Музыкальные инструменты ханты и манси доклад

Обновлено: 04.07.2024

Корпус инструмента по форме напоминает лодку: снизу округлённый, сверху покрыт крышкой, в которой просверлены резонаторные отверстия разной формы. Конец шейки вырезан в виде птичьей, иногда- конской головы. В угловом пространстве между корпусом и шейкой натянуты от 7 до 13 струн, сделанных из меди или бронзы. Тембро-звуковые возможности арфы позволяют использовать её в сочетании с другими музыкальными инструментами.

ВОЛШЕБНЫЙ ТОРСАПЫЛ
С к а з к а

Жил шаман со своей шаманихой. Был у шамана волшебный торсапыл (арфа семиструнная), сделанный из поющего дерева, с пятью струнами из лосиных жил. Шаман с женой работать не любили, а жили лучше всех своих родичей — хантов. Богатство и еду доставал им волшебный торсапыл.
Сядет поседевший шаман перед очагом, потрясет своими косичками и говорит жене:
- Клади-ка, жена, на колени мне пятиструнный торсапыл, сделанный из поющего дерева. По правую сторону положи топор для камлания, по левую - сверкающий лезвием на солнце нож, а остроконечную пику поставь перед очагом под самый дымоход.
Жена тут же исполняет его приказание. Резво заиграет шаман на своем волшебном торсапыле и запоет гнусавым голосом:
- Тринь-тринь, лосиные жилы! Тринь-тринь, поющее дерево! Пусть годовалый бычок бедняка Хартаганова прилетит ко мне через мой широкий дымоход! Тринь-тринь! Жду я!
И неведомая сила хватает вдруг бычка, легко поднимает его, как пушинку, в воздух и несет выше деревьев прямо к юрте шамана и бросает бычка в дымоход. Падая в дымоход, бычок напарывается на пику. Довольный шаман топором приканчивает его, снимает острым ножом шкуру, и начинает с женой варить да жарить нежное мясо.
Захочется вдруг шаману новую ягушку — шубу для жены завести. Сядет перед очагом, прикажет жене подать волшебный торсапыл, топор, нож, пику. Заиграет и запоет:
- Тринь-тринь, лосиные жилы! Тринь-тринь, поющее дерево! Пусть новая разузоренная ягушка молодой жены батрака Севли прилетит ко мне через мой дымоход! Тринь-тринь.
И вот сшитая новая ягушка молодой жены Севли, подхваченная неведомой силой, быстрее громового ветра летит над лесом прямо к юрте шамана и падает через дымоход как раз на острый конец пики.
Шаман, улыбаясь, берет новую разузоренную ягушку и наряжает в нее свою шаманиху.
Чего бы ни захотели заиметь шаман и его жена, волшебный торсапыл все доставлял им без промедления. Совсем разорили он сородичей - хантов. Жирных оленей и красивую одежду, рыболовные сети и юркие лодки, добытую ценную пушнину и деликатесную рыбу — все отобрали у бедняков с помощью волшебного торсапыла. Шаман и шаманиха в округе самыми богатыми стали, а бедняки-ханты разорились и не знают, куда девалось их добро. Стали нищенствовать и умирать с голоду.
Однажды бедняк Хартаганов собирал в лесу ягоды себе на пропитание. Вдруг он увидел, как над дремучим лесом быстрее громового ветра пронеслась чья-то охотничья собака прямо к юрте шамана и упала в дымоход. Видно, шаман захотел завести новую оторочку из собачьего меха на подоле своей пышной малицы.
С тех пор в народе быстрее ураганного ветра пошел невероятный слух, что все их добро, оказывается, грабит ненасытный шаман. Ханты возненавидели его.
Узнал об этом всезнающий шаман и решил отомстить бедняку Хартаганову. Немедленно сел перед очагом и крикнул жене:
- Подай скорей мой волшебный торсапыл! Приготовь топор и нож! Крепче поставь пику под дымоход! Я накажу этого болтуна Хартаганова, не умеющего держать язык за гнилыми зубами!
Заиграл он неистово и стал орать гнусаво:
- Тринь-тринь, лосиные жилы! Тринь-тринь, поющее дерево! Пусть обманщик бедняк Хартаганов прилетит в мой дымоход и напорется на остроконечную пику! Тринь-тринь! Жду я!
Бедняк Харатаганов в это время был во дворе и чинил последнюю оставшуюся сеть. Вдруг какая-то неведомая сила начала резко поднимать его вверх. Испугавшийся Хартаганов стал хвататься за угол своей ветхой юрты, звать людей на помощь. Но невесть откуда взявшаяся и неподвластная ему сила оторвала его от родной земли и понесла над лесом быстрее громового ветра прямо к юрте шамана и бросила в дымоход.
Но бедняк Хартаганов был храбрый человек. Падая в очаг, он смело и ловко ухватился обеими руками за острый конец пики и перебросил себя через шамана на середину юрты.
Всесильный и жадный шаман впервые испугался, перестал играть и даже выронил торсапыл. Хартаганов сразу почувствовал себя раскованным и вмиг догадался, что торсапыл не простой, а волшебный. Бедняк моментально схватил торсапыл и юркой белкой, выскочил из юрты.
Шаман с шаманихой с ревом кинулись догонять его, стали умолять Хартаганова, чтобы он возвратил им волшебный торсапыл. Сулили ему всякое добро, которое хранилось в семи амбарах. Но остроумный Хартаганов не послушался их и, прибавив в беге, прибежал с волшебным торсапылом к своим сородичам — беднякам-хантам. И решили озлобленные бедняки-ханты навеки избавиться от жадного шамана. Самый старший из бедняков — опытный старик Пурысь-Ики — взял волшебный торсапыл, искусно заиграл и громко запел:
- Тринь-тринь, лосиные жилы! Тринь-тринь, на сто голосов поющее дерево! Пусть шаман, приносящий людям зло, навеки исчезнет из нашей тайги, пусть наше добро, отобранное им, вернется обратно к нам. Тринь-тринь-тринь!
Не успел седовласый старик Пурысь-Ики закончить свою песню, как юрта шамана вместе с хозяином и хозяйкой оторвалась от земли и понеслась над тайгой быстрее громового ветра в далекую полночную сторону.
Разошлись довольные бедняки-ханты по своим убогим юртам и видят: все их добро, нажитое нелегким трудом, находится на месте. Обрадовались ханты, устроили по этому счастливому случаю большой праздник и стали жить счастливо.
И до сих пор никто о шамане не жалеет, ведь он вместо добра приносил людям зло. И всем живущим на земле не надо об этом забывать.

Записал со слов Семена Родямова
и литературно обработал Роман РУГИН

Б У Б Е Н (пензер)

Бубен (пензер) – музыкальный инструмент, принадлежность шамана. Он имеет вид плоского барабана, имеющего 11/2 фунта в диаметре и около 9 дюймов длины; одно основание его обтянуто кожей, а другое открыто и снабжено двумя крест на крест положенными деревянными палочками, служащими ручкой. Для обтяжки бубна требуется кожа только что заколотого оленя, которого пожертвовал сам шаман или его пациент. Это обычно дикий олень-самец. С помощью тупого ножа она очищается от волос и жира и натягивается на инструмент ещё мягкой и сырою. Покрышка бубна выкраивается из передней части спины оленя (без шеи).

Другой способ изготовления бубна такой: вырезанный кусок шкуры мочили в воде, затем свёртывали и держали некоторое время на солнце, чтобы выпала шерсть. После этого в центр шкуры вкладывали и затягивали ремешком какой-нибудь предмет, например, серебряный рубль. Через некоторое время шкуру натягивали на обод и прикрепляли к нему, а затем этот предмет вынимали. Образовавшаяся слабина исчезала при последней сушке на солнце. Досушивали бубен над огнём костра на перекладинах. Рукоятку бубна делали из любого дерева. Для бубна ещё необходима палочка-колотушка, также обтянутая оленьей кожей (со лба осеннего телёнка) с короткими волосами. Этой палочкой шаман бьёт в бубен. Палочке-колотушке ножом придавали лопаткообразный вид.

Бубен шаману делался не сразу, а спустя несколько лет после начала его шаманской деятельности. При этом шаман-учитель указывал новичку, где нужно срубить лиственницу для остова бубна. После нескольких лет использования шаман указывал, где нужно подвесить подвески (колокольчик, железные или медные подвески).

Для ямальских ненцев характерными являлись бубны овальной или яйцевидной формы, размерами, примерно, 60 х 50 см. Обечайка из лиственницы, шириной от 8 до 10 см представляет собой обруч, соединённый в одном месте путём прошивки ремешков.

В Малоземельской тундре встречается бубен несколько иной конструкции, так как он меньших размеров (около 40 см в диаметре), круглой формы. Рукоятка его представляет собой две деревянные палки, одна из которых длиной в 26 см образует как бы хорду и прикреплена к обечайке (с одной стороны она вставлена в отверстие обечайки, с другой- привязана к обечайке ремешком). На расстоянии 15,5 см от одного конца рукоятка имеет четырёхугольное сквозное отверстие, в которое вставлена под прямым углом к первой вторая деревянная палочка длиной 6 см. Этот тип бубна не встречается больше ни в каких других районах Ямала.
Колотушки к таким бубнам имеют обычно длину 40 см и форму лопатки с рукояткой. Конец рукоятки часто изображает лицо. Широкую часть лопатки обёртывали мехом или кожей и обвязывали тонкой верёвочной или жильной ниткой.

Бубны используются шаманами при совершении религиозных обрядов, так как считается, что их звук обладает магической силой, способной отгонять злых духов. Под громкие звуки бубна шаман общался с духами и через него духи передавали свою волю людям. Бубен передавался по наследству от отца к сыну, потому что считалось, что он приносит удачу семье и человеку, которому завещан.

В настоящее время бубны как музыкальный инструмент используются танцевальными коллективами Ямала при исполнении национальных ненецких танцев, танцев ханты и манси.

В звучании древних инструментов – шум ветра и шелест листьев, плеск рыбы и пение птиц, шорох крадущегося хищника и звуки северного сияния… Послушаем, как звучит Арктика.

Содержание

История музыкальных инструментов коренных народов Севера интересна и самобытна. В большинстве своем они создавались не для услады слуха, а для проведения ритуальных обрядов. Даже само умение играть на музыкальном инструменте воспринималось как способность вступать в связь с духами, предками и природой. Для каждого ритуала использовался свой инструмент.

Варган


Варган (он же комус, хомус, комыс, аманхуур, тумран, зубанка) – музыкальный инструмент, представляющий собой рамку (из кости, дерева, металла) с колеблющимся в ее проеме язычком. Его приводят в движение пальцем, ладонью или дерганием за нитку. Музыкант держит инструмент у рта – звучание варгана зависит от дыхания и артикуляции исполнителя. У народов Арктики варган в первую очередь использовали шаманы – для вхождения в транс.

Слушаем варган


Олена УУТАй – хомусист из Якутии


Древний хантыйский тумран

Бубен


Бубен, пожалуй, главный инструмент северных шаманов. Под громкие звуки бубна шаманы общаются с духами, а духи передают через него свою волю людям. Изготавливаются бубны в целом по одной технологии: на деревянную кольцеобразную основу натягивалась шкура животного. Бубен, несмотря на довольно большой диаметр – от 40 до 80 см, довольно легкий, чтобы можно было плясать с ним долгое время без устали.


Бубен передается по наследству от отца к сыну: считается, что он приносит удачу семье и человеку, которому завещан.

Слушаем бубен


Шаманский обряд с бубном у нганасан


Саамская певица Eivør с бубном


Докфильм о бубнах народов Севера


Бубны в Ненецком автономном округе


Бубен и колотушка – экспонаты Ненецкого краеведческого музея

Кантеле


Кантеле – струнный щипковый инструмент у вепсов, карелов, финнов… По виду и звучанию он больше всего напоминает гусли. Корпус кантеле выдалбливали из стволов березы или ольхи. Струны делали из конского волоса или жил, и было их от 5 до 10, у современных инструментов – до 39 металлических струн.


У современных кантеле струны металлические, а число их доходит до 36, иногда до 39.

Слушаем кантеле


Калевальская руна в исполнении Анастасии Красильниковой


Мастер-класс по игре на кантеле от Центра народного творчества Республики Карелия


Докфильм о виртуозном кантелисте Максиме Гаврилове

Нерыпь


Играют на нерыпи смычком в форме лука. Инструмент держат вертикально на правом или левом колене и водят смычком по струнам.

Нерыпь (или нэрнэ-ив) – скрипка овальной или грушевидной формы, выдолбленная из цельного куска дерева (обычно ели). Обычно у нерыпи ханты – две струны, у манси –одна. В старину инструмент делали из конского волоса или сухожилий лося, сейчас – из металла. Но даже на паре струн искусный исполнитель может передать все оттенки человеческого голоса – здесь и песня, и плач, и причитание…

Слушаем нерыпь


Хантыйская скрипка: секреты изготовления и завораживающее звучание


Ученик музыкальной школы играет на нерыпи

Нарс-юх


В старину на нарс-юхе играли только мужчины: под него исполняли героические песни о подвигах богатырей, былины, танцы на медвежьем празднике. Использовали его и шаманы при камланиях, и музыканты-лекари. Сегодня инструмент осваивают и женщины.


В старину нарс-юх считался исключительно мужским инструментом, но сегодня его осваивают и женщины.

Слушаем нарс-юх


Лекция о хантыйских музыкальных щипковых инструментах


Профессиональный музыкант играет на нарс-юхе


Завораживающие звуки нарс-юха

Тор-сапль-юх


Мастера, обыгрывая сходство музыкального инструмента с журавлиной шеей, украшают его оконечность резными птичьими головами.

Слушаем тор-сапль-юх



Мастер традиционных хантыйских музыкальных инструментов Герман Наков


Тор-сапль-юх в Свердловском областном краеведческом музее им. О. Е. Клера

Вывко


И ненцы, и ительмены с помощью вывко старались вызывать сильный ветер, чтобы прогнать комаров, оводов и избавиться от жары.

В наше время вывко воспринимается не столько как музыкальный инструмент, сколько как народная игрушка для детей. Причем полезная: считается, что она развивает мелкую моторику рук и координацию движений у малышей. В вывко можно играть и вдвоем, нужно только действовать сообща, иначе звука не будет.

Делаем вывко своими руками


Воспитатель Марта Великадовна показывает, как сделать вывко


Вылсу – экспонат Губкинского музея освоения Севера


Пособие по изготовлению игрушек из дерева от мастеров Ямала

Шаманская погремушка


Погремушки делались из сырой кожи, дерева, высушенных горл гусей, мочевых пузырей животных. Наполнителями служили камешки, семена или мелкие косточки. Ритуальные погремушки украшались перьями, бисером, рисунками.

У некоторых коренных северных народов – например, ительменов – погремушка (хырхэрэчх) была главным шаманским инструментом. Бубен появился у ительменов уже в ХХ веке, но погремушку так и не заменил: он стал атрибутом ительменских плясок, домашних торжеств, но никак не священной собственностью шамана.

Знакомимся с шаманскими традициями


Ненецкие шаманы в Нарьян-Маре


Звуки шаманских погремушек


Докфильм о нганасанском шаманизме

Оревун


Звук из оревуна извлекается уникальным способом – человек не выдыхает воздух, как при игре на других духовых инструментах, а, наоборот, втягивает в себя струю воздуха. Инструмент при этом держит раструбом вниз.

Исследователи отмечали, что звуки оревуна близки и по названию, и по интонации к шаманскому зову – у эвенков этот жанр называется эривун. А еще ученые выяснили, что возгласы на оленных манках составляют основу для мелодической традиции эвенков в целом: их песни, даже не имеющие отношения к охоте, во многом перекликаются с возгласами оревуна и других манков, а значит и со звуками природы.


Верхнеленские эвенки при помощи оревуна отохотились на изюбря (оленя). Животное, отвлекаясь на звуки, подходил ближе к охотникам.

Знакомимся с традициями эвенков


Осенняя охота на изюбра в Якутии


Докфильм о коренных жителях Якутии эвенках

Конковур


Играть на конковуре – целая наука. Как правило, для этого нужно несколько музыкантов. При этом они должны быстро переходить от исполнения к танцу.


Поразительно, как из цельного бревна можно создать инструмент, способный извлекать красивые мелодии!

Актуальность

Проблема культурного наследия всегда вызывала большой интерес у всех людей. И это неудивительно, так как мы должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать, самореализовать себя как личность, любящую Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой. В обстановке межнациональных конфликтов, нестабильности, экономических трудностей наблюдается дефицит духовных ценностей, который может быть снят именно тем духовным потенциалом, который содержится в народной культуре. Актуальность исследования обусловлена возросшим вниманием общества к самобытной культуре малочисленных народов Севера, несущей в себе богатство и красоту их духовного мира. Гипотеза исследования: песенный фольклор ханты и манси богат, самобытен, оригинален, отражает могущество, силу и красоту суровой северной природы.

Объект исследования

Музыкальная культура хантыйского и мансийского народов

Предмет исследования

Музыкальные инструменты и песни народов Югры.

Цель работы

Познакомить с музыкальной культурой народов Югры и музыкальными инструментами, представить личности, способствовавшие передаче национальных культурных традиций коренных народов, познакомить с песнями народов ханты и манси.

Задачи

1. Изучить литературу по теме.

2. Систематизировать материал.

Вступление

Основная часть

Музыкальные инструменты ханты и манси САНКВЫЛТАП, НАРСЬЮХ

Wrwe234er3w3t34tt4e.jpg


ЖУРАВЛЬ- ЛЕБЕДЬ - АРФА






Кугель-юх - струнный старинный смычковый музыкальный инструмент с деревянным корпусом с выемкой, наподобие скрипки. Обычно имеет 2 или 3 струны, сделанных из сухожильных нитей либо конского волоса, который натягивали и на смычках.Играли на этом инструменте сидя, держа его перед собой, и водя смычком по струнам. Звук инструмента весьма мелодичный, но недостаточно громкий. На кугель-юхе играли как женщины, так и мужчины. Применялся на праздничных церемониях, в основном, на медвежьем празднике или на небольших торжествах. Распространён, в основном, у народов ханты.


НЕРЫПЬ (нэрнэ-ив)


Нерыпь (нэрнэ-ив) - мансийская скрипка овальной или грушевидной формы, выдолбленная из цельного куска дерева. Нерыпь более сложный в отличие от шумовых и ударных инструментов, что говорит о высоком культурном уровне развития северных народов. У нерьпи всего лишь одна, редко две струны, сделанные из конского волоса или из сухожилий лося. Инструмент по звучанию напоминает плач, она передаёт все оттенки человеческого голоса. Играют на нерыпи смычком в форме лука (канифоль- сосновая смола - для смычка находится рядом - на задней стороне корпуса скрипки. При игре нерыпь держат вертикально на правом или левом колене и водят смычком по струнам. Иногда раскачивая инструмент навстречу смычку. Нерыпь обычно применяется на праздничных церемониях, а также для камерного исполнения. НИН-ЮХ (нинг-юх) Нин-юх (нинг-юх) – мужской струнный смычковый музыкальный инструмент, разновидность нерыпи только меньшего размера. Распространён у народов ханты и манси. Нин-юх (нинг-юх) имеет деревянный овальный корпус с двумя или тремя струнами, сделанными из сухожилий оленя (лося) или конского волоса. По внешнему виду и звучанию струн напоминает обычную скрипку, поэтому играют на нём также как и на скрипке с помощью смычка, отличающегося по форме от смычка, которым играют на нерыпи. Считается камерным музыкальным инструментом, на котором играли в небольшом обществе по вечерам, поэтому широко применяется на домашних праздниках.


Погремушка - музыкальный мансийский шумовой инструмент. Это звуковая игрушка, сделанная из материала животного происхождения, в частности, из зоба глухаря. Изготавливают погремушку вручную так. Пузырь промывают водой, засыпают золой (песком), которую в нём перетирают , тем самым удаляя остатки животных тканей. После такой обработки стенки пузыря утоньшаются, и его вновь промывают водой. Насыпав предметы, создающие шумовой эффект, пузырь надувают воздухом, завязывают отверстия и высушивают. При встряхивании пузырь тарахтит и грохочет. Погремушка находит применение в детской игре.


Хантыйская и мансийская музыка О древнем происхождении музыки ханты и манси свидетельствуют изображения музыкантов и музыкальных инструментов на камнях (со 2-го тыс. до н. э.), сохранившиеся на территориях их расселения. Истоки этой музыки устной традиции - многообразны. В её основе - традиционная музыкальная культура древнейших обитателей бассейна средней и нижней Оби - кочевых оленеводов и полуоседлых охотников, рыбаков и собирателей. Xантыйская и мансийская музыка - главным образом одноголосная вокальная. Все формы хантыйской и мансийской музыки от простых танцев и бытовых напевов и наигрышей до обрядовых вокально-инструментальных композиций, циклов ("Ойкэ Уй ат эргы" - "Пять песен Медведя" манси) основаны на импровизации. Основные формы бытования - чаще всего сольные песни, сольные инструментальные наигрыши и пьесы, танцевальная музыка, музыка религиозных ритуалов, а также музыка эпоса (напевно или речитативно исполняемые сказания). Ханты и манси отличаются исключительной музыкальностью. Каждый человек имеет как минимум две собственные личные именные песни (у хантов - маарэм, у манси - амки эргум) : детскую личную именную песню, подаренную ребёнку вскоре после рождения матерью, и взрослую личную именную песню, сочинённую им к совершеннолетию (некоторые имеют также личный именной инструментальный наигрыш). Эти песни - обереги, призванные охранять и приносить счастье, сопровождают их владельца всю жизнь. Реже встречается третья разновидность личных именных песен - песня-автобиография, сочиняемая пожилым человеком в предчувствии смерти. Характер древней трудовой деятельности хантов и манси, полуоседлого быта таёжных рыбаков-охотников, их религиозно-мифологич. мировоззрение предопределили самобытную систему образности музыки, где большую роль играют образы мудрого, мужественного умелого охотника, рыбака и оленевода, хозяина леса - Медведя (как бы представителя верховного бога Нуми Торума на земле), лебедя, журавля, коня, лося и др. животных, растений, рек, леса, гор и другие образы природы. Среди жанров песен хантов и манси: трудовые (охотничьи, рыбацкие, оленеводческие), календарные, семейно-бытовые - колыбельные (у хантов - нюхатли ариль, у манси - няврамэ улылы) и лирические (в том числе любовные); героич. песни-сказания и исторические песни; личные именные; танцевальные; тотемизмо-религиозные песни - медвежьи (правильнее - песни Медвежьего игрища, у манси - Уй йиквавэ эры), песни о Торуме (уманси - Нумптормасьэрги), мухоморные, песни опьянения (у мапси - айем эрги). .

Заключение

Мы живем на древней земле. Мы живем на земле древних народов ханты и манси. Так будем внимательны к их традициям, культуре, она интересна самобытна и глубока.

Список литературы

1.Балучевский Ю.С., Фролов В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. - 10-е изд.- Л.: Музыка, 1990.- 344с.

4.Владимирский С. О чём поёшь, нарс-юх? //Мир Севера 2001.- №6.- С.44 - 46

5.Гемуев И.Н. Легенды и были таежного края. - Новосибирск; Наука, 1989.

7.Коробова Э.О. Народов малых не бывает. - М; Молодая гвардия. 1991.

10.Ромбандеева Е.И. История народа манси и его духовная культура. -Сургут; Северный дом, 1993

Актуальность. Югра…. Это край, в котором я родился, живу и учусь. Югорская земля таит в себе множество природных богатств. Она наполнена невероятными загадками, преданиями, чудесными традициями. Здесь проживают добрые и интересные люди, сумевшие выжить на протяжении многих веков в суровых климатических условиях. Это – коренные жители севера: народы ханты и манси.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Зарождение музыкальной культуры

Знакомство с музыкальными инструментами Бубен Журавль Тумран Пятиструнная продолговатая цитра или санквылтап Погремушка

Значение музыки в жизни народов ханты и манси

Результаты анкетирования : Диаграмма 1 Диаграмма 2

Пятиструнная продолговатая цитра или САНКВЫЛТАП Тор- сапль - юх Бубен

Цель: познакомиться с музыкальной культурой народов Югры и музыкальными инструментами, познакомиться с песнями народов ханты и манси.

Предварительный просмотр:

среди обучающихся начальных классов общеобразовательных организаций

и организаций дополнительного образования города Нижневартовска

Музыкальные инструменты – культурное наследие Югры

Шарипов Мунис Махмараджабович,

муниципальное бюджетное общеобразовательное

Тюрина Светлана Геннадьевна,

учитель начальных классов,

муниципальное бюджетное общеобразовательное

  1. Теоретическая часть…………………………. …….…….………………. 4
  1. Зарождение музыкальной культуры ………………..………………5
  2. Знакомство с музыкальными инструментами. ………. 5
  3. Значение музыки в жизни человека……………. …………. ….10
  1. Практическая часть…………………. ……. ……………..…..………. 12 Заключение…………. …………………………………….…………. …….….13

Приложение I. Анализ результатов анкетирования………..………………. 15

Актуальность. Югра…. Это край, в котором я родился, живу и учусь. Югорская земля таит в себе множество природных богатств. Она наполнена невероятными загадками, преданиями, чудесными традициями. Здесь проживают добрые и интересные люди, сумевшие выжить на протяжении многих веков в суровых климатических условиях. Это – коренные жители севера: народы ханты и манси. Изучение культуры своего края важно для нашего развития и актуально в настоящее время для нас, как подрастающего поколения. В этом году исполняется 900 лет с момента первого упоминания Югры в русских исторических летописях. Это точка отсчета официальной истории и культуры нашего края. И я считаю, что человеку нужно знакомиться с разными культурами, тем более с культурой народов, которые живут рядом с нами. Поэтому, я захотел узнать о музыкальной культуре народа, на земле которого я живу, поближе познакомиться с его фольклором, послушать игру на национальных инструментах, самому к ним прикоснуться.

Цель работы над проектом : познакомиться с музыкальной культурой народов Югры и музыкальными инструментами, познакомиться с песнями народов ханты и манси.

Объект: музыкальная культура хантыйского и мансийского народов.

Предмет: музыкальные инструменты и песни народов Югры.

Область применения результатов проекта:

- использовать как обучающее пособие для детей дошкольного и школьного возраста на занятиях, а также в досуговой деятельности в кругу семьи;

-на уроках проектной деятельности;

- на уроках литературного чтения, русского языка, математики, технологии, изобразительного искусства, окружающего мира;

- во внеурочной деятельности.

Для достижения цели и выполнения задач я использовал в своей работе следующие методы :

- диагностический - проведение анкетирования, беседы;

- поисковый и описательный, предполагающий анализ собранного материала;

- аналитический, предполагающий систематизацию отобранных данных.

1.1. Зарождение музыкальной культуры

Хантыйская и мансийская музыка. О древнем происхождении музыки ханты и манси свидетельствуют изображения музыкантов и музыкальных инструментов на камнях (со 2-го тыс. до н. э.), сохранившиеся на территориях их расселения. Истоки этой музыки устной традиции - многообразны. В её основе - традиционная музыкальная культура древнейших обитателей бассейна средней и нижней Оби - кочевых оленеводов и полуоседлых охотников, рыбаков и собирателей.

Xантыйская и мансийская музыка - главным образом одноголосная вокальная. Все формы хантыйской и мансийской музыки от простых танцев и бытовых напевов и наигрышей до обрядовых вокально-инструментальных композиций, циклов ("Ойкэ Уй ат эргы" - "Пять песен Медведя" манси) основаны на импровизации. Основные формы бытования - чаще всего сольные песни, сольные инструментальные наигрыши и пьесы, танцевальная музыка, музыка религиозных ритуалов, а также музыка эпоса (напевно или речитативно исполняемые сказания).

Основные виды музыкального творчества: песни, песни-танцы (как правило, с чертами пантомимы), наигрыши, шаманские камлания, музыка дошаманских действ (празднеств-игрищ Кита, Моржа, Оленя, Медведя и др.), сказок и эпоса. Музыкальные жанры группируются в циклы: календарно-трудовой, ритуально-культовый, танцевально-игровой, родо-семейно-бытовой, мифо-эпический и др.

1.2. Знакомство с музыкальными инструментами

Главные музыкальные инструменты - бубен различных типов (символ музыки, проекция-модель жилища-шатра, Земли, Луны, Солнца, Вселенной, олицетворение мужского начала, а также волшебный посредник между людьми и духами; по поговорке оленеводов, есть "три священные вещи: олень, огниво и бубен").

( мансийское название бубна – койп)

Описание: http://surwiki.admsurgut.ru/wiki/images/thumb/9/9d/Wrwrwrtw2et4e.jpg/250px-Wrwrwrtw2et4e.jpg

Широко распространён варган-зубанка (т.н. "зубной бубен" - "женский" аналог бубна). Ударные и шумовые инструменты - "пропеллеры"-жужжалки, чуринги-завывалки, металлические колокольчики и погремушки, трещотки (у айнов, нивхов и ульчей - бревно-барабан).

В настоящее время бубны как музыкальный инструмент используется танцевальными коллективами при исполнении национальных танцев ханты и манси.

ЖУРАВЛЬ - ЛЕБЕДЬ – АРФА- ТОР- САПЛЬ-ЮХ


Журавль - национальный струнный щипковый музыкальный инструмент в виде плавной треугольной рамы, внутри которой натянуты струны различной длины и настройки.

Инструмент состоит из резонансного корпуса с декой, верхней дуги, струн. Передняя часть корпуса загибается вверх и переходит в шейку. На конце шейки обычно вырезают птичью голову, таким образом, общий вид инструмента напоминает птицу. Струны натягиваются между нижней и боковой частями инструмента.


Аналогичные музыкальные инструменты существовали у манси и селькупов, ближайших соседей угров, но принадлежащих к самодийской языковой группе. Играли на этих арфах только мужчины, исполняя традиционные героические или торжественные песни. Играли двумя руками: левой перебирали струны, воспроизводя мелодию, а правой, защипывая нижнюю струну, создавали ритм.


ТУМРАН

Тумран - хантыйский губной язычковый инструмент из кости. Тумран состоит из тонкой (примерно 1,5 мм) костяной пластинки, длиной 13-14 см и шириной около 1,5 см, в которой сделана прорезь, образующая язычок. С правой стороны тумрана привязана веревочка.

На тумране играть достаточно сложно. Чтобы извлечь мелодию, необходимо уметь создавать правильное колебание язычка и владеть особой техникой дыхания.

Тумран - хантыйский инструмент. В отличие от санквылтапа (нарсъюха) или бубна, входящих в музыкальную культуру всех региональных местностей проживания ханты и манси, тумран был распространен в основном у восточных и приобских ханты.

В отличие от игры на санквылтапе, нарсъюхе и бубне, которая выполняла прежде всего обрядовую функцию, основная сфера применения тумрана - необрядовое музицирование. Как правило, на тумране играли женщины. Голос у тумрана (томрана) – магический и завораживающий, поэтому ханты и манси считают, что он отгоняет злых духов и излечивает больных.


ПЯТИСТРУННАЯ ПРОДОЛГОВАТАЯ ЦИТРА, НАРС-ЮХ ИЛИ САНКВЫЛТАП

Пятиструнная продолговатая цитра или санквылтап - в переводе с языка ханты - играющее дерево, музыкальный струнный щипковый инструмент. Длиной около метра, корпус напоминает лодку.

На корпусе инструмента вырезан крест – резонаторное отверстие. Три, а чаще пять струн изготовлены из сухожилий либо оленьих кишок. Нарс-юх сугубо мужской инструмент.

Под этот инструмент исполняются мужские героические песни о подвигах легендарных богатырей, эпические былины - тарнын-ары. Под звуки этого инструмента исполняются танцы на медвежьем празднике, при сольном пении.


Нын – юх, наркасьюх(хант.) – нэрнэ – йив (манс.) – однострунный смычковый инструмент (у восточных ханты – две струны).

При изготовлении этого инструмента используются те же породы дерева, что и для других национальных инструментов. По органологическому определению – это чашечная шейковая лютня со смычковым способом звукоизвлечения. Шейка и резонаторная чаша изготавливаются из цельного куска дерева; для струн и смычка используется конский волос; ладки на гриф не наносятся.


Инструмент обладает скромными динамическими возможностями, поэтому на нем исполняются только песенные мелодии. Инструмент по звучанию напоминает плач, она передаёт все оттенки человеческого голоса. Считается камерным музыкальным инструментом, на котором играли в небольшом обществе по вечерам, поэтому широко применяется на домашних праздниках. ПОГРЕМУШКА –

музыкальный мансийский шумовой инструмент.

Это звуковая игрушка, сделанная из материала животного происхождения, в частности, из зоба глухаря. Насыпав предметы, создающие шумовой эффект, пузырь надувают воздухом, завязывают отверстия и высушивают. При встряхивании пузырь тарахтит и грохочет. Погремушка находит применение в детской игре.

  1. Значение музыки в жизни народов ханты и манси

Музыка существует на земле тысячи лет. С древнейших времен музыка всегда сопровождала человека . Музыка – единственный всемирный инструмент, его не надо переводить, на нем душа говорит с душой (Бертольд Ауэрбах).

Ханты и манси отличаются исключительной музыкальностью. Каждый человек имеет как минимум две собственные личные именные песни (у хантов - маарэм, у манси - амки эргум): детскую личную именную песню, подаренную ребёнку вскоре после рождения матерью, и взрослую личную именную песню, сочинённую им к совершеннолетию (некоторые имеют также личный именной инструментальный наигрыш). Эти песни - обереги, призванные охранять и приносить счастье, сопровождают их владельца всю жизнь. Реже встречается третья разновидность личных именных песен - песня-автобиография, сочиняемая пожилым человеком в предчувствии смерти.

Характер древней трудовой деятельности хантов и манси, полуоседлого быта таёжных рыбаков-охотников, их религиозно-мифологическое мировоззрение предопределили самобытную систему образности музыки, где большую роль играют образы мудрого, мужественного умелого охотника, рыбака и оленевода, хозяина леса - Медведя (как бы представителя верховного бога Нуми Торума на земле), лебедя, журавля, коня, лося и др. животных, растений, рек, леса, гор и другие образы природы.

Среди жанров песен хантов и манси: трудовые (охотничьи, рыбацкие, оленеводческие), календарные, семейно-бытовые - колыбельные (у хантов - нюхатли ариль, у манси - няврамэ улылы) и лирические (в том числе любовные); героические песни-сказания и исторические песни; личные именные; танцевальные; тотемизмо-религиозные песни - медвежьи (правильнее - песни Медвежьего игрища, у манси - Уй йиквавэ эры), песни о Торуме (у манси - Нумптормасьэрги), мухоморные, песни опьянения (у мапси - айем эрги).

Познакомившись с разнообразным материалом о народных музыкальных инструментах ханты и манси, о том, какое значение они имеют в их жизни, я решил узнать у обучающихся и учителей, а что они знают о музыке и музыкальных инструментах коренных народов нашего округа.

Мною было проведено анкетирование, где основной целью являлось выявить их знания в области музыки и музыкальных инструментов народов ханты и манси.

Результаты анкетирования представлены в Приложении I .

Исходя, из результатов анкет выяснилось, что большинство ребят и педагогов (100 %) любят слушать музыку, у каждого есть любимый инструмент. Однако традиционных музыкальных инструментов народов ханты и манси опрашиваемые, кроме бубна, не знают.


Я считаю, что основная цель моего проекта - познакомиться с музыкальной культурой народов Югры и музыкальными инструментами, познакомиться с песнями народов ханты и манси – достигнута.

Для достижения поставленной цели был определен круг задач, который реализован полностью:

Мы живем на древней земле. Мы живем на земле древних народов ханты и манси. Так будем внимательны к их традициям культуре, она интересна самобытна и глубока.

Анализ результатов анкетирования

2. Какие музыкальные инструмента народов ханты и манси вы знаете?

3. Какие народные праздники народов ханты и манси вы знаете?

На вопрос, какую музыку вы любите слушать:

  1. современную музыку – ответили 60 % детей, учителей – 87%;
  2. классическую музыку - 30 % детей, учителей – 80 %;
  3. народную музыку – 30 % детей, учителей – 37%.


.

Исходя, из результатов анкет выяснилось, что большинство ребят и педагогов (100 %) любят слушать музыку, у каждого есть любимый инструмент. Однако традиционных музыкальных инструментов народов ханты и манси опрашиваемые, кроме бубна, не знают.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Проект Музыкальная культура и инструменты народов ханты и манси .pptx

Тема: Музыкальное творчество народов ХМАО-Югры. Музыкальные инструменты наро.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: Музыкальное творчество народов ХМАО-Югры. Музыкальные инструменты наро.

Актуальность проблемы А. П. Окладников: Культура народов Севера — это культур.

Актуальность проблемы А. П. Окладников: Культура народов Севера — это культура малочисленных народов, которая с точки зрения индустриального XX века может рассматриваться как культура, требующая только защиты перед лицом нашей электронно-машинной цивилизации. Анкетирование , проведенное в нашей школе , показало , что учащиеся очень мало знают о культуре народов Севера- народов на земле которых мы проживаем.

Актуальность проблемы Из 37 учеников 3-х классов лишь 3 ученика назвали по од.

Актуальность проблемы Из 37 учеников 3-х классов лишь 3 ученика назвали по одному музыкальному инструменту народов ханты и манси. Из 10 учеников 5-х классов 6 человек назвали по одному инструменту. Из 47 опрошенных учеников не один не назвал музыкальные произведения народов ханты и манси.

Цель проекта: Создание презентации для ознакомления учащихся с особенностями.

Цель проекта: Создание презентации для ознакомления учащихся с особенностями музыкальных инструментов народов ханты и манси.

Задачи проекта: Обеспечить условия для усвоения знаний учащимися музыкальных.

Задачи проекта: Обеспечить условия для усвоения знаний учащимися музыкальных инструментов коренных народов Севера Воспитывать уважение, любовь и понимание к культуре других народов

Музыкальная культура Музыка малых народов Севера представлена обрядовыми песн.

Музыкальная культура Музыка малых народов Севера представлена обрядовыми песнопениями и инструментальными наигрышами. Шаманская музыка – кайне эрыг – форма музыкального общения с духами. Классические жанры: монсь (сказка), ар (песня), путур (рассказ), монсюпты (загадка).

Ударный шумовой инструмент Бубен . Мансийское название бубна – койп. Один из.

Ударный шумовой инструмент Бубен . Мансийское название бубна – койп. Один из главных шаманских атрибутов, который используют шаманы при совершении религиозных обрядов, так как считается, что его звук обладает магической силой, способной отгонять злых духов. В настоящее время бубны как музыкальный инструмент используется танцевальными коллективами при исполнении национальных танцев ханты и манси.

ПЯТИСТРУННАЯ ПРОДОЛГОВАТАЯ ЦИТРА , НАРС-ЮХ ИЛИ САНКВЫЛТАП В переводе с языка.

ПЯТИСТРУННАЯ ПРОДОЛГОВАТАЯ ЦИТРА , НАРС-ЮХ ИЛИ САНКВЫЛТАП В переводе с языка ханты - играющее дерево, музыкальный струнный щипковый инструмент. Длиной около метра, корпус напоминает лодку. На корпусе инструмента вырезан крест – резонаторное отверстие. Три, а чаще пять струн изготовлены из сухожилий либо оленьих кишок. Нарс-юх сугубо мужской инструмент. Под этот инструмент исполняются мужские героические песни о подвигах легендарных богатырей, эпические былины- тарнын-ары. Под звуки этого инструмента исполняются танцы на медвежьем празднике, при сольном пении. Звук нарс-юха завораживает своей мелодичностью как человека, так и животного и птицу, поэтому нарс- юх называли голосом поющего Бога

Лютня . Лютня - музыкальный струнный щипковый инструмент. Имеет вытянутый в д.

Лютня . Лютня - музыкальный струнный щипковый инструмент. Имеет вытянутый в длину овальный корпус, склеенный с плоской декой Количество струн на лютне бывает разным, от шести до шестнадцати. Играют на ней сидя, положив её на левое колено. Правой рукой защипывают струны, в то время как левая фиксирует их на грифе.

ПОГРЕМУШКА Погремушка - музыкальный мансийский шумовой инструмент. Это звуков.

ПОГРЕМУШКА Погремушка - музыкальный мансийский шумовой инструмент. Это звуковая игрушка, сделанная из материала животного происхождения, в частности, из зоба глухаря. Насыпав предметы, создающие шумовой эффект, пузырь надувают воздухом, завязывают отверстия и высушивают. При встряхивании пузырь тарахтит и грохочет. Погремушка находит применение в детской игре

Тумран (томран, варган, конколь-лонколь) - самый древний, у народов ханты и.

Тумран (томран, варган, конколь-лонколь) - самый древний, у народов ханты и манси, язычковый простонародный музыкальный инструмент. Тумран обычно делается из ребра оленя (сууп-тумран) или дерева. Представляет из себя плоскую костяную или деревянную пластинку, сужающуюся на конце, с вырезанным посередине язычком, к основанию которого привязана нитка. Голос у тумрана (томрана) – магический и завораживающий, поэтому ханты и манси считают, что он отгоняет злых духов и излечивает больных. ТУМРАН

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на н.

Читайте также: