Наш малыш растет доклад

Обновлено: 05.07.2024

Данный проект разработан для воспитанников второй группы раннего возраста и их родителей. Цель проекта - и укрепление здоровья детей, приобщение воспитанников и их родителей к здоровому образу жизни.

Содержимое публикации

Администрация Городского округа Подольск

Комитет по образованию

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №10

e - mail : 10_ mdou @ mail . ru

Педагогический проект для детей второй группы раннего возраста

подготовила:

воспитатель МДОУ

детский сад №10

Г.о. Подольск 2017 г.

Составил воспитатель МДОУ д/c №10 Светлана Казаева

Г.о. Подольск 2017 год.

Тип проекта: практико-ориентированный

Вид проекта: информационно-игровой

Срок проекта: краткосрочный

Участники проекта: воспитанники II младшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение воспитанников и их родителей к здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Расширять представление детей о предметах личной гигиены, о правилах

2. Воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

3. Воспитывать у детей аккуратности, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.

4. Воспитывать желание быть здоровыми, внимательно относится к себе.

5. Формировать желание вести здоровый образ жизни, дать представления о ценности здоровья.

Предполагаемые результаты проекта:

- Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы;

- Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы;

- Активное вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ;

- Совершенствование навыков самостоятельности у детей при соблюдении культурно-гигиенических процедур.

- Формирование у детей и родителей желания и стремления вести здоровый образ жизни.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с предметами

личной гигиены, создание игровых ситуаций по пользованию предметами личной гигиены, чтение литературных произведений о гигиене, отгадывание загадок.

Актуальность проекта

Здоровье - бесценный дар, который преподносит человеку природа.

Здоровый ребенок характеризуется гармоничным, соответствующим возрасту физическим интеллектуальным, эмоционально-волевым, нравственным и социальным развитием. Дошкольный возраст является сензитивным для формирования фундамента физического и психического здоровья.

В раннем дошкольном возрасте идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Задача педагога-дошкольника – сформировать у ребенка навыки самообслуживания, привить культурно-гигиенические навыки, сформировать желание быть чистым и здоровым. И если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы станем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно будет надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только интеллектуально, духовно, но и физически.

Таким образом, проблема формирования у дошкольников культуры здоровья очень важна. От ее решения зависит будущее нации и государства.

Ежедневная работа с детьми:

Воспитание культурно-гигиенических навыков;

Воспитание культуры и поведения за столом.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

I этап - подготовительный

1. Изучение передового опыта по данной теме.

2. Подбор дидактического материала.

3. Оформление картотек:

-комплексов бодрящей гимнастики.

Цель: выявление отношения родителей к здоровому образу жизни, соблюдение

принципов здорового образа жизни в семье.

6. Создание условий для двигательной активности детей в группе и на прогулке.

II этап – практический

Содержание работы по образовательным областям:

Ситуационный разговор о пользе утренней гимнастики.

Цель: уточнить последовательность раздевания и развешивание одежды; закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья.

Цель: формировать представление о своем теле.

Цель: формировать привычку мыть руки перед едой.

Подвижные игры, физкультминутки, физкультурные занятия, утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения.

Цель: развивать физические качества; накапливать и обогащать двигательный‚ опыт детей; формировать у детей потребность к двигательной активности.

Цель: рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить, какие места в группе и предметы могут быть опасными. Формировать у детей основы культуры безопасности.

Цель: закреплять правила безопасного поведения на прогулке.

Цель: учить детей в Игре отражать знание о профессии врача, формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Цель: формировать у детей представление о здоровом образе жизни, учить

следить за своим здоровьем.

Цель: закрепить знания о труде дворника, помощника воспитателя, рабочего по стирке белья.

Цель: воспитывать желание помогать взрослым.

Цель: формировать знания о том, что для удобства и безопасности все

предметы нужно убирать на место; закреплять представление о том, что

содержание вещей в порядке помогает сохранить здоровье.

Цель: уточнить знание о работе сотрудников детского сада, закрепить название профессий: воспитатель, помощник воспитателя, медсестра, повар; дать понятие о том, что все взрослые в детском саду заботятся, чтобы детям было весело и интересно, чтобы они были здоровыми.

Цель: рассказать детям о витаминах в доступной форме и их пользе для здоровья‚ уточнить знание детей о полезных продуктах, их значения для

Цель: закрепить знание об овощах и фруктах умение определить их на вкус.

Цель: учить детей выбирать полезные продукты, формировать негативное

отношение к вредным.

Отгадывание загадок о гигиенических принадлежностях, о полезных и вредных продуктах.

Цель: развивать воображение, мышление, речь; закреплять знание о пользе тех или иных продуктов.

Цель: закреплять знание о полезных продуктах, закреплять приемы лепки.

Цель: учить рисовать ватной палочкой.

Работа с родителями

Цель: формировать Представление у родителей о том, как правильно одевать

ребенка в холодное время года.

Цель: ознакомление родителей со способами оздоровления детей в семье.

III этап - заключительный

Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в

физкультурно-оздоровительных мероприятиях‚ закреплять двигательные навыки детей, создавать атмосферу дружелюбия и радости.

беременности, и плодовый. Проследим же, как происходит формирование организма ребенка в течение всего этого времени.

Итак, сперматозоид и яйцеклетка встретились в маточной трубе, и оплодотворенная яйцеклетка начала свой путь к матке. На 4-й день после оплодотворения яйцеклетка достигает матки, здесь она продолжает делиться. Лучшее место для прикрепления-имплантации яйцеклетки — на задней стенке матки, в ее дне. К этому месту она и движется, чтобы к концу 1-й недели после оплодотворения имплантироваться в слизистую оболочку матки. К этому времени она представляет собой плодное яйцо с оболочками и зародышем внутри (см. рисунок)


Рис 10-ти дневный зародыш

Ворсинки зародышевых оболочек внедряются в стенку матки, выделяя специальные вещества,

которые растворяют ее слизистую оболочку. Кровеносные сосуды плода соединяются с кровеносными сосудами матки матери, образуется зародышевый круг кровообращения. До этого момента зародыш питался лишь веществами, которые содержались в яйцеклетке.

С момента имплантации все необходимые питательные вещества эмбрион начинает получать от матери (см. рисунок)


Рис 26-ти дневный зародыш

В дальнейшем в этом месте будет формироваться плацента, а также пуповина и оболочки плода.

На 5-6-й неделе внутриутробного развития эмбрион имеет длину 6 мм. Несмотря на такой маленький размер, у него уже имеются позвоночник и центральная нервная система. Начинают формироваться глазки и ушки, кишечник и желудок, растут конечности (см. рисунок)


Рис 40-ка дневный зародыш

На 7-й неделе длина зародыша составляет уже 1,3 см, по бокам головы имеются выпуклые глаза, которые закрыты, но уже сформированы. На верхних и нижних конечностях имеются зачатки будущих пальчиков. Сердце уже работает, кровеносная система создана. Началось формирование костного скелета. Продолжают свое формирование печень, пищеварительная система, половые органы.

На 9-й неделе плод имеет длину примерно 3 см. Он продолжает быстро расти. Верхние конечности при этом опережают нижние. Постепенно плод начинает распрямлять спинку, но большая голова наклонена к груди. Глазки закрыты мембраной, развитие век началось. Постепенно убирается перепонка между пальчиками. Плод двигается, но так как он еще очень мал, то мать этого не чувствует, однако на УЗИ движения очень хорошо видны.

10-я неделя — длина плода 4,2 см. Плод развивается все быстрее. Все органы заложены. Мозг развивается с большой скоростью. Яички у будущих мальчиков и яичники у будущих девочек начинают вырабатывать половые гормоны. Малыш активно двигается.

11-я неделя—длина плода примерно 5,5 см. Головка значительно крупнее туловища. Кишечник начал свою работу. Часть его пока еще впадает в пуповину. В плаценте образуются новые кровеносные сосуды. Головной мозг быстро развивается.

12-я неделя — длина плода 6,1 см. Постепенно формируется лицо. Пальцы на ногах и руках уже не соединены перепонками. Периодически малыш двигается, что связано с поступлением непроизвольных импульсов к движению из спинного мозга. Головной мозг продолжает развиваться. Соединение кишечника с пуповиной исчезает. Половые органы продолжают свое развитие.

13-я неделя — длина плода примерно 7,5 см. Ручки и ножки уже хорошо развиты. Продолжают

свою специализацию все органы и системы. Плацента начинает выделять женские половые гормоны.

14-я неделя — длина плода примерно 10 см. Все внутренние органы продолжают свое развитие. На поверхности кожи появляется пушок, который играет защитную роль. Щитовидная железа уже достаточно сформирована, чтобы начать продуцировать гормоны. У мальчиков начинает развиваться простата. Яичники у будущих девочек спускаются в полость таза, где им и положено быть при рождении.

15-я неделя — длина плода 11 см. Ребенок стал двигаться активно. Он может сжимать ручки в кулачки. Начинают расти волосы на голове и брови, стал выделяться пигмент меланин, который отвечает за окраску кожи и волос.

16-я неделя — длина плода 11,6 см. Уже хорошо сформировались мимические мышцы лица, поэтому на УЗИ видно, как ребенок хмурится, улыбается и т. д. Достаточно хорошо развита костная система.

17-я неделя — длина плода 12 см. На теле малыша начинает откладываться особый тип жира — бурый жир, обладающий большой энергоемкостью. Но подкожно-жировая клетчатка еще отсутствует.

Ученые доказали, что, находясь в утробе, ребе- -нок слышит все, что происходит внутри и снаружи: музыку, грохот, голоса и сердцебиение матери.

19-я неделя — длина плода 15 см. Клетки головного мозга активно формируются. В глубине десен начинают развиваться постоянные зубы.

20-я неделя — длина плода 16 см. На его коже появляется сыровидная смазка, которая защищает ребенка, в том числе и от инфекции. На пальчиках начинают расти ногти. Кожа становится более толстой и все больше по строению приближается к строению кожи взрослого.

21-я неделя — длина плода 18 см. В крови появляются лейкоциты, которые защищают плод от инфекций. Начинает работать желудочно-кишечный тракт, он уже способен переваривать заглатываемые ребенком околоплодные воды.

22-я неделя — длина плода 19 см. На пальцах ногти уже совсем сформированы. Малыш очень активен, стремится познать мир вокруг себя. Это связано с все больше и больше развивающимся головным мозгом.

23-я неделя — длина плода 20 см. Ребенок выглядит сморщенным, его кожица красная. Он уже способен не просто класть большой палец в рот, но и сосать его. Маленький человечек активно движется, толкается ножками. Работает мочевыдели-тельная система, жидкость, которую малыш проглатывает, выделяется в виде мочи.

24-я неделя — длина плода 21 см. Ребенок чувствует все, что чувствует мама. Личико его уже совсем сформировано.

25-я неделя — длина плода 22 см. У малыша хорошо прослушивается сердцебиение. Головной

мозг продолжает свою дифференцировку. Движения ребенка становятся более координированными.

26-я неделя — длина плода 23 см. Полностью сформированы глазные яблоки. На теле и голове продолжают расти волосы, появляются брови и ресницы.

27-я неделя — длина плода 24 см. С этого момента ребенок, в случае преждевременных родов, может выжить, хотя он еще очень слаб, иммунная система недостаточна развита. Дышать такой новорожденный сам не в состоянии, для этого его подключают к специальному аппарату.

По мнению врачей, беременным женщинам желательно слушать классическую музыку. Еще в 1913 г. выдающийся психоневролог академик В.М. Бехтерев создал Комитет по изучению лечебного действия музыки. Он считал, что она оказывает положительное воздействие на дыхание, кровообращение, общее состояние организма и т. д.

29-я неделя — длина плода 26 см. На этой неделе надпочечники плода начинают вырабатывать гормон, который после преобразования в плаценте поступает в материнский кровоток и стимулирует выработку молока. Все органы продолжают развиваться.

30-я неделя — длина плода 27 см. Ребенок уже достаточно развит, у него имеется хорошая прослойка подкожно-жировой клетчатки. У малыша уже есть свой биоритм, который не всегда совпада-

ет с материнскими, так как, когда она спит, малый! обычно бодрствует.

32-я неделя — длина плода 29 см. Ребенок хорошо различает все звуки, в том числе и голос мамы, который сразу же отличит при рождении от других голосов.

33-я неделя — длина плода 30 см. В головном мозге продолжают формироваться нервные связи. Малыш занимает достаточно постоянное положение в матке.

34-я неделя — длина плода 32 см. Зародышевый пушок отпадает. Сыровидная смазка активно синтезируется и покрывает тело ребенка плотным слоем. В кровь матери поступает большое количество гормонов, синтезируемых в надпочечниках плода.

35-я неделя — длина плода 33 см. Ногти уже достаточно длинные, достигают края пальчиков.

Зб-я неделя — длина плода 34 см. Подкожно-жировая клетчатка уже хорошо развита, особенно на щеках плода.

37-я неделя — длина плода 35 см. Продолжают формироваться нервные связи между нейронами в центральной нервной системе, накапливаться

жир. В остальном ребенок уже практически сформирован и готов к рождению на свет.

39-я неделя — длина плода 36 см. Пушковые волосы полностью отпали. Ногти доросли до конца ногтевой фаланги. Ребенок готов к появлению на свет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В семье растёт ребёнок

Семья- играет важную роль в формировании личности человека. Воспитать своего ребёнка- великое искусство, так как сам процесс воспитания- это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Им приходится повседневно искать пути подхода к ребёнку, думать над разрешением многих конкретных ситуаций, выдвигаемых жизнью.

Всестороннее воспитание ребёнка, подготовка его к жизни в обществе- главная социальная задача, решаемая обществом и семьёй.

Родители- первые воспитатели и учителя ребёнка ,поэтому их роль в формировании его личности огромна.

В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

Велико влияние семейного микроклимата на становление личности человека. Семья- школа чувств ребёнка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе всё многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребёнок приобретает нравственно- эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищённости, эмоциональной уравновешенности.

Ребёнок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает всё, что видит и слышит вокруг, ему передаётся настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Всё это своеобразная азбука чувств- первый кирпичик в будущем здании личности.

Семья –это коллектив, члены которого взаимосвязаны определёнными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребёнок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения.

Но воспитание в условиях коллектива не означает нивелировку личности, напротив, важно сохранять неповторимость индивидуальности, развивать свойственные данному ребёнку психологические качества, проявляющиеся в его интересах ( например, к природе, искусству и т.д.), чертах характера( любознательность, умственная активность), способностях ( двигательно-пластических, музыкальных и т. Д.)

Если взрослые всё своё внимание концентрируют на том , чтобы удовлетворить любое желание, любой каприз малыша, создаются условия для процветания эгоцентризма. Там? Где ребёнок равноправный член семьи, где он причастен к её делам, разделяет общие заботы, выполняет( в меру своих возможностей!) определённые обязанности, создаются более благоприятные условия для формирования у него активной жизненной позиции.

Велика роль матери в жизни и воспитании ребёнка. От неё во многом зависит создание эмоционально- психологической атмосферы в семье (теплота, уют, взаимопонимание). В беседах с родителями важно подчеркнуть ответственность отца, показать необходимость его участия в воспитании, ведении домашнего хозяйства.

Семейному воспитанию недостаёт целенаправленности. Недооценивается воспитательная роль самостоятельной деятельности, а также содержательного общения между родителями и детьми. Отсутствует единство требований всех взрослых членов семьи к ребёнку. В семейной практике преобладают принуждение, запреты и т.п. Иногда допускаются физические наказания, что идёт вразрез с принципиально важным положением педагогики- уважением развивающейся личности.

Знание особенностей семейного воспитания позволяет воспитателю в беседе с родителями, предваряющей разбор педагогических ситуаций, дать им необходимые советы. Так, в качестве задачи на будущее педагог может посоветовать родителям постоянно уделять внимание охране здоровья ребёнка: соблюдению режима, рациональному питанию, полноценному сну, обеспечению максимальной двигательной активности, закаливанию организма. В нравственном воспитании он советует уделять внимание формированию у ребёнка навыков культуры поведения, гуманных, коллективистических проявлений, начал патриотических и интернациональных чувств.

Основное внимание в беседах уделяется тому, что семья может воспитать полезного члена общества при условии, что все взрослые члены её ведут здоровый образ жизни. В такой семье ребёнок растёт в нравственно-эмоциональной атмосфере, которая положительно сказывается на его психофизическом развитии.

Климат семьи зависит от наличия нравственных и социальных установок, душевного здоровья, общих интересов. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, общественные и семейные праздники, совместный досуг и отдых, поэтому воспитатели расценивают организацию совместного досуга не только как важное средство воспитания ребёнка, но и как средство укрепления семьи. Полезны рекомендации родителям : как провести выходной день с ребёнком, семейный отпуск или экскурсию по родному городу, как подготовиться к проведению маминого праздника, дня рождения ребёнка или старшего члена семьи, почитать книгу в кругу близких… Это не только рождает новые интересы, но и вызывает положительные эмоции. В этих условиях семья способна легче противостоять нахлынувшем на неё подчас невзгодам.

В беседах с родителями подчёркивается, что воспитание всегда творческий поиск, не терпящий бездумности и скороспелых решений. Взрослому приходится учитывать индивидуальные особенности ребёнка , разбираться в побудительных мотивах его поступков в сложившейся ситуации, предвидя реакцию на тотили иной педагогический приём. В одном случае на ребёнка лучше влияет указание, сделанное спокойным деловым тоном, в другом- обращение мягкое, ласковое, в третьем- в виде вопроса или напоминания, в четвёртом- в форме шутки ти т.п. Воспитатель подчёркивает, что умение понимать ребёнка, его состояние и мотивы поведения позволяют наиболее правильно определить соответствующий подход к нему.

В любых самых сложных и острых педагогических ситуациях родители должны считаться с чувством собственного достоинства маленького человека, видеть в нём развивающуюся личность, стремиться к взаимопониманию, основанному на уважении и доверии, быть справедливыми в оценках его поступков; в своих требованиях к ребёнку всегда оставаться доброжелательными.

Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности ребёнка.

Ребёнку дошкольного возраста свойственны специфические особенности. Склонность к подражанию, импульсивность, преобладание чувства над разумом, недостаточная способность к волевым усилиям, самоконтролю, отсутствие жизненного опыта, стремление к самостоятельности, к открытию нового- всё это непременные спутники дошкольного детства.

Дошкольный период- пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил. В это время происходит бурный рост всего организма, развитие мозга и связанное с этим усложнение процессов высшей нервной деятельности. У малыша повышается чувствительность к сигналам внешнего мира, возможность их анализа и синтеза; прокладываются новые связи в коре больших полушарий, идёт усиленное накопление запаса впечатлений и представлений. И предметы ближайшего окружения, и поступки людей, и события общественной жизни по мере взросления ребёнка всё больше привлекают его внимание, призывают вглядываться, искать объяснения, будят его воображение, мысль.

У любого ребёнка можно сформировать лучшие черты характера. Успехи в учёбе, труде, добрые отношения с людьми доступны всем детям. А это зависит от воспитания, от умения найти соответствующий подход к ребёнку с учётом всех его особенностей и возможностей.

Вот почему необходимо, чтобы вся система семейного воспитания была направлена на формирование у детей чувства ответственности, умения уважать общественное мнение семьи, считаться с её материальными возможностями, сочувствовать и разделять общие заботы и переживания.

Ребёнок не должен ощущать своей исключительности, он как и другие члены семьи, что- то делает для всех (а не только они для него!), разделяет общие переживания, волнуется, радуется, сочувствует, заботится.

Процесс воспитания носит комплексный характер, так как формируется личность в целом, а не отдельные её свойства и качества. Развитие ребёнка осуществляется успешно при условии гармонического сочетания всех сторон воспитания, в педагогике нет главных и второстепенных вопросов. Подходить к педагогическому процессу комплексно- это значит учитывать единство и взаимопроникновение всех сторон воспитания, единство времени и всех влияний, оказываемых на воспитуемого.

С появлением на свет новорожденного крохи жизнь родителей меняется раз и навсегда! Знания об уходе за малышом, об этапах его развития и о сбалансированном рационе питания помогут молодой мамочке чувствовать себя увереннее.


Малыш растет

Физическое развитие малыша оценивают при помощи ежемесячных измерений его роста и массы тела, окружности груди и головы. На первом году жизни эти параметры сходны у деток одного возраста. Это позволило создать таблицы и формулы, помогающие прослеживать динамику развития ребенка. При этом педиатры ориентируются на международные нормы прибавок в росте и массе тела, принятые в 2006 году Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ).


Как проверяют развитие ребенка?

Оценка физического развития малыша проводится комплексно. После измерения и взвешивания ребенка проверяется соотношение параметров, высчитываются месячные прибавки. Полученные результаты сравниваются со среднестатистическими. Конечно, не все малыши развиваются одинаково. Ведь на динамику роста и массы тела влияют множество факторов. К ним относят наследственность, показатели при рождении, характер питания и наличие заболеваний. В таблицах прибавок указываются верхняя и нижняя границы нормы. Если показатели выходят на эти пределы, нужно выяснить и постараться скорректировать причину этого явления. Также настораживающим фактом является изменение динамики развития ребенка, то есть значительное снижение прибавок по сравнению с предыдущими периодами.

Когда большие прибавки считаются нормой?

Если малыш родился маловесным или недоношенным, в первые месяцы он будет прибавлять до 300 грамм больше, чем его сверстники. Это связано с тем, что ему надо восполнить изначальный дефицит массы тела и добраться до средневозрастных норм. А у крупных малышей прибавки обычно снижаются к концу первого года жизни. Детки на искусственном вскармливании могут набирать массу тела быстрее, чем при кормлении грудным молоком. Эта разница постепенно исчезает при введении прикорма.


Как растет ребенок в первый год?

Интенсивнее всего малыш развивается в течение первого года. За эти 12 месяцев он вырастает в среднем на 25 см, а некоторые детки вытягиваются еще сильнее. При рождении ребенка его рост составляет 45–55 см. В первые 3 месяца прибавки в росте являются максимальными — по 3 см. Во второй четверти года рост среднестатистического ребенка увеличивается на 2,5 см в месяц. С полугода до 9 месяцев можно ожидать ежемесячную прибавку в 1,5–2 см. Обычно годовалый малыш имеет рост 75–80 см. При этом постепенно меняются и пропорции его тела. Конечно, у невысоких и хрупких родителей вряд ли получится крупный ребенок. Однако, прибавка роста даже у миниатюрных малышей должна быть регулярной, а соотношение роста и массы тела — гармоничным.

Нормальные изменения

Масса тела — очень важный показатель. Бывает так, что при нормальной динамике роста прибавка массы тела недостаточна или чрезмерна. Для выявления таких диспропорций можно ориентироваться на таблицы, но правильнее пользоваться специальными формулами. Они помогают рассчитать нормальную массу тела грудничка с учетом значений этого показателя при рождении. Эти формулы различны для деток до 6 месяцев и после. В первые дни новорожденный немного теряет в весе. Это связано с изменением характера питания и потерей жидкости. Нормальным считается уменьшение в 5–10 % от исходной массы тела. После налаживания кормления ребенок быстро восполняет эту потерю. В первый месяц масса тела малыша будет ежедневно увеличиваться в среднем на 20 граммов. Со второго месяца ежедневная прибавка составляет 25–30 граммов. Считается нормальным, если к 4 месяцам масса тела ребенка удваивается, а к году — утраивается. Прибавки роста и веса должны соответствовать друг другу: малыши с ростом выше среднего и поправляться будут чуть быстрее. При чрезмерных прибавках массы тела контролируют увеличение обхвата груди, и в некоторых случаях педиатр может рекомендовать обследование ребенка и коррекцию питания.

Давайте узнаем, какие этапы развития проходят малыши, и как родители могут поддержать этот процесс.

Чему учится малыш от 0 до 1 месяца

Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации. За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.

Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов. Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента. Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.

Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает.

Вы можете завести себе дневник, куда будете заносить все достижения вашего малыша: впервые улыбнулся, начал ползать, сделал первые шаги. Это поможет и проследить динамику развития, и сохранить приятные воспоминания на всю жизнь.

Физическое развитие:

  • Движения рук и ног хаотичные;
  • Сохраняется гипертонус рук и ног, кулачки крепко сжаты;
  • Приподнимает головку, лежа на животе;
  • Учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете;
  • Все еще сильно развиты врожденные рефлексы, благодаря которым младенец адаптируется к окружающей среде, — сосательный, поисковый (поиск груди матери), хватательный (сжимает все, что попадает ему в кулачок), рефлекс ходьбы (двигает ножками, как будто шагает, если удерживать его в вертикальном положении на твердой поверхности), плавательный, рефлекс Мора (сводит и разводит ручки и ножки, реагируя на громкий и внезапный звук) и др. По мере развития ребенка они будут постепенно угасать, оставляя место базовым рефлексам взрослого (моргание, чихание, зевота, вздрагивание и т. д.).

Психоэмоциональное развитие:

  • Может порадовать первой улыбкой (т. н. физиологическая улыбка);
  • Издает первые звуки (сопит, кряхтит), а если с ребенком много разговаривают, радует родителей гулением (агуканьем);
  • Реагирует вздрагиванием, замиранием или плачем на резкие и громкие звуки;
  • Прекращает плакать, когда его берут на руки;
  • Активно помогает во время кормления (устраивается поудобнее, ищет и ловит ртом сосок маминой груди).

Сейчас ваш малыш нуждается в особо тесном телесном и зрительном контакте с мамой и ее отклике на его нужды, что закладывает прочный фундамент психологического благополучия ребенка. В это непростое время семья проверяется на прочность и сплоченность: чтобы мама могла посвятить себя новорожденному, пусть другие члены семьи возьмут на себе все остальные заботы о доме.

Как малыш развивается к 2 месяцам

В этом возрасте малыш спит уже заметно меньше: появляются периоды длительного дневного бодрствования. Дневной сон укорачивается. Вырабатывается режим ночного сна: теперь его продолжительность составляет 10 – 12 часов с перерывами для кормления, во время которых малыш может полностью не просыпаться.

Физическое развитие:

  • Лежа на животе, некоторое время удерживает головку под углом 45 градусов;
  • Переворачивается с бока на спинку;
  • В вертикальном положении удерживает голову 1 – 2 минуты;
  • Следит глазами за перемещающимися предметами;
  • Поворачивает голову в сторону звука;
  • Исчезает гипертонус рук;
  • Угасают некоторые рефлексы новорожденного (хватательный, рефлекс ходьбы).

Психоэмоциональное развитие:

Развитие восприятия формы и цвета можно стимулировать, развесив по бортикам кроватки картинки с яркими четкими формами и узорами: черно-белыми, красными, желтыми, синими, зелеными, оранжевыми.

Что умеет ребенок к 3 месяцам

Едва ли не главное достижение этого месяца и радость для родителей — это появление режима, который малыш выстраивает вместе с мамой. Уже есть отчетливое время пробуждения, кормления и засыпания с двух-трехразовым (иногда четырехразовым) дневным сном.

В этом возрасте малыш уже умеет криком и плачем выражать свое недовольство, требует внимания. Наблюдательные родители могут замечать первые проявления характера ребенка.

Физическое развитие:

  • Уверенно держит голову, лежа на животе и в вертикальном положении;
  • В положении лежа на животе опирается на предплечья;
  • Рассматривает и сосет ручки;
  • Перекатывается со спины на бок;
  • Пытается схватить и удержать в руке игрушку, после чего тянет ее в рот.

Психоэмоциональное развитие:

  • Держит контакт глазами;
  • Улыбается и смеется;
  • Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным;
  • Узнает лица близких;
  • Долго фиксирует взгляд на неподвижных предметах (до 5 минут).

Устройте семейный совет и составьте список черт характера близких родственников малыша. Особое внимание обратите на нежелательные качества. Это хороший повод начать размышлять над тем, какие методы воспитания могли бы помочь их скорректировать, а какие помогут развить те свойства, которые вы мечтаете видеть в своем наследнике.

Развитие малыша к 4 месяцам

В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.

Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.

Физическое развитие в 4 месяца:

  • Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
  • Тянется за предметами, ощупывает их;
  • Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
  • Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
  • Исчезает гипертонус ног.

Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:

Этапы развития в 5 месяцев

Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.

Физическое развитие в пять месяцев:

  • Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
  • Уверенно переворачивается со спины на живот;
  • Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
  • Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
  • Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.

Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:

  • Узнает голос матери;
  • Отличает лица близких от чужих;
  • По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
  • Долго и певуче гулит;
  • Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.

В этом возрасте дети часто путают день с ночью (эта особенность может проявиться и раньше, но чаще встречается от 4 до 6 месяцев). Подумайте почему: может, у малыша слишком долгие периоды дневного сна, или ему не хватает движения днем, или воздух в комнате слишком сухой и теплый.

Как развивается малыш в 6 месяцев

Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.

Физическое развитие:

  • Садится из положения на четвереньках;
  • Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
  • Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
  • Долго следит за перемещением игрушки;
  • Может прорезаться первый зуб.

Психоэмоциональное развитие:

Малыш по-прежнему тянет в рот все, что попадается под руки, и, если ваш ребенок уже пополз, будьте начеку. Внимательно проверьте квартиру на предмет безопасности передвижения по ней ребенка. Для этого войдите в положение малыша в буквальном смысле: встаньте на колени и проползите на них всю квартиру (или ту ее часть, в которой вы будете выкладывать ребенка на пол), убирая любые предметы (возможно, даже изменив расстановку мебели), представляющие опасность для малыша. Особое внимание уделите проводам, розеткам и тяжелым предметам, которые малыш может на себя опрокинуть.

Что умеет малыш в 7 месяцев

Вы заметили, как изменился ваш ребенок, насколько стало легче с ним общаться? Да, сенсорное развитие малыша набирает обороты: к 7 месяцам его слух и зрение развиты почти как у взрослого. Нервные структуры и связи, которые отвечают за качество ощущений, уже полностью сформированы. Малыш научился связывать звук и визуальный ряд и понимает, что они могут иметь одинаковый источник.

Физическое развитие:

Психоэмоциональное развитие:

В этом возрасте у малыша может появиться потребность в постоянном жевании, так как его зубы и челюсти активно развиваются и им нужна повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твердого яблока, моркови, сушки, печенья.

Развитие малыша в 8 месяцев

Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.

Физическое развитие:

Психоэмоциональное развитие:

Когда ребенку 8 месяцев, он уже способен контролировать громкость своего голоса, и с этого момента вы можете иногда друг с другом перешептываться. Если вы еще не читаете своему малышу перед сном, то сейчас отличный момент начать: и ритуал чтения на ночь будет отрабатываться, и лишний раз потренируетесь в регулировании громкости голоса.

Как растет малыш в 9 месяцев

Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.

Физическое развитие:

  • Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки, пытается открывать ящики;
  • Ходит, держась за опору;
  • Садится из положения лежа и ложится из положения сидя;
  • Повторяет движения за взрослым — поднимает и опускает руки, хлопает в ладоши;
  • Совершенствует действия с мелкими предметами — вынимает их и снова вкладывает в емкость, открывает (снимает) крышечки.

Психоэмоциональное развитие:

Как развивается малыш в 10 месяцев

Ваш малыш к этому возрасту, как правило, умеет ходить — к настоящему моменту двигательные навыки ребенка уже вполне развиты. Акцент с моторного развития на нервно-психическое начал смещаться еще в 8 – 9-месячном возрасте, так что продолжайте помогать малышу развиваться. Чтение, слушание музыки, аудиосказок, подходящие для этого возраста развивающие игры, кубики, пирамидки, мячики — любое обогащение сенсорного восприятия сейчас бесценно.

Физическое развитие:

  • Хорошо ходит вдоль опоры;
  • Идет вперед при поддержке за обе руки;
  • Совершенствует уже знакомые ему движения и действия, развивает координацию и ловкость;
  • Пользуется пинцетным захватом и преимущественно одной рукой.

Психоэмоциональное развитие:

Малыш уже может некоторое время занимать себя сам, а у вас появляется минутка для себя. Используйте ее на все сто! Выпейте чашку кофе, позвоните подруге, позанимайтесь фитнесом или йогой. В случае с физическими упражнениями вы ничего не потеряете, если малыш решит к вам присоединиться: займитесь спортом вместе с ним!

Малышу 11 месяцев: что он умеет

Ваш малыш становится гораздо самостоятельнее, а до первого дня рождения остается всего месяц. Скоро вы будете подводить первые итоги. Вы уже придумали, как пройдет первое торжество в жизни вашего ребенка? Начните составлять список гостей и продумывать праздничное меню!

Физическое развитие:

  • Самостоятельно стоит;
  • Хорошо ходит за одну руку;
  • Делает первые шаги;
  • Нагибается при приподнимании предмета без приседания;
  • Приседает без опоры.

Психоэмоциональное развитие:

  • Постепенно осваивает действия с предметами, соответствующие их назначению, — куклу укладывает спать, на машине перевозит грузы, собирает пирамидку, строит башенки из кубиков;
  • Может назвать большинство предметов в доме (на свой манер);
  • Использует разные средства для обозначения своих желаний, помимо плача, — переводит взгляд, показывает пальцем, утвердительно кивает или отрицательно качает головой;
  • Активно реагирует на незнакомую обстановку, людей, новую игрушку;
  • Пытается сам себя кормить с ложки.

Правша или левша? Если ребенок умеет пользоваться ложкой, любит рисовать, собирает пирамидки, вы наверняка уже заметили, какая рука у малыша доминирует. Можете провести тест: положите игрушку перед ребенком и посмотрите, какая ручка первая потянется к ней. Повторяйте тест регулярно, чтобы понять, левша ваш кроха или правша.

Подводим итоги первого года

Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.

Физическое развитие:

  • Самостоятельно встает, садится;
  • Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
  • Пережевывает твердую пищу;
  • Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.

Психоэмоциональное развитие:

В возрасте одного года ребенок любит проявлять самостоятельность. Это стоит поддерживать и развивать дальше, например предлагая ему самому выбирать одежду для прогулки, еду на полдник, совместную игру или самостоятельное занятие. Если же самостоятельность начинает проявляться в виде эмоциональных выплесков, лучше дать малышу успокоиться (иногда и в этом ему потребуется ваша помощь), а позже объяснить, что вы от него хотели.

Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир

Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.

Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.

Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!

Читайте также: