Психологическое образование в россии и за рубежом доклад

Обновлено: 02.07.2024

01.09.2011 г. => Стандарты третьего поколения высшего профессионального образования. => моноподготовка психологов по трем специальностям (5-5,5 лет):

Предпосылки для введения моносистемы психологического обучения

  • Недостаток двухступенчатой системы: в соответствии с действующим законом о высшем послевузовском образовании в России возможна схема: получить диплом бакалавра в течение четырех лет в любом вузе, затем, поступив в магистратуру, например, по психологии, получить за три семестра статус магистра психологии.
  • К стандарту, который был раньше пятилетним, в моносистеме добавляетсягод практики за счет супервизии. Возможность выхода на стандарт практического психолога. Тем самым решается проблема несоответствия профессиональных навыков выпускника вуза требованиям работодателя (отсутствие практического опыта).

Высшее психологическое образование за рубежом

В 2009 г. Еврокомиссия вывела из двухступенчатой системы подготовки направление психологии. Теперь чтобы в Европе получить степень магистра психологии, нужно не менее трех лет проучиться на психолога-бакалавра и не менее двух лет – на психолога-магистра.

То есть Еврокомиссия восстановила пятилетнее традиционное образование по психологии. Лицензирование и сертификация психолога является необходимым условием начала его профессиональной деятельности.

Квалификационные требования к психологам в России

Минтруда РФ до 2015 г. будут разработаны поправки к Трудовому кодексу, вводятся понятия

  • Квалификация работника — это уровень знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для осуществления психологом профессиональной деятельности.
  • Профессиональный стандарт — требования к квалификации психолога, которые могут предъявляться к нему в целях осуществления его профессиональной деятельности.

Профессиональный стандарт

  • Морально устарели профессиональные стандарты советского времени (записаны в единых тарифно-квалификационных справочниках).
  • Для работодателей – основа для установления более конкретных требований к работнику с учетом специфики деятельности организации
  • Положения профстандартов должны учитываться при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профобразования.
  • Таким образом, должна решиться появившаяся в последние годы проблема, когда выпускник учебного заведения обладает одними профессиональными навыками, а работодателю требуются совсем другие.
  • Соответствие профессиональному стандарту придется подтверждать с помощью сертификата. Его получение не будет бесплатным.

Предпосылки для введения системы сертификации психологов в России

  • Коммерциализация
  • Снижение качества образования (только на наличие диплома полагаться не всегда удается)
  • Отсутствие закона о границах психологической помощи и психологического воздействия

Сертификат

Квалификационные требования к специалистам-психологам в нашей стране и за рубежом

Профессиональная квалификация, как степень соответствия специалиста требованиям профессии на определенном этапе профессионализации — часть его профессионализма. Свое выражение профессионализм практического психолога находит в мотивационной и операциональной сферах.

  • Мотивационная сфера — совокупность внешних и внутренних элементов, побуждающих, регулирующих и направляющих деятельность, обеспечивающих ориентировку в целях и нормах профессиональной деятельности.

Мотивационная сфера профессионала включает профессиональное призвание, профессиональные намерения, ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности, профессиональные притязания, профессиональные ожидания. Профессиональные мотивы должны быть устойчивыми, интенсивными, с яркой эмоциональной окраской.

Цели, длительность, структура и содержание обучения психологии в значительной степени определяются национальными системами образования, историческими традициями, уровнем развития и статусом психологии как науки в конкретной стране, экономическими и политическими факторами.

Содержание

Основные тенденции современной психологии образования в мире…..3
Базовое психологическое образование за рубежом…………………….11
Последипломное психологическое образование………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Совр.псих.образ-ние за рубежом(Миле)введение.doc

  1. Базовое психологическое образование за рубежом

Традиционные типы базового психологического образования, развивавшиеся в течение XX в., существуют в ряде европейских стран, таких как Великобритания, Германия, Франция, Швейцария, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Россия, а также в США и Канаде. В этих странах имеется длительный опыт научной и преподавательской деятельности психологов, исторически сложившиеся системы высшего образования. В других европейских странах, в Австралии, в странах Азии, Африки, Южной Америки за образец обычно берется какая-либо из уже существующих моделей высшего психологического образования, которая кажется наиболее приемлемой. Ее статус и структура в отдельных странах в значительной степени определяются национальными традициями высшего образования, а содержание изучаемых учебных дисциплин — достижениями психологии как науки и практической деятельности.

Психология и преподаватели психологии имеют разный статус в системе высшего образования в разных странах, а иногда и в рамках одной страны. Различные наименования учебных заведений и их структурных подразделений представляют определенную трудность для понимания.

В большинстве европейских стран высшее образование осуществляется в университетах, которые состоят из факультетов, которые в свою очередь состоят из институтов (например, в Германии и Норвегии).

В США основным учебным заведением (или подразделением), осуществляющим программы высшего образования, является колледж. Он может быть составной частью университета или иметь самостоятельный статус. В свою очередь колледжи состоят из школ, которые представляют собой крупные административные единицы, объединяющие преподавателей. Более мелкие по численности подразделения называются департаментами (Department). Американские школы психологии в некотором роде (по численности и статусу) сходны с европейскими институтами или департаментами.

Даже в рамках одной страны в разных университетах психология может относиться к факультетам (институтам или школам) естественных, социальных или гуманитарных наук. В некоторых случаях изучение психологии находится в ведении педагогических факультетов. Этот статус порой определяет цели, задачи и содержание преподаваемых психологических дисциплин.

В настоящее время уже накоплен определенный опыт сравнительных исследований систем базового психологического образования в разных странах (New-stead, Makinen, 1997; Karandashev, 2000; Карандашев, 2001; International Conference on Psychology Education, 2002).

Рассмотрим основные характеристики базового психологического образования в разных странах.

Длительность базового психологического образования. В Европе период психологического образования составляет обычно от 3 до 5 лет. В Англии базовое психологическое образование предполагает 3 года обучения. В Германии, Франции — 5 лет. В некоторых странах, например в Норвегии, после первого вводного курса, в ходе которого изучаются основы философии и введение в психологию, студенты на конкурсной основе могут быть зачислены на 5-летний курс профессионального психологического образования. В Шотландии длительность базового психологического образования составляет 4 года.

Во многих странах для реального завершения психологического образования требуется больше времени. Это связано прежде всего с тем, что в этих странах студенты имеют возможность самостоятельно регулировать учебную нагрузку и темпы изучения психологии. Например, в Германии для полного выполнения программы при условии интенсивной учебной нагрузки студенту необходимо 9 семестров, т. е. 4,5 года. Но большинству студентов для этого требуется 12 семестров, т. е. 6 лет.

Психологическое образование в США включает три основных уровня, дающих определенные возможности для продолжения обучения и при устройстве на работу. Первый уровень — обучение в двухгодичных колледжах (Community colleges), которое осуществляется на базе школьного образования. Учебные заведения первого уровня обеспечивают общеобразовательную и некоторую профессиональную подготовку специалистов, что дает им возможность вести практическую работу в учреждениях или клиниках в качестве вспомогательного персонала, принимающего участие в психологическом обслуживании под наблюдением квалифицированного специалиста. Это учебные заведения в некотором отношении сходны с российскими средними профессиональными училищами и техникумами. Их выпускники получают степень младшего специалиста. Предполагается, что успешное завершение такой учебной программы дает будущему специалисту возможность эффективно общаться, понимать и оценивать основные области человеческого знания, своих коллег и окружающую обстановку, а также сосредоточиться на главной теме изучения и подготовиться к продолжению учебы в четырехгодичном колледже (Володарская, Лизунова, 1990, с. 57-58). Подготовка психологов на этом уровне не осуществляется, и психологической специализации нет.

3. Последипломное психологическое образование за рубежом

Последующее образование обычно называется послевузовским (последипломным). Для большинства студентов четырехгодичные колледжи и получение степени бакалавра служат всего лишь подготовкой для продолжения учебы в магистратуре

Последипломным обычно называют специализированное образование в какой-либо отрасли науки или практической деятельности, которое направлено на получение научной степени, профессии или дополнительной квалификации. Последипломное психологическое образование может осуществляться на базе любого высшего образования.

Чтобы стать профессиональными психологами, выпускники английских университетов должны пройти курс последипломного психологического образования в течение 2 или 3 лет (в зависимости от программы) на втором уровне высшего образования по специализированной программе в каком-либо университете. Такая система взята за основу в ряде стран, например в Ирландии, Франции, Греции, Португалии, на Мальте (Newstead, Makinen, 1997). В Шотландии последипломное психологическое образование продолжается еще 2 года.

Докторские программы (аналогичные российской аспирантуре) существуют в университетах большинства европейских стран. Обучение направлено на повышение научной квалификации студентов (аспирантов). Они углубленно изучают избранную психологическую специализацию, исследовательские методы, а также выполняют квалификационную научную работу. Длительность обучения в рамках таких программ составляет обычно от 3 до 5 лет. В настоящее время развивается программа Европейский докторант (European Ph.D.), которая также является формой последипломного образования (Володарская, 1998).

В США последипломное образование обычно называется Graduate или Postgraduate. В последипломном образовании психологов во многих европейских странах, в США и Канаде выделяется два основных направления: исследовательское и практическое профессиональное.

Для получения степени магистра (Master degree) обычно необходимо учиться еще 2-3 года после получения степени бакалавра. В качестве альтернативы студент в зависимости от своих интересов и профессиональных намерений может после получения степени бакалавра пройти 2-летнюю программу по подготовке практических психологов (Professional psychology).

Это традиционная модель для США и стран, которые ориентированы на американскую систему образования. В рамках университета функционируют два типа учебных заведений и образовательных программ:

  • исследовательские школы, готовящие научных работников и осуществляющие фундаментальные исследования;
  • профессиональные школы, осуществляющие подготовку специалистов-практиков и занимающиеся прикладными исследованиями.

Степень магистра присуждается обычно специалисту со степенью бакалавра после 2-3 лет обучения в исследовательской школе. Для получения этой степени помимо изучения целого ряда специальных дисциплин необходим также практический опыт в области прикладной психологии или написание диссертации на основе проведенного исследования.

Данный уровень образования дает специалисту возможность работать в качестве исследователя или практического психолога в различных областях: заниматься тестированием, исследовательской работой в лаборатории, консультированием пациентов, выполнять административную работу, преподавать в двухгодичном колледже или школе.

К научно-исследовательскому последипломному образованию психологов, помимо мастерских (магистерских), относятся также докторские программы обучения, направленные на получение степени Ph.D. Данная степень характеризует научную квалификацию психолога.

Докторская программа обычно предполагает дополнительное обучение в течение 3-5 лет. Эта программа включает изучение ряда дисциплин, связанных с научно-исследовательской работой в области избранной психологической специализации, а также подготовку диссертации. Типичными учебными курсами являются:

Специалисты-психологи со степенью доктора (Ph.D.) имеют высшую профессиональную квалификацию. Поэтому им предоставляется выбор самых разнообразных видов деятельности: преподавание, консультирование, проведение исследований, написание или редактирование учебных пособий или научных трудов.

Практическое последипломное образование психологов — это программы, направленные на обучение конкретным профессиональным знаниям и умениям в какой-либо сфере практический психологии, которые психолог осваивает в течение нескольких лет в свободное от основной работы время. Такой дополнительной подготовки требует, например, работа в сфере клинической психологии. Специальные программы практической подготовки клинических психологов существуют в США и многих европейских странах. По завершении этих курсов, которые могут длиться в течение нескольких лет, психолог получает соответствующий сертификат, дающий ему право на работу в качестве клинического психолога.

В США, в отличие от большинства стран мира, существуют профессиональные школы, которые дают магистерскую или докторскую степень в области практической психологии. Обучение студентов по таким программам в большей мере ориентировано на психологическую практику, направлено на освоение прикладных профессиональных знаний и умений в конкретной области профессиональной психологической работы. Профессиональные школы осуществляют подготовку докторов психологии (Psy.D.). Степень доктора психологии присуждается (в отличие от степени доктора философии — Ph.D.) за весомые практические достижения в сфере психологии.

В США, в отличие от многих стран мира, психологи могут также получить степень доктора за значительный вклад в преподавание психологии. Степень доктора образования (Ed.D.) является профессиональной и присуждается психологу за разработку учебных программ и успешное их внедрение (Володарская, Лизунова, 1989, с. 54).

Презентация на тему: " Тема: Подготовка психологов в России и за рубежом Раздел 1. Подготовка психологов в России." — Транскрипт:

1 Тема: Подготовка психологов в России и за рубежом Раздел 1. Подготовка психологов в России

2 Подготовка психологов в России В 1966 году были открыты два первых факультета психологии: в Московском и Ленинградском государственных университетах В 1987 году в России было 3 факультета и несколько отделений психологии В 1990-х годах в российское психологическое образование введена многоуровневая система подготовки психологов

3 Подготовка психологов в России Подготовка психологов в России осуществляется в высших учебных заведениях, имеющих лицензию на такую образовательную деятельность Полный курс высшего образования по специальности " Психология" наиболее желателен и даёт достаточную квалификацию для того, чтобы начать психологическую деятельность

4 Подготовка психологов в России Профессиональная подготовка специалистов предполагает профессиональное обучение, в результате которого обучающийся овладевает системой научных знаний и познавательных умений, навыков Главная цель: профессиональное самоопределение, теснейшим образом связанное со смысложизненным самоопределением

5 Подготовка психологов в России Особую проблему составляет построение смысловой картины мира профессионала По мнению гуманистических психологов, основная задача образования – не передача знаний, а формирование способности находить уникальные смыслы. Профессия – это один из способов ответить на вопрос: зачем я в этом мире? Где моё место в нём?

6 Подготовка психологов в России Важное место в подготовке занимает активность самого студента Рекомендуется вырабатывать свой стиль учебно-профессиональной деятельности, овладевать самостоятельной работой с учебниками, развивать склонности к исследовательской и практической работе

7 Подготовка психологов в России Базовое психологическое образование в России осуществляется в высших учебных заведениях, имеющих лицензию, которая выдаётся Министерством образования и даёт учебному заведению право вести обучение студентов по программам подготовки психологов Государственная аккредитация означает право высшего учебного заведения выдавать диплом государственного образца

8 Подготовка психологов в России Основным нормативным документом, определяющим целевые ориентиры подготовки специалистов, являются требования Государственного образовательного стандарта Государственный образовательный стандарт нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса

9 Подготовка психологов в России Традиционно в российском образовании существовала пятилетняя модель подготовки специалиста. С 1990 года делались попытки ввести в российское психологическое образование степень бакалавра, которая присваивалась после четырехлетнего обучения

10 Подготовка психологов в России Многоуровневая система подготовки психологов: Первый уровень в соответствии с ней представляет степень бакалавра, которая присваивается студенту после обучения по четырехлетней программе. В ряде вузов России осуществляется подготовка психологов по программам бакалавров в области психологии. Получение степени бакалавра обеспечивает общее психологическое образование

11 Подготовка психологов в России Второй уровень степень магистра психологии. В настоящее время небольшое количество вузов России проводит подготовку по таким программам. Для получения данной степени необходимо двухлетнее обучение после получения степени бакалавра или годичное обучение после получения диплома специалиста. Магистерские программы представляют собой специализированное психологическое образование в одной из отраслей психологии

12 Подготовка психологов в России Цель магистратуры – системная подготовка профессионалов высшей квалификации для аналитической, консультационной и научно- исследовательской деятельности в международных и российских компаниях, органах государственного управления

13 Подготовка психологов в России Обучение в магистратуре регулируется: законами РФ "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" федеральным законом 232-ФЗ от "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

17 Подготовка психологов в России Деятельность специалиста направлена на изучение и оптимизацию психологических факторов во всех видах деятельности и формах взаимодействия людей. Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: диагностическую и коррекционную экспертную и консультативную учебно-воспитательную научно-исследовательскую культурно-просветительную

19 Подготовка психологов в России Специалист может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: коррекционно-развивающую преподавательскую научно-методическую социально-педагогическую воспитательную культурно-просветительную

21 Подготовка психологов в России Специалист может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: диагностическую; экспертную; коррекционную; профилактическую; реабилитационную; консультативную; научно-исследовательскую; культурно-просветительную; учебно-воспитательную

22 Подготовка психологов в России Российское высшее образование по психологическим специальностям и направлениям даёт основательную гуманитарную и социально-экономическую подготовку. В связи с этим в перечень учебных дисциплин включаются такие предметы как философия, логика, этика, эстетика, экономика, иностранный язык, история, право, социология, политология, педагогика

23 Подготовка психологов в России Естественнонаучная и математическая подготовка имеет также большое значение для обучения студентов- психологов. В связи с этим они изучают такие предметы как концепции современного естествознания, анатомия и физиология центральной нервной системы, физиология высшей нервной деятельности, антропология, математика, информатика и вычислительная техника, математические методы в психологии

24 Подготовка психологов в России Итоговая государственная аттестация специалиста включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен Дипломная работа выявляет уровень профессиональной эрудиции студента, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности Государственный экзамен должен подтвердить знания студента в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов и профессионального выполнения своих обязанностей

25 Подготовка психологов в России Если рассматривать профессиональное образование как систему, то в ней необходимо выделить два этапа: 1. Собственно профессиональная подготовка 2. Последующие усилия, предпринимаемые для углубления, расширения и дополнения ранее приобретенной квалификации

26 Подготовка психологов в России Переподготовка - обучение, связанное с необходимостью изменения специальности вследствие изменений в профессиональной структуре занятости, изменений в трудоспособности работника Послевузовское профессиональное образование – система повышения квалификации лиц, имеющих высшее образование

27 Подготовка психологов в России Сущность ступенчатой системы повышения квалификации: ситуация, в которую попадает человек через несколько лет после получения профессионального образования, характеризуется нарастающим во времени разрывом между увеличивающимся количеством новых знаний, относящихся к его профессии, и его собственным уровнем подготовки, который (без постоянной учёбы) со временем понижается

28 Подготовка психологов в России Учёные степени, звания В Российской Федерации установлены ученые степени – доктора и кандидата наук и ученые звания – профессора и доцента по специальности, профессора и доцента по кафедре Высшей научно-психологической квалификацией в России является учёная степень доктора психологических наук

29 Подготовка психологов в России Соискатель должен подготовить и защитить диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук по соответствующей специальности В диссертации отражается широкий научно-исследовательский опыт по изучению какого-либо нового направления психологической науки, полученный соискателем лично Присуждение ученой степени утверждается Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации

30 Тема: Подготовка психологов в России и за рубежом Раздел 2. Подготовка психологов за рубежом

31 Подготовка психологов за рубежом Традиционные виды подготовки профессиональных психологов, развивавшиеся в течение XX века, существуют в ряде европейских стран: Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Бельгии, Нидерландах, России, а также в Соединенных Штатах Америки и Канаде

32 Подготовка психологов за рубежом В 1990 году были одобрены "Оптимальные стандарты" для профессиональной подготовки в психологии. Они касаются некоторых общих принципов и подходов, но не конкретизируют детально содержание и структуру обучения

33 Подготовка психологов за рубежом В настоящее время выделяется три основных типа профессионального психологического образования в Европе: непрерывное пятилетнее специализированное; непрерывное пятилетнее общее; прерывающееся специализированное образование "три+три"

34 Подготовка психологов за рубежом Профессиональная практика под руководством опытных психологов и исследовательский проект, защищаемый на заключительной стадии обучения, входят в состав обязательных компонентов обучения психологов во всех странах Европы В последипломном образовании психологов во многих европейских странах можно выделить два основных направления: исследовательское и практическое профессиональное

35 Подготовка психологов за рубежом В первом случае это программы обучения, направленные на получение степени доктора философии (PhD), которые включают изучение ряда дисциплин, связанных с научной работой, а также подготовку диссертации Во втором случае это программы, направленные на обучение конкретным профессиональным знаниям и умениям в какой-либо сфере практической психологической работы, которые психолог осваивает в течение нескольких лет в свободное от основной профессиональной работы время

36 Подготовка психологов за рубежом Высшее психологическое образование США включает три основных ступени: первую ступень высшей школы составляет обучение в двухгодичных колледжах вторую ступень психологического образования составляет обучение в четырехгодичных колледжах третью ступень высшего психологического образования составляет обучение в университетах для получения степени магистра и доктора наук

37 Подготовка психологов за рубежом Степень магистра присуждается обычно специалисту со степенью бакалавра после одного - двух лет обучения в исследовательской или профессиональной школе Специалист со степенью магистра может в качестве помощника психолога заниматься тестированием, исследовательской работой в лаборатории, консультированием пациентов, выполнять административную работу, преподавать в двухгодичном колледже или школе

38 Подготовка психологов за рубежом Высшую профессиональную квалификацию в психологии имеют специалисты со степенью доктора философии. Подготовка приблизительно 3-5 лет. Данная степень является исследовательской

39 Подготовка психологов за рубежом Подготовка психологов-исследователей, ведущая к получению степени доктора философии, обычно включает: обязательные учебные курсы ("Введение в планирование эксперимента", "Исследовательский проект в психологии", продвинутый курс по методам планирования психологических экспериментов, семинары по биопсихологии, учению, когнитивным процессам, личности, развитию, социальной и орга­ низационной психологии), изучаемые обычно в первый год обучения

40 Подготовка психологов за рубежом элективные учебные курсы вне области специализации (как правило, 4, из которых 2 курса разрешается выбрать не на факультете психологии) исследовательскую деятельность и написание диссертации

41 Подготовка психологов за рубежом Подготовку профессиональных психологов в США можно называть многоступенчатой. Она значительно различается в разных университетах и колледжах и дает возможности широкого выбора студентами учебных программ и индивидуализации обучения

История преподавания психологии. Современное психологическое образование в России и за рубежом. Его нормативно-правовое обеспечение. Цели, принципы, методы обучения психологии в учебных заведениях. Профессиональная подготовка и деятельность преподавателя.

Рубрика Психология
Вид учебное пособие
Язык русский
Дата добавления 15.11.2012
Размер файла 2,5 M

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Методические особенности преподавания прикладной психологии, формирование психологического мышления. Задачи юридической психологии. Методические особенности преподавания юридической психологии, система вопросов, заданий и задач для практических занятий.

контрольная работа [19,2 K], добавлен 26.05.2010

Цели, принципы и особенности преподавания психологии как науки. Методы обучения психологии. Область применение диагностических методов. Правила проведения психодиагностических процедур. Основные цели изучения психологии младшими учащимися основной школы.

курсовая работа [50,5 K], добавлен 15.03.2015

Специфические черты и особенности преподавания психологии и ее прикладных отраслей. История психологии как науки, ее связи с другими дисциплинами. Основные требования к лекциям по психологии для учителей 1-2 классов средней школы, анализ их эффективности.

контрольная работа [59,8 K], добавлен 16.07.2010

Закономерности развития истории психологии. Эволюция психологического знания. Системы психологических методов. Взаимосвязь психологии с другими науками. Структура современной психологии. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.

контрольная работа [46,3 K], добавлен 11.11.2010

Психологические основы профессиональной подготовки специалистов-психологов и обеспечение их будущей деятельности. Конструирование процесса психологического образования. Методы преподавания психологии. Квалификационные требования к специалистам-психологам.

реферат [16,6 K], добавлен 29.09.2008

Происхождение слова "психология" и её история. Задача психологии - исследование психических явлений. Явления, изучаемые психологией. Проблемы психологии. Методы исследования в психологии. Отрасли психологии. Человек как предмет общей психологии.

курсовая работа [56,0 K], добавлен 02.12.2002

Психологическая мысль в России в XVIII-XIX веках. Основные направления отечественной психологии XIX - начала XX вв. Возникновение и развитие советской психологии. Современное состояние психологии в России. Обусловленность развития социальными факторами.

Читайте также: