Творческие личности сквозь призму психиатрии доклад

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " Творчество и психопатология " — Транскрипт:

3 Позитивное настроение, психические заболевания и творчество Исследования, направленные на изучение связи между настроением и творчеством, показывают, что люди больше всего проявляют творческие способности, когда они находятся в хорошем настроении и что обострение психических заболеваний таких, как депрессия или шизофрения, напрямую уменьшает творческую активность. У работающих в сфере искусства на протяжении всей жизни могут быть материальные проблемы, склонность к злоупотреблению алкоголем и наркотиками, психологические травмы, такие люди могут находиться в социальном отчуждении или ощущать, что их преследуют. Кроме того, у творческих личностей могут встречаться и другие подобные признаки, которые связаны с психическими заболеваниями. Таким образом, можно предположить, что творчество связано с положительным настроением, счастьем и психическим здоровьем.

4 Творчество и психопатология Есть предположение, что многие известные гениальные личности пострадали от биполярного расстройства. Людвиг ван Бетховен, Вирджиния Вулф, Эрнест Хемингуэй, Исаак Ньютон, Джуди Гарленд и Роберт Шуман только некоторые люди, чья жизнь была исследована в попытке обнаружить признаки расстройства настроения. Во многих случаях творчество и психопатология обладают общими признаками, например, такими, как склонность к нестандартному мышлению, полет мысли, ускоренный мыслительный процесс и повышенное восприятие зрительных, слуховых и соматических раздражителей. Существует предположение, что психические расстройства, связанные с рядом психотических симптомов, таких как биполярное расстройство первого типа, могут быть возможным объяснением поведения таких личностей как Авраам, Моисей, Иисус и Святой Павел

5 Творчество и эмоции биполярного расстройства Многие люди с биполярным расстройством во время депрессивных и маниакальных фаз могут чувствовать сильные эмоции, которые потенциально помогают им создавать произведения искусства. Так как (гипо)мания уменьшает чувство социального угнетения, во время обострений больные теряют ощущение страха и часто становятся более смелыми и отважными. Как следствие, творческие люди обычно обладают личными качествами и характеристиками, которые имеют связь с психическими заболеваниями. Частота и интенсивность проявления этих симптомов меняется в зависимости от величины и области творческих достижений. Однако эти признаки и полная психопатология клинически-маниакального эпизода не одно и то же, так как последняя по определению влечет за собой серьезное ухудшение состояния человека.

Многочисленные исследования продемонстрировали корреляции между творческими профессиями и психическими заболеваниями, среди которых биполярное расстройство и шизофрения.

Творческие способности и психические заболевания

Позитивное настроение, психические заболевания и творчество

Исследования, направленные на изучение связи между настроением и творчеством, показывают, что люди больше всего проявляют творческие способности, когда они находятся в хорошем настроении, и что обострение психических заболеваний таких, как депрессия или шизофрения, напрямую уменьшает творческую активность.У работающих в сфере искусства на протяжении всей жизни могут быть материальные проблемы, склонность к злоупотреблению алкоголем и наркотиками, психологические травмы, такие люди могут находиться в социальном отчуждении или ощущать, что их преследуют. Кроме того, у творческих личностей могут встречаться и другие подобные признаки, которые связаны с психическими заболеваниями. Таким образом, можно предположить, что творчество связано с положительным настроением, счастьем и психическим здоровьем.

Творчество и биполярное расстройство

Существует ряд типов биполярного расстройства. Люди с биполярным расстройством первого типа испытывают тяжелые виды мании и депрессии, при которых чередуются периоды хорошего самочувствия и обострения болезни. Проявление сильных маниакальных приступов может означать, что человек психически болен. При тяжелых обострениях люди не в состоянии выражать свою повышенную чувствительность и оригинальные идеи в практическом виде. Личности с биполярным расстройством второго типа испытывают средние периоды гипомании. во время которых мыслительные процессы протекают быстрее, и выше способность принимать более подробную информацию. Такие больные могут преобразовывать свои мысли в произведения искусства, поэзию или дизайн.

Творчество и психопатология

Есть предположение, что многие известные в истории личности, одаренные творческим талантом, пострадали от биполярного расстройства. Людвиг ван Бетховен. Вирджиния Вулф. Эрнест Хемингуэй. Исаак Ньютон. Джуди Гарленд и Роберт Шуман — только некоторые люди, чья жизнь была исследована в попытке обнаружить признаки расстройства настроения. Во многих случаях творчество и психопатология обладают общими признаками, например, такими, как склонность к нестандартному мышлению. полет мысли, ускоренный мыслительный процесс и повышенное восприятие зрительных, слуховых и соматических раздражителей. Существует предположение, что психические расстройства, связанные с рядом психотических симптомов, таких как биполярное расстройство первого типа, могут быть возможным объяснением поведения таких личностей как Авраам. Моисей. Иисус и Святой Павел.

Творчество и эмоции биполярного расстройства

Многие люди с биполярным расстройством во время депрессивных и маниакальных фаз могут чувствовать сильные эмоции, которые потенциально помогают им создавать произведения искусства. Так как (гипо)мания уменьшает чувство социального угнетения, во время обострений больные теряют ощущение страха и часто становятся более смелыми и отважными. Как следствие, творческие люди обычно обладают личными качествами и характеристиками, которые имеют связь с психическими заболеваниями. Частота и интенсивность проявления этих симптомов меняется в зависимости от величины и области творческих достижений. Однако эти признаки и полная психопатология клинически-маниакального эпизода не одно и то же, так как последняя по определению влечет за собой серьезное ухудшение состояния человека.

Посмертный диагноз

Положительная корреляция

Некоторые современные клинические исследования также показывают, что существует положительная корреляция между творчеством и биполярным расстройством, хотя точная связь между ними пока недостаточно изучена.

Другие исследования

Во время исследования, проведенного в 2005 году в Стэнфордском университете. измеряли творческие способности детей, для этого показывали фигуры различной сложности и симметрии и просили описать их. Эксперимент показал, что группа детей, которые имеют высокую вероятность биполярного расстройства, как правило, не любят простые или симметричные фигуры. Дети, у которых не было диагностировано нарушений, но чьи родители имели биполярное расстройство, также отрицательно реагировали на простые или симметричные фигуры.


Нельзя не признать, что исследование личности исторических деятелей (по сути дела, их посмертная экспертиза) – вещь увлекательная, тем более что относительно большинства выбранных нами персонажей существуют спорные мнения, начиная со знаменитого русского психиатра Павла Ковалевского. Он давал психиатрическую оценку многим знаменитым людям, но в его время диагностика была скорее симптоматическая, ведь в то время даже понятие шизофрении еще не было сформировано.

Однако как только образовались первые государства и появились первые правители – психиатрия оказалась тут как тут. Первые упоминания о душевнобольных правителях мы находим в мифах древней Эллады и в Библии. Начнем с мифов Эллады.

Царь Эдип

Существовал ли он на самом деле или же был мифическим персонажем? Он стал героем трагедий Софокла и Эврипида, позднее – героем пьес и поэм (Т. Элиот). Однако современные ученые склоняются к мысли, что Эдип – реальная историческая личность, исходя из того, что в легенде описывается эпидемия чумы, действительно имевшая место в Древней Греции. Ученые относят годы жизни Эдипа к 20-м гг. V в. до н. э.

Эдип впал в депрессию, очевидно тяжелую, потому что он ослепил себя и в дальнейшем мысли о самоубийстве не оставляли его (по мифологии, его преследовали богини совести Эвмениды). Депрессия была длительной. Эдип в одиночестве бродил по дворцу, не хотел видеть солнца, слышать дочерей, звуков родного города. В конце концов Эдип отправился в Афины, в священную рощу, где находился вход в подземное царство. Его радушно принял царь Афин, Тесей, но его уговоры не помогли. Под раскаты грома, которые, по словам Эдипа, возвещали его желанную кончину, он вошел в царство мертвых, причем последние шаги в жизни совершил как зрячий.

По внешним признакам это первое описание так называемой депрессии психогенного происхождения (в ответ на гибель близких, катастрофы и т. п.). Однако психогенная депрессия редко бывает такой глубокой, ведь обычно человек оправляется сам, говоря другими словами – время лечит. Скорее всего, Эдип был предрасположен к эндогенной депрессии, заложенной в нем, вероятно, из-за наследственного фактора.

Аякс Теламонид

Аякс Теламонид – царь Саламина (вполне реального острова) – привел к стенам Трои 12 кораблей с войсками и вел успешные битвы. Эпилептические припадки у него не описаны, но он был, как и Геракл, человек атлетического телосложения. Кроме того, как и многие страдающие эпилепсией, отличался трудным характером. По Гомеру, он не просил помощи богов и полагался только на собственную волю.

Психическое расстройство развилось после спора о том, кому достанутся доспехи погибшего Ахилла: Аяксу или Одиссею, – и в этом споре хитростью победил последний. Аякс в печали удалился в свою палатку, а потом внезапно напал с мечом на стадо быков, очевидно приняв их за вражеские войска. Потом он заснул и только после сна осознал, что натворил. Вскоре он покончил жизнь самоубийством, упав на собственный меч.

Можно утверждать, что у Аякса развилось сумеречное состояние сознания, нередкое при эпилепсии. Это состояние характеризуется внезапным началом, полной дезориентировкой в окружающем пространстве, сохранением двигательной активности и возможными агрессивными поступками. Состояние кончается глубоким сном и полной утратой памяти на происшедшее. Оно может быть спровоцировано тяжелой стрессовой ситуацией.

Психическое расстройство первого израильского царя Саула клинически очерчено более четко, чем расстройство Эдипа. Считается, что Саул – это реальное историческое лицо; период царствования – 1029–1005 гг. до н. э. Число прожитых лет точно неизвестно, наиболее вероятно 59.


Царь Саул внимает игре Давида

Затем обострился конфликт между светской и религиозной властью. Самуил требовал жестокого истребления побежденных племен, собственноручно казнил их царей. Саул был менее жесток, не хотел излишних жертв, что вызвало гнев ревностного пророка. Царь был обвинен в непослушании Богу и оскорблении Бога. Самуил тайно помазал на царство юного Давида.

Однако Саул, не зная этого, приблизил к себе юношу, отдал ему в жены свою дочь Мелхолу. Конфликт с Самуилом продолжался, и тогда Саулом стали овладевать приступы меланхолии. Давид исполнял тестю мелодии на арфе, и меланхолия временно отступала. Но когда Давид сам стал одерживать военные победы, меланхолию Саула сменили гнев и подозрительность. Во время пира внезапно он метнул копье в Давида, и тот был вынужден скрываться. Подозрительность Саула усиливалась, всюду он чувствовал и искал заговор. Началась очередная война с филистимлянами, и в битве при Гелвуе Саул потерпел поражение.

Конец Саула до конца не ясен: то ли он сам бросился на меч, то ли просил одного из воинов убить его – во всяком случае он стремился к самоубийству.

Психическое расстройство Саула обычно рассматривают как один из примеров депрессии. Мы полагаем, что это ошибочно. Истинная депрессия вряд ли излечима музыкотерапией, она не может сменяться приступами ярости.

Навуходоносор II


Навуходоносор II, автор неизвестен, камея

В конце жизни (то есть в предстарческом возрасте) Навуходоносор II впал в помешательство. По Библии он был отлучен от людей, ел траву, как вол, мылся под дождем (см.: Дан. 4:30). Воображал себя каким-то животным. По другим данным, он слышал голос свыше, выдвигал идеи величия, возводил строения во славу себя. Психическое заболевание продолжалось якобы семь лет и было излечено иудейскими мудрецами.

Однако ряд ученых отрицает, что описание психоза вавилонского царя относится к Навуходоносору II. Полагают, что заболел последний царь Вавилона, живший на 50 лет позже, – Набонид. Он оставил Вавилон, поселился в пещере и демонстрировал описанные выше изменения поведения.

Во всяком случае психоз вавилонского царя – это, вероятно, первое в истории описание шизофрении.

Камбиз Персидский

Мы снова обращаемся к наследию П. Ковалевского (к сожалению, малодоступному для читателя). Годы жизни царя Камбиза точно неизвестны; в 538 г. до н. э. он стал царем Вавилона, а после смерти его отца, Кира, – царем Персии. В отличие от отца, он был проникнут сознанием своего величия, был прирожденным повелителем. В 525 г. до н. э. предпринял поход в Египет и при поддержке арабских племен, финикийцев, киприотов, греков завоевал его. При обороне Мемфиса египтяне выставили вперед священных животных: кошек, собак, ибисов, которых Камбиз велел умертвить. Был провозглашен фараоном. В первые годы правления сохранял законы, обычаи, верования Египта. А затем был неудачный поход в Эфиопию, и Камбиз изменился.


Камбиз Персидский, Википедия

В 520 г. до н.э. в Персии объявился Лжебардин, и Камбиз немедленно отправился домой. В дороге он умер, упав на собственный меч, и историки до сих пор не знают, произошло это случайно или же в припадке ярости он покончил с собой.

Камбиз – еще один больной эпилепсией с психическими расстройствами. Однако в отличие от болезни Аякса, психические проблемы Камбиза заключались в периодических расстройствах не сознания, а настроения. При эпилепсии хорошо известны дисфории – спонтанные или спровоцированные внешними обстоятельствами приступы ярости в сочетании с тоской и иногда страхом. Больные в таком состоянии опасны, а люди, к тому же злоупотребляющие алкоголем и обладающие возможностью вести себя вседозволенно, опасны еще больше. Состоянием злобы и тоски можно объяснить зверства Камбиза после возвращения из неудачного похода на Эфиопию, а также таинственные обстоятельства его гибели.

Гай Юлий Цезарь

Он жил с 100 по 44 гг. до н. э. Был убит заговорщиками-демократами, опасавшимися его безграничной власти.


Гай Юлий Цезарь

Наша задача в этом очерке заключается не в изложении всех деяний Цезаря и его биографии (вряд ли можно что-то добавить к огромному числу трудов), а в попытке показать, что эпилепсия Цезаря не включала каких-либо психических расстройств.

Цезарь неизменно фигурирует в списке великих эпилептиков. Припадки у него, наверное, были типичными: с падением, судорогами, пеной на губах. Возможно, они провоцировались эмоциональным напряжением, например возникали в суматохе боя или в процессе переговоров. Плутарх отмечал, что с возрастом припадки у императора стали чаще, что сопровождало физическое одряхление (не умственное!).

Военное искусство Цезаря включало быстрое оперативное реагирование, смену решений (и в Испании, и в Галлии, и в Британии, и в Египте). Человек с психическими расстройствами на такие быстрые перемены не способен. Кроме того отметим, еще два эпилептика без психических нарушений были великими полководцами: Наполеон Бонапарт и Александр Македонский.

Цезарь не проявлял излишней жестокости, как Калигула. Наоборот, многие историки отмечают мягкость его характера. В юности, сражаясь с пиратами, он обещал им легкую казнь – распятие после смерти. Что и сделал. В Риме, будучи председателем суда, выносил мягкие приговоры. Не проявлял жестокости в обращении с вождями врагов, с пленными.

Цезарь был консулом, Великим понтификом (религиозный титул), пожизненным диктатором. Вел сотрудничество с сенатом, отказывался от безграничной личной власти, которой обладали древние римские цари. Широко вовлекал граждан в управление, в том числе людей не знатного происхождения. Людям с бредовыми идеями величия (в том числе эпилептического происхождения) такое не свойственно.

Вместе с тем в последние годы жизни (49–44 гг. до н. э.) отмечалось обожествление (сакрализация) Цезаря. Существует мнение, что он стремился доказать свое родство с богиней Венерой. Его дом имел сходство с храмом богов. Его статую перенесли при жизни в храм Квирина (основателя Рима Ромула).

Но как по прошествии веков понять, что именно происходило в те далекие времена: исторический персонаж сам стремился возвеличиться или это его современники-льстецы пытались возвысить его? Если в случае с Калигулой, Нероном, Муссолини, Гитлером, безусловно, первое, то в случае с Цезарем, скорее всего, – второе. Ему предлагали то титул царя, то право называться богом.

Наш вероятный диагноз – эпилепсия без психических расстройств.

Калигула


Калигула, изображение на монете

…Природа создала его будто затем, чтобы показать, на что способна безграничная порочность в сочетании с безграничной властью.

Параллели с XX в. представляем читателям делать самим.

На фоне такой неслыханной жестокости все более явно выступали идеи величия.

Итак, что же случилось с Калигулой? Каков психиатрический диагноз? Несомненно, речь не идет о наследственной эпилепсии (генуинной). После перенесенного мозгового заболевания у Калигулы развилось изменение личности (ранее называемое психопатизацей личности). Причем это мозговое изменение впитало и предрасположенность к эпилепсии, и эта же психопатизация пошла по типу деградации личности по эпилептичекому типу; сформировался заостренный, гротескный эпилептический характер, только вот при этом не наступило слабоумия. А может быть, оно просто не успело развиться за три года?

Следующий наш персонаж был не менее жесток, чем Калигула, однако эпилепсией не страдал.

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 140 стр. 26 иллюстраций
  • Жанр:п опулярно о медицине, п сихиатрия
  • Теги:д ушевные болезни, и сторические личности, п сихические расстройства, п сихопатологияРедактировать

Предисловие

Нельзя не признать, что исследование личности исторических деятелей (по сути дела, их посмертная экспертиза) – вещь увлекательная, тем более что относительно большинства выбранных нами персонажей существуют спорные мнения, начиная со знаменитого русского психиатра Павла Ковалевского. Он давал психиатрическую оценку многим знаменитым людям, но в его время диагностика была скорее симптоматическая, ведь в то время даже понятие шизофрении еще не было сформировано.

Однако как только образовались первые государства и появились первые правители – психиатрия оказалась тут как тут. Первые упоминания о душевнобольных правителях мы находим в мифах древней Эллады и в Библии. Начнем с мифов Эллады.

Царь Эдип

Существовал ли он на самом деле или же был мифическим персонажем? Он стал героем трагедий Софокла и Эврипида, позднее – героем пьес и поэм (Т. Элиот). Однако современные ученые склоняются к мысли, что Эдип – реальная историческая личность, исходя из того, что в легенде описывается эпидемия чумы, действительно имевшая место в Древней Греции. Ученые относят годы жизни Эдипа к 20-м гг. V в. до н. э.

Эдип впал в депрессию, очевидно тяжелую, потому что он ослепил себя и в дальнейшем мысли о самоубийстве не оставляли его (по мифологии, его преследовали богини совести Эвмениды). Депрессия была длительной. Эдип в одиночестве бродил по дворцу, не хотел видеть солнца, слышать дочерей, звуков родного города. В конце концов Эдип отправился в Афины, в священную рощу, где находился вход в подземное царство. Его радушно принял царь Афин, Тесей, но его уговоры не помогли. Под раскаты грома, которые, по словам Эдипа, возвещали его желанную кончину, он вошел в царство мертвых, причем последние шаги в жизни совершил как зрячий.

По внешним признакам это первое описание так называемой депрессии психогенного происхождения (в ответ на гибель близких, катастрофы и т. п.). Однако психогенная депрессия редко бывает такой глубокой, ведь обычно человек оправляется сам, говоря другими словами – время лечит. Скорее всего, Эдип был предрасположен к эндогенной депрессии, заложенной в нем, вероятно, из-за наследственного фактора.

Аякс Теламонид

Аякс Теламонид – царь Саламина (вполне реального острова) – привел к стенам Трои 12 кораблей с войсками и вел успешные битвы. Эпилептические припадки у него не описаны, но он был, как и Геракл, человек атлетического телосложения. Кроме того, как и многие страдающие эпилепсией, отличался трудным характером. По Гомеру, он не просил помощи богов и полагался только на собственную волю.

Психическое расстройство развилось после спора о том, кому достанутся доспехи погибшего Ахилла: Аяксу или Одиссею, – и в этом споре хитростью победил последний. Аякс в печали удалился в свою палатку, а потом внезапно напал с мечом на стадо быков, очевидно приняв их за вражеские войска. Потом он заснул и только после сна осознал, что натворил. Вскоре он покончил жизнь самоубийством, упав на собственный меч.

Можно утверждать, что у Аякса развилось сумеречное состояние сознания, нередкое при эпилепсии. Это состояние характеризуется внезапным началом, полной дезориентировкой в окружающем пространстве, сохранением двигательной активности и возможными агрессивными поступками. Состояние кончается глубоким сном и полной утратой памяти на происшедшее. Оно может быть спровоцировано тяжелой стрессовой ситуацией.

Психическое расстройство первого израильского царя Саула клинически очерчено более четко, чем расстройство Эдипа. Считается, что Саул – это реальное историческое лицо; период царствования – 1029–1005 гг. до н. э. Число прожитых лет точно неизвестно, наиболее вероятно 59.


Царь Саул внимает игре Давида

Затем обострился конфликт между светской и религиозной властью. Самуил требовал жестокого истребления побежденных племен, собственноручно казнил их царей. Саул был менее жесток, не хотел излишних жертв, что вызвало гнев ревностного пророка. Царь был обвинен в непослушании Богу и оскорблении Бога. Самуил тайно помазал на царство юного Давида.

Однако Саул, не зная этого, приблизил к себе юношу, отдал ему в жены свою дочь Мелхолу. Конфликт с Самуилом продолжался, и тогда Саулом стали овладевать приступы меланхолии. Давид исполнял тестю мелодии на арфе, и меланхолия временно отступала. Но когда Давид сам стал одерживать военные победы, меланхолию Саула сменили гнев и подозрительность. Во время пира внезапно он метнул копье в Давида, и тот был вынужден скрываться. Подозрительность Саула усиливалась, всюду он чувствовал и искал заговор. Началась очередная война с филистимлянами, и в битве при Гелвуе Саул потерпел поражение.

Конец Саула до конца не ясен: то ли он сам бросился на меч, то ли просил одного из воинов убить его – во всяком случае он стремился к самоубийству.

Психическое расстройство Саула обычно рассматривают как один из примеров депрессии. Мы полагаем, что это ошибочно. Истинная депрессия вряд ли излечима музыкотерапией, она не может сменяться приступами ярости.

Навуходоносор II


Навуходоносор II, автор неизвестен, камея

В конце жизни (то есть в предстарческом возрасте) Навуходоносор II впал в помешательство. По Библии он был отлучен от людей, ел траву, как вол, мылся под дождем (см.: Дан. 4:30). Воображал себя каким-то животным. По другим данным, он слышал голос свыше, выдвигал идеи величия, возводил строения во славу себя. Психическое заболевание продолжалось якобы семь лет и было излечено иудейскими мудрецами.

Однако ряд ученых отрицает, что описание психоза вавилонского царя относится к Навуходоносору II. Полагают, что заболел последний царь Вавилона, живший на 50 лет позже, – Набонид. Он оставил Вавилон, поселился в пещере и демонстрировал описанные выше изменения поведения.

Во всяком случае психоз вавилонского царя – это, вероятно, первое в истории описание шизофрении.

Читайте также: