Тяжелый труд крепостных доклад 3 класс
Обновлено: 05.07.2024
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД: Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы) Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Структура и ход урока
1.Организационный момент (1-2 минуты)
Всем, всем! Добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Он пойдёт ребятам впрок.
Дети получают положительные эмоции на урок.
2. Актуализация знаний (4-5 минут)
Проверка домашнего задания.
Ответьте на вопросы:
- Какие основные орудия труда были у крестьян?
- Какое было главное занятие славян?
- Какую работу выполняли мужчины в хозяйстве?
- Какую работу выполняли женщины?
- С какого возраста начинали трудиться дети?
- Расскажите, какую работу выполняли мальчики?
- Что делали девочки?
Ответы детей по рисункам, которые были выполнены дома.
3. Постановка учебной задачи (4-5 минут)
- Сегодня мы отправимся путешествовать в отрезок времени с 15 по 19 века.
- Покажите его на ленте времени.
- Кто управлял государством в этот исторический промежуток? (от Ивана Грозного до Александра )
- Кто занимался земледелием на Руси?
- Что вы можете рассказать о них?
- Найдите в словаре и прочитайте толкование этих слов.
Дети работают по ленте времени, которая имеется в тетради на печатной основе.
Основное богатство у народа на Руси была земля.
- Вспомните, кто владел землей на Руси?
Помещики владели целыми деревнями. Теперь давайте посмотрим, как же жили помещики и крепостные крестьяне.
Объяснение с демонстрацией наглядного материала
Вот живет помещик, владеет огромным наделом земли. На его земле жили крестьяне со своими семьями. Но земельного участка у крестьянина нет.
- Где же крестьянину сажать посевы, чтобы собрать урожай и накормить свою семью? Приходилось идти с поклоном к богатому соседу, помещику, чтобы тот выделил небольшой надел для крестьянина. Но за то, что помещик дал небольшой надел, крестьянин должен был не только обрабатывать свой участок земли, а прежде всего, работать на земле помещика. Крестьяне были как рабы – выполняли весь тяжелый труд в доме помещика. Такая тяжелая, принудительная работа на помещика – называлась барщина.
Но не только барщину приходилось отрабатывать крестьянам, была еще одна повинность – обязан крестьянин отнести часть своего урожая помещику. Такая повинность называлась – оброк.
Оброк – налог крепостных крестьян помещику в виде денег и продуктов.
И чем больше крестьян живет на земле помещика – тем он богаче!
Вывод: Так, крестьяне становились зависимыми, крепостными – то есть жили на земле помещика и, чтобы выжить, вынуждены нести тяжкие повинности – барщину и оброк. Жизнь крестьян была бесправная, тяжелая.
2) Работа по учебнику.
- Что ещё вы узнали о жизни крепостных крестьян?
- Как вы думаете, нравилась такая тяжелая жизнь крестьянам?
Поэтому очень часто крестьяне убегали от помещиков. А помещики боялись, что все крестьяне разбегутся, и некому будет работать на них, и требовали у царя ввести новый закон, по которому беглых крестьян могли искать вечно и возвращать своим хозяевам. Царь Алесей Михайлович издал новый сборник законов в 1649 году. Он назывался – соборное уложение. По этому закону, беглых крестьян могли искать вечно! Так, с принятием этого закона, крестьяне навсегда потеряли свою свободу, стали рабами своих хозяев по закону.
В 1649 году – установлено крепостное право.
Индивидуальная работа со словарями. Дети выписывают понятия в рабочую тетрадь.
Помещик – землевладелец – дворянин.
Барин (дворянин) – человек из привилегированных классов, господин.
Барщина – бесплатный принудительный труд крепостных крестьян на помещичьей земле.
Крепостной – прикрепленный к земле и лично подчиненный одному хозяину крестьянин.
Ответы детей. Обсуждения, дискуссии, доказательства.
5. Первичное закрепление (4-5 минут)
2)Работа с интерактивной доской.
На интерактивной доске расположены определения:
– жили очень бедно;
( дети сначала работают в парах, а затем идёт обсуждение всем классом)
- Прочитывают определения, выбирают те, которые характеризуют жизнь крепостных крестьян и помещиков в 2 столбика. Проговорите все признаки.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. 4-5 минут)
Ответы детей. Работа в парах.
7. Включение нового
знания в систему знаний и повторение. (7-8 минут)
Работа в тетрадях на печатной основе.
Взаимопроверка. Задают вопросы друг другу по теме.
7. Включение нового
знания в систему знаний и повторение. (7-8 минут)
Давайте подведём итог урока.
- Какая была тема урока?
- Какую цель мы ставили перед собой?
-Что узнали нового?
- Какие трудности вы испытали?
- Что для вас было самым интересным?
9. (Итог урока 2-3 минуты) Рефлексия.
- Возьмите диагностические карты и отметьте ваши личные впечатления от работы на уроке.
- Поднимите руки, у кого 5 баллов, 4 балла. Молодцы.
- Остальные ребята тоже молодцы, дома проанализируете, чего вам не хватило до достижения желаемого балла и на следующем уроке покажите свои знания.
Сегодня мы отправимся путешествовать в
отрезок времени с 15 по 19 века
( от Ивана Грозного до Александра ).
Приходилось ли вам слышать такие слова:
помещик, барин и крепостные?
Помещик –землевладелец – дворянин.
Барин (дворянин) – человек из привилегированных
классов, господин.
Барщина – бесплатный принудительный труд
крепостных крестьян на помещичьей земле.
Крепостной – прикрепленный к земле и лично
подчиненный одному хозяину крестьянин.
Основное богатство у народа на Руси была земля.
Помещики владели целыми деревнями. Теперь давайте
посмотрим, как же жили помещики и крепостные крестьяне.
Вот живет помещик, владеет огромным наделом земли. На его
земле жили крестьяне со своими семьями. Но земельного
участка у крестьянина нет.
- Где же крестьянину сажать посевы, чтобы собрать урожай и
накормить свою семью? Приходилось идти с поклоном к
богатому соседу, помещику, чтобы тот выделил небольшой
надел для крестьянина. Но за то, что помещик дал небольшой
надел, крестьянин должен был не только обрабатывать свой
участок земли, а прежде всего, работать на земле помещика.
Крестьяне были как рабы – выполняли весь тяжелый труд в
доме помещика. Такая тяжелая, принудительная работа на
помещика – называлась барщина.
Но не только барщину приходилось отрабатывать
крестьянам, была еще одна повинность – обязан
крестьянин отнести часть своего урожая помещику. Такая
повинность называлась – оброк.
Оброк – налог крепостных крестьян помещику в виде
денег и продуктов.
И чем больше крестьян живет на земле помещика – тем
он богаче!
Вывод: Так, крестьяне становились зависимыми,
крепостными – то есть жили на земле помещика и,
чтобы выжить, вынуждены нести тяжкие повинности
– барщину и оброк. Жизнь крестьян была бесправная,
тяжелая.
Как вы думаете, нравилась такая тяжелая жизнь крестьянам?
Поэтому очень часто крестьяне убегали от помещиков. А
помещики боялись, что все крестьяне разбегутся, и некому
будет работать на них, и требовали у царя ввести новый закон,
по которому беглых крестьян могли искать вечно и возвращать
своим хозяевам. Царь Алексей Михайлович издал новый
сборник законов в 1649 году. По этому закону, беглых крестьян
могли искать вечно! Так, с принятием этого закона, крестьяне
навсегда потеряли свою свободу, стали рабами своих хозяев
по закону.
В 1649 году – установлено крепостное право.
Прочитайте текст учебника
с. 108 - 110
• Узнайте, когда и какой царь
отменил крепостное право
на Руси
Домашнее задание на 17.04.
Рассказать о крепостном праве на Руси
(используйте материалы презентации
и текста учебника)
В презнтации наглядно представлены старинные орудия труда, по иллюстрациям дети рассказывают об основных занятиях крестьян, сравнивают труд мужчин, женщин и детей.
Вложение | Размер |
---|---|
trud_krestyanina.ppt | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Окружающий мир 3 класс
Собери пословицы и определи тему урока: Поле пахать - Делу время - Без труда - Землю солнце красит, Труд кормит, не вынешь и рыбки из пруда. а лень портит. не руками махать. потехе час. а человека труд.
Как трудились наши предки. Вспомни занятия славян
З а н я т и я с л а в я н Мужчины Женщины Дети Корчевали лес Охотились Ловили рыбу Пахали землю Готовили пищу Пекли хлеб Ткали Шили одежду Пряли Лепили посуду из глины Собирали ягоды и грибы Пасли скот Обрубали ветви деревьев З а н я т и я с л а в я н Мужчины Женщины Дети Корчевали лес Охотились Ловили рыбу Пахали землю Готовили пищу Пекли хлеб Ткали Шили одежду Пряли Лепили посуду из глины Собирали ягоды и грибы Пасли скот Обрубали ветви деревьев
Крестьянин – тот, кто занят обработкой земли, как основной профессией, земледелец. ( С.И.Ожегов)
Что создавалось трудом крестьян
Орудия труда – это технические приспособления, при помощи которых производится работа или какое-нибудь действие. ( С.И.Ожегов)
Орудия труда VIII- IX веков. Орудия труда X III- X IX веков.
Творческое задание: Используя полученные знания на уроке сочини рассказ о жизни крестьян : От имени крестьянина От имени крестьянки От имени детворы
План рассказа: Кто ты? (крестьянин, крестьянка, ребенок) Чем ты занимаешься? Зачем ты выполняешь эту работу? Какие орудия труда ты используешь? Чем любишь заниматься в свободное время?
Спасибо за урок Домашнее задание: Проверь, что запомнил с урока. Прочитай уч.стр.72-77. Закрепи свои знания, выполни задание в тетради стр.18 № 40, 44.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония".
Презентация по окружающему миру (1 класс) на тему: Окружающий мир - живая и неживая природа
Презентация к уроку по окружающему миру на тему: Окружающий мир- живая и неживая природа.
Презентация по окружающему миру 3 кл "В мире живой природы"-1
"В мире живой природы" На опушке. В березовой роще.
Конспект урока по окружающему миру: "Что создавалось трудом крестьянина. Как трудились крестьянские дети".
Презентация по окружающему миру на тему "Как человек воспринимает окружающий мир" 4 класс
Презентация по окружающему миру на тему "Как человек воспринимает окружающий мир" 4 класс.
Презентация по окружающему миру 3 класс "Разнообразие животного мира".
Данная презентация познакомит учащихся 3-х классов с разнообразием животного мира и поможет лучше усвоить материал.
Разработка и презентация урока "Экологическая безопасность" в 3 классе по курсу "Окружающий мир" А. А. Плешакова с вопросами и предполагаемыми ответами обучающихся.
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.Формирование УУД: Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы) Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
1.Оргмомент -2 минуты
Творческая работа. Сочини рассказ о жизни крестьян того времени, используя полученные знания на уроке:
– от имени крестьянина;
– от имени детворы – мальчика и девочки;
– от имени крестьянки.
Дети получают положительные эмоции на урок.
2. Актуализация знаний (4-5 минут)
Проверка домашнего задания. Ответьте на вопросы:
- Какие основные орудия труда были у крестьян?
- Какое было главное занятие славян?
- Какую работу выполняли мужчины в хозяйстве?
- Какую работу выполняли женщины?
3. Постановка учебной задачи (4-5 минут)
- Давайте попробуем определить тему урока. Внимание на слайд. Соберите пословицы:
Поле пахать – не вынешь и рыбки из пруда.
Делу время – а лень портит.
Без труда – не руками махать.
Землю солнце красит, потехе час.
Труд кормит, а человека труд.
Какой теме посвящены эти пословицы?
- Правильно. Значит, тема урока связана с трудом человека.
Уточним. Откройте с. 97.- Как называется раздел, который сегодня мы начнем изучать?- О чем вы узнаете в этом разделе?
- На какие вопросы вы ответите?- Откройте страницу 98. Прочитайте тему урока.- Сегодня мы будем говорить о труде в крестьянском хозяйстве и о том, как трудились крестьянские дети.
- Что вы можете рассказать о них?
Дети работают у доски
1.Самостоятельная работа в группах.
Выступления групп, заполнение схемы, кластеров.
2. Рассказ учителя.
Основное богатство у народа на Руси была земля. - Вспомните, кто владел землей на Руси? Помещики владели целыми деревнями. Теперь давайте посмотрим, как же жили помещики и крепостные крестьяне.Объяснение с демонстрацией наглядного материала
Вот живет помещик, владеет огромным наделом земли. На его земле жили крестьяне со своими семьями. Но земельного участка у крестьянина нет.
- Где же крестьянину сажать посевы, чтобы собрать урожай и накормить свою семью? Приходилось идти с поклоном к богатому соседу, помещику, чтобы тот выделил небольшой надел для крестьянина. Но за то, что помещик дал небольшой надел, крестьянин должен был не только обрабатывать свой участок земли, а прежде всего, работать на земле помещика. Крестьяне были как рабы – выполняли весь тяжелый труд в доме помещика. Такая тяжелая, принудительная работа на помещика – называлась барщина.
Но не только барщину приходилось отрабатывать крестьянам, была еще одна повинность – обязан крестьянин отнести часть своего урожая помещику. Такая повинность называлась – оброк.
Оброк – налог крепостных крестьян помещику в виде денег и продуктов.
И чем больше крестьян живет на земле помещика – тем он богаче!
Вывод: Так, крестьяне становились зависимыми, крепостными – то есть жили на земле помещика и, чтобы выжить, вынуждены нести тяжкие повинности – барщину и оброк. Жизнь крестьян была бесправная, тяжелая.
3) Работа по учебнику.
- Что ещё вы узнали о жизни крепостных крестьян?
- Как вы думаете, нравилась такая тяжелая жизнь крестьянам?
Поэтому очень часто крестьяне убегали от помещиков. А помещики боялись, что все крестьяне разбегутся, и некому будет работать на них, и требовали у царя ввести новый закон, по которому беглых крестьян могли искать вечно и возвращать своим хозяевам. Царь Алесей Михайлович издал новый сборник законов в 1649 году. Он назывался – соборное уложение. По этому закону, беглых крестьян могли искать вечно! Так, с принятием этого закона, крестьяне навсегда потеряли свою свободу, стали рабами своих хозяев по закону. В 1649 году – установлено крепостное право.
Словарная работа.
Индивидуальная работа со словарями. Дети выписывают понятия в рабочую тетрадь.
Помещик – землевладелец – дворянин.
Барин (дворянин) – человек из привилегированных классов, господин.
Барщина – бесплатный принудительный труд крепостных крестьян на помещичьей земле.
Крепостной – прикрепленный к земле и лично подчиненный одному хозяину крестьянин.
Ответы детей. Обсуждения, дискуссии, доказательства.
Физкультминутка.
5. Первичное закрепление (4-5 минут)
2)Работа с интерактивной доской.
На интерактивной доске расположены определения:
– жили очень бедно; – бесправные;
– наказывали крестьян; – обрабатывали барщину;
– заставляли работать; – продавали крестьян;
– платили оброк; – угнетатели.
( дети сначала работают в парах, а затем идёт обсуждение всем классом)
- Прочитывают определения, выбирают те, которые характеризуют жизнь крепостных крестьян и помещиков в 2 столбика. Проговорите все признак
6. Сам.работа с проверкой по эталону
Работа в больших группах. Синквейн
1.Крестьянин 2. Помещик.
Самоанализ и самоконтроль. 4-5 минут)
Ответы детей. Работа в парах.
7. Включение н.з. в систему знаний и повторение.-8 мин
Давайте подведём итог урока.
- Какая была тема урока?
- Какую цель мы ставили перед собой?
-Что узнали нового?
- Какие трудности вы испытали?
- Что для вас было самым интересным?
9. (Итог урока 2-3 минуты) Рефлексия.
- Работа по диагностической карте (отмечают личные впечатления от работы на уроке).
- Поднимите руки, у кого 5 баллов, 4 балла. Молодцы.
- Остальные ребята тоже молодцы, дома проанализируете, чего вам не хватило до достижения желаемого балла и на следующем уроке покажите свои знания.
Читайте также: