Тренинги как активная форма обучения социальных работников доклад

Обновлено: 08.07.2024

Потенциал специальных дисциплин в профессиональной подготовке заключается в применении будущими социальными работниками специфических знаний, умений, навыков, полученных в процессе их изучения, и включает в себя:

- развивающий потенциал реализуется в процессе выполнения комплекса разнообразных действий, производимых будущими социальными работниками во внеучебной деятельности, т.е. участие в конференциях, написание научных статей;

- образовательный потенциал реализуется путём насыщения учебного процесса актуальной информацией, получаемой в процессе внеучебной деятельности, касающейся непосредственно будущей профессиональной деятельности социальных работников: освоение разнообразных форм, методов и средств в процессе посещения учреждений социального значения; помощь в реабилитации некоторых групп населения; проведение благотворительных мероприятий и акций;

- воспитательный потенциал реализуется через усвоение общечеловеческих морально-этических ориентиров, формирование ценностных ориентации, понимание нравственных норм и принципов этики будущей профессиональной деятельности социальных работников, развитие эстетической сферы личности, особенности коммуникации с субъектами социальной сферы. Конкретное содержание специальных дисциплин воплощается в проведении и участии в мероприятиях, участии в различных акциях.

Также хочу отметить такую активную форму обучения, как творческая работа будущих социальных работников. Работа над созданием собственного буклета профилактической направленности, социального плаката, видеоролика учит студентов мыслить системно, творчески; развивает профессиональные умения и навыки и приобщает к социальной деятельности в период обучения. Развитие профессиональной направленности находится в отношении взаимной обусловленности с развитием профессионально важных качеств личности и становлением индивидуального стиля деятельности. В колледже ежегодно проводится Фестиваль творческих работ студентов на социальную тематику. Студенты принимают активное участие в фестивале, поскольку понимают особую значимость и актуальность социальной тематики для общества. Нашей целью в проведении подобных мероприятий является сосредоточение внимания молодежи на важности анализа и решения социальных проблем.

Социальная реклама является одним из средств воспитания гражданской активности и ответственности молодежи, несет в массы знания, культуру, высокие моральные образцы, способствует успешной социализации молодых людей в условиях современной окружающей среды.

Работая над созданием собственного буклета, будущий социальный работник глубже изучает конкретную проблему, учится учитывать интересы той целевой аудитории, для которой готовится буклет. Темы для своих буклетов студенты выбирают различные: это и здоровый образ жизни, охрана материнства и детства, проблемы социально незащищенных категорий общества, антиреклама табачной и алкогольной зависимости.

Такая форма социальной рекламы, как социальный плакат - направлена на формирование общественного сознания. Актуальность социального плаката заключается в том, что он раскрывает проблематику и указывает на нравственные ценности общества.

Одним из основных символов в построении целостного композиционного ансамбля, является слоган, который действует на зрителя, не только словом, как сутью проблемы, но и работает как графический образ с психологической составляющей. Поэтому будущие социальные работники стараются подобрать яркие и запоминающиеся лозунги. Проблемы, поднятые в плакатах, насущные: насилие в семье, социальное сиротство, т.е. те, с которыми вплотную, быть может, столкнутся наши студенты, как специалисты социальной работы. Таким образом, обучаясь еще в стенах учебного заведения, студент осваивает новые роли, вырабатывая профессиональные умения и навыки.

Пожалуй, одной из самых интересных форм работы для наших студентов является работа над социальным видеороликом. Работая над созданием видеоролика, вся команда целиком и полностью погружается в этот процесс. Главное достоинство видео рекламы - высокая эмоциональная убедительность. Всего за несколько секунд она может вызвать у зрителей устойчивую эмоциональную реакцию, которая будет сохраняться длительное время. Студентам предстояло учесть следующие критерии: нестандартность ролика - неординарность сюжета; новизна и оригинальность оформления; актуальность освещенной в ролике проблемы; эстетичность; степень эмоционального и воспитательного воздействия работы на зрителя; простота и доступность восприятия социального ролика. Поэтому процесс рождения социального видеоролика - очень сложный, но чрезвычайно интересный. И я предлагаю вашему вниманию видеоролик, посвященный проблеме негативных явлений в молодежной среде.

На мой взгляд, такие приемы, использованные в ролике, как: черно-белое видео, медленная трансформация героини, косвенное указание проблемы - оказывают эмоциональное воздействие на зрителя, успешно достигая поставленной цели.

Важной активной формой работы с будущими социальными работниками является проведение благотворительных акций и организация досуговой игровой программы для социально-незащищенных слоев населения.

Таким образом, использование активных форм обучения будущих социальных работников способствует объединению теорию с практикой, развитию у студентов личностного интереса к выбранной профессии и формированию профессионально-мотивационной установки на деятельность.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Активные формы обучения в системе подготовки

будущих социальных работников.

Потенциал специальных дисциплин в профессиональной подготовке заключается в применении будущими социальными работниками специфических знаний, умений, навыков, полученных в процессе их изучения, и включает в себя:

- развивающий потенциал реализуется в процессе выполнения комплекса разнообразных действий, производимых будущими социальными работниками во внеучебной деятельности, т.е. участие в конференциях, написание научных статей;

- образовательный потенциал реализуется путём насыщения учебного процесса актуальной информацией, получаемой в процессе внеучебной деятельности, касающейся непосредственно будущей профессиональной деятельности социальных работников: освоение разнообразных форм, методов и средств в процессе посещения учреждений социального значения; помощь в реабилитации некоторых групп населения; проведение благотворительных мероприятий и акций;

- воспитательный потенциал реализуется через усвоение общечеловеческих морально-этических ориентиров, формирование ценностных ориентации, понимание нравственных норм и принципов этики будущей профессиональной деятельности социальных работников, развитие эстетической сферы личности, особенности коммуникации с субъектами социальной сферы. Конкретное содержание специальных дисциплин воплощается в проведении и участии в мероприятиях, участии в различных акциях.

Также хочу отметить такую активную форму обучения, как творческая работа будущих социальных работников. Работа над созданием собственного буклета профилактической направленности, социального плаката, видеоролика учит студентов мыслить системно, творчески; развивает профессиональные умения и навыки и приобщает к социальной деятельности в период обучения. Развитие профессиональной направленности находится в отношении взаимной обусловленности с развитием профессионально важных качеств личности и становлением индивидуального стиля деятельности. В колледже ежегодно проводится Фестиваль творческих работ студентов на социальную тематику. Студенты принимают активное участие в фестивале, поскольку понимают особую значимость и актуальность социальной тематики для общества. Нашей целью в проведении подобных мероприятий является сосредоточение внимания молодежи на важности анализа и решения социальных проблем.

Социальная реклама является одним из средств воспитания гражданской активности и ответственности молодежи, несет в массы знания, культуру, высокие моральные образцы, способствует успешной социализации молодых людей в условиях современной окружающей среды.

Работая над созданием собственного буклета, будущий социальный работник глубже изучает конкретную проблему, учится учитывать интересы той целевой аудитории, для которой готовится буклет. Темы для своих буклетов студенты выбирают различные: это и здоровый образ жизни, охрана материнства и детства, проблемы социально незащищенных категорий общества, антиреклама табачной и алкогольной зависимости.

Такая форма социальной рекламы, как социальный плакат - направлена на формирование общественного сознания. Актуальность социального плаката заключается в том, что он раскрывает проблематику и указывает на нравственные ценности общества.

Одним из основных символов в построении целостного композиционного ансамбля, является слоган, который действует на зрителя, не только словом, как сутью проблемы, но и работает как графический образ с психологической составляющей. Поэтому будущие социальные работники стараются подобрать яркие и запоминающиеся лозунги. Проблемы, поднятые в плакатах, насущные: насилие в семье, социальное сиротство, т.е. те, с которыми вплотную, быть может, столкнутся наши студенты, как специалисты социальной работы. Таким образом, обучаясь еще в стенах учебного заведения, студент осваивает новые роли, вырабатывая профессиональные умения и навыки.

Пожалуй, одной из самых интересных форм работы для наших студентов является работа над социальным видеороликом. Работая над созданием видеоролика, вся команда целиком и полностью погружается в этот процесс. Главное достоинство видео рекламы - высокая эмоциональная убедительность. Всего за несколько секунд она может вызвать у зрителей устойчивую эмоциональную реакцию, которая будет сохраняться длительное время. Студентам предстояло учесть следующие критерии: нестандартность ролика – неординарность сюжета; новизна и оригинальность оформления; актуальность освещенной в ролике проблемы; эстетичность; степень эмоционального и воспитательного воздействия работы на зрителя; простота и доступность восприятия социального ролика. Поэтому процесс рождения социального видеоролика – очень сложный, но чрезвычайно интересный. И я предлагаю вашему вниманию видеоролик, посвященный проблеме негативных явлений в молодежной среде.

На мой взгляд, такие приемы, использованные в ролике, как: черно-белое видео, медленная трансформация героини, косвенное указание проблемы – оказывают эмоциональное воздействие на зрителя, успешно достигая поставленной цели.

Важной активной формой работы с будущими социальными работниками является проведение благотворительных акций и организация досуговой игровой программы для социально-незащищенных слоев населения.

Таким образом, использование активных форм обучения будущих социальных работников способствует объединению теорию с практикой, развитию у студентов личностного интереса к выбранной профессии и формированию профессионально-мотивационной установки на деятельность.

Активное социально-психологическое обучение — новая быстроразвивающаяся область практической психологии. Актуальность разработки и внедрения различных форм такого обучения тесно связана с происходящими в последнее время изменениями в общественной практике — прежде всего с возрастанием роли человеческого фактора и, соответственно, усилением значимости компетентного общения.

Для развития творческой личности необходимо своевременное и эффективное апеллирование к функциям подсознания.

Активное социально-психологическое обучение направлено на обучение в группах. Это связано прежде всего с тем, что на групповых занятиях можно способствовать повышению яркости образов, интенсивности эмоциональных переживаний, чувствительности к своим подсознательным ощущениям.

Но групповые методы развития творческих способностей продуктивны только при условии преодоления барьеров психологической защиты через правильную организацию общения в группе.

Барьеры препятствуют свободному полету мысли, ограничивая, иногда до уровня тривиальностей, те идеи, которые он позволяет себе высказывать.

Раскрепощение интеллектуальных возможностей за счет ослабления барьеров - магистральный путь развития творческих способностей человека. Снижению влияния защитных механизмов на творческий процесс помогает работа в группе. При совместной деятельности снимаются исходные установки некоторых участников на невозможность решить поставленную задачу. Взаимная стимуляция партнеров приводит к повышению у них уровня познавательной мотивации, что позволяет поддерживать творческую направленность усилий дольше, чем при индивидуальной работе. Решение задач преодоления психологических барьеров воплощено в наборе методов активного обучения, каждый из которых нацелен на преодоление определенной разновидности барьеров.

В последнее время методы активного социально-психологического обучения (МАСПО) находят все более широкое применение в тех областях человеческой практики, где успех деятельности в значительной мере зависит от умения общаться.

Под активным групповым методом (АГМ) обычно понимают любой способ планируемой активизации коммуникативных процессов в учебной или целевой группе, независимо от содержания поставленных учебно-познавательных, творческих или психокоррекционных задач.

Активные групповые методы условно объединяют в три основных блока:

а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.);

б) игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры: ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения);

в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).

С.В. Петрушин предлагает основные методы активного социально-психологического обучения подразделять по основным направлениям психологии и выделяет тренинг-группы, группы встреч, психодраму, гештальт-психотерапию. Существуют и другие классификации методов активного социально-психологического обучения с ними можно ознакомится изучив рекомендуемую литературу.

В теории обучения выделяют методы активного обучения, такие как неимитационные и имитационные методы.

1) Неимитационные методы - это лекции, практические занятия, курсовое и дипломное проектирование и др.(см.рис.1)

Неимитационные методы подразделяются на:

- метод "круглого стола"

- метод "мозгового штурма" ("мозговой атаки")

социальный психологический тренинг обучение


Рис. 1.Неимитационные методы

Метод "круглого стола" включает: определение проблемы дискуссии, приглашение специалиста по данной проблеме, подготовку вопросов к гостю круглого стола", выступление гостя, ответы на вопросы, дискуссию

Метод "мозгового штурма" состоит из следующих этапов:

- Постановка проблемы, ознакомление обучаемых с правилами поиска решений и поведения в процессе "мозгового штурма".

- Формирование микрогрупп и экспертной группы (по 1 эксперту на каждую микрогруппу).

- Тренировочная сессия (разминка) с целью помочь участникам преодолеть психологический барьер (неловкость, стеснительность).

- "Генерирование идей" в микрогруппах. Идеи высказываются каждым участником микрогруппы по очереди и фиксируются экспертом. Критика идей на этом этапе строго запрещена

- Оценка идей. Эксперты на основании установленных критериев отбирают идеи, микрогруппы отдыхают.

- Выбор наилучших идей, принятие коллективного решения.

"Мозговая атака" снижает самокритичность и предупреждает вытеснение оригинальных идей в подсознание как опасных для социального или научного реноме. Сама атмосфера мозговой атаки благоприятствует появлению новых идей, рождая чувство психологической защищенности.

Без давления критики и самокритики в процессе мозгового штурма точка зрения его участников на то, кок нужно решать поставленную перед ними задачу, модифицируется и шлифуется до тех пор, пока в группе не истощается запас новых идей. Ведущий прилагает специальные усилия к тому, чтобы выключить внутреннего критика у каждого, если тот вдруг активизируется. Ведь в противном случае одной пренебрежительной реплики бывает достаточно, чтобы сник неуверенный в себе участник и его интересное, но рискованное предложение на ходу было заменено другим - проверенным, но неинтересным. Как известно, идея, находящаяся "в эмбриональном" состоянии, может выглядеть беспомощной, недоказательной и потому непривлекательной не только для других, но и для самого творца.

Снижение критичности в мозговой атаке достигается созданием благоприятных внешних условий, особой располагающей атмосферы. Открывается возможность перехода на чужую позицию, и за счет этого суммируются творческие потенциалы всех участников атаки.

В рамках метода мозговой атаки используют различные приемы активизации мышления.

2) Имитационные методы, которые предполагают обучение профессиональным умениям и навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности.

Имитационные методы в свою очередь делятся на неигровые и игровые


Рис.2 Имитационные методы

Основной формой приложения методов активного социально-психологического обучения является социально-психологический тренинг.

В психологической науке теория и практика тренингов разработана достаточно глубоко. Существует множество подходов к определению понятия "тренинг".

По Ю.Н.Емельянову, тренинг - "группа методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности"

По Л.А.Петровскому тренинг - "средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного воздействия".

По Б. Д. Парыгину, тренинг - "активное групповое обучение навыкам общения в жизни и обществе вообще"

По С. И. Макшанову, это "многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека".

Под социально-психологическим тренингом (СПТ) в самом широком смысле понимается практика психологического воздействия, основанная на методах групповой работы.

В ходе СПТ происходит овладение определенными социально-психологическими знаниями и коррекция поведения личности, формируются навыки межличностного взаимодействия, развиваются рефлексивные способности (например, способность анализировать ситуацию и собственное поведение, умение гибко реагировать на ситуацию и быстро перестраиваться в различных условиях. В процессе тренинга возможно изменение стереотипов, имеющихся у участников группы и мешающих им справляться с нестандартными обстоятельствами профессиональной деятельности.

Рассмотрим основные этапы социально-психологического тренинга.

На первом этапе проводятся психогимнастические упражнения, которые позволяют создать такой уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе и такое состояние каждого участника, которое позволяло бы успешно работать, продвигаться вперед в содержательном плане. Кроме того, данные эти упражнения служат "мостиком" для перехода к содержательным этапам работы.

В основной части занятия проводятся упражнения развивающие те качества которым посвящено занятие и связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, перцептивных способностей человека, развитием установок, определяющих поведение в общении, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные "цвета" действия человека. Заключительный этап занятия, как правило, состоит из двух частей. В первой части проводится обсуждение того, что произошло на занятии (групповая рефлексия). Основное внимание направляется на то, что нового получили члены группы: новые знания, новый опыт и навыки работы, как они оценивают общую организацию занятия, какие пожелания для ее усовершенствования они могут высказать.

Во второй части заключительного этапа занятия организовывается обмен оптимистичными, радостными и приятными для всех членов группы пожеланиями и выражениями благодарности за поддержку. Обычный вариант обращения к группе: "Что бы Вам хотелось сказать группе перед уходом? Возможно, Вам бы хотелось кого-то поблагодарить за понимание и поддержку, или самому выразить слова поддержки?".

В последнее время социально-психологический тренинг применяется в различных областях человеческой практики, в том числе в работе с профессионалами. Это объясняется тем, что он позволяет за сравнительно непродолжительное время решить задачу интенсивного формирования и развития профессионально значимых навыков и умений, а также скорректировать неадекватное профессиональное поведение.

Проведение СПТ основывается на некоторых принципах, а именно: представления Я участника, активности на занятиях, открытой обратной связи, "здесь и теперь" и других.

Соблюдение этих принципов в процессе тренинга является важнейшим условием его эффективности. Одним из наиболее оптимальных представляется СПТ методом деловой игры. Его особенностью является воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности. Такое воссоздание достигается благодаря игровому имитационному моделированию и решению профессионально-ориентированных ситуаций при целесообразном сочетании индивидуальной и групповой игровой деятельности участников.

Достоинствами данного метода являются:

- условия деловой игры являются весьма приближенными к условиям реальной служебной деятельности

- более интенсивном взаимодействии его участников

- наличие проблемных ситуаций, которые повышают интерес и мотивацию играющих к продуктивной деятельности

- возможна диагностика некоторых психологических явлений.

Целями предлагаемого тренинга являются, во-первых, развитие умений, помогающих осознавать наличие проблемных профессиональных ситуаций, во-вторых, развитие способности анализировать данную ситуацию и свое поведение в ней и, в-третьих, вырабатывание умений профессионального поведения, которые являются оптимальными в используемой в деловой игре служебной ситуации и способствуют ее разрешению.

Эффективность проведения СПТ методом деловой игры во многом зависит от понимания его целей участниками группы. В связи с этим ведущему во вступительном слове рекомендуется не только сформулировать цели занятия, но и более подробно раскрыть значимость и содержание каждой из них, сопровождая свои пояснения примерами.

В преподавательской деятельности очень важно использовать методы активного социально – психологического обучения как основной метод активизации студентов на занятии.

Тренинг – один из самых популярных и известных методов психологической коррекции. Используют их повсеместно: в детском саду, школе, на работе, в коллективе, на производстве. Тренинг – способ весело и непринужденно решить острые проблемы и ответить на накопившиеся вопросы. Однако, как и любая психологическая методика, он имеет ряд своих особенностей, принципов и требований, соблюдение которых обязательно для достижения желаемого результата.

Что такое психологический тренинг

Социально-психологический тренинг был изобретен немецким исследователем М. Форвергом в 70-х годах. Изначально метод основывался на ролевых играх с элементами драматизации и посредством взаимодействия в группе был направлен:

  • на повышение социально-психологической компетентности участников;
  • на приобретение социально-психологического опыта.

С тех пор в практике тренинга мало что изменилось. Эти же основы сохранились до сих пор.

Социально-психологический тренинг – метод коррекции личностных качеств, характера взаимодействия в группе и межличностных отношений, поведения и эмоций. Это активный метод социально-психологического обучения. Грубо говоря, урок жизни. Рекомендуется проводить тренинги с 13-14 лет, но встречаются специальные разработки и для более раннего возраста.

Чаще тренинги проводятся в группах. Состав группы может быть самым разнообразным. Учитывается не столько возраст, пол или социальный статус, сколько сходство социально-психологических трудностей и особенности развития участников. Оптимальная численность группы – от 7 до 15 человек. Состав группы не меняется в течение одного курса. Средний курс рассчитан на 30-50 часов. Тренинг длительностью менее 20-24 часов оказывается неэффективен.

В ходе тренинга все участники получают знания, умения и навыки согласно заданной цели и теме занятия. В групповых социально-психологических тренингах это часто:

  • развитие эмпатии; и другого человека;
  • раскрытие человеческого и личностного потенциала;
  • обучение сопереживанию и общению.

Общая цель социально-психологических тренингов – повышение компетентности в общении, но встречается дифференциация на более узкие направления. Например, обучение решению конфликтов или ведению деловых переговоров, повышение опыта в анализе ситуаций, коррекция установок, работа с самовосприятием и восприятием других людей.

Участники тренинга не получают сухие и кем-то переработанные знания и приемы, а за счет собственной активности сами приобретают опыт и делают выводы. Каждое занятие богато эмоциональным, перцептивным и когнитивным опытом. Обратная связь не оценочная, а описательная. Она актуальна для всех участников, сиюминутная.

Виды тренингов

По типу групп выделяют следующие тренинги:

В широком смысле социально-психологическим называют все виды существующих тренингов: коммуникативные, личностного роста, бизнес-тренинг и другие. Рассмотрим подробнее некоторые.

Тренинг жизненных умений

Среди современных и особо востребованных вариантов социально-психологических тренингов можно назвать группы уверенности в себе, жизненных умений. Они учат людей бороться с трудными жизненными ситуациями, адекватно реагировать на них и находить выход, повышают самооценку личности, вселяют уверенность. Основа тренинга – терапия условных рефлексов. В ходе тренинга жизненных умений человека учат решать жизненные задачи через ролевое проигрывание ситуаций, изменение мышления (убеждений и установок) и обучение методам релаксации и саморегуляции.

Тренинг социальных перцепций

На этом виде тренинга учат понимать свое психическое состояние и состояние партнера по невербальным признакам (жесты, мимика, положение тела, особенности речи). Инструменты тренинга – сами люди (их чувства и внешние проявления) и картинки с изображенными эмоциями. Участнику предлагается провести внутренний диалог, придумать историю к картинке, прочувствовать всех ее участников. Также применяются игры по демонстрации самого себя или партнера.

Интерактивный тренинг

В процессе тренинга участники обучаются тонкостям постоянного взаимодействия людей (интеракции) и умению вести дискуссии. В процессе работы определяются различия в ценностях, убеждениях, целях и представлениях участников, находятся точки соприкосновения. Для решения цели и задач тренинга применяется метод мозгового штурма и проблемных задач, упражнения на развитие переключаемости внимания и сосредоточения на главном.

Семейный тренинг

Для коррекции семейных отношений и воспитания ребенка тоже подойдет социально-психологический тренинг. В ходе такого тренинга сглаживается недопонимание и устраняется дисгармония за счет просвещения семьи по основам и ценностям теории семейного института, ведется работа над восприятием у каждого члена семьи самого себя и других участников, меняются психологические установки личности, члены семьи обучаются саморегуляции и конструктивным способам решения конфликтов.

Тренинг артпсихологии

Существует направление арт-терапии, но не так давно выделили и новый тип тренинга – артпсихологический. Он раскрывает способности личности, корректирует эмоционально-волевую сферу и способствует реабилитации человека (особенно популярно для реабилитации детей). То есть это два в одном: коррекция и реабилитация. Программа тренинга предполагает обучение ораторскому искусству, дыхательным техникам, тонкостям речевого общения (как содержание, так и оформление речи). Для реабилитации применяются психологические этюды.

Принципы тренинга

Проведение тренинга требует обязательного соблюдения нескольких принципов:

Проведение тренинга

Социальные нормы

Как правило, выбирается ведущий. Обычно это психолог, если мы говорим о тренинге как профессиональном методе коррекции. Сама группа располагается в форме круга.

Дискуссия

Главное отличие социально-психологического метода от других тренингов – в его содержание всегда входит дискуссия, цель которой – интенсивно и продуктивно решать групповые задачи. В ходе дискуссии участники:

  • аргументами и логикой воздействуют на мнения, позиции и установки других участников;
  • через сопоставление разных и даже противоположных точек зрения учатся понимать и уважать других и себя;
  • учатся видеть проблему с разных сторон;
  • предотвращать и разрешать конфликты;
  • работать в группе, принимать и возлагать ответственность;
  • удовлетворяют потребность в признании и самореализации.

Дискуссию можно строить на фоне проблемы, рассказа, реального случая из жизни какого-то участника. Реализуется дискуссия в три этапа: подготовительный (организационный), основной (свободное или программированное ведение, либо компромиссная форма) и заключительный.

Эффективность и успешность дискуссии во многом зависит от личности ведущего:

  • умение общаться в официальной и неофициальной обстановке;
  • качества лидера;
  • умение ориентироваться в конфликтах и решать их;
  • аналитические умения: сбор и анализ информации, ее поиск, оценка и сравнение;
  • способность планировать и рационально расходовать время;
  • умение оценивать и анализировать свои решения;
  • способность находить выход из нестандартных ситуаций.

Кроме дискуссии тренинг включает ролевые игры. Признаки ролевой игры: управляющая модель, роли с разными целями и взаимодействием между собой, общие цели игры, множество решений и альтернативных сценариев развязки, групповое или индивидуальное оценивание игры, эмоциональное напряжение (управляемое).

Почему именно ролевые игры так популярны в психологическом тренинге? Они имеют ряд особенностей:

  • снимают все оковы с участников (чаще роль далека от реальной жизни);
  • условны;
  • способствуют раскованности;
  • развивают креативность;
  • позволяют экспериментировать с моделями поведения без последствий;
  • расширяют индивидуальный опыт и стратегии поведения, обучают более успешным моделям.

Ролевые игры выявляют ошибки в общении и поведении, помогают их анализировать. Вместе с этим корректируется эмоциональное состояние участника и накапливается опыт конструктивного ведения бесед. Кроме того, выявляются неэффективные и тормозящие личностное развитие стереотипы поведения.

Ролевые игры бывают двух типов: спонтанные (импровизация) и сюжетные (по сценарию). Спонтанные игры не требуют подготовки, они развивают творческий потенциал участников и ориентированы на актуальные в настоящую минуту проблемы (могут быть придуманы прямо во время тренинга).

Сюжетные игры решают популярные проблемы и задачи общего плана, которые ведущий ставит до тренинга. Как правило, это более сложные игры. Они не подходят для обучения новым моделям поведения.

Упражнения

Эмпатия

Среди упражнений используется несколько типов:

  • Развлекательные. Снимают напряжение и высвобождают эмоции, не требуют предварительной разминки, не несут смысловой нагрузки, сокращают дистанцию в общении участников, способствуют непринужденному общению, подходят любому типу аудитории.
  • Разминочные. Снимают стереотипы и привычки повседневного общения, создают непринужденную атмосферу, изменяют средовые стереотипы общения и поведения.
  • Танцевально-песенные. Снимают скованность и зажатость, страх заявить о себе и выделиться, сплачивают группу и повышают активность, выявляют лидеров и показывают структуру группы, индивидуально-личностные особенности участников.
  • Развитие эмпатии. Название говорит само за себя о целях. Без эмпатии продуктивное и здоровое взаимодействие невозможно.
  • Релаксация. Проводится для расслабления группы, в любое время, когда ведущий фиксирует групповую усталость. Эти же упражнения позволяют лучше узнать самого себя. Они особенно нравятся подросткам. Подходят любые упражнения на анализ собственных ощущений и расслабление.
  • На развитие невербального языка, без которого немыслимы социальные контакты. Упражнения предполагают контакты глазами, тактильное взаимодействие, общение через мимику и пантомимику. Эти языки нужно знать и уметь применять уместно в каждой ситуации.

Пример упражнения на невербальное общение. Из расположения по кругу участники подходят друг к другу и здороваются любым невербальным способом (оба участника предлагают свой вариант). Потом каждый участник из пары переходит к новому партнеру и начинает с приветствия, с которым перед этим обратились к нему. Если приветствия совпадают, то на момент перехода для следующего партнера нужно придумать что-то новое.

Другие методы

Ролевые игры и дискуссия – базовые методы социально-психологического тренинга. Кроме них используются деловые игры, невербальные методики и анализ видеозаписи.

Сценарий

Сценарий тренинга разрабатывается заранее, как правило, он предполагает несколько занятий. Каждое занятие – опыт для участников. Отдельные занятия строятся приблизительно по следующему плану:

Результаты

Активность

Человек, прошедший социально-психологический тренинг:

  • умеет устанавливать эмоциональный контакт;
  • организовывать пространство для общения;
  • определять эмоциональное состояние оппонента по его реакциям;
  • создавать благоприятный психологический климат;
  • выслушать и понять;
  • контролировать внешние проявления собственных эмоций и чувств (позы, мимика, жесты);
  • аргументировать свое мнение и позицию;
  • решать конфликтные ситуации.

Тренинг дает знания из области психологии личности, группы, общения. Тренинг – обучающий курс, потому и полный объем результатов становится заметным спустя время, через несколько недель или месяцев, когда все эмоции утихнут и останутся только полученные знания, умения и навыки. Не нужно проходить тренинги часто – максимум раз в полгода.

Личность ведущего

Не каждый человек имеет право проводить тренинг. Во-первых, необходимо пройти специальное обучение, а во-вторых, нужны определенные индивидуально-личностные особенности. Ведущий во время тренинга выполняет 5 ролей:

    (инструктор, режиссер);
  • психоаналитик (со здоровым дистанцированием и лично нейтральным отношением к участникам);
  • руководитель-комментатор (психологическое профессиональное сопровождение);
  • руководитель-посредник (управляет процессом, но не несет ответственности за течение);
  • один из участников группы (равное положение с остальными участниками, человек со своими особенностями и жизненными проблемами).

Ведущий выбирает стиль руководства, который во многом зависит от выбранной ранее роли. Как и у руководства в широком смысле, возможны 3 стиля: демократический, авторитарный и попустительский. Иногда необходим авторитарный стиль (когда участники становятся дезориентированными и пребывают в стрессе, атмосфера напряженная, требуется строгое соблюдение плана занятий для стабилизации и нормализации обстановки), но в остальных случаях оптимален демократический стиль. Возможно использование авторитарного стиля на первых занятиях (участники еще не избавлены от оков привычек и нуждаются в управлении) с постепенным переходом к демократическому. Иногда существует необходимость менять стиль несколько раз в течение одного занятия.

Стиль руководства не зависит от самого курса или школы (учреждения), где преподают. Он зависит только от ведущего.

Личностный портрет успешного ведущего:

  • ориентация на клиента (участников), желание и возможность помочь;
  • гибкость и терпимость, отвлеченность от личных мнений и чувств;
  • открытость к другим мнениям;
  • способность создать благоприятную и комфортную атмосферу, восприимчивость;
  • способность быть открытым, несмотря на профессионализм, проявлять истинные эмоции;
  • энтузиазм и оптимизм, творческий потенциал, вера в способности каждого участника к изменениям, обучению и развитию;
  • сдержанность и самообладание, уравновешенность, развитый самоконтроль;
  • уверенность в себе, любовь и позитивное отношение к себе, развитое самосознание (знание потребностей и мотивов, сильных и слабых сторон), адекватная самооценка;
  • развитое воображение и интуиция;
  • высокий интеллект, образованность и специальное образование, дающее право на проведение тренингов.

Ведущий тренинга должен совмещать в себе творческого, чувственного и нестандартного человека с квалифицированным специалистом, профессионалом.

Обучают тренеров в высших учебных заведениях и некоммерческих тренинговых школах. Ведущий должен четко видеть цели, которые хочет достичь и иметь большой выбор профессиональных методов и средств их достижения, уметь быстро реагировать и импровизировать.

Послесловие

Социально-психологический тренинг повышает социально-психологическую компетентность личности за счет развития конкретных (цель, задачи и тема тренинга) компетенций. Тренинг можно рассматривать и как метод группового консультирования, и как метод воздействия на личность (коллектив) с целью изменения коллектива, особенностей поведения и мышления личности.

Читайте также: