Толерантность и права человека доклад по обществознанию

Обновлено: 05.07.2024

Введение
Все мы живем в обществе, в котором проживают миллиарды людей, каждый день встречаемся с разными людьми знакомыми и незнакомыми для нас и порой даже не задумываемся о том, что каждый из них - это уникальная, неповторимая личность. Хотя у каждого из нас есть свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. У каждого есть что-то свое, неповторимое.

Цель: Рассказать обучающимся о “толерантности” и познакомиться с этим понятием.


  • Изучить информационно – познавательную литературу по данной теме.

  • Формировать у обучающихся представление о толерантности.

  • Воспитать чувство уважения друг к другу.

1. Толерантность. Что это такое?

Среди многих наук, без которых не обойтись человечеству, есть одна, совершенно необходимая - это наука общения, наука взаимоотношений между людьми. Человек никогда не бывает один, поэтому необходимо усвоить эту науку, овладеть умением вести себя среди людей так, чтобы и вам и всем было хорошо, приятно, удобно. Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создаёт основу человечества.

Сегодня мы поговорим о таком понятии как - толерантность. Что же это за слово такое – толерантность. Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному.

Русский словарь трактует это слово как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.

Все мы разные: блондины и брюнеты, люди разных рас и национальностей: азиаты, евреи, русские, армяне, украинцы, молдаване… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Об этом и о том, какие должны быть взаимоотношения между людьми, сегодня мы с вами и поговорим.
Толерантность. Что это такое? –

Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!

2. Историческая справка
На рубеже XVIII – XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь. Он отличался тем, что при разных правительствах он оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.


  • Естественная (натуральная) толерантность-

  • Моральная толерантность -

Нравственная толерантность -

Интолерантный путь - характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

4. Официальный день толерантности

Притча: «Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека и общества в целом.

Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия и т.п.

В сегодняшнем обществе происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь. В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. Чтобы научиться понимать людей, нужно научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.


  • Уважай собеседника.

  • Старайся понять то, о чем говорят другие.

  • Отстаивай свое мнение тактично.

  • Ищи лучшие аргументы.

  • Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

  • Стремись учитывать интересы других.

Нам кажется что, Россия - это большой дом, в котором живут старики, взрослые и дети. У каждого члена этой большой семьи свой характер, свои увлечения и все друг друга любят и уважают. Так почему же мы, понимая все это, не можем навести порядок в своем доме? Почему мы не можем услышать друг друга, постараться понять, простить? Жить так, как живут в больших, счастливых семьях? Терпимость и понимание. Мудрость и доброта. Не может в большой счастливой семье быть нелюбимого ребенка.

Заключение
Я надеюсь, что моё выступление не оставит никого равнодушным, т.к. только

уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. А чтобы вам было легче в пути, воспользуйтесь этим рецептом:

Рецепт счастья:

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути!
Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

Использованная литература:

1. Аверзаев И. И. О формировании толерантности у учащейся молодежи / И. И. Аверзаев // Воспитание школьников. – 2010. - № 7. – С.64- 66.

2. Бураков М. Ко всем с уважением. 16 ноября – День толерантности / М. Бураков // Уральский рабочий. -2009. – 14 ноября. – С. 3.

3. Войновская Т. Уважение к другому: Может стоит потренироваться? / Т. Войновская // Народное образование. – 2009. - № 2 – С. 216- 217.

4. Гаврилова Е. Проблемы толерантности и пути их решения в школьном пространстве / Е. Гаврилова // Социальная педагогика.- 2010. - № 1 – С. 45- 49.

5. Добрынина Е. Тройка по толерантности / Е. Добрынина // Рос. газ. – 2007. – 22 марта. – С. 9.

6. Елисеев С. М. Особенности политической толерантности студенчества / С. М. Елисеев // Социологические исследования. – 2010. - № 6. – С. 45- 51.






Права человека и толерантность. Кратко

Поэтому единственная задача государственного аппарата принуждения — защищать, признавать и соблюдать права человека, как об этом прямо сказано в нашем Основном законе, Конституции. Собственно, аппарат этот — плата за несовершенство человека. Если бы мы не были объектами или субъектами нарушения собственных и чужих прав — мы бы легко могли обойтись без госчиновников. Но разумный гражданин понимает, что они — неизбежны и придется содержать их за наш общий счет. Естественно, при условии, что власть стоит на страже наших прав и мы имеем возможность открытой мирной процедурой сменять наемников общества.

Но если такой процедуры нет, конституционные права граждан нарушаются, а люди при власти озабочены лишь собственным благополучием, то тем самым порождается напряжение, которое, в конце концов, может принять недопустимые формы. Это означает, что соблюдение принципов прав человека и толерантности не просто моральный долг, но необходимое условие мирной жизни и внутри страны и в рамках всего человечества. Сегодня особенно явно видно, что земля — это единый дом для всех людей. И ответственность за происходящее в этом доме возрастает с каждый новым гаджетом, достижением науки, другом в социальной сети. С соседями не принято ссориться. Мало того, просто с целью повышения безопасности жилья, МВД рекомендует поддерживать с соседями дружелюбные отношения. Конечно, каждый любит свою семью больше всех на свете. Но в основе соседских отношений — признание за каждым права так же любить своих родных. Ничто так не портит отношений между семьями, как вмешательство в личную жизнь, особенно, когда тебя об этом не просят. Это и есть проявление толерантности, которая дает мне простой критерий для оценки слов и действий, своих и чужих.

Мои слова и поступки способствуют росту взаимоуважения между людьми или провоцируют перебранку? Новый закон или законодательная инициатива депутатов защищает и расширяет мои права или нарушает и сужает их применение? Этот политик увеличивает количество стран, настроенных к нам позитивно или плодит врагов? Новая образовательная программа направлена на воспитание самостоятельно мыслящих, уважающих чужое мнение граждан или готовит бездумных солдат, напичканных лозунгами?

Ничего нового здесь нет, большинству формулировок по правам человека, что стоят в нашей Конституции — по несколько сот лет. И они не только не потеряли своей актуальности, но с каждым днем приобретают все большее значение. Вопрос лишь в том, успеем ли мы ответить достойно на вызовы времени или сгинем, так и не успев извлечь уроков из собственной истории.

Актуальный характер проблемы толерантности в условиях отсутствия должного правового и морального регулирования, систематических нарушениях прав человека. Анализ проблем веротерпимости как толерантного отношения к носителю иных религиозных ценностей.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 25.03.2018
Размер файла 20,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Воспитание толерантности и права человека

Рашидов Сейфулла Фейзуллаевич, кандидат философских наук, доцент Восточноукраинского национального университета им. Владимира Даля.

Экономический кризис в сочетании с отсутствием общенационального единства, неразвитостью демократических институтов и низкой политической культурой граждан, в том числе и молодежи, остаются характерными чертами общественной-политической жизни Украины. Проблема толерантности приобретает актуальный характер в условиях отсутствия должного правового и морального регулирования, систематических нарушениях прав человека. В период избирательной кампании Украина становится тотально интолерантной с знакомыми ярлыками: бандеровцы, москали и т. д. (В этом смысле интересно будет проследить, в какой мере будут толерантно относиться друг к другу представители националистической и коммунистической идеологий в новом составе Верховного Совета Украины). Не случайно американский философ и педагог Джон Дьюи считал, что избирательный процесс - это не только участие в выборах, это огромное воспитательное мероприятие [3, с. 157].

Особенно толерантность актуальна для поликультурного образовательного пространства украинского государства. И вот почему. Количество поступающих в украинские вузы иностранных студентов с каждым годом возрастает. К примеру, если года 3-4 назад в Восточноукраинском национальном университете имени В. Даля обучалось менее 300 иностранных студентов, то в этом учебном году их уже свыше тысячи. В учебной аудитории за студенческой партой оказываются студентка в платке и с оголенными частями тела - носители иных идентичностей, культуры, традиций, конфессий. Это встреча разных религиозных, эстетических, этических систем, сложившихся в различных культурных сообществах, к примеру, в Луганске и Баку. В этом смысле образовательное пространство должно трансформироваться в особое культурное поле, в котором сформируются новые ценностные системы и новый тип межличностных отношений.

В поликонфессиональном социуме очень актуальна также проблема веротерпимости как толерантного отношения к носителю иных религиозных ценностей. Данная проблема зачастую остается за пределами теоретического осмысления и практического воплощения в реальном воспитательном процессе: на постсоветском пространстве нет исследователя, написавшего диссертацию по теме воспитание веротерпимости.

Какова же связь между воспитанием толерантности и правами человека?

Мы допускаем, что в одних системах социальных координат индивид может вести себя толерантно, а в других - интолерантно (или к одной социальной группе толерантно, а к иной - наоборот). В идеале любое толерантное действо должно содержать характеристики того, что необходимо принимать и терпеть, и тем самым толерантность одновременно должна очерчивать свои границы. Такими границами, определяющими содержание толерантного поведения, на мой взгляд, являются права и свободы человека, призванные обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Следовательно, толерантность (личности) - мировоззренческое и нравственно-психологическое качество индивида, позволяющее ему принимать иные, отличные от своих, социокультурные нормы в рамках соблюдения прав человека.

Права и свободы человека выступают в качестве фундамента толерантности и определяют границы интолерантного поведения. Индивид приходит к пониманию другого через признание и уважение его прав и свобод. Этот механизм лежит в основе формирования толерантного отношения к этому другому. Концепция прав человека признаёт превалирующее значение достоинства каждого человеческого существа как неповторимой и уникальной индивидуальности. Это нашло отражение как в теории прав человека, так и международных стандартах прав человека.

Еще один аспект содержания толерантного поведения: границы толерантности не должны определяться односторонне, а тем более авторитарно. Границы и содержание толерантного поведения должны устраивать субъектов взаимодействия.

В основе интолерантного поведения могут лежать разные основания: это и экономические, политические и даже бытовые причины. Приведу простой пример. Студенты-украинцы не любят иностранных студентов по причине того, что их выселяют из общежития, а на их места поселяют как раз иностранцев. Тем самым университет нарушает их права, унижает человеческое достоинство наших, украинских студентов.

В формировании толерантного человека важную роль играет также и образование в области прав человека, главной целью образования в области прав человека заключается в создании такой культурно-правовой среды, в которой все понимают, защищают и уважают права человека.Каждый индивид обязан уважать человеческое достоинство без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Мой многолетний опыт работы в общественных организациях свидетельствует о том, что наиболее эффективным инструментом воспитания толерантности является участие молодежи в работе институтов гражданского общества (Заметим: в стенах американских вузов иногда функционируют сотни общественных организаций). Совместная работа в общественных организациях представителей разных культур является формой межкультурного диалога. Диалог дает каждому возможность встречи с другими культурами, необходимыми для развития личности и общества. Обособленные и закрытые друг для друга сообщества порождают климат, враждебный для индивидуальной автономии личности и препятствуют осуществлению прав человека и основных свобод. Отсутствие диалога ведёт к стереотипному восприятию носителей иных культур, порождает взаимные подозрения и напряжённость в коммуникативном пространстве. Диалог способствует установлению доверительных отношений в коллективе. Наконец, толерантность как признание и уважение убеждений и действий других людей является условием успешной социализации. С этой целью в университетах следует поощрять политику гражданского, поликультурного образования как компонента высшего образования. Включение вопросов культурного разнообразия в учебные программы и во внеучебную работу вузов может иметь позитивное влияние на отношения к этническим, конфессиональным вопросам, на создание конструктивной академической атмосферы и более интенсивное привлечение студентов к работе в деятельности университетских студенческих организаций.

В завершении работы сделаем некоторые выводы. Толерантность - качество индивида, позволяющее ему принимать и признавать иные социокультурные нормы в рамках соблюдения прав человека, а быть толерантным означает уважать права и свободы человека, т. е. уважать его человеческое достоинство. А формирование толерантной личности означает его воспитание в духе уважения прав и свобод человека. Наконец, одним из главных инструментов в воспитании толерантности является межкультурный диалог.

3. Дьюи Д. Реконструкция в философии. Проблемы человека / Пер. с англ., послеслов. и примеч. Л. Е. Павловой. - М.; Республика, 2003.- 494 с.

4. Ильинская С.Г. Толерантность как принцип политического действия: история, теория, практика. - М., Праксис. - 2007. - 288 с.

Подобные документы

Факторы осуществления толерантного воспитания учащихся в рамках отдельных предметов и при организации внеклассной и внешкольной работы. Условия формирования личности в сфере этнической толерантности. Программа мероприятий по развитию толерантности.

дипломная работа [71,6 K], добавлен 12.11.2013

Педагогические и психологические подходы воспитания толерантности. Структура и качественные характеристики компонентов толерантности младших школьников. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию толерантности учащихся в условиях начальной школы.

дипломная работа [371,3 K], добавлен 10.06.2015

Психолого-педагогическая характеристика ребенка младшего школьного возраста. Опытно-поисковая работа по воспитанию толерантности у младших школьников на примере МБОУ - СОШ № 168 г. Екатеринбурга. Мероприятия по формированию толерантного поведения у детей.

курсовая работа [217,8 K], добавлен 20.06.2012

Критерии и виды толерантности. Формирование толерантного отношения в подростковом возрасте, его особенности. Значение ситуации в воспитательном процессе и изучение концепции воспитательной работы школы. Ситуационный анализ фестиваля и анкетирование.

дипломная работа [165,9 K], добавлен 04.05.2011

Сущность принципа толерантности. Факторы, оказывающие влияние на формирование межнациональной терпимости. Планирование лагерной смены, направленной на осуществление принципа толерантности в условиях детского оздоровительного лагеря "Сокровища наций".

дипломная работа [56,1 K], добавлен 17.02.2012

Проблемы толерантности и бесконфликтности, умения работать в группе и жить в коллективе в современной системе образования. Характеристики основных определений толерантности. Ответственность педагогов по воспитанию толерантности у подрастающего поколения.

реферат [2,9 M], добавлен 04.06.2015

Методы и формы воспитания толерантности у учащихся. Стратегии поведения родителей, воспитывающих агрессивного ребенка. Анализ казахстанских программ по формированию толерантного сознания у детей дошкольного возраста. Причины враждебного поведения.

Толерантность – это один из социологических терминов, обозначающий терпимость к чему-либо иному, чуждому индивиду мировоззрению и взглядам по различным вопросам, образу жизни и поведению, а так же к чужой культуре, обычая и традициям.

Толерантность может основываться на терпимости и уважению к иному полу (гендерная толерантность), к другой расе, нации или этносу (расовая и национальная толерантность), к иной религии и политическим взглядам , к людям, страдающим определенными заболеваниями и отклонениям , а так же многие другие основания, которые могут быть разнообразны так же, как бывают разнообразны люди, их привычки, их социальное и экономическое положение, их взгляды на важнейшие вопросы.

Толерантность зачастую путают с двумя другими понятиями: безразличие и принятие. Это неправильно, поскольку данный термин не подразумевает ни то, ни другой. Толерантность – это уважение к чужому выбору, предоставление человеку возможности жить так, как ему захочется, если это не нарушает чужую свободу и чужие права. Именно поэтому не может быть толерантности к социальной несправедливости, к нарушению важнейших социальных норм ( в том числе и правовых норм).

Так же толерантность не подразумевает отказа от собственных взглядов и привычек, принятие чужих основ мировоззрения как собственных, навязывания и пропаганды их другим людям. Толерантность исключает уступки, снисходительное поведение, а так же такое поведение, которое наносит ущерб другим людям и их правам.

Отношение к данному понятию так же двояко. С одной стороны, толерантность – это условие поддержания правопорядка в обществе и его дальнейшего развития, поскольку без уважения чужих взглядов в обществе процветает расизм, ксенофобия, национализм, терроризм, правовой нигилизм и другие формы ненависти между людьми и девиантного поведения. Отсутствие толерантности в обществе порождает конфликты, преступления на почве нетерпимости к чему или кому-либо, социальную напряжённость и может спровоцировать раскол в обществе, подрывающий всю его жизнь.

С другой стороны насаждение толерантности (особенно её искаженных форм) так же может повысить социальную напряженность (это мы можем видеть на примере европейских стран, где в ответ на всеобщую пропаганду обязательной терпимости к поведению, нарушающему многовековые социальные нормы, набирают популярность правоконсервативные движения, многие из которых прибегают к жесткой риторике). Толерантность может использоваться как технология манипулирования общественным сознанием. Её пропаганда может подорвать культурно-мировоззренческие основы общества или отвлечь его от более важных проблем, однако, это скорее относится к искаженному (зачастую целенаправленно) пониманию толерантности, поскольку её истинный смысл – уважение, а не перенятие и чужих взглядов и потакание чужим интересам, в ущерб своим.

Доклад 2

Сегодня нужно пробудить интерес к проблеме недостаточного толерантного отношения людей друг к другу, повышать в обществе стремление делать добро, быть милосердным. Каждый человек должен проявлять гражданскую ответственность и активность, сохранять нравственные духовные ценности, участвовать в формировании качеств толерантности.

Толерантность включает в себя такие ценности: терпимость, взаимоподдержка, уважение, дружба, мудрость, ответственность. Быть толерантным - значит воспитывать уважительное отношение друг к другу, к культурным обычаям и традициям разных народов. Необходимо развивать критическое мышление, уметь отстативать свою позицию, правильно вести диалог, чтобы при взаимоотношениях создавать атмосферу равноправия и уважения.

Международный день терпимости

Декларация принципов терпимости была принята 16 ноября 1995 года. Этот день 16 ноября стал международным днем толерантности. Согласно международному документу, терпимость - это значит толерантность, это правильное понимание многогранного спектра культур мира, уважения человеческой индивидуальности. Наиболее эффективным методом обучения людей терпимости является воспитание важных качеств: активной нравственной позиции и психологической готовности к взаимодействию с представителями разных национальностей, религиозных культур, социальными группами.

В наше время одной из важнейших задач образования является формирование у учащихся толерантного сознания как необходимого качества развивающейся личности. История даёт богатый материал по изучению уровня сформированности толерантной культуры школьников, необходимо проводить исследования по данной теме. Эффективность работы по формированию терпимости заключается в слаженной работе учителя и ученика в процессе учебно-воспитательной деятельности, что может определить динамику происходящих изменений в обществе.

Толерантность

Популярные сегодня темы

Каждый день популяция редких животных сокращается. Их губят браконьеры, уничтожают места их обитания. Человек загрязняет атмосферу, большими корпорациями и промышленностью.

Китай – государство, которое расположено в Восточной Азии и находится третьим в списке самых больших стран мира. Оно является единственным государством

Социализация – ввод индивида в общество. Процесс, когда ребенок или же индивид проходит процесс становления, начинается этап формирования личности. До этого ребенок выполняет задания родителе

Климатические пояса – это определенные территории (которые можно увидеть на климатическом атласе), с очень неровными границами, размещенные согласно широтам нашей планеты

Среди всего многообразия представителей животного мира выделяют группу животных, которые одинаково предпочитают в качестве еды как остатки растительной пищи, так и животной. К этой категории

Многие современные люди и дня не могут прожить без Интернета. Социальные сети, форумы, магазины, почта, удалённая работа — всё это давно стало привычным и необходимым для комфортной жизни.

Читайте также: