекта. Проблема свободы решается в работах Шопенгауэра, включая конкретное сочинение “О свободе воли”, в отрыве от культуры. Это была столь же безнадёжная, как и стремление понять, что такое человек, абстрагируясь от созданного им предметного мира.

Отметим, что завершая свою работу о свободе воли Шопенгауэр пишет: “Одним словом, человек всегда делает лишь то, что хочет и делает это всё-таки по необходимости. А это зависит от того, что он уже есть, он уже таков, как он хочет, ибо из того, что он есть, с необходимостью вытекает всё, что он каждый раз делает. Если брать его поведение objective, т.е. извне, то бесспорно придётся признать, что оно, как и действия всего существующего в природе, должно быть подчинено закону подлинности во всей его строгости; subjective же каждый чувствует, что он всегда делает лишь то, что хочет. Но это значит только то, что его образ действий есть просто обнаружение его подлинной сущности. То же самое чувство испытывалось бы поэтому всеми, даже самыми низшими существами в природе, если бы они могли чувствовать.” [1.4., c.120]

Для Шопенгауэра необходимость оборачивается свободой лишь тогда, когда она окутывается тайной, уходит в мистическую глубину.

Шопенгауэр не смог создать подлинной этики ни в плане обоснования морали, ни в плане нормативной программы, ибо на его пути к морали оказывается идеал бездуховности. Но его критическая позиция помогла выявить слабости устоявшейся системы и осознать необходимость смены оснований этики. 7

5. Разум,свобода, ответственность в становлении человека как личности А.В. Королёв.

В статье рассматривается связь основных феноменов человеческого бытия, с помощью которых он реализует себя как личность.

Стоит подробнее рассмотреть основные моменты описанные в работе:

Чувственно-духовный мир сознания, любовь к ближнему, совесть, нравственность рассматриваются через призму рассудка. Рассудок, рацио, здравый смысл смешивают с разумом, выдают одно за другое. Под разумом часто понимается научный интеллект. Однако сциентизм с его претензиями на колонизацию духов ной жизни в современном обществе никогда не был подлинной культурой, являясь ее чудовищной деформацией.

Иначе говоря, разумение есть то свершение, которое обладает человеком.

Бытие определяется из кругозора мышления и разума. Разум нельзя смешивать с мыслительной деятельностью, с суждением. Разум сопричастен бытию сущего. Человек, причастный бытию, – это разумное, то есть осмысляющее существо.

Дело заключается в том, чтобы спасти бытийную сущность человека. А для этого необходимо поддерживать разум, размышление, осмысляющее мышление.

Вне духовности человеческая мысль перестает быть мыслью.

Внимание к уместности мыслящей речи, однако, включает в себя не только то, чтобы мы каждый раз обдумывали, что сказать о бытии и как это сказать. Разговор о разумном мышлении и о духовной силе слова всегда затрагивает вопрос о человеке, о смысле жизни.

Отметим, что инстанция, перед которой мы несем ответственность – это совесть. Ответственность принадлежит к не сводимым и невыводимым феноменам долженствования человека.

Путь в мире и к миру начинается в сердце каждого, и пройти его, осознав свою ответственность, дело разума и души каждого человека и самого человека.


  • Свобода не зависима от природной и социальной детерминированности. Она – факт его бытия как человека: быть человеком – значит быть свободным.

  • Свобода не физична, а метафизична, ноуменальна, поскольку выражает сугубо человеческое измерение бытия. В силу этого с помощью разума и понимания все более глубоких связей бытия человек метафизически свободен.

  • Свобода предполагает личность как своего носителя. Только личность с какой-то позиции способна к трансцендированию в иное, к реализации свободы, творящей смысл и культуру.

  • Границы личности носят внетелесный характер и определяются ее свободой и ответственностью как результатом выбора личности и признанием за нею выбора социумом. 8

  • Свобода как источник смысла реализуется в двух планах: как внебытийный источник бытия и как социальная инфраструктура, гарантирующая существование такого источника. Разумность оказывается характеристикой не только эффективности деятельности, но и мерой вовлеченности человека в универсальную систему связей бытия, мерой его свободы и ответственности.

Заключение

Проблема свободы воли- это неиссякаемый источник размышлений и вопросов. Отметим, что ни одна проблема в философии не находила такой социальный и политический отклик. В современном мире она чувствуется и актуальна как никогда. Ведь с каждым годом всё больше людей отстаивают и выражают свою позицию, а также сражаются за практическую сторону решения проблемы.

Свобода и воля - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.

Важно, что их наличие для личности является очень важным для правильного становления человека в обществе. Внешнее давление и ограничение свободы личности равно обесцениванию индивидуальных способностей и превращению человека в серую массу, лишённую воли и свободы в своих же действиях. В итоге, именно благодаря свободе личности общество приобретает способность не просто приспосабливаться к наличным естественным и социальным обстоятельствам окружающей действительности, но и преобразовывать их в соответствии со своими целями. Конечно, нет и не может быть какой-то абстрактной, тем более абсолютной свободы человека ни от природы, ни от общества, но вместе с тем конкретным материальным носителем свободы, ее субъектом всегда является личность, а соответственно и те общности, в которые она включена - нации, классы, государства.

В истории философской мысли свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, предопределения, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли. Противопоставление понятий “свобода” и “необходимость” как философских антонимов, отрицание или подмена одного из них другим свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения проблемы.


  1. “Бегство от свободы” Э.Фромм;

  2. “Свобода воли и нравственность” А.Шопенгауэр;

  3. “Разум,свобода, ответственность в становлении человека как личности” А.В. Королёв.

Список литературы


    1. Виндельбанд В. О свободе воли // Избранное: Дух и история: пер. с нем. М.: Юристъ, 1995. (Лики культуры).

    2. Королев А.В. Разум, свобода, ответственность в становлении человека как личности // Личность. Культура. Общество. 2010. Т.10. вып 3/ 4. С. 239-244.

    3. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя: пер. с англ. Минск: Попурри, 2000.

    4. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность: пер., общ. ред., сост. и вступ. ст. Гусейнова А.А., Скрипника А.П. М.: Республика, 1992. (Библиотека этической мысли).


    7  А.Шопенгауэр. СВОБОДА ВОЛИ И НРАВСТВЕННОСТЬ.//Библиотека этической мысли. Москва, издательство “Республика” 1992. С.5-15.


    8  А.В. Королёв. РАЗУМ, СВОБОДА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СТАНОВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ.// Статья в журнале - научная статья. Москва 2008. С.239-244.

    * Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

    Человек всегда задавался вопросом, насколько свободна его свободная воля, существующая в падшем мире, где правит закон причинности. Традиционно вопрос о свободе воли ставился так: если моя воля вплетена в сложную систему мировых причинно-следственных связей и вынужденно подпадает под его законы — свобода ее детерминирована и строго ограничена. Всякое событие настоящего момента обусловлено целой цепью событий прошлого. Всякое действие, которое будет осуществлено в будущем, предопределено тем, что происходит в настоящем.

    Логика категорического императива здесь такова: норма, которую я устанавливаю лично для себя, лишь в том случае обретет характер абсолютного и высшего правила, когда она совпадает с собственно всеобщим и необходимым законом, которому я как разумное существо должен подчиниться. При этом категорический императив не есть некий естественный закон — в противном случае речь о свободе вообще не была бы возможной, ибо в природе нет свободы,— он есть некая нравственная инстанция, присущая разуму. Следовательно, эта моя личная норма должна являться выражением нормы всеобщей и абсолютной и устанавливаться исключительно на основании ее.

    Меж двух равно манящих яств, свободный

    В их выборе к зубам бы не поднес

    Ни одного и умер бы голодный.

    Так и Шопенгауэр полагал, что человек есть продукт врожденного характера и обстоятельств — воспитания, среды, судьбы. Именно здесь заключены мотивы, определяющие его волю: человек поступает именно таким, а не каким-либо иным образом лишь потому, что он не может поступить иначе.

    Однако, если все же моя воля способна самоосуществляться помимо и вопреки этим правилам и законам, вопреки собственной природе и собственному воспитанию, то есть возвышаясь над влечениями, наследственностью и средой, разрывая сети причинности и тем самым творя в мире нечто новое и непредвиденное, свобода ее представляется безусловной.

    После кончины мира произойдет распад и восстановление исконного строя человека, то есть будет всецело восстановлено его естество, однако это не означает, что его свободная воля непременно переориентируется к добру. Потому что, даже и познав добро, человек может уклониться от него. Во всяком случае, между познанием добра и его свободным избранием вовсе нет никакой причинно-следственной связи, как утверждает преподобный Максим Исповедник . Меж тем, подчеркивал он, Бог, по Своей всеблагости и любви, обымет все творение — добрых и злых, праведных и грешных, — однако не все в равной мере будут участвовать в Его любви, не все смогут принять причастие Божественных благ, ибо Божественное благобытие не может быть преподано извне, помимо и вопреки свободной воле человека, то есть насильно. Люди, сохранившие после Страшного Суда свою злую волю, уклоняющуюся от Бога и распадающуюся на множество своевольных позывов и помыслов, сами вынашивают в себе вечную муку, плач и скрежет зубов (Мф. 8, 12), поскольку Божественный пламень любви оборачивается для их греховной воли геенским огнем: Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель (Втор. 4, 24).

    Но свобода и явилась возможностью падения человека, которое было актом воли. Поэтому и грех человека укоренился в его свободной воле. По сути — грех есть ложное избрание и ложная установка произволения. Тем, что человек выбирает зло, он открывает ему путь к существованию.

    Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

    Свобода воли и личная ответственность

    1. Понятие свободы воли

    2. Личная ответственность

    Свобода воли представляет собой возможность человека делать выбор вне зависимости от определённых обстоятельств. В философии с давних пор ведётся спор о существовании свободы воли, её верном определении и природе. Существуют две противоположные позиции: метафизический либертарианизм - утверждение, что детерминизм неверен и, таким образом, свобода воли существует, или, по меньшей мере, возможна, и жёсткий детерминизм - утверждение о том, что детерминизм верен и свободы воли не существует.

    Обе эти позиции, если они утверждают, что детерминизм несовместим со свободой воли, классифицируются как инкомпатибилистские. Если же роль детерминизма в этом вопросе отрицается, то такие позиции называются компатибилистскими .

    Принцип свободы воли имеет следствия в религии, этике и науке. К примеру, в религии свобода воли подразумевает, что желания и выбор человека могут сосуществовать с божественным всеведением. В этике существование свободы воли определяет, могут ли люди нести моральную ответственность за свои действия. В науке изучение свободы воли может выявить способы прогнозирования человеческого поведения.

    Свобода и ответственность как определяющие сущностные основания выступают на современном этапе развития общества как незыблемые принципы существования человечества в целом, и, что не менее ценно, как императив развития человека и человечества. Думается в соотнесении свободы и ответственности в современном мире основной, все же, будет ответственность, так как именно она заставляет человека отвечать за личные и общественные проблемы, что позволяет предположить положительную динамику в решении общечеловеческих проблем.

    1. Понятие свободы воли

    В современности проблема воспитания воли имеет большое значение для педагогики . В связи с этим разрабатываются различные методики, имеющие цель в тренировке способности поддержания усилий для достижения цели. Воля неразрывна с характером человека и играет значительную роль в процессе его формирования как личности. Считается, что характер совместно с интеллектом является основой волевых процессов.

    Свобода личности в психологическом плане - это прежде всего свобода воли. Она определяется по отношению к двум величинам: к витальным влечениям и социальным условиям жизни человека. Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обусловливают его полностью. От него - в пределах его ограничений - зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям (В.Франкл). В этом плане свобода - это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро или уступить злу (Ф.М. Достоевский).

    Однако свобода - это лишь одна сторона целостного феномена, позитивный аспект которого - быть ответственным. Свобода личности может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности (В.Франкл).

    В некотором роде воля - психическая деятельность. Так же воля - процесс рефлекторный. Предпосылка развития воли и волевого поведения нужно искать у животных. Каждое животное имеет врождённую реакцию, для которой стимулом служит

    свобода воли

    Свобода воли – способность человека совершать выбор вне зависимости от каких-либо обстоятельств, полагаясь лишь на собственную волю. Однако проблемой определения наличия или отсутствия свободы воли заключается в определении рамок тех обстоятельств, в которых находится человек. Например, если мы учитываем только те обстоятельства, в которых находится человек здесь и сейчас, то человек способен проявлять многообразие выборов в совокупности всех факторов, которые оказывают влияние на его выбор. Но куда сложнее становится осознать факт свободы, если мы возьмем в расчет не только обстоятельства предоставленные в конкретной ситуации, но жизнь человека в целом. Учитывая факторы опыта, воспитания, культуры, жизненных установок, стремлений, желаний страхов и всего остального уже труднее говорить о наличии свободы воли, так как предсказать поведение человека можно, осознавая его личность. Таким образом, детерминированность воли заложена не в абстрактном понятии судьбы, а в характере самого человека, который в большинстве склонен принимать конкретные решения. Судьба существует как набор событий и условий в которые попадает человек, однако то как он поступает зависит лишь от него.

    Таким образом, свободу воли можно определять и как способность принимать решения выходящие за рамки набора обыденного опыта человека, в согласии с которым он принимает большинство решений. И в этом свете, свобода воли становится не общечеловеческим вопросом, а индивидуальным: способен ли конкретный человек взглянуть на мир и ситуацию не с точки зрения своего обычного опыта, а взглянуть на ситуацию над этим опытом и сознательно осознавать что происходит? После чего совершить выбор правильный с помощью своей воли, а не просто двигаться по инерции своего характера.

    Принцип и назначение свободы воли

    Чтобы легче понять принцип такой свободы воли лучше будет привести пример. Однако учитывая уникальность каждого человека как характера, который делал определенные выводы в определенных ситуаций, и из них сложил пазл личности, лучше привести пример в ваакуме с чистыми и гиперболизированными проявлениями личностных черт, которых в реальности не существует. Предположим ситуацию: прохожего сбила машина и некий человек проходит рядом. Предположим также, что некий человек обладает характером безразличным, жестоким и не сострадательным – детерминизм характера будет проявляться в машинальном игнорировании чужих страданий. Если же такой человек сострадательный, то детерминизм, то есть отсутствие свободы воли, будет заключаться как раз в помощи. Сознательность и способность выходить за рамки накопленного опыта позволяют делать выбор вне зависимости от личностных черт и это будет являться свободой воли. Но ещё большей свободой воли является выбор изменить свой характер, сделать желанные движения воли настолько естественными, что они и станут характером.

    Это будет проявляться в работе над собой. К примеру, человек желает стать дисциплинированным, однако он дисциплиной не обладает. Он будет вынужден напрягать свою волю раз за разом, чтобы приобрести дисциплину. И это есть тот самый акт свободы воли. Напрягая волю раз за разом, он делает определенное напряжение воли естественным, что дает плоды – человек обретает желаемое. Привыкший к дисциплине человек не сможет отказаться от неё, потому что таков его характер. Дисциплина становится частью такого человека и в этом уже проявляется детерминизм. Чтобы отказать от дисциплины теперь – человеку нужно будет идти против собственной воли.

    Рассмотрев с этой точки зрения то, что означает свобода воли, мы можем понят не только её суть, но и её предназначение. Свобода воли дарована не для того, чтобы делать человека независимым от неких сил, а для того, чтобы делать счастливым. Желанный выбор всегда предполагает конечной целью счастье и напрягая волю ради достижения целей правильных, человек обретает счастье, а не независимость. Можно сказать, что свобода воли в выборе желанного приводит даже к большей зависимости, так как налагает обязательства, игнорируя которые цель свободы воли будет отдаляться от человека. Желающий стать чемпионом налагает на себя такое количество напряжения, которое вряд ли можно увязать с понятием свободы, но в этом и есть воля, выбор и достижение цели. Отдать свою свободу добровольно ради чего-то – значит быть свободным выбирать ради чего мы живем.

    Индивидуальные особенности воли

    Но для того, чтобы знать куда идти, нам следует осознать себя и свою природу. А также всю совокупность внутренних факторов, которые сподвигают нас действовать определенным образом и стремится к конкретным вещам. Часто бывает так, что опыт, воспитание и культура, противоречат природе, и тогда человек, хотя сам для себя и решает что, занимается правильным делом, на деле же страдает и находится в постоянном внутреннем дисбалансе. Истинный покой и счастье человек способен обрести только на своем месте. Даже если мы поместим птицу в блистательную золотую клетку – она не будет счастлива, точно также и золотая клетка различных социальных условностей или собственности не способна сделать человека по-настоящему счастливым.

    Свобода воли и знания

    Но как наглядно проявляется свобода воли в отношении знаний? Если мы детерминированы своим характером – мы склонны принимать лишь определенное знание, то, которое согласуется с нашим характером. И если мы хотим положительных изменений и нас не устраивает наш характер, то усилия воли следует направлять не на знание, которое нам любопытно и приятно, а на знание, которое нам полезно и ведет к счастью. Знание первое, то есть приятное, удовлетворяет лишь любопытство и вызывает кратковременное удовлетворение, без глубинных изменений. Знание второе – это такое знание, направив на которое напряжение воли, мы достигаем счастья. Отличие первого от второго очевидны, первое приятно, а второе полезно, к первому наш ум стремится сам, а второе нам следует культивировать усилием воли, разумом. Но и знания можно воспринимать по-разному. Даже все вышеописанное можно воспринимать как занимательное чтиво или как действительное знание, которое способно оказать положительный эффект. В этом также проявляется свобода воли, в том как мы воспринимаем все: сознательно или несознательно.

    Культивируя в себе знания, ведущие к счастью, мы избавляемся от страданий и приближаемся к желаемому, что дает нам ощущение счастья не зависящее от внешних обстоятельств. Познав себя и тот путь, который принесет нам наилучшие плоды, мы способны правильно распорядиться своей волей, но до тех пор, пока у нас будет недостаточно знаний, нас будут ожидать разочарования и неправильные выборы. Поэтому, разумному человеку следует приложить усилия для обретения знаний, чтобы совершать правильные выборы.

    Свобода воли и морально-нравственный аспект

    Путь разума заключается в согласии воли с добродетелью. Добродетельный характер, облагороженный знаниями всегда совершает поступки, которые не оставляют за собой несправедливых чужих страданий. Но это не следует идеализировать. Тот же судья, вынося справедливый приговор преступнику вызывает у преступника и его близких страдания, однако это уже вопрос и к преступнику, и к близким. Их свобода воли привела к их собственным страданиям. Это страдания заслуженные и справедливые, а потому судья не должен их жалости или корысти нарушать общественный долг.

    Свобода воли в морально-нравственном аспекте – это осознание последствий своих поступков, вместе с сознательным выбором этих последствий в виде действий. Если я выбираю правильный путь, тот путь, который не причиняет других ненужных страданий и при этом приносит счастье мне и окружающих, избавляя их от страданий – это правильный путь. Если же, руководствуясь корыстными или порочными мотивами, я потакаю своим желания и совершаю преступления – это неправильный путь. Технически человек волен выбирать самостоятельно, но понимание морально-нравственного аспекта заключается лишь в осознании последствий совершенных поступков. И это даже не вопрос формально избежания наказания за преступления, но вопрос самоощущения: живем ли мы по совести и довольны ли мы сердцем своими поступками и жизнью или мы сожалеем о них? Каждый волен выбирать дальнейший путь самостоятельно. Но выбор правильного пути всегда связан со знаниями.

    Бог и свобода воли

    В вопросе обсуждения свободы воли частым детерминирующим фактором становится судьба или Бог. Мол Бог это всевидящее око, которое полностью контролирует всё не давая кому-либо свободу выбора. На самом деле это не совсем так. Бог даёт свободу выбора каждому живому существу. И фактически это как раз проявляется в материальном мире, где живое существо создает его исходя из своей воли. Люди достигают богатств, славы, власти, наслаждений и этому Бог никак не препятствует, потому что не посягает на свободу выбора каждого человека. Высшей целью религии является Бог, а точнее чистая любовь к Нему. Если бы Бог создавал человека лишенным воли, то о какой чистой любви может идти речь? Сама суть религии заключается в том, чтобы добровольно, искренне и бескорыстно предложить Богу свою свободу воли, из чувства любви, а не корысти, страха или чего-либо ещё.

    Бог допускает насилие, беды, катастрофы и прочее, потому что это признак неприкосновенности свободы воли, а то как каждый человек распорядится свободой воли, будет решать каждый. Конечно, зло не остается безнаказанным, а добро не остается без поощрения, но не в этом смысл свободы воли. Причиной всех войн, преступлений, страданий является такая свобода воли, которой неправильно распорядился человек.

    Но не только в возможности выбора образа действий проявляется дарованная свобода воли, но и в том, что человек свободен выбирать жить ему в присутствии Бога или стараться Его избегать. Казалось бы, вечное, бессмертное и всемогущее существо способно просто заставить всех прийти к Нему, но как мы видим каждый человек выбирает свой путь самостоятельно и выбирает также и отношение к Богу. И в этом каждый человек свободен: жить ли в присутствии Бога или жить без Него. И это очень важно осознавать не только тем, кто ещё не определился в этом вопросе, но и тем, кто уже давно имеет устоявшуюся точку зрения. Причиной падения души в материальный мир является свобода воли. Душа выбирает материальный мир и Бог этому не препятствует. Когда же душа выбирает Бога – Он лишь идёт навстречу. На вопрос выбора между Богом и мирскими мотивами всегда следует отвечать не интеллектом, а сердцем, не заученным шаблонами, а естественным побуждением. К Богу не могут сами по себе привести знания, добродетель, долг, сила, слава и прочее, к Нему может привести только любовь, а все остальное может быть лишь в союзе с любовью.

    Итак, Я открыл тебе знание сокровеннее сокровенного. Обдумай все как следует, а затем поступай как пожелаешь.

    Бхагавад-Гита. 18.63

    Читайте также: