Доклад о правоприменительной практике контрольно надзорной деятельности

Обновлено: 15.05.2024

Статья 47. Обобщение правоприменительной практики

1. Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:

1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;

2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;

3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);

4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;

5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

2. По итогам обобщения правоприменительной практики контрольный (надзорный) орган обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа (далее - доклад о правоприменительной практике).

3. Доклад о правоприменительной практике готовится контрольным (надзорным) органом по каждому осуществляемому им виду контроля с периодичностью, предусмотренной положением о виде контроля, но не реже одного раза в год. Контрольный (надзорный) орган обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.

4. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя контрольного (надзорного) органа и размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет" в сроки, указанные в положении о виде контроля.

5. Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад контрольного (надзорного) органа о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

6. Методическое обеспечение деятельности по обобщению правоприменительной практики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Тепловых сетей (в двухтрубном исчислении),

Линии электропередачи всего,

напряжением до 1 кВ

напряжением от 1 кВ до 110 кВ

напряжением 220 кВ и выше

За 2019 год под руководством и при непосредственном участии Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора совместно с территориальными органами проведено 273 внеплановые проверки в отношении следующих организаций: ПАО "МРСК Центра" и 11 его филиалов, ПАО "Межрегиональная сетевая компания (далее - МРСК) Центра и Приволжья" и его 3 филиалов, ПАО "МРСК Северного Кавказа" и его 6 филиалов, ПАО "Тюменьэнерго" и его 9 филиалов, ПАО "МРСК Волги" и его 7 филиалов, ОАО "МРСК Урала" и 3 его филиалов, ПАО "МРСК Юга" и 4 его филиалов, АО "Янтарьэнерго" и его 4 филиалов, ПАО "ТРК", АО "РЭС", ПАО "МОЭСК", 10 филиалов ПАО "Ленэнерго", ОАО "ТГК-16", АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", ОАО "ЭЛТЕЗА" и 5 его филиалов, АО "ТГК N 11" и его 3 филиалов, ПАО "РУСАЛ Братский алюминиевый завод", АО "РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод", 5 филиалов ПАО "МРСК Сибири", 3 филиалов ПАО "ФСК ЕЭС", АО "РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат", АО "РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод", 2 филиалов АО "Объединенная компания РУСАЛ Уральский алюминий", ЗАО "Трансмашхолдинг", ООО "Трансконвертер", 3 филиалов ПАО "МОЭСК", ООО "РЕЙЛКОМП", ОАО "Производственный комплекс ХК Электрозавод", Трансэнерго - филиалов ОАО "РЖД" и его 10 структурных подразделений, 10 структурных подразделений Дирекции по ремонту тягового подвижного состава - филиала ОАО "РЖД", АО "СИБУР-Химпром", ООО "СИБУР Тольятти", ПАО АНК "Башнефть" и 3 его филиалов, ПАО "Томская распределительная компания", АО "Тываэнерго", АО "Дагестанская сетевая компания".

По результатам проведения контроля за устранением выявленных нарушений по 8 предписаниям, выданным Ростехнадзором, нарушения устранены не в полном объеме.

По результатам проверок выявлено 236863 нарушения.

За отчетный период инспекторским составом территориальных органов Ростехнадзора проведено 100945 надзорных мероприятий по контролю организации безопасной эксплуатации и технического состояния оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, электроустановок потребителей. По результатам проверок выявлено 765336 нарушений.

Инспекторским составом Ростехнадзора в ходе проведения проверок применены меры административного взыскания в виде штрафа в отношении 29610 юридических и должностных лиц, индивидуальных предпринимателей. Сумма взысканных штрафов составила более 193 млн. рублей.

За 2019 год инспекторским персоналом допущено в эксплуатацию 38951 новых и реконструированных энергоустановок.

Большой объем работ выполнен по контролю за подготовкой электро- и теплоснабжающих организаций к прохождению осенне-зимнего периода 2019-2020 годов.

За отчетный период в ходе проведенных территориальными органами Ростехнадзора проверок по контролю за состоянием безопасности в электро- и теплоснабжающих организациях при подготовке к осенне-зимнему периоду 2019-2020 годов было обследовано 156 объектов энергетики, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии, 462 объекта, осуществляющих передачу электрической энергии, 117 теплосетевых организаций, 15549 теплоснабжающих организаций.

В ходе проведенных проверок за отчетный период было выявлено более 98 тысяч нарушений норм и правил безопасности при эксплуатации энергетического оборудования, привлечены к ответственности 3311 должностных лиц и 985 юридических лиц. Сумма взысканных штрафов составила более 7 млн. рублей.

В связи с неудовлетворительным состоянием безопасности энергоустановок в электро- и теплоснабжающих организациях территориальными органами Ростехнадзора направлены письма в адрес полномочных представителей Президента Российской Федерации - 44, органов прокуратуры - 84, губернаторов субъектов Российской Федерации - 37, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - 69, а также органов местного самоуправления - 183.

Основными типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований остаются:

отсутствие технического освидетельствования технологических систем и электрооборудования с истекшим сроком эксплуатации (включая экспертизу промышленной безопасности);

отсутствие комплексного обследования строительных конструкций основных производственных зданий и сооружений;

непроведение плановых ремонтов и испытаний оборудования в установленные техническими нормами сроки (ремонты выполняются по факту выхода из строя оборудования);

нарушение графиков расчистки просек;

непроведение противоаварийных тренировок по ликвидации возможных аварийных ситуаций, характерных для работы в осенне-зимний период;

непроведение технического освидетельствования электрооборудования с истекшим сроком службы с целью оценки состояния, установления сроков дальнейшей работы и условий эксплуатации;

нарушение требований, касающихся заземления частей электроустановок потребителей;

отсутствие уплотнений проходов кабельных линий через стены, перекрытия (места выхода кабелей из кабельных каналов не уплотнены огнеупорным материалом);

несоответствие установленным требованиям расстояния между силовыми одиночными кабелями, проложенными на кабельных конструкциях.

В целях устранения выявленных замечаний, организациям, допустившим нарушения, выдавались предписания со сроками устранения.

За отчетный период обжалований выданных предписаний об устранении выявленных нарушений требований не осуществлялось, судебные решения об отмене предписаний отсутствуют.

За 2019 год произошло 39 несчастных случаев со смертельным исходом (40 погибших), в то время как за 2018 год - 40 несчастных случаев (41 погибший).

Наибольшее количество аварий произошло в организациях, поднадзорных Енисейскому (5 случаев), Сахалинскому, Верхне-Донскому и Центральному территориальному управлению Ростехнадзора (по 3 случая).

Основные причины несчастных случаев:

недостаточная подготовленность персонала к выполнению приемов, влияющих на безопасность работ;

неэффективность мероприятий по подготовке и обучению персонала выполнению требований безопасности;

невыполнение мероприятий, обеспечивающих безопасность работ в энергоустановках.

Исходя из анализа обстоятельств и причин несчастных случаев, руководителям поднадзорных организаций было рекомендовано:

доводить до работников материалы анализов несчастных случаев на энергоустановках, подконтрольных органам Ростехнадзора, при проведении всех видов занятий и инструктажей по охране труда;

повысить уровень организации производства работ на электрических установках, исключить допуск персонала к работе без обязательной проверки выполнения организационных и технических мероприятий при подготовке рабочих мест;

обеспечивать проверку знаний персоналом нормативных правовых актов по охране труда при эксплуатации электроустановок; персонал, не прошедший проверку знаний, к работам в электроустановках не допускать;

обеспечить установленный порядок содержания, применения и испытания средств защиты;

усилить контроль за выполнением мероприятий, обеспечивающих безопасность работ;

проводить разъяснительную работу с персоналом о недопустимости самовольных действий; повышать производственную дисциплину;

особое внимание обратить на организацию производства работ в начале рабочего дня и после перерыва на обед;

повысить уровень организации работ по монтажу, демонтажу, замене и ремонту энергооборудования;

усилить контроль за соблюдением порядка включения и выключения энергооборудования и его осмотров;

не допускать персонал к проведению работ в особо опасных помещениях и помещениях с повышенной опасностью без электрозащитных средств;

не допускать проведение работ вне помещений при проведении технического обслуживания во время интенсивных осадков и при плохой видимости.

В соответствии с Положением о государственной инспекции по охране и использованию животного мира администрации Владимирской области (далее - Госохотинспекция), утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 31.01.2008г №65, Госохотинспекция является государственным органом исполнительной власти, осуществляющим:

- федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории области, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

- федеральный государственный охотничий надзор на территории области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения;

- государственный надзор в области обращения с животными в части соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи (за исключением требований к содержанию и использованию таких животных в культурно-зрелищных целях и на особо охраняемых природных территориях, а также принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации;

- региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

- обеспечение единства практики применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее – обязательные требования);

- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Госохотинспекции путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;

- снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;

- повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;

- совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.

При осуществлении контрольно-надзорных функций Госохотинспекция руководствуется следующими нормативными правовыми актами, содержащими обязательные требования:

Сведения о результатах контрольно-надзорной деятельности

К контрольно-надзорные мероприятиям относятся:

- проверки (плановые, внеплановые);

- плановые (рейдовые) осмотры.

За 9 месяцев 2020 года Госохотинспекция продолжила проведение мероприятий по государственному контролю (надзору), направленных на предупреждение и выявление нарушений законодательства в соответствующей сфере деятельности.

Госохотинспекцией ведется единый реестр проверок, база данных по учету административных материалов, составленных государственными инспекторами.

Обеспечен контроль за исполнением предписаний и устранением выявленных в ходе проверок нарушений.

В соответствии с планом проверок на 2020 год, согласованный с органами прокуратуры, в анализируемом периоде времени плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не проводились (9 месяцев 2019 - 3).

Третья проверка проведена в рамках государственного надзора в области обращения с животными в части соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи (за исключением требований к содержанию и использованию таких животных в культурно-зрелищных целях и на особо охраняемых природных территориях, а также принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации) по согласованию с прокуратурой области, на основании обращения граждан. В ходе проверки установлено, что общественным объединением деятельность, подпадающая под государственный надзор, не осуществляется.

В рамках взаимодействия сотрудники Госохотинспекции в прошедшем периоде 2020 года принимали активное участие в проводимых Владимирской природоохранной прокуратурой и территориальный прокуратурами проверках юридических лиц. Всего было проведено 19 совместных проверок охотпользователей.

По результатам проверок в каждом охотхозяйстве выявлены нарушения обязательных требований. На основании представленных надзорным органом материалов привлечено к административной ответственности 9 юридических и 22 должностных лица.

Наиболее распространенные нарушения законодательства, допускаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при ведении охотничьего хозяйства:

1. Отсутствие схемы охраны и использования охотничьего угодья;

2. Ненадлежащее оформление информационных знаков (аншлагов) – нарушение требований к их установке, отсутствие контактной информации;

3. Нарушения при ведении журнала учета краснокнижных животных либо его отсутствие;

4. Не соответствие штатного расписания нормативам по охране охотничьих ресурсов (количество егерей не соответствует требованиям законодательства);

5. Не проведение мероприятий по производственному охотничьему контролю, отсутствие производственного охотничьего инспектора;

6. Не предоставление в уполномоченный государственный орган необходимых документов на введение запрета любительской и спортивной охоты на территории зоны охраны, а также натаски и нагонки собак охотничьих пород, выделенных схемой использования и охраны охотничьего угодья, что не позволяет установить ограничения охоты на данных участках;

7. Нарушения при выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов (неверное указание сроков охоты, превышение либо занижение нормативов добычи охотничьих ресурсов, отсутствие подписей и других обязательных реквизитов в заявлениях и разрешениях).

Плановые (рейдовые) осмотры.

В целях предупреждения, выявления и пресечения фактов причинения вреда охотничьим ресурсам, объектам животного мира и среде их обитания, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; Госохотинспекцией активно реализовывается проведение такого контрольно-надзорного мероприятия как плановые (рейдовые) осмотры по контролю за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территориях охотничьих угодий.

Основные нарушения при проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении физических лиц.

- отсутствие разрешения на добычу охотничьих ресурсов, охотбилета или разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия;

-транспортировка продукции охоты без разрешения на добычу или отрывного талона разрешения;

-стрельба из оружия (добыча) в том числе из пневматического, ближе 200 м от жилья;

- превышение нормы добычи охотничьих ресурсов;

- стрельба по пернатой дичи, сидящей на проводах, опорах (столбах) ЛЭП;

- использование любых плавательных средств в период осуществления весенней охоты для преследования, выслеживания, поиска и (или) добычи пернатой дичи, за исключением подбора добытой дичи;

- применение электронных устройств, имитирующих звуки, издаваемые охотничьими животными и иными животными;

- нахождение в охотугодьях в (на) механических транспортных средствах, а также плавательных средствах с включенным мотором, в том числе, не прекратившем движение по инерции после выключения мотора, с расчехленным или заряженным, или имеющем патроны в магазине охотничьим огнестрельным оружием;

- применение огнестрельного длинноствольного охотничьего оружия с нарезным стволом и нарезных стволов комбинированного оружия для охоты на пернатую дичь;

- охота в весенний период на утренней тяге на вальдшнепа;

- охота весенний период с подхода;

- охота на пернатую дичь, в период весенней охоты, с собаками охотничьих пород, за исключением применения подружейных собак, для отыскивания раненой и подачи добытой пернатой дичи;

- охота на гусей без укрытий или без использования профилей, чучел, манков (кроме электроманков);

- охота в весенний период на селезней уток без использования подсадных уток и без укрытий;

- охота на пернатую дичь, в период весенней охоты, с собаками охотничьих пород, за исключением применения подружейных собак, для отыскивания раненой и подачи добытой пернатой дичи;

- охота с собаками охотничьих пород без документа о вакцинации против бешенства;

- не предоставление сведений о добытых охотничьих ресурсах.

Административная практики.

За 9 месяцев 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатели количества лиц, привлеченных к административной ответственности, а также материалов, направленных для рассмотрения в суды, снизилось и составило 345 (9 месяцев 2019 года - 602). Данный показатель свидетельствует с одной стороны о действенности мер, направленных на профилактику нарушений, а также эффективности разъяснительной работы с гражданами, в том числе, охотниками. С другой стороны, обусловлен передачей полномочий по осуществлению государственного регионального надзора за особо охраняемыми природными территориями в департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области (ст. 8.39 КоАП РФ).

Одновременно с этим с 03.04.2020 сотрудниками Госохотинспекции в в рамках возложенных администрацией области полномочий по составлению протоколов по ст. 20.6.1 КоАП РФ (невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации) осуществлено 424 рейда, составлен 41 протокол в отношении физических лиц (материалы направлены для рассмотрения в суды), проведены мероприятия по контролю в отношении 95 организаций и индивидуальных предпринимателей. (невыполнение правил поведения).

Профилактические мероприятия.

При осуществлении возложенных функций государственного надзора (контроля) в 2020 году Госохотинспекцией особое внимание уделяется проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений. Осуществляется информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, размещение на официальном сайте актуализированного перечня нормативных правовых актов, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), с представителями охотпользователей проводятся семинары и рабочие встречи.

В 1 квартале 2020 года Госохотинспекцией проведено совещание, в ходе которого до сведения охотпользователей доведены основные нарушения, выявленные в ходе проведенных в 2019 - 1 квартале 2020 года проверках, а также изменения действующего законодательства, статистические данные о причиняемом в результате незаконных действий вреде объектам животного мира и среде их обитания. Обращено внимание на недостаточный уровень организации производственного охотничьего контроля, рост фактов незаконной добычи охотничьих ресурсов, необходимость соблюдения требований законодательства при ведении охотничьего хозяйства и устранение ранее выявленных недостатков.

Во 2 квартале 2020 года охотпользователям направлено информационное письмо о необходимости усиления производственного охотничьего контроля.

Предложения по совершенствованию государственного контроля (надзора) на территории области:

1. Совершенствование нормативного правового обеспечения деятельности на федеральном и региональном уровнях.

2. Совершенствование форм и методов мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, в том числе проведение семинаров с работниками юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, встреч с гражданами по разъяснению действующего законодательства, информированию о выявленных недостатках в деятельности поднадзорных субъектов, допускаемых нарушениях, в целях предупреждения нарушений обязательных требований. Совершенствование форм и методов профилактических мероприятий.

3. Совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия Госохотинспекции с органами МВД, прокуратуры, другими надзорными органами (в т.ч. доступ к базе данных ГИБДД, Гостехнадзора и др.)

4. Совершенствование показателей эффективности государственного контроля (надзора) в части его качественной составляющей.

5. Разработка единой информационной базы административных правонарушений в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания и обеспечение доступа к ней органам государственного контроля (надзора).

Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования осуществления государственного контроля (надзора) в установленной сфере:

В соответствии с Положением о государственной инспекции по охране и использованию животного мира администрации Владимирской области (далее - Госохотинспекция), утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 31.01.2008г №65, Госохотинспекция является государственным органом исполнительной власти, осуществляющим:

- федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории области, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

- федеральный государственный охотничий надзор на территории области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения;

- государственный надзор в области обращения с животными в части соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи (за исключением требований к содержанию и использованию таких животных в культурно-зрелищных целях и на особо охраняемых природных территориях, а также принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации;

- региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

- обеспечение единства практики применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее – обязательные требования);

- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Госохотинспекции путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;

- снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;

- повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;

- совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.

При осуществлении контрольно-надзорных функций Госохотинспекция руководствуется следующими нормативными правовыми актами, содержащими обязательные требования:

Сведения о результатах контрольно-надзорной деятельности

К контрольно-надзорные мероприятиям относятся:

- проверки (плановые, внеплановые);

- плановые (рейдовые) осмотры.

За 9 месяцев 2020 года Госохотинспекция продолжила проведение мероприятий по государственному контролю (надзору), направленных на предупреждение и выявление нарушений законодательства в соответствующей сфере деятельности.

Госохотинспекцией ведется единый реестр проверок, база данных по учету административных материалов, составленных государственными инспекторами.

Обеспечен контроль за исполнением предписаний и устранением выявленных в ходе проверок нарушений.

В соответствии с планом проверок на 2020 год, согласованный с органами прокуратуры, в анализируемом периоде времени плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не проводились (9 месяцев 2019 - 3).

Третья проверка проведена в рамках государственного надзора в области обращения с животными в части соблюдения требований к содержанию и использованию диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи (за исключением требований к содержанию и использованию таких животных в культурно-зрелищных целях и на особо охраняемых природных территориях, а также принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации) по согласованию с прокуратурой области, на основании обращения граждан. В ходе проверки установлено, что общественным объединением деятельность, подпадающая под государственный надзор, не осуществляется.

В рамках взаимодействия сотрудники Госохотинспекции в прошедшем периоде 2020 года принимали активное участие в проводимых Владимирской природоохранной прокуратурой и территориальный прокуратурами проверках юридических лиц. Всего было проведено 19 совместных проверок охотпользователей.

По результатам проверок в каждом охотхозяйстве выявлены нарушения обязательных требований. На основании представленных надзорным органом материалов привлечено к административной ответственности 9 юридических и 22 должностных лица.

Наиболее распространенные нарушения законодательства, допускаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при ведении охотничьего хозяйства:

1. Отсутствие схемы охраны и использования охотничьего угодья;

2. Ненадлежащее оформление информационных знаков (аншлагов) – нарушение требований к их установке, отсутствие контактной информации;

3. Нарушения при ведении журнала учета краснокнижных животных либо его отсутствие;

4. Не соответствие штатного расписания нормативам по охране охотничьих ресурсов (количество егерей не соответствует требованиям законодательства);

5. Не проведение мероприятий по производственному охотничьему контролю, отсутствие производственного охотничьего инспектора;

6. Не предоставление в уполномоченный государственный орган необходимых документов на введение запрета любительской и спортивной охоты на территории зоны охраны, а также натаски и нагонки собак охотничьих пород, выделенных схемой использования и охраны охотничьего угодья, что не позволяет установить ограничения охоты на данных участках;

7. Нарушения при выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов (неверное указание сроков охоты, превышение либо занижение нормативов добычи охотничьих ресурсов, отсутствие подписей и других обязательных реквизитов в заявлениях и разрешениях).

Плановые (рейдовые) осмотры.

В целях предупреждения, выявления и пресечения фактов причинения вреда охотничьим ресурсам, объектам животного мира и среде их обитания, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; Госохотинспекцией активно реализовывается проведение такого контрольно-надзорного мероприятия как плановые (рейдовые) осмотры по контролю за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территориях охотничьих угодий.

Основные нарушения при проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении физических лиц.

- отсутствие разрешения на добычу охотничьих ресурсов, охотбилета или разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия;

-транспортировка продукции охоты без разрешения на добычу или отрывного талона разрешения;

-стрельба из оружия (добыча) в том числе из пневматического, ближе 200 м от жилья;

- превышение нормы добычи охотничьих ресурсов;

- стрельба по пернатой дичи, сидящей на проводах, опорах (столбах) ЛЭП;

- использование любых плавательных средств в период осуществления весенней охоты для преследования, выслеживания, поиска и (или) добычи пернатой дичи, за исключением подбора добытой дичи;

- применение электронных устройств, имитирующих звуки, издаваемые охотничьими животными и иными животными;

- нахождение в охотугодьях в (на) механических транспортных средствах, а также плавательных средствах с включенным мотором, в том числе, не прекратившем движение по инерции после выключения мотора, с расчехленным или заряженным, или имеющем патроны в магазине охотничьим огнестрельным оружием;

- применение огнестрельного длинноствольного охотничьего оружия с нарезным стволом и нарезных стволов комбинированного оружия для охоты на пернатую дичь;

- охота в весенний период на утренней тяге на вальдшнепа;

- охота весенний период с подхода;

- охота на пернатую дичь, в период весенней охоты, с собаками охотничьих пород, за исключением применения подружейных собак, для отыскивания раненой и подачи добытой пернатой дичи;

- охота на гусей без укрытий или без использования профилей, чучел, манков (кроме электроманков);

- охота в весенний период на селезней уток без использования подсадных уток и без укрытий;

- охота на пернатую дичь, в период весенней охоты, с собаками охотничьих пород, за исключением применения подружейных собак, для отыскивания раненой и подачи добытой пернатой дичи;

- охота с собаками охотничьих пород без документа о вакцинации против бешенства;

- не предоставление сведений о добытых охотничьих ресурсах.

Административная практики.

За 9 месяцев 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатели количества лиц, привлеченных к административной ответственности, а также материалов, направленных для рассмотрения в суды, снизилось и составило 345 (9 месяцев 2019 года - 602). Данный показатель свидетельствует с одной стороны о действенности мер, направленных на профилактику нарушений, а также эффективности разъяснительной работы с гражданами, в том числе, охотниками. С другой стороны, обусловлен передачей полномочий по осуществлению государственного регионального надзора за особо охраняемыми природными территориями в департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области (ст. 8.39 КоАП РФ).

Одновременно с этим с 03.04.2020 сотрудниками Госохотинспекции в в рамках возложенных администрацией области полномочий по составлению протоколов по ст. 20.6.1 КоАП РФ (невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации) осуществлено 424 рейда, составлен 41 протокол в отношении физических лиц (материалы направлены для рассмотрения в суды), проведены мероприятия по контролю в отношении 95 организаций и индивидуальных предпринимателей. (невыполнение правил поведения).

Профилактические мероприятия.

При осуществлении возложенных функций государственного надзора (контроля) в 2020 году Госохотинспекцией особое внимание уделяется проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений. Осуществляется информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, размещение на официальном сайте актуализированного перечня нормативных правовых актов, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), с представителями охотпользователей проводятся семинары и рабочие встречи.

В 1 квартале 2020 года Госохотинспекцией проведено совещание, в ходе которого до сведения охотпользователей доведены основные нарушения, выявленные в ходе проведенных в 2019 - 1 квартале 2020 года проверках, а также изменения действующего законодательства, статистические данные о причиняемом в результате незаконных действий вреде объектам животного мира и среде их обитания. Обращено внимание на недостаточный уровень организации производственного охотничьего контроля, рост фактов незаконной добычи охотничьих ресурсов, необходимость соблюдения требований законодательства при ведении охотничьего хозяйства и устранение ранее выявленных недостатков.

Во 2 квартале 2020 года охотпользователям направлено информационное письмо о необходимости усиления производственного охотничьего контроля.

Предложения по совершенствованию государственного контроля (надзора) на территории области:

1. Совершенствование нормативного правового обеспечения деятельности на федеральном и региональном уровнях.

2. Совершенствование форм и методов мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, в том числе проведение семинаров с работниками юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, встреч с гражданами по разъяснению действующего законодательства, информированию о выявленных недостатках в деятельности поднадзорных субъектов, допускаемых нарушениях, в целях предупреждения нарушений обязательных требований. Совершенствование форм и методов профилактических мероприятий.

3. Совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия Госохотинспекции с органами МВД, прокуратуры, другими надзорными органами (в т.ч. доступ к базе данных ГИБДД, Гостехнадзора и др.)

4. Совершенствование показателей эффективности государственного контроля (надзора) в части его качественной составляющей.

5. Разработка единой информационной базы административных правонарушений в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания и обеспечение доступа к ней органам государственного контроля (надзора).

Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования осуществления государственного контроля (надзора) в установленной сфере:

Читайте также: