П о сухой доклад

Обновлено: 07.07.2024

Павел Сухой: гений авиационной мысли


Павел Осипович Сухой – один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации – был не только талантливым инженером, но и выдающимся организатором. Созданное им конструкторское бюро продолжает эффективно работать по сей день, развивая идеи своего основателя и подтверждая верность принципов его научной школы. В КБ Сухого было разработано более 100 типов самолетов, практически каждый из которых являлся прорывом в отечественном и мировом авиастроении.

С удивительным упорством Павел Осипович добивался получения лучшего образования из возможных: сначала в Московском университете, куда поступил в 1914-м, а затем в Императорском Московском техническом училище (впоследствии – МВТУ, а ныне – МГТУ им. Н.Э. Баумана). Из-за Первой мировой войны, а затем революции ему пришлось прервать обучение. Но в 1920-е он вернулся в училище и в 1925-м получил-таки диплом инженера.

Кстати, руководителем его дипломного проекта был сам Андрей Туполев. Именно он разглядел в молодом инженере талант авиаконструктора и пригласил на работу в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) в Москве. Первым проектом, к которому привлекли Сухого, был истребитель АНТ-5 (И-4). Следующим – цельнометаллический И-14.


Самолет АНТ-25

Самолет АНТ-37

Самолет Су-2

В военные годы Павел Осипович Сухой продолжал создавать все более совершенные боевые машины. В 1943-м за разработку штурмовика Су-6 его наградили Сталинской премией I степени.


Самолет Су-9

Однако в 1949 году, по решению правительства, конструкторское бюро Сухого расформировали. Павел Осипович стал заместителем Андрея Туполева и под его руководством работал над модификацией Ту-2 – самолетом УТБ.


Самолет Су-17


Еще одним легендарным советским истребителем-бомбардировщиком стал Су-17, разработанный в ОКБ Сухого в середине 1960-х годов. Это первый отечественный самолет с крылом изменяемой стреловидности. Угол отклонения крыла по отношению к оси симметрии летательного аппарата стало возможно поменять прямо во время полета, что позволило значительно увеличить эффективность летательного аппарата.


Самолет Су-24


В 1970 году впервые в небо поднялся советский бомбардировщик Су-24 – всепогодный самолет с крылом изменяемой геометрии, который эксплуатируется до сих пор.


Самолет Су-27

Павел Осипович Сухой (1895-1975) – советский авиаконструктор, доктор технических наук, один из создателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации. Лауреат ряда наивысших государственных наград и премий.

В биографии Павла Сухого есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в этой статье.

Итак, перед вами краткая биография Сухого.

pavel-suhoj

Биография Павла Сухого

Павел Сухой появился на свет 10 (22) июля 1895 г. в селе Глубокое, Виленской губернии. Он рос и воспитывался в семье сельского учителя Осипа Андреевича и его жены Елизаветы Яковлевны. Кроме Павла у супругов родилось еще 5 дочерей.

Детство и юность

Когда будущему авиаконструктору исполнилось 5 лет он вместе с семьей обосновался в Гомеле. Здесь его отцу доверили возглавить школу, в которой обучались дети железнодорожников. Кроме своих прямых обязанностей, Сухой-старший открыл для учеников кружок хорового пения.

Позднее отец Павла собрал крупную личную библиотеку. Примечательно, что все члены семейства проявляли интерес к чтению, пению и игре на скрипке. В 10-летнем возрасте Павел Сухой начал посещать местную мужскую гимназию, которую окончил с Серебряной медалью в 1914 г.

Любопытно, что именно в студенческие годы Сухой заинтересовался авиацией. Однажды, возвращаясь домой после занятий, он увидел пролетавший над ним аэроплан. Эта картина навсегда запечатлелась в его памяти.

В последующие годы биографии Павел Сухой изучал разные авиационные пособия на немецком и других языках. В 1915 г. он поступил на математическое отделение Московского университета, но через 1 год продолжил получать образование в Императорском Московском техническом училище.

Однако, по причине мобилизации, связанной с Первой мировой войной (1914-1918), Сухой был вынужден прервать учебу. В результате, он был определен в артиллерийские войска. Когда в 1917 г. разразилась Октябрьская революция, Восточный фронт прекратил свое существование.

Авиастроение

В середине 1921 г. у Сухого появилась возможность возобновить обучение в стенах уже Московского Высшего технического училища. После окончания занятий, он подрабатывал в КБ Фомина, где разрабатывались модели дирижаблей.

Одновременно с этим, Павел посещал авиационный кружок, желая получить как можно больше знаний и опыта в этой области. В 1924 г. он начал трудиться чертежником в отделе ЦАГИ. Тогда же он занялся написанием диплома, который ему в конечном счете удалось успешно защитить.

В результате, Сухой стал дипломированный инженером-механиком. Еще до окончания учебы на него обратил внимание Андрей Туполев, который позже предложил ему место в АГОС. Так молодой специалист начал трудовую деятельность в качестве инженера-конструктора в Конструкторском бюро.

pavel-suhoj-1

За годы научной биографии Павел Сухой сконструировал свыше 50 модификаций самолетов и удостоился ряда наивысших государственных наград. С 1958 по 1974 год он был членом Верховного Совета СССР. Современники описывали его как сдержанного, молчаливого и вежливого человека, которому не были присущи эмоции.

Коллеги Сухого отмечали, что он неоднократно прибегал к решениям, которые казались другим неверными или малоэффективными. И только когда проходило какое-то время становилось ясно, что его предположения были точными.

Способность Павла Осиповича предвидеть те или иные нюансы, удивляла его сослуживцев. Один из передовых авиаконструкторов СССР – Архип Люлька говорил, что Сухой спроектировал модели самолетов на грани научной фантастики.

Личная жизнь

Женой Сухого была учительница французского языка Софья Феликсовна. В этом браке у пары родились дочь Ирина и сын Дмитрий. Супруга помогала мужу осваивать техническую литературу, переводя издания с французского на русский.

Смерть

В последние годы биографии у мужчины обострились последствия некогда перенесенного туберкулеза, в результате чего он был вынужден прибегать к кислородной маске. Павел Сухой умер 15 сентября 1975 г. в возрасте 80 лет.

Фото Сухого

pavel-suhoj-5

Павел Сухой в юности

Павел Сухой, биография которого описана в данной статье, - знаменитый авиаконструктор СССР. Он стоял у самых истоков развития авиации в Советском Союзе. У него была отличная инженерная интуиция. Павел отличался умением находить новые решения и работать над различными проблемами, возникающими в авиационном деле.

Детство

Павел Сухой родился 22 июля 1895 г. в Белоруссии, в Виленской губернии, в селе Глубокое. Отец, Осип Андреевич, был крестьянином и работал учителем. Мать, Елизавета Яковлевна, была родом из Белоруссии. Семья была большая. У Павла было пять сестер. Отец был хорошим преподавателем и быстро обрел популярность.

павел сухой

Поэтому ему предложили работу в Гомельской школе. В результате вся его многодетная семья переехала на новое место жительства. Они поселились рядом со школой (в которой Осип Андреевич и преподавал) для детей работников железной дороги.

Благодаря хорошей работе главы семейства он смог получить выгодный беспроцентный заем у одного из соседей. На эти деньги Осип Андреевич построил дом с приусадебным участком и садом. Это способствовало разностороннему развитию Павла, так как в доме было много места, и появилась домашняя библиотека. Родители к тому же поощряли увлеченность детей литературой и музыкой.

Образование

павел сухой биография

Такие отметки позволили ему без труда поступить в московский университет, на математический факультет. Павел мечтал о техническом ВУЗе, в котором преподавалось воздухоплавание. Но в его документах была обнаружена ошибка, и приемная комиссия отказала в поступлении в техническое училище.

Но Павел Сухой, фото которого есть в данной статье, не отступил от своей мечты и уже через год пришел сдавать экзамены снова. В этот раз все прошло успешно, и он, наконец, стал студентом желаемого ВУЗа. Сразу записался в кружок воздухоплавания, в котором под руководством Н. Жуковского проводились эксперименты по изучению качеств самолетов, их постройка и сооружение аэродинамических труб.

Служба в войсках СССР

Но в Восточной Европе начались военные действия, и Павел вместе с другими студентами был мобилизован. Он обучался в школе прапорщиков в артиллерийском составе. После Революции Павел вернулся в Москву. Училище, в котором он обучался до войны, не работало, и Сухой решил уехать в Гомель, к родителям.

павел сухой фото

Трудовая деятельность

Там Павлу было предложено преподавать математику в одном из провинциальных городков. Через некоторое время он снова вернулся в Москву и продолжил занятия в авиакружке. Вечерами помогал Н. Фомину, проектировавшему дирижабли. Когда П. Сухой защитил диплом, был приглашен работать в конструкторский отдел аэродинамического ВУЗа на должность инженера. Затем стал начальником бригады, замглавного конструктора.

С 1939 по 1940 гг. Павел Сухой работал главным конструктором на Харьковском заводе. С 1940 по 1949 гг. – уже в должности главного конструктора БК, который базировался в Подмосковье и Москве. Одновременно он был директором этих заводов. С 1949 по 1953 гг. – замглавного конструктора в КБ Туполева. С 1953 был переведен на должность главного, а с 1956 г. – генерального конструктора.

Павел Сухой – авиаконструктор: взлет по карьерной лестнице и признание

Как только Павел начал работать по своей специальности, он сразу же показал свой талант – создал самолет, имевший два двигателя. На этом авиасудне был зафиксирован новый рекорд дальности полета. И в результате не только самолет, но и его создатель обрели популярность. Под руководством Туполева были разработаны модели И-4 и И-14, АНТ-25 и АНТ-37бис.

павел сухой авиаконструктор

После Павел занялся разработкой следующего, еще более усовершенствованного воздушного судна. Это был многоцелевой самолет, создание которого позволило Павлу подняться вверх по карьерной лестнице и стать руководителем конструкторского отдела, который работал самостоятельно.

Их создание и усовершенствование продолжилось и после окончания войны. И это стало началом нахождения новых, более сложных технических решений. Были созданы и поступили в производство Су-7, 9, 11, 15. Истребители (бомбардировщики и перехватчики) Су-7Б, имеющие лыжные и колесные шасси. Су-17, изменяющие стекловидность крыла, фронтовой Су-24, истребитель Су-27, штурмовик Су-25 и многие другие. Всего было разработано больше 50-ти моделей.

Павел и другие разработчики усовершенствовали геометрию крыла. Были разработаны системы, которые работали в самых сложных метеорологических условиях. Заслуги Сухого как конструктора были отмечены высшими советскими правительственными наградами.

павел сухой конструктор

Личная жизнь

С будущей женой Павел Сухой познакомился, когда работал учителем в одной из Гомельских провинций. С. Тенчинская также работала преподавателем. Молодые люди начали встречаться и вскоре сыграли свадьбу, которая прошла в Москве. Именно туда Павел вернулся, чтобы окончить учебу в ВУЗе. У них с супругой родилось двое детей. Умер Сухой 16 сентября 1975 г. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Достижения и награды

Павел Сухой - конструктор, который являлся одним из основателей советской реактивной авиации. За свою деятельность был награжден премиями Туполева, Ленина, Сталина и Государственной. Профессор являлся доктором технических наук. Дважды получал звание Героя социалистического Труда.

Павел Сухой.

История отечественной авиации состоит из удивительного переплетения судеб тех людей, которые стояли у её истоков.

Один из пионеров русской авиации Сергей Уточкин, ради её популяризации совершавший показательные полёты в различных уголках Российской империи, не мог даже предположить, какое значение будет иметь его обычный полёт над Гомелем.

Когда Уточкин пролетал над городом, внизу за его полётом с восторгом наблюдали гимназисты, один из которых в этот день решил связать свою судьбу с авиацией. Звали гимназиста Павел Сухой.

Будущий основатель знаменитого КБ, самолёты которого сегодня считаются одними из лучших в мире, родился 22 июля 1895 года в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи в семье учителя.


В 1900 году Осипу Андреевичу предложили заведовать школой для детей железнодорожников в Гомеле. Так семья Сухих перебралась из села в город.

У Осипа Сухого было шестеро детей — пять девочек и единственный сын, Павел. Отец старался дать детям хорошее образование и расширить их кругозор. В доме Сухих все увлекались чтением, игрой на скрипке и пением, выпускали домашний рукописный журнал.

В 1905 году Павел Сухой поступил в Гомельскую мужскую гимназию. Учился он хорошо, а на выбор жизненного пути повлиял тот самый полёт лётчика Уточкина.

Игорь Сикорский, фотография Карла Буллы, 1914 год.

Роковые копии

Выпускник гимназии Сухой мечтал о поступлении в Императорское высшее техническое училище в Москве, поскольку на тот момент лишь в нём в России изучались теоретические и технические вопросы воздухоплавания на аппаратах тяжелее воздуха.

Отец поддерживал стремление Павла и через родственника, проживавшего в Москве, отправил документы сына, необходимые для допуска к экзаменам. Родственник Сухих оказался человеком осторожным, подав в приёмную комиссию не оригиналы, а копии документов. Это было нарушением действовавших правил, из-за чего Павлу Сухому было отказано в допуске к экзаменам.

Но Павел не пал духом, отправился в Москву сам и успешно поступил на математический факультет Московского университета.

О своей мечте Сухой не забыл. Спустя год он подаёт документы на поступление в Техническое училище так, как положено, и успешно сдаёт экзамены. Поступив в училище, он становится членом кружка воздухоплавания, который возглавляет один из основоположников русской авиации Николай Жуковский.


Война и другие беды

Казалось, Павлу Сухому удалось сделать шаг к своей мечте. Но к тому моменту вовсю бушевала Первая мировая война, и студента Сухого мобилизовали в армию. Окончив школу прапорщиков, он до октября 1917 года служил артиллеристом на Западном фронте. После того как Россия фактически вышла из войны, Павел вернулся в Москву, но тут обнаружил, что Техническое училище закрыто.

Сухой вернулся в Гомель, а затем получил место учителя математики в городе Лунинец, в Западной Белоруссии.

Сергей Ильюшин в кабине спортивного самолёта, 1937 год.

Судьба продолжала испытывать его на прочность: сначала пришлось бежать в Гомель, спасаясь от польской армии, оккупировавшей Западную Белоруссию, затем необходимо было искать пропитание для семьи. В это время Павел переболел сыпным тифом, а затем скарлатиной. Он сумел выжить, но осложнения на горло привели к тому, что у него навсегда изменился голос, который стал звучать приглушённо. Скорее всего, именно поэтому те, кто работал с Сухим, называли его человеком немногословным и суховатым в общении.

Ученик Туполева

В 1920 году Совет народных комиссаров выпустил постановление о возвращении студентов в вузы. Открылось и Техническое училище в Москве. В 1921 году 26-летний Павел Сухой едет в Москву, чтобы продолжить учёбу, прерванную на целых шесть лет.

Он не только учился, но и по вечерам подрабатывал в КБ Николая Фомина, где проектировались дирижабли. Сухому нужны были деньги — в 1923 году он женился на своей землячке, учительнице, с которой познакомился в Западной Белоруссии.

Ещё до окончания училища, в 1924 году, Павел Сухой стал работать чертёжником в экспериментальном отделе Центрального аэрогидродинамического института.

Наступило время дипломного проекта, и руководителем Сухого стал авиаконструктор Андрей Туполев.


Авиаконструктор Андрей Туполев.

Лёгкий бомбардировщик Су-2, первый собственный проект Сухого, выпускался серийно с 1940 года. Всего было построено около 900 экземпляров Су-2 и его глубокой модификации Су-4.

Су-2 не входит в число наиболее известных советских самолётов, несмотря на высокие показатели живучести в бою. Совершив в 1941 году примерно 5000 вылетов на Су-2, советские ВВС потеряли в бою и пропавшими без вести 222 этих самолёта, то есть одна потеря приходилась на 22,5 вылета. Это примерно в 1,6 раза ниже, чем средние потери советской бомбардировочной авиации за первые месяцы войны.


КБ Сухого продолжало работы и над новыми машинами. В 1943 году за создание штурмовика Су-6 Павел Осипович Сухой был удостоен Сталинской премии I степени. Однако этот проект не пошёл в серию, так как военные эксперты отдали предпочтение конкуренту — штурмовику Ил-10.

Вины КБ Сухого в происшествии не было, лётчик благополучно приземлился на парашюте, однако решено было сделать оргвыводы. Конструкторское бюро закрыли, а сам Сухой вернулся к Туполеву на ту же должность, с которой уходил, — заместителя генерального конструктора. Проекты Су-15, а также ещё нескольких самолётов, были свёрнуты. Впоследствии под этими названиями появятся новые разработки КБ Сухого.


Лучшие в мире

Жизнь не баловала Павла Осиповича Сухого. На его долю выпало немало испытаний, он поздно пришёл в профессию, ему пришлось пережить закрытие собственного КБ, чтобы затем всё начать сначала.


Несмотря на это, под его руководством было разработано около 50 конструкций самолётов, многие из которых произвели настоящую революцию в авиастроении.

Начиная с 1960-х годов КБ Сухого вышло в лидеры в военном авиастроение сначала в нашей стране, а затем и во всём мире.

В 1957 году Павел Осипович Сухой был удостоен звания Героя Социалистического Труда, а в 1965 году он стал дважды Героем.

Выдающийся авиаконструктор умер 15 сентября 1975 года в Москве в возрасте 80 лет. В том же году он был посмертно удостоен золотой медали имени академика Туполева Академии наук СССР за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники. Павел Сухой стал первым конструктором, удостоенным награды.

Читайте также: