Учет цифровых технологий в профессиональных стандартах доклад

Обновлено: 05.07.2024

2020: Для специалистов по цифровизации документооборота разработали профстандарт

Профстандарт: ключевые положения

Основная цель специалиста по цифровизации документооборота, согласно профстандарту, состоит в обеспечении эффективного управления цифровой трансформацией документированных сфер деятельности организации за счет использования современных технологий, а также автоматизации бизнес-процессов. Под документированными сферами деятельности в документе понимаются все подразделения компании, в которых присутствует документооборот, пояснила TAdviser глава ассоциации Людмила Хлюснева. Такое определение документированных сфер деятельности, по ее словам, используется в мировой практике.

Стандарт выделяет три трудовые функции специалистов по цифровизации документооборота: технологическое и организационное сопровождение, а также управление цифровой трансформацией документированных сфер деятельности организации. Для выполнения каждой из этих трудовых функций стандарт подразумевает выделение отдельного руководителя.



Основная цель специалиста по цифровизации документооборота, согласно профстандарту, состоит в обеспечении эффективного управления цифровой трансформацией документированных сфер деятельности организации за счет использования современных технологий, а также автоматизации бизнес-процессов.

Должности руководителей по технологическому сопровождению цифровой трансформации документированных сфер деятельности организации, согласно стандарту, могут обозначаться, как:

  • специалист по цифровизации документационного обеспечения управления;
  • специалист по работе с данными;
  • эксперт по цифровизации документооборота.

Должности сотрудников по организационному сопровождению цифровой трансформации документированных сфер деятельности могут звучать так:

  • руководитель отдела по работе с данными;
  • руководитель группы (отдела) внедрения информационных систем
  • руководитель группы (отдела) сопровождения информационных систем.

Должности сотрудников по управлению цифровой трансформации документированных сфер деятельности могут быть следующими:

  • руководитель учреждения/организации/предприятия;
  • директор по данным;
  • директор по управлению цифровой трансформацией;
  • директор по перспективному развитию цифровых технологий.

К специалистам по технологическому сопровождению стандарт предъявляет следующие требования:

  • профильное среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена, либо же непрофильное - программы подготовки специалистов среднего звена – в сочетании с дополнительным профобразованием – программами профессиональной переподготовки по профилю деятельности.
  • не менее одного года в области работы с данными и информационными объектами документированных сфер деятельности организации;
  • дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности - не реже одного раза в три года.

От специалистов по организационному сопровождению стандарт требует:

  • профильное высшее образование (бакалавриат)/непрофильное в сочетании с дополнительным – программами профессиональной переподготовки по профилю деятельности/профильное среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена /непрофильное в сочетании с дополнительным – программами профессиональной переподготовки по профилю деятельности;
  • для специалистов с высшим образованием – не менее года опыта в области технологического сопровождения цифровой трансформации документированных сфер деятельности организации;
  • для специалистов без высшего образования – не менее трех лет опыта в области технологического сопровождения цифровой трансформации документированных сфер деятельности организации;
  • повышение квалификации по программам сервисного подхода к управлению информационными технологиями, методикам обслуживания пользователей.

Для специалистов в области управления выдвигаются следующие требования:

  • профильное высшее образование – магистратура/непрофильное высшее образование (магистратура) в сочетании с дополнительным (программами профессиональной переподготовки по профилю деятельности);
  • не менее пяти лет руководящей деятельности в сфере управления данными документированных сфер деятельности организации;
  • повышение квалификации по программам управления данными и информационными объектами.

Также в стандарте содержатся требования к специалистам, находящимся в подчинении у руководителей технологического и организационного сопровождения цифровой трансформацией документированных сфер деятельности организации, а также управления данным процессом.

Разработка профстандарта

Помимо ассоциации офисных специалистов и административных работников, в создании проекта профстандарта участвовали:

Состав разработчиков профстандарта, по словам Хлюсневой, был согласован ассоциацией с Советом по профессиональным квалификациям в области ИТ.

В первую очередь в состав разработчиков, по ее словам, были привлечены методологи, аналитики и представители компаний, имеющих непосредственный опыт по реализации программ цифровой трансформации документированных сфер деятельности организации, так как при разработке профстандарта было принято принципиальное решение абстрагироваться от разработки технических решений в области документооборота.

В ходе общественного обсуждения документ был направлен ассоциацией в различные организации. В какие именно в ней не пояснили. Также, начиная с сентября 2019 года, был проведен ряд мероприятий - в Торгово-промышленной палате РФ, СГТУ имени Ю.А Гагарина, Нижневартовском государственном университете, Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова. Также профстандарт был обсужден в ходе межрегиональных круглых столов для представителей профессионального сообщества, работодателей, их объединений, федеральных и региональных органов исполнительной власти.

В сентябре-октябре 2019 года ассоциация скорректировала проект профстандарта и в ноябре 2019 года направила его в Минтруд. После рассмотрения министерством объединение доработало документ в соответствии с его замечаниями. При этом изначально документ планировалось утвердить еще в ноябре 2019 года. Такую дату ассоциация анонсировала в рамках обсуждения профстандарта в Торгово-промышленной палате в сентябре 2019 года. Относительно промедления в утверждении профсьандарта Людмила Хлюснева заметила, что при разработке профстандарта "невозможно точно учесть, какое время понадобится на каждом этапе, особенно сколько он пробудет в Минтруде на согласовании, какие будут вопросы и замечания, сколько времени понадобиться, чтобы их снять".

Мнение разработчика

Необходимость разработки профстандарта вызвана наличием в организациях огромного объема нерешенных задач, связанных с построением единой системы электронного документооборота, значится в его пояснительной записке.

По словам Людмилы Хлюсневой, цифровая трансформация документированных сфер деятельности в организациях развивается стремительными темпами, поэтому профтандарт в данной области был необходим "уже вчера".

Вместе с тем, ей жаль, что "универсальный" стандарт пока что еще не разработан.

Мнение игроков рынка

Также он отметил, что профстандарт вводит фактически три уровня квалификации, иными словами - три уровня должностей: специалист/руководитель группы (отдела)/директор.

Данные задачи, по его мнению, в рамках одной должности совмещать как минимум неэффективно.

По мнению генерального директора Digital Design Дмитрия Лившица, начинать необходимо с актуализации стандартов в рамках вузовских программ, связанных с ИТ и цифровой трансформацией, причем как основного, так и дополнительного образования. Такая мера позволит более системно готовить не только будущих айтишников, но и будущих управленцев, убежден Лившиц.

Глава Digital Design также обратил внимание TAdviser, что организаций, занимающихся собственной цифровой трансформацией, а не автоматизацией, в России крайне мало.

Главное отличие цифровой трансформации от автоматизации - в создании принципиально новых бизнес-процессов и моделей деятельности компании, а не внедрении ИТ технологий в существующие процессы организации.

На взгляд заместителя генерального директора по защите интеллектуальной собственности Новых облачных технологий Алексея Меандрова, общий смысл разработанного стандарта заключается в формализации методики подготовки людей, которые будут определять внедрение цифровых информационных технологий.

Российский ИТ-рынок, по его мнению, наполнен мифами и легендами вокруг интеллектуальной собственности, и порой даже на самом высоком уровне при обсуждении этих вопросов можно столкнуться с шокирующим невежеством. В связи с этим в новый стандарт крайне важно внести требование о необходимости изучения курса об основах интеллектуальной собственности для всех тех, кто в будущем станет отвечать за цифровую трансформацию.

В каком блоке организационной структуры компании должен быть специалист цифровой трансформации документированных сфер деятельности организации: IТ или документационного обеспечения бизнеса? Цифровизатор – это специалист с компетенциями документоведа и вооруженный мощным IT-инструментарием. Он участвует в анализе бизнес-процессов компании, увеличивая добавленную стоимость компании за счет предоставления полезной аналитики и оптимизации временных ресурсов, считают разработчики профстандарта.

Преподаватель Высшей школы государственного управления РАНХиГС при Президенте РФ Вера Иритикова призвала уже со второго семестра открыть в учебных учреждениях специализации по цифровизации.

Утверждение профессионального стандарта специалиста цифровой трансформации документированных сфер деятельности организации планируется в ноябре 2019 года.

2017: Инженер-схемотехник электронной аппаратуры

АРПЭ пригласило экспертов отрасли к разработке профстандарта для должности инженера-схемотехника электронной аппаратуры

Работы должны были быть завершены до конца января 2018 года. Параллельно Ассоциация присоединилась к рабочей группе национального совета по профессиональным стандартам при президенте РФ (НСПК). Помимо того, АРПЭ была намерена создать совет по профессиональным квалификациям в области электроники в рамках НСПК.

Национальный совет по профессиональным стандартам при Президенте РФ консолидирует усилия работодателей, профсоюзных организаций и органов государственной власти для решения вопросов развития национальной системы квалификаций. Орган проводит экспертизу проектов нормативно-правовых актов РФ по вопросам развития системы профессиональных квалификаций. НСПК рассматривает проекты профессиональных стандартов и координирует работу, направленную на повышение качества профессионального образования.

После его принятия Министерством труда и социальной защиты предприятия электронной промышленности должны были использовать его для формирования требований к соответствующей должности, разрабатывать с его помощью собственные средства для оценки квалификации специалистов – тесты, практические инструментальные методы. Планировалось, что единый для российского рынка электроники стандарт позволит кадровым подразделениям компаний стандартизировать заявки на поиск сотрудников на профильных ресурсах.

На очереди у ассоциации также стояла работа над стандартами "Инженер-конструктор электронной аппаратуры" и "Инженер-технолог производства электронной аппаратуры". Заявки на их разработку ассоциацией уже были внесены в Минтруд.

2013-2014

Ответственным разработчиком этого стандарта была выбрана Группа компаний IBS, одна из компаний отрасли, разработчик ПО в Центральной и Восточной Европе. IBS обладает практикой консалтинга в сфере управления персоналом, в том числе с проектами по разработке стандартов и методик управления профессиональным развитием, обучением, карьерным ростом.

Команда специалистов IBS выполнила разработку стандарта в соответствии с методическими рекомендациями и макетами Минтруда. Был проведен анализ состояния и перспектив развития профессии, нормативной, методической, учебной, технологической документации, связанной с профессией архитектора ПО. Также при поддержке АПКИТ был проведен репрезентативный опрос компаний отрасли. Предложения разработчиков по содержанию стандарта обсуждались экспертной группой, в которую вошли руководители и эксперты ведущих компаний-разработчиков ПО, специалисты в области управления, обучения и развития персонала, нормирования и охраны труда. Разработанный стандарт прошел открытое общественное обсуждение, по результатам которого был уточнен и дополнен.

Прошедший общественное обсуждение и необходимые доработки стандарт был рекомендован к утверждению Экспертным советом по профессиональным стандартам при Минтруде России. Приказом Минтруда России №228н от 11.04.2014 профессиональный стандарт был утвержден и начал действовать.

Профессиональный стандарт устанавливает требования к профессиональным компетенциям по квалификационным уровням для всех работодателей. Профессиональный стандарт будет применяться предприятиями при реализации кадровой политики, в системе образования – при разработке образовательных программ и государственных образовательных стандартов.

Архитектор программного обеспечения

Министерство труда России разработало проект профессионального стандарта для педагогов (учителей), которые могут заниматься педагогической деятельностью в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Текст опубликован на портале проектов нормативно-правовых актов.

Как отмечается в пояснительной записке, сейчас в стандарте необходимо:

  • скорректировать наименования видов и целей профессиональной деятельности;
  • скорректировать обобщенные и отдельные трудовые функции, а также трудовые действия;
  • уточнить привязку обобщенных трудовых функций к уровням квалификации;
  • уточнить требования к образованию и опыту специалистов;
  • изменить формулировки требований к необходимым умениям и знаниям, в том числе с учетом информационных технологий.

Помимо обычных функций педагога, авторы проекта представили подробную информацию о том, о каких знаниях и умениях идет речь в цифровой сфере.

Так, в соответствии с проектом профстандарта, учителя должны:

  • владеть компетенциями в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе уметь пользоваться ресурсами информационной образовательной среды и цифровых технологий;
  • владеть методами подготовки и проведения мероприятий в школе с использованием видеосервисов, управлять видеоконференциями, использовать необходимое для этого оборудование;
  • адекватно использовать средства цифровых коммуникаций с учениками, соблюдать нормы информационной безопасности и защиты персональных данных;
  • участвовать и создавать собственные ресурсы, в том числе аккаунты в социальных сетях, группы, блоги, видеосервисы, а также работать над учебными цифровыми материалами;
  • применять электронные образовательные ресурсы и цифровые технологии в учебно-воспитательном процессе;
  • вести документацию в электронном формате;
  • применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения в индивидуальном подходе, а также для работы с детьми с особыми потребностями.

Что касается самого процесса обучения, то проект документа предписывает педагогу:

  • формировать у учеников, в том числе с ОВЗ, общие навыки по использованию информационно-коммуникационных технологий;
  • обучать информационной безопасности в соответствии с возрастными особенностями школьников;
  • учить использовать ИКТ в познавательной и творческой деятельности учеников, а также применять ресурсы и сервисы по предметам обучения;
  • применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения.

Стандарт после его утверждения главой Минтруда Антоном Котяковым должен вступить в силу с сентября этого года и будет действовать до сентября 2028 года.

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Нельзя жить по старинке, нельзя мыслить и поступать как все.

Необходимо помнить, что жизнь – это вечное движение вперёд! И Учитель XXI века – это высококвалифицированный специалист, всегда готовый к любым жизненным переменам, в совершенстве владеющий разнообразными педагогическими технологиями.

Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки педагогов. Процесс информатизации образования предъявляет высокие требования к профессиональным качествам и уровню подготовки педагога, к его профессиональной компетентности.

Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач .

Одно из требований профессионального стандарта педагога гласит, что педагог должен владеть ИКТ-компетенциями , необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми.

Профессиональная ИКТ-компетентность : квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там , где это необходимо.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей детей в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения, повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Создание руководителем условий для освоения педагогами ИКТ-компетенций является одной из основных задач в процессе внедрения федерального государственного образовательного стандарта. А главная задача современного педагога – освоить ИКТ-технологии как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, включить их в свою собственную деятельность, применяя по мере необходимости. Компоненты современных информационно-коммуникационных технологий должны применяться педагогом при взаимодействии с обучающимися, воспитанниками, коллегами, администрацией и родителями.

  • общепользовательская ИКТ-компетентность ;
  • общепедагогическая ИКТ-компетентность ;
  • предметно - педагогическая компетентность .

К общепользовательской компетентности можно отнести простейшие умения : фото- и видео съемка, работа с текстовыми редакторами, а так же навыки поиска информации в сети Интернет и пользование электронными носителями и почтой.

Общепедагогический компонент включает в себя навыки необходимые в работе педагога. В том числе планирование и анализ своей деятельности, организация образовательного процесса, написание программ обучения и развития детей, создание электронных дидактических материалов, подготовка и проведение консультаций, как для коллег, так и для родителей.

Требования к предметно- педагогическому компоненту выдвигаются в зависимости от задач, которые ставит перед собой педагог в процессе образовательной деятельности, умение найти информацию по той или иной проблеме и качественно ее использовать.

Применение педагогом компьютерных технологий в работе развивает у детей познавательный интерес и создает условия для повышения эффективности изучения учебного предмета. Современный учитель – это не только указка, мел и доска. Современный учитель – это учитель, владеющий ИКТ - технологиями, способный организовать работу учащихся с позиции современного общества.

Конструирование урока с использованием новых информационных технологий и ресурсов Интернет требует от учителя высокой степени профессиональной компетентности, а именно (и, прежде всего) информационных, аналитических, прогностических и проективных умений на этапе его подготовки, организационных и мобилизационных умений на этапе педагогической реализации.

Предполагается, что компетентность интегрирует в себе 3 аспекта — когнитивный (знания), операциональный (способы деятельности и готовность к осуществлению деятельности) и аксиологический (наличие определенных ценностей). Это объясняется тем, что компетентный специалист является индивидуальностью, самостью, обладающей способностью осознавать и рефлектировать собственные ценности, сопоставлять, оценивать себя и иное, проектировать будущее.

Сегодня очевидно, что учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа-проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.

Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды педагог должен соответствовать следующим требованиям:

  • владеть основами работы на компьютере, а также иметь доступ к информационному образовательному пространству и уметь его использовать;
  • работать с мультимедийными программами;
  • знать основы работы в Интернет,

Использование информационно коммуникационных технологий делают учебный процесс более интересным и творческим.

Так что же привносит использование новых информационных и коммуникационных технологий в содержание образования? НИТ предоставляют новые инструменты для сбора, хранения, обработки, представления данных и коммуникации. Умение находить и собирать информацию, проверять ее достоверность – первый шаг на пути к самостоятельной работе с информационными источниками, к самостоятельному продуцированию личностно значимой информации.

Работа с новыми информационными технологиями способствует профессиональному росту учителя, требует от него постоянной рефлексии (размышления о своем психическом состоянии, анализ своих переживаний), творческих исканий, создания дидактических разработок.

Давайте посмотрим, что нам, педагогам, могут дать информационные технологии.

  • Оперативность информации: только информационные технологии позволяют достаточно быстро получить полную и новую информацию по предметным областям.
  • Динамичность хранения. Позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности.
  • Коммуникативность (дает возможность организации электронных конференций, проектной деятельности, участию в различных вебинарах, общению на форумах).
  • Интерактивность (в данном случае это взаимодействие между человеком и компьютером или программой на основе диалога, последовательного обмена информацией, знаками) позволяет участвовать в виртуальном методическом объединении учителей.

Эти свойства информационных технологий позволяют нам, педагогам, использовать новые формы в педагогической деятельности:

  • Электронные учебники, книги, методические пособия .
  • Презентация . Это форма позволяет более наглядно и интересно проводить уроки, классные часы, воспитательные занятия.
  • Интернет-ресурсы:

Возможности и ресурсы Интернет, которые могут быть использованы педагогами в своей работе, включают в себя:

  • WWW (Всемирная паутина); всемирная паутина, которая имеет аббревиатуру WWW – представляет собой систему, представляющую доступ к связанным между собой документам, расположенных на различных компьютерах, подключенных к Интернету. Серверы Всемирной паутины используются для поиска дополнительной и новой информации к урокам и занятиям в процессе подготовки.
  • E-mail (Электронная почта)
  • ресурсы самореализации – сайты школ, учителей;
  • средства массовой информации;
  • ресурсы библиотек.
  • Ресурсы дистанционного образования. Педагог может повышать свою профессиональную подготовку, участвовать с учащимися в дистанционных проектах и в виртуальных методических сообществах учителей.

В заключение хочу сделать такой вывод. Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ. Сегодня Интернет – это не способ развлечений, а серьёзная база, где можно почерпнуть много идей, в том числе и на ниве преподавания.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Цифровые Технологии в бухгалтерском учёте. Презентация на заданную тему содержит 9 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500

В современном мире требования к занимаемым должностям значительно выросли, к тому же стали появляться новые формы отчетности, что повлекло за собой увеличение объема работ в отдельных сегментах рынка труда. В частности, речь идет о бухгалтерской и аудиторской деятельности, требования к которым в последнее время значительно повысились. В современном мире требования к занимаемым должностям значительно выросли, к тому же стали появляться новые формы отчетности, что повлекло за собой увеличение объема работ в отдельных сегментах рынка труда. В частности, речь идет о бухгалтерской и аудиторской деятельности, требования к которым в последнее время значительно повысились.

Подобные тенденции вынуждают работников этих областей все чаще обращаться за помощью к современным технологиям, а также к новым инструментам. Подобные тенденции вынуждают работников этих областей все чаще обращаться за помощью к современным технологиям, а также к новым инструментам. На сегодняшний день бухгалтерская и аудиторская виды деятельности находятся на стадии постепенного освоения и внедрения новых цифровых технологий.

На сегодняшний день многие исследователи считают, что внедрение новых технологий произведет революцию в российском бухгалтерском учёте, анализе и аудите. На сегодняшний день многие исследователи считают, что внедрение новых технологий произведет революцию в российском бухгалтерском учёте, анализе и аудите.

Основные преимущества новых технологий Тройная запись, то есть регистрация данных по каждой транзакции по дебету и кредиту предприятий с 3-ей записью в государственном регистре; Умные контракты, то есть сокращение времени и трудозатрат на заключение и выполнение условий контрактов; Безопасное облачное хранение данных бухгалтерской отчетности; Упрощение движения активов внутри предприятия.

Несмотря на то, что преимуществ цифровой бухгалтерии большое количество, всё таки определённые проблемы у организаций всё же имеются Несмотря на то, что преимуществ цифровой бухгалтерии большое количество, всё таки определённые проблемы у организаций всё же имеются

Отсутствие в России бухгалтерского права, общих правил и норм контроля учётных процессов на гос. Уровне; Отсутствие в России бухгалтерского права, общих правил и норм контроля учётных процессов на гос. Уровне; Низкая доля специалистов в области бухгалтерского учёта; Большие риски для предприятий при инвестировании в разработки и введение инноваций в системы учёта и менеджмента; Несоответствие направлений подготовки в области бухгалтерского учёта и экономики в целом; Восприятие специалистами перехода бизнеса к цифровому бухгалтерскому учёту как предпосылки к исчезновению профессии бухгалтер.

Вывод Таким образом, можно отметить, что на сегодняшний день темпы развития цифровой экономики и цифрового учёта в России довольно низки, причина в неподготовленности государственных органов и бизнес структур. Однако большое количество гос. органов и предпринимателей проявляют интерес к инновационным технологиям, так как очевидно конкурентное преимущество как для предприятий, так и для национальной экономики.

Читайте также: