Требования к педагогу дополнительного образования в современных условиях доклад

Обновлено: 13.05.2024

Автор: Наговицына Алла Игоревна
Должность: студентка 5 курса
Учебное заведение: Казанского Федерального университета
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Современные требования к педагогу дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование

Современные требования к педагогу дополнительного образования

появляется все больше и больше учреждений дополнительного образования.

В отечественной педагогике растет интерес к внешкольному образованию.

начали работать на постоянной основе, отвечают за организацию досуга

школьников, а также за содержательную часть свободного времени учащихся.

дополнительного образования и требования к нему.

развитии организаторских способностей.

Поскольку деятельность такого сотрудника направлена на развитие личности

ребенка, полное удовлетворение потребностей школьников в неформальном

учебных заведениях только начинает появляться такая специальность, как

большинстве своем являются люди, имеющие диплом, в котором указывается

специализация "учитель начальных классов", "учитель физической культуры"

инновационных методов в воспитательную работу.

похоже на описание должностных функций обычного учителя. Оно включает

в себя права и обязанности, определяет варианты продолжения образования,

способы вознаграждения за качественно проделанную работу. Деятельность

содержанием, формами и современными педагогическими методами. Так же

достичь желаемого результата невозможно без навыков постановки целей,

сотрудничества с детьми и коллегами. Всем этим тонкостям можно обучиться

составляющей всей работы педагога дополнительного образования.

К счастью, центры дополнительного образования есть не только в больших,

но и в провинциальных городах России. Всего в стране насчитывается более

20 тыс. таких учреждений, в них занимаются тысячи мальчиков и девочек.

множества секций и кружков различной направленности: интеллектуальной,

спортивной, вокальной, художественной.

центрах дополнительного образования детям предлагаются различные виды

деятельности, то в учебных заведениях часто выбирают 2-3 приоритетных

вида внеурочной работы. Например, в школе есть спортивные секции и есть

способствует формированию гармонично развитой личности и не в полной

мере удовлетворяет потребности учащихся и их родителей. Именно поэтому

специально для внеурочной работы со школьниками и подростками.

навыки и умения, необходимые для работы в данной сфере, должны быть

развиты в достаточной степени. Среди наиболее важных факторов, которые

влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования,

важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером

личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм

педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.

Чувство юмора и активная гражданская позиция также помогут в достижении

педагог может считаться тогда и только тогда, когда он обладает личными и

результаты своей работы.

Как же повысить свою квалификацию?

Для того, чтобы улучшить свои профессиональные качества педагоги должны

постоянно развивать творческую сторону, формировать восприимчивость ко

профессионализм педагога напрямую зависит от его интеллектуального и

духовного развития. Педагог должен постоянно следить за всеми реформами

и нововведениями, повышать свою компетентность. Так как от этого зависит

будет ли выпускник внешкольного центра готов к социальной адаптации,

самосовершенствованию, самообразованию, и вообще будет ли он активным

гражданином своей страны.

Учитель выступает гарантом реализации всех поставленных целей. В связи с

формирования профессиональной компетентности:

Проведение исследования с учениками.

Изучение инновационных педагогических технологий. Их внедрение в

Различные варианты педагогического сопровождения.

Участие в различных педагогических конкурсах, фестивалях, форумах,

демонстрация коллегам мастер-классов.

образования должен определить для себя и пройти следующие этапы:

Определение цель развития;

Разработка механизма достижения этой цели;

Проведение анализа результатов деятельности.

Так как дети, которые приходят в центры дополнительного образования,

самостоятельно выбирают секцию или кружок, та атмосфера, которая царит

на занятиях, увлекает школьников, дает им уверенность в себе, позволяет

развивать лидерские качества, чувство здоровой конкуренции. Различные

формы работы, используемые в дополнительном образовании, дают детям

возможность учиться в той области, в которой они заинтересованы и которую

учеников, следить за соблюдением правил пожарной безопасности во время

В заключение хочется отметить, что педагог дополнительного образования в

принимая участие в обязательной сертификации. Такие проверки проводят

специальные комиссии, группы, созданные из преподавателей со статусом

экспертов. Аттестация позволяет показать уровень мастерства преподавателя.

Оценить 3321 0

Современные требования к педагогу дополнительного образования

Автор: Андреева Оксана Юрьевна

Место работы: МБОУ ДОД СЮН города Димитровграда

Должность: Педагог дополнительного образования

Последние несколько лет в отечественном образовании характеризуются возрождением интереса к воспитательному и образовательному пространству вне уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной организации их досуга.

Основными задачами дополнительного образования являются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, оптимистической перспективы и приподнятости.

Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении, ориентирована на личность ребенка и развитие его творческой активности. Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. По сути дела, оно увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в основной системе образования. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность.

Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребёнка.

Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования. Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остаётся именно педагог, от профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта которого зависит качество образования. Сегодня в РФ насчитывается 18 тысяч учреждений дополнительного образования.

В задачи педагога входит руководство разнообразной творческой деятельностью обучающихся, организация внеурочной работы с воспитанниками в школе.

Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную, эколого - биологическую деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования.

Деятельность педагога направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно педагоги дополнительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности.

Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:

• быть чутким и доброжелательным;

• понимать потребности и интересы детей;

• иметь высокий уровень интеллектуального развития;

• обладать широким кругом интересов и умений;

• быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;

• обладать чувством юмора;

• располагать творческим потенциалом;

• проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.

Под профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать педагога д/о, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

работа в методических объединениях, творческих группах;

освоение новых педагогических технологий;

различные формы педагогической поддержки;

активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;

обобщение собственного педагогического опыта;

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

самоанализ и осознание необходимости;

планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

самопроявление, анализ, самокорректировка.

Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю. К. Бабанский, Б. Г. Ананьев , Т. И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:

управленческий аспект : как педагог анализирует ,планирует, организует ,контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;

психологический аспект: как влияет личность педагога на учащихся, как он учитывает индивидуальные способности учащихся;

педагогический аспект: с помощью каких форм и методов педагог ведёт обучение школьников.

К профессионально значимым качествам педагога относятся:

педагогическая направленность - важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии;

педагогическое целеполагание - умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;

педагогическое мышление-овладение системой средств решения педагогических задач;

педагогическая рефлексия-способность педагога к самоанализу;

педагогический такт-отношение к ребёнку как главной ценности.

И ещё одним важным дополнением к педагогу дополнительного образования является умение стимулировать собственную творческую деятельность и творческие способности учащихся. В системе дополнительного образования акцент делается не столько на объяснение детям того или иного предметного знания, сколько на развитии их интереса к расширению индивидуально значимого знания. Роль педагога в заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования.

Профессия педагога, являющаяся одной из самых древнейших в человеческом обществе, всегда считалась не только ответственной, но и сложнейшей.

Педагог дополнительного образования должен иметь все качества идеального, современного, компетентного и профессионального педагога. А идеальный педагог – это образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Сегодня возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем, необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, устойчивой к стрессам, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Поэтому у педагогов учебных заведений должны быть уже сформированы основные компетенции для их успешной педагогической деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Основные пути развития профессиональной компетентности педагога исходя из современных требований в:

освоение новых педагогических технологий;

различных формах педагогической поддержки;

активном участии в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;

обобщении собственного педагогического опыта;

использовании ИКТ.

А совершенствование качества развития и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае, курсы повышения квалификации подтверждают свою эффективность и дают возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, возможность узнать о новых требованиях и технологиях современного образования, и прежде всего, встретится с единомышленниками: с людьми, искренне преданными своему делу.

Я считаю, что современный педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:

быть чутким и доброжелательным;

понимать потребности и интересы детей;

иметь высокий уровень интеллектуального развития;

обладать широким кругом интересов и умений;

быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;

быть активным;

обладать чувством юмора;

располагать творческим потенциалом;

проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

Таким образом, развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Профессионально компетентным можно назвать педагога д/о, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования (новая редакция)

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 5 мая 2018 года № 298н

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266; 2016, № 21, ст. 3002; 2018, № 8, ст. 1210),

Министр М.А. Топилин

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 5 мая 2018 года № 298н

Содержание

I. Общие сведения

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

I. Общие сведения

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ

Специалисты по методике обучения

Преподаватели по программам дополнительного обучения

________________
1 Общероссийский классификатор занятий.

Отнесение к видам экономической деятельности:

Образование дополнительное детей и взрослых

(наименование вида экономической деятельности)

________________
2 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

уровень (подуровень) квалификации

Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам 3

Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы

Организация досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы

Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания

Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы

Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы

Организационно-
методическое обеспечение реализации дополнительных
общеобразовательных программ

Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых

Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования

Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ

Организационно-
педагогическое обеспечение
реализации дополнительных общеобразовательных программ

Организация и проведение массовых досуговых мероприятий

Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых

Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности

________________
3 К дополнительным общеобразовательным программам относятся программы различной направленности: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам

Происхождение обобщенной трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Педагог дополнительного образования
Старший педагог дополнительного образования 4
Тренер-преподаватель 5
Старший тренер-преподаватель 6
Преподаватель 7

Требования к образованию и обучению

Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки"
или
Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки"

Требования к опыту практической работы

Для старшего педагога дополнительного образования - не менее двух лет в должности педагога дополнительного образования, иной должности педагогического работника

Для старшего тренера-преподавателя - не менее двух лет в должности тренера-преподавателя или педагога дополнительного образования соответствующей направленности

Особые условия допуска к работе

Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации 8

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации 9

При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей экскурсий с обучающимися - прохождение инструктажа по обеспечению безопасности жизнедеятельности

При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей туристских походов, экспедиций, путешествий с обучающимися - прохождение обучения по дополнительным общеобразовательным программам

________________
4 Старший педагог дополнительного образования с целью обеспечения координации деятельности педагогов дополнительного образования и оказания им методической помощи дополнительно выполняет функции, описанные в обобщенных трудовых функциях В "Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" и С "Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" настоящего профессионального стандарта.

5 Наименование должности используется при реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта.

6 Старший тренер-преподаватель с целью обеспечения координации деятельности тренеров-преподавателей и оказания методической помощи дополнительно выполняет функции, описанные в обобщенных трудовых функциях В "Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" и С "Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" настоящего профессионального стандарта.

7 Наименование должности используется в организациях дополнительного образования при реализации дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих образовательных программ в области искусств (детские школы искусств по видам искусств).

8 Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.308, 2010, N 52, ст.7002, 2013, N 27, ст.3477, 2014, N 52, ст.7554, 2015, N 1, ст.42).

Читайте также: