По окончании календарного года уполномоченный направляет доклад о своей деятельности

Обновлено: 17.05.2024

Деятельность Уполномоченного по правам ребенка строится на основе принципов справедливости, ответственности, гуманности, открытости, объективности и доступности, а также взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области, их должностными лицами, ответственными за обеспечение и защиту прав и законных интересов ребенка.

Уполномоченный по правам ребенка осуществляет свою деятельность в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка", Уставом (Основным Законом) Владимирской области, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Владимирской области.

К полномочиям Уполномоченного по правам ребенка относятся:

1. Уполномоченный по правам ребенка действует в пределах компетенции, установленной настоящим Законом, и не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области, должностных лиц.

2. В целях выполнения своих функций Уполномоченный по правам ребенка:

1) осуществляет прием граждан, рассматривает обращения, касающиеся фактов нарушения прав и законных интересов ребенка, жалобы граждан на решения или действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области, их должностных лиц, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, нарушающих права и законные интересы ребенка;

2) рассматривает информацию, предоставляемую правоохранительными органами, касающуюся фактов нарушения прав и законных интересов ребенка;

4) содействует повышению информированности детей, а также их законных представителей в области прав и законных интересов ребенка, в том числе через средства массовой информации;

5) принимает в пределах своей компетенции меры к урегулированию споров между детьми и их родителями (законными представителями), а также между детьми, их родителями (законными представителями) и органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области, их должностными лицами, организациями, действия которых обжалуются;

6) направляет органам государственной власти, органам местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области, их должностным лицам, руководителям организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушения прав и законных интересов ребенка, заключения, содержащие рекомендации по восстановлению нарушенных прав и законных интересов ребенка и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем;

7) направляет в компетентные органы обращения о привлечении к дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности лиц, в действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и законных интересов ребенка;

8) информирует правоохранительные органы о фактах нарушения прав ребенка;

9) вносит в органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка;

10) принимает участие в разработке нормативных правовых актов Владимирской области, затрагивающих вопросы соблюдения прав, свобод и законных интересов ребенка;

3. По окончании календарного года Уполномоченный по правам ребенка готовит доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка во Владимирской области. Указанный доклад направляется Губернатору Владимирской области, в Законодательное Собрание Владимирской области и подлежит опубликованию.

4. Уполномоченный по правам ребенка может направлять в органы государственной власти специальные доклады, касающиеся вопросов соблюдения и защиты прав и законных интересов ребенка.

Уполномоченный по правам ребенка в целях выполнения возложенных на него задач имеет право:

1) взаимодействовать с органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области, их должностными лицами, организациями;

2) запрашивать и получать в установленном порядке материалы, документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий, от органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области, их должностных лиц, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

3) по предъявлении удостоверения беспрепятственно посещать по вопросам своей деятельности органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований Владимирской области, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

4) привлекать по согласованию квалифицированных специалистов, создавать экспертную группу либо совет по правам ребенка на общественных началах из числа ученых и специалистов, работающих с детьми;

6) принимать участие в заседаниях Законодательного Собрания Владимирской области, работе межведомственных комиссий, совещаниях, конференциях администрации Владимирской области при обсуждении вопросов, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка.

Право на обращение с жалобой имеют все физические лица независимо от каких-либо цензов, в том числе возраста.

При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе: 1) беспрепятственно посещать все органы публичной власти, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, воинские части, общественные объединения; 2) запрашивать и получать от публичных органов, органов и у должностных лиц сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы; 3) получать объяснения должностных лиц, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы; 4) проводить самостоятельно или совместно с государственными органами, должностными лицами проверку деятельности органов публичной власти и должностных лиц; 5) поручать проведение экспертных исследований; 6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях.

По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов публичной власти, руководителями предприятий, общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, администрацией мест принудительного содержания.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе: 1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, а также участвовать в процессе; 2) обратиться с ходатайством о возбуждении административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица; 3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу акта суда; 4) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

Важным направление деятельности Уполномоченного является анализ информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб. По результатам этого анализа Уполномоченный направляет свои предложения государственным органам, субъектам права законодательной инициативы о совершенствовании законодательства и правоприменительной практики.

По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности высшим органам федеральной государственной власти. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.




Право на обращение с жалобой имеют все физические лица независимо от каких-либо цензов, в том числе возраста.

При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе: 1) беспрепятственно посещать все органы публичной власти, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, воинские части, общественные объединения; 2) запрашивать и получать от публичных органов, органов и у должностных лиц сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы; 3) получать объяснения должностных лиц, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы; 4) проводить самостоятельно или совместно с государственными органами, должностными лицами проверку деятельности органов публичной власти и должностных лиц; 5) поручать проведение экспертных исследований; 6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях.

По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов публичной власти, руководителями предприятий, общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, администрацией мест принудительного содержания.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе: 1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, а также участвовать в процессе; 2) обратиться с ходатайством о возбуждении административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица; 3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу акта суда; 4) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

Важным направление деятельности Уполномоченного является анализ информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб. По результатам этого анализа Уполномоченный направляет свои предложения государственным органам, субъектам права законодательной инициативы о совершенствовании законодательства и правоприменительной практики.

По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности высшим органам федеральной государственной власти. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.

1. Должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий.

2. Запрошенные материалы и документы и иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.

Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

1. Уполномоченный осуществляет взаимодействие с общественными наблюдательными комиссиями, сформированными в субъектах Российской Федерации в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

2. Общественные наблюдательные комиссии, указанные в пункте 1 настоящей статьи, ежегодно направляют Уполномоченному материалы по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.

3. Общественная палата Российской Федерации информирует Уполномоченного о том, что в соответствующем субъекте Российской Федерации сформирована в правомочном составе общественная наблюдательная комиссия, а также об изменениях в ее составе.

2. Рабочий аппарат Уполномоченного осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.

3. Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.

1. Финансирование деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата осуществляется из средств федерального бюджета.

2. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата.

4. Финансовая отчетность предоставляется Уполномоченным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Имущество, необходимое Уполномоченному и его рабочему аппарату для осуществления их деятельности, находится в их оперативном управлении и является государственной собственностью. Уполномоченный обеспечивается документами, принятыми палатами Федерального Собрания Российской Федерации, документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, иными государственными органами, общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами.

1. Уполномоченный утверждает структуру рабочего аппарата, положение о нем и его структурных подразделениях и непосредственно руководит его работой.

2. В пределах сметы расходов Уполномоченный устанавливает численность и штатное расписание своего рабочего аппарата.

1. Материальные гарантии независимости Уполномоченного, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для должностных лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации.

2. Права, обязанности и ответственность работников рабочего аппарата Уполномоченного, а также условия прохождения ими государственной службы определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе, а также законодательством Российской Федерации о труде.

При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина.

Уполномоченный по правам человека при президенте РФ Владимир Лукин.

29 марта 2013 года президент РФ Владимир Путин на конференции Общероссийского народного фронта в Ростове‑на‑Дону заявил, что готов рассмотреть идею учреждения в России института уполномоченного по правам инвалидов.

Омбудсмен (швед. ombudsman — представитель чьих‑либо интересов) — специально избираемое (назначаемое) должностное лицо для контроля за соблюдением прав человека разного рода административными органами, а в некоторых странах — также частными лицами и объединениями. В отличие от прокуратуры осуществляет контроль и ведет расследование с позиций не только законности, но и эффективности, целесообразности, добросовестности, справедливости.

Омбудсмен может избираться или назначаться. В подавляющем большинстве стран любой гражданин вправе обратиться к омбудсмену непосредственно. Обнаружив упущение или злоупотребление, омбудсмен указывает на это соответствующему органу или должностному лицу и предлагает их устранить. В случае отказа он может обратиться в органы правосудия или в парламент. Омбудсмен действует не только по жалобам граждан, но и по собственной инициативе.

В России должность уполномоченного по правам человека (омбудсмена) учреждена Конституцией РФ 1993 года. 4 марта 1997 года официально опубликован и вступил в силу Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

Должность уполномоченного по правам человека в РФ учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

По окончании календарного года уполномоченный направляет доклад о своей деятельности президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, правительство России, Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, Генеральному прокурору РФ, руководителям министерств и ведомств, средствам массовой информации и уполномоченным по правам человека в субъектах РФ. Кроме того, по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

В специальных докладах обобщаются типичные и носящие массовый характер нарушения прав граждан, отражается деятельность федерального Уполномоченного по восстановлению нарушенных прав, предлагается комплекс законодательных, экономических, организационных, воспитательных и иных мер для искоренения этих негативных явлений.

Назначение и освобождение от должности уполномоченного относится к ведению Государственной Думы.

В соответствии с законодательством, может учреждаться должность уполномоченного по правам человека в субъекте РФ. Учреждение института уполномоченного по правам человека в субъектах РФ является их исключительной компетенцией. Только они вправе принимать решение по этому вопросу. В настоящее время омбудсмены работают в 48 субъектах РФ.

С 13 февраля 2004 года уполномоченным по правам человека в РФ является Владимир Лукин.

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа — одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для Российской Федерации создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже известен давно. В классическом виде институт омбудсмена, — так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, — был создан в 1809 году в Швеции.

До Первой мировой войны институт уполномоченного представлял собой некую скандинавскую экзотику. А вот после Второй мировой войны он получил мощное развитие. Именно в это время были приняты важные международные правовые документы в области прав человека. В частности, 10 декабря 1948 года — Всеобщая декларация прав человека. Эта дата, которую отмечает весь мир, стала Днем прав человека.

Сегодня более чем в ста странах мира есть уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что создание таких структур в большинстве случаев обеспечивает восполнение отсутствующего звена в отношениях государственной власти и населения, способствует строительству демократического правового государства, развитию правосознания граждан и должностных лиц.

Постановление о введении Декларации в действие возлагало на соответствующие комитеты Верховного Совета подготовку проекта закона, который должен был определить компетенцию Парламентского уполномоченного. Однако в то время закон принят не был.

До принятия такого закона 17 января 1994 года Государственная Дума назначила Уполномоченным по правам человека С.А. Ковалева. 10 марта 1995 года он был освобожден от занимаемой должности.

Основное требование Совета Федерации состояло в том, чтобы право Уполномоченного создавать представительства в субъектах Российской Федерации было заменено на право субъектов самим учреждать аналогичную должность, финансируемую из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В срок не позднее 30 дней со дня вступления закона в силу Государственная Дума должна была назначить Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:

* рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;
* анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
* развитие международного сотрудничества в области прав человека;
* правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;
* подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации;
* выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;
* направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации;
* обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;
* обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан;
* принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое * общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;
* анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;
* информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации;
* направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 33 Федерального закона, по окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство России, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям министерств и ведомств, средствам массовой информации и уполномоченным по правам человека в субъектах РФ.

Кроме того, по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады. За 5 лет было подготовлено и направлено в перечисленные органы 5 ежегодных и 8 специальных докладов, посвященных тем сферам жизни, где имеются существенные нарушения прав человека.

В специальных докладах обобщены типичные и носящие массовый характер нарушения прав граждан, отражена деятельность федерального Уполномоченного по восстановлению нарушенных прав, предложен комплекс законодательных, экономических, организационных, воспитательных и иных мер для искоренения этих негативных явлений.

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ является их исключительной компетенцией. Только они вправе принимать решение по этому вопросу. В настоящее время в 48 субъектах РФ работают Уполномоченные по правам человека: в Санкт-Петербурге; Республиках Башкортостан, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Татарстан, Коми, Саха (Якутия); Астраханской, Амурской, Архангельской, Волгоградской, Саратовской, Свердловской, Смоленской, Калининградской, Калужской, Брянской, Кемеровской, Липецкой, Самарской, Московской и Пермской областях; в Алтайском, Красноярском, Приморском, Краснодарском, Ставропольском краях и др. В 23 субъектах Российской Федерации учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка.

Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации создан и действует, получил признание европейского сообщества и продолжает совершенствовать свою деятельность.

13 февраля 2004 года в связи с истечением срока деятельности на должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова Государственная Дума Федерального Собрания Российской федерации назначила на эту должность Владимира Петровича Лукина

Кандидатура В.П. Лукина была предложена Президентом России В.В. Путиным и поддержана 335 депутатами. После назначения В.П. Лукин принес присягу на Конституции России и поклялся защищать права человека и гражданина, исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией России, российским законодательством.

17 февраля 2004 года Председатель Государственной Думы ФС РФ Борис Грызлов официально представил Владимира Лукина сотрудникам аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Владимир Лукин, обращаясь к сотрудникам аппарата, прежде всего, отметил заслуги своих предшественников, первых омбудсменов России — Сергея Ковалева и Олега Миронова, которые многое сделали для становления института Уполномоченного.

18 февраля 2009 года Постановлением Государственной Думы ФС РФ за № 1729-5 ГД Лукин Владимир Петрович назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на второй пятилетний срок.

Предложение о назначении В.П. Лукина было внесено в Государственную Думу Президентом РФ Д.А. Медведевым.

Вы можете посетить официальный интернет-сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации перейдя по этой ССЫЛКЕ.

Читайте также: