Туризм как объект статистического изучения доклад
Обновлено: 30.06.2024
новых земель, торговли, образования, паломничества, лечения и др.
По мере развития туризма менялись как его цели, так и средства передвижения и
размещения путешественников, а также численность самих туристов. В послевоенные
десятилетия туризм приобретает массовый характер; одновременно во многих странах
формируется "мощная индустрия отдыха со своим продуктом, производственным
циклом, методами организации и управления производством".
Сегодня в мировой практике на сферу туризма приходится 6 % мирового
национального продукта, 7 % мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место и 5 %
Учитывая огромное влияние туризма на развитие э кономики страны, перед статистикой
туризма встали особы е требования и задачи. Прежде всего необходимо изучение
методологических проблем расчета статистических показателей туризма, вы явление
закономерностей развития туристского рынка, его в лияния на другие отрасли
Данное пособие посвящено предме ту изучения, ка тегориям, методам и системе
показателей статистики туризма. Оно предназначено для подготовки специалистов по
экономике и статистике отечественного и международного туризма.
1.1 История развития статистики туризма и предмета ее изучения
Статистические работы в области туризма появились в конце XIX в. Так, в 1883 г. в
Цюрихе экономист Флейлер выступил с докладом о состоянии гостиничного хозяйства,
в котором он раскрыл перспективы освоения природных ресурсов Швейцарии для
вовлечения их в туристский оборот. В 1895 г. он опубликовал работу под названием "К
развитию статистики туризма", в которой предложил в статистическом анализе
туристского обслуживания использовать такие показатели, как количество туристов,
количество мест их размещения, количество реализованных трудодней.
В 1884 г. в городе Граце (А встрия) был проведен конгресс по проблемам развития
В 1899 г. в Италии дирекция статистической службы опубликовала доклад
"Передвижение иностранцев в Италии и расход денежных средств".
В 1905 г. печатается "Словарь Швейцарского народного хозяйства", который содержит
В 1927 г. в Германии была издана э кономическая энциклопедия государственного
хозяйства, включающая вопросы, посвященные туризму. В 1934 г. в Швейцарии вышла
книга И. Глюксмана "Туризм". Будучи руководителем Берлинского инст итута
экономики, он в 1941 г. в городе Берне и в городе MСент-Гален создает 2 научных
центра, деятельность которых посвящена изучению туризма. Каждый из руководителей
этих центров — доктор Хунцикер и доктор Крапф — впоследствии становятся
основателями научного изучения туризма. Международное признание получил их
Во второй половине XX в. создаются научные и учебные институты по исследованию
туризма: в Женеве (Ш вейцария) — Международный инстит ут по исследованию
туризма; в ФРГ — научные и исследовательские институты при Мюнхенском и
Франкфуртском-на-Майне университетах; в Австрии - Институт подготовки кадров для
туризма при Высшем училище мировой торговли в Вене; во Франции — Институт
экономики туризма при университете в городе Экс, а также в И спании, Бельгии, США,
Предметом изучения статистики туризма является количе ственная характеристика
туризма и туристских услуг, их состояния, динамики, а также оценка в клада туризма в
Слово "туризм" в первоначальном смысле означало передвижение и временное
пребывание людей вне п остоянного места жительства. Однако в процессе
исторического развития содержание и смысл данного понятия постоянно претерпевали
изменения и дополнения. Так, по определению, принятому в ООН в 1954 г., "туризм —
это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие
человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства".
В дальнейшем проблеме определения категории туризма уделялось внимани е на
Международной конференции по проблемам туризма, организованн ой ООН (Рим,
1963), Международных конгрессах по туризму (Лозанна, 1954, 1971), Научной
конференции по проблемам туризма (Варна, 1968), конгрессе Всемирной туристской
В 1993 г. Статистическая комиссия ООН приняла более широкое определение туризма:
"Туризм — это деятельност ь лиц, которые путешествуют и осуществляют пребыв ание
в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не
превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями".
В отношении отдельной страны в международной статистике различают следующие
а) внутренний туризм, т.е. путешествия жителей в пределах собственной страны;
б) въездной туризм, т.е. путешест вия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее
в)Mвыездной туризм, т.е. путешествия жителей какой-либо страны в другую страну.
На основе приведенных выше ти пов туризма образуются следующие категории
1)Mтуризм в пределах страны, включающий внутренний и въездной туризм;
2)Mнациональный туризм, который охватывает внутренний и выездной туризм;
3)Mмеждународный туризм, состоящий из въездного и выездного туризма.
Все эти типы туризма относятся как к стране в целом, так и к отдельным регионам,
районам и территориям. При этом термин "внутренний туризм", применяемый в
туристском контексте, отличается от аналогичного понятия, используемого в системе
национальных счетов СНС. С точки зрения туризма определение "внутренний"
используется по от ношению к путеш ествиям жителей какой-либо стран ы в ее
пределах . С точки зрения СНС он относится в целом к деятельности, связанной с
туризмом и к расходам как постоянных жит елей, т ак и нерезидентов, к оторые
путешествуют в пределах данной страны, т.е. как к внутреннему, так и въездному
1.2+Объект изучения, методы и задачи статистики туризма.
Статистика туризма является отраслью социально-экономической статистики. Она
занимается изучением массовых процессов, происходящих на туристском рынке, в их
В соответст вии с рекомендаци ями ООН 1993 Mг. все путешественники, пересекающие
внешние границы страны подразделяются на посетителей и прочих путешественников.
Единицей статистического наблюдения в статистике туризма является посетитель
страны, путешествующий с туристскими целями. (отдых, лечение, посещени е
Посетителем является любое лицо, путешествующее в какую-либо страну помимо той,
которая является его обы чным местом жительства, на срок, не превышающий 12
месяцев, если главной целью его поездки не является занятие профессиональной
деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемой стране.
Исходя из данного определения статистикой туризма должны охватываться следующие
-Mлица, осуществляющие поездку с целью отдыха, лечения или по семейным
-Mлица, выезжающие на совещания или в командировки научного, административного,
спортивного или религиозного характера. К ним относятся и служащие
международных организаций, направляющиеся в страну в командировку;
-Mучастники деловых поездок (работники предприятий, направляющиеся для установки
-Mучащиеся и молодежь, проживающие за границей в интернатах (школах),
перемещающиеся в каникулярный период и временно работающие;
-Mпассажиры, пересекающие страну транзитом, продолжительность пребывания
-Mчлены экипажей иностранных кораблей и самолетов, находящихся на ремонте или
1)Mтуристы, т.е. посетители, осуществляющие хотя бы одну ночевку в коллективном
В соответствии с основными типами туризма в статистике также выделяют
международных и в нутренних посетителей. Основным критерием их разграничения
К прочим путешественникам, не являю щимся объектом изучения статистики туризма,
-Mлица, путешествующие в пределах своей обычной среды (совершающие регулярные
поездки между домом и работой, приграничные трудящиеся, пересекающие границу
-Mлица, прибывающие в страну с целью постоянного проживания в ней;
-Mлица, путешествующие с целью работы по найму — сезонные рабочие, прислуга и
-Mлица без определенного места жительства (беженцы, кочевники);
-Mдипломаты, консулы и военнослужащие, направляющиеся к месту службы или
-Mтранзитные пассажиры, не выходящие за пределы транзитной зоны морского порта
Статистика туризма в своих исследованиях использует методологию общей теории
статистики и макроэкономической статистики — метод массового статистического
наблюдения, метод статистических группировок, обобщающие показатели, методы
анализа рядов динамики, индексный метод, экономические классификации, балансовый
Метод массового стат истического наблюдения реализуется с помощью двух форм
1)Mпериодической статистической отчетности, представляемой органам статистики
1) отражение с помощью системы статистических показателей процессов развития
туризма, состояния туристской отрасли, оценка вклада туризма в экономику страны;
2) получение дополнительных статистических материалов о спросе и предложении
3)Mопределение объема расходов населения на туризм, а также качест ва обслуживания
4)Mсовершенствование системы статистических показателей, разработка методологии
5)Mсовершенствование состава и содержания статистической отчет ности, отражающей
процессы состояния и динамики туристской сферы экономики.
В статистике туризма важнейшими признаками классификаций туризма выступают:
В зависимости от цели путешествия выделяют следующие основные виды туризма:
-Mрекреационный. Он является самым распространенным видом туризма и
осуществляется с целью отдыха, восстановления физических и душевных сил;
-Mлечебный (медицинский). В его основе лежит необходимость в лечении;
-Mспортивный. Данный вид туриз ма связан с осуществлением поездок на спортивные
мероприятия в качестве зрителя. Спортивный туризм преобладал в стране до 90-х Mгг.,
когда население ориентировалось в основном на внутренний туризм, направленный на
физическое воспитание и спортивное развитие человека;
-Mделовой. К этому в иду тури зма относятся поездки, связанные с решением
профессиональных или служебных задач — заключение сделок, участие в переговорах,
-Mрелигиозный. Основной целью данн ого вида туризма является паломничест во,
-Mэтнический, включающий посещение родственников, мест рождения и др.
По основным природным ресурсам, задействованным при совершении путешествий,
По используемым транспортным средствам туризм классифицируется на
автомобильный, велосипедный, железнодорожный, теплоходный и авиационный
В зависимости от возраста выделяют следующие группы посетителей:
1)Mдети, путешествующие в основном с родителями (до 14 лет);
2)Mмолодежь, составляющая массовый рынок молодежных поездок (14—24 Mгода.);
3)Mотносительно молодые, экономически активные люди, путешествующие в основном
4)Mэкономически активные люди среднего возраста, путешествующие в основном без
В зависимости от длительности пребывания различают:
По способу организации различают организованный и самостоятельный
(неорганизованный) туризм. Организованный туризм состоит из поездок по турам,
предоставляемым туристскими фирмами, а неорганизованный объединяет те
путешествия, маршрут и объекты посещения которых определяют сами туристы.
В практике туризма также выделяют три формы организации туризма — семейную;
групповую (коллективную), когда в поездке участвует 6 человек и более;
индивидуальную, при которой численность путешествующих не превышает 5 человек.
Многие явления и процессы становятся количественно определенными тогда, когда
они представлены в форме показ ателей. Статист ический показатель характеризует
размер, структуру, динамик у и взаимосвязь явлений. Поэтому для характеристики
различных сторон общественной жизни статистическая наука, в том числе и статистика
туризма, использует показатели. Так как процессы, происходящие на туристском
рынке, в есьма разнообразны, взаимосвязаны между собой, то статистика отражает их
не одним показателем, а системой статистических показателей.
В настоящее в ремя система показат елей статистики туризма находится в стадии
разработки и совершенствования. Это связано с переходом отечественной статистики
на международую методологию с использованием рекомендаций в области статистики
туризма, разработанных Всемирной туристской организацией.
Современная система показателей статистики туризма представляет следующие группы
3)Mпоказатели финансового состояния туристских предприятий;
Первая группа отражает состояние природного, материально-технического и трудового
потенциала туристской отрасли. Природный потенциал характеризуется:
-Mобъемом и качеством земельных ресурсов в целом, а также занят ых курортами,
-Mобъемом водны х ресурсов, в том числе количеством рек, озер, водохранилищ; их
-Mпоказателями качественного состояния воздушного бассейна и окружающей среды в
К показателям материально-технического потенциала отрасли туризма относятся:
-Mколичество туристских учреждений по видам. Среди них выделяют туристские
предприятия (фирмы); гостиницы, мотели, кемпинги; санаторно-оздоровительные
-Mстоимость основных фондов (основных и вспомогательных зданий, сооружений,
оборудования, передаточных устройств, транспортных средств);
-Mстоимость оборотных фондов (запасов сырья, топлива, запасных частей,
инструментов и т. п.) туристско-экскурсионных предприятий;
-Mобъем капитальных вложений в туристские предприятия, а также их движение и
-Mпоказатели использования материально-технической базы туризма, к которым
относятся средняя числе нность обслуживаемых лиц туристс кими предприятиями,
средняя вместимость одного места размещения и средняя загрузка мест размещения.
Средняя численность обслуживаемых лиц в туристских объектах рассчитывается по
Читайте также: