Толерантность доклад 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

В начале нового тысячелетия прогресс, достигнутый человечеством в разных областях, не стал основой для взаимопонимания и сближения людей. Имеют место факты насилия, дискриминации, нетерпимости и неуважения к человеку другой нации, веры, культуры, иной точки зрения, которые трансформируются в национальные и религиозные войны, межличностное противостояние. В связи с этим, по инициативе ЮНЕСКО 1995 год ООН провозгласила годом толерантности, а 16 ноября каждого года - Международным днем толерантности. Проблема толерантности в современном мире является темой дискуссий общественно-политических, религиозных, научных сообществ в нашей стране и за рубежом.

Что же такое толерантность? Толерантность [лат. tolerantia - терпение] – терпимость, снисходительность к кому или чему-либо Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Отсутствие духовного развития приводит к нравственному опустошению. Исчезают слова: добро – все положительное, хорошее, полезное, покаяние – признавать свою ошибку, как отречение от зла; милосердие - как милость в сердце, готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь из сострадания; благодать - как добрые дела и любовь к близким. Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее, стали меньше доверять друг другу.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Именно поэтому появилась необходимость разработать ряд классных часов, посвященных этой теме. Один из них предлагаю вашему вниманию.

Классный час: “Что значит быть толерантным?” (4 класс)

Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.

  • Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.
  • Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить решения обсуждаемых проблем, дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  • Воспитывать чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку.

Форма проведения: групповая работа с дальнейшим общим обсуждением вопросов

В основу построения данного мероприятия положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий достижению задач мероприятия.

(звучат песни о дружбе)

Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить об очень серьёзной и актуальной теме.

Дети встают в круг, приветствуют друг друга как жители разных народов мира

- сложить руки на груди (как в “молитве”) и поклониться - Япония;

- потереться носами – Новая Зеландия;

- пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу – Германия;

- показать язык – Тибет;

- крепко обняться – Россия;

- помахать рукой нашим гостям.

Учитель: Ребята, для чего люди приветствуют друг друга?

(Дети рассаживаются в группы.)

Все люди на свете разные,
Непохожие, своеобразные,
И чтобы ты их смог понять
Нужно в себе уважение к людям воспитать.

Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.

Учитель: Какими душевными качествами должны обладать люди, живущие на планете Земля, чтобы исчезли войны, ссоры, чтобы люди не страдали и перестали ненавидеть друг друга.

  • Добрый
  • Умный
  • Смелый
  • Сильный
  • Улыбчивый
  • Преданный
  • Честный.

жить в мире и согласии

Учитель: Всеми этими качествами может обладать только толерантная личность, и тогда на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи. На нашей планете живут разные люди, но все они должны уважать друг друга.

Как вы думаете, как давно появилось понятие толерантная личность ? (слайд )

Учитель: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел.

Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие "толерантность".

16 ноября является Международным днем толерантности. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно. (слайд )

Агрессия – удел бессильных,
Дорога мимо, в никуда,
Терпимость ведь не всем под силу,
Там мощь характера нужна.
Ты улыбнись с утра старушке,
Что в транспорте на всех кричит,
Ее проблемы – лишь игрушки,
Когда ты созидаешь мир.
Прими внутри чужое мненье,
Свободен каждый выбирать
Иди своей дорогой твердо
День толерантности справлять.

Учитель: Так что же такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ? Рассказ ученика (слайд)

Учитель: Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

    в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
  • во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
  • в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
  • Какое из определений вы считаете вам наиболее важным?
  • Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
  • А что же объединяет эти определения?

На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак - МОНАДА, в которой воплощена древняя восточная теория о двух силах: "Инь" темной и "Ян" светлой. В человеке также уживаются добро и зло, правда и ложь и т.д.

"Акцент на лучшее"

Обратимся к образу монады.

Темное пятно - на светлом фоне и светлое - на темном фоне.

Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного.

Упражнение "Камушек в ботинке"

Прошу ребенка найти в себе то, что мешает ему жить в мире с самим собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).

Упражнение "Жемчужина в раковине"

Предлагаю отыскать в себе то, что является наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).

Как мы видим у всех людей есть свои достоинства как "Жемчужина в раковине" и недостатки как "Камушек в ботинке", и все мы желаем толерантного отношения к себе.

  • уважение мнения и прав других
  • доброжелательность
  • желание что-либо делать вместе (сотрудничество)
  • уважение человеческого достоинства
  • чуткость, милосердие
  • сострадание,
  • прощение,
  • принятие другого таким, каким он есть,
  • жестокость,
  • неуважение,
  • эгоизм,
  • нетерпимость,
  • пренебрежения, (слайд)
  • зависть, унижение,
  • равнодушие,
  • агрессивность, лживость, предательство

Учитель: Предлагаю вам посмотреть сценку по рассказу В.Осеевой “Кто всех глупее” и определить к какому лепестку цветка она подходит.

ав. Валентина Осеева

“Кто всех глупее”

Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню.

Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит - мальчик большой и сильный.

Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня - хозяйка, трогать её нельзя.

Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала.

Вот и спрашивает её Барбос:

- Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.

- Я не такая глупая, как ты, - отвечает Барбосу утка.

- Есть глупее меня, - говорит пёс и на Таню показывает.

Услыхала Таня.

- И глупее меня есть, - говорит она и на Ваню смотрит.

Оглянулся Ваня, а сзади него никого нет.

- Чему учит рассказ?

- К какому лепестку цветка это проявление толерантности?

Учитель: Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный. (слайд)

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, категоричностью, эгоизмом, непониманием, выражением пренебрежения, равнодушием.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь.

- Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление толерантности.

Послушаем отрывок из исследовательской работы и попробуем определить, о каких качествах толерантности идет речь ( рассказ о бездомных животных и помощи им) (слайд)

Отдохнем, станцуем танец “Вместе весело шагать” повторяем слова и движения:

Чуки на пшедо - руки вперед, цун-цуна- показываем ладонями вправо, влево, оп-повернуться- идем по кругу с песней “Вместе весело шагать” (1 куплет)

Чуки на пшедо - руки вперед, локти на тыбо-локти на пояс, цун-цуна- показываем ладонями вправо, влево, оп-повернуться- идем по кругу с песней “Вместе весело шагать” (1 куплет)

Чуки на пшедо - руки вперед, локти на тыбо-локти на пояс, коленки окечь- соединить коленки, цун-цуна- показываем ладонями вправо, влево, оп-повернуться- идем по кругу с песней “Вместе весело шагать” (1 куплет),

Чуки на пшедо - руки вперед, локти на тыбо-локти на пояс, коленки окечь- соединить коленки, ножки окочешки- соединить носки ног, цун-цуна- показываем ладонями вправо, влево, оп-повернуться- идем по кругу с песней “Вместе весело шагать” (1 куплет),

Чуки на пшедо - руки вперед, локти на тыбо-локти на пояс, коленки окечь- соединить коленки, ножки окочешки- соединить носки ног, перст на пшедо- живот вперед, цун-цуна- показываем ладонями вправо, влево, оп-повернуться- идем по кругу с песней “Вместе весело шагать” (1 куплет),

Учитель: Все мы смешно выглядим, а вам удобно было бы так передвигаться всю жизнь, да с насмешками за спиной? Есть люди на земле, которые вынуждены это испытывать.

Как необходимо к ним относится?

К какому лепестку цветка подходит это проявление толерантности?

Термин "толерантность" объясняется, как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. Этому придерживался и Талейран Перигор. Он умело вел переговоры, применяя определенные правила общения. Еще Антуан де Сент Экзюпери говорил: “Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения” (слайд)

Давайте попробуем составить правили толерантного общения (работа в группах) и напишем эти правила эти правила на листах.

Правила толерантного общения: (слайд)

1. Уважай собеседника.

2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

3. Отстаивай свое мнение тактично.

4. Ищи лучшие аргументы.

5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

6. Стремись учитывать интересы других.

Соблюдая эти правила вы будете приятным собеседником, хорошим другом, и всегда в отличном настроении как у наших девочек в их зажигательном танце “Оранжевое солнце” 2

К какому лепестку цветка подходит это проявление толерантности?

Учитель: Сегодня на классном часе мы пытались ответить на вопрос: “Что значит быть толерантным?”, подведем итог с помощью японской поэзии – составим синквейн” (слайд)

2. 2 прилагательных

4 .определение понятия из 4 слов

Каждая группа зачитывает синквейн

Учитель: Что значит быть толерантным? Значит быть каким?

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря!

Учитель: В первую очередь толерантность проявляется дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, в очках и без очков, разных национальностей. Почему мы иногда подсмеиваемся друг над другом? Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. И каждый из нас неповторим и значим. О том же говорит и Библия: "Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя". Ведь все люди, независимо от расы, национальности, культуры, обычаев, положения, возраста, пола, – все одинаковы. Делать добро другим – не обязанность. Это радость, и эта радость улучшает здоровье и увеличивает счастье.

- Пусть эти слова станут для вас жизненным девизом: (читаем хором с экрана)

Мы разные – в этом наше богатство, (слайд)

Мы вместе – в этом наша сила!

- Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Давайте вместе споём песню “Друзей”

Большое всем спасибо за работу!

Литература

1. Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.

3. Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ “Сфера”. - 2003. Удошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44.

4. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.

5. Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8.

6. Морозова Л. П. Классные часы. 5 класс. – Волгоград: ИТД “Корифей”. - 2008.

7. Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.

9. Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: “Глобус”. - 2007.

10. Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.

Толерантность – это один из социологических терминов, обозначающий терпимость к чему-либо иному, чуждому индивиду мировоззрению и взглядам по различным вопросам, образу жизни и поведению, а так же к чужой культуре, обычая и традициям.

Толерантность может основываться на терпимости и уважению к иному полу (гендерная толерантность), к другой расе, нации или этносу (расовая и национальная толерантность), к иной религии и политическим взглядам , к людям, страдающим определенными заболеваниями и отклонениям , а так же многие другие основания, которые могут быть разнообразны так же, как бывают разнообразны люди, их привычки, их социальное и экономическое положение, их взгляды на важнейшие вопросы.

Толерантность зачастую путают с двумя другими понятиями: безразличие и принятие. Это неправильно, поскольку данный термин не подразумевает ни то, ни другой. Толерантность – это уважение к чужому выбору, предоставление человеку возможности жить так, как ему захочется, если это не нарушает чужую свободу и чужие права. Именно поэтому не может быть толерантности к социальной несправедливости, к нарушению важнейших социальных норм ( в том числе и правовых норм).

Так же толерантность не подразумевает отказа от собственных взглядов и привычек, принятие чужих основ мировоззрения как собственных, навязывания и пропаганды их другим людям. Толерантность исключает уступки, снисходительное поведение, а так же такое поведение, которое наносит ущерб другим людям и их правам.

Отношение к данному понятию так же двояко. С одной стороны, толерантность – это условие поддержания правопорядка в обществе и его дальнейшего развития, поскольку без уважения чужих взглядов в обществе процветает расизм, ксенофобия, национализм, терроризм, правовой нигилизм и другие формы ненависти между людьми и девиантного поведения. Отсутствие толерантности в обществе порождает конфликты, преступления на почве нетерпимости к чему или кому-либо, социальную напряжённость и может спровоцировать раскол в обществе, подрывающий всю его жизнь.

С другой стороны насаждение толерантности (особенно её искаженных форм) так же может повысить социальную напряженность (это мы можем видеть на примере европейских стран, где в ответ на всеобщую пропаганду обязательной терпимости к поведению, нарушающему многовековые социальные нормы, набирают популярность правоконсервативные движения, многие из которых прибегают к жесткой риторике). Толерантность может использоваться как технология манипулирования общественным сознанием. Её пропаганда может подорвать культурно-мировоззренческие основы общества или отвлечь его от более важных проблем, однако, это скорее относится к искаженному (зачастую целенаправленно) пониманию толерантности, поскольку её истинный смысл – уважение, а не перенятие и чужих взглядов и потакание чужим интересам, в ущерб своим.

Доклад 2

Сегодня нужно пробудить интерес к проблеме недостаточного толерантного отношения людей друг к другу, повышать в обществе стремление делать добро, быть милосердным. Каждый человек должен проявлять гражданскую ответственность и активность, сохранять нравственные духовные ценности, участвовать в формировании качеств толерантности.

Толерантность включает в себя такие ценности: терпимость, взаимоподдержка, уважение, дружба, мудрость, ответственность. Быть толерантным - значит воспитывать уважительное отношение друг к другу, к культурным обычаям и традициям разных народов. Необходимо развивать критическое мышление, уметь отстативать свою позицию, правильно вести диалог, чтобы при взаимоотношениях создавать атмосферу равноправия и уважения.

Международный день терпимости

Декларация принципов терпимости была принята 16 ноября 1995 года. Этот день 16 ноября стал международным днем толерантности. Согласно международному документу, терпимость - это значит толерантность, это правильное понимание многогранного спектра культур мира, уважения человеческой индивидуальности. Наиболее эффективным методом обучения людей терпимости является воспитание важных качеств: активной нравственной позиции и психологической готовности к взаимодействию с представителями разных национальностей, религиозных культур, социальными группами.

В наше время одной из важнейших задач образования является формирование у учащихся толерантного сознания как необходимого качества развивающейся личности. История даёт богатый материал по изучению уровня сформированности толерантной культуры школьников, необходимо проводить исследования по данной теме. Эффективность работы по формированию терпимости заключается в слаженной работе учителя и ученика в процессе учебно-воспитательной деятельности, что может определить динамику происходящих изменений в обществе.

Толерантность

Популярные сегодня темы

Каждый день популяция редких животных сокращается. Их губят браконьеры, уничтожают места их обитания. Человек загрязняет атмосферу, большими корпорациями и промышленностью.

Китай – государство, которое расположено в Восточной Азии и находится третьим в списке самых больших стран мира. Оно является единственным государством

Социализация – ввод индивида в общество. Процесс, когда ребенок или же индивид проходит процесс становления, начинается этап формирования личности. До этого ребенок выполняет задания родителе

Климатические пояса – это определенные территории (которые можно увидеть на климатическом атласе), с очень неровными границами, размещенные согласно широтам нашей планеты

Среди всего многообразия представителей животного мира выделяют группу животных, которые одинаково предпочитают в качестве еды как остатки растительной пищи, так и животной. К этой категории

Многие современные люди и дня не могут прожить без Интернета. Социальные сети, форумы, магазины, почта, удалённая работа — всё это давно стало привычным и необходимым для комфортной жизни.

Толерантность - это, в первую очередь, терпимость. Терпимость к чужим взглядам, интересам, вне зависимости от личных предпочтений. Если говорить о терминологии, то слово "толерантность" происходит от латинского “tolerantia”, означающего “терпени, терпеливость”.

Несмотря на то, что современный мир предоставляет много возможностей для самовыражения, проблема уважительного отношения к проявлению своей индивидуальности остается открытой. Одежда, музыка, спорт - каждый выбирает свой круг интересов, основываясь на своем видении мира, но, к сожалению, многие люди не понимают, или не хотят этого понять. Из-за негативного отношения к себе люди склонны считать себя ущемленным в чем-либо, поэтому и взывают к толерантности в обществе. Стоит заметить, что об этом должны знать не только те, кто притесняется, но и все люди.

Однако и здесь существует обратная сторона медали: излишняя толерантность может привести к так называемому парадоксу толерантности. Это означает, что чрезмерная толерантность ведет к ее полному исчезновению, так как толерантное отношение к нетолерантности приводит к распространению последней. Следовательно, толерантное общество не должно толерантно относиться к нетолерантности. Этот парадокс был высказан в 1945 году Карлом Поперром.

К тому же, излишняя толерантность может повлиять и на детей: вседозволенность, всепрощаемость любым проступкам сформируют соответсвенное отношение у ребенка. Избегание трудностей и избалованность принесут только больше проблем, а не решат их, поэтому в таком аспекте жизни, как толерантное отношение к другим, ясное видение ситуации, а также понимание, что принесет пользу, а что вред, невероятно важны. Следует помнить, что все хорошо в меру.

Теория без практики много результата не принесет. Как воспитать себя нравственно и стать терпимым к своему и не только окружению? Прежде всего, стоит принять то, что ни один человек в мире не должен соответвствовать чьим-то взглядам и интересам. Люди будут от остальных цветом кожи, музыкальным вкусом, и многим другим, но это вовсе не делает их хуже. Для взрослого человека с устоявшимся и сформированным мировоззрением изменить свое отношение к другим труднее, чем ребенку или подростку. Так же, как любой дом начинается с фундамента, воспитание начинается с детства. Прививать чувства уважения к другим, признавание их прав на их личную жизнь должно закладываться в детстве. Причем, причастны к этому должны быть не только родители, но и учитель, который вне семьи является для ученика наставником.

Таким образом, толерантность - это терпимое, уважительное отношение к ценностям других людей, основанное на ясном понимании того, что каждый - индивидуален и имеет право на личную независимую жизнь. Конечно, над этим надо работать с детства, но это не значит, что потерянный урок нельзя восполнить - практика и осознание того, что таким способом человек приобщается к культуре и становится лучше помогут в применении подобного отношения в жизни.

Вариант №2

Латинский термин толерантность обозначает терпение. Но значение этого понятия гораздо шире. В Декларации о толерантности ЮНЕСКО, принятой 185 странами, данное понятие раскрывается как уважение прав людей различных национальностей, культур, вероисповеданий, принятие форм и способов проявления и самовыражения индивидуальности человека во всем их многообразии. Толерантность является нормой жизни в современном многомерном мире, определяет устойчивость личности и общества. Нарушение принципов толерантности ведет к конфликтам, войнам, разрушению цивилизации. Другими словами, это способность не просто терпеть отличного от нас человека по этническим, культурным, религиозным или иным признакам, а еще признание уникальности и своеобразия его личности.

Иногда ложная терпимость близка к лицемерию или безразличию. Неприятного человека стараются просто не замечать или избегать. Часто, испытывая неприятие кого-то, пытаются подавить это в себе, стиснув зубы, не проявляя внешней враждебности. Эта скрытая нетерпимость может нанести вред самому человеку, вызывая чувства зависти, ненависти. Лишенный терпимости человек агрессивен и конфликтен. Он социально близорук, принимает лишь то, что способен видеть вблизи. И враждебно относится к тому, что находится на периферии его зрения, потому что оно плохо различимо и непонятно. Толерантность предполагает активную жизненную позицию, не отстранение, а участие во взаимоотношениях.

Толерантность – это искусство взаимопонимания с непохожими людьми. Понимание, умение встать на позицию другого делает человека толерантным. Отношения к людям и с людьми – суть человеческой жизни. Через эти отношения мы познаем мир и себя, они служат становлению нашей личности. Толерантность воспитывает способность жить с другими, принимая их право быть иными, не делая поспешных суждений, не вынося субъективных оценок. Толерантный человек обладает умением владеть собой, избегает стереотипов, признает многообразие взглядов и мнений, стоит на демократических позициях. Лишенный этого качества человек, как правило, склонен к осуждению и неприятию окружающих, не замечая собственных недостатков, все в мире делит на черное и белое, людей на хороших и плохих, стремится к авторитаризму.

Толерантность исключает понятие терпимости, как всепрощение или вседозволенность. То, что противоречит этическим нормам невозможно принять или допустить: терроризм, геноцид, расизм, наркоторговлю, торговлю детьми и многое другое. Терпимость не может быть безграничной. Еще Платон отмечал парадокс этого качества, говоря, что безграничная терпимость к нетерпимым способно погубить такое общество. Уважая права других, необходимо уметь отстаивать собственное личностное пространство и интересы.

Толерантность обогащает жизнь человека, потому что искренний интерес к другим людям, желание понять их, расширяет мировоззрение, развивает стремление к познанию мира во всех его проявлениях, накапливает бесценный жизненный опыт.

4, 5, 6, 9 класс, в школе кратко

Толерантность

Толерантность

А. Рублев-известный и уважаемый русский иконописец. Благодаря его трудам Церковь видит в нем преподобный лицей святых. Все иконы рассматривались как не объяснимые чудеса и как образцы для следующих поколений мастеров.

Ветеринар – профессия достаточно древняя. С тех пор как люди начали одомашнивать животных, появилась необходимость в людях, которые о них будут заботиться, ухаживать и лечить.

В данной работе мы постараемся исследовать жизнь и научные открытия в области биологии, одного из величайших учёных Карла Линнея. Основными достижениями Карла Линнея считаются его глубокие научные труды по классификации

Доклад был подготовлен для выступления на школьном МО классных руководителей.

ВложениеРазмер
vospitanie_tolerantnosti_u_mladshih_shkolnikov.docx 24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов Белова Г.А.

Человек, большой или маленький, никогда не живет один. Его окружают множество людей, разных по возрасту, по внешности, по характеру, мужчин и женщин, знакомых, близких, родных и совершенно незнакомых. Мало того – оказывается, ребенок не сможет стать человеком, если рядом с ним не будет взрослых людей.

Только под воздействием совместно-разделенной деятельности со взрослым могут раскрыться те потенциальные возможности, которые заложены в каждом ребенке.

Особенно важно воспитание толерантности, культуры мира и согласия в детском возрасте. Ребенок пытается упорядочить окружающий его мир, сделать этот мир понятным, предсказуемым, не таящим угрозы. Почему героями сказок для маленьких детей чаще выступают не люди, а животные? Мир взаимоотношений между людьми очень сложен, пока во многом не понятен ребенку, а зайчик в сказках всегда хороший и немного трусливый, а лиса хитрая. Ребенок отрабатывает понимание взаимоотношений сначала в упрощенной форме на сказочных героях, а уже потом учится понимать тонкости взаимоотношений между людьми.

Итак, воспитание толерантности к непохожим на тебя людям, воспитание терпимости, понимания, интереса к другому человеку и к его видению мира становится в нашем обществе одной из важнейших задач, стоящих перед взрослыми людьми по отношению к подрастающему поколению.

Работу по развитию толерантности, доброжелательности к другим людям, сопереживая им можно вести и на уроках литературы, окружающего мира, даже математики, выбирая задачи, в которых действуют отличающиеся от других люди. Важно, чтобы они выглядели в данном контексте положительными героями. Велика роль и уроков чтения. Часто мы говорим: "Книга - это открытие мира". Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.

Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

После прочтения детской сказки Г.Х. Андерсена "Гадкий утенок", предлагаю детям ответить на следующие вопросы:

объясните причины того, что никто не любил гадкого утенка, и он оказался предметом нападок со стороны других;

кажутся ли вам эти причины справедливыми и обоснованными?

считаете ли вы, что разные во всех отношениях люди могут уживаться вместе? Если могут, то какую извлекают из этого пользу, чему учатся?

На уроках окружающего мира мы с детьми идем на экскурсию в парк. Ребятам даю задание - найти два одинаковых листочка, упавших с одного дерева (специально выбираю одиноко стоящее). Дети пытаются найти. Приносят одни, другие. Мы внимательно их рассматриваем. У одних форма не очень похожая, у других разные оттенки цвета. В конце концов, дети немного устают, энтузиазм снижается. Задаю вопрос: Почему природа даже на одном дереве не создала одинаковых листьев? Ребята задумываются. Потом начинают высказывать свое мнение.

А можно ли было выполнить это задание? Ответы детей - нет.

Посмотрите друг на друга. Есть ли среди вас хотя бы двое похожих друг на друга? Ответы детей - нет.

Правильная ли это позиция? Конечно, нет. Но детям самостоятельно трудно осмыслить, в чем он не прав. Задача учителя – доказать, что другой человек имеет право быть не таким, как ты, что обществу очень нужны не только такие, как ты, но и совсем другие, непохожие на тебя. В одних профессиях или одних условиях нужны будут физически сильные люди, а в других физическая сила не имеет значения, а пригодится изобретательность, воображение. Есть профессии, в которых ценятся маленький рост и небольшой вес – например, важным условием при отборе первых космонавтов был невысокий рост. Юрий Гагарин был невысокого роста. Выдающимися актерами часто становятся не слишком красивые люди, т.к. не все герои фильмов и спектаклей красавцы. Но таких некрасивых героев нередко любит вся страна.
Конечно, чтобы воспитывать у детей уважительное отношение к другому человеку не за то, что он обладает какими-то выдающимися качествами или такими качествами, которые нравятся нам, а просто потому, что он имеет право быть другим, взрослому самому нужно воспитать в себе такую же терпимость к другим. В первую очередь, надо позволить детям иметь свою индивидуальность, быть другими, а не такими, как хотелось бы или было бы удобно нам. Ведь дети – это тоже люди, только маленькие.


ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это…  терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.


Слайд 3

Оглянитесь вокруг и посмотрите друг на друга. Вспомните своих друзей, знакомых, близких… МЫ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ!


Слайд 4

 У каждого из нас свой цвет глаз и волос, свой рост, вес, цвет кожи…  У каждого есть свое любимое блюдо, игрушка, животное…


Слайд 5

У каждого человека на Земле есть свои мысли и мечты, свой характер и взгляд на мир… Каждый из нас уникален и неповторим!


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12


Полный текст материала Презентация на тему "Что такое толерантность?"; 1 - 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Читайте также: