Творческая личность это в психологии доклад

Обновлено: 18.05.2024

ЛИЧНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ. Существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния. Некоторые психоневрологи видят сущность психотерапии в излечении неврозов путем пробуждения творческих стремлений человека. М.Зощенко в своей автобиографической повести рассказывает о том, как он благодаря творчеству излечился от депрессии.

Согласно второй точке зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни.

Определяющим для творческой фантазии является направление сознания (и бессознательного), заключающегося в отходе от наличной действительности и реального Я в известную относительно автономную и свободную деятельность сознания (и бессознательного). Эта деятельность отличается от непосредственного познания действительности и своего Я и направлена на их преобразование и создание новой (мысленной) действительности и нового Я.

Что же побуждает творческую личность постоянно обращаться к творческой фантазии? Что является ведущим мотивом в поведении творческой личности? Ответить на эти вопросы – значит подойти к пониманию сущности творческой личности.

Творческая личность постоянно испытывает неудовлетворенность, напряжение, неясную или более определенную тревогу, обнаруживая в реальной действительности (внешней и внутренней) отсутствие ясности, простоты, упорядоченности, завершенности и гармонии. Она подобна барометру, чутко реагирующему на противоречия, дискомфорт, дисгармонию. С помощью творческой фантазии творец устраняет в своем сознании (и в бессознательном) ту дисгармонию, с которой он сталкивается в реальности. Он создает новый мир, в котором он чувствует себя комфортно и радостно. Вот почему сам процесс творчества и его продукты доставляют творцу наслаждение и требуют постоянного возобновления. Реальные противоречия, дискомфорт и дисгармония как бы сами находят творческую личность. Это объясняет, почему творческие люди постоянно живут в двух режимах, сменяющих друг друга: напряжения и релаксации (катарсиса), тревоги и успокоения, неудовлетворенности и радости. Такое постоянно воспроизводимое состояние двойственности является одним из проявлений нейротизма как личностной черты творческих личностей.

Нейротизм, повышенная чувствительность – норма для творческой личности точно так же, как для обычного нормального человека является нормой эмоциональность (отсутствие равнодушия) в любом виде деятельности. Но нейротизм, двойственность творческой личности находится близко к той грани, за которой начинается психопатология. Следует признать факт, что творческие способности могут сочетаться с некоторыми психопатологическими чертами. Но, во-первых, это не является нормой и тем более, во-вторых, не дает оснований для выводов, которые делают последователи Ломброзо о родстве гениальности и безумия.

Креативность как специфическая способность творческой личности коренится во врожденной одаренности человека. Но реализация этой способности и одаренности зависит от развития личности в целом и, в частности, от развития других общих и специальных способностей. Установлено, что интеллект должен быть выше среднего. Огромное значение имеет развитая память, причем приспособленная к той или иной сфере творческой деятельности: музыкальная память, зрительная, цифровая, двигательная и т.п. Имеют значение и физические, анатомо-физиологические свойства человека, часто врожденные. Так, певческому таланту Шаляпина в немалой степени способствовали его удивительные голосовые связки – мощные и пластичные. В то же время не зафиксирована устойчивая корреляция между уровнем креативной способности и особенностями характера и темперамента реального Я. Творческими личностями могут быть люди с любым характером и любым темпераментом.

Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя – продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Вот почему современная практика тестирования креативной способности как таковой не может удовлетворить социальный заказ, возникший с началом постиндустриальной фазы в развитии общества, на выявление творческих личностей. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире. Проблема творческой личности – это не только проблема психологическая, но и проблема гуманитарная и социо-культурная.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА

Рубрика: информационный отдел

Творя, мы созидаем себя.

Ян Амос Коменский

Что же такое – творчество?

Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдает другим. По типу продукта, который получается в результате созидательной активности различают творчество художественное, интеллектуальное и техническое.

Для развития творчества существует сензитивный период – первые пять лет жизни ребенка. Особенности данного периода таковы, что ребенок учится на своих ошибках, приобретая все более и более объективную картину мира. В это время происходит становление его чувственной сферы, что способствует формированию тех личностных особенностей, которые составляют необходимую основу для творчества: инициативность, любознательность, стремление понять суть проблемы, а не просто решить поставленную задачу. Накопленный в этот период опыт составляет основу точного восприятия мира и видения необычного в привычном.

В этих двух значениях и заключается все многообразие детского творчества.

Творчество ребенка и взрослого имеет принципиальные различия. Для взрослого реальный результат: картина, книга, самолет, ракета – то, что создано его руками и является непосредственной целью творчества. Для ребенка это лишь побочный продукт основного результата – созидание собственной личности. Рисуя, двигаясь под музыку, распевая слова, всплывающие сиюминутно, сочиняя песню на свои стихи и фантазируя перед сном, ребенок познает себя и тестирует мир, приспосабливая себя к своему окружению.

Ребенок как губка, впитывает впечатления жизни, накапливает материал и активно перерабатывает его. Следовательно, творчество – удел каждого ребенка, это нормальный и постоянный спутник детского развития.

Еще одно отличие детского творчества от взрослого заключается в ограниченности опыта детей. Казалось бы, их творчество должно быть более бедным. Однако, в отличие от взрослых, имеющих больше элементов для комбинации, но осознанно отсекающих те из них, которые согласно опыту, невозможны, дети легко комбинируют несоединимые вещи, не подвергая критике результат.

Отличие детского творчества от взрослого заключается также в его незащищенности. Взрослый человек, создавая что-либо, не только смотрит на это собственными глазами, но и пытается оценить результат с точки зрения других людей. Ребенок смотрит на свое творчество исключительно собственными глазами и любит то, что создано. Он абсолютно уверен, что все видят то, что видит он сам.

Позже благодаря опыту ребенок начинает осознавать непонимание взрослых. Еще некоторое время он будет безбоязненно обнародовать результат своего творчества. Затем, в зависимости от агрессивности или благожелательности ближайшего окружения, он либо продолжит творить, все улучшая и улучшая свое мастерство, либо закроется от мира, перестанет создавать и превратится в типичного взрослого, критично смотрящего на все необычное, все знающего и уверенного в своей непогрешимости. Таким образом, творческая судьба в индивидуальном развитии определяется особенностями взаимодействия личности с культурой. В процессе этого взаимодействия натуральное творчество ребенка видоизменяется во взрослое творчество, которое рассматривается в качестве высшей психической функции.

И когда мы говорим о творчески одаренных детях, мы имеем ввиду фазу развития детского творчества – стадию специализации, когда ребенок уже определился в том, что ему особенно дорого.

Творчески одаренные дети более сложны в воспитании, поскольку более любознательны, инициативны, непосредственны. Но будут проблемы с ними или не будут – зависит не столько от них, сколько от окружающих их людей. И в жестких условиях авторитарного воспитания одаренный ребенок может восприниматься как неадекватный, и последствием такого воспитания произойдет невротизация личности.


Введение
Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. Иными словами, творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Существует мнение, что к творчеству способны все люди, однако не все не все могут принести своей творческой работой пользу окружающим. На это, как правило, способен только специфический тип личности – творческая. Творческая личность имеет ряд характерных особенностей, которые руководителю необходимо учитывать в процессе организации работы таких личностей, их адаптации в коллективе. В данном реферате мы рассмотрим эти особенности.

Согласно второй точке зрения, не всякого человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни.

С другой стороны, Г.С.Альтшуллер, автор теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), придерживался другого мнения и даже создал теорию развития творческой личности (ТРТЛ), о которой будет сказано позже.


2 Необходимые качества для развития творческой личности
Креативность как специфическая способность творческой личности коренится во врожденной одаренности человека. Но реализация этой способности и одаренности зависит от развития личности в целом и, в частности, от развития других общих и специальных способностей. Установлено, что интеллект должен быть выше среднего. Огромное значение имеет развитая память, причем приспособленная к той или иной сфере творческой деятельности: музыкальная память, зрительная, цифровая, двигательная и т.п. Имеют значение и физические, анатомо-физиологические свойства человека, часто врожденные. Так, певческому таланту Шаляпина в немалой степени способствовали его удивительные голосовые связки – мощные и пластичные. В то же время не зафиксирована устойчивая корреляция между уровнем креативной способности и особенностями характера и темперамента реального Я.Творческими личностями могут быть люди с любым характером и любым темпераментом.

Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя – продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Вот почему современная практика тестирования креативной способности как таковой не может удовлетворить социальный заказ, возникший с началом постиндустриальной фазы в развитии общества, на выявление творческих личностей. Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности.

Творческая компетентность – это всего лишь условие проявления креативной способности. К таким же условиям относятся наличие общих интеллектуальных и специальных способностей, превышающих средний уровень, а также увлеченность выполняемой задачей. В чем же заключается сама креативная способность? Практика творческих достижений и тестирования подводит к выводу, что психологическую основу креативной способности составляет способность творческой фантазии, понимаемой как синтез воображения и эмпатии (перевоплощения). Потребность в творчестве как важнейшая черта творческой личности есть не что иное, как постоянная и сильная потребность в творческой фантазии.

Определяющим для творческой фантазии является направление сознания (и бессознательного), заключающегося в отходе от наличной действительности и реального Я в известную относительно автономную и свободную деятельность сознания (и бессознательного). Эта деятельность отличается от непосредственного познания действительности и своего Я и направлена на их преобразование и создание новой (мысленной) действительности и нового Я.
3 Гений или безумец?
Что же побуждает творческую личность постоянно обращаться к творческой фантазии? Что является ведущим мотивом в поведении творческой личности? Ответить на эти вопросы – значит подойти к пониманию сущности творческой личности.

Творческая личность постоянно испытывает неудовлетворенность, напряжение, неясную или более определенную тревогу, обнаруживая в реальной действительности (внешней и внутренней) отсутствие ясности, простоты, упорядоченности, завершенности и гармонии. Она подобна барометру, чутко реагирующему на противоречия, дискомфорт, дисгармонию. С помощью творческой фантазии творец устраняет в своем сознании (и в бессознательном) ту дисгармонию, с которой он сталкивается в реальности. Он создает новый мир, в котором он чувствует себя комфортно и радостно. Вот почему сам процесс творчества и его продукты доставляют творцу наслаждение и требуют постоянного возобновления. Реальные противоречия, дискомфорт и дисгармония как бы сами находят творческую личность. Это объясняет, почему творческие люди постоянно живут в двух режимах, сменяющих друг друга: напряжения и релаксации (катарсиса), тревоги и успокоения, неудовлетворенности и радости. Такое постоянно воспроизводимое состояние двойственности является одним из проявлений нейротизма как личностной черты творческих личностей.

Нейротизм, повышенная чувствительность – норма для творческой личности точно так же, как для обычного нормального человека является нормой эмоциональность (отсутствие равнодушия) в любом виде деятельности. Но нейротизм, двойственность творческой личности находится близко к той грани, за которой начинается психопатология. Следует признать факт, что творческие способности могут сочетаться с некоторыми психопатологическими чертами. Но, во-первых, это не является нормой и тем более, во-вторых, не дает оснований для выводов, которые делают последователи Ломброзо о родстве гениальности и безумия.

Ломброзо приводит любопытные данные: в популяции евреев-ашкенази, живущих в Италии, больше душевнобольных, чем у итальянцев, но больше и талантливых людей (сам Ломброзо был итальянским евреем). Вывод, к которому он приходит, звучит следующим образом: гений и безумие могут совмещаться в одном человеке.

Список гениев, больных душевными заболеваниями, бесконечен. Эпилепсией болели Петрарка, Мольер, Достоевский, не говоря уже об Александре Македонском, Наполеоне и Юлии Цезаре. Меланхолией болели Руссо, Шатобриан. Психопатами (по Кречмеру) были Жорж Санд, Микеланджело, Байрон, Гете и другие.

Гораздо более продуктивен не поверхностный, а систематический естественнонаучный подход к изучению психических особенностей творческой личности.

Главное отличие творческой личности представители глубинной психологии и психоанализа (здесь их позиции сходятся) видят в специфической мотивации. Остановимся лишь вкратце на позициях ряда авторов, поскольку эти позиции отраженны в многочисленных источниках.

Отличие заключается только в том, какая мотивация лежит в основе творческого поведения. З. Фрейд считал творческую активность результатом сублимации полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социальноприемлемой форме сексуальная фантазия.

А. Адлер считал творчество способом компенсации комплекса неполноценности. Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление коллективного бессознательного.

Р. Ассаджиоли считал творчество процессом восхождения личности к “идеальному Я”, способом ее самораскрытия.

Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества – мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по Маслоу – это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.

Однако большинство авторов все же убежденны в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. К этому часто приплюсовывают такие особенности, как независимость и убежденность. Независимость, ориентация на личностные ценности, а не на внешние оценки, пожалуй, может считаться главным личностным качеством творческой личности.

мужчина бежит

Творческая личность — это достаточно детально исследованный психологический феномен. О нем написано множество книг и научных статей. Качества, которыми должна обладать творческая личность, и способы их развития, благодаря популярным изданиям, тиражируются в бесчисленных количествах. Расскажем детальнее о тех признаках творческой личности, о которых редко упоминают в популярных изданиях.

Творческая личность: как трактуют понятие психологи

Творческая личность в психологии понятие достаточно дискуссионное. Существует как минимум два подхода к его трактовке.

Согласно одному из них, творческой является любая личность. Способности создавать новое заложены в природе человека, а творчество — это неотъемлемая потребность саморазвития личности, которая заключается в создании чего-то нового и значимого прежде всего для самого творца. Иными словами, творчеством будет и детский рисунок, сделанный впервые, и впервые решенное математическое уравнение.

Согласно второму подходу, творческая личность — это индивид, испытывающий устойчивую и непреодолимую потребность в творчестве и видящий в нем главный смысл своей жизни.

Творческий человек и общество

Творческий человек и общество находятся в сложных отношениях, поскольку деятельность такой личности не всегда понятна окружающим. Преследуя цели творческого саморазвития, креативный человек способен не только создавать новое, но и разрушать существующие устои. Им руководят два типа мотивов:

  • внутренние — желание выразить себя в процессе и создать нечто новое;
  • внешние — получить одобрение созданного со стороны окружающих.

Мотив непонятого гения, который предложил обществу нечто новое и революционное и был не оценен, является одним из ключевых в мировой культуре. Но психология человека, как наука, не стоит на месте, и ученые выяснили, что творческую личность отличает один неожиданный признак — сарказм. То есть такой индивид не только не ищет одобрения и понимания окружающих, но и способен насмехаться над ними.

Творческая личность в быту

Уже давно было известно, что творческие личности склонны мечтать, обладают развитой фантазией и плохо переносят рутину, а также почти не справляются с бытовыми задачами. Они способны найти решение многих сложнейших технических задач, но убрать у себя в квартире и приготовить еду им тяжело.

Ученые из новозеландского университета Окленда исследовали феномен блуждающего ума. Это состояние, при котором человек поглощен собственными мыслями и плохо реагирует на внешние раздражители, о которых сигнализируют органы чувств, или, наоборот, выполняет рутинные действия неосознанно, автоматически.

Творческая личность — это: неожиданные признаки

Известно, что творческие личности обладают детской непосредственностью, им всё в мире интересно, и они не перестают удивляться вещам, которые для остальных кажутся привычными.

Но американские ученые выяснили, что творческие люди обладают повышенной чувствительностью к внешним раздражителям. Их мозг быстрее и острее реагирует на звуки и свет. Исследователи, протестировав более 80 человек, выяснили, что после воздействия сенсорных раздражителей мозг подопытных обращал внимание на неожиданные детали, которых не замечал в обычном состоянии.

Одиночество гения — еще один стереотип, популярный в мировой культуре. Традиционно принято считать, что творческая сильная личность — это индивид, который не ищет внешнего одобрения и проводит в своей мастерской или лаборатории значительную часть своего времени. Общаться с предметами ему легче, чем с живыми людьми.

  • социальная включенность — способность уловить тенденции, происходящие в обществе;
  • точность передачи информации;
  • культурные различия.

Основная мысль авторов сводится к тому, что большинство изобретателей тонко чувствуют потребности общества, знакомы с тем, какие идеи в нем витают. Они способны точно их артикулировать и рекомбинировать, чтобы выдать как новинку.

Многие революционные изобретения, по сути, были лишь новой комбинацией хорошо известных в обществе идей. Поэтому творческая личность больше других включена в общественные структуры и способна чувствовать, что говорят вокруг. Она способна вычленить полезное даже из той информации, с которой категорически не согласна.

Чем творческая личность отличается от обычных людей?

Принято считать, что творческая конкурентоспособная личность обладает не только особыми свойствами, но и компетентностями:

  • она готова к различным вариантам творчества (ей интересно попробовать новый способ выразить идею);
  • владеет различными способами творческого выражения (например, может и рисовать, и музыку сочинить, и текст написать);
  • знакома с технологиями, позволяющими создать творческий продукт (например, приемами нотной записи, стилями рисования).

Большинство описаний творческих компетентностей сводят их к рационально осмысленным действиям: знаниям, умению обработать информацию и использовать для этого некую технику.

В 2015 году ученые провели эксперимент. Они исследовали активность мозга у людей, которые должны были графически отобразить значение написанных глаголов. Результаты опытов показали, что лучший результат показывали те участники, которые полагались не на свои знания, а на интуицию. Чем больше человек вовлекался в процесс, тем менее осознанными были его действия и более креативными результаты.

Исследование подтвердило гипотезу о том, что творчество — это не столько техники и рациональные действия, сколько работа интуиции.

Еще одним популярным утверждением является тезис о том, что лучше извлекать уроки из чужих ошибок. Однако проведенные психологами исследования показывают, что творческие люди не склонны доверять чужому опыту и выводам. Они должны сами совершить ошибку, пережить ее, чтобы превратить полученные знания в ценный опыт.

От обычных людей творческих отличает лишь отношение к собственным ошибкам. Они могут эмоционально их переживать, но при этом ошибки не станут психологическим барьером для новых исследований.

Известный изобретатель Томас Эдисон прославился в том числе благодаря фразе о том, что у него не было неудачных экспериментов. Он говорил, что просто попробовал тысячу способов того, как не стоит делать.

Подводя итоги, можно ответить на вопрос, какие качества характеризуют личность, помимо перечисленных в популярных изданиях. Из них получается набор, который не лучшим образом характеризует творческую личность:

  • она саркастична и способна к изощренному троллингу;
  • при этом тонко улавливает социальные тенденции и полезные идеи;
  • отличается невротичным поведением;
  • у нее ум находится в постоянных блужданиях;
  • она отличается повышенной чувствительностью к внешним раздражителям в виде света, звуков и т. д.;
  • использует интуицию как основу для принятия решений, отдавая ей предпочтение над разумом;
  • не способна учиться на чужих ошибках, но легко совершает и переживает собственные, делая их частью личного опыта.

Творческая личность — это: неожиданные признаки

Творческая личность — понятие достаточно широкое. Оно включает в себя как распространенные стереотипы о творческом человеке как нелюдимом, не способном справляться с бытовыми и социальными ситуациями, привычными для большинства людей, так и утверждения об особом типе психической организации, которая выделяет творчески одаренного индивида из большинства.

Саркастичность, раздражительность и нервное поведение, интуитивные решения и много другое отличает человека, которого принято называть творческим.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Читайте также: