Трехсторонняя комиссия трудовое право доклад

Обновлено: 02.07.2024

Цели: ознакомившись с данной темой, Вы будете:

  1. Иметь представление о социальном партнерстве, его видах.
  2. Знать основополагающие начала взаимодействия сторон.
  3. Уметь анализировать особенности заключения коллективных договоров и соглашений.
  4. Разбираться в формах социального партнерства и в порядке заключения коллективных договоров.

Оглавление

2.1.Понятие и формы социального партнерства

В условиях формирования правового государства, развития рыночной экономики основным способом достижения договоренности между трудом и капиталом является социальное партнерство. Экономическая база этого процесса состоит в участии наемного труда в процессе производства, что является объективным и необходимым условием в достижении прибыли как результата производственной деятельности.

Социальное партнерство представляет собой способ регулирования социально-трудовых отношений между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями), базирующийся на взаимном учете интересов каждой из сторон, их уважении и отказе от силовых способов взаимодействия.

Правовыми и конституционными основами социального партнерства в России являются:

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005–2007 гг. (девятое соглашение социального партнерства за годы становления социального партнерства в России); и др.

Принцип взаимодействия сторон при регулировании социально-трудовых и иных непосредственно тесно с ними связанных трудовых отношений может быть реализован путем в 3 или 2 сторонней модели социального партнерства:

  • Трипартизм – это трехсторонняя модель регулирования социально-трудовых отношений, участниками которой являются государство, работодатели и работники;
  • Бипартизм – это двусторонняя модель регулирования социально-трудовых отношений на уровне организации.

Сторонами социального партнерства выступают работники и работодатели в лице уполномоченных в установленным порядке представителей. Представителями работников являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ. Например, интересы работников могут быть представлены органами общественной самодеятельности (органами общественной самостоятельности (ООС), советами трудового коллектива (СТК), стачкомами, адвокатами). Работники, не являющиеся членами профсоюза, вправе делегировать свои полномочия органу первичной профсоюзной организации (ст. 30 ТК РФ).

Кроме данных моделей законодательством установлена система уровней и формы социального партнерства (ст.ст. 26, 27 ТК РФ), которые представлены в таблице.

Система уровней социального партнерства

Формы социального партнерства

Федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации

Коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению

Региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации

Взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений

Отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях)

Взаимные консультации (переговоры) по обеспечению гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства

Территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании

Участие работников, их представителей в управлении организацией

Уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем

Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров

Основным органом социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон с наделением необходимых полномочий представителями сторон. Их задачи состоят в:

  1. обеспечении регулирования социально- трудовых отношений;
  2. ведении коллективных переговоров и подготовке проектов коллективного договора, соглашений, их заключения;
  3. организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская 3-сторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, ее членами являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

В субъектах РФ могут образовываться 3-трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Таким образом, социальное партнерство можно определить как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

2.2. Основные принципы взаимодействия сторон социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

  • равноправие сторон;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
  • полномочность представителей сторон;
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

2.3. Коллективный договор и порядок его заключения

Коллективный договор представляет собой правовой акт, который регулирует социально-трудовые отношения в организации и заключается работниками и работодателем в лице их представителей. Коллективный договор может заключаться как в организации в целом, так и в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.

Коллективный договор заключается на срок не более 3 лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более 3 лет. Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения.

Сторонами являются работники организации, то есть трудовой коллектив, от имени которого выступают их представители и их работодатель, представителем которого по уставу организации является ее руководитель.

Порядок ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора (КД) представлен в табл. 2.

Действия сторон

Сроки

Примечание, (в том числе номер статей нормативных актов)

1-й этап

Принятие решения о необходимости заключения КД и направления письменного уведомления другой стороне о начале переговоров

Если договор будет заключаться впервые – в любое время.

При наличии К. Д – 3 месяца до окончания действия старого (а также же при смене собственника)

Решение может принять собрание (конференция) трудового коллектива, профком, администрация.

2-й этап

Издание приказа, согласованного с представителем работников (СТК или профком) о формировании комиссии по коллективным переговорам, порядке и сроках работы

В 7-дневный срок с момента получения письменного уведомления о начале переговоров

Если администрация не вступает в переговоры в установленный срок, руководитель может быть привлечен к административной ответственности.

3-й этап

Подготовка проекта К. Д и обсуждение его в структурных подразделениях

В сроки, установленные комиссией

4-й этап

Утверждение К. Д на собрании (конференции) трудового коллектива и подписание его представителями сторон

В сроки, установленные комиссией

От администрации подписывает уполномоченный уставом организации руководитель.

От трудового коллектива: председатель СТК, председатель профкома либо лидер всех существующих в организации профсоюзов.

5-й этап

Уведомительная регистрация в органах труда

В 7-дневный срок со дня подписания коллективного договора

Содержание коллективного договора включает в себя как обязательственные и нормативные условия, так и информационные положения (ст. 41 ТК РФ).

Обязательственные условия закрепляют конкретные обязательства работодателя по улучшению условий труда и быта работников, которые действуют до их выполнения.

Нормативные условия закрепляют локальные нормы трудового права о различных преимуществах, предоставляемых отдельным категориям. Они могут устанавливать льготы для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. Например: дополнительные отпуска, различные доплаты и иные сверх законодательства права и льготы. Они действуют весь срок в период действия коллективного договора.

Организационные условия включают в себя: сроки действия данного договора, условия проверки и отчеты сторон, а также порядок изменения и пересмотра коллективного договора. При этом следует иметь ввиду, что условия договора, ухудшающие условия труда по сравнению с трудовым законодательством, считаются недействительным.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами и, как правило, включают в себя от 2 до 8 разделов.

Вопросы, отражающие в коллективном договоре взаимные обязательства работников и работодателя: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий, компенсаций; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков; улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья; экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; оздоровление и отдых работников и членов их семей; контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников; отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора; другие вопросы, определенные сторонами.

Административная ответственность в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке по заявлению представителей работников, соответствующих органов по труду либо по заявлению прокурора, установлена для представителя работодателя в следующих случаях:

  • за уклонение от участия в коллективных договорах;
  • за нарушение, невыполнение коллективного договора;
  • также за непредставление необходимой информации.

Ответственность профсоюзов и их работников (штатных и внештатных) наступает в случаях: организации и проведения незаконной забастовки; за невыполнение обязательств по коллективному договору.

2.4. Соглашения и их виды

Актом социального партнерства, который действует на несколько работодателей, является соглашение, определяемое ТК РФ как правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

Они содержат взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режим труда и отдыха; развитие социального партнерства; и иным вопросам, определяемым сторонами.

Виды соглашений определяются в зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений. К ним относятся: генеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые), территориальные и иные.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей).

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть двусторонними и трехсторонними.

Иные соглашения – соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения. Генеральное соглашение, отраслевые тарифные соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются комиссией, затем соглашение подписывается представителями сторон.

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Действие соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени, на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

Соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.

В тех случаях, когда на работников в установленном порядке одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные для них условия соглашений. В тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти по труду имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.

Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти по труду письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

Стороны определяют порядок опубликования соглашений. Соглашение в течение семи дней со дня подписания направляется представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду, причем вступление соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

Если в процессе регистрации соглашения выявлены условия, ухудшающие положение работников по сравнению с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, то в этом случае орган по труду сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Регулярный государственный орган социального партнерства , в который входят представители трех сторон: правительства, общероссийского объединения профсоюзов и общероссийского объединения работодателей . Создан в 1992 г.

На заседаниях РТК рассматриваются, обсуждаются и утверждаются все федеральные законопроекты, имеющие социальное значение.

Все стороны РТК представлены равными группами по 30 человек в каждой.

Главные принципы формирования РТК:

  • добровольность участия сторон
  • паритет сторон
  • самостоятельность и независимость сторон при определении состава представительств

Основные цели работы: регулирование социально-трудовых отношений , согласование интересов всех сторон РТК.

Основные задачи:

  1. ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между сторонами соцпартнерства
  2. содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне
  3. консультирование по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативно- правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда и занятости населения , трудовых мигрантов, социального обеспечения и т. п.
  4. согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики
  5. рассмотрение вопросов, возникающих в ходе выполнения генерального соглашения
  6. распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых, региональных и прочих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности комиссии
  7. изучение международного опыта, участие в зарубежных мероприятиях по теме социально-трудовых отношений и соцпартнерства, проведение в рамках РТК консультаций по вопросам ратификации и применения международных трудовых норм.

РТК имеет право:

  • проводить с федеральными органами государственной власти консультации по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-экономической политики
  • разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти предложения о принятии федеральных законов и иных нормативных актов РФ в области социально-трудовых отношений
  • согласовывать интересы общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, федеральных органов исполнительной власти при разработке проекта генерального соглашения, реализации генерального соглашения, а также при выполнении решений РТК
  • осуществлять взаимодействие с отраслевыми, региональными и прочими комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений в ходе коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения, а также иных документов, регулирующих социально-трудовые отношения и реализацию указанных соглашений
  • запрашивать у органов исполнительной власти, работодателей и (или) профсоюзов информацию о заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и о коллективных договорах в целях выработки рекомендаций по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, организации деятельности отраслевых (межотраслевых), региональных и прочих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений
  • осуществлять контроль за выполнением своих решений
  • получать от федеральных органов исполнительной власти информацию о социально-экономическом положении в РФ (в субъектах РФ), необходимую для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения, а также проектов нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, организации контроля за выполнением генерального соглашения и актов
  • участвовать в подготовке разрабатываемых проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений
  • создавать рабочие группы с привлечением ученых и специалистов
  • участвовать в проведении общероссийских межрегиональных совещаний, конференций, конгрессов, семинаров по вопросам социально-трудовых отношений и социального партнерства.

Существует должность координатора РТК, которого назначает Президент РФ. Координатор не является членом РТК, не имеет права вмешиваться в деятельность сторон комиссии и не принимает участия в голосовании.

Существуют также должности координаторов сторон, организующих деятельность каждой из них. Координаторы со стороны профсоюзов и работодателей избираются или своими сторонами, а координатор от правительства назначается правительством РФ. На данный момент координаторы сторон: от правительства - вице-премьер РФ Ольга Голодец, от профсоюзов - председатель ФНПР Михаил Шмаков , от работодателей – президент РСПП Александр Шохин.

Цели: ознакомившись с данной темой, Вы будете:

  1. Иметь представление о социальном партнерстве, его видах.
  2. Знать основополагающие начала взаимодействия сторон.
  3. Уметь анализировать особенности заключения коллективных договоров и соглашений.
  4. Разбираться в формах социального партнерства и в порядке заключения коллективных договоров.

Оглавление

2.1.Понятие и формы социального партнерства

В условиях формирования правового государства, развития рыночной экономики основным способом достижения договоренности между трудом и капиталом является социальное партнерство. Экономическая база этого процесса состоит в участии наемного труда в процессе производства, что является объективным и необходимым условием в достижении прибыли как результата производственной деятельности.

Социальное партнерство представляет собой способ регулирования социально-трудовых отношений между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями), базирующийся на взаимном учете интересов каждой из сторон, их уважении и отказе от силовых способов взаимодействия.

Правовыми и конституционными основами социального партнерства в России являются:

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005–2007 гг. (девятое соглашение социального партнерства за годы становления социального партнерства в России); и др.

Принцип взаимодействия сторон при регулировании социально-трудовых и иных непосредственно тесно с ними связанных трудовых отношений может быть реализован путем в 3 или 2 сторонней модели социального партнерства:

  • Трипартизм – это трехсторонняя модель регулирования социально-трудовых отношений, участниками которой являются государство, работодатели и работники;
  • Бипартизм – это двусторонняя модель регулирования социально-трудовых отношений на уровне организации.

Сторонами социального партнерства выступают работники и работодатели в лице уполномоченных в установленным порядке представителей. Представителями работников являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ. Например, интересы работников могут быть представлены органами общественной самодеятельности (органами общественной самостоятельности (ООС), советами трудового коллектива (СТК), стачкомами, адвокатами). Работники, не являющиеся членами профсоюза, вправе делегировать свои полномочия органу первичной профсоюзной организации (ст. 30 ТК РФ).

Кроме данных моделей законодательством установлена система уровней и формы социального партнерства (ст.ст. 26, 27 ТК РФ), которые представлены в таблице.

Система уровней социального партнерства

Формы социального партнерства

Федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации

Коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению

Региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации

Взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений

Отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях)

Взаимные консультации (переговоры) по обеспечению гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства

Территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании

Участие работников, их представителей в управлении организацией

Уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем

Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров

Основным органом социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон с наделением необходимых полномочий представителями сторон. Их задачи состоят в:

  1. обеспечении регулирования социально- трудовых отношений;
  2. ведении коллективных переговоров и подготовке проектов коллективного договора, соглашений, их заключения;
  3. организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская 3-сторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, ее членами являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

В субъектах РФ могут образовываться 3-трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Таким образом, социальное партнерство можно определить как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

2.2. Основные принципы взаимодействия сторон социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

  • равноправие сторон;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
  • полномочность представителей сторон;
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

2.3. Коллективный договор и порядок его заключения

Коллективный договор представляет собой правовой акт, который регулирует социально-трудовые отношения в организации и заключается работниками и работодателем в лице их представителей. Коллективный договор может заключаться как в организации в целом, так и в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.

Коллективный договор заключается на срок не более 3 лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более 3 лет. Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения.

Сторонами являются работники организации, то есть трудовой коллектив, от имени которого выступают их представители и их работодатель, представителем которого по уставу организации является ее руководитель.

Порядок ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора (КД) представлен в табл. 2.

Действия сторон

Сроки

Примечание, (в том числе номер статей нормативных актов)

1-й этап

Принятие решения о необходимости заключения КД и направления письменного уведомления другой стороне о начале переговоров

Если договор будет заключаться впервые – в любое время.

При наличии К. Д – 3 месяца до окончания действия старого (а также же при смене собственника)

Решение может принять собрание (конференция) трудового коллектива, профком, администрация.

2-й этап

Издание приказа, согласованного с представителем работников (СТК или профком) о формировании комиссии по коллективным переговорам, порядке и сроках работы

В 7-дневный срок с момента получения письменного уведомления о начале переговоров

Если администрация не вступает в переговоры в установленный срок, руководитель может быть привлечен к административной ответственности.

3-й этап

Подготовка проекта К. Д и обсуждение его в структурных подразделениях

В сроки, установленные комиссией

4-й этап

Утверждение К. Д на собрании (конференции) трудового коллектива и подписание его представителями сторон

В сроки, установленные комиссией

От администрации подписывает уполномоченный уставом организации руководитель.

От трудового коллектива: председатель СТК, председатель профкома либо лидер всех существующих в организации профсоюзов.

5-й этап

Уведомительная регистрация в органах труда

В 7-дневный срок со дня подписания коллективного договора

Содержание коллективного договора включает в себя как обязательственные и нормативные условия, так и информационные положения (ст. 41 ТК РФ).

Обязательственные условия закрепляют конкретные обязательства работодателя по улучшению условий труда и быта работников, которые действуют до их выполнения.

Нормативные условия закрепляют локальные нормы трудового права о различных преимуществах, предоставляемых отдельным категориям. Они могут устанавливать льготы для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. Например: дополнительные отпуска, различные доплаты и иные сверх законодательства права и льготы. Они действуют весь срок в период действия коллективного договора.

Организационные условия включают в себя: сроки действия данного договора, условия проверки и отчеты сторон, а также порядок изменения и пересмотра коллективного договора. При этом следует иметь ввиду, что условия договора, ухудшающие условия труда по сравнению с трудовым законодательством, считаются недействительным.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами и, как правило, включают в себя от 2 до 8 разделов.

Вопросы, отражающие в коллективном договоре взаимные обязательства работников и работодателя: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий, компенсаций; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков; улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья; экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; оздоровление и отдых работников и членов их семей; контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников; отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора; другие вопросы, определенные сторонами.

Административная ответственность в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке по заявлению представителей работников, соответствующих органов по труду либо по заявлению прокурора, установлена для представителя работодателя в следующих случаях:

  • за уклонение от участия в коллективных договорах;
  • за нарушение, невыполнение коллективного договора;
  • также за непредставление необходимой информации.

Ответственность профсоюзов и их работников (штатных и внештатных) наступает в случаях: организации и проведения незаконной забастовки; за невыполнение обязательств по коллективному договору.

2.4. Соглашения и их виды

Актом социального партнерства, который действует на несколько работодателей, является соглашение, определяемое ТК РФ как правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

Они содержат взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режим труда и отдыха; развитие социального партнерства; и иным вопросам, определяемым сторонами.

Виды соглашений определяются в зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений. К ним относятся: генеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые), территориальные и иные.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей).

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть двусторонними и трехсторонними.

Иные соглашения – соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения. Генеральное соглашение, отраслевые тарифные соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются комиссией, затем соглашение подписывается представителями сторон.

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Действие соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени, на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

Соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.

В тех случаях, когда на работников в установленном порядке одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные для них условия соглашений. В тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти по труду имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.

Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти по труду письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

Стороны определяют порядок опубликования соглашений. Соглашение в течение семи дней со дня подписания направляется представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду, причем вступление соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

Если в процессе регистрации соглашения выявлены условия, ухудшающие положение работников по сравнению с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, то в этом случае орган по труду сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Часть шестая утратила силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

Судебная практика и законодательство — ТК РФ. Статья 35. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" и Регламентом Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в целях координации работы департаментов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказываю:

Читайте также: