Тренажеры и тренажерные устройства для детей инвалидов доклад

Обновлено: 05.07.2024

Обычно методы и средства реабилитации детей-инвалидов основываются на специфике заболевания и исходного состояния организма ребенка с нарушением функций ОДА. Рекомендуемые в специальной литературе комплексы физических упражнений физкультурно-оздоровительной направленности выполняются детьми только в положении лежа или сидя и подбираются, главным образом, без учета резервных возможностей занимающихся, что значительно увеличивает сроки восстановления. В положении стоя - только теми, которые в той или иной мере совершают шаговые движения. Дети, не удерживающие по разным причинам вертикальную позу без посторонней помощи, не имеют возможности выполнять рекомендуемые упражнения. Таким образом, повышение эффективности процесса физического развития связано, с одной стороны, с созданием условий для расширения двигательной активности, с другой - пребыванием ребенка в вертикальном положении, что возможно при условии разработки усовершенствованных методов и внедрения технических средств. Известно, что тренажерные устройства, особенно имитирующие циклические движения, позволяют в условиях спортивного зала выполнять физические нагрузки, близкие по характеру деятельности основному упражнению. При этом можно регламентировать направленность воздействия, т.е. изменять скорость или мощность прилагаемого усилия, учитывать реакцию организма на выполняемую нагрузку, осуществлять коррекцию техники движения и т.д. Систематическое применение технических устройств в реабилитационной практике началось в середине XIX века, когда Густав Цандер, профессор анатомии Упсальского университета (Швеция), создал новую систему гимнастики и назвал ее машинной. Г. Цандер открыл в 1857 г. первый институт, в котором имелось 27 аппаратов для машинной гимнастики. Известны механические конструкции, созданные для терапевтических целей и других изобретателей: М. Герца, Г. Крукенберга (Германия), Л. Бирковского (Польша), А. Габричевского (Россия). Эти машины и положили начало развитию восстановительных тренажеров, а форму занятий с их применением сейчас называют тренажерной гимнастикой.

Тренажерные устройства условно разделяются на три группы:

а – для активных упражнений,

б - для пассивных движений,

в - для механических операций.

Специальное оборудование и инвентарь играют важную роль в организации физической реабилитации детей с ДЦП. Особенно существенными являются приспособления при обучении стоянию и ходьбе, а также для улучшения ручных действий.

Для эффективности физической реабилитации применяют различное оборудование:

1. Оборудование и инвентарь, используемый в групповых и индивидуальных занятиях для выполнения различных упражнений;

2. Приспособления и тренажеры для улучшения ручных действий и приспособления для ног;

3. Механотерапия для разработки длительного и локального воздействия на отдельный орган;

4. Приспособления и тренажерные устройства при обучении сидению, стоянию и ходьбе;

5. Тренажеры для выполнения корригирующей гимнастики.

К первой группе оборудования относятся укороченная гимнастическая стенка или “станок” из параллельных шестов, куда крепятся разные приспособления в виде блоков, подвесных велосипедов, подвесного щита для опоры ног, наклонные плоскости, а также специальный стул для поддержания и отведения нижних конечностей.

Ковторой группе приспособлений для улучшения ручных действий относятся различные игрушки, приспособления, дающие возможность фиксировать пальцы, кисть, предплечье, а так же различные приспособления для ног.

Ктретьейгруппе относятся упражнения на механотерапевтических аппаратах, для ускорения процесса восстановления нарушенной двигательной функции, где требуется интенсивные локальные воздействия на развитие подвижности в суставах конечностей и увеличения силы мышц. Характер движений, выполняемых на этих аппаратах, определяется анатомическими особенностями того или иного сустава. К четвертой группе относятся приспособления при обучении сидению. Для этого рекомендуют специальный стул с фиксацией больного, с подставкой для ног, с накладным столиком. Для тренировки равновесия и равномерной опоры применяют различные специальные приспособления, например "Качалка" и др. Для коррекции осанки и укрепления мышечного корсета в занятиях с детьми ДЦП применяют маятниковый тренажер Юлина. Кроме того, тренажер применяется для профилактики и лечения таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, плоскостопие, плексит, бронхит, энурез и др. Тренажер состоит из оснований-опор и шарнирно смонтированной между ними на горизонтальной оси с насечками рамы, с фазами, по одну сторону оси - верхняя рукоятка хвата (перекладина) и нижняя рукоятка хвата, по другую - средняя рукоятка хвата. Все ручки хвата связаны с горизонтальной осью через шарнирные четырехзвенники, все грузы связаны между собой грузовой планкой, на оси установлен фрикционный тормоз, на верхней перекладине. Ручки хвата связаны с горизонтальной осью через шарнирные четырехзвенники, все грузы связаны между собой грузовой планкой, на оси установлен фрикционный тормоз, на верхней перекладине смонтированы поручни для хвата. На тренажере выполняется более 200 различных физических упражнений. Благодаря универсальности на тренажере можно не только выполнять упражнения различной сложности.

В последние годы в реабилитационной практике стали использовать Тренажёр Гросса, который позволяет детям с нарушениями в ОДА обеспечить условия для выполнения различного рода упражнений и перемещения в пространстве во всех направлениях (вперед, назад, в сторону, вверх вниз), сохраняя вертикальное положение и при этом иметь возможность вращения вокруг своей оси, не сковывая движения рук, ног, и, страхуя от падения. Тренажер предусматривает дозирование нагрузки на ОДА, что обеспечивает адекватное тестирование физических возможностей и качеств, и создает основу для оптимизации и индивидуализации физических нагрузок в процессе реабилитации. Тренажер включает: систему страховочного пояса и страховочный трос подвижными блоками, перемещающимися по поперечной направляющей. Перемещение ребенка, закрепленного в страховочном поясе, в тренажере осуществляется за счет любого изменения положения центра тяжести, которое через эластичные тяги, обеспечивающие сохранение направленного вверх усилия, приводит в движение подвижные блоки, свободно перемещающиеся по направляющим. Движения туловища или вращения и прыжки с поворотом вокруг вертикальной оси осуществляется за счет использования вращательного механизма страховочного пояса в независимости от положения страховочного троса и эластичных тяг, что обеспечивает сохранение дозированной нагрузки и лимитирует воздействие дополнительного вращающего момента на ОДА. Эластичные тяги позволяют обеспечить оптимальную для формирования опорности ритмику движений с возможностью изменения их амплитуды при любых упражнениях, а также при прыжках или ходьбе. Путем увеличения количества эластичных тяг нагрузка на ОДА уменьшается за счет снижения давления массы тела. При уменьшении количества эластичных тяг нагрузка увеличивается вплоть до величины собственной массы тела. Такое дозирование нагрузки (т.е. снятие от 10 до 90% массы тела занимающегося) создает благоприятные условия для развития ОДА, что особенно важно при деформации суставов и отсутствии навыков самостоятельной ходьбы. Тренажер позволяет находиться в вертикальном положении неограниченное время. С его помощью можно выполнять упражнения, стимулирующие функции ослабленных мышц и суставов, формировать двигательные акты. Он позволяет детям, имеющим разные степени двигательных ограничений, свободно перемещаться в пространстве во всех направлениях, вращаться вокруг своей оси, при этом контролируется нагрузка на опорно-двигательный аппарат, сохраняется вертикальное положение, движения рук и ног не скованы, ребенок застрахован от падения. Дети с патологией ОДА, находящиеся в Тренажёре Гросса могут одновременно заниматься на других тренажерах или гимнастических снарядах.

Среди распространенных снарядов, которые относятся к категории спортивного оборудования, является иппотренажер. Иппотренажер предназначен для того, чтобы укреплять позвоночник маленьких детей, научить держать ровную осанку. В основу иппотренажера было положено воспроизведение адаптивной верховой езды на лошади. На сегодняшний день использование иппотренажера достаточно распространено во время прохождения реабилитации при ДЦП. Так как при нарушении опорно-двигательной системы у детей нет возможности ездить верхом, то альтернатива применять иппотренажер стала весьма актуальной.

Принцип работы иппотренажера заключается в точном воспроизведении естественного движения лошади, что позволяет эффективно координировать положение осанки, укрепить мышечные ткани спины, пресса, приобрести новые активные двигательные навыки. Устройство способно оказывать оздоровительный массаж в ритмичном движении. Он гармонично раскачивается, не причиняя ребенку дискомфорт.

Также к спортивным приспособлениям относится специальный бассейн, заполненный маленькими пластиковыми шариками. Врачи рекомендуют проводить терапию при помощи данного комплекса, так как это позволит развивать моторику, массажировать конечности, спину и живот, в зависимости от положения тела в этом бассейне. Детям с церебральным параличом очень нравится проводить время таким образом.
К отдельной категории можно отнести специальные вещи, которые помогают в период терапии – ортопедическая обувь, бандажи, растяжки

Достаточно распространенным приспособлением для реабилитации детей с ДЦП является тренажер Гросса. Тренажер Гросса представляет собой особую систему ограниченной поддержки для того, чтобы больной имел возможность выполнять самые разнообразные физические упражнения. Используя тренажер Гросса при реабилитации, зафиксированный в нем ребенок всегда находится в правильном положении. Он не может упасть, а также мало устает при выполнении лечебных упражнений. Родители смогут самостоятельно корректировать движения, спастические искривления позвоночника, а также тазобедренных суставов.

Ребенок с ДЦП закрепленный в тренажере Гросса сможет постепенно осваивать ходьбу, проводить лечебные упражнения, а также ездить на велосипеде. Тренажер Гросса хорошо развивает опорно-двигательную систему, а при регулярных занятиях улучшает кровообращение.

Тренажер Гросса можно одновременно использовать при занятии с кольцами. Конструкция Гросса позволит страховать детей, фиксируя их в правильном положении.
В тренажере Гросса можно начинать постепенно учить детей с ДЦП ровно сидеть, ползать, помогает формировать правильную ходьбу, а также проводить занятия гимнастикой на других спортивных снарядах.

Еще один снаряд, который часто используется для реабилитации больных детей – шведская стенка. В современных образцах снаряда можно увидеть встроенные турники, кольца, лестницы и даже систему противовесов. Упражнения на шведской стенке нужно проводить в щадящем режиме, чтобы развитие координации тела проходило постепенно. Не стоит переусердствовать при таких занятиях.

Использование велотренажеров для детей с ДЦП позволит оказывать комплексное укрепление мышц. Велотренажер снижает спастичность мышечных тканей, приводит в тонус мускулатуру и суставы. Велотренажер позволяет вернуть больному уверенность в своих движениях, устранить некоторые ощущения скованности.

Также велотренажер снимает отечность на конечностях, помогает стимулировать стабильную работу большинства внутренних органов, улучшая кровообращение в организме. Такое устройство позволяет улучшать двигательные функции, влияет на формирование правильной ходьбы.

Прибор обычно используется в возрасте от 4-5 лет, а также, если больной способен самостоятельно приобретать сидячее положение и двигать ногами. Велотренажер представляет собой корпус со встроенными педалями. Некоторые формы велотренажера могут быть рассчитаны специально для сидячих, а другие для лежачих больных.

При работе на велотренажере ребенок должен крутить равномерно педали. Стопа фиксируется ремешками. Также современные велотренажеры позволяют при помощи специальных насадок разрабатывать руки.

Первые тренажеры

Для детей с диагностированным ДЦП первой и второй стадии можно использовать специальные тренажеры для стопы ног. Лучше всего применять особые коврики с бугристой и шипованной поверхностью. Также коврики-пазлы обычно имеют пестрый окрас, что способно заинтересовать детей, и они будут более охотно проводить занятие на нем.

Коврик используется специально для массажа стоп, стимулируя мышечные ткани и нервные окончания в этом месте, а также улучшает циркуляцию крови в конечностях. При подобных процедурах можно помочь ребенку лучше держать равновесие, вырабатывать правильную ходьбу.

Первые упражнения можно делать именно на таком коврике-тренажере. После того как ножки были промасажированы, мама может уложить ребенка на животик, а потом на спинку. Во время прохождения реабилитации для начала можно просто полежать на поверхности по несколько минут на каждой стороне. Через время на коврике можно лежать и по 5-6 минут, позволив больному самостоятельно переворачиваться.

Также можно, чтобы больной ощупывал ручками бугорки тренажера и разминал их. Такие тренажеры можно приобрести в магазине или же сделать самостоятельно. Если курс реабилитации детей будет походить в форме игры и с использованием ярких интересных вещей, то это улучшит результативность и желание малыша проводить процедуры.

Еще один тренажер, который используется при реабилитации детей с ДЦП – эспандер. Можно использовать резиновую мягкую игрушку, чтобы больной мог ее разминать в руках. Это позволит развивать хватательный рефлекс, снимать спастику в пальцах рук.
Также мамы могут сделать подобный эспандер самостоятельно. Можно сделать мягкий мешочек, набив его солью, песком или рисом. Он тоже будет выполнять соответствующие функции при реабилитации физических рефлексов.

Механотерапия -выполнение физических упражнений на аппаратах, специально сконструированных для развития движений в отдельных суставах. Применяется для раннего и безболезненного восстановления подвижности суставов, для предотвращения осложнений, связанных с длительной иммобилизацией (неподвижностью).

- MOTOmed – для выполнения циклических вращательных движений как верхними, так и нижними конечностями, различных по характеру мышечного сокращения (направление вращения и степень активного усилия), темпу выполнения и продолжительности.


Для лежачих пациентов имеется передвигаемый на колесиках кроватный тренажер Motomed letto, который в комплексе с другими методами лечения применяется для профилактики вторичных осложнений (тромбоз, нарушение функции кишечного тракта, трофические нарушения). Воссоздается необходимая потребность в движении для поддержания жизненных функций пациентов.

У детей использование терапевтического тренажера Motomed возможна практически при любых ограничениях объема движений в суставах нижних и верхних конечностей, а также при необходимости объективного учета объема выполненной дозированной циклической нагрузки в рамках ежедневной и/или процедурной дозы.

- Динамический тренажер лестница-брусья - для упражнений в ходьбе и подъеме по лестнице. Высота ступеней изменяется от 0 до 16 см.

- КОБС - уникальная многофункциональная система для биомеханической диагностики и коррекции нарушений движений, в том числе повседневных навыков с биологической обратной связью. Программное обеспечение платформы позволяет индивидуально диагностировать особенности нарушений движений, разработать алгоритм восстановления координации движений, равновесие и навык ходьбы, восстанавливать повседневные навыки социально-необходимых движений.

- Primus RS – универсальный комплекс для функциональной оценки, диагностики и реабилитации опорно-двигательного аппарата. Включает большое количество адаптеров и насадок для стимуляции различных профессиональных и повседневных действий (как изолированные так и комплексные движения): имитация подъема тяжестей, имитация различных профессиональных и бытовых действий.

Программное обеспечение имеет заложенные программы с упражнениями. Данные тестов и тренировок сохранятся и документируются.

- Реабилитационный роботизированный комплекс Lokomat – самая эффективная реабилитационная технология восстановления навыка ходьбы с биологической обратной связью. Робот поддерживает тело пациента в процессе ходьбы, направляет его ноги, исходя из физиологического паттерна ходьбы, а также обеспечивает возможность частичной разгрузки веса пациента. Параметры тренировки (скорость, разгрузка веса пациента, диапазоны движения, направляющая сила) регулируются с учетом возможностей пациента. Данные, полученные в ходе тренировки, сохраняются для оценки прогресса в реабилитации пациента.

Лечение проводится после консультации врача-невролога.

Имеются роботизированные взрослые и детские ортезы для тренировки на беговой дорожке.

Наиболее эффективны занятия в комплексной реабилитации у детей с ДЦП, спастической диплегией после ортопедо-хирургического лечения (устранение спастики мышц, контрактур суставов, деформации стоп). У таких пациентов после 10-15 занятий в сочетании с ЛФК, массажем и физиотерапией есть шанс начать ходить с поддерживающими устройствами, а у некоторых даже самостоятельно. У детей тренинг на роботизированной системе вызывает мощный положительный психоэмоциональный всплеск, что существенно повышает мотивацию к самостоятельной ходьбе.

Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать.

Опыт работы по использованию детских спортивных тренажеров в совместной образовательной деятельности по физическому развитию формированию физических качеств детей дошкольного возраста. Презентационный материал к статье опубликован в разделе "Мои альбомы"

ВложениеРазмер
doklad_trenazhery.docx 26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Движение – это жизнь. Казалось бы, совершенно непреложная истина.

Но, тем не менее, Всемирная организация здравоохранения бьет тревогу: современные дети двигаются катастрофически мало, намного меньше, чем того требует их природа!

Гиподинамия – низкая двигательная активность, это не болезнь, а неправильный образ жизни, который приводит к различным заболеваниям. Малоподвижность свойственна не только взрослым, но и детям.

Если для взрослых гиподинамия вредна, то для детей она просто опасна. Гиподинамия у ребенка:

задерживает формирование организма

вызывает нарушение осанки и деформацию позвоночника

отрицательно воздействует на развитие опорно-двигательного аппарата

нарушает работу эндокринной, сердечно-сосудистой систем

нарушает половое созревание, а в дальнейшем может привести к дефекту репродуктивной функции

ведет к накоплению избыточного веса у ребенка.

С каждым годом увеличивается количество детей с плоскостопием, нарушением развития опорно-двигательного аппарата, а также детей с ОВ

Заострить внимание хочу на Детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Которых можно выделить в три группы:

  1. Дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата обусловлены органическим поражением нервной системы (Это дети с ДЦП, с параличами руки, кривошеей, последствиями полиомиелита, травмами)
  2. Дети, имеющие сочетание поражения нервной системы и опорно-двигательного аппарата вследствие родовых травм
  3. Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата при сохраненном интеллекте (сколиозом).

В первой группе большинство детей имеют инвалидность. ДЦП развивается в результате поражения головного и спинного мозга. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции. У части детей с ДЦП отмечается сильное снижение активности, отсутствие мотивации к действию и общению с окружающими, нарушение познавательной деятельности, эмоционально-волевые расстройства, имеются и определенные нарушения внимания: низкая активность, инертность, трудность привлечения к целенаправленной деятельности, высокая отвлекаемость и т.д.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического процесса у детей нужно сформировать потребность в здоровом образе жизни, потому что происходит в этом возрасте усиленное умственное и физическое развитие, закладывается основа черт характера, формируются важные человеческие качества. Задача нашего детского сада – научить каждого ребенка бережно относиться к своему здоровью.

В раннем и дошкольном возрасте естественное желание двигаться не может быть удовлетворено 20-30 минутными занятиями физической культурой. А ребенок с ДЦП не в состоянии самостоятельно удовлетворить свою потребность в движении, даже владея необходимыми двигательными навыками. Это связано с тем, что ребенок с очень ранними двигательными нарушениями не знает, как действовать. Кроме того, у многих детей с церебральным параличом наблюдаются общие нарушения психической деятельности, низкий уровень мотивации; они как правило, не умеют организовывать игру, быстро отвлекаются и утомляются. Ограниченность двигательных возможностей формирует у большинства из них чувство неуверенности, пассивность. Поэтому целью физического воспитания нашего дошкольного учреждения является удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего двигательного развития каждого ребенка, в том числе детей с ОВЗ.

Для создания оптимального двигательного режима в нашем детском саду созданы все условия: 4 спортивных зала, график двигательной активности предусматривает посещение детьми всех спортивных залов в различных видах совместной деятельности. В качестве одной из эффективных и современных форм физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении являются занятия с использованием тренажеров. Упражнения на них совершенствуют координацию движений, укрепляют суставный аппарат, улучшается гибкость позвоночника, развивается грудная клетка, совершенствуется осанка, улучшается крово - и лимфообращение, укрепляются сосуды сердца и мозга. В нашем дошкольном учреждении используются тренажеры от простейших до тренажеров сложного устройства.

Тренажеры простейшего типа:

• Массажеры для ног

• Доски для равновесия

• Разнообразные массажные дорожки

Тренажеры сложного устройства:

7 слайд (щелкнуть по видео)

• Мини-Степпер - укрепляет сердечно-сосудистую систему, позволяет активно укреплять мышцы спины, ног и таза, способствует развитию выносливости, общему оздоровлению организма;

8 слайд (щелкнуть по видео)

• Гребной тренажер – способствует тренировке дыхательной и сердечнососудистой систем, развитию выносливости; позволяет активно развивать мышцы спины, ног, плечевого пояса;

9 слайд (щелкнуть по видео)

10слайд (щелкнуть по видео)

• Велотренажер – предназначен для укрепления мышц ног, способствует развитию выносливости, тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы;

11 слайд (щелкнуть по видео)

12 слайд (щелкнуть по видео)

• Мини-Твистер – укрепляет сердечно-сосудистую систему, позволяет активно развивать мышцы спины и ног.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю и используется при организации совместной деятельности в виде динамического часа от 20 до 35 минут.

Весь период обучения дошкольников работе на тренажерах можно разделить на три этапа.

На первом этапе обучения проводится ознакомление с тренажерами, а также первоначальное разучивание упражнения с ними. Для этого используется показ, объяснение и практическое апробирование тренажера самими детьми.

Таким образом, у детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику выполнения движения, и мышечными ощущениями.

На втором этапе упражнение на тренажере разучивается углубленно – уделяется внимание технике выполнения упражнения.

На третьем этапе происходит закрепление навыка выполнения упражнений на тренажерах и совершенствование техники выполнения.

Структура занятий включает вводную, основную и заключительную части.

Вводная часть – разминка, целью которой является подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия используются различные виды ходьбы, бега, корригирующие упражнения и т.д. Ей отводится до 3-5 минут.

Основная часть включает комплекс общеразвивающих упражнений, упражнения на тренажерах и подвижную игру.

После выполнения общеразвивающих упражнений дошкольники приступают к выполнению упражнений непосредственно на тренажерах. Способ организации детей – круговая тренировка, которая достаточно эффективна для данного вида занятий.

Третьей, заключительной части занятия на тренажерах отводится не более 3-4 минут. Она включает элементы дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнения-релаксации, игровые упражнения для формирования правильной осанки, укрепления свода стопы, игр и упражнений для развития творческих способностей детей.

Тренажеры активно используются педагогами на физкультурных занятиях и в свободное время со всеми детьми, в т.ч. и с детьми ОВЗ, с сопровождающим. Это позволило быстрее и лучше освоить разнообразные двигательные умения, комплексно развивать физические качества, развивать разнообразные способы общения со сверстниками., коммуникативные навыки всех воспитанников, повышается двигательная активность, что в свою очередь улучшает состояние сердечно-сосудистой, нервной, гормональной и других систем организма.

Детский сад №395 компенсирующего вида специализируется на работе с детьми, имеющими различные виды нарушений опорно-двигательного аппарата и речи. В нашем детском саду создана своя система физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, которая постоянно совершенствуется. Работа с детьми ведется по индивидуальным образовательным маршрутам, которые составляются педагогами ДОУ. Для проведения физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы созданы все условия: спортивный зал, бассейн, физкультурные уголки в группах, спортивное оборудование, атрибуты для игр, спортивная площадка.

С детьми, имеющими нарушения со стороны ОДА в нашем ДОУ организуются следующие мероприятия:

• физкультурные занятия – 3 раза в неделю (одно на прогулке, проводит инструктор физического воспитания;

• плавание – 2 раза в неделю, проводит инструктор физического воспитания;

• индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми – ежедневно, проводят воспитатели (упражнения по рекомендациям врача – ортопеда.);

• утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения;

• организация сна на плоской кровати;

• пребывание детей в группе в специальной обуви.

Использование детских тренажеров на занятиях с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата

В качестве одной из эффективных и современных форм физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы являются занятия с использованием тренажеров.

Наиболее целесообразно использовать тренажеры в работе с детьми старшего дошкольного возраста: они уже достаточно хорошо владеют сложными видами движений и способами их выполнения. Кроме того, именно в этом возрасте интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат. Старшие дошкольники уже способны анализировать свои достижения и действия, контролировать свое самочувствие. Во время занятий на тренажерах они не только стараются поддерживать высокий уровень двигательной активности, но и проявляют свои физические возможности: силу, ловкость, выносливость, а также самостоятельность, настойчивость и целеустремленность.

На основании диагностики, проведенной врачом-ортопедом, мы разработали систему занятий с использованием тренажеров. Подгруппа детей для занятия на тренажерах формируется с учетом диагноза, уровня двигательной активности и физической подготовленности детей.

Сначала занятия проводятся с использованием простейших тренажеров. Они состоят из трех частей:

вводной (3-4минуты, в которую включается ходьба, дыхательные упражнения, игровые упражнения на внимание;

основной (15-20минут) – начинается с выполнения комплекса с использованием простейших тренажеров со всеми детьми (гантели, ролики, массажные мячи, массажные валики);

заключительной - упражнения на растяжки, расслабления, игры.

После того как дети осваивают упражнения на простейших тренажерах и приобретают определенные физические навыки, мы переходим к занятиям с использованием тренажеров сложного устройства. Детские тренажеры сложного устройства используют для развития физических качеств, совершенствования умений и навыков, повышения двигательной активности, улучшения физической работоспособности.

Занятия начинаются с разминки длительностью не более 2-3 минут, которая включает в себя ходьбу и упражнения на дыхание. Основную часть занятия вместо упражнений общеразвивающего воздействия и основных видов движений проводим на тренажерах сложного устройства. При работе на тренажерах очень важно контролировать нагрузку и следить за состоянием ребенка. На таких занятиях измеряется пульс, давление до и после физической нагрузки. Через каждую минуту детям предлагается отдохнуть в течение 30-40 секунд, выполняя упражнения на расслабление и дыхание. В процессе выполнения семи - десяти общеразвивающих упражнений с использованием тренажеров у детей вырабатывается общая выносливость. Особое внимание уделяется правильному дыханию. Занятие заканчивается мало подвижной игрой или упражнениями на релаксацию, на расслабление. Общая длительность занятия – 25-30 минут.

Занятия с использованием тренажеров оказывают положительное воздействие на ребенка только тогда, когда физическая нагрузка соответствует состоянию здоровья и функциональным возможностям каждого ребенка, иначе они могут навредить его здоровью.

Дети занимаются на тренажерах сложного устройства в ходе круговой тренировки, группами и индивидуально.

Способ организации детей – круговая тренировка, которая, как показала практика, достаточно эффективна для данного вида занятий.


Опыт показал, что в результате проведения занятий на тренажерах у детей наблюдается улучшение не только общей физической подготовленности, но и укрепляется здоровье в целом, удовлетворяется биологическая потребность детей в движениях, а также повышается эмоциональный тонус, активизируется их познавательная деятельность. А привлекательность самих тренажеров и занятия с ними являются действенным стимулом в формировании у детей интереса к занятиям лечебной физкультурой.


Предназначен для развития общей выносливости, укрепляет мышцы ног. Применяется при вялой осанке, сколиозе, плосковогнутой спине.

Предназначен для укрепления мышц верхней части живота, развития силы и выносливости брюшного пресса. Применяется при круглой спине, плосковогнутой, сколиотической осанке.


Предназначен для укрепления мышц нижних конечностей, воспитание координации. Применяется при плоскостопии, сколиотической осанке.

Предназначена для укрепления мышц брюшного пресса, ног и развитию быстроты. Применяется при нарушении осанки, плоскостопия.


Предназначен для укрепления мышц спины, верхних и нижних конечностей. Применяется при вялой и сколиотической осанке.


Предназначен для укрепления мышц нижних конечностей, развитие равновесия.

Использование кинезиологических упражнений на коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения Мои занятия посещают дети с нарушениями зрения в возрасте от 4-7 лет Занятия проходят как в групповой, так и в индивидуальной форме. В число.

Нетрадиционные формы работы по профилактике заболеваний опорно — двигательного аппарата детей дошкольного возраста Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Дошкольный возраст - наиболее.

Оздоровление детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Система мероприятий по оздоровлению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Как известно, период от рождения до поступления.

Проектная деятельность в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата Социально-экономические изменения, которые происходят в нашей стране, объясняют необходимость поиска путей совершенствования подходов к.

Специфика логопедической работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата Работа логопеда с детьми, имеющими как нарушения речи, так и проблемы здоровья, связанные с опорно-двигательным аппаратом (нарушение осанки,.

Учитывая характерные морфофункциональные изменения, развивающиеся вследствие ампутации и влияния гипокинезии, неизмеримо возрастает роль физических упражнений циклического характера Как эффективного средства нормализации обменных процессов, развития двигательных способностей и повышения функциональных возможностей организма.
Для выполнения физических упражнений циклического характера детьми среднего и саршего шкального возраста могут использоваться тренажеры и нестационарные виды отягощений, предназначенные для комплексного воздействия на опорно-двигательный аппарат. Преимущество занятий с отягощениями в реабилитационном процессе детей-инвалидов определяется их большей доступностью по сравнению с другими видами двигательной активности, а также физиологичностью и адекватностью воздействия в плане восстанови ления функциональных возможностей организма.
Педагогические воздействия в процессе занятий с отягощениями направлены на повышение адаптационно-компенсаторных возможностей организма, максимальную активизацию сохранных функций и мобилизацию физиологических резервов организма. Занятия на тренажерах после ампутации нижних конечностей проводятся с акцентом на преимущественное развитие мышц верхних конечностей, плечевого пояса, мышц спины и живота; после ампутации верхних конечностей — на развитие мышц нижних конечностей, мышц живота и спины. Такой методический подход при построении занятий позволяет повысить эффективноел педагогического воздействия с учетом уровня ампутации и изменений функционального состояния организма.

После ампутации обеих верхних конечностей могут исгользоваться тренажеры для развития мышц сгибателей и разгибателей бедра и голени (рис. 7 4; 7.5), тренажер для разгибания спины (Hyperextension Bench), тренажер для развития мышц живота (рис. 7 6). После ампутации одной верхней конечности, кроме перечисленных, применяются тренажеры и блочные устройства для развития силы мышц сохраненной конечности, в частности для развития мышц плечевого пояса, дельтовидных мышц и мышц груди (Butterfly) (ри;. 7.7), а также для развития широчайших мышц спины, сгибателей и разгибателей руки. Широко использукгся тренажеры, направленные на повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы (рис. 7.8). Для выполнения упражнений на других тренажерах необходимы специальные приспособления, обеспечивающие удержание ручек тренажера. Эти приспособления требуются после ампутации на уровне кисти или предплечья (при длине культи не менее 7 см). Приспособления состоят из приемной гильзы и захвата. Приемная гильза изготавливается индивидуально, методом блокования по гипсовой модели культи. В приспособлении на культю предплечья захват крепится на шаровом шарнире, что обеспечивает необходимую подвижность при выполнении упражнений. Применение приспособлений обеспечивает равномерную нагрузку на обе конечности (рис. 7.9).

После ампутации нижних конечностей используются тренажеры и грузоблочные устройства для развития широчайших мышц спины (рис. 7.10), дельтовидных мышц и мышц груди (рис. 7.11), для развития плечевого пояса (рис. 7.12), брусья консольные для воздействия на мышцы живота (рис. 7.13) и спины, бицепс-машина, тренажер для развития икроножных мышц сидя или стоя (Calf Machine) (после односторонней ампутации бедра или голени), Smith Machine для воздействия на мышцы пояса верхних конечностей.

Сложность и многообразие психоэмоциональных и морфо- функциональных изменений, происходящих после ампутации

конечностей, требуют дифференцированного подхода к занимающимся, который основан на комплексной оценке психофизического состояния. Данные мероприятия направлены на выявление причин и давности ампутации, тяжести ампутационного дефекта, определение сопутствующих заболеваний, продолжительности пользования протезно-ортопедическими изделиями, психоэмоционального состояния, а также показаний и противопоказаний к занятиям физическими упражнениями. Полученные данные позволяют учесть индивидуальные особенности занимающихся и служат объективными критериями для определения адекватной структуры и содержания индивидуальной программы занятий с отягощениями.
Для занятий используются тренажерные устройства, входящие в состав комплекса атлетической (силовой) подготовки, а также нестационарные виды отягощений (гантели, штанга, диски). Преимуществом при использовании тренажеров является возможность оказывать локальное воздействие на определенные мышечные группы, безопасность, минимальная возможность получения травм, простота и доступность выполнения, возможность оперативной оценки текущих результатов занятий. Однако необходимо учитывать, что выполнение упражнений на тренажерах позволяет целенаправленно воздействовать лишь на отдельные мышечные группы. Более широкие возможности предоставляет использование нестационарного оборудования. В частности, выполнение упражнений со штангой или гантелями позволяет осуществлять комплексное воздействие одновременно на несколько мышечных групп, значительно расширить объем комплекса, увеличить варианты упражнений путем варьирования техники и внешних условий выполнения, что, несомненно, важно при занятиях с инвалидами после ампутации конечностей (рис. 7.14).

Важным аспектом организации занятий с отягощениями является регулирование нагрузки в соответствии с возможностями подростков. Выполнение упражнений силового характера является наиболее некомфортным, поскольку требует проявлениямаксимальных мышечных усилий, поэтому наиболее оптимальным является режим нагрузки со следующими параметрами:
- количество занятий в недельном цикле — 2—3;
- количество упражнений в одном занятии — 6—8;
- количество подходов — 3—4;
- количество повторений — 10—12;
- интервалы отдыха — 2—3 мин.
В случае если не удается добиться выполнения 12 повторений в каждом из трех подходов, то в каждом последующем снижается величина отягощения. Объем недельной нагрузки занятий с отягощениями определяется состоянием и подготовленностью занимающихся, а также их субъективными ощущениями.
Для детей-инвалидов, перенесших ампутации на уровне бедра или голени, доступны практически все упражнения на тренажерах комплекса атлетической подготовки. Однако при наличии временных ограничений к занятиям по медицинским показаниям или вследствие недостаточной физической подготовленности выполнение ряда упражнений затруднено, поэтому большое значение имеет определение объема доступных упражнений в соответствии с возможностями занимающихся. В табл. 7.3 и 7.4 представлен примерный перечень упражнений для детей среднего и старшего школьного возраста после ампутации бедра или голени и обеих голеней. Большинство упражнений может выполняться сидя в коляске или при помощи специальных технических приспособлений, позволяющих фиксировать положение тела на тренажерах.

Таблица 7.3
Примерные упражнения с отягощениями для детей после ампутации бедра или голени

Освоение техники упражнений, как правило, происхэдит ко 2—3 занятию. В дальнейшем занимающиеся могут самостоятельно выполнять упражнения. Среди словесных методов обучения применяются описание, объяснение, инструктирование, сопроводительные пояснения и комментарии, приемы словесных оценок. Из приемов наглядного воздействия применяется показ физических упражнений. Среди практических методов и приемов обучения используются варьирование техники двигательных действий и факторов внешней среды, различные приемы оказания физической помощи (фиксация, проводка) и страховки.

Таблица 7.4
Примерные упражнения с отягощениями для детей после ампутации обеих голеней

  1. Сгибание-разгибание рук в положении сидя на наклонной скамье, штанга на груди.
  2. Сгибание-разгибание рук в положении сидя на наклонной скамье, штанга за головой.
  3. Сгибание-разгибание рук с гантелями в положении сидя на наклонной скамье.
  4. Сгибание-разгибание рук на тренажере для развития двуглавой мышцы плеча.
  5. Сгибание-разгибание рук со штангой в положении лежа на горизонтальной скамье узким хватом.
  1. Жим штанги в положении лежа на горизонтальной иш наклонной скамье.
  2. Жим гантелей в положении лежа на горизонтальной или наклонной скамье.
  3. Отведение и приведение рук в положении лежа на горизонтальной или наклонной скамье.
  4. Сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях.
  5. Приведение и отведение рук на тросовом тренажере в положении сидя.
  6. Приведение и отведение рук на блочном устройстве в положении стоя.
  1. Тяга вертикального блока за голову.
  2. Тяга вертикального блока к груди.
  3. Сгибание-разгибание рук в висе на высокой перекладине к груди или за голову.
  1. Сгибание-разгибание ног в тазобедренных суставах в положении сидя на скамье.
  2. Сгибание-разгибание туловища из положения лежа на спине.
  3. Сгибание-разгибание ног в тазобедренных суставах в упоре на консольных брусьях.

В табл. 7.5 представлены упражнения с отягощениям для детей после ампутации обеих нижних конечностей на уровне бедра или бедра и голени. Стандартные тренажерные комплексы не предусматривают технических приспособлений для данного контингента инвалидов, поэтому использование ряда тренажерных устройств представляет для них определенные трудности, а количестЕО доступных упражнений значительно снижается.

Таблица 7.5
Примерные упражнения с отягощениями для детей после ампутации обеих нижних конечностей на уровне бедра или бедра и голени

  1. Сгибание-разгибание рук в положении сидя на наклонной скамье, штанга на груди.
  2. Сгибание-разгибание рук на тренажере для развития двуглавой мышцы плеча
  3. Попеременное сгибание-разгибание рук в локтевых суставах с гантелями, сидя в коляске или на наклонной скамьг.
  1. Жим штанги в положении лежа на горизонтальной или наклонной скамье.
  2. Жим гантелей в положении лежа на горизонтальной или наклонной скамье.
  3. Отведение и приведение рук с гантелями в положении лежа на горизонта/ьной или наклонной скамье.
  4. Приведение и отведение рук на тросовом тренажере в положении сидя.
  1. Тяга вертикального блока за голеву.
  2. Тяга вертикального блока к груди.
  3. Сгибание-разгибание рук в висе на высокой перекладине к груди или за голову.
  1. Сгибание ног в тазобедренных суставах в положении сидя на скамье.
  2. Сгибание-разгибание туловища из положения лежа.

Так, стандартные тренажерные комплексы содержат лишь узкие скамьи, в связи с чем упражнения в положении лежа на горизонтальной скамье вызывают закономерные колебания туловища вследствие уменьшения величины опорной поверхности, что может привести к падению и получению травмы. Данная проблема может быть успешно решена при помощи изменения внешних условий, например использования дополнительной опоры для культей в виде коляски. Подобный методический прием позволяет сохранять равновесие и добиться технически правильного выполнения упражнений.
В процессе занятий со свободными отягощениями и на тренажерах необходимо соблюдать некоторые наиболее важные методические требования выполнения упражнений.
1. Необходимо исключить возможность промедления между повторениями в подходе.
2. Между концентрическим и эксцентрическим сокращениями следует выполнять непродолжительную паузу.
3. Следует осуществлять контроль за пассивной фазой выполнения упражнения, не допуская резкого уступающего движения.
4. При выполнении всех упражнений пассивную и активную фазы действия необходимо выполнять с одинаковой скоростью.
5. В процессе выполнении упражнений следует избегать задержки дыхания.
Соблюдение последнего методического требования вызвано тем, что выполнение силовых упражнений может сопровождаться существенными перепадами артериального давления. При натуживании в результате уменьшения венозного возврата крови и соответственно сердечного выброса уменьшается систолическое и повышается диастолическое артериальное давление. Подобные колебания артериального давления можно нивелировать при помощи специальных методических приемов. На этот счет существует несколько точек зрения. Одни авторы рекомендуют выполнять вдох в активной фазе упражнения, т.е. при преодолении внешнего сопротивления (Морозова О.В., 1998), другие считают, что вдох следует выполнять в пассивной фазе (Яшина Т.А., 1998; Мухина А.В., 1999), третьи допускают оба варианта, но при этом советуют руководствоваться субъективными ощущениями (Уайдер Д., 1992). Однако следует учитывать возможность задержки дыхания при выполнении вдоха в активной фазе движения. Именно задержка дыхания при выполнении упражнения может привести к увеличению внутригрудного давления, которое оказывает сопротивление венозному возврату крови к сердцу. Компенсаторным явлением в деятельности организма в ответ на внезапность изменения кровяного давления и его колебания может быть снижение притока крови к головному мозгу, головокружение и потеря сознания. Следовательно, учитывая возможность изменения внутригрудного давления вследствие мышечного напряжения при преодолении внешнего сопротивления, логично и физиологически правильно сочетать вдох с пассивной фазой движения, а выдох — с активной. При занятиях с детьми-инвалидами рекомендуется именно этот вариант. Если при выполнении упражнений имеют место трудности в согласовании правильной техники и дыхания, допускается произвольное дыхание. Лишь после достаточного освоения техники упражнений внимание можно концентрировать на обучении согласованности дыхания в соответствии с фазами двигательного действия.
Допуск детей-инвалидов к занятиям на тренажерах основывается на результатах тщательного медицинского осмотра, оценки физического состояния, выполнения функциональных проб и других критериях врачебно-педагогического контроля.

Читайте также: