Тиснение и резьба по бересте доклад

Обновлено: 07.07.2024

Ключница

Ключница "Воздушный шар".

Лилии в вазе - картина на зеркале

Лилии в вазе - картина на зеркале

Шкатулка

Шкатулка "Сундучок", 22x15x15 см.

Картина на зеркале

Картина на зеркале

Магнолии - картина на зеркале

Магнолии - картина на зеркале

Пейзаж - картина на зеркале.

Пейзаж - картина на зеркале.

Бабочка Данаида - картина на зеркале.

Бабочка Данаида - картина на зеркале.

Картина на зеркале - Пейзаж.

Картина на зеркале - Пейзаж.

История берестяного промысла.

Художественные изделия из бересты - оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность.

Из бересты делались раньше и делаются сейчас туеса (бураки) - сосуды для хранения еды и питья. Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и в самый жаркий день питье в туеске оставалось холодным. За спиной он носил берестяной пестерь - плетеный заплечный мешок, на ногах лапти, часто сплетенные из бересты. Кузовки, берестянники - короба для муки и меда, лукошки, пастушечьи рожки, канаты для рыболовных снастей, - все это делалось из бересты.

По характеру орнамента северную резную бересту можно разделить на несколько видов, связанных с другими областями народного искусства - вышивкой и резьбой по кости.

История берестяного промысла.

Технология изготовления

Плетеные из бересты изделия обычно не украшают дополнительно. Главную эстетическую нагрузку несет сама форма изделия, мягкая, бархатная фактура бересты, разнообразие природного материала. Так, весенняя береста имеет холодновато-желтый цвет, а осенняя - теплая, темно-коричневая. При сочетании бересты разного цвета получается дополнительный цветовой эффект.

Заготавливают бересту в начале лета, в конце мая - июне, когда береза полна соков, и береста легко отстает от остальной коры. Если ее снимали умело, не повреждая следующий слой коры - зазелень, то это не вредило дереву, и через несколько лет на нем вырастала снова нарядная белая одежда.

Центры берестяной резьбы: Великий Устюг (Вологодская область), Семенов (Нижегородская область), Архангельская, Томская области и Якутия

Специализация: изделия из бересты

Основные изделия: корзины, шкатулки, туеса, короба, сосуды для хранения мёда и сметаны.

История берестяного промысла.

Береста и быт

Береста занимала большое место в жизни северного крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири и Дальнего Востока. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и кончая строительством дома, везде использовали бересту.

В строительстве бересту использовали в качестве изоляторов от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам береста предохраняла от гниения. Нижние венцы деревянного сруба, подоконники, перекрытия дольше служили, если между деталями конструкции прокладывали бересту. В некоторых деревнях и сейчас покрывают баньки и подсобные строения берестой из-за дороговизны рубероида. Крыша, крытая скалой (берестой), служит не меньше 40 лет.

Все, начиная с обуви и кончая шляпой, можно было сплести или сшить из бересты. В 1882 году на Всероссийской выставке в Петербурге в финском отделе был выставлен костюм, где шляпа, пиджак, штаны, сапоги были сплетены из бересты.

История берестяного промысла.

Шемогодский промысел берестяных изделий

Шемогодская прорезная береста, пожалуй, самый известный берестяной промысел в России. Знаменит он и за границей. Название свое промысел получил от речки Шемоксы, что впадает в Северную Двину ниже Великого Устюга.

Самым известным мастером этого промысла был И. А. Вепрев. Именно его изделия получили большую известность и принесли славу шемогодской бересте. Мастер имел десять медалей и дипломов различных выставок и ярмарок, в том числе и медаль Всемирной выставки 1900 г. в Париже. В 1882 г. на Всероссийской промышленной ярмарке его изделия были удостоены премии и полностью куплены императорским двором. Стоили они очень дорого: от 5 до 13 руб. за штуку, в то время как заработок крестьян, занимавшихся бурачным промыслом, по сведению Ф. Арсеньева, составлял 16 руб. за 6 зимних месяцев. В связи с большим спросом на изделия промысел постоянно расширялся. Работали не только мужчины, но и женщины, дети. 21 ноября 1908 г. в деревне . Погорелово была открыта крестьянская ремесленная школа. Изделия с прорезной берестой в основном шли за границу. В США были модными шкатулки для перчаток, автоматы для папирос. Франция и Германия тоже пользовались изделиями с речки Шемоксы. Революция 1917 г. мало повлияла на работу мастеров. Советской республике нужна была твердая валюта для подъема народного хозяйства. В 1918 г. кустари деревни Кирово-Наволок по инициативе мастера А. В. Вепрева объединились в Шемогодскую кооперативно-производственную артель. Перечень выпускаемых изделий был велик: платочницы, перчаточницы, табачницы, чайницы, рабочие ящики, коробки с выдвижными крышками, автоматы для папирос, коробки книгой, восьмиугольные и пирамидами. В 1928 г. представительство Госторга предполагало реализовать в Германии берестяных изделий на 5000 рублей золотом. А в 1930 г. Всероссийский союз промысловой кооперации обязался поставить па экспорт Кустоэкспорту берестяных изделий на 10000 рублей золотом.

История берестяного промысла.

История берестяного промысла.

Другие берестяные промыслы

Как и в Вологодской губернии, в Вятской губернии существовал промысел туесов. Они уступали во многом вологодским, особенно по декорированию. Но вятская губерния славилась промыслом берестяных тростей, которые были модными у горожан в XIX веке. Берестяные трости были легкими и прочными, к тому же прекрасно смотрелись. Круглые заготовки бересты нанизывались на металлический прут и шлифовались.

История берестяного промысла.

Это интересно

Кустарные промыслы в России имели обширное распространение и давали значительный заработок населению. По некоторым источникам, берестяным промыслом в России занималось 115 тысяч человек. Бурачный промысел занимал одно из ведущих мест.

Основной материал в крестьянском быту — дерево да береста. Из бересты делают мастера добрую посуду: туеса и бураки, обладающие чудесными свойствами (в них хорошо сохраняются еда, питье, лесные ягоды), а также набирухи для ягод и грибов, короба для хранения продуктов.


И. Фатьянов. Расписная коробейка. Мезенская роспись. Архангельская обл., 1977 г.

А еще мастерят деревенские умельцы из тонкой легкой щепы сказочных птиц. Птица-красавица с пышным веерообразным хвостом и крыльями смотрится как лучезарное солнце. Подвешенная к потолку, она кружится от легкого дуновения ветерка, словно летит, напоминая о солнце, желанной весне.

И в былые времена на Севере (в Архангельской области) делали таких птиц. Верили люди, что приносят птицы счастье, добро, охраняют покой дома, несут детишкам здоровье. Птицей счастья стали называть люди щепную птицу.


Как же делают таких птиц? Возьмет мастер сосновую чурку и начнет расщеплять один ее конец, стараясь, чтобы щепа получалась тонкой. Так один конец чурочки и расслоит. А затем начинает закладывать одну щепу за другую, цепляя их фигурными краями. Вот и получился нарядный лучистый хвост. Из другого конца чурки птицу вырежет и прикрепит к тулову крылья, выполненные из другой чурки, головку украсит нарядным хохолком. Тело у птицы гладкое, округлое, на котором вдруг расцветет— засияет лучистое солнышко. Одним словом, не птица, а загляденье!


Щепные птицы. Архангельская обл., 1980-е гг.

Любят мастера Русского Севера украшать предметы быта росписью. Давай познакомимся с мезенской росписью. Она зародилась в деревнях и селах на реке Мезень.

Рассмотри работы мастера Мартына Фатьянова. Вот по борту короба мчится вереница коней и лосей с веточками-рогами, а на крышке коробушки они мирно пасутся. Их изображения очень условны, как будто рисовала рука ребенка. Но при всей кажущейся неумелости и наивности роспись поражает изящной легкостью и артистичностью рисунка. Присмотрись к другой крышке с птицами-лебедями. В центре ее красуется ромб — древний символ плодородия, а все поле рисунка мастер заполнил ритмичным узором. По бортику крышки бегут, ритмично чередуясь, мелкие штрихи, крестики. Они образуют четкий орнамент.


Мезенские мастера украшали точно такими же узорами прялки. Взгляни на эту прялку. На золотистом фоне торжествует красновато-коричневый цвет, дополненный четким графическим рисунком. На лопасти прялки можно увидеть орнаментальные ряды, подчеркнутые широкой красной линией, фигуры бегущих оленей, лосей. Посмотри внимательно, как они решены, чем отличаются друг от друга. Тело и тонкие паутиньи ножки у них одинаковые, разница лишь в деталях. Изображения животных очень гра-фичны, они чем-то напоминают древние наскальные рисунки Карелии.

По всей поверхности прялки как бы невзначай разбросаны точки, черточки, завитки, спиральки, маленькие кружочки. Они словно усиливают движение бегущих животных и имеют строгий порядок.


И. Фатьянов. Коробушка. Мезенская роспись. 1970-е гг.


А. Пастухов. Туес с тиснением. Архангельская обл., 1977 г.


П. Жильцов. Кузов и бутыль. Архангельская обл., 1970 г.

Берестяную рубашку любят украшать северяне тиснеными узорами. У мастера имеется для этого целый набор прочных деревянных штампиков самой разнообразной формы, которые и создают нарядный рельефный узор: рождается образ земли с травами, цветами, птицами, зверями; образ неба с солнцем и звездами.

Не только на Русском Севере, но и на Урале, в других уголках России украшают берестяную утварь ажурным резным узорочьем тончайшей работы. Просечку мастера делают ножом и другими инструментами, подкладывают под верхний слой фольгу, светлую или темно-коричневую мореную бересту для большей прочности и красоты. Этот древний промысел сродни резьбе по кости или просечному металлу.


А. Пастухов. Резной туесок. Береста. Архангельская обл., 1980 г.

Просечной и тисненой берестой можно украшать ларцы, короба, блюда, шкатулки. Нарядные узоры на бересте радуют глаз и сердце красотой, которую создают не просто руки искусных умельцев — в них душа их светится.

Шемогодская береста


Перед тем, как вырезать сам рисунок, на подготовленную берестяную пластину тупым шилом наносятся контуры будущего изображения. После того, как рисунок закончен, берестяную пластину наклеивают на изделие.


Искусство резьбы по бересте принесло известность мастерам Шемогодской волости Великоустюгского уезда. Судя по сохранившимся до наших дней ранним образцам шемогодской резьбы, заметно влияние великоустюгского просечного железа, черневого искусства, северной ажурной резьбы по кости.


Серебристо-белая поверхность березовой коры сама по себе красива, но ее иногда еще и украшали тиснением или росписью, вырезали на ней сквозные орнаменты.



Вероятно, одной из причин возникновения берестяного промысла в Шемогодской волости была ее близость к Великому Устюгу, старинному центру художественных ремесел, с которым связана история черневого серебра, филиграни и скани, перегородчатых эмалей, расписных изразцов, золотного шитья, просечного железа, резьбы и росписи по дереву. Период с XVI по XVIII век был временем расцвета местной художественной культуры, достижения которой и сохранились в дальнейшем в работах народных ремесленников.


Наиболее полное описание промысла было сделано Ф. А. Арсеньевым в 1882 году: "В Великоустюжском уезде в 14 деревнях Шемогодской волости существует производство бураков из березовой коры. По прочности и аккуратности работы бураки превосходят деревянную посуду в том отношении, что никогда не рассыхаются, употребляются в домашнем быту для носки молока и под различные соленья; большие - заменяют ведра. Все бурачное производство определяется в 2800-х рублях. Промысел этот в последнее время начал падать по недостатку материала, да и не следует хотеть, чтобы он развивался, т. к. бурачное дело служит причиною громаднейшего истребления березовых лесов.


Бурачным делом занимаются в Шемогодской волости 168 человек, в числе которых 110 домохозяев. Заработок ничтожный, не превышает 16 рублей на взрослого человека в течение шести зимних месяцев. Лучшие бурачники в д. Курово-Наволок. Они делают по заказу чрезвычайно изящные бураки с мелкой вырезкой, украшенной разноцветной фольгою. Сбыт бураков в г. Устюге и скупщикам во все уезды Вологодской губернии.

Узоры на бураках всегда вырезают мастера простым остроконечным ножом; некоторые так наметились в этом деле, что прямо от руки сочиняют узор и никогда не собьются в рисунке".


По этому орнаменту шемогодскую резьбу легко узнать. Узор состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлиненными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках – круглые розетки, ягодки, трилистники. В этот орнамент могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда – даже сцены гуляния в саду и чаепития. Другой характерной особенностью шемогодской резьбы являются рамочки с геометрическим орнаментом, окружающие рисунок.


Техника резьбы не сложная, но требует прочных навыков, терпения и фантазии. На подготовленную берестяную пластину тупым шилом наносятся основные контуры изображения. Затем острым ножом вырезают рисунок и удаляют фон. Если вести нож под прямым углом к берестяной заготовке, то получится четкий контур, а если нож наклонить, то будет виден срез бересты, выявится толщина материала, рисунок приобретет мягкость очертаний. Силуэтный орнамент украшают мелкими порезками. Тиснение наносят на бересту все тем же тупым шилом. Готовую полоску вклеивают в гладко зачищенные углубления изделий. Многие мастера тонировали фон или подкладывали под ажурный узор цветную фольгу.

При резьбе очень важно соблюдать осторожность и вести линию точно по рисунку, иначе из узора выпадет нужный фрагмент и вся пластина будет испорчена. Опытные мастера безошибочно вырезают орнаментальный узор в традициях Шемогодья и без предварительной разметки рисунка. Но это по силам лишь специалистам высокого класса.

Искусство резьбы по бересте, судя по сохранившимся до наших дней его ранним образцам, испытывало влияние великоустюгского просечного железа, черневого искусства, северной ажурной резьбы по кости.

Во второй половине XIX в. промыслом резьбы по бересте занимались в 14 деревнях Шемогодской волости.

В 1981 году в городе состоялось открытие экспериментальной фабрики "Великоустюгские узоры". С этого времени А. Е. Маркова работает в составе творческой группы, созданной на фабрике. Изделия мастера все чаще стали демонстрироваться на различного ранга выставках, их приобретают музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Суздаля, Великого Устюга.


Бархатистая, с сеткой тонких редких полосок поверхность бересты безупречно красива уже сама по себе. Характерные для естественной окраски бересты оттенки золотисто-медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют друг с другом.

Тем не менее, существует много способов декорирования берестяных изделий, которые делают берестяную посуду настоящим произведением искусства. Как правило, их раскрашивают, гравируют, тиснят узорами.


Чаще всего бересту, пожалуй, украшают прорезной резьбой. Традиционный узор берестяного кружева - ажурный растительный орнамент: переплетающиеся стебли, листья, цветы.

Рис. Резьба по бересте:
а - инструменты (штампик, косяк, пробойник);
б - образцы прорезной резьбы.

Режут по бересте кончиком очень хорошо заточенного ножа, бритвой или ножницами. В местах закруглений следует пользоваться маленькими ножницами с закругленными концами, а для вырезания отверстий, наоборот - с острыми концами или ножом. Повторяющиеся кружочки можно пробивать пробойником.

Тиснение на бересте


Тиснение на бересте осуществляют вручную специальным штампиком.

Он изготовляется из твердых пород дерева, кости или металла в виде прямоугольных или круглых брусков длиной 7-13 см. На торцевой стороне брусков вырезан или выгравирован определенный орнамент (квадрат, ромб, розетка, полукруг, узорная полоска).

Глубина и равномерность тиснения зависят от силы удара молотка по штампику и правильной его установки.

Оформление бересты


Шкатулка Якутия. XIX век (береста, конский волос, слюда, плетение). Заметно отличаются приемами оформления изделия из бересты, создаваемые мастерами Якутии и Томской области. Прикладное искусство местных народов, связанное с обработкой меха и кожи, наложило отпечаток на орнаментальные рисунки берестяных изделий. Их геометризированный узор напоминает мотивы меховой аппликации. Он выполнен методом выскабливания фона и сохранения в рисунке коричневого цвета бересты.

В Томске происходит возрождение забытого ремесла, а в технике ажурной резьбы по бересте возникает новое направление: берестяные узоры, украшающие в основном небольшие токарные коробочки из дерева, накладывают в два-три слоя от однородного фонового рисунка-сетки к разработанным элементам главного верхнего слоя орнамента.

Читайте также: