Тульская региональная система образования доклад

Обновлено: 02.07.2024

В статье представлена эффективность ресурсного обеспечения, являющегося приоритетом развития региональной системы профессионального образования. В контексте исследования ресурсное обеспечение включает такие виды ресурсов, как материальные, технические, информационные, кадровые, научно-методические, сетевые, интеллектуальные. Разработанная концепция развития системы профессионального образования Тульской области на основе интегративности предусматривает комплексную работу в таких направлениях, как формирование интегративного образовательного пространства региона, развитие кадрового потенциала, совершенствование системы социального партнерства, обновление содержания профессионального образования, информатизация региональной системы профессионального образования. Модернизация указанных направлений невозможна без ресурсного обеспечения. С помощью методов контент-анализа документов, экспертных оценок, монографического изучения деятельности учреждений, опыта образовательной деятельности, количественных и качественных результатов эксперимента выявлены позитивные примеры, подтверждающие эффективность ресурсного обеспечения в развитии региональной системы профессионального образования.


2. Лищина Г. Н. Региональная система профессионального образования и перспективы ее развития: Монография. – Тула: НИИОТ ТИЭИ, 2010. – С. 58.

3. Лищина Г. Н. Пути решения проблем модернизации системы профессионального образования Тульской области // Инновационное развитие начального и среднего профессионального образования: опыт, проблемы и перспективы. – М.: АПО Центр ИРПО, 2010. – С. 143 – 150.

4. Отчет об аудите системы профессионального образования в РФ (Государственный контракт № П1769 от 01 октября 2009 г.).

5. Отчет о выполнении. Методические рекомендации по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней на основе статистики / [М.Л. Агранович и др.] – М.: Аспект Пресс, 2006.

В современных динамичных условиях приоритетом развития региональной системы профессионального образования является его ресурсное обеспечение, включающее следующие виды ресурсов: материальные, технические, информационные, кадровые, научно-методические, сетевые, интеллектуальные [2,3].

Концепция развития системы профессионального образования Тульской области на основе интегративности предусматривает комплексную работу в таких направлениях, как формирование интегративного образовательного пространства региона, развитие кадрового потенциала, совершенствование системы социального партнерства, обновление содержания профессионального образования, информатизация региональной системы профессионального образования. Модернизация указанных направлений невозможна без ресурсного обеспечения.

Решение указанной задачи предусматривает системную работу, векторами которой являются:

- создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) системы управления качеством в учреждениях профессионального образования;

- формирование системы электронного документооборота в профессиональном образовании региона;

- приобщение образовательных учреждений к электронным образовательным ресурсам в сетевом взаимодействии, используя предлагаемые возможности федеральных сайтов и Интернет-ресурсов;

- применение дистанционных технологий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и часто болеющих учащихся;

- создание регионального центра мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности обучающихся, преподавателей, руководителей учреждений профессионального образования;

- использование сайта учебного заведения как интегративного ресурса для сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования с научно-исследовательскими структурами, научными и производственными организациями и предприятиями;

- ежегодное проведение в регионе Международной научно-практической конференции, посвященной проблеме информатизации образования, с выпуском сборника научных статей, тематической секцией для учреждений профессионального образования Тульской области [3, с.49].

В контексте нашего исследования данная конференция выступает как информационный, научно-методический и сетевой ресурс.

Интегративный эффект указанного ресурса, выявленный в процессе нашей опытно-экспериментальной работы, заключается в появлении новых качеств, присущих системе как целому по ряду оснований.

Международная конференция в экспериментальном формате проводится в тесном взаимодействии с Департаментом образования Тульской области, управлением образования администрации г. Тулы, образовательными учреждениями высшего, среднего, начального профессионального и общего образования.

В работе VIII Международной научно-практической конференции (14-15 апреля 2011 года) приняли участие 11 учреждений тульской профессиональной школы - Тульский сельскохозяйственный колледж им. И. С. Ефанова, Тульский государственный технологический колледж, Тульский промышленный техникум, Тульский педагогический колледж № 2, Тульский колледж профессиональных технологий и сервиса, Тульский экономический колледж, Тульский областной медицинский колледж, Донской политехнический техникум, профессиональный лицей № 26 г. Тулы, профессиональный лицей № 31 г. Узловая, профессиональное училище № 17 (г. Алексин); партнеры из системы общего образования - гимназия г. Суворова, Плехановская СОШ № 1 Ленинского района и др.

Среди представителей вузов - преподаватели и административные работники профессионального лицея А. Лунарди, г. Бреша (Италия), профессионального лицея г. Пьяченца (Италия), Университета г. Торонто (Канада), Посольства РФ в Румынии (г. Будапешт), Национального авиационного университета Украины (г. Киев), Российского государственного социального университета (филиал, г. Пенза), Тульского государственного университета, Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, Всероссийского заочного финансового института (Тульский филиал), Международной российской академии туризма (Тульский филиал), Тульского института управления и бизнеса, Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, Университета Российской академии образования (Новомосковский филиал), Орловской региональной академии государственной службы (Тульский филиал).

По мнению участников секций, интересен и полезен опыт развития и расширения международных связей Тульского института экономики и информатики в рамках заключенных соглашений, что подразумевают широкий обмен студентами, преподавателями, научными и дидактическими материалами, взаимное участие в научной и исследовательской деятельности, традиционное участие итальянских делегаций в ежегодных международных научно-практических конференциях, проводимых ТИЭИ. Особое значение имеет опыт совместного участия института и его партнеров из Тульского сельскохозяйственного колледжа (директор - Глотов О. А.), профессионального лицея № 26 г. Тулы (директор - Мишкина Л. В.), профессионального училища № 30 г. Богородицка (директор - Смыков В. А.), профессионального училища № 44 г. Донского (директор - Никульникова З. Н.).

Приоритетность информационных ресурсов в развитии системы профессионального образования региона подтверждается другими примерами, полученными в ходе нашей экспериментальной работы по материалам аккредитации образовательных учреждений:

Успешность освоения основных профессиональных образовательных программ подготовки востребованных регионом кадров обусловлена соответствием ресурсного обеспечения системы профессионального образования региона ее целям и задачам (наличие нормативно-правового, программно-методического, информационного, материально-технического сопровождения). Качественная реализация основных профессиональных образовательных программ в учреждениях профессионального образования обеспечивается работой педагогических коллективов, что значительно актуализирует проблему развития кадрового потенциала.

Кадровое обеспечение профессионального обучения осуществляется на основе повышения квалификации педагогических работников как в системе непрерывного профессионального образования на базе Института повышения квалификации Тульской области, так и в сетевом взаимодействии через спроектированную для экспериментального обучения систему научно-методических мероприятий.

Анализ экспериментальных данных показывает, что количество мастеров производственного обучения и преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, прошедших за 2006-2011 гг. повышение квалификации, возросло на 39,7 %. Существенным показателем профессионального мастерства является участие педагогов профессиональной школы в различных профессиональных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях.

Сформировались 23 базовые площадки, 5 кластерных локальных сетей, объединенных в общую сеть, предоставляющих собственную ресурсную базу для эффективного сетевого взаимодействия.

Согласно условиям договора, региональный центр развития профессионального образования, в рамках своих компетенций, обеспечивает подготовку коллектива учебного заведения к работе в условиях развития региональной системы сетевой организации повышения квалификации педагогических и управленческих кадров. С этой целью регулярно проводятся научно-методические конференции, семинары, консультации, практические занятия. Результативность работы педагогов образовательного учреждения обеспечивается через научно-методическое руководство разработкой программ, учебных материалов, методических рекомендаций.

Сотрудники центра осуществляют педагогическую экспертизу, рецензирование научно-методических материалов; обеспечивают проведение психолого-педагогического мониторинга с целью определения динамики инновационных процессов в образовательном учреждении по проблеме сотрудничества.

В рамках экспериментальной работы на базе лицея проводятся совместные методические, практикоориентированные семинары, мастер-классы, педагогические чтения, научно-практические конференции в сетевых форматах взаимодействия. Это способствует систематизации, выявлению и распространению опыта лучших образовательных практик в системе профессионального образования по ключевым направлениям деятельности образовательного учреждения и является действенным сетевым, научно-методическим и кадровым ресурсом.

Ежегодно Лицей принимает активное участие во Всероссийских олимпиадах профессионального мастерства: 2007/08 год - 6 участников, из них 3 - победителя; 2008/09 год - 4 участника, из них 2 - победителя; 2009/10 год - 2 участника, из них 1 - победитель.

Для осуществления системного подхода к управлению качеством предоставления образовательных услуг в учреждении разработана, внедрена и сертифицирована система менеджмента качества применительно к услугам образования на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в 2008 году (основание - сертификат соответствия, регистрационный № РОСС RU. ИС27.К00040 от 31.10.2008 г.). Данное образовательное учреждение является единственным в регионе и Российской Федерации сертифицированным учреждением начального профессионального образования (в Тульской области есть только учреждения среднего профессионального образования, имеющее сертификат).

В основу модели СМК Лицея положены базовые положения системы менеджмента качества стандартов ГОСТ Р ИСО 9000:2001. В результате внедрения модели системы менеджмента качества: были усовершенствованы ежегодные планы работы Лицея, его подразделений и работников; определены области, требующие улучшения; проведены мотивационные и обучающие семинары для сотрудников, преподавателей и мастеров производственного обучения; создана документационной база системы менеджмента качества Лицея. В рамках системы менеджмента качества определена ответственность за создание документов, разработаны стандарты документов, проекты моделей процессов и документированных процедур Лицея, каждого структурного подразделения, распределены обязанности, полномочия и ответственности каждого сотрудника.

Основой функционирования системы управления качеством является процессная схема, включающая 11 процессов:

Все процессы взаимосвязаны: выход одного процесса, является входом, т.е. поставщиком для другого. Вся процессная схема системы управления качеством работает на удовлетворение потребностей потребителей образовательных услуг: работодателей и обучающихся.

Интегративный эффект указанного ресурса заключается в следующем:

- системная деятельность данного образовательного учреждения позволила создать мощную базовую площадку регионального и межрегионального уровней для проведения системы научно-методических мероприятий, подготовленных учреждением (интеллектуальный ресурс), и экспертизы ИКТ компетентности педагогических и управленческих кадров;

- получить в сентябре 2011 года статус учреждения среднего профессионального образования - Тульский колледж строительства и отраслевых технологий;

- позиционировать в региональной системе профессионального образования в качестве инновационной площадки, мощного элемента сети, изменившего структуру подчинения, организационно-правовую форму, и являющегося примером системной интеграции учреждений, как по горизонтали, так и по вертикали, предоставляя собственную ресурсную базу для сетевого взаимодействия [2, 3].

Таким образом, оптимальное использование ресурсных возможностей учреждений профессионального образования в сетевом взаимодействии, организованном в разных форматах, позволит решить ключевые задачи развития системы профессионального образования Тульской области.

Рецензенты:

Заславская О. В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой ГОУ ДПО ТО Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, г. Тула.

Орлихина Н. Е., д.п.н., начальник инспекции Инспекция Тульской области по надзору и контролю в сфере образования, г. Тула.

В областном совещании работников образовательных учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования приняли участие заместитель председателя правительства Тульской области М.В. Левина, депутат Государственной Думы РФ Н.А. Шайденко, министр образования Тульской области Д.В. Бычков, министр Тульской области А.А. Спиридонов, члены регионального правительства, депутаты Тульской областной думы, работники органов исполнительной власти и местного самоуправления, образовательных учреждений, педагоги.

– Мир детства изменился, и мы не можем не учитывать новых реалий. Авторский коллектив объединил едиными подходами почти сорок инновационных площадок из семнадцати муниципалитетов. Среди партнеров школы, детские сады, дома творчества и реабилитационные центры, где создается развивающее информационное пространство. Причем, разрабатывая проекты для детей, мы учитываем интересы родителей, большое внимание уделяя семейным формам работы.

– Необходимо привести в соответствие с Федеральным законом региональные и территориальные нормативно-правовые акты, следует устранить существующие пробелы, коллизии. Мы должны разработать стратегию, которая учитывала бы совершенствование образовательного процесса, ликвидацию очередей в дошкольные учреждения, развитие дополнительного образования.

Депутат Государственной Думы Н.А. Шайденко напомнила о том, как непросто шло принятие федерального закона, который ознаменовал не конечную точку, а этап формирования современного законодательства для системы образования. Ему предшествовали концепция модернизации, федеральные целевые программы. Теперь начинается важный этап работы на местах – во всех территориях будут разрабатываться документы, регламентирующие работу системы образования.

Ректор ТГПУ им. Л.Н. Толстого В.А. Панин, приветствуя собравшихся, отметил, что большинство представителей региональной системы образования – выпускники педагогического университета, которому в этом году исполняется 75 лет.

Особо Владимир Алексеевич подчеркнул, что главная цель всех перемен – качество образования. И в этом году абитуриенты порадовали коллектив ТГПУ им. Л.Н. Толстого: на все факультеты зачислены юноши и девушки с высокими баллами ЕГЭ.

– Мы сделаем все, чтобы через несколько лет в школы нашего региона пришли современные, квалифицированные и умеющие работать в новых условиях учителя!

– Сейчас завершается работа по разработке регионального закона об образовании, который уже был принят в первом чтении. В настоящее время подготовлены необходимые поправки, учитывающие, в первую очередь, социальные гарантии для работников образовательных учреждений, реализуемые в Тульской области. Ожидается, что на осенней сессии региональный закон будет принят.

В выступлении министра прозвучали важные факты: стремительный рост мест в детских садах области, приобретение новых компьютерных классов и школьных автобусов, обновление библиотечного фонда. Кроме того, особое внимание было уделено результатам ЕГЭ, которые в этом году значительно превзошли все предыдущие показатели – 110 одиннадцатиклассников сдали ЕГЭ по разным предметам на 100 баллов. Значительно улучшены результаты по русскому языку, по многим предметам высокие результаты были получены впервые.

– К сожалению, пока нас не могут удовлетворить результаты ЕГЭ по математике. В регионе при активном участии ТГПУ им. Л.Н. Толстого разработаны меры, которые должны изменить ситуацию, часть из них уже реализуется.

– Чтобы общество повернулось к нам лицом, надо не ждать, когда журналисты заинтересуются проблемами и скандалами, а самим создавать позитивные информационные поводы, идти навстречу, искать возможности сотрудничества. Это одна из серьезных задач, которые ставит перед нами время.

Педсовет завершился небольшим концертом, где выступили ученики тульских школ, порадовавшие своим искусством учительские сердца. Ведь главная цель любого педагога – дать проявиться и окрепнуть таланту ребенка.

№ 50. Регионализация образования. Состояние и развитие Тульской областной системы образования. Региональная программа развития образования. Основные направления экспериментальной инновационной работы в учреждениях образования Тульской области.

Регионализация системы образования – это учет при отборе содержания образования и воспитания и определение технологий учебно-воспитательного процесса, исторических, социально-политических, этнических, экономических, географических и др. особенностей территории (т. е. учет особенностей территории).

Конституционно данные положения закреплены в Конституции РФ. Для реализации принципа регионализации каждая территория должна иметь постоянно обновляющиеся программы развития образования, характеризующие все направления деятельности учреждений образования разл. уровней.

Обязанностью региона является определение содержания регионального компонента стандарта образования.

Тульская система образования:

1. – абсолютное сокращение численности коренного населения, в т. ч. детского;

– стабильный рост количества сельских школьников;

– около 85 % детей имеют отклонения в состоянии здоровья, 45 % - патологию.

Своеобразная особенность Тульской области – разнообразие конфессиональных ориентаций населения. Наиболее мощные конфессии стремятся к открытию своих учебных заведений.

3. Дошкольное образование.

В области функционирует 562 ДОУ. За год их количество сократилось на 14 единиц. ДОУ посещают 43,5 тыс. детей. Тульская область в этом направлении не является характерной. По сравнению с городскими наполняемость ДОУ на селе значительно ниже. Если в городе по сравнению с планом укомплектованность почти 88 %, то на селе она составляет 48 %.

Возникла проблема дошкольной подготовки детей. 60 % готовятся в ДОУ; на базе школ – 8%; на базе учреждений дополнительного образования – 1 %; в группах кратковременного пребывания на базе ДОУ – 0,2 %.

Более 12 тыс. детей в прошедшем году пришли в первый класс без подготовки.

Предстоит изменить систему подготовки детей к обучению в школе и развивать различные формы дошкольного образования.

Общее образование.

В области функционирует 741 образовательное учреждение, в т. ч. 3 вечерние школы и 42 учреждения НПО.

В очно/заочной форме работает 12 школ и 17 школ УКП (учебно-консультационные пункты).

В регионе на селе функционирует 410 образовательных учреждений (55 % от общего количества), а учатся в них около 30 тыс. детей (16 % от общего количества обучающихся). Производится переход на душевое финансирование (в зависимости от количества обучающихся).

В связи с большой стоимостью обучения детей в сельской школе и их малой наполняемостью предполагается проведение оптимизации региональной системы образования при сохранении и поддержке малокомплектных школ при обеспечении в каждом населенном пункте условий для реализации дошкольного и начального образования.

Профессиональное образование.

Профессиональное образование в регионе представлено учреждениями различных уровней.

НПО осуществляется в 51 учреждении при контингенте 18,5 тыс. человек, в т. ч. функционирует ряд профессиональных лицеев. В связи с переводом подавляющего числа учреждений на региональный бюджет встал вопрос реструктуризации их сети, что на практике оборачивается не всегда обоснованным закрытием этих учреждений. Показатель деятельности учреждения в первую очередь – трудоустройство. В прошлом году на работу направлено 55 % выпускников, 17 % призвано на военную службу, 8% поступили учиться дальше, у остальных – право свободного трудоустройства.

Результаты показывают необходимость изменения структуры подготовки.

На сегодня готовится 20 % рабочих для промышленности, 21 % - для транспорта, 9,5% - для строительства, для сельского хозяйства – 6,5%, для общественного питания и торговли – 24 %.

Среднее профессиональное образование в регионе представлено 19 гос. и 2 негос. колледжами, 18 техникумами и 5 училищами. Конкурс на обучение в учреждениях СПО приближается к 3 человекам на место. Подготовка по отрасли распределяется:

– промышленность, строительство и транспорт – 50,5 %;

– сельское хозяйство – 12 %;

Высшее профессиональное образование представлено ТулГУ и ТГПУ, ТАИИ, Новомосковским институтом РХТУ, действует 8 филиалов гос. ВУЗов, 6 негос. ВУЗов, 5 филиалов негос. учреждений и более 10 представительств. В них обучается около 45 тыс. человек, в т. ч. за счет бюджета более 25 тыс. человек.

Задача высшей школы заключается в оптимизации направлений подготовки специалистов, повышении качества образования и усилении инновационной деятельности.

Основные направления экспериментальной инновационной работы в учреждениях образования Тульской области.

Инновационные процессы – процессы создания новшеств, их освоение педагогическим сообществом и использование в практике обучения и воспитания.

Нововведения в Тульской региональной системе образования:

1) новая философия, идеология образования, в основу которой положен личностно-ориентированный подход к организации педагогического процесса (создание социально-психологической службы при областном комитете образования и высшей школе, в районах области и отдельных учебно-воспитательных учреждениях);

3) обновление содержания образования, включающее в себя переход на базисный учебный план, авторские учебные планы и авторские учебные программы, большинство из которых имеют регионально-краеведческую направленность;

4) новые формы и методы организации учебно-воспитательной работы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, стимулирующие их трансформацию в субъект образовательного процесса;

5) новые механизмы и структуры управления (например, образовательный округ в Центральном районе г. Тулы), отражающие процессы децентрализации управления. Большую самостоятельность территорий в проведении образовательной политики, компьютеризацию управленческой деятельности.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Мы продолжаем рассказывать о том, как реализуются нацпроекты в нашем регионе. Сегодня мы поговорим об образовании.


Первая цель нацпроекта — дать возможность каждому ребенку, где бы он ни жил и в какой бы семье ни рос, получить качественное образование. Вторая — чтобы он выходил во взрослую жизнь, как ни пафосно это звучит, гармонично развитым человеком, гражданином и патриотом.

– В последние годы образование стали относить к сфере услуг. Однако практика показывает, что оно не может обходиться без воспитательной составляющей, ведь мы должны выпускать разносторонне развитую личность, а не просто грамотного потребителя, — говорит Алевтина Шевелева.

Современная школа



Успех каждого ребенка



В рамках нацпроекта в Тульской области скоро появятся мобильные кванториумы — большие автомобили, оснащенные таким же оборудованием, как и стационарные технопарки.


На них в отдаленные деревни и поселки приедут квалифицированные преподаватели, которые будут заниматься с ребятами и делиться опытом с учителями местных школ.

Один такой мобильный комплекс приобретен по нацпроекту, второй будет закуплен по поручению губернатора.

И уже в декабре мобильные технопарки начнут курсировать по всей области.

Хорошо зарекомендовали себя и ребята из областного эколого-биологического центра (он же Модельный центр дополнительного образования региона). Они принесли Тульской области ряд побед на соревнованиях федерального и даже международного уровня.

Цифровая образовательная среда

И учителя, и родители уже привыкли к электронным дневникам и журналам. А теперь проект дает возможность проводить онлайн-олимпиады, пользоваться федеральными образовательными ресурсами и создавать собственные — региональные.

Молодые профессионалы


Если все идет хорошо, уже на третьем курсе работодатель может завести студенту трудовую книжку и взять его на работу — сначала на неполную занятость, затем постепенно загрузка увеличивается.

Тула — регион индустриальный, поэтому акцент на технический профиль вполне понятен. Но что делать тем, у кого душа к технике не лежит?

– Каждому ребенку нужно помочь найти себя, — говорит Алевтина Шевелева. — Поэтому мы ни в коем случае не отказываемся от гуманитарных дисциплин, танцев, музыки, любых видов творчества. Так, первый Центр одаренных детей, который открылся в регионе в 2017 году, имеет музыкальный профиль. Да и те ребята, что выбрали техническое направление, должны быть разносторонне развиты. Даже ученики кванториумов, помимо робототехники и компьютеров, занимаются творческими проектами. Профессиональное развитие — это не узкая тропинка, которую ты выбрал на всю жизнь и ни на шаг с нее не свернуть. Это большая дорога со множеством перспективных развилок, и наша главная задача — обеспечить ребенку сопровождение на всех этих маршрутах.



Каким будет результат?

Много говорящих цифр и полезной информации также по ссылке.

Читайте также: