Триз в начальной школе доклад

Обновлено: 04.07.2024

В образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением инновационных технологий. Важной целью образования в этих условиях становится подготовка учеников к решению проблем в широком круге проблемных ситуаций, к овладению исследовательской деятельностью, направленной на развитие способностей и познавательных интересов учащихся, учитывая их психологические особенности развития.

Разработанная Г.С.Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) - одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования, при этом служит средством формирования успешности учения младших школьников.

Одним из условий успешности является необходимость познакомить учащихся с приемами и методами ТРИЗ-технологии;

  • подобрать модели, приемы, методы РТВ (развития творческого воображения), т.к. в начальной школе в основном используются методы РТВ.
  • продолжить использование приемов и методов ТРИЗ-технологии на уроках с целью получения результатов в мотивационной и учебной деятельности.

Основным видом деятельности первоклассников является игровая деятельность, которая не теряет своей актуальности в последующие годы. ТРИЗ-технология преимущественно игровая, которая предполагает реализацию дифференцированного и индивидуального подхода. Благодаря этому каждый ребенок выполняет задание на своем уровне развития, а значит, чувствует себя комфортно и развивается в соответствии со своими возможностями.

К ним относятся:

  • Работа с проблемными ситуациями.
  • Организация проектной деятельности.
  • Методы создания речевых творческих продуктов (раскадровка и синтез пословиц, творческие сочинения (Проба пера. Сочинялки.)
  • Думаем и фантазируем. (Окружающий мир)

Начиная работать по ТРИЗ-технологии, перед учителем стоят цели: развивать внимание, творческое воображение, логическое мышление, что является необходимым условием успешности учения. Органическая связь общеучебных интеллектуальных умений и стоящие за ними психологические явления служат необходимым и достаточным средством для осуществления младшими школьниками успешной учебной деятельности.

Приведем примеры использования методов и приемов ТРИЗ-технологий на разных уроках.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Подготовила : Ёлгина Ж.М.

Учитель начальных классов

Современное общество предъявляет к человеку очень высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому поколению необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает.

А это отвечает основному назначению ТРИЗ-технологии

В 1946 году советский инженер, учёный и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер начал изучать приёмы решения задач, чаще всего используемые изобретателями. Всего он выделил 40 приёмов, которые назвал теорией решения изобретательских задач.

Он пришёл к выводу, что решение технической задачи приводит к моменту, когда ответа на вопрос ещё нет, а вариантов много. В такой ситуации оказывается каждый изобретатель.

Основная идея- развитие мышления и творческого воображения. Генрих Альтшуллер (основатель ТРИЗ) считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности. Надо только познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать изобретательские задачи.

Что даёт ТРИЗ детям?

•Помогает находить варианты правильного решения проблемного вопроса, оригинальные идеи, сюжеты;

•Тренирует творческое мышление;

•Вырабатывает способность применять знания в реальных ситуациях
Что даёт ТРИЗ учителям?

Вооружает набором инструментов по решению проблем

Развивает творческие способности, гибкость и системность мышления педагога

Воспитывает готовность к восприятию нового

Обеспечивает профессиональный рост

Это просто интересно

Технология ТРИЗ позволяет поставить педагога и обучающегося в позицию партнеров, а решение всех проблемных задач основывается на принципе сотрудничества.

ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как неопределённых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить.

На сегодняшний день я использую в своей педагогической деятельности приемы ТРИЗ:

-Нестандартный вход в урок

Урок окружающего мира зимой начинается с небольшого рассказа.

Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств. )

Например, слова: сад, садовник, садовый. Корень сад (обучающиеся знают, что корень – одинаковая часть слова)
Свет, светить, светлый, свеча (корень отличается одной буквой. Проблема: корень свет, свеч или све?)

На этапе постановки цели урока, мотивации учебной деятельности

- Цепочка признаков

-Я беру тебя с собой.

-Толстый и тонкий вопрос.

-Согласен - не согласен.

-Корзина идей, понятий, имен

Да-нет Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Пример. На уроке по теме “Планета Земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

-Это планета земной группы? - нет;

-Это планета – гигант? – да;

-Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;

-Это самая большая планета? – да.

-Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.

В этом слове два слога? (да)

ü Это служебная часть речи? (нет)

ü Это слово спрягается? (нет) и т.д.

Коммуникативные: умение формулировать вопрос.

Познавательные: умение анализировать информацию, осуществлять синтез.

Жокей и лошадь

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

Это значит, что каждый учитель в своем педагогическом искусстве может развиваться и совершенствоваться бесконечно.

Личность ребенка, его неповторимость и уникальность, его интеллектуальные и творческие возможности - вот те основные ценности, которые необходимо учитывать в работе с детьми. Ребенок с раннего детства должен находиться в среде развивающего обучения: наблюдать, сравнивать, искать решения, додумывать, придумывать, фантазировать, т.е. быть включенным в деятельность поиска и творчества. Поэтому в своей работе я стала применять ТРИЗ - технологию (теория решения изобретательских задач), так как она позволяет решить задачи, поставленные пред учителем Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Над изучением данного вопроса работаю два года. Практические навыки данного аспекта (вопроса) применяю 2 года.

Что же такое ТРИЗ? Ответ прост – это уникальный инструмент для:

-выявления и решения многих творческих проблем,

-выбора перспективных решений,

-развития творческого мышления, формирования творческой личности.

Многие из нас задавались вопросами: как учить детей без принуждения?

Как помочь им раскрыть свои возможности?

Как сделать предмет интересным для всех?

Как дать стимул к творчеству?

Чему я хочу научить своих учеников?

Ответить на эти вопросы поможет ТРИЗ – технология.

Цели и задачи ТРИЗ - технологии:

ü целенаправленное развитие навыков системного мышления и творческого воображения;

ü обучение способам решения творческих задач;

ü формирование открытого мышления, не скованного стереотипами;

ü формирование познавательной активности и интереса;

ü воспитание терпимости при соприкосновении с отличающейся точкой зрения;

ü воспитание позитивного и конструктивного отношения к окружающей действительности.

Актуальность применения ТРИЗ - технологий в начальной школе.

Технология ТРИЗ соответствует требованиям ФГОС НОО второго поколения. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который, в свою очередь, является одним из механизмов реализации данной технологии.

Применение ТРИЗ способствует формированию универсальных учебных действий: (они перечислены на слайде, познакомьтесь с ними самостоятельно в целях экономия времени).

ü регулятивных УУД: прогнозирование, самоконтроль, саморегуляция;

ü познавательных УУД: анализ и синтез объектов, сравнения, поиск информации;

ü коммуникативных УУД: постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли;

ü личностных УУД: самоопределение, смыслообразование.

Я хотела бы дополнить, что воспитательный потенциал ТРИЗ предполагает анализ любой ситуации, учёт противоречий, поиск оптимального решения.

Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности школьника и подразумевает воспитание нравственности.

Ребята, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности.

Практическое применение приёмов и методов ТРИЗ - технологии.

На мой взгляд, ТРИЗ – является эффективной технологией, поскольку позволяет:

ü улучшить качество знаний;

ü повысить результативность участия в предметных олимпиадах, исследованиях;

ü будут развиваться творческое воображение и мышление; творческие способности; универсальные учебные действия.

А также, данная ТРИЗ - технология дает возможность проявить себя, стремиться получать новую информацию об окружающем, развивать потребность в познавательной деятельности.

Далее, рассмотрим примеры приемов и методов, которые я успешно использую в педагогической деятельности:

1. Прием раскадровки.

При составлении плана произведения можно использовать прием раскадровки. Каждый кадр – это схематичное изображение событий, происходящих с героями.

Для этого нужно:

1. Прочитать текст.

2. Разделить его на части.

3.Составить раскадровку. Новый кадр рисуем тогда, когда меняется место действия, появляется герой, либо резко меняется настроение героя.

4.Обсуждаем каждый кадр.

5. Что делает этот герой? Зачем он это делает? Что он получает в результате?

6. Выбираем ключевые кадры и определяем мораль: какие кадры для вас самые важные? На одно и то же люди смотрят по-разному, поэтому мораль может быть у каждого своя.

Лягушка-путешественница имеет следующий паспорт:

Создатель – М. Гаршин

Внешний вид – маленькая, зеленая, пучеглазая.

Где впервые встречается – на болоте

Личные качества – любопытная, смелая, хвастливая

Заветное желание – побывать на юге.

По составленным паспортам героев провожу с учащимися викторины, для этого перемешиваю, левые и правые части паспорта и прошу восстановить их. Составляю сказочные письма, в которых описываю события, происходящие с героем, но не называю его имени, задача учащихся – назвать героя, автора и произведение.

Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану, может быть использован для создания характеристик:

на окружающем мире – растения, животных, систем организма;

на математике – геометрических фигур, математических величин;

на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингв. терминов.

Этот метод использую для изучения словарных слов.

Суть метода: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Проверяемый слог подчеркнем. Далее подбираем к словарному слову ассоциативный образ.

Ассоциативный образ может быть по:

• назначению и т. д.

Записываем словарное слово, объединяем его со словом –

ассоциативным образом по принципу кроссворда ( ассоциативный образ определяем по назначению) , но через сомнительную орфограмму.

Кроссворд составляем для наглядного примера, более полного запоминания.

Домашняя работа помогает закрепить словарное слово в памяти.
После изучения определенного количества словарных слов

провожу углубленную работу по их запоминанию: диктую ассоциативное

слово, ученики записывают соответствующее словарное слово.

Таким образом, можно сделать вывод, что трудная орфограмма

словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который

вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно

Исходя из собственного опыта работы, можно отметить, что такой подход дает очень высокий процент запоминания учащимися слов.

Цель: развитие логического и абстрактного мышления; способствует развитию навыков вычисления.

Это самый распространённый приём, который я применяю с первых уроков первого класса. Проведение математического диктанта способствует повышению общей грамотности учащихся и применяется как форма контроля.

  • 30 + 40 = 70. (ДА)
  • 48 – 8 = 40. (ДА)
  • 43 – 20 = 12. (НЕТ)
  • 15 – 5 = 11. (НЕТ)
  • Сумма чисел 4 и 50 равна 45. (НЕТ)
  • Если из 90 вычесть 40, получится 60. (НЕТ)
  • 20 увеличили на 4 и получили 24. (ДА)
  • Разность чисел 59 и 0 равна 0. (НЕТ)
  • У нас 17 ромашек, 8 васильков и 9 колокольчиков. Надо составить букет из 19 цветов. Будут ли в этом букете ромашки? (ДА)

Использование приема способствует положительному эмоциональному настрою учащихся, захватывает необычностью, яркостью, активизирует детскую познавательную потребность и активность. Каждый учащийся хочет угадать число, которое задумал учитель. Идет обмен репликами, вопрос одного учащегося активизирует мысль другого, c тимулирует активность, учит учащихся слушать и слышать друг друга.

Таким образом, формируется умение задавать и формулировать вопросы. Данный прием можно использовать на любом уроке.

Цель : служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления.

Этот универсальный приём можно использовать на всех уроках: на уроках математики, русского языка, чтения.

У Маши три куклы: с рыжими, светлыми и чёрными волосами. Маша назвала их: Белянка, Лисичка и Чернушка, но так, что цвет волос и имя не совпадают. Как зовут каждую куклу, если кукла со светлыми волосами – Чернушка?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме: ТРИЗ

ТРИЗ начала создаваться в пятидесятых годах талантливым человеком, писателем – фантастом, инженером и изобретателем – Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Это сравнительно молодая, но быстро развивающаяся наука. Она была создана для решения изобретательских задач в технике, но в настоящее время, найдя много приложений в педагогике, в науке, в бизнесе, в психологии и в других областях знаниях, ТРИЗ стала мировоззрением. Считают, что в конечном итоге ТРИЗ должна превратиться в неотъемлемую часть общечеловеческой культуры.

2. Способы обучения ТРИЗ.

На занятиях в объединении начального технического моделирования я использую методику ТРИЗ, а также способы обучения ТРИЗ, это:

решение творческих задач;

самостоятельное составление задач;

умение задавать и отвечать на вопросы;

решение технических проблем в практической деятельности;

самостоятельное усвоение материала.

В своей работе использую методы активизации творческого мышления, применяя тренинги:

Тренинг врождённых методов мышления:

метод проб и ошибок;

мышление по аналогии;

мышление по ассоциации;

Тренинг мозгового штурма:

методика мозгового штурма;

задачи и их решения;

Тренинг умения задавать умные вопросы:

метод контрольных вопросов;

Тренинг фантазии и воображения:

Тренинг навыков морфологического анализа:

Бездонный ящик идей.

Сегодня я расскажу, как провести тренинг навыков морфологического анализа.

3. Тренинг навыков морфологического анализа.

Спросите любую женщину, сколько она может предложить разных вариантов исполнения платья. Самая отчаянная скажет – тысячу! Скажите ей, что вы знаете метод, с помощью которого она сама через две минуты назовет более 100 000 вариантов исполнения платья.

Читайте также: