Туризм как объект статистического изучения доклад

Обновлено: 30.06.2024

новых земель, торговли, образования, паломничества, лечения и др.

По мере развития туризма менялись как его цели, так и средства передвижения и

размещения путешественников, а также численность самих туристов. В послевоенные

десятилетия туризм приобретает массовый характер; одновременно во многих странах

формируется "мощная индустрия отдыха со своим продуктом, производственным

циклом, методами организации и управления производством".

Сегодня в мировой практике на сферу туризма приходится 6 % мирового

национального продукта, 7 % мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место и 5 %

Учитывая огромное влияние туризма на развитие э кономики страны, перед статистикой

туризма встали особы е требования и задачи. Прежде всего необходимо изучение

методологических проблем расчета статистических показателей туризма, вы явление

закономерностей развития туристского рынка, его в лияния на другие отрасли

Данное пособие посвящено предме ту изучения, ка тегориям, методам и системе

показателей статистики туризма. Оно предназначено для подготовки специалистов по

экономике и статистике отечественного и международного туризма.

1.1 История развития статистики туризма и предмета ее изучения

Статистические работы в области туризма появились в конце XIX в. Так, в 1883 г. в

Цюрихе экономист Флейлер выступил с докладом о состоянии гостиничного хозяйства,

в котором он раскрыл перспективы освоения природных ресурсов Швейцарии для

вовлечения их в туристский оборот. В 1895 г. он опубликовал работу под названием "К

развитию статистики туризма", в которой предложил в статистическом анализе

туристского обслуживания использовать такие показатели, как количество туристов,

количество мест их размещения, количество реализованных трудодней.

В 1884 г. в городе Граце (А встрия) был проведен конгресс по проблемам развития

В 1899 г. в Италии дирекция статистической службы опубликовала доклад

"Передвижение иностранцев в Италии и расход денежных средств".

В 1905 г. печатается "Словарь Швейцарского народного хозяйства", который содержит

В 1927 г. в Германии была издана э кономическая энциклопедия государственного

хозяйства, включающая вопросы, посвященные туризму. В 1934 г. в Швейцарии вышла

книга И. Глюксмана "Туризм". Будучи руководителем Берлинского инст итута

экономики, он в 1941 г. в городе Берне и в городе MСент-Гален создает 2 научных

центра, деятельность которых посвящена изучению туризма. Каждый из руководителей

этих центров — доктор Хунцикер и доктор Крапф — впоследствии становятся

основателями научного изучения туризма. Международное признание получил их

Во второй половине XX в. создаются научные и учебные институты по исследованию

туризма: в Женеве (Ш вейцария) — Международный инстит ут по исследованию

туризма; в ФРГ — научные и исследовательские институты при Мюнхенском и

Франкфуртском-на-Майне университетах; в Австрии - Институт подготовки кадров для

туризма при Высшем училище мировой торговли в Вене; во Франции — Институт

экономики туризма при университете в городе Экс, а также в И спании, Бельгии, США,

Предметом изучения статистики туризма является количе ственная характеристика

туризма и туристских услуг, их состояния, динамики, а также оценка в клада туризма в

Слово "туризм" в первоначальном смысле означало передвижение и временное

пребывание людей вне п остоянного места жительства. Однако в процессе

исторического развития содержание и смысл данного понятия постоянно претерпевали

изменения и дополнения. Так, по определению, принятому в ООН в 1954 г., "туризм —

это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие

человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства".

В дальнейшем проблеме определения категории туризма уделялось внимани е на

Международной конференции по проблемам туризма, организованн ой ООН (Рим,

1963), Международных конгрессах по туризму (Лозанна, 1954, 1971), Научной

конференции по проблемам туризма (Варна, 1968), конгрессе Всемирной туристской

В 1993 г. Статистическая комиссия ООН приняла более широкое определение туризма:

"Туризм — это деятельност ь лиц, которые путешествуют и осуществляют пребыв ание

в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не

превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями".

В отношении отдельной страны в международной статистике различают следующие

а) внутренний туризм, т.е. путешествия жителей в пределах собственной страны;

б) въездной туризм, т.е. путешест вия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее

в)Mвыездной туризм, т.е. путешествия жителей какой-либо страны в другую страну.

На основе приведенных выше ти пов туризма образуются следующие категории

1)Mтуризм в пределах страны, включающий внутренний и въездной туризм;

2)Mнациональный туризм, который охватывает внутренний и выездной туризм;

3)Mмеждународный туризм, состоящий из въездного и выездного туризма.

Все эти типы туризма относятся как к стране в целом, так и к отдельным регионам,

районам и территориям. При этом термин "внутренний туризм", применяемый в

туристском контексте, отличается от аналогичного понятия, используемого в системе

национальных счетов СНС. С точки зрения туризма определение "внутренний"

используется по от ношению к путеш ествиям жителей какой-либо стран ы в ее

пределах . С точки зрения СНС он относится в целом к деятельности, связанной с

туризмом и к расходам как постоянных жит елей, т ак и нерезидентов, к оторые

путешествуют в пределах данной страны, т.е. как к внутреннему, так и въездному

1.2+Объект изучения, методы и задачи статистики туризма.

Статистика туризма является отраслью социально-экономической статистики. Она

занимается изучением массовых процессов, происходящих на туристском рынке, в их

В соответст вии с рекомендаци ями ООН 1993 Mг. все путешественники, пересекающие

внешние границы страны подразделяются на посетителей и прочих путешественников.

Единицей статистического наблюдения в статистике туризма является посетитель

страны, путешествующий с туристскими целями. (отдых, лечение, посещени е

Посетителем является любое лицо, путешествующее в какую-либо страну помимо той,

которая является его обы чным местом жительства, на срок, не превышающий 12

месяцев, если главной целью его поездки не является занятие профессиональной

деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемой стране.

Исходя из данного определения статистикой туризма должны охватываться следующие

-Mлица, осуществляющие поездку с целью отдыха, лечения или по семейным

-Mлица, выезжающие на совещания или в командировки научного, административного,

спортивного или религиозного характера. К ним относятся и служащие

международных организаций, направляющиеся в страну в командировку;

-Mучастники деловых поездок (работники предприятий, направляющиеся для установки

-Mучащиеся и молодежь, проживающие за границей в интернатах (школах),

перемещающиеся в каникулярный период и временно работающие;

-Mпассажиры, пересекающие страну транзитом, продолжительность пребывания

-Mчлены экипажей иностранных кораблей и самолетов, находящихся на ремонте или

1)Mтуристы, т.е. посетители, осуществляющие хотя бы одну ночевку в коллективном

В соответствии с основными типами туризма в статистике также выделяют

международных и в нутренних посетителей. Основным критерием их разграничения

К прочим путешественникам, не являю щимся объектом изучения статистики туризма,

-Mлица, путешествующие в пределах своей обычной среды (совершающие регулярные

поездки между домом и работой, приграничные трудящиеся, пересекающие границу

-Mлица, прибывающие в страну с целью постоянного проживания в ней;

-Mлица, путешествующие с целью работы по найму — сезонные рабочие, прислуга и

-Mлица без определенного места жительства (беженцы, кочевники);

-Mдипломаты, консулы и военнослужащие, направляющиеся к месту службы или

-Mтранзитные пассажиры, не выходящие за пределы транзитной зоны морского порта

Статистика туризма в своих исследованиях использует методологию общей теории

статистики и макроэкономической статистики — метод массового статистического

наблюдения, метод статистических группировок, обобщающие показатели, методы

анализа рядов динамики, индексный метод, экономические классификации, балансовый

Метод массового стат истического наблюдения реализуется с помощью двух форм

1)Mпериодической статистической отчетности, представляемой органам статистики

1) отражение с помощью системы статистических показателей процессов развития

туризма, состояния туристской отрасли, оценка вклада туризма в экономику страны;

2) получение дополнительных статистических материалов о спросе и предложении

3)Mопределение объема расходов населения на туризм, а также качест ва обслуживания

4)Mсовершенствование системы статистических показателей, разработка методологии

5)Mсовершенствование состава и содержания статистической отчет ности, отражающей

процессы состояния и динамики туристской сферы экономики.

В статистике туризма важнейшими признаками классификаций туризма выступают:

В зависимости от цели путешествия выделяют следующие основные виды туризма:

-Mрекреационный. Он является самым распространенным видом туризма и

осуществляется с целью отдыха, восстановления физических и душевных сил;

-Mлечебный (медицинский). В его основе лежит необходимость в лечении;

-Mспортивный. Данный вид туриз ма связан с осуществлением поездок на спортивные

мероприятия в качестве зрителя. Спортивный туризм преобладал в стране до 90-х Mгг.,

когда население ориентировалось в основном на внутренний туризм, направленный на

физическое воспитание и спортивное развитие человека;

-Mделовой. К этому в иду тури зма относятся поездки, связанные с решением

профессиональных или служебных задач — заключение сделок, участие в переговорах,

-Mрелигиозный. Основной целью данн ого вида туризма является паломничест во,

-Mэтнический, включающий посещение родственников, мест рождения и др.

По основным природным ресурсам, задействованным при совершении путешествий,

По используемым транспортным средствам туризм классифицируется на

автомобильный, велосипедный, железнодорожный, теплоходный и авиационный

В зависимости от возраста выделяют следующие группы посетителей:

1)Mдети, путешествующие в основном с родителями (до 14 лет);

2)Mмолодежь, составляющая массовый рынок молодежных поездок (14—24 Mгода.);

3)Mотносительно молодые, экономически активные люди, путешествующие в основном

4)Mэкономически активные люди среднего возраста, путешествующие в основном без

В зависимости от длительности пребывания различают:

По способу организации различают организованный и самостоятельный

(неорганизованный) туризм. Организованный туризм состоит из поездок по турам,

предоставляемым туристскими фирмами, а неорганизованный объединяет те

путешествия, маршрут и объекты посещения которых определяют сами туристы.

В практике туризма также выделяют три формы организации туризма — семейную;

групповую (коллективную), когда в поездке участвует 6 человек и более;

индивидуальную, при которой численность путешествующих не превышает 5 человек.

Многие явления и процессы становятся количественно определенными тогда, когда

они представлены в форме показ ателей. Статист ический показатель характеризует

размер, структуру, динамик у и взаимосвязь явлений. Поэтому для характеристики

различных сторон общественной жизни статистическая наука, в том числе и статистика

туризма, использует показатели. Так как процессы, происходящие на туристском

рынке, в есьма разнообразны, взаимосвязаны между собой, то статистика отражает их

не одним показателем, а системой статистических показателей.

В настоящее в ремя система показат елей статистики туризма находится в стадии

разработки и совершенствования. Это связано с переходом отечественной статистики


на международую методологию с использованием рекомендаций в области статистики

туризма, разработанных Всемирной туристской организацией.

Современная система показателей статистики туризма представляет следующие группы

3)Mпоказатели финансового состояния туристских предприятий;

Первая группа отражает состояние природного, материально-технического и трудового

потенциала туристской отрасли. Природный потенциал характеризуется:

-Mобъемом и качеством земельных ресурсов в целом, а также занят ых курортами,

-Mобъемом водны х ресурсов, в том числе количеством рек, озер, водохранилищ; их

-Mпоказателями качественного состояния воздушного бассейна и окружающей среды в

К показателям материально-технического потенциала отрасли туризма относятся:

-Mколичество туристских учреждений по видам. Среди них выделяют туристские

предприятия (фирмы); гостиницы, мотели, кемпинги; санаторно-оздоровительные

-Mстоимость основных фондов (основных и вспомогательных зданий, сооружений,

оборудования, передаточных устройств, транспортных средств);

-Mстоимость оборотных фондов (запасов сырья, топлива, запасных частей,

инструментов и т. п.) туристско-экскурсионных предприятий;

-Mобъем капитальных вложений в туристские предприятия, а также их движение и

-Mпоказатели использования материально-технической базы туризма, к которым

относятся средняя числе нность обслуживаемых лиц туристс кими предприятиями,

средняя вместимость одного места размещения и средняя загрузка мест размещения.

Средняя численность обслуживаемых лиц в туристских объектах рассчитывается по

Читайте также: