Доклад на тему кобыз

Обновлено: 04.07.2024

Кобы́з, также кыл-кобыз (каз. қобыз, қыл-қобыз ) — казахский национальный струнный смычковый музыкальный инструмент.

Содержание

Описание

Кобыз имеет ковшеобразный корпус, короткую, дугообразно изогнутую шейку, большую плоскую головку и состоит из выдолбленного, обтянутого пузырём полушара с прикреплённой к нему наверху ручкой и с выпуском внизу для утверждения подставки. Две струны, навязываемые на кобыз, свиваются из конских волос. Общая длина инструмента 600-730 мм.

Играют на кобызе, сжимая его в коленях (как виолончель), коротким смычком. Этот инструмент использовался в древности степными баксы (шаманами-целителями) для различных обрядов.

Кобызы делают из цельного куска дерева. Это один из древнейших способов изготовления музыкальных инструментов в истории человечества, и объясняется он вовсе не технической отсталостью или отсутствием металлических приспособлений. По древним верованиям многих народов только в цельном куске сохранится живая поющая душа дерева, которая будет звучать в инструменте. Открытый корпус, так же, как струны кобыза из пучка 30-60 некрученых конских волос, дают очень густой, богатый обертонами тембр.

История

В XX веке благодаря исследованиям таких европейских учёных, как Вернера Бахмана, Слави Дончева и др., было доказано, что кобыз — самый древний в мире смычковый струнный инструмент. Он был создан тюркскими племенами в незапамятные времена. На запад его понесли тюрки-огузы и другие народы, которые меняли его форму и назначение соответственно своим представлениям о музыке, художественно-эстетическим традициям и имеющимся природным материалам. Но казахский кобыз сохранил самые древние черты. Его изогнутая форма сохранила связь с охотничьим или военным луком. Трение двух луков волосяными тетивами друг о друга было, по мнению болгарского учёного Слави Дончева, прообразом игры на смычковых инструментах. При этом лук был моделью как смычка, так и корпуса инструмента.

Кобыз является прародителем многих смычковых инструментов. Его наследники — фидель, ребек (от арабского ребаб), пошет, который получил своё название от того, что его могли носить в кармане (от фр. Pochette – карман). Фидель и ребек, в свою очередь, являются европейскими предками скрипки. Всевозможные их модификации к концу XV века породили виолу, которая также отличалась огромным разнообразием форм и размеров. Как и на ребеке, на ней играли в вертикальном положении, дугообразный смычок держали по-прежнему ладонью вверх, но форма виолы, приближенная к формам гитары, уже напоминала маленький контрабас. Её изображение часто встречается на картинах художников эпохи Возрождения. В скрипке соединились форма виолы, размеры фиделя и ребека и резкий звук пошета. Начиная с XVII века скрипка стала соперничать с виолой. И в конечном итоге в XVIII веке, когда в городах Европы у молодой буржуазии стали популярны концерты в больших залах, скрипка полностью и бесповоротно вытеснила из европейской культуры салонную виолу.

Высказывания о кобызе

Евгений Брусиловский: Внутри кобыза, на задней стенке, они прикрепляли зеркальце, а головку украшали пучком совиных перьев. В темноте юрты зеркальце отсвечивало от огня тагана красноватым цветом, кобыз пел свою древнюю, подвывающую песню, баксы истошным голосом кричал свои заклинания: "Нак! Нак!", и перья совы от его крика начинали шевелиться и трепетать. Такое действо подавляло психику простого, наивного степняка и диктовало ему волю высших сил, которой он должен был слепо подчиняться. В руках же простых музыкантов кобыз пел грустную песню казахского народа, кочующего по огромной степи в поисках Страны счастья — Жер уюк. Вообще, кобыз по характеру его звучания был как бы пессимистическим инструментом.

Легенда о создании кобыза

По легенде кобыз создал Коркыт ата, великий шаман и сказитель степей. "Имя Коркыта общеизвестно среди многих тюркских народностей в различной трактовке и в различных вариантах легенды о нем. По казахской же версии Коркыт – легендарный отец музыки, создатель песни на земле. Легенда рассказывает что Коркыт, смолоду не могущий примириться со скоротечностью человеческой жизни, решил бороться против неизбежной смерти. Мучимый своими мыслями и гонимый мечтой о бессмертии, Коркыт уходит от людей, но везде и всюду он видит смерть: в лесу – сгнившее и свалившееся дерево говорит ему о своей смерти и о неизбежном конце для самого Коркыта; в степи – ковыль, выгорая под солнцем, говорит ему о том же; даже мощные горы поведали ему об ожидающем их разрушении, неизменно добавляя, что такой же конец ждет и Коркыта. Видя и слыша все это, Коркыт в своих одиноких терзаниях выдолбил из дерева ширгай – первый кобыз, натянул на него струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. С тех пор мелодии Коркыта и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а имя Коркыта осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей. М. Ауэзов. Мысли разных лет. – Алма-Ата, 1961".

История кобызового исполнительства была связана с религиозно-магическими ритуалами баксы – шаманов. Кобыз служил средством общения баксы со своими аруахами (*духи предков) и духами-помощниками (*силы природы и не только). Шаманский инструмент выглядел весьма необычно: головка венчалась перьями филина, была обвешена различными металлическими пластинками в виде роговых завитков, фигур птиц, которые звенели в такт музыке; на дне чаши помещалось зеркало. Все это были не просто украшения, а шаманские знаки – символы. Кобыз был священным инструментом. Простой народ даже боялся прикасаться к этому инструменту, потому что верил, что кобыз, как и хозяева инструмента – баксы, обладают чудесной волшебной силой и способны оказывать воздействие на судьбу человека. Согласно преданиям кобыз и кобызовая музыка могли изгонять злых духов, болезни и смерть. Наряду с этим кобызовая традиция носит не только ритуальный характер, но и связана с эпическим творчеством жырау (*певцов), которые в кочевой среде занимали одно из видных мест. Жырау находились обычно при ставке ханов, являясь военными и политическими советниками, воспевая героические подвиги ханов, батыров. Постепенно историческая судьба как кобыза, так и кобызовой традиции стала угасать; устойчивыми носителями кобызовой традиции остались только баксы. Исполнение эпических произведений перешло к акынам-жыршы, их эпическим сказаниям в сопровождении домбры.

В традиционной казахской музыкальной и материальной культуре значительное место занимают народные музыкальные инструменты. Одним из самых распространенных музыкальных инструментов можно считать кобыз, смычковый музыкальный инструмент с двумя волосяными струнами. Он относится к древнейшему виду смычковых инструментов, которые сохранились у народов Сибири, Средней Азии, Поволжья, Закавказья и других. У каждого народа такие смычковые имеют свое название, но они похожи строением, волосяными струнами, настройкой, способами игры. О древности говорит само строение инструментов. Кобыз выдалбливался из одного цельного куска дерева – можжевельника (арша), клёна, сосны, берёзы. Инструмент состоял как бы из трех частей: головной ("бас" - голова), средней (основание - кеуде) и нижней ("аяк" - ноги). Основание делается в виде открытой чаши, вытянутой книзу. Эта нижняя часть инструмента затягивается кожей (дека). На ней устанавливается подставка (тиек). Струны для кобыза до сих пор изготавливаются из конского хвоста. Смычок имеет дугообразную форму и напоминает лук: к двум концам изогнутой ветки привязывается пучок конского волоса и скрепляется крепкой нитью из верблюжьей шерсти. Исполнитель обхватывает смычок сбоку своей ладонью. Две струны кобыза, состоящие из 104 конских волосков, издают целую гамму обертонов при соприкосновении смычка. Колорит и густота звучания инструмента во многом зависели от силы прикосновения смычка, а также от высоты звука, при котором обертона звучали то гнусаво, то пискляво, то бархатно-густым сочным тоном. Для кобызовых кюев характерна звукоизобразительность: подражание вою волков, крику лебедя, бегу коня, звуку пущенной стрелы.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Ассамблея народа Казахстана


Согласно преданиям кабыз создал легендарный Коркут ата, великий шаман и сказатель степей, живший в восьмом - девятом веках. Коркут – легендарный отец музыки, создатель песни на земле. Легенда рассказывает что Коркут, смолоду не могущий примириться со скоротечностью человеческой жизни, решился искать бессмертие на земле. В странствиях по всему свету он так и не нашел ответа на извечные вопросы жизни и смерти. Везде и всюду в своих скитаниях он видел смерть : в лесу - сгнившее и свалившееся дерево, в степи ковыль, выгоревшая под солнцем, даже мощные горы поведали ему об ожидаемом разрушении, неизменно добавляя что тако же конец ждет и Коркута. Возвратившись на родные берега реки Сыр-Дарьи, Коркут сделал инструмент, выдолбив его из прочного хвойного дерева арчи. Нижнюю часть корпуса он затянул кожей принесенной в жертву верблюдицы. Верхняя же чашеобразная часть осталась открытой. Натянул струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. С тех пор мелодии Коркута и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а имя Коркута осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей.

Две струны на старинном кобызе делались из конских волос или верблюжьих жил. Отсюда и название инструментов: кылкобыз (кыл – конский волос), наркобыз (нар – одногорбый верблюд). Позднее были инструменты и с металлическими струнами – жезкобыз.

Кобыз делали из цельного куска дерева. Это один из древнейших способов изготовления музыкальных инструментов в истории человечества, и объясняется он вовсе не технической отсталостью или отсутствием металлических приспособлений. По древним верованиям многих народов только в цельном куске сохранится живая поющая душа дерева, которая будет звучать в инструменте. Открытый корпус, так же, как струны кобыза из пучка 30-60 некрученых конских волос, дают очень густой, богатый обертонами тембр.

На кобызе баксы, внутри корпуса и на широкой головке, подвешивались металлические кованые пластинки, завитки, колокольчики конырау, которые при встряхивании инструмента создавали особый фон. Играли на кобызе лукообразным смычком, держа инструмент вертикально с опорой на сомкнутые бедра. Длина конского волоса (до 70 см) определяла размер инструмента. Общая длина кобыза - около 60-70 сантиметров. Однако наркобыз был вдвое больше и, соответственно размерам и струнам из толстых верблюжьих жил, звучал в более низком регистре. Примечательно, что при игре на кобызе исполнитель не прижимает струны к грифу. Прикосновения к струнам ногтями или подушечками пальцев, в совокупности с конструкцией инструмента, создают неповторимое своеобразие звучания.

Изначально кобыз был инструментом исключительно шаманов (баксы), которые использовали его в различных ритуалах, для общения с духами предков - аруахами. Простой народ боялся даже прикасаться к этому инструменту, так как считали, что инструмент этот в руках шаманов обладает волшебной способностью и силой исцелять от болезней, изгонять злых духов, менять судьбу человека.

Наряду с этим кобызовая традиция носит не только ритуальный характер, но и связана с эпическим творчеством жырау (певцов), которые в кочевой среде занимали одно из видных мест. Жырау находились обычно при ставке ханов, являясь военными и политическими советниками, воспевая героические подвиги ханов, батыров. Постепенно историческая судьба как кобыза, так и кобызовой традиции стала угасать; устойчивыми носителями кобызовой традиции остались только баксы. Исполнение эпических произведений перешло к акынам-жыршы, их эпическим сказаниям в сопровождении домбры.

Музыкальный инструмент кобыз

Казахские шаманы с древних времен умели играть на удивительном струнном смычковом инструменте, звуки которого помогали им общаться с духами предков. Простой народ верил, что кобыз священен, в руках шаманов он обретает особую силу, его музыка способна воздействовать на судьбу человека, изгонять злых духов, исцелять от болезней и даже продлевать жизнь.

Устройство инструмента

Еще в древности казахи научились изготавливать кобыз из цельного куска дерева. Они выдалбливали в куске клена, сосны или березы полый полушар, который с одной стороны продолжала изогнутая шейка с плоской головкой. С другой сооружалась вставка, служившая подставкой во время игры.

Верхней доски инструмент не имел. Чтобы играть на нем, применялся смычок. Его форма напоминает лук, функцию тетивы в котором выполняют конские волосы. Кобыз имеет только две струны. Их свивают из 60-100 волос, привязывают к головке при помощи крепкой нити из верблюжьей шерсти. Инструмент со струнами из конского волоса называется кыл-кобыз, а если используется крепкая нить из верблюжьей шерсти – нар-кобыз. Общая длина от головки до окончания подставки не более 75 сантиметров.

Музыкальный инструмент кобыз

За прошедшие столетия национальный музыкальный инструмент почти не изменился. Его также изготавливают из куска дерева, считая, что только цельные фрагменты могут сохранить душу, способную петь, как вольный ветер, завывать подобно волку или звенеть, как запущенная стрела.

В середине прошлого столетия к двум уже имеющимся добавились еще две струны. Это позволило исполнителям расширить диапазон звучания, воспроизводить на инструменте не только примитивные этнические мелодии, но и сложные произведения русских и европейских композиторов.

История

Легендарный создатель кобыза – тюркский акын и сказитель Коркыт, живший в X веке. Жители Казахстана бережно хранят, передают из уст в уста легенды об этом народном композиторе. Инструмент с древности считается атрибутом носителей тенгрианской религии – баксов.

Древний кыл-кобыз

Степные кочевники использовали кобыз, чтобы развеять печаль в долгом пути. Искусство игры на инструменте передавалось от отцов к сыновьям. В начале XX века начались гонения на шаманов, как следствие, прервались традиции игры на инструменте. Кобыз чуть не утратил свое национальное и историческое значение.

Вернуть народный инструмент и даже вывести его на большую сцену удалось казахскому композитору Жаппасу Каламбаеву и преподавателю Алма-Атинской консерватории Даулету Мыктыбаеву.

Легенда о создании кобыза

Во времена, которых уже никто не помнит, жил юноша Коркут. Ему было суждено умереть в 40-летнем возрасте – так напророчил старец, явившийся во сне. Не желая поддаваться печальной участи, парень снарядил верблюдицу, отправился в странствие, надеясь найти бессмертие. В путешествии он встречал людей, которые рыли для него могилы. Юноша понял – смерть неминуема.

Тогда он в печали принес в жертву верблюдицу, создал из ствола старого дерева кобыз, а кожей животного обтянул его корпус. Он играл на инструменте, и все живые существа прибегали послушать красивую музыку. Пока она звучала, Смерть была бессильна. Но однажды Коркут заснул, и его ужалила змея, в которую перевоплотилась Смерть. Покинув мир живых, юноша стал носителем бессмертия и вечной жизни, покровителем всех шаманов, владыкой Нижних вод.

Легенда о Коркыте и кобызе

Использование кобыза

В разных странах мира есть похожий на казахский инструмент. В Монголии это морин-хуур, в индии – таус, в Пакистане – саранги. Русский аналог – скрипка, виолончель. В Казахстане традиции игры на кобызе связаны не только с этническими ритуалами. Его использовали кочевники и жырау – советники ханов, воспевавшие их подвиги. Сегодня он входит в состав ансамблей и оркестров народных инструментов, звучит сольно, воспроизводя традиционные национальные кюи. Казахские музыканты используют кобыз в рок-композициях, в поп-музыке и в народном эпосе.

Игра на кыл-кобызе

Известные исполнители

Самые известные кобызисты:

  • Коркыт – композитор конца IX-начала X веков;
  • Жаппас Каламбаев – виртуоз и автор музыкальных сочинений;
  • Фатима Балгаева – солистка Казахского академического оркестра народных инструментов, автор оригинальной техники игры на кобызе.

В Казахстане популярна Ляйли Тажибаева – известная кобызистка, фронт-вумен группы Layla-Qobyz. Коллектив исполняет оригинальные рок-баллады, в которых особый колорит придает звучание кобыза.

В музыкальной культуре Казахстана особое, священное место занимает кобыз.

Услышав его однажды, уже нельзя забыть. Древнейший инструмент способен передавать звуки ветра, шелест листвы, голоса птиц и животных, может изобразить и современную акустику городов, но главным будет оставаться не это — за мелодией всегда спрятаны чувства и переживания человека, его душа. Не каждому дано освоить игру на кобызе, понять его структуру и живой организм, тем ценнее звучание инструмента в руках особенных исполнителей и композиторов.

В музыкальной культуре Казахстана особое, священное место занимает кобыз.

Об истории этого древнего инструмента, его преобразованиях, усовершенствованиях, современном использовании мы беседуем с Шолпан Задановной Рауандиной, профессором Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, деятелем культуры РК, посвятившим большую часть своей жизни изучению, преподаванию и популяризации этого магического инструмента.

Душа и тело инструмента

— Инструмент делается из цельного дерева, на нижней деке натягивается кожа, шейка кобыза без грифа. У древней формы инструмента две струны из нескрученных волос коня. Украшали кобыз металлическими подвесками, колокольчиками, пластинами, а внутри устанавливали зеркало, в отражающую силу плохой энергии которого верили баксы (шаманы-целители) и жырау (народные певцы), исполнявшие на этом инструменте героические эпосы и эпические сказания, — поясняет Шолпан Задановна.

Тенгрианскую философию дуальности мира отражает сдвоенная чашечка резонатора, символизирующая рассвет и закат, день и тьму, а в двух струнах — верх и низ мироздания.

То, что кобыз изготавливали из цельного куска дерева, объясняется не технической отсталостью или отсутствием металлических приспособлений ранее и передачей традиций ныне: по древним верованиям кочевников именно в цельном куске сохраняется живая и поющая душа дерева, отзывающаяся на струны инструмента. А густые нескрученные конские волосы в натянутой струне дают густой, богатый обертонами тембр.

Принято считать, что создателем кобыза был мудрец и кюйши Коркыт-ата. Он первым написал и мелодии для инструмента, чудом сохранившиеся до наших дней.


Модернизация инструмента

Кобыз, или, если правильно говорить, древний кыл-кобыз претерпевал несколько усовершенствований, и таким образом, кобыз-прима, рожденный в недрах оркестра казахских народных инструментов, прошел долгий путь своей модернизации. Это было вызвано необходимостью повышения уровня оркестрового и сольного исполнительства. Новый инструмент дал возможность исполнителю расширять репертуар, точно воспроизводить звуковую высоту.

— История создания казахского музыкального инструмента кобыза-прима связана с организацией в 1934 году оркестра народных инструментов при Казахском центральном исполнительном комитете. Его основателем, художественным руководителем и первым дирижером стал будущий академик, народный артист Казахской ССР Ахмет Жубанов, — объясняет профессор Шолпан Рауандина. — Рождение оркестра явилось историческим событием в культуре казахского народа, так как переход от вековых традиций сольного исполнительства к многоголосному оркестровому звучанию, исполнение произведений в нотной записи и выход на большую сцену повлекли за собой усовершенствование казахских народных музыкальных инструментов.

Введение в оркестр модернизированных видов инструментов, включая кобыз, проводилось по модели известного русского оркестра народных инструментов имени В. Андреева, реконструкцией и изготовлением которого занимались музыкальные мастера Э. Романенко и К. Касымов под руководством А. Жубанова. При этом усовершенствование оркестровых кобызов разрабатывалось на основе традиционного двухструнного кыл-кобыза.

— В результате первого этапа реконструкции инструментов в оркестре появились кобызовые подвиды: кобыз-прима, альт-кобыз, бас-кобыз, контрабас-кобыз. В частности, в конструкции кобыз-примы сохранились, как у кылкобыза, долбленый ковшеобразный корпус и изогнутая удлиненная шейка. В отличие от своего прародителя он стал трехструнным: две струны (соль малой октавы и ре первой октавы) — жильные, а третья — металлическая (ля первой октавы). Жильные струны придавали тембру инструмента мягкость и певучесть человеческого голоса, а появление металлической струны, с одной стороны, расширило его диапазон, позволило исполнять сложные произведения в составе оркестра, с другой — усовершенствованный кобыз-прима потерял самостоятельность и мог солировать только в сопровождении оркестра и фортепиано. В то же время этот недостаток компенсировался жильными струнами, которые придают звуку кобыза необыкновенно мягкое звучание, новый тембровый колорит, благодаря чему он стал пользоваться неизменным успехом у слушателей не только народной, но и современной музыки.

Первыми исполнителями на трехструнном кобыз-приме были талантливые музыканты, народные артисты Казахской ССР Гульнафиз Баязитова и Фатима Балгаева. К слову, диск с записью исполнения самых знаменитых кюев известной казахстанской кобызисткой, музыкальным педагогом Фатимой Балгаевой был издан под редакцией Ш.З. Рауандиной.

— Таким образом, в результате второго этапа реконструкции было осуществлено рождение оркестрового четырехструнного инструмента, принявшего ковшеобразную форму, с кожей на верхней деке. Флажелетно-ногтевой способ игры. Отличие его от прародителя заключалось в наличии металлических четырех струн, настроенных по квинтам и укороченной шейке инструмента. Два главных отличительных фактора придали ему новое звучание, необходимое для оркестрового исполнительства. Причем добавление четвертой струны значительно расширило диапазон и строй (соль малой октавы, ре и ля первой октавы, ми второй октавы), а укороченная шейка инструмента способствовала повышению технических возможностей исполнения сложных оркестровых партий. У четырехструнного кобыза-примы были свои известные исполнители, среди которых заслуженная артистка Казахской ССР М. Каленбаева, солистка национального оркестра имени Курмангазы, в исполнении которой прекрасно звучали многие оригинальные сочинения.


Кобыз все чувствует

Но и на этом этапе реконструкция кобыза не остановилась, и сегодня на сцене и в учебных заведениях музыканты держат в руках все более усовершенствованные модели инструмента. Они всегда изготовлены мастерами, потому что кобыз — это не фабричный инструмент: его душу надо чувствовать, а также знать и понимать, кто будет извлекать из него правильные звуки.

Кстати, именно своими волшебными свойствами чувствовать человека, пространство и время наделен именно этот инструмент. Музыканты признаются, что кобыз любит не всех людей и не все страны мира. Дерево и кожа реагируют на любые перепады температур, а, по мнению этно-дизайнера из Шымкента Кендебая Карабдалова, кобыз вовсе не зазвучит, если близко к нему будет находиться человек с отрицательной энергетикой, зато мягко запоет для доброго путника.

Читайте также: