Творчество сары бернар доклад

Обновлено: 25.04.2024

15. Становление натуралистического театра в европейских странах в концы XIX-нач.XX вв. Движение "свободных театров" (А.Антуан, О.Брам)

Для этого надо быть зорко-наблюдательным в жизни, всегда ходить как бы с карманным кодаком в душе и [на] глазах, чтобы затем, пережив все подмеченное, перенести его из жизни на сцену. Зрителю должно было казаться, что перед ним настоящая жизнь, а потому душевные вибрации актера на сцене должны звучать в унисон с жизненными, голос его должен быть приглушен, речь упрощена, жест обкарнан.

Актер, таким образом, лишался всех своих выразительных средств, при помощи которых он только и может являть свое искусство.

Натуралистический театр, по существу, и не был подлинным театром и никогда не давал законченного произведения сценического искусства.

Натуралистическая драма — вторая половина XIX века в наиболее экономически развитых странах Европы отмечена бурным ростом и укреплением капитализма, завладевающего решительно всеми отраслями хозяйства. Ему сопутствовал расцвет науки и техники. Широкое применение находит себе слой технической интеллигенции, которая зачастую руководит огромными предприятиями и даже целыми отраслями хозяйства. Мощная интеллектуально и сравнительно влиятельная социально, она подчас чувствует себя вершительницей судеб человечества, способной посредством науки изменить современный ей общественный уклад.

Обладая кипучей энергией и большой целеустремленностью, Антуан стал приверженцем натурализма, и более чем кто-либо другой во французском театре занимался пропагандой идейных взглядов Золя и постановкой спектаклей на основе его произведений.

Богатый опыт работы в театре и склонность к экспериментированию очень пригодились Антуану в работе над постановкой фильмов. Чутье художника открывало ему все новые и новые возможности выразительного языка кино. Он пользовался движением камеры, изобретал новые приемы построения мизансцены, приспособляя их к условиям киносъемки, наконец, разбивая эпизоды на отдельные сцены и планы, интуитивно постигал законы монтажа.

Осваивая специфику кино, Антуан не злоупотреблял найденными приемами и очень тактично пользовался ими, не делая их самоцелью, как это наблюдалось у А. Ганса.

Внимание к жизни простых людей, стремление глубоко раскрыть характеры и широко использовать возможности реалистической передачи природы выгодно отличали фильмы Антуана от бытовавших тогда салонных мелодрам и серийных детективов. К сожалению, зрители кинотеатров не оценили строгой простоты его фильмов. Они отнеслись безучастно к его опытам. Реакция зрителей насторожила владельцев киностудий. По их мнению, ставка на талант Антуана не оправдала себя, и его работа в кино прекратилась.

Однако уроки Антуана не пропали даром: в более поздних работах Ж. Фейдера, Л. Пуарье, Р. Будриоза и Ж. де Баронселли можно обнаружить влияние его творческих установок.

Отто Брам (наст. фамилия Абрахамсон, нем. Abrahamsohn; род. 5 февраля 1856г. Гамбург - ум. 28 ноября 1912г. Берлин ) - немецкий режиссёр и театральный критик.

О.Брам был приверженцем натурализма в театре. Он сыграл значительную роль в развитии немецкого театра, открыл для немецкого зрителя Ибсена, Л.Толстого, Гауптмана.

Сара Бернар – французская театральная актриса, легенда мировой сцены, первая из киноактрис. В честь Сары Бернар назван кратер на планете Венера, сорт молочноцветкового пиона. Будущая звезда театральной сцены родилась 22 октября 1844 года в Париже и получила при рождении имя Генриетт Розин Бернар. Матерью девочки была Юдифь Бернар, дочь голландского торговца Морица Баруха Бернардта, еврейка по происхождению.

Актриса Сара Бернар

Актриса Сара Бернар

Юдифь в молодости работала модисткой в Амстердаме, а после переезда в Париж стала содержанкой. Имя отца девочки неизвестно. В одних источниках указывается офицер французского флота Поль Морель, в других – адвокат Эдуард Бернар. Маленькая Генриетт практически сразу была отправлена в Бретань в семью няни-кормилицы. После несчастного случая, во время которого девочка обожглась раскаленными углями из камина, мать забрала ее в Париж. На два года девочку определили в пансион мадам Фрессард, где она обучалась письму, счету, посещала театральный кружок.

Сара Бернар в детстве с матерью

Сара Бернар в детстве с матерью

В 1953 году Сара поступила в гимназию Грандшамп. В юности Сара Бернар выглядела очень худой, из-за постоянного кашля медики предполагали у девушки туберкулез, который должен был привести к скорой смерти. Не в меру впечатлительная Сара уговорила мать приобрести ей гроб из розового дерева, который стал ей местом для сна до конца жизни. Постоянные припадки Сары Бернар натолкнули Юдифь на мысли о том, что девушку пора выдавать замуж. На предложение матери Генриетт заявила о желании посвятить себя Богу.

Сара Бернар в гробу

Сара Бернар в гробу

Сцена выглядела настолько эмоционально, что присутствовавший при разговоре друг матери граф де Морни, единокровный брат Наполеона III, посоветовал отдать девушку в консерваторию, где обучали актерскому мастерству. Перед вступительным прослушиванием Сара Бернар взяла несколько уроков по технике речи у писателя Дюма-старшего, который сразу оценил все богатство голоса будущей звезды сцены. В 1857 году Генриетт поступила в драматическую школу Парижской консерватории, которую окончила через пять лет, получив второе место по успеваемости среди выпускников года.

Театр

В доме Мольера молодая актриса выступала недолго, вскоре ее выгнали из-за конфликта с ведущей актрисой театрального коллектива мадам Натали. После ухода девушка переехала на некоторое время в Бельгию. У Сары была возможность пойти по стопам матери и стать куртизанкой, но девушка выбрала сцену.

Сара Бернар в молодости

Сара Бернар в молодости

Сара Бернар в роли Клеопатры

Сара Бернар в роли Клеопатры

Сара Бернар в молодости

Сара Бернар в молодости

Сара Бернар в роли Жанны д’Арк

Сара Бернар в роли Жанны д’Арк

Сара Бернар в роли Федоры

Сара Бернар в роли Федоры

Сара Бернар

Сара Бернар

Сара Бернар в роли Гамлета

Сара Бернар в роли Гамлета

Сара Бернар на плакатах Мухи

Сара Бернар на плакатах Мухи

По легенде Сара Бернар сыграла Джульетту в 70 лет

По легенде Сара Бернар сыграла Джульетту в 70 лет

Творческая карьера актрисы завершилась в 1922 году, незадолго до смерти Сары Бернар.

Личная жизнь

Сара Бернар скрывала события своей личной жизни от публики. Но современники приписывали актрисе многочисленные любовные связи, в том числе и с представителями европейских королевских династий. В 1864 году, находясь в Бельгии, Сара Бернар родила сына Мориса. По слухам, отцом мальчика был принц Генри де Лине, который даже хотел сделать актрисе предложение, но не сумел пойти против воли родственников.

Сара Бернар и Жак Дамала

Сара Бернар и Жак Дамала

После разрыва с Генри Сара вернулась в Париж, где последовали романы с коллегами по цеху Филиппом Гарнье, Пьером Бертоном, Жаном Муне-Сюлли. В начале 80-х годов, будучи на гастролях в Петербурге, Сара познакомилась с греческим дипломатом Аристидисом (Жаком) Дамалой 1855 года рождения, за которого вскоре вышла замуж.

Сара Бернар и Лу Теллеген

Сара Бернар и Лу Теллеген

Несмотря на пылкую любовь, союз распался через полгода. Следующий роман настиг актрису в 66 лет. Ее избранником стал американский актер Лу Теллеген, который был младше Сары Бернар почти в два раза. Отношения продлились почти четыре года.

Смерть

С конца 1922 года у актрисы начали отказывать почки. Болезнь оказалась неизлечимой. 26 марта 1923 года Сара Бернар скончалась в парижской квартире на бульваре Мальзерб.

Могила Сары Бернар

Могила Сары Бернар

Церемония похорон прошла в торжественной обстановке, гроб с телом актрисы несли самые красивые актеры театра, а путь на кладбище Пер-Лашез был усыпан камелиями. Прощальная процессия насчитывала несколько тысяч человек.

В биографии Сары Бернар постоянно присутствуют скандалы из-за её эксцентричной личности и своенравного характера. Сара была актрисой на сцене театра и в жизни, её честолюбие и врожденная привычка достигать безупречности во всем сопровождала её на протяжении всей жизни.

Её личная жизнь была окутана множеством слухов, Сара Бернар одной из первых публичных творческих личностей, которая создала свое "звездное имя" на скандалах.

Сара родилась, как незаконнорожденная дочь аристократа, в 1844 году от голландской еврейки, которая была элитной содержанкой.

Отцом она называла инженера Эдуарда Бернара, чему нет доказательств.

Свой своенравный характер Сара начала демонстрировать с самого детства, её приступы гнева позволяли привлечь к ней внимание взрослых, которым было не до неё.

Мать, якобы, со слов Сары, под влиянием отца, отдала её жить в пансион при монастыре Гран-Шан. Этим родители хотели перевоспитать буйную и агрессивную дочь. Пансион отличался гуманными методами воспитания своих подопечных. Попечительница Софья обожала Сару, но необузданный гнев и эмоции девочки она так и не поборола.

Мать, будучи содержанкой у графа Юдит де Монри, который был братом самого Наполеона III, с его помощью определила Сару в консерваторию. Высокопоставленный друг графа обеспечил успешное поступление Сары на обучение.

Педагоги консерватории обратили внимание на юную девушку с красивым голосом, обладающая пластикой и чувством танца. Сару стали привлекать на эпизодические роли в спектаклях. Учеба в консерватории для Сары была успешна и интересна, она получила две премии: за комическую и трагическую. Директор театра "Комеди Франсез", самый престижный театр того времени, пригласил её на разовую роль в спектакле.

Жизнь и творчество Сары Бернар, фото № 1

Сара пришла к директору, чтобы подписать контракт с театром, со своей пятилетней младшей сестрой.

Она получила роль в театре "Комеди Франсез", но долго там не задержалась из-за громкого скандала. По словам самой Сары Бернар: на юбилей Мольера, который является любимым драматургом театра "Комеди Франсез", она пришла с сестрой. Во время церемонии сестра наступила на платье примы театра Натали.

Заметив это, женщина резко толкнула девочку, которая не удержавшись упала и разбила лицо. Сара увидев, что лицо её сестры в крови с криком "Злая тварь!" начала избивать приму театра. Драка между Сарой и Натали прошла за явным преимуществом молодой Сары.

Все парижское общество обсуждал скандал, что не помешало Саре в ближайшие дни устроиться в труппу театра "Жимназ". Работа в театре для Сары был сложным периодом жизни, постоянные репетиции, заучивание двух-трех пьес одновременно и постоянно посредственные роли.

Жизнь и творчество Сары Бернар, фото № 2

Творческая натура Сары требовала трагических ролей, которых её не давали играть. Чувство не востребованности вызвало неожиданный поступок от нее, она тайно уехала из Парижа в Испанию. Директор театра "Жимназ" на следующий день сообщил в полицию о пропаже актрисы и следующие недели вся Франция искала Сару Бернар.

Жизнь и творчество Сары Бернар, фото № 3

Спустя неделю Сара вернулась в Париж и рассталась с театром и получила приглашение от владельца театра "Одеон".

Жизнь и творчество Сары Бернар, фото № 4

Жизнь и творчество Сары Бернар, фото № 5

Ее первым известным любовником был граф де Кератри. Но более сильное чувство связывало Бернар с принцем де Линем, от которого она родила сына Мориса. Впоследствии де Линь предложил Морису признать его и дать свое имя, но тот отказался.
Итак, в двадцать лет Сара — молодая актриса, потерпевшая фиаско, имеющая сына, которого надо было кормить, и много добрых друзей. Она выступала недолго в театре "Порт-Сен-Мартен", а потом перешла в "Одеон".

Жизнь и творчество Сары Бернар, фото № 6

Cцена театра "Одеон" привела Сару к славе актрисы, где именно на его подмостках зрители получили восторг от игры Сары Бернар. Многочисленные поклонники, особенно молодежь, полюбила актрису Сару Бернар за её раскованную смелость и её новые идеалы для Франции. Эффектность и горячий темперамент Сары Бернар зародил романтическое направление представлений в репертуаре театра "Одеон".

Сара Бернар вне сцены оставалась актрисой, она сделала из себя культ для французского общества.

День 26 января 1872 года стал для "Одеона" подлинным праздником актерского искусства. Появление Бернар в роли Королевы в "Рюи Блазе" Виктора Гюго было поистине триумфальным. "Спасибо, спасибо", — восклицал автор, целуя ей руки после премьеры спектакля.

Жизнь и творчество Сары Бернар, фото № 8

Жизнь и творчество Сары Бернар, фото № 9

Жизнь и творчество Сары Бернар, фото № 10

Высший свет знаменитых французов демонстрировали свою лояльность к Саре Бернар, потому что она обладала даром воздействия, как на мужчин, так и на женщин. Имеются доказательства, что Сара Бернар часто общалась с принцем Уэльским, будущий король Англии Эдвард VII, и племянником Наполеона Бонапарта.

Многие европейские монархи одаривали Сару бернар дорогими подарками и своим внимание, ими были Австрийский император Франц-Иосиф и король Италии Умберто. Сара пользовалась яхтой короля Дании Кристина IX.

Стремление выделиться из толпы постоянно двигала Сару Бернар к очередному скандалу. Для дополнительной популярности Сара стала заниматься благотворительностью за счет своих спонсоров, что придавало её имени почтение у бедного населения.

Война 1870 года принесла множество раненых, для которых не было мест в больницах. Сара надавила на чиновников и в театре "Одеон" открыли больницу для военных солдат. Юные солдаты постоянно окружали Сару, которая была их идеалом красоты, она же с удовольствием общалась и кокетничала с ними. Юный солдат Фердинанд Фош был среди них, когда настала Первая мировая война, в 1915 Сару часто сопровождал маршал Фердинанд Фош.

С приходом к Саре популярности театр "Комеди Франсез" соблазняет её гигантским гонораром, она соглашается на предложение и уходит из театра "Одеон".

Жизнь и творчество Сары Бернар, фото № 11

В 1891 году Бернар совершает триумфальное турне по Австралии. Затем во второй раз приезжает в Россию. На этот раз три роли из ее репертуара привлекли к себе внимание театральной России: "Федра" Расина, "Орлеанская дева" Барбье и "Клеопатра" Сарду (последняя пьеса была написана для Сары Бернар по мотивам трагедии Шекспира "Антоний и Клеопатра").
Образ египетской царицы, воплощенный Сарой Бернар, был создан с большим мастером. Сцена с вестником восхищала сценической техникой, полной грации и художественной красоты. В исполнение Федры Сара Бернар внесла столь желанную на русской сцене правду чувств. Этот спектакль вызвал у русской публики восторженные отклики.

Ее актерское мастерство вызывало восхищение своей эстетической завершенностью. Манера игры Сары Бернар основана прежде всего на виртуозной внешней технике — на выразительности и пластичности жестов, поз, движений, великолепном владении мелодичным голосом и тщательно разработанной системе интонационных оттенков речи.

"Думаю, что драматическое искусство преимущественно женское искусство, — пишет в книге "Моя жизнь" Сара Бернар. — В самом деле, желание украшать себя, прятать истинные чувства, стремление нравиться и привлекать к себе внимание — слабости, которые часто ставят женщинам в укор и к которым неизменно проявляют снисходительность. Те же самые недостатки в мужчине вызывают отвращение".
Чехов и Шоу были ее противниками. Чехов писал: "Каждый вздох Сары Бернар, ее слезы, ее предсмертные конвульсии, вся ее игра есть не что иное, как безукоризненно и умно заученный урок".

А с 1890 года началось сотрудничество Рене Лалика ( иначе не скажешь) с актрисой Сарой Бернар. Она стала его любимой клиенткой и вдохновительницей, заказывала украшения не только для спектаклей ,но и в свою шкатулку. Театральные образы Сары (в роли то Саломеи , то Клеопатры) в изысканных силуэтах его украшений.

Жизнь и творчество Сары Бернар, фото № 12

Жизнь и творчество Сары Бернар, фото № 13

Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с неизвестным художником, и по её настоянию он получил место главного декоратора театра.Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы.

Жизнь и творчество Сары Бернар, фото № 14

Змеевидный браслет на левой руке Медеи, придуман Мухой во время работы над плакатом. Он так понравился Саре Бернар, что она заказала ювелиру Жоржу Фуке (фр. Georges Fouquet) сделать браслет в форме змеи и кольцо c драгоценными камнями по эскизу Мухи, чтобы надеть их во время постановки пьесы.

Жизнь и творчество Сары Бернар, фото № 15

Жизнь и творчество Сары Бернар, фото № 16

Жизнь и творчество Сары Бернар, фото № 17

Жизнь и творчество Сары Бернар, фото № 18

Баснословные гонорары за выступления позволили Саре Бернар скопить крупную сумму денег, чтобы в 1893 году приобрести сначала театр "Ренессанс", а потом в 1898 году купить здание на площади Шатле, где Сара открыла театр, назвав его своим именем. "Театр Сары Бернар" был её детищем, который полностью овладел её вниманием.

Сара Бернар была демонстративно экзотичной, вызывающей, шокирующей. Она была стремительного нрава, но как туалетами подчеркивала свою худобу, так, вооружившись хлыстом, случалось, доводила свою необузданность до бешеной грации.

Толпы мужчин, включая Зигмунда Фрейда, были влюблены в ее ум и экзотическую ауру.

Американский писатель Генри Джеймс назвал ее "гением саморекламы, воплощением женского успеха". Она много любила, и каждый роман ее был сенсацией. Хищница, даже в том возрасте, когда женщина должна утихомириться, она имела массу любовных связей, называя себя одной из "великих любовниц мира". Во время длительных гастролей по США 66-летняя актриса познакомилась с американцем голландского происхождения Лу Теллегеном, который был младше ее на 35 лет. Их связь продолжалась четыре года. Позже Теллеген назвал это время лучшим в своей жизни!

Она достаточно своеобразно гримировалась. Это от нее пошла обычная уже впоследствии манера французских актрис сильно красить уши, чтобы оттенить бледность лица. Она гримировала многое, что не принято было гримировать, вроде кончиков пальцев, которые она красила, и тогда игра пальцев приобретала особую живописность.

Жизнь и творчество Сары Бернар, фото № 19

Жизнь и творчество Сары Бернар, фото № 20


Бернар была первой великой актрисой, появившейся на экране. Произошло это в 1900 году, когда в Париже была продемонстрирована фонорама, обеспечивающая синхронную проекцию изображения и звука Сара была заснята в сцене "Дуэль Гамлета".

Сара Бернар продолжала играть на сцене всю свою долгую жизнь. Она презирала мнения, что ей пора уйти со сцены на покой. Сара в молодости обладала хрупкой фигурой, но с возрастом она изрядно растолстела и здоровье её сильно ослабло.

Жизнь и творчество Сары Бернар, фото № 21

Совершенно ошеломляет письмо, которое она однажды послала своему врачу, обращаясь к нему с просьбой: "Я прошу или ампутировать мне ногу, или сделать с ней, что посчитаете нужным… если Вы откажетесь, я прострелю себе колено и тогда заставлю Вас сделать это". В 1915 году, с ампутированной ногой, но все еще желая приносить пользу людям, Сара Бернар уезжает на фронт. Ее сопровождает маршал Фердинанд Фош.

"В последний раз мне пришлось видеть ее в роли Гофолии, — писал Ж. Кокто в книге "Портреты-воспоминания". — Ей уже ампутировали ногу. Ее выкатили на сцену в какой-то тележке негры. Она декламировала сон Гофолии. Дойдя до строки: "Чтобы восполнить лет урон непоправимый", она воздела и прижала к груди руки в перстнях и поклонилась, относя этот стих к себе и извиняясь перед публикой за то, что все еще появляется перед ней. Зал вскочил, загрохотал… Госпожа Сара Бернар являла собой образец и такой игры на пределах возможного и в жизни, и на сцене. Весь мир был захвачен ее экстазом.
Сара Бернар умерла 26 марта 1923 года в Париже.

Неудержимая воля и мужество Сары Бернар и благодаря её энергии, она вошла великой актрисой в историю французкой культуры.



Весь мир знает легендарную Сару Бернар как величайшую актрису своего времени. Экстравагантная и непостижимая, она была музой многих живиписцев, композиторов, писателей, а также непревзойденным мастером эпатажа. Однако мало кто знает ее как скульптора. Да-да, эта хрупкая женщина мастерски владела резцами, пробовала она себя в живописи и в литературе. 175 лет прошло со дня ее рождения и почти столетие после смерти, а легендарный образ актрисы до сих пор интригует, восхищает и шокирует наших современников.

Сара Бернар.(1879). Автор: Jules Bastien-Lepage.

Сара Бернар(1844-1923) при рождении Генриетт Розин Бернар – французская театральная дива, первая из киноактрис немого кино, писательница и скульптор. Она сумела пленить сердца миллионов зрителей, играя лишь только на французском. Ее неповторимый тембр и сила голоса давали возможность перевоплощаться в любую роль. И что интересно, на закате своей жизни она умудрялась играть роли молодых девушек и юношей. И даже когда ей было далеко за 70, она довольно успешно играла образ юной Джульетты.

Сара Бернар. (1864). Фото: Надара.

Чудачества легендарной Сары

Потрясающая жизнь неординарной и непредсказуемой, великолепной Сары Бернар, была овеяна легендами и преисполнена разных странностей. Одним из шокирующих фактов ее жизни было то, что она с юных лет была одержима неизбежностью смерти. А все потому, что с самого рождения имела слабое здоровье, часто и подолгу болела. К тому же жуткая ее худоба и непрекращающийся кашель, грозящий перейти в туберкулез, очень беспокоил врачей, и они из года в год пророчили хилому ребенку скорую кончину.

Сара Бернар с матерью.

Вот так, свыкнувшись с этой мыслью, девочке каким-то образом удалось уговорить мать приобрести ей гроб. И что интересно, Сара уже никогда не расстанется с этим предметом напоминающим ей о неизбежности. Актриса последующие годы будет возить его с собой на все гастроли, брать во все турне и путешествия, а иногда даже спать в нем.

Инсценированное фото. Сара в гробу.

Навязчивые мысли о смерти даже сподвигли Сару сфотографироваться лежащей в гробу в белых одеждах, с закрытыми глазами и усыпанной цветами. Это фото некоторое время выпускалось большими тиражами и продавалось в виде почтовой открытки по всему миру.

 Портрет Сары Бернар. (1876). Автор: Жорж Кларен.

Впрочем, смерть во всех ее проявлениях была любимым коньком актрисы и на сцене. Как правило, в заключительных сценах она мастерски изображала гибель той или иной героини, под всеобщее рыдание зрителей. Джульетта, Дездемона, Маргарита Готье, Клеопатра, Адриенна Лекуврер, Жанна д’Арк - совсем немалый список персонажей, которых сыграла актриса и вместе с которыми каждый раз уходила из жизни и с триумфом возвращалась на сцену к следующему представлению.

Сара в роли Жанны д

Безудержно влекомая потусторонним миром Сара долгие годы в своем доме хранила не только гроб, а и преподнесенные ей в дар Виктором Гюго скелет с черепом. Писатель знал о странностях актрисы и решил, что такой подарок ее порадует. И не прогадал.

Сара Бернар в роли Гамлета.

И что любопытно, Сара, питая страсть к подобного рода вещам, одно время была не на шутку увлечена анатомическим строением человека: она прилежно посещала школу анатомии и захаживала иногда в морги Парижа. Позже, когда она увлеклась ваянием скульптур, познания в этой области ей очень пригодились.

Сара Бернар - профессиональный скульптор, литератор, киноактриса

Сара Бернар в своей мастерской.

Новый талант скульптора у Сары Бернар открылся совершенно случайно. Так, в конце 1860-х скульптор Ролан Матье-Менье, ваяя бюст знаменитой актрисы, был удивлен тем, как женщина тонко, со знанием дела давала ему советы. И, наконец, потрясенный мастер предложил своей модели испробовать свои силы в ваянии. Его совет был принят не только к сведению, но и начал воплощаться в жизнь.

Сара Бернар в своей мастерской.

Саре было двадцать пять, когда она стала брать первые уроки мастерства у того же Ролана Матьё-Менье и скульптора Эмилио Франчески.

Пьета. Скульптор: Сара Бернар.

Театральная дива, блистательно перевоплощавшаяся на подмостках в драматические образы, подбирала для своих скульптурных работ такие же сложные темы. Зачастую Любовь и Смерть — были главными образами ее скульптур, сложнейших по содержанию и композиционному решению, а иногда и трагических по сюжетной линии.

Сара Бернар в своей мастерской.

Сара Бернар. Дочь Роланда. Автопортрет. (1876 год)

В железной воле и упорстве хрупкой на вид женщины, которая серьезно занималась ваянием, многие видели протест и нарушение всех общепринятых правил. Новое увлечение Сары приписывалось к ее тщеславию и стремлению спровоцировать публику на еще большее восхищение ее талантами.

Сара Бернар. Автопортрет в образе Сфинкса. Фантастическая чернильница. (1880 год)

С годами, к сожалению, творчество Сары Бернар-скульптора незаслуженно было позабыто, а вот в конце XIX столетия ее творения вызывали огромное восхищение, как у публики, так и у критиков. Почти два десятилетия Сара Бернар представляла свои скульптурные композиции в Парижском Салоне, принимала участие в выставках в Лондоне, Нью-Йорке, Филадельфии, а также экспонировала свои произведения на Всемирных выставках - в Чикаго (1893) и в Париже в (1900).

Бюст Эмиля де Жирардена. Автор: Сара Бернар.

На сегодняшний день известно о существовании полусотни скульптур Сары, хранящихся в частных коллекциях и музеях. К слову, увлекалась актриса и живописью, но впечатляющих результатов не достигла.

Сара Бернар. Шут и смерть. (1877 год).

Сара Бернар с бюстом Эдмона Ростана, созданном актрисой в 1900 году. Фото 1922 года.

В последний свой путь уходила Сара как и жила - красиво. Провожали ее тысячи почитателей, а дорога, по которой везли тело была буквально услана камелиями, ее любимыми цветами.

Надгробный памятник Сары Бернар.

Бонус.
Судьба "Офелии"- гениального творения французской актрисы.

Ровно два года тому назад, барельефное изваяние, вырезанное из каррарского мрамора "Офелия", авторства легендарной актрисы Сары Бернар было представлено на аукционе Sotheby’s. Это резонансное событие вернуло былой интерес к знаменитой француженке как к скульптору. И ее талантливое мраморное творение с первоначальной стоимостью в 50 — 70 тысяч фунтов стерлингов, ушло с молотка за рекордную для наследия Сары сумму — 308 тысяч.

Впервые публика увидела восхитительную "Офелию" во время американского турне Сары Бернар в 1881 году. А немногим позже оригинал был подарен актрисой Королевскому Театру в Копенгагене. После чего Сара изваяла еще две мраморные авторские копии, с небольшим отличием от оригинала.

И что любопытно, одна из копий "Офелии" была подарена актрисой венскому художнику Гансу Макарту, после смерти которого в 1885 году с аукциона была распродана вся его коллекция и барельеф, в том числе. Обладателем "Офелии" стал Богдан Ханенко - известный украинский промышленник, коллекционер и меценат. Таким образом авторская копия известного творения французской актрисы оказалась в Киеве. И сегодня в столичном Музее Ханенко можно увидеть ее среди других экспонатов.

Экспозиция в музее Богдана Ханенко. Киев.

В продолжение темы о блистательной французской актрисе 19 века: четыре главные роли в жизни Сары Бернар.

Читайте также: