Доклад 14 русско украинские отношения в 2005 2015 гг

Обновлено: 02.07.2024

Стоит отметить, что в целом Запад в те годы мало вмешивался и во внутриукраинские дела, и в отношения между Украиной и Россией. Украинская стратегия Вашингтона в первой половине 2000-х была крайне неопределённой. О том, какое место занимали отношения с Украиной в системе приоритетов ЕС, красноречиво свидетельствует хотя факт закрытия Данией своего посольства в Киеве во второй половине 2002 года — как раз тогда, когда эта страна была председателем в Европейском Союзе.

На неопределённость позиции западного сообщества Украина ответила серией деклараций о намерении интегрироваться в евроатлантические структуры, стала настойчивее стучаться в двери ЕС и НАТО. В мае 2002 г. Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) принял решение о целесообразности вступления Украины в НАТО. В июне 2002 г. Л. Кучма в своём послании к Верховной Раде заявил о необходимости вступления Украины в ЕС в десятилетней перспективе. Между тем, в 2004 году в результате своего расширения ЕС вышел на границы Украины и стал проявлять гораздо больший интерес к её делам. Основную роль в процессах формирования украинской стратегии ЕС взяла на себя Польша. Впрочем, это оценивалось официальной властью в Киеве скорее негативно. Стоит сказать, что ещё в октябре 2002 года Кучма обвинил Польшу в попытке вмешательства во внутренние дела Украины (в ответ на предложение премьера Л. Миллера провести в Варшаве круглый стол между президентом и оппозицией).




Стоит особо отметить тот факт, что период неопределённого партнёрства России и Украины, закончившийся с инаугурацией в президенты Украины В. Ющенко 23 января 2005 года, имел и столь же неопределённые итоги. При Л. Кучме Кремль ни разу так и не попытался реально решить проблемные вопросы взаимоотношений двух стран. А речь идёт о целом комплексе вопросов, который в целости перекочевал в новый, уже конфронтационный период отношений. Это, в частности:

1) статус русского языка,

2) двойное гражданство,

3) развитие системы российских СМИ на Украине,

4) статус отдельных территорий (Крым, Севастополь, Керченский пролив, демаркация государственной границы по морю и суше),

5) координация действий при вступлении в ВТО,

6) участие в интеграционных проектах на постсоветском пространстве,

7) статус Черноморского флота РФ,

8) долговременные отношения в сфере торговли энергоносителями.

Если обсуждение и решение названных проблем откладывался Кремлем в расчете на появление в Киеве более удобной для России власти, то этот расчет полностью не оправдался. Все проблемные точки взаимоотношений при новой власти стали открыто конфликтными.

Вновь стала актуальной тема статуса Черноморского флота РФ на территории Украины, которая приобрела новое наполнение: Киев поставил вопрос о незаконности использования Россией ряда объектов, формально не включённых в договоры аренды. МИД Украины заявил, что все маяки и гидронавигационные объекты удерживаются Россией незаконно. Ещё 17 апреля 2005 г. Ющенко указал на то, что статус ЧФ должен быть пересмотрен. В декабре 2005 был поставлен вопрос о необходимости проведения инвентаризации всех объектов, используемых ЧФ. Министр обороны РФ ответил на это угрозой, что Москва может пересмотреть положения по Севастополю Договора о дружбе и сотрудничестве 1997 г. В января 2006 г. Украина вновь заявила о незаконности удерживания Россией маяков в Крыму, а Россия в свою очередь обвинила Украину в захвате Ялтинского маяка. В результате переговоров острый кризис был снят, но вопрос остался так и не решённым, продолжая возникать в двусторонних отношениях и дальше.

Обострилась и проблема разграничения Азово-Керченской акватории и Чёрного моря. Украина настаивает на разграничении по бывшей внутрисоветской административной границе — вариант, крайне не выгодный для России, так как обязывает признать принадлежность Украине большей части морской территории, а также судоходной части Керченского пролива. Вновь встал вопрос о принадлежности о. Коса Тузла, конфликт из-за которого возник ещё осенью 2003 года. Впрочем, 13 июля 2005 года Россия всё же признала его принадлежность Украине, что мало поспособствовало разрешению вопроса о статусе Керченского пролива.

Одновременно Украина изменила своё позиционирование на постсоветской территории. Киев фактически заблокировал становление Единого экономического пространства. 7 апреля 2005 г. состоялся первый интеграционный форум по ЕЭП. На нём министр экономики Украины Сергей Терёхин заявил, что его страну принципиально не устраивает базовое соглашение по формированию ЕЭП от 2003 года, в котором предполагается создание наднациональных органов управления экономикой. Украина готова пойти только на создание зоны свободной торговли, но не интеграционное сообщество, которое было бы альтернативой интеграции с Евросоюзом. Надо признать, что по вопросу об участии Украины в ЕЭП в Киеве в целом сложился консенсус: это участие Украине невыгодно.

Надо сказать, что первые шаги в этом направлении были сделаны Москвой намного раньше. Ещё в 2001 году Россия стала отходить от ориентации на многосторонние договорённости внутри Содружества. В феврале того года министр обороны С. Иванов озвучил новую стратегию в отношении стран СНГ: преимущественное внимание Россия решила уделять не коллективным формам сотрудничества, а развитию двусторонних отношений.

В результате несколько раз намечаемая встреча президентов Ющенко и Путина для обсуждения перспектив заключения нового Большого договора в 2007 году так и не состоялась. Между тем, всё, что касалось двустороннего плана действий на 2007-2008 годы, было в той или иной степени торпедировано Украиной, власти которой пытались дополнять уже согласованные позиции.

Внеочередные парламентские выборы, состоявшиеся 30 сентября 2007 года, обозначили дальнейшее развитие вектора отчуждения между Украиной и Россией. Сформированный после очередного долгого политического кризиса к 18 декабря новый Кабинет Министров во главе с Юлией Тимошенко изначально позиционировался как ещё более антироссийский и прозападный по своим намерениям, чем предыдущий его состав в 2005 году. (При том, что сама Тимошенко по ряду вопросов, в частности, по НАТО, занимает более гибкую и умеренную позицию, чем Виктор Ющенко). С начала 2008 года вновь обострилась вся серия конфликтных тем российско-украинских взаимоотношений. Снова поднят вопрос о пользовании Россией крымскими маяками, инициирована серия новых решений, направленных на дальнейшую украинизацию общественной жизни и образования.

Несмотря на противодействие со стороны В. Ющенко, новый премьер подняла вопрос о пересмотре газовых договорённостей января 2006 года. Главным образом, с тем, чтобы добиться изменения тарифов на транзит российского газа. Новое обострение во взаимоотношениях двух стран неминуемо будет проходить на фоне непрекращающегося внутриполитического кризиса на Украине и приближающихся новых президентских выборов, которые намечены на январь 2010 года, однако могут состояться и ранее этого срока.

Россия и Украина

Стоит отметить, что в целом Запад в те годы мало вмешивался и во внутриукраинские дела, и в отношения между Украиной и Россией. Украинская стратегия Вашингтона в первой половине 2000-х была крайне неопределённой. О том, какое место занимали отношения с Украиной в системе приоритетов ЕС, красноречиво свидетельствует хотя факт закрытия Данией своего посольства в Киеве во второй половине 2002 года — как раз тогда, когда эта страна была председателем в Европейском Союзе.

На неопределённость позиции западного сообщества Украина ответила серией деклараций о намерении интегрироваться в евроатлантические структуры, стала настойчивее стучаться в двери ЕС и НАТО. В мае 2002 г. Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) принял решение о целесообразности вступления Украины в НАТО. В июне 2002 г. Л. Кучма в своём послании к Верховной Раде заявил о необходимости вступления Украины в ЕС в десятилетней перспективе. Между тем, в 2004 году в результате своего расширения ЕС вышел на границы Украины и стал проявлять гораздо больший интерес к её делам. Основную роль в процессах формирования украинской стратегии ЕС взяла на себя Польша. Впрочем, это оценивалось официальной властью в Киеве скорее негативно. Стоит сказать, что ещё в октябре 2002 года Кучма обвинил Польшу в попытке вмешательства во внутренние дела Украины (в ответ на предложение премьера Л. Миллера провести в Варшаве круглый стол между президентом и оппозицией).

Стоит особо отметить тот факт, что период неопределённого партнёрства России и Украины, закончившийся с инаугурацией в президенты Украины В. Ющенко 23 января 2005 года, имел и столь же неопределённые итоги. При Л. Кучме Кремль ни разу так и не попытался реально решить проблемные вопросы взаимоотношений двух стран. А речь идёт о целом комплексе вопросов, который в целости перекочевал в новый, уже конфронтационный период отношений. Это, в частности:

1) статус русского языка,

2) двойное гражданство,

3) развитие системы российских СМИ на Украине,

4) статус отдельных территорий (Крым, Севастополь, Керченский пролив, демаркация государственной границы по морю и суше),

5) координация действий при вступлении в ВТО,

6) участие в интеграционных проектах на постсоветском пространстве,

7) статус Черноморского флота РФ,

8) долговременные отношения в сфере торговли энергоносителями.

Если обсуждение и решение названных проблем откладывался Кремлем в расчете на появление в Киеве более удобной для России власти, то этот расчет полностью не оправдался. Все проблемные точки взаимоотношений при новой власти стали открыто конфликтными.

Вновь стала актуальной тема статуса Черноморского флота РФ на территории Украины, которая приобрела новое наполнение: Киев поставил вопрос о незаконности использования Россией ряда объектов, формально не включённых в договоры аренды. МИД Украины заявил, что все маяки и гидронавигационные объекты удерживаются Россией незаконно. Ещё 17 апреля 2005 г. Ющенко указал на то, что статус ЧФ должен быть пересмотрен. В декабре 2005 был поставлен вопрос о необходимости проведения инвентаризации всех объектов, используемых ЧФ. Министр обороны РФ ответил на это угрозой, что Москва может пересмотреть положения по Севастополю Договора о дружбе и сотрудничестве 1997 г. В января 2006 г. Украина вновь заявила о незаконности удерживания Россией маяков в Крыму, а Россия в свою очередь обвинила Украину в захвате Ялтинского маяка. В результате переговоров острый кризис был снят, но вопрос остался так и не решённым, продолжая возникать в двусторонних отношениях и дальше.

Обострилась и проблема разграничения Азово-Керченской акватории и Чёрного моря. Украина настаивает на разграничении по бывшей внутрисоветской административной границе — вариант, крайне не выгодный для России, так как обязывает признать принадлежность Украине большей части морской территории, а также судоходной части Керченского пролива. Вновь встал вопрос о принадлежности о. Коса Тузла, конфликт из-за которого возник ещё осенью 2003 года. Впрочем, 13 июля 2005 года Россия всё же признала его принадлежность Украине, что мало поспособствовало разрешению вопроса о статусе Керченского пролива.

Одновременно Украина изменила своё позиционирование на постсоветской территории. Киев фактически заблокировал становление Единого экономического пространства. 7 апреля 2005 г. состоялся первый интеграционный форум по ЕЭП. На нём министр экономики Украины Сергей Терёхин заявил, что его страну принципиально не устраивает базовое соглашение по формированию ЕЭП от 2003 года, в котором предполагается создание наднациональных органов управления экономикой. Украина готова пойти только на создание зоны свободной торговли, но не интеграционное сообщество, которое было бы альтернативой интеграции с Евросоюзом. Надо признать, что по вопросу об участии Украины в ЕЭП в Киеве в целом сложился консенсус: это участие Украине невыгодно.

Надо сказать, что первые шаги в этом направлении были сделаны Москвой намного раньше. Ещё в 2001 году Россия стала отходить от ориентации на многосторонние договорённости внутри Содружества. В феврале того года министр обороны С. Иванов озвучил новую стратегию в отношении стран СНГ: преимущественное внимание Россия решила уделять не коллективным формам сотрудничества, а развитию двусторонних отношений.

В результате несколько раз намечаемая встреча президентов Ющенко и Путина для обсуждения перспектив заключения нового Большого договора в 2007 году так и не состоялась. Между тем, всё, что касалось двустороннего плана действий на 2007-2008 годы, было в той или иной степени торпедировано Украиной, власти которой пытались дополнять уже согласованные позиции.

Внеочередные парламентские выборы, состоявшиеся 30 сентября 2007 года, обозначили дальнейшее развитие вектора отчуждения между Украиной и Россией. Сформированный после очередного долгого политического кризиса к 18 декабря новый Кабинет Министров во главе с Юлией Тимошенко изначально позиционировался как ещё более антироссийский и прозападный по своим намерениям, чем предыдущий его состав в 2005 году. (При том, что сама Тимошенко по ряду вопросов, в частности, по НАТО, занимает более гибкую и умеренную позицию, чем Виктор Ющенко). С начала 2008 года вновь обострилась вся серия конфликтных тем российско-украинских взаимоотношений. Снова поднят вопрос о пользовании Россией крымскими маяками, инициирована серия новых решений, направленных на дальнейшую украинизацию общественной жизни и образования.

Несмотря на противодействие со стороны В. Ющенко, новый премьер подняла вопрос о пересмотре газовых договорённостей января 2006 года. Главным образом, с тем, чтобы добиться изменения тарифов на транзит российского газа. Новое обострение во взаимоотношениях двух стран неминуемо будет проходить на фоне непрекращающегося внутриполитического кризиса на Украине и приближающихся новых президентских выборов, которые намечены на январь 2010 года, однако могут состояться и ранее этого срока.

В IX – XII вв. большая часть территорий Киевской Руси входила в состав раннефеодального Древнерусского государства. В XII в. на территории Юго-Западной Руси выделились Киевское, Черниговское, Галицкое, Владимиро-Волынское и другие самостоятельные княжества, в конце XII в. образовалось Галицко-Волынское княжество.

В ХIV в. Киевская Русь попала под власть Великого княжества Литовского, Польши и др.

В XV в. государственных отношений в современном понимании между Литвой, в состав которой входили Украина, и северо-восточной Русью еще не было. Но они существовали, и определялись внутренней борьбой различных князей и литовских партий за внешнюю ориентацию, а также родственными связями князей.

Гетманщина в своем противостоянии с могущественной Речью Посполитой вынуждена была искать поддержки со стороны третьих стран. Наиболее успешными оказались переговоры с Русским Государством. В 1654 году была созвана Переяславская Рада, просившая о принятии Войска Запорожского под протекторат московского царя. В соответствии с Переяславским договором (Переяславскими грамотами) русские войска поддержали гетмана Войска Запорожского. Переяславский договор включал в себя следующие основные положения: украинские земли в пределах Полтавщины, Киевщины, Черниговщины, большей части Волынщины и Подолии присоединялись к Московскому государству под именем Малая Русь. Малая Русь должна была помогать царским войскам в войнах, а царь обязан защищать Украину от нападений. Роль и значение Переяславского договора по-разному оценивались и современниками и историками. Но все признают, что, благодаря этому договору Украина впервые была юридически отделена от Речи Посполитой и была признана Россией в качестве автономного образования.

В 1658 г., после смерти Богдана Хмельницкого, гетман Иван Выговский формально разрывает Переяславский договор 1654 г. и заключает Гадячский договор с Речью Посполитой.

В ходе Северной войны гетман Мазепа принял решение о переходе на сторону Карла XII, короля Швеции, с которой Россия вела тогда войну. Мазепа рассчитывал найти поддержку среди реестрового казачества, в котором росло недовольство Москвой. Однако попытка Мазепы сменить сюзерена для Украины с Петра I на Карла XII оказалась неудачной, поскольку не нашла поддержки ни у населения Украины, ни у казачества.

Во второй половине XVIII в. южноукраинские земли были освобождены от турецкого ига, в конце XVIII в. Правобережная Украина вошла в состав России.

Большую часть XVIII века Украина пользовалась правами широкой автономии в составе Российской империи. Последним гетманом Украины стал Кирилл Разумовский.

В ноябре 1764 г. императрица Екатерина II своим указом ликвидировала Гетманщину в Украине, а в 1775 г. уничтожила Запорожскую Сечь. После разделов Польши в 1772−1795 гг. Галиция перешла во владение австрийских Габсбургов, а остальная часть Правобережной Украины во владение Российской империи.

В результате русско-турецкой войны 1768−1774 гг. Крымское ханство было признано независимым от всякой посторонней власти, а в 1783 г. его земли были включены в состав России.

Во время царствования Александра 1 (1801-1825) российское присутствие обеспечивали армия и администрация. В 1830-х годах, во время царствования Николая I (1825-1855), российская централизованная административная система охватила всю Украину. Даже сам термин Украина практически прекращают использовать. Левобережную Украину называют Малороссией, Правобережную Украину Юго-Западным краем, а южную Украину - Новороссией.

В результате революции 1905 г. были отменены многие запреты на издания на украинском языке, появились образовательные общества Просвита. В парламенте российской империи - Государственной Думе, была организована украинская фракция, в которую входили около 50 депутатов.

После Октябрьской революции 1917 года большевики потерпели поражение на Украине, Кубане и Дону. Украинское правительство начало формировать структуры управления на местах. Было решено включить в состав все этнические украинские земли. 7 (20) ноября 1917 г. Украинская Центральная Рада объявила о создании создание Украинской Народной Республики - УНР, в которую вошли Киевщина, Черниговщина, Волынь, Подолье, Полтавщина, Харьковщина, Екатеринославщина, Херсонщина и Таврия. Принятый Радой III Универсал провозглашал украинское государство, хотя в нем говорилось о сохранении связей с Россией. 25 января 1918 г. Центральная Рада своим IV Универсалом объявила о государственной независимости Украины, заявив о её выходе из состава России. Период украинского государства 1917-1920 гг. закончился тем, что Украина была поделена между Советской Россией и Польшей. Некоторые украинские земли вошли в состав Чехословакии и Румынии.

В декабре 1917 г., на I Съезде Советов Украины в Харькове, было создано советское правительство Украинской народной республики (название УНР сохранялось до ноября 1918 г.). Это правительство провозгласило создание Советской Украины и запросило военной помощи у большевистского руководства в Москве. В марте 1919 г. в Киеве, на Всеукраинском Съезде Советов была принята конституция "независимой Украинской Советской Социалистической Республики". 28 декабря 1920 года между УССР и РСФСР был подписан "Рабоче-Крестьянский союзный договор про военное и хозяйственное сотрудничество", который закрепил зависимость УССР от РСФСР. 30 декабря 1922 года на съезде Советов УССР, РСФСР, Белорусской ССР и Закавказской ССР в Москве был заключен договор о создании Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

В октябре 1920 г. Красная армия разгромили белые войска в Крыму и включили его в состав РСФСР.

Западная Украина по Рижскому мирному договору 1921 г. вошла в состав Польши.

23 августа 1939 г. между СССР и Германией был заключен Договор о ненападении, более известный как пакт Молотова-Риббентропа. К договору прилагался секретный дополнительный протокол, определявший разграничение советской и германской сфер влияния в Восточной Европе.

17 сентября 1939 г. СССР ввел войска на территорию Польши, аннексировав её западные земли. На присоединенных к Украинской ССР территориях было образовано шесть новых областей. В ноябре 1940 года к УССР были присоединены бессарабские уезды.

В 1945 г. к УССР была присоединена Закарпатская область. В 1954 г. по личной инициативе Первого секретаря ЦК КПСС Хрущёва из состава РСФСР постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР в состав УССР передана Крымская область.

16 июля 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете Украины, 24 августа 1991 г. - Акт о независимости Украины.
1 декабря 1991 г. избранный на пост президента Украины Леонид Кравчук, заявил о категорическом отказе Киева дать свое согласие на какой бы то ни было Союзный договор – не только политический, но и экономический.

14 февраля 1992 г. были установлены дипломатические отношения Украины с Российской Федерацией.

В мае 1992 г. Киев отказался подписать Договор о коллективной безопасности государств СНГ и вообще участвовать в каком-либо военном союзе Содружества.

В 1993 г. украинское руководство не пошло дальше ассоциированного членства и не подписало соглашения об образовании Межгосударственного экономического комитета – первого наднационального органа СНГ. Не подписала Украина Устав СНГ, тем самым в техническом смысле отказавшись от членства в Содружестве.

Новые противоречия возникли в российско-украинских отношениях, когда Киев в 1997 г. выступил в числе инициаторов и активных участников объединения ГУАМ.

В 2009 году Президент России Дмитрий Медведев направил послание Президенту Украины Виктору Ющенко, в котором выразил глубокую обеспокоенность российского руководства и граждан страны тем состоянием и уровнем российско-украинских отношений, прежде всего политических, которые сложились в результате целенаправленных действий политического руководства Украины.

В 2010 году начался активный политический диалог между Россией и Украиной. В апреле 2010 года заключены Харьковские соглашения, предусматривающие сохранение базы российского флота в Севастополе до как минимум 2042 года и скидки для Украины на российский газ. В июле 2010 года премьер-министр Украины заявил, что правительство Украины ведёт переговоры о создании газотранспортного консорциума между Украиной, ЕС и Россией.

(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Воениздат. Москва. в 8 томах 2004 г.г)

Гост

ГОСТ

Текущее состояние и общая проблематика российско-украинских отношений

Российско-украинские отношения – это официальные отношения между Россией и Украиной.

Официально дипломатические отношения между Российской Федерацией и Украиной были установлены в феврале 1992 года. Фактические они вышли на новый межгосударственный уровень после распада СССР.

Состояние российско-украинских отношений определяется влиянием целого ряда факторов внутриполитического, экономического, социального, военно-стратегического и даже психологического порядка. Одни из них являются ситуативными, другие – долгосрочными. Некоторые факторы целесообразно рассматривать преимущественно в двустороннем контексте в то время как другие требуют общеевропейского или даже мирового фона. Так или иначе, при всем их многообразии эксперты строят возможные сценарии развития отношений между странами исходя из двух базовых векторов – вероятной внутренней эволюции развития общества и государства с одной стороны, и возможной эволюции общего международного фона двусторонних отношений – с другой стороны.

В настоящее время российско-украинские отношения переживают глубокий кризис. Основная причина тому – неоднозначная роль России в Украинском майдане и последовавший за ним Крымский конфликт. Однако отношения между странами всегда были непростыми:

  • в первой половине 1990-х гг. острый спор между странами был вызван вопросами, связанными с инфраструктурой и имуществом Черноморского флота;
  • начиная со второй половины 1990-х гг. особую настороженность стало вызывать стремление Украины к евроатлантической интеграции, что создавало определенные угрозы национальной безопасности России;
  • спорным был вопрос транзита газа через Украину.

Заметное улучшение российско-украинских отношений наблюдалось после избрания в 2010 году на пост президента Украины Виктора Януковича. Развивалась нормативно-правовая база сотрудничества, интенсифицировались контакты на высшем уровне.

После государственного переворота весной 2014 года отношения между странами обострились. Россией были денонсированы соглашения с Украиной по Черноморскому флоту. Крым и Севастополь в результате референдума вошли в состав России, с чем киевские власти были категорически не согласны. Украина в ответ поддержала введение антироссийских санкций со стороны Запада. В настоящее время в украинском законодательстве за РФ закреплен статус агрессора, а дипломатические отношения между странами практически заморожены.

Готовые работы на аналогичную тему

Перспективы развития российско-украинских отношений

В настоящее время эксперты в области международных отношений выделяют четыре возможных сценария развития отношений между Россией и Украиной (рисунок 1). Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 1. Варианты развития российско-украинских отношений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Повысить вероятность развития последнего сценария отношений между Россией и Украиной могут два фактора:

Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Украиной были установлены в 1991 году сразу после распада Советского Союза, среди основателей которого были обе республики. Российская Федерация содержит посольство в Киеве и консульства в Харькове, Одессе, Львове и Симферополе. Украина содержит посольство в Москве и консульства в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Тюмени и Владивостоке (предполагается в Нижнем Новгороде).

Содержание

Исторические отношения

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 16 января 2012.



Под давлением германской оккупации Украины в конце Первой мировой войны, захватившие в России власть большевики согласились на отделение Украины от России. Были сформированы границы между обоими государствами, хотя никогда в истории их не существовало, как не существовало чёткой географической границы между территориями расселения украинского и русского народов. Во многих областях население было смешанным, а культурные различия минимальными. Слобожанщина, Донбасс и бо́льшая часть Новороссии вошли в состав Украины. Украина стала ареной боевых действий в Гражданской войне. В 1922 году Украина и Россия стали основательницами Союза Советских Социалистических Республик. В 1991 ими наряду с Белоруссией было подписано соглашение о его роспуске.

1990-е

После развала Советского Союза между Украиной и Россией возникли различные спорные вопросы. Одним из них была принадлежность Крымского полуострова, при передаче которого УССР в 1954 году было нарушено действовавшее советское законодательство. Вопрос был решён, когда Россия согласилась на то, чтобы Крым остался в составе Украины, сохраняя при этом автономный статус.

Еще одним крупным камнем преткновения была принадлежность Севастополя, а также размещённого в его порту Черноморского флота СССР. В отличие от остального Крыма, Севастополь в административном отношении был напрямую подчинён Москве [1] . После долгих интенсивных переговоров было решено поделить Черноморский флот, а за российской его частью сохранить право использовать Севастополь в качестве базы до 2017 года.

Спорным вопросом стали также проблемы с энергоснабжением Европы, так как многие нефте- и газопроводы из России на Запад проходили через Украину.

В 1990-х годах Украина открыто изымала предназначенный для западных покупателей российский газ [3] [неавторитетный источник?] , а после того, как были заключены новые договоры, её огромные долги были оплачены за счёт трансфера советских вооружений и ядерных арсеналов, унаследованных Украиной от СССР, в том числе бомбардировщиков Ту-160 [4] .

На протяжении 1990-х лет обе страны вместе с другими бывшими республиками СССР основали Содружество Независимых Государств, в рамках которого далее осуществлялось экономическое сотрудничество.

2000-е

Новая власть объявила об односторонней ориентации на Запад, и продолжения курса, начатого при президентстве Л. Д. Кучмы, на вступление в НАТО и ЕС. При этом, согласно данным социологического опроса, 60 % населения Украины выступает против вступления в НАТО [6] . Дополнительное напряжение стали вносить усиленные попытки украинской власти внедрить новые трактовки различных исторических событий и персонажей, таких как Голодомор, УПА или гетман Мазепа [7] [неавторитетный источник?] .

В апреле 2010 года заключены Харьковские соглашения, предусматривающие сохранение базы российского флота в Севастополе до как минимум 2042 года и скидки для Украины на российский газ [9] .

В июле 2010 года премьер-министр Украины Н. Я. Азаров заявил, что правительство Украины ведёт переговоры о создании газотранспортного консорциума между Украиной, ЕС и Россией [10] .

Мнение общественности

Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Как правило, в опросах общественного мнения россияне говорят, что они имеют более отрицательное отношение к Украине, чем положительное.

Основные вопросы, которые повлияли на взгляды россиян к Украине:

  • Возможное членство Украины в НАТО
  • Попытки добиться признания Голодомора геноцидом украинского народа
  • Попытки чтить Украинскую повстанческую армию

Отношение россиян к Украине:

По данным многолетних социологических исследований, проводимых Институтом социологии Национальной академии наук Украины, на Украине индекс национальной дистанцированности по отношению к русским имеет самый низкий показатель среди всех нетитульных национальностей, что свидетельствует о том, что население Украины относится к русским практически так же положительно, как и к украинцам. Согласно данным опросов, 87 % жителей Украины готовы принять русских в качестве жителей, 8 % — только в качестве туристов, 5 % вообще не допускали бы их на Украину. В то же время, социологическое исследование 2000 года показало, что население Львовской области из всех зарубежных государств наиболее отрицательно относится к России (20 %). Исследование 2005 года показало, что наименее положительно к России относятся в западноукраинских областях, а также в Киеве и Киевской области.

Параллельные опросы 5 ноября 2009 показали, что около 67 % украинцев считают, что отношения должны быть дружественными между двумя независимыми государствами, в России эту концепцию поддержало 55 % опрошенных.

Читайте также: