Научно гигиеническая организация труда школьника и учителя доклад

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Гигиеническая организация учебного процесса

Гигиеническая организация учебного процесса в школе должна касаться не только уроков, но и непременного элемента всякого труда — отдыха. Для восстановления работоспособности и функциональных возможностей организма и продолжения работы отдых должен быть достаточно продолжительным и правильно организованным.

Учащимся предоставляется три вида отдыха в процессе обучения : перемены между уроками; один или два дня в неделю (суббота, воскресенье); каникулы.

Полноценным является лишь такой отдых, который обеспечивает не только восстановление работоспособности и функциональных возможностей нервной системы, но и упрочение этого восстановления. Для осуществления такого отдыха требуется достаточное время.

Установлено, что для снятия утомления, возникающего во время урока, необходим отдых продолжительностью не менее 10 мин. Сокращение перемены, использование ее для других учебных целей не обеспечивает отдыха. После 2-го и 3-го уроков предусматриваются одна или две перемены по 20 мин либо одна продолжительностью 30 мин.

Обоснован пересмотр структуры учебного года. Вместо традиционных каникул с неравномерным распределением по учебным четвертям более целесообразно чередование 5 — 6 нед учебных занятий с каникулярным отдыхом детей продолжительностью не менее недели.

Гигиеническое нормирование начинает касаться и технологий обучения, поскольку они оказывают выраженное влияние не только на успешность обучения, но и на здоровье детей и подростков. Традиционная учебно-дисциплинарная технология обучения, в которой преобладает авторитарный стиль общения педагога и ученика с ориентацией на достижение знаний и дисциплины, оказывается наиболее утомительной и менее успешной для большинства школьников.

Более перспективна личностно-ориентированная педагогика, где преобладает демократический стиль взаимодействия педагога с детьми, направленный на становление личности и формирование познавательной деятельности.

Самое благоприятное влияние на здоровье, работоспособность и функциональное состояние организма школьников оказывают здоровьесберегающие технологии обучения.

• на создание окружающей среды, благоприятной для формирования и укрепления здоровья, благоустройство школьных помещений и земельного участка, обеспечение мер безопасности;

• формирование чувства ответственности за личное и общественное здоровье;

• создание условий для оздоровления образа жизни учащихся и педагогов и целенаправленное формирование здорового образа жизни;

• формирование доброжелательных взаимоотношений между всеми членами школьного коллектива, а также между школой, семьей и местной общественностью;

• приобретение учащимися теоретических знаний и практических навыков здорового образа жизни, а также по охране и оздоровлению окружающей среды;

• расширение возможностей школьной медицины для оздоровления учащихся и повышения уровня знаний профилактической медицины.

В деятельность всех образовательных учреждений необходимо внедрять оздоровительные технологии, которые должны действовать в течение всего года и быть доступными для максимального числа учащихся. Преимущество следует отдавать немедикаментозным средствам оздоровления, органично интегрированным в образовательный процесс.

Учащиеся и педагоги должны владеть методиками самодиагностики, самокоррекции и самоконтроля. Эффективность оздоровительных мероприятий достигается лишь при соблюдении в образовательных учреждениях санитарно-гигиенических правил внутришкольной среды.

Суточный режим — это распределение, продолжительность и организация всех видов деятельности (познавательной, учебной, трудовой), отдыха и приемов пищи в течение суток.

Режим играет ведущую роль в системе мер профилактики заболеваний, создает у ребенка ровное настроение, предпосылки для нормальной работоспособности, предупреждает развитие утомления, обеспечивает нормальное физическое и умственное развитие, повышает общую сопротивляемость организма.

В основе рационального режима лежит условно-рефлекторная деятельность. Условные рефлексы на определенное время приема пищи, сна, включения в работу приобретают характер динамического стереотипа. Это позволяет правильно и экономно распределять время, быстро включаться в работу и плодотворно ее выполнять, разумно и эффективно отдыхать.

Основными гигиеническими принципами суточного режима являются:

• совпадение компонентов режима с природными ритмами активности физиологических систем организма;

• дозировка продолжительности компонентов режима, содержания, объема и интенсивности информации в зависимости от возрастных анатомо-физиологических, а также индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей;

• чередование бодрствования и сна, труда и отдыха, различных видов деятельности, предупреждающее истощение функциональных резервов организма.

Интенсивный рост и развитие определяют необходимость нормирования продолжительности и организации компонентов режима для каждой группы детей.

Режим дня детей 3. 7 лет предусматривает следующие элементы:

• максимальная продолжительность непрерывного бодрствования — 5,5. 6 ч;

• продолжительность прогулок на открытом воздухе — 4. 4,5 ч;

• самостоятельная деятельность (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и пр.) — 3. 4 ч;

• общая продолжительность суточного сна (в том числе дневного) - 12. 12,5 ч (2. 2,5 ч);

• образовательный процесс (занятия) — 0,5. 1,5 ч (табл;

• четырехразовое питание при 12-часовом пребывании в учреждении.

Режим дня школьников играет важную роль в сохранении их работоспособности и здоровья .

Он предусматривает следующие основные компоненты:

• учебные занятия в школе и дома;

• отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;

• регулярное и достаточное питание;

• гигиенически полноценный сон;

• свободные занятия по собственному выбору: чтение, занятие музыкой, рисованием, спортом, общественная работа, самообслуживание, помощь семье.

Домашние учебные занятия проводятся после обеда и отдыха (сон или прогулка). Для приготовления уроков школьнику должно быть выделено удобное и хорошо освещенное место. Во время занятий нужно устранить все отвлекающие факторы (телевизор, радио, громкие разговоры). После 45 мин занятий необходим короткий перерыв.

После продолжительных занятий требуется более длительный отдых на открытом воздухе. Пребывание на воздухе является обязательным компонентом режима дня школьника: продолжительность его не менее 3 ч у младших школьников и 2 ч — у старших.

Питание должно обеспечивать энергетические потребности и физическое развитие ребенка, а также соответствовать его анатомо-физиологическим особенностям, возрасту и состоянию здоровья.

Организация питания в школе достаточно вариативна. Чаще это традиционные горячие завтраки и обеды. Возможны и современные варианты по типу бортового питания, шведского стола и пр. Важно лишь максимальное приближение школьного питания к принципам здорового питания.

В буфете приоритетны продукты повышенной биологической ценности для растущего организма (молочные продукты, фрукты, овощи и пр.) при ограничении сладостей, сахаросодержащих напитков и т.д.

Свободное время целесообразно предоставлять после приготовления уроков. В структуре свободного времени просмотр телевизионных программ и видео стал массовым и часто не контролируемым явлением. Поэтому устанавливается максимальная продолжительность просмотра телепередач: не более 1 ч для младших школьников и не более 2 ч — для старших 2 — 3 раза в неделю.

Работу в кружках и общественную работу необходимо соразмерять с возрастными возможностями, индивидуальными интересами, успеваемостью и состоянием здоровья детей. Не рекомендуется участие школьника более чем в двух кружках. В свободное время учащиеся должны оказывать посильную помощь семье: убирать комнаты, мыть посуду, ухаживать за домашними растениями и животными.

Важный компонент режима дня — ночной сон достаточной продолжительности, не менее 9. 10 ч в день. Для младших школьников необходимо организовывать и дневной сон. При интенсивной умственной (во время экзаменов) и физической (при занятиях спортом и во время соревнований) деятельности в осенне-весенний период потребность ребенка во сне увеличивается на 1 — 2 ч. Ребенок с ослабленной нервной системой также нуждается в более продолжительном сне.

Несоблюдение возрастного суточного режима, несоответствие умственной нагрузки индивидуальным особенностям ребенка, неправильная организация деятельности приводят к десинхронозу и переутомлению.

1.5. Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе.

Школьное обучение представляет собой результат совместной деятельности учителя и ученика. В связи с этим необходимо различать гигиенические требования, предъявляемые и к педагогу, и к ученику. Это помогает, с одной стороны, выработать систему индивидуальных действий ученика, которая включает в себя планирование всех этапов учебной деятельности, подготовку и содержание в порядке рабочего места, выполнение заданий в соответствии с принципом от легкого к трудному, от простого к сложному и др. С другой стороны, рациональное распределение рабочей нагрузки учителя в течение дня, устранение перерывов между уроками, учет трудности учебного предмета при составлении расписания, предоставление максимальной возможности для расширения знаний входят в понятие научной организации труда учителя. К гигиене педагогического труда также относятся нормирование деятельности каждого учителя (при этом учитывается нарастание утомления на протяжении рабочего дня), возможность ежедневного отдыха, отдыха в выходные дни, смена деятельности во время каникул, полноценный отдых летом.

Научно-гигиенические основы труда детей. Умственная работа является продуктом деятельности клеток коры головного мозга, которая у детей обычно сопровождается двигательной активностью – работой мышц. Мышечная работа, в свою очередь, связана с деятельностью центральной и периферической нервной системы. Таким образом, труд ученика представляет собой продукт обязательного сочетания умственного и физического труда.

Научно-гигиеническая организация труда школьника включает в себя организацию учебного и воспитательного процесса, а также отдыха с учетом физиологических возможностей ребенка. Сюда входит создание оптимальных условий, которые способствуют сохранению работоспособности ребенка, его нормальному росту и развитию, укреплению его здоровья. Следовательно, все стороны учебы и воспитания детей (соблюдение режима дня, возрастное нормирование нагрузки на нервную систему и мышечный аппарат, правильная организация быта, полноценный отдых) должны быть тесно взаимосвязаны. Недостаточное удовлетворение физиологических потребностей ребенка ведет к угнетению нормальных жизненных функций, снижению устойчивости к неблагоприятным факторам, повышению восприимчивости к инфекционным болезням, нарушению взаимосвязи между системами организма, отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности.

В гигиене значительное внимание уделяется соблюдению физиологических норм, влияющих на способности ребенка. Основными ограничительными факторами являются утомление и переутомление.

Утомление и переутомление. Результатом любой достаточно длительной работы является утомление организма в связи с тем, что в процессе деятельности запасы энергии, накопленные в клетках и необходимые для работы, постепенно истощаются. Постепенное нарастание умственного утомления выражается в снижении работоспособности: уменьшается количество и ухудшается качество сделанного, снижается интерес к работе, нарушается координация отдельных операций, рассеивается внимание, ослабляется память, появляется неуверенность. Временное снижение работоспособности клеток мозговой ткани и всего организма в целом называется утомлением. Это естественное физиологическое явление.

Таким образом, утомление – это естественное временное физиологическое состояние организма. Избежать его нельзя, но умелое использование методики работы и своевременная разгрузка организма позволяют на некоторое время отсрочить утомление.

Признаки утомления у детей обычно появляются к концу четвертого-пятого урока: возникают вялость, рассеянность, сонливость, внимание плохо концентрируется, возможны нарушения дисциплины. Если возникшее утомление не сменяется отдыхом, то наступает переутомление, которое очень вредно для организма, поскольку связано с превышением функциональных возможностей корковых клеток и является запредельным. Переутомление школьников связано с чрезмерной нагрузкой, сочетающей учебную работу и занятия в кружках, музыкальной, спортивной школах, нарушение режима дня и правил личной гигиены.

Обычно переутомление проявляется сразу после перегрузки, но может возникнуть и через некоторое время. Например, если в период летних каникул отдых ребенка организован неправильно, то в начале учебного года это может и не сказаться на успеваемости, однако работоспособность такого ученика снизится значительно раньше, чем у нормально отдохнувшего ребенка.

Чтобы устранить острое (быстрое и однократное) утомление, как правило, достаточно хорошо выспаться ночью. Систематическое утомление и переутомление одним нормальным сном не устраняется. Для этого необходимы отдых в течение не менее двух недель, высококалорийное питание с обилием витаминов, водные процедуры, соответствующая организация сна. Употребление тонизирующих средств и напитков при этом нежелательно.

Чтобы предупредить утомление, необходимо правильно и рационально организовать труд школьника. Это обеспечивается усилиями учителя, так как сами дети к этому еще недостаточно способны в связи с возрастными особенностями.

Понятие школьной зрелости, т. е. функциональной готовности ребенка к учебе, относят к числу важных проблем возрастной физиологии, педагогики, психологии и школьной гигиены. С ним связана характеристика уровня физического, психического и социального развития, при котором ребенок становится восприимчивым к систематическому обучению и воспитанию в школе. Педагоги, врачи, психологи должны учитывать степень школьной зрелости, так как дети, не достигшие этого уровня, становятся неуспевающими учениками.

Чтобы определить степень школьной зрелости, используют тест, предложенный в 1955 г. немецким психологом А. Керном и усовершенствованный И. Ирасеком в 1966 г. Тест Керна – Ирасека состоит из следующих заданий: ребенку предлагают нарисовать человека и точки, расположенные в определенном порядке, по памяти после их демонстрации и срисовывать фразу, написанную прописью. Работа оценивается по пятибалльной системе – от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка). Сумма баллов за отдельные задания является общим показателем. Дети, получившие за выполнение трех заданий теста от 3 до 5 баллов, считаются готовыми к систематическому обучению. Получение 6–8 баллов указывает на необходимость дополнительной подготовки детей к школе (это так называемые среднезрелые дети). Оценка в 9 и более баллов говорит о неготовности к школьному обучению.

Индивидуальный подход к детям. Появится ли интерес учеников к уроку, зависит от мастерства учителя, от его умения преподносить материал с учетом возрастных особенностей учеников, а также от физического состояния детей, типа их высшей нервной деятельности и функциональных возможностей.

Чаще всего состав учеников в классе неоднороден: встречаются дети с ослабленным здоровьем и более низким уровнем подготовки, нуждающиеся в индивидуальном режиме и подборе особого материала для домашних заданий, консультациях, дополнительных занятиях.

Для детей, страдающих хроническими болезнями (ревматизмом, туберкулезной интоксикацией), предусмотрен свободный от посещения школы один день в неделю, когда они работают дома по заданию учителей. Решение о предоставлении ребенку свободного от посещения школы дня выносит педсовет на основании медицинских документов. Прежде всего на такую льготу претендуют дети, которые живут на расстоянии 500 м и далее от школы.

Школьное обучение представляет собой результат совместной деятельности учителя и ученика. В связи с этим необходимо различать гигиенические требования, предъявляемые и к педагогу, и к ученику. Это помогает выработать систему индивидуальных действий ученика, которая включает в себя планирование всех этапов учебной деятельности, подготовку и содержание в порядке рабочего места, выполнение заданий в соответствии с принципом от легкого к трудному, от простого к сложному и др. С другой стороны, рациональное распределение рабочей нагрузки учителя в течение дня, устранение перерывов между уроками, учет трудности учебного предмета при составлении расписания, предоставление максимальной возможности для расширения знаний входят в понятие научной организации труда учителя.

Научно-гигиенические основы труда детей. Умственная работа является продуктом деятельности клеток коры головного мозга, которая у детей обычно сопровождается двигательной активностью – работой мышц. Мышечная работа, в свою очередь, связана с деятельностью центральной и периферической нервной системы. Таким образом, труд ученика представляет собой продукт обязательного сочетания умственного и физического труда.

Научно-гигиеническая организация труда школьника включает в себя организацию учебного и воспитательного процесса, а также отдыха с учетом физиологических возможностей ребенка. Сюда входит создание оптимальных условий, которые способствуют сохранению работоспособности ребенка, его нормальному росту и развитию, укреплению его здоровья. Следовательно, все стороны учебы и воспитания детей (соблюдение режима дня, возрастное нормирование нагрузки на нервную систему и мышечный аппарат, правильная организация быта, полноценный отдых) должны быть тесно взаимосвязаны.

В гигиене значительное внимание уделяется соблюдению физиологических норм, влияющих на способности ребенка. Основными ограничительными факторами являются утомление и переутомление.

Утомление и переутомление. Результатом любой достаточно длительной работы является утомление организма в связи с тем, что в процессе деятельности запасы энергии, накопленные в клетках и необходимые для работы, постепенно истощаются. Постепенное нарастание умственного утомления выражается в снижении работоспособности: уменьшается количество и ухудшается качество сделанного, снижается интерес к работе, нарушается координация отдельных операций, рассеивается внимание, ослабляется память, появляется неуверенность. Временное снижение работоспособности клеток мозговой ткани и всего организма в целом называется утомлением. Это естественное физиологическое явление.

Умелое использование методики работы и своевременная разгрузка организма позволяют на некоторое время отсрочить утомление.

Признаки утомления у детей обычно появляются к концу четвертого-пятого урока: возникают вялость, рассеянность, сонливость, внимание плохо концентрируется, возможны нарушения дисциплины. Если возникшее утомление не сменяется отдыхом, то наступает переутомление, которое очень вредно для организма, поскольку связано с превышением функциональных возможностей корковых клеток и является запредельным. Переутомление школьников связано с чрезмерной нагрузкой, сочетающей учебную работу и занятия в кружках, музыкальной, спортивной школах, нарушение режима дня и правил личной гигиены.

Понятие школьной зрелости, т. е. функциональной готовности ребенка к учебе, относят к числу важных проблем возрастной физиологии, педагогики, психологии и школьной гигиены. С ним связана характеристика уровня физического, психического и социального развития, при котором ребенок становится восприимчивым к систематическому обучению и воспитанию в школе.

Индивидуальный подход к детям. Появится ли интерес учеников к уроку, зависит от мастерства учителя, от его умения преподносить материал с учетом возрастных особенностей учеников, а также от физического состояния детей, типа их высшей нервной деятельности и функциональных возможностей.

Для детей, страдающих хроническими болезнями (ревматизмом, туберкулезной интоксикацией), предусмотрен свободный от посещения школы один день в неделю, когда они работают дома по заданию учителей. Решение о предоставлении ребенку свободного от посещения школы дня выносит педсовет на основании медицинских документов. Прежде всего на такую льготу претендуют дети, которые живут на расстоянии 500 м и далее от школы.

20.Гигиена питания. Расчёт общего обмена человека.

Иными словами, гигиена питания в первую очередь обозначает потребность в пищевых веществах того или иного человека в зависимости от условий его жизни. Однако существуют вполне определенные правила гигиены питания, которые помогут вам ежедневно заботиться о своем хорошем самочувствии. Перечислим их:

  • Придерживайтесь каждый день здорового рациона питания, который включает в себя продукты всех основных пищевых групп. Исключите ту пищу, которая содержит много жира и сахара.
  • Отдавайте предпочтение продуктам с небольшим содержанием сахара. Ограничьте употребление простых рафинированных сахаров, которые содержатся в сладостях, прохладительных напитках, сладких соках, меде и джемах. Вся эта пища должна быть на вашем столе как можно реже.
  • Выбирайте молочную продукцию (молоко, йогурт) с жирностью в 1-2%. Жирная продукция богата отягощающими организм насыщенными жирами.
  • Старайтесь не употреблять еду с большим содержанием соли – такую, как соленые закуски, соленые орехи, копчености, сыры и продукты промышленной обработки.
  • Каждый день съедайте, по меньшей мере, 5 небольших порций фруктов и овощей. Не увлекайтесь соками (даже свежими), но с каждым приемом пищи съедайте порцию овощей. Гигиена здорового питания и витамины идут вместе, рука об руку!
  • Оливковое масло должно быть основным видом жира, которое вы употребляете в своем питании. Пытайтесь не включать в свой рацион другие растительные масла, а также сливочное масло и насыщенные жиры, содержащиеся, в основном, в продуктах животного происхождения. Ешьте как можно чаще жирную рыбу, которая является источником необходимых для нашего организма (и особенно – сердца) Ω-3 жирных кислот.
  • Ешьте цельные крупы и пищу, богатую естественными волокнами. Такие источники углеводов, как картофель, макаронные изделия, рис и бобовые должны включаться в меню каждый день – приготовленные, однако, с небольшой добавкой жира.
  • Ограничьте употребление алкоголя 1-2 рюмками (20 г) в день.
  • Тренируйтесь! 30 минут быстрой ходьбы в день вполне достаточны для того, чтобы помочь вам поддерживать идеальный вес и нормальный уровень глюкозы в крови.
  • Бойтесь ожирения. Если ваш вес выше нормального, попытайтесь при помощи правильного питания и регулярных тренировок сбросить лишние килограммы. Потеря веса поможет вам также лучше отрегулировать уровень вашего сахара.
  • Расчет основного обмена

Величины Основного Обмена определяют методами прямой или непрямой кало­риметрии, а также рассчитывают по уравнениями с учетом пола, возраста, роста и массы тела (табл. 10.4).

Пол Возраст (лет) Уравнения для расчета ОО (ккал/сутки)
М 10 — 18 16.6 мт + 119Р + 572
Ж 7.4 мт + 482Р + 217
М 18 — 30 15.4 мт — 27Р + 717
Ж 13.3 мт + 334Р + 35
М 30 — 60 11.3 мт + 16Р + 901
Ж 8.7 мт — 25Р + 865
М 60 - 8.8 мт + 128Р — 1071
Ж 9.2 мт + 637Р — 302
мт — масса тела (кг), Р — рост (м)

Величина ОО зависит от соотношения в организме процессов анаболизма и катаболизма.

· Преобладание в детском возрасте про­цессов анаболической направленности в обмене веществ над про­цессами катаболической направленности обусловливает более высокие значения величин ОО у детей (1,8 ккал/кг/ч и 1,3 ккал/кг/ч у детей 7 и 12 лет соответственно) по сравнению со взрослыми людьми (1 ккал/кг/ч), у которых уравновешены в состоянии здоро­вья процессы анаболизма и катаболизма.

· Для каждой возрастной группы людей установлены и приняты в качестве стандартов величины Основного Обмена. Это дает возможности при не­обходимости измерить величину ОО у человека и сравнить получен­ные у него показатели с нормативными. Отклонение величины ОО от стандартной не более чем на ±10% считается в пределах нормы. Более резкие отклонения ОО могут служить диагностическими при­знаками таких состояний организма, как нарушение функции щи­товидной железы; выздоровление после тяжелых и длительных за­болеваний, сопровождающееся активацией метаболических процес­сов: интоксикация и шок, сопровождающиеся угнетением метабо­лизма.

От уровня рабо­тоспособности зависит, сколько времени учащийся затрачивает на приготовление уроков, каков результат его труда. При низкой работоспособности школьник проводит больше времени за уро­ками, меньше гуляет, меньше двигается, что в свою очередь снижает работоспособность. Учащемуся кажется, что он отдает все силы учению, сидит за столом, не отрываясь от книг и тетрадей, а результаты неутешительны. Такой ученик не знает или не выполняет требований гигиены обучения.

Гигиенисты установили значительные изменения работоспо­собности школьника в течение недели. В понедельник она не очень высока: после выходного дня происходит врабатывание, возвращение к прежнему режиму, так как режим воскресенья отличается от режима учебных дней. Лучше всего работается во вторник и среду, когда после отдыха сил еще много и ученик уже вошел в учебный режим. В четверг появляются признаки утомления, которые усиливаются в пятницу и в субботу. И так в течение всего учебного года.

От четверти к четверти работоспособность также меняется. В первой половине сентября она невелика. В это время организм приспосабливается к требованиям учебного труда. В следующем месяце работоспособность хорошая, но к концу четверти ученики устают. Именно поэтому гигиенисты рекомендовали каникулы в конце первой четверти. Аналогичная динамика работоспособнос­ти наблюдается и в другие четверти. В целом работоспособ­ность к концу учебного года постепенно снижается.

Всем известно, что утром школьник встает, уби­рает свою постель, умывается и чистит зубы, делает зарядку, завтракает, одевается и вовремя уходит в школу. Время подъема определяется тем, насколько быстро, четко, но и неторопливо школьник выполняет перечисленные действия. От этого зависит, встать ему за 1-1,5 ч до начала занятий или за 30-40 мин. То­ропиться нельзя, так как в спешке человек делает все кое-как, некачественно, на выполнение обязанностей объективно не хва­тает времени. Торопливость может войти в привычку. При этом человек всегда делает все так, как будто ему очень некогда. Спешка, особенно утром, вредна еще потому, что при переходе от сна к бодрствованию и работе нужна постепенная и спокойная перестройка деятельности различных органов и систем организма с режима отдыха на активный режим. В противном случае ра­ботоспособность нарушается. Замечено, что работоспособность школьников лучше на втором-третьем уроке, чем на первом.

Для того чтобы прийти в школу спокойным и активным, не­обходимо с вечера приготовить портфель с учебными принадлеж­ностями, заранее сложить одежду, чтобы все это утром не искать наспех. Организованность школьника возрастает, если у него вы­работаны полезные привычки.

Привычка - это действие, постоянное осуществление которого стало потребностью. Благодаря полез­ным привычкам человек становится более свободным в своем поведении, так как необходимое совершается им как бы само по себе, без усилия и специальной затраты внимания. Полезные привычки помогают сохранить здоровье. Вредные привычки раз­рушают его. Различают простые и сложные привычки. К слож­ным относят способность ценить время, четко соблюдать распо­рядок дня, доводить начатое до конца. К простым можно отнести, например, привычку класть все необходимые предметы в опреде­ленное место, где их всегда легко найти, привычку, возвращаясь из школы, снимать одежду, аккуратно вешать ее в определенное место, собирать портфель после приготовления уроков. Если все­го этого не делать, утренние сборы в школу сопровождаются криком, шумом, волнением, отчего работоспособность на уроках снижается.

Подготов­ка уроков проходит успешно и быстро, если учащийся постоянно работает в специально оборудованном месте. Чтобы не нарушить осанку, нужно следить за позой во время занятий. Если голова постоянно низко опущена и наклонена вбок, локоть левой руки свисает со стола, левое плечо опускается ниже правого, а позво­ночник искривляется влево, развивается сколиоз - искривление позвоночника.

Держать книгу при чтении нужно так, чтобы от верхних и нижних строк на каждой странице было одинаковое расстояние до глаз. Свет обязательно должен падать с левой стороны; со стола нужно убрать все блестящие предметы. Если поверхность стола матовая, глаза не утомляются и работоспособность сохра­няется долго. Лучше, если абажур скрывает от глаз светящуюся нить накала, а источник света освещает лишь рабочую поверх­ность. Нельзя читать в полутьме, тем более мелкий шрифт. Очень вредно читать лежа, так как при этом особенно быстро утомля­ются мышцы глаз. Расстояние от книги до глаз при нормальном зрении должно быть 35-40 см. В любом виде транспорта вибра­ция книги утомляет глаза, и зрение ослабевает.Чтобы преду­предить близорукость, нужно через каждые 20-30 мин. чтения отдыхать и при этом смотреть вдаль.

При письме ручку следует брать за 4-5 см от кончика пе­ра (шарика). Допустимая продолжительность непрерывного письма в возрасте 7-10 лет 10 мин., в 10-12 лет - 15 мин., в 12-15 лет - 20 мин., в 15-18 лет – 25-30 мин. При чтении и заучивании наизусть поза может быть более свободной, чем при письме, но вредно сидеть боком к столу, подкладывать под себя ногу, сидеть согнувшись.

Не­подвижное или почти неподвижное положение за столом во вре­мя приготовления уроков ведет к ухудшению снабжения крови и головного мозга кислородом, так как позвоночник при работе со­гнут вперед и влево. При этом ограничивается подвижность ре­бер, объем вдыхаемого воздуха резко снижается, легкие, особен­но левое, сдавливаются, создаются затруднения для работы серд­ца. Длительная однообразная работа постепенно вызывает тор­можение нервной системы (сонливость и ухудшение внимания). Длительное напряженное всматривание утомляет глаза и снижает работоспособность. Через каждые 40-45 мин. устраиваются не­большие перерывы, необходимые для повышения работоспособ­ности, во время которых можно выполнить несколько физических упражнений: наклоны туловища, размахивание руками, их под­нимание и опускание, разведение в стороны, повороты голо­вы, поднимание и опускание плеч, круговые движения ими, приседания и т. п. Полезно немного потанцевать и сделать несколько глубоких вдохов и выдохов для лучшей вентиляции легких.

Физические упражнения во время перерыва между занятиями играют роль переключения и восстанавливают работоспособ­ность. Нервные импульсы от работающих мышц поступают в центральную нервную систему и активно снимают утомление. Кроме того, физические упражнения стимулируют деятельность сердца и легких и способствуют снабжению мозга кислородом. Проветривание помещения усиливает обмен воздуха, содержаще­го повышенное количество углекислого газа, на более свежий воздух с улицы. Широко открытые окна или двери балкона в те­чение 1-2 мин. лучше проветривают и меньше охлаждают по­мещение, чем чуть открытое окно или фрамуга в течение более длительного времени.

Дети и подростки охотно бывают на свежем воздухе. Учащие­ся старших классов гуляют мало. В старших классах дольше продолжаются занятия в школе, больше задают на дом. Но де­ло не только в этом. Учащиеся младших и средних классов охот­но проводят время на улице, поддаваясь непосредственному по­буждению быть на свежем воздухе, активно двигаться. У старше­классников уровень развития выше, и они начинают рассуждать: а зачем мне идти на улицу, что я там буду делать? Сама по себе осмысленность действий - признак зрелости человека. Но нужно понимать, что вредная привычка не гулять разрушает здоровье.

Непосредственно перед сном не стоит читать, смотреть теле­визор, активно физически работать, так как все это возбуждает нервную систему, нарушает сон, снижает его глубину.

Следует начинать приготовление уроков с письменных за­даний, особенно с тех, которые не очень трудны, так как необ­ходимо постепенно войти в работу. Но самое трудное не стоит оставлять под конец; нарастающее в ходе выполнения уроков утомление мешает сосредоточиться и успешно работать. Выпол­няя устные задания, выделяют в тексте главные положения (обычно их немного - всего 3-4) и твердо заучивают их. После этого внимательно читают текст еще раз: при этом без допол­нительного усилия второстепенные, но тоже необходимые сведе­ния (уточняющие, поясняющие, раскрывающие главные положе­ния) запоминаются легко. Полезно главные положения запом­нить в их последовательности под номерами (первое - то-то, второе - то-то, третье - то-то), благодаря этому ориентиром для памяти будет не только смысл положения, но и его номер в вы­деленной последовательности. При заучивании не нужно все вре­мя сидеть за столом. После чтения текста можно ходить по ком­нате, повторяя его и уточняя иногда в учебнике. Заучивание при этом облегчается, так как размеренная ходьба стимулирует про­цесс мышления.

Заучивать наизусть лучше с вечера, а утром необходимо по­вторить выученный текст. Вечером текст запоминается труднее, но более прочно. Утром все запоминается легче, но не так проч­но, как с вечера. Наилучшие результаты дает сочетание вечер­него заучивания и утреннего повторения.

Длительная непрерывная работа утомляет, работоспособность падает, кратковременный отдых позволяет ее восстановить без потери рабочего настроя. Более длительный отдых сбивает ра­бочий настрой.

Во время занятий не следует слушать радио, смотреть теле­визор, одновременно с приготовлением уроков что-нибудь есть.

Но во время перерыва полезно выполнить несколько домашних дел: постирать мелкие предметы (носки, носовые платки), пропылесосить и т. д.

Читайте также: