Доклад внешнеполитические задачи стоящие перед россией после распада ссср

Обновлено: 05.07.2024

В своей работе я попытаюсь рассмотреть причины и следствия распада СССР для России и во что это обернулось для населения республик, входивших в его состав. Тема эта актуальна, так как распад СССР повлек за собой ряд событий с которыми пришлось и еще придется столкнуться в будущем.

Причины развала СССР:

1) связана с географическим фактором, это огромные размеры бывшего СССР. С тех пор как со второй половины 20 века мировое развитие двинулось по пути интенсификации общества, в СССР не хватало населения. Продукция обходилась гораздо дороже, чем в других странах. Среднее плечо транспортировки грузов (топливо, сырье) было в 3-5 раз длиннее чем в США, 2) связана с экономическим фактором. Экстенсивный путь хозяйствования тормозил развитие СССР,

3) связана с возникновением разного рода конфликтов:

политических – оспаривание друг у друга распределения властных полномочий или ресурсов;

межнациональных - определенный тип отношения к другому народу, этнический конфликт - выражается в стремлении этнической группы (групп) изменить сложившиеся этнические неравенства или политическое пространство в его территориальном измерении.

Следствием отделения республик первоначально стали изменение их политики, экономики, духовности. Претерпели изменения культура, промышленность и со временем приобрели новый вид. Распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств; коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире; разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах — наследниках СССР. Кроме того, зародившийся внутри государства кризис национальных отношений обострился до такой степени, что после распада приобрел характер вседозволенности (так понималась суверенность) и перерос в настоящие войны.

Распад СССР. Как это было?

Союз Советских Социалистических Республик образовался в 1922 г. как единое союзное многонациональное государство, образованное в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик. Так было записано в статье 70-й Конституции СССР.

"СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма".[1]

СССР - являлась самой большой страной на всем земном шаре. Ее площадь составляла - 22,4 млн. кв. км. Советский Союз - самая большая, из когда-либо существовавших, по площади континентальная держава. В процессе своего исторического развития Союз Советских Социалистических Республик пополнялся новыми республиками по свободному волеизъявлению их народов. В составе СССР было 15 союзных республик. В РСФСР, а также в некоторые другие союзные республики входили автономные республики - их было 20. В состав ряда союзных республик и краев входили автономные области. В составе ряда краев и областей находились автономные округа. Такие формы национальной государственности, как считалось, обеспечивали свободное развитие всех народов страны.

8 декабря 1991г., в Беловежской пуще, в резиденции руководителей Белоруссии в Вискулях, лидеры трех славянских республик: России, Украины и Белоруссии (Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич) подписались под документом, в котором было сказано о прекращении существования СССР и создании СНГ.

В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме большинство граждан высказались за сохранение Союза ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство не удалось. СССР распался.

Последствия распада.

Международные последствия распада СССР рассматриваются российскими и зарубежными исследователями преимущественно в геополитических и экономических аспектах. Большинство из них пытаются оценить эти последствия в глобальных масштабах. При этом одни авторы считают, что крушение СССР является геополитической катастрофой, которая выходит за рамки понятия “системы международных отношений” и могут быть оценены лишь на уровне истории взаимодействия цивилизаций”. Другие же оценивают распад СССР как “конец системы международных отношений, основу и стержень которой образовывали итоги Второй мировой войны, а также идеологическое и военно-политическое противоборство двух систем, и прежде всего их государств-лидеров: СССР и США. После распада СССР наблюдается “возвращение к многополюсному миру и менее крупных держав”. Происходит перестройка глобальной системы международных отношений, что порождает нестабильность в отдельных районах мира.

Районом нестабильности и локальных вооруженных конфликтов стала территория бывшего СССР. Его распад вызвал ликвидацию единого международного правового пространства, что сделало невозможным разрешение конфликтов.

Урегулирование региональных конфликтов предполагает разработку различных политических моделей и форм урегулирования. Разработка таких моделей и форм проводятся государствами по дипломатическим каналам с участием ООН. К таким моделям можно отнести: прекращение огня в межгосударственной войне путем переговоров и достижения согласия с использованием посреднических функций Генерального секретаря ООН, с участием дипломатии трех заинтересованных стран.

После развала СССР страна пережила множество конфликтов:

1.Нагорный Карабах - это армяно-азербайджанский конфликт между двумя независимыми государствами (здесь имел место территориальный спор из-за Нагорного Карабаха. Немалую роль в разжигании конфликтной ситуации сыграли и маневры тогдашнего союзного центра, намеревавшегося ослабить и расколоть национально-освободительные движения в республиках Закавказья, сохранить их в орбите своего влияния. Наконец, завязавшаяся с 1993 г. интрига вокруг каспийской нефти и путей ее транспортировки превратилась со временем в существенную помеху, препятствующую разрешению конфликта, а также и в важный фактор геополитического соперничества в регионе;

3. Южная Осетия - осетины требовали укрепления своей автономии, а грузины, наоборот, стремились ее уничтожить. В результате военных действий в 1990-1992гг. погибли сотни мирных жителей, десятки тысяч грузинских и осетинских беженцев потеряли кров. К 1999г. государственный статус Южной Осетии так и остался спорным.

Россия в настоящее время.

Прошли годы, но и они мало что изменили в разрешении конфликтов между бывшими союзными республиками. Я считаю, что связано это в первую очередь с неравномерным расположением энергоресурсов по стране. В одних странах они есть, а в других могут полностью отсутствовать. Это и приводит к борьбе за обладанием территорий, богатых теми или иными природными ресурсами.Экономический фактор всегда имел решающее влияние для формирования международного климата, характера отношений между государствами. Это и понятно: ведь в наши дни не возобновляемые энергетические ресурсы - нефть, газ, уголь и другие имеют решающее значение для социально-экономического благополучия любой страны.Ученые утверждают,что земные кладовые не беспредельны: запасов нефти хватит примерно на два десятка лет, газа - на шесть-семь десятилетий, угля - на полтора-два столетия. Тем более, что идет постоянное наращивание добычи нефти и газа, активизируется разведка новых энергоресурсов в трудно-доступных районах планеты, на дне морей и океанов. Все это существенно повышает себестоимость добываемых энергоресурсов, а следовательно, и цены на конечную продукцию - бензин для автомобилей, авиационный керосин, электроэнергию и т.д. Энергетические проблемы с каждым годом обостряются и оказывают все более заметное влияние на динамику международных и региональных отношений. По сути дела мир раскололся на страны-потребители энергоресурсов, страны-производители, страны- посредники, в основном обеспечивающие транзит энергоресурсов, и страны, стоящие на обочине мирового развития.Борьба за нефть и газ лежит в основе большинства международных конфликтов, в том числе решаемых с использованием оружия. На сегодняшний день она идет вокруг двух основных видов углеводородных ресурсов - нефти и газа. На этой основе сложилась дуга военно-политической нестабильности и угроз национальным интересам России по линии Черное море - Кавказ - Каспий - Центральная Азия. В результате эта нестабильность вылилась в вооруженный конфликт на Кавказе.

Отношения с республиками:

1. Россия и Украина.

Сегодня российский рынок - основной для многих видов украинской продукции. К примеру, на его долю приходится около половины украинского военного экспорта. В военно-технической кооперации России и Украины задействовано с обеих сторон более сотни крупнейших предприятий.

Очередной виток обострения украино-российских отношений может сорвать пролонгацию так называемого Большого Договора о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной, подписанного 31 мая 1997 года. В этом случае Украину ждёт целый букет проблем социально-экономического характера. Как без Договора будут решаться проблемы границ, визового режима, экономического использования шельфов Азовского и Чёрного морей? Как будут развиваться базовые отрасли украинской промышленности – ВПК, АПК и машиностроение?

В 2007 году, когда премьером был Виктор Янукович, подписана программа экономического сотрудничества двух наших стран на период до 2010 года. Она охватывала широкий спектр отраслей: топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, авиационную и космическую промышленность, атомную энергетику, ВПК. Нынешнее правительство Украины практически заблокировало реализацию этой программы.

2. Россия и Казахстан.

Активно развиваются политические контакты и экономические связи между нашими странами. Во многом благодаря эффективным партнёрским отношениям с Россией превращается Казахстан в одно из наиболее динамично развивающихся государств региона. Особенно заметны успехи в сотрудничестве в нефтегазовой сфере, система трубопроводов России даёт Казахстану возможность диверсифицированного экспорта углеводородов. Ещё в 2002 году в Санкт- Петербурге в ходе двухсторонней встречи Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина было подписано межправительственное долгосрочное соглашение о транзите казахстанской нефти через территорию России. Через газотранспортные сети России Казахстан экспортировал в западном направлении 30 миллиардов кубометров газа. Именно глубокое взаимопонимание между президентами Казахстана и России во многом способствовало успеху нового проекта транспортировки углеводородов из стран Центральной Азии – строительству Прикаспийского трубопровода. Нефть и газ, таким образом, составляют прочный фундамент экономического процветания Казахстана, а взаимодействие с Россией открывает перед страной новые горизонты. В свою очередь, Россия принимает активное участие в разработке наиболее перспективных нефтегазовых проектов в Казахстане, а Казахстан – в России.

3. Россия и Молдова.

Молдова так же зависима от России. Так в результате ссоры с Россией Молдова получила запрет на экспорт вин и потеряла на этом не менее 35 - 40% из бюджета.

Владимир Воронин предлагает создать совместный Совет по реализации проектов и начать работать на благо простых людей. Он убежден, что его поддержат Россия и ЕС, а так же Украина и в Румыния. Воронин, как политик, заметно изменил новые подходы к решению проблемы молдавско-российских отношений.

4. Россия и Белорусь.

Из бюджета Союзного государства решено профинансировать в 2008 году перспективнейшую программу по созданию компьютерных технологий, оборудования, новых материалов и инструментов для обработки оптических деталей от микрооптики до астрооптики, то есть новейшей отечественной оптики XXI века. Проект создаст условия для развития и сохранения на высоком уровне российского и белорусского оптико-электронного приборостроения и удовлетворения потребностей обороны, науки и промышленности.

Составителями бюджета Союзного государства на устранение последствий аварии на Чернобыльской АЭС в этом году выделено 374 млн. рублей. Ранее были реализованы две подобные программы. Благодаря им создано единое нормативно-правовое пространство и общая система оказания специализированной медицинской помощи гражданам России и Белоруссии.

Особая область сотрудничества России и Беларуси – атомная энергетика. Меньше года осталось до закладки первого камня в фундамент белорусской АЭС. Это событие должно произойти в январе следующего года. Сейчас решается вопрос о том, где конкретно возводить атомную станцию. Ее первый энергоблок вступит в строй в 2016 году, второй – двумя годами позже.Но уже сейчас в ведущих вузах Беларуси и России приступают к обучению специалистов для последующей работы на будущей АЭС.

Большой вклад в развитие российско-белорусских отношений вносят парламентарии двух стран. Среди одобренных ими соглашений двусторонний договор о социальном обеспечении. Недавно Государственная Дума РФ ратифицировала соглашение, позволяющее гражданам России получать медицинскую помощь в Беларуси и наоборот.

5. Россия и Киргизия.

Кыргызстан остается в тяжелом положении еще и по причине своей энергетической несамодостаточности. В газе республика полностью зависит от Узбекистана. Нефтепродукты республика импортирует из России и Казахстана. Неэффективное управление водными ресурсами привели к тому, что ряд основных гидроэлектростанций главная, Токтогульсткая ГЭС в настоящее время заполнены лишь на половину, что приведет к дефициту электроэнергии и вероятным отключениям электричества в тяжелый зимний период, импортируемые энергоносители и дефицит электроэнергии приведут к росту цен на местный уголь. Таковы прогнозы по Киргизии. Я думаю, что многих проблем можно было избежать при более тесном сотрудничестве Киргизии и России.

6. Россия и Грузия.

Недавние события показали отношения между этими республиками. Агрессия, направленная Грузией по отношению к Южной Осетии и Абхазии не оставила равнодушной Россию и та в свою очередь встала на защиту интересов народностей, входивших ранее в ее состав. Россия добилась убедительной военной победы над грузинскими ВС. Значительная часть грузинской армии была выведена из строя. Потоплен флот. Уничтожены военные базы и аэродромы. Нанесены существенные потери в живой силе противника. Экономика парализована. Общество подавлено поражением. Важнейшим результатом России явилось установление контроля над анклавами в Южной Осетии. Решение проблемы анклавов открыл путь к беспрепятственному выходу на тему признания независимости Южной Осетии и Абхазии с последующим включением их в Россию. Теперь вопрос грузинского меньшинства будет решается не на силовых условиях контроля над анклавами грузинских ВС, но по воле осетин и абхазов с протекторатом России.

Теперь, когда Абхазия получила независимость, черкесские народы (абхазцы, адыги, кабардинцы и, собственно, черкесы) смогут снова объединиться в общем государстве при помощи России. Это окажет огромное влияние на черкесов и абхазцев в Турции, которые будут видеть в России друга и покровителя.

В своей работе я рассмотрела геополитические последствия распада СССР для России на примере нескольких республик.

Геополитика – наука, изучающая закономерности и движущие силы развития политических отношений между странами регионами с учетом всех видов пространства. Континентальные региональные, положения стран, влияния морских, воздушно-космических, демографических, информационных других фактов.

После распада СССР в мире изменился баланс сил и вся система международных отношений, возникла новая геополитическая эпоха. Распад СССР, несомненно, – крупнейшая национальная катастрофа. От разрушения СССР для всех бывших союзных республик больше потерь, чем приобретений. Россия потеряла выходы к Балтике, к Черному морю, прямые сухопутные выходы к Центральной и Западной Европе. Для нее произошел сдвиг всей территории на север и восток. Россия получила не обустроенные границы.

После хаоса 90-х практически заново были собраны все регионы России, оставшейся после СССР. Тогда увлекшись чисто российскими проблемами, Москва часто не замечала многих процессов, происходящих в других странах, которые когда-то входили в состав СССР. Относясь к ним по-прежнему, как младшим братьям до последнего времени Россия не думала о том, что обратное влияние этих государств на события в нашей стране не менее велико. Осознание этого факта и целая серия последних событий в странах СНГ заставляют более пристально посмотреть на жизнь наших ближайших соседей.

1) обеспечение мирного процесса институционализации новых независимых государств;

2) образование новой геополитической общности, принципиальную основу и международно-правовые механизмы которой ещё предстояло определить. СНГ стали понимать не иначе, как механизм цивилизованного развода республик бывшего СССР.

Закон геополитического тяготения между республиками аналогичен в этом смысле закону всемирного тяготения. Его можно использовать во благо, строя новые отношения и новую геополитическую общность, используя потенциал СНГ. Его также можно игнорировать, но при этом придется испытать всю мощь сил геополитического тяготения.

Таким образом я подошла к выводу, что бывший СССР давал экономическую стабильность и развитие республикам, входившим в его состав. С развалом СССР многие республики стали испытывать недостаток в природных ресурсах и финансовые затруднения. На фоне нестабильности в республиках участились вооруженные конфликты. А это ведет к изменению общественно-политической среды в мире.

1. Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений.- М.: Логос, 2004.- 488с.

3. Олегин А. НАТО: максимальная эффективность минимальными средствами // Отечественные записки, 2002, № 4-5. С. 63.

[3] Олегин А. НАТО: максимальная эффективность минимальными средствами // Отечественные записки, 2002, № 4-5. С. 63.

Знать историю мира и тем более историю своего Отечества, - страны, где он родился, где живет - должен каждый цивилизованный гражданин. История рассказывает о прошлом и позволяет учесть опыт и уроки прошлого, о настоящем, его характерных чертах, политическом, социально-экономическом развитии и, оценивая современное развитие, заглянуть в будущее, прогнозируя развитие каждой страны и мира в целом.
Объектом исследования в данной работе будут являться внешнеполитические отношения России с другими государствами, ее место в системе международных отношений. Целью исследования будет изложение важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада СССР.

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

Содержание

Введение………………………………………………………… …………3

Причины распада СССР………………………………………………….5

Внешнеполитические задачи, стоящие перед Россией после распада СССР…………………………………………………………………… ………..8

Последствия распада СССР…………………………………………….16

Заключение…………………………………………………… …………22

Используемая литература………………………………………………23

Введение

Знать историю мира и тем более историю своего Отечества, - страны, где он родился, где живет - должен каждый цивилизованный гражданин. История рассказывает о прошлом и позволяет учесть опыт и уроки прошлого, о настоящем, его характерных чертах, политическом, социально-экономическом развитии и, оценивая современное развитие, заглянуть в будущее, прогнозируя развитие каждой страны и мира в целом.

Политическое развитие России в 1990-е и 2000-е годы может быть охарактеризовано как не только противоречивое, но и бинарное. В сжатые исторические сроки российское общество пережило трансформацию от распадающегося тоталитаризма к ограниченной демократии и обратно – к бюрократическому авторитаризму, укрепившемуся за счет заигрывания с почти несовместимыми настроениями: посткоммунистической ностальгией и модернизационной риторикой, что представляется наиболее важным для изучения, актуальным.

Распад СССР стал крупнейшей геополитической катастрофой, которая не только кардинальным образом изменила всю систему международных отношений, но и оказалась сильнейшей психологической травмой для миллионов людей, привыкших жить в огромном многонациональном государстве. Рвались семейные и дружеские связи, перед многими встала мучительная проблема принятия гражданства той страны, в которой они оказались силой обстоятельств.

Вопрос о политическом статусе государства на мировой арене является одним из самых важных в системе международных взаимоотношений. Он влияет на целый ряд важнейших сфер развития и функционирования как мировой политики в целом, так и на внутреннее состояние государства и его будущее. Постоянно меняющаяся международная ситуация требует от ученых и государственных аналитиков непрерывного контроля и анализа. Однако нельзя забывать, что международная политика государства находится в тесной взаимосвязи с внутренними экономическими, политическими и социальными процессами.

Объектом исследования в данной работе будут являться внешнеполитические отношения России с другими государствами, ее место в системе международных отношений. Целью исследования будет изложение важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада СССР.

Для достижения цели исследования предполагается рассмотреть: во-первых, каковы были причины распада СССР, во-вторых, перед какими проблемами и сложностями стояло российское государство после падения СССР и в-третьих, рассмотреть последствия для России после распада СССР.

Причины распада СССР.

Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве), социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза, приведшие к прекращению существования СССР 26 декабря 1991 года.

Распад СССР привёл к независимости 15 республик СССР и появлению их на мировой политической арене как самостоятельных государств.

1) Взаимодействие с "ближним зарубежьем" - странами СНГ и Балтии, т. е. республиками бывшего СССР. В частности, формирование систем ДКБ и ОДКБ.

1а) Налаживание на новой взаимовыгодной основе отношений со странами бывшего социалистическорго лагеря - в прошлом членами СЭВ и ОВД, а также приверженных политике "неприсоединения" - с целью создания зоны экономического партнерства и геополитической безопасности Российской Федерации

2) Поддержание стратегического паритета с Организацией Северо-Атлантического договора (НАТО) для сохранения многополярной системы геополитического устройства мира - основы культурно-цивилизационного многобразия

3) Обеспечение стабильности военно-политической обстановки в Азиатско-Тихоокеанском регионе - в первую очередь, в сфере перекрывания интересов России, Китая, Японии и США

4) Поддержание влияния в международных организациях (напр., ООН) для более эффективной защиты интересов России как правопреемницы СССР и недопущения развития международных конфликтов из-за продвижения в одностороннем порядке инициатив держав, пользующихся в настоящее время военно-экономическим превосходством.

5) [Защита прав русскоязычного (русского) населения в регионах и политических образованиях, возникших после разрушения Союза ССР, а также - в качестве правопреемницы СССР - защита прав других этнических групп, имевших прежде советское гражданство, ущемляемых в политических, гражданских, социальных и культурных правах. Это важнейшая задача для поддержания уважения к России внутри страны и за рубежом. Решение ее оставляет желать много лучшего даже в сравнении с мероприятиями в сфере разрешения задач 1-4]

В геополитическом положении России в 90-е годы ХХ в. произошли следующие изменения:
•по периметру России образовались новые суверенные государства, в том числе непосредственно на границе пять государств-членов СНГ и три государства Балтии;
•по отношению к России возникло ближнее и дальнее зарубежье;
•образовались частично "прозрачные" границы с ближним зарубежьем, к 18 субъектам Федерации, бывшим пограничными в рамках СССР, прибавилось еще 25;
•было ликвидировано военное присутствие России в ряде стран Европы;
•блок НАТО расширился на восток, к границам России;
•образовался анклав - Калининградская область.

- 8 декабря 1991 – Беловежские соглашения России, Украины, Белоруссии о прекращении действия союзного договора 1922 года. Окончательный распад СССР и создание СНГ.

- 25 декабря 1991 – Президент СССР Горбачёв уходит в отставку и уже Президентом РФ становится Ельцин. Страна с новым Президентом на осколках Советской империи и без идеологии, с кризисом в экономике, внутренней политике входила на новый путь своего исторического развития. Ворох проблем от прошлого остался и его надо было решать. Так же необходимо было решать и внешнеполитические задачи. Внешняя политика 90-х гг. существенно отличалась от политики 2000-х гг. и тем более от внешней политики нашей современности, когда на Международную арену выходит международный терроризм и фашизм.

Внешняя политика в 90-е гг.

Основные направления политики: - создание новой системы взаимоотношений с бывшими со странами; - вхождение в европейское и мировое сообщество; - новые отношения с бывшими республиками СССР; - разработка новой военно-политической доктрины; - активизация со странами Юго-Восточной Азии и с Китаем; - равноправное развитие отношений с США; - участие в миротворческих акциях под эгидой ООН.

Особую значимость приобрели отношения с Западом и США. Очень важно было снизить ядерное противостояние между двумя державами. РФ удалось снизить напряжённость между Западом и Востоком.

- конец 1991 – нач. 92 – заявление РФ и США о том, что ядерные ракеты не направлены д. на д.

- 1993 – заключение нового Договора о сокращении вооружения СНВ-2.

Появилась новая проблема: НАТО стало двигаться на Восток. В НАТО стали вступать бывшие соц. страны и Прибалтийские республики – это сильно беспокоило нашу дипломатию. На все меры по нераспространению НАТО на Восток США отвечало уклончиво и двусмысленно.

Ситуацию осложняло и то, что возле границ РФ происходили военные конфликты. В таких условиях РФ предстояло найти свою линию (концепцию) во внешней политике, которая бы отвечала национальным интересам.

Необходимо сказать, что в начале 90-х ещё не было у нашей дипломатии представлений о национальных интересах, т.к. надо было первоначально получить международную финансовую помощь для проведения экономических реформ в стране. Руководство страны взяло курс на союзнические отношения и сотрудничество с Западом.

Политика наша была построена на уступчивости и готовности к компромиссам и на Западе это рассматривалось, как признак слабости. Запад не собирался дружить с Россией. В России не сразу поняли, что Запад не хочет дружить снами.

- 1996 – новый поворот в политике. РФ заявляет о многополярном мире без насилия и равноправном партнёрстве всех стран

- 1999 – переломный год в политике. Балканский кризис. Отчуждения с Западом усилились. Возникает потребность о пересмотре внешней политики нашей страной.

Внешняя политика не обходила вниманием и Восточное направление. Недооценка этого направления была ошибочна. Началось активное сотрудничество со всеми азиатскими странами.

Внешняя политика в 2000-е гг.

К власти приходит Президент РФ Путин до 2008 года. Дипломатия РФ меняется с его приходом. Что было сделано:

- установление дружеских отношений со странами Запада и Востока

- исполнение миротворческих функций

- возвращение статуса великой державы и заключение договоров с США о сокращении наступательных вооружений

- 2002 – подписание Декларации с США о новых взаимоотношениях

- 2002 – улучшение взаимоотношений с Польшей

- визиты Президента для налаживания отношений с Англией, Италией, Германией, Китаем, Сев. Кореей, Индией, Вьетнамом

Внешняя политика с 2008 г.

- 2008 – Президент РФ Медведев. Его политика была пропутинской.

Что было сделано:

- 2008 – подписание указов о признании независимости Ю. Осетии и Абхазии

- 2009 – соглашение о единой системе ПВО с Белоруссией

- 2009 – соглашение о начале Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном

- 2010 – подписание Договора в Праге о сокращении СНВ-3 и Договор о ЧФ на Украине.

Читайте также: