Молодежь на рынке труда как не оказаться безработным доклад

Обновлено: 16.05.2024

Целью написания данной курсовой работы является теоретическое изучение проблемы трудоустройства молодёжи и анализ ситуации молодёжного рынка труда в России, а также изучение форм и методов регулирования занятости молодёжи, как одного из слабозащищённого слоя населения, нуждающегося в государственной поддержке.

Содержание

Молодёжь на рынке труда…………………………………………………. 7
1.1 Особенности положения молодёжи на российском рынке труда…. 10

1.2 Безработица как социально-экономическое явление, её сущность. 20

Решение проблемы занятости молодёжи. 23
2.1 Социальная поддержка безработной молодёжи. 28

2.2 Нормативно-правовые основы регулирования занятости. 30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

МОЛОДЁЖЬ НА РЫНКЕ ТРУДА. ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА.

2 курса, 1096 группы

1.1 Особенности положения молодёжи на российском рынке труда…. 10

1.2 Безработица как социально-экономическое явление, её сущность. 20

2.1 Социальная поддержка безработной молодёжи. . 28

2.2 Нормативно-правовые основы регулирования занятости. 30

В условиях структурной перестройки экономики большую роль играет изучение проблем, связанных с повышением занятости трудоспособного населения и прежде всего - молодёжи, как наименее защищённой категории рабочей силы.

Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, положение молодёжи остаётся неустойчивым. Велик процент молодых людей, не имеющих работу, половина работающей молодёжи трудится не по той специальности, которую приобрела в процессе обучения, либо вовсе не имеет профессии. Молодые люди - будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит её последующее развитие. Молодежь является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. В условиях России, когда за последнее десятилетие происходит резкое снижение качества жизни, здоровья юношей и девушек, обеспечения занятости, усиление наркозависимости, рост преступности в молодежной среде, требуется кардинальная активизация государственной политики по отношению к поколению, самостоятельно вступающему в жизнь. Поэтому очень важна государственная поддержка и стимулирование потенциала молодежи.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. В современных условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и наносит серьёзную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований[16].

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом по проблеме особенностей безработицы среди молодёжи в современной науке, с другой стороны, её недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Особый интерес представляет анализ положения молодёжи на российском рынке труда. Его необходимость обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами:

    • во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России,
    • во-вторых, они - будущее страны.

    Молодёжь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда. Молодёжная безработица остаётся одной из острейших проблем в сфере труда. Сегодня, как никогда, актуально оценить её масштабы и спрогнозировать её динамику, найти пути оказания эффективной помощи молодым людям, испытывающим затруднения с трудоустройством.

    Научная разработанность темы. В исследовании данной проблемы заметно преуспели зарубежные социологи и экономисты. Но и в нашей стране эта тема не осталась без внимания специалистов. Уже в двадцатых годах XX века, данная тема рассматривалась такими авторами как: Н.М.Блинов, Зайцев, В.П.Шубин и другими. К числу наиболее известных и фундаментальных исследователей проблемы занятости молодёжи в современной России относится П.А.Чукреев.

    Целью написания данной курсовой работы является теоретическое изучение проблемы трудоустройства молодёжи и анализ ситуации молодёжного рынка труда в России, а также изучение форм и методов регулирования занятости молодёжи, как одного из слабозащищённого слоя населения, нуждающегося в государственной поддержке.

    Цель работы определяет задачи, которые необходимо решить:

    1. Изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования.

    2. Изучить проблему занятости молодёжи на современном рынке труда.

    3. Рассмотреть проблемы молодёжи, связанные с трудоустройством и выявить причины их возникновения.

    4. Уточнить наиболее эффективные методоы социальной работы по организации профилактики безработицы среди молодёжи.

    5. Рассмотреть нормативно-правовые основы регулирования занятости молодёжи.

    Объект исследования – молодёжь как социально-демографическая группа, имеющая специфические особенности социального положения и в силу этого наиболее уязвимая к проблеме незанятости. (молодёжный рынок труда)

    Предметом исследования – является изучение проблем занятости молодёжи, а также положение данной социально-демографической группы на рынке труда. (обусловлен проблемами трудоустройства)

    Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования основных положений для написания других курсовых работ и использовании их на научно-практических конференциях.

    Теоретико-методологическая основа изучения проблемы занятости молодёжи заключается в рассмотрении этой категории граждан с точки зрения процессов её социализации. Этот подход основан на выделении в совокупности признаков молодёжи системообразующего признака - социальной зрелости, под которой понимается положение личности в системе общественных отношений, как полноправного носителя социальных ролей в сфере экономики, политики и права, сознающей своё предназначение, ответственность и соответствующие обязанности. Основным показателем и одновременно критерием, характеризующим социальную зрелость подрастающего поколения, считается достижение молодым человеком экономической самостоятельности, приобретение стабильной профессии. Так, в работе известного специалиста в области молодёжной проблематики В.Т. Лисовского молодёжь определяется как поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей.

    Сегодня уже нет необходимости доказывать специально, что кризисные ситуации в различных сферах жизни общества и в обществе в целом обостряют проблемы социализации молодёжи, поскольку ставят под угрозу воспроизводство, как существующих общественных структур, так и воспроизводство отдельно взятых индивидов и личностей. Тем самым в этих условиях повышается актуальность научных исследований, как самого процесса социализации, так и отдельных факторов, которые влияют на его успешность. Поскольку процесс социализации и профориентации, а затем трудоустройства тесно связаны и взаимообуславливают друг друга.

    Но всё же можно с уверенностью утверждать, что экономия на социализации молодёжи (или тех, кто станет молодёжью впоследствии) сегодня – это порождение социальных чрезвычайных ситуаций завтра.

    Методы исследования: анализ научной литературы, нормативно-правовых документов, целевых программ в рамках молодёжной политики Алтайского края.

    Гипотеза исследования: полная реализация государственной молодёжной политики может создать благоприятные условия для реализации трудовых инициатив молодёжи, обеспечить её занятость, тем самым изменится социальное положение молодёжи в обществе, так как проблема безработицы, являясь одной из фундаментальных, имеет исключительно негативные социальные последствия для молодёжи — стратегического резерва, который будет определять будущее нашей страны.

    Безработица среди молодых специалистов будет снижена при соблюдении следующих условий:

    1. создании специализированных агентств труда для молодых специалистов с высшим образованием;
    2. адаптации подготавливаемых современными вузами специалистов к требованиям времени;
    3. включении в учебный процесс современных вузов планирования профессиональной карьеры молодых специалистов.

    Глава 1 Молодёжь на рынке труда.

    Регулирование занятости и решение проблем безработицы осуществляется, прежде всего, на рынке труда. Под рынком труда понимается система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства; механизм спроса и предложения, который функционирует на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы).

    Рынок труда молодёжи является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости. Молодые люди характеризуются неустойчивостью жизненных установок, отсутствием производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низким профессиональным статусом. Из-за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодёжь является достаточно выраженной группой риска. В то же время, в отличие от других социально уязвимых групп (инвалидов, женщин), молодёжь является наиболее перспективной категорией рабочей силы. Ещё полностью не сформировавшись как субъект трудовой деятельности, она наиболее восприимчива ко всем изменениям, имеет способность к постоянной смене трудовых функций, огромные возможности профессионального роста, наиболее продолжительный период предстоящей трудовой деятельности[11].


    В статье анализируется состояние молодежной безработицы на рынке труда, приведены статистические данные, характеризующие безработицу среди молодежи, показаны пути решения проблемы безработицы среди молодежи.

    Ключевые слова: безработица, трудоустройство, предпринимательство, рынок труда, рабочие места

    Незанятость среди молодежи на рынке труда является одной из главных социально-экономических проблем на рынке в современном российском обществе. Безработица среди молодежи является национальной проблемой, если учесть, что она составляет 40 % трудоспособного населения страны. [1, с. 183]. Для молодых незанятых людей на рынке труда, как правило, характерно:

    ‒ снижение чувство удовлетворения жизнью;

    ‒ усиление чувства одиночества и социальной изоляции;

    ‒ потеря ощущения жизни;

    ‒ преобладание настроений пессимизма и фатализма в отношении к жизни в целом;

    ‒ потеря смысла жизни;

    ‒ повышение возбудимости и агрессивности.

    Большинство молодых людей не могут найти работу, так как во многих организациях требуется опыт. Поэтому многие молодые люди идут работать не по специальности.

    Отсутствие работы у молодых людей ведет к следующим негативным последствиям:

    ‒ нарушению личностного развития;

    ‒ распаду браков, что приводит к снижению рождаемости, детской безнадзорности;

    ‒ росту числа правонарушений;

    ‒ алкоголизму [2. с.18–25].

    Потеря работы приводит к возникновению чувства фрустрации, собственной бесполезности, собственной неполноценности. Эти чувства усиливаются, если молодой человек долгое время не может устроиться на работу. Угнетенное состояние безработного обусловливает ухудшение отношений в семье, конфликты, иногда разводы. Следовательно, безработица приводит к серьёзным психологическим и социальным проблемам. [3 с. 64].

    Австрийский специалист Л. Пельцман, изучая психологические состояния молодых людей незанятых на рынке труда, которые возникает называет их тяжело эмоциональными и приводит следующие четыре фазы стрессовых состояний в связи с потерей работы. Каждая фаза имеет свои особенности [3, с.3–4].

    Второй фазой является фазой конструктивного приспособления к ситуации, имеет временные границы до 3–4 месяцев после потери работы. В данной фазе выделяют две противоположные тенденции:

    ‒ субъективное облегчение из-за возможности свободно проводить время, переход к активному поиску работы;

    ‒ тяжелое психическое состояние и усиление страха остаться постоянно безработным.

    ‒ разрушение жизненных привычек, ценностей, целей, интересов;

    ‒ прекращение активного поиск работы.

    В данный период необходимо оказать психологическую поддержку молодому человеку, помочь обрести веру в свои собственные силы, снизить тяжелое стрессовое состояние, оказать содействие в трудоустройстве.

    Прогрессивное ухудшение психологического самочувствия происходит и в следующей четвертой фазе, в процессе которой развивается несамостоятельность и смирение со сложившейся тяжелой ситуацией. Молодой человек прекращает попытки изменить свое положение и привыкает к сложившейся ситуации [4, с. 68–83, 5, с. 35–46, 6, с.20].

    Одним из способов психологической защиты является уход в семейные дела. Важным видом защиты для тех, кто не хочет работать являются соматические заболевания.

    Для длительно неработающих характерна деформация трудового стереотипа. Врач-психотерапевт М. Э. Ловчевой отметил смену внутреннего локуса контроля на внешний. Такие молодые люди обычно переводят на других ответственность за себя, свою жизнь, свою семью. Во-вторых, у большинства безработных ухудшается финансовое положение. Сложнее всего примириться со своим положением тем, кто занимал на предыдущих местах высокостатусные положения. Множество молодых безработных склонны к низкой самооценке, а чтобы восполнить это, начинают вести себя чрезвычайно демонстративно. По отзывам многих молодых людей, долго неработающие теряют профессиональные навыки. Безработные молодые люди теряют определенные навыки правильного и грамотного распределения и планирования своего времени. [5, с.68–83].

    Социальная защита безработной молодежи выступает составным элементом социальной политики и направлена на ослабление противоречий, возникающих в экономическом и правовом статусе молодежи на современном рынке труда.

    Для создания условий обеспечения полной занятости, решения определенных адресных проблем безработного молодого человека и членов его семьи функционируют центры занятости, реализующие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Задачи службы занятости в нашей стране очень многофункциональны, она занимается не только решением проблем безработных, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех субъектов труда (работодателей и работников). Оказание помощи в трудоустройстве молодежи является приоритетным направлением деятельности центра занятости населения. Для эффективной работы в системе службы занятости во многих регионах открыты молодежные биржи труда, которые оказывают содействие молодежи в постоянном или временном трудоустройстве.

    Функционируют также молодежные центры трудоустройства и информации, которые являются многопрофильными социальными учреждениями, реализующими следующую помощь:

    Организация занятости молодежи — сложная многоплановая проблема, носящая межведомственный характер. Она находится на стыке интересов целого ряда структур — центра занятости населения, образовательных учреждений и органов управления образованием, органов местного самоуправления и предприятий.

    Анализируя полученные данные, можно сказать, что главным при выборе профессии является престижность (43 %) и высокая заработная плата (23 %).

    Пути выхода из сложившейся кризисной ситуации на молодежном рынке труда наталкиваются на препятствия в социальной, экономической, правовой, политической сферах нашей жизни, поэтому все меры должны приниматься комплексно. Для наиболее эффективного трудоустройства молодого поколения следует усилить взаимодействие между учебными заведениями, центром занятости, кадровыми службами и предприятиями. Проанализировав актуальную проблему безработицы среди молодежи, можно сделать заключение, что главным способом преодоления социальной напряженности на рынке труда молодежи является развитие нормативно–правовой и экономической основы общей системы социально–профессиональной ориентации и адаптации молодежи, как составной части политики развития ресурсов человека, где были бы включены все заинтересованные стороны.

    В заключении необходимо отметить, что для решения проблемы занятости молодежи: необходимо уделять внимание поддержке развития новых форм ликвидации безработицы:

    ‒ создание производств, способных более полно обеспечить занятость молодежи;

    ‒ законодательно закрепить предоставление определенных квотирования рабочих мест для молодежи, а также систему льгот для работодателей;

    ‒ создание более результативных и стабильных форм организации временной занятости молодежи.

    Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, молодой человек, выбор профессии, потеря работы, фаза, высокая заработная плата, жизнь, молодая, тяжелое психическое состояние, центр занятости.

    Касторская Мария Николаевна 1 , Синодская Анастасия Игоревна 1
    1 Кубанский государственный университет, студент кафедры социологии


    Аннотация
    В статье рассмотрены и проанализированы проблемы трудоустройства молодежи, различные аспекты поведения молодежи на рынке труда. В работе сформулированы ключевые направления государственной политики поддержки занятости молодежи, способы совершенствования профориентации и профобразования молодежи.

    Kastorskaya Maria Nikolaevna 1 , Sinodskaya Anastasia Igorevna 1
    1 Kuban State University, student of the Department of Sociology


    Abstract
    The article discusses and analyzes the problems of youth employment, various aspects of the behavior of young people in the labor market. We formulate the key areas of public policy support youth employment, ways to improve career guidance and vocational training of young people.

    В настоящее время проблема трудоустройства молодежи остается крайне актуальной и важной для изучения. Большинство молодых людей стремится найти достойную, хорошо оплачиваемую работу, с хорошими условиями труда. Но при этом существует проблема подтверждения квалификационных характеристик, требованиям рабочего места в связи с отсутствием нужного опыта работы, профессионализма и прагматичного видения реальной обстановки и дальнейших перспектив развития личностного и карьерного роста. По данным статистики в России на 2009 год, уровень безработицы молодежи в возрасте 15-19 лет составлял 31,1%, 20-24 лет – 16,6%, 25-29 лет – 9,1%, а в 2014 года молодежь до 25 лет составляет среди безработных 21,7% [2].

    В большинстве случаев, молодые работники желают найти ту работу, которая бы удовлетворяла их потребностям. Но для многих нет возможности быть безработным в связи со многими жизненными факторами. И по этой причине, молодежь часто устраивается на работу для получения хотя бы минимального уровня доходов. И вследствие этого, работодатели часто пренебрежительно относятся к молодым специалистам: устанавливают низкую заработную плату, не выплачивают премии, предъявляют завышенные требования к работникам. Трудности трудоустройства молодежи, с одной стороны, могут рассматриваться как здоровое явление в обществе, позволяющее молодым работникам аккумулировать свои возможности и совершенствоваться в профессиональной сфере, где существует высокая конкуренция молодых кадров. Но при этом, с другой стороны, наличие этого факта в жизни общества является ярким индикатором, который показывает, что необходимо находить решение данной проблемы.

    Сегодня молодежь – одна из особо уязвимых групп населения на рынке труда. Это достаточно специфическая группа населения. На молодежный возраст приходятся важные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии, получение профессиональной подготовки и специальности, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей [6, с. 93].

    В связи с этим создается невозможность трудоустройства молодежи по своей специальности в виду высокой конкуренции работников на рынке труда. Последствиями данного факта является потеря квалификации молодых работников, чувство ненужности себя как специалиста и, как правило, поиск работы, несоответствующий полученному образованию.

    Несомненно, неофициальная занятость и дезориентация молодежи при выборе профессий являются одними из распространенных проблем в обществе. Но не менее важным также следует указать и наличие того факта, что для многих молодых людей, несомненно, сложно трудоустроиться, но труднее всего работать на выбранной работе.

    Молодой работник, получив образование по выбранной профессии, ожидает перспективной, благоприятной для удовлетворения своих потребностей и интересов работы, которая будет соответствовать его специальности. Но, к сожалению, молодежь сталкивается со многими проблемами, такими как: заниженная заработная плата в сочетании с высокими требованиями (знание языка, специальных программ, наличие опыта работы), неоптимальные условия работы (расположение организации с плохой транспортной системой), отсутствие четкой системы повышения работника в компании и многие другие. Естественно, работодатель заинтересован в найме хорошего, квалифицированного работника, тем более молодых специалистов. Но при востребованности качественных трудовых ресурсов работников, не происходит должного обеспечения качества рынка труда [1, с. 82].

    Итак, существование вышеуказанных проблем молодежи на рынке труда не может не привлекать внимание, так как последствия этих проблем отражаются как на развитии экономики, так и общества в целом.

    В настоящее время существуют различные стратегии по устранению таких проблем: развитие и реализация целевых направлений обучения молодежи, возможность накопления опыта работы путем прохождения практик, различная направленность общего образования для ранней профориентации учеников, возможность обратиться в Центр занятости населения или в кадровые агентства.

    Для успешного преодоления проблемы трудоустройства молодежи необходимо усиление социального взаимодействия личности и общества, общества и государства. Государству необходима разработка эффективной институализированной системы содейс­твия молодежи в процессе поиска работы, ориентированной на их потребности и нужды. Важным является мониторинг и сбор актуальной информации о состоянии рынка труда и проведение систематических исследований о потребности в кадрах предприятий и организаций на перспективу. Также важно проводить консультационную и мотивационную работу, которая направлена на повышение готовности молодежи к самостоятельному трудоустройству, усиление их активности и профессиональной мобильности. Политика в сфере образования должна обеспечивать молодежь, которая вступает на рынок труда такими профессиональными квалификациями и навыками, которые повысят их возможности при трудоустройстве. Со стороны молодежи необходимо развивать свои возможности: учиться объективно оценивать перспективы будущей профессии и возможность трудоустройства на соответствующую работу; учиться быть мобильным на рынке труда; искать возможности накопления опыта работы для своего будущего.

    Таким образом, в решении существующей проблемы должны быть заинтересованы и государство, для которого крайне важна стабильность экономики и занятость населения, и работники, особенно молодежь, которая после окончания учебных заведений, с трудом, не имея по существу опыта работы, старается реализовать потребность в трудоустройстве на работу, которая была изначально сформирована выбором обучения.


    © Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

    В современном мире социально-экономические условия приводят к тому, что большая часть населения ощущают трудности при устройстве на работу. Слабо защищённой категорией населения на рынке труда считается молодежь. Незанятость молодёжи тормозит экономический рост, замедляет показатели эффективности общественного производства. Тем не менее, незначительный по численности молодёжный состав берёт на себя огромную часть общественного труда, и, тем самым, количественно восполняет малочисленность объёма данного фактора. Молодёжная занятость, как в России, так и отдельно по регионам является индикатором эффективного функционирования не только с позиции макроэкономической системы, но и системы образования и профессиональной подготовки кадрового потенциала, предназначенного для работы в различных сферах экономики. На сегодняшний день регионы становятся поприщем локальной политики по проблемам занятости молодёжи и здесь должны активно формироваться рычаги полноценной системы государственных мероприятий, направленных на рост конкурентоспособности молодёжи на рынке труда. Статья посвящена проблеме молодёжной безработицы в России и на уровне региона как наиболее перспективной рабочей силе, которая является одной из современных сложностей в сфере труда.


    3. Ефремов, А. А. Повышение роли государства в управлении промышленного региона: дис. …канд. экон. наук 05.13.10 / Ефремов Анатолий Антонович. – М., 1999. – 151с.

    5. Лузгина Ю. В. Актуальные показатели социально-экономического развития экономики // Вестник СамГУ Экономика и управление. – 2015. № 2 (124). С. 85-90.

    6. Лузгина Ю. В. Модификация роли системы образования в новых условиях рыночной экономики // Вестник СамГУ. Экономика и управление. – 2014. №8 (119). – С. 41-44.

    7. Саликова, Н. М. Правовое регулирование оплаты труда в РФ: Вопросы теории и практики: дис. …доктора юридических наук 12.00.05 / Саликова Наталья Михайловна. – Екатеринбург, 2003. – 441с.

    Безработица является свойственным элементом жизни России, которая обеспечивает значительное влияние на социально-экономическое и политическое положение в стране. Незанятость сохраняется в сосредоточенности и у простого населения. Ресурсный потенциал изначально представляет собой абсолютно и относительно замкнутую систему. Абсолютная ограниченность ее связана с конечность планетарной территории, а относительная – с возможностью человека познавать свойства различных веществ и процессов с целью их практического применения [5, С. 87].

    Молодёжь и безработица: о понятиях Проблема трудоустройства молодёжи в России была популярна с давних времён, в том числе и при царе-батюшке. Важно отметить, что перед поиском решений трудного вопроса необходимо тщательно разобраться в терминологии, а затем определить наиболее эффективные пути её устранения. Обратите внимание: если в каком-либо источнике рассматриваются проблемы трудоустройства молодёжи, статья, рецензия или автореферат обязательно будут содержать ряд определений и понятий. Так, в современном понимании молодёжью называется социальная, демографическая группа людей, круг которой ограничивается определённым возрастом. Среди отличительных признаков можно выделить такие, как выполнение для общества определённых функций, специфические взгляды, интересы, ценности, место среди других групп людей.

    В настоящее время по статистическим данным Росстата нетрудоустроенных в ряду молодого поколения за 2018 г. в нашей стране составляет 30%. Особо большой уровень незанятости можно отметить у выпускников школ в промежуток 15 - 19 лет (29,2 % городской молодежи и 25,6 % сельской молодежи). В числе молодежи в возрасте 20-24 года уровень безработицы доходит до 15%, в том числе и городские жители (12,6%), и сельское население (15%) [3]. Довольно небольшой уровень поколения сорокалетних: 2,5% в кругу городских и 5,5% сельских жителей. Безработица в числе молодого поколения превосходит уровень незанятости в окружении людей среднего возраста 30-49 лет в 3,7 раза. Уровень занятости населения к общей численности на 2018 г. в возрасте 15 лет и старше года сложился в размере 66,3%.

    Было проведено исследование среди выпускников одного из вузов России, с целью выявления их положения на рынке труда после окончания университета. В нем приняли участие более 60 человек, лишь 47% которых смогли трудоустроиться после получения высшего образования. Однако 82% из них получили работу не по своей специальности, а не которые даже не пытались устроиться на вакансии, соответствующие их профессиональной подготовке. Основной причиной отрицания поиска работы по специальности стала низкая заработная плата. Среди остальных нетрудоустроенных молодых людей сыграли такие факторы, как: пассивность, продолжение обучения и семейная жизнь. Результаты исследования показали, что молодое поколение при поиске трудоустройства, в первую очередь, руководствуется хорошей заработной платой. Для того чтобы молодежь имела преимущество в поиске трудоустройства по специальности, нужны три весомых обстоятельства: благоприятные условия для экономического роста, его стабильность и целостная система государственных мер по повышению конкурентоспособности молодёжи на рынке труда [1]. У молодежи на всем трудовом рынке – самый высокий риск потерять уже существующую работу и не найти новую. Основные проблемы этого: 1. Отсутствие четких представлений об уровне молодежной занятости. На фоне отсутствия четких представлений об уровне молодёжной занятости количество лиц, нигде не работающих и не посещающих учебные заведения, неуклонно растет. 2. Высокая вариативность. На трудовой рынок приходят разноплановые специалисты. Однако на многие профессии спрос отсутствует, поэтому большинству приходится кое-как трудоустраиваться по специальностям, далеким от полученного образования. Многие вынуждены даже в срочном порядке проходить переподготовку. 3. Неудовлетворительные условия труда. Каждый пятый выпускник, поступивший на работу, увольняется уже в первый год, из-за плохих условий, характера труда или банальной неудовлетворенности выбранной профессией. Проблемы трудоустройства молодежи женского пола стоят еще более остро. По статистике, среди выпускников больше девушек, однако при приеме на работу во многих отраслях работодатели чаще всего предпочитают мужчин.

    В таблице 1 представлена динамика изменения уровня безработицы за последние одиннадцать лет. Уровень безработицы в России за 2018 г. не вышел за пределы 5%, что указывает на незначительное улучшение тенденции развития экономики.

    Читайте также: