Типология социальных государств доклад

Обновлено: 05.07.2024

На сегодня отсутствует единая, целостная модель социального государства, за последнюю четверть века выделен ряд моделей, которые отличаются объемом льгот и обоснованием права на их получение, финансированием и организацией. Модели социального государства методологически базируются на разных идеологиях, которые предлагают зачастую противоположные подходы к решению социальных проблем, их многообразие объясняется, прежде всего, историческими компромиссами на начальном этапе существования социального государства.

Для Украины проблема выбора модели социального государства, не решена, не сформирована доктрина организации социальной сферы, наработки по подготовке концепции социального государства носят поисковый характер. Такая тенденция присуща большинству постсо­ветских государств. Это актуализирует тему нашего исследования.

Модели социальных государств определяются не только объемом социальных расходов, но и их эффективностью для жизни общества. Существенным фактором, отличающим социальные модели, являются структура и конфигурация, сочетание важнейших институтов социаль­ной защиты — страхования, социальной помощи, государственного социального обеспечения, медицинской помощи и образования, размеры ресурсов, направляемых на их функционирование, а также доминирующая роль одного из институтов социальной защиты.

Попытки типологизировать модели социального государства имеют давнюю традицию в сравнительных исследованиях, но любая типология является упрощенной схемой, которая не может полностью отразить все многообразие социально-государственных программ. Несколько из них:

2. Т. Тилтон и Н. Фернис выделили: позитивное государство социальной защиты (англо-американская и англо-саксонская модели), государство социальной безопасности (государство социальной защи­щенности, государство социальной защиты), социальное государство всеобщего благосостояния (государство всеобщего благосостояния, социальное государство всеобщего благоденствия);

3. К. Эспин-Андерсон критериями типологии социального государства предлагает изменения в системах стратификации, степень расширения социальных прав и общественно-частная организация социального обеспечения; он выделяет либеральный, консервативно-корпоративистский и социал-демократический (универсальный, скандинавский) типы [2, с. 28—29];

4. Н. Гинсбург дополняет предыдущую классификацию британ-ским либерально-коллективистским государством всеобщего благосо-стояния (сочетает социалистический и либеральный типы) [4, с. 21];

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

5. Ряд авторов склоняются к выделению дополнительно католического (латинского) типа, в котором степень ответственности за судьбу человека низкая, как и в либеральном, а необходимая помощь для людей базируется на принципах христианской морали, поступает от семьи, общины, местной власти и в последнюю очередь — от государства.

6. А. Готье выделяет социально-демократическую, консервативную, юго-европейскую и либеральную модели [3, с. 453];

7. В документах Еврокомиссии выделяются следующие модели: континентальная (бисмарковской), англосаксонская (модель Бевериджа), скандинавская (северная) и южно-европейская (средиземноморская);

8. А. Сапир доказывает существование в рамках ЕС северной, англосаксонской, континентальной и средиземноморской моделей [5];

9. Е. Букоди и Р. Роберт различают шесть типов европейского социального государства: социал-демократический, либеральный, южноевропейский, постсоциалистический корпоративистский; постсо­циалистический либеральный [1].

В украинской политической науке сформировалось несколько подходов к классификации моделей социального государства. О. Агарков, О. Новикова, А. Силенко рассматривают две основные модели: либеральную (остаточную) и социально-демократическую. В. Намчук выделяет патерналистскую, корпоративистскую и этатист­скую модели социального государств. И. Козаченко и В. Николаевский выделяют неолиберальный, социально-католический и социально-демократический типы моделей. Л. Четверикова выделяет либе­ральный и социал-демократический типы, а предложенный К. Эспин-Андерсеном третий тип социального государства (корпоративистская модель), по ее мнению, является разновидностью социал-демократи­ческого типа социального государства. Исследователями моделей социального государства высказываются мнения об уместности классификации социального государства по пропорции участия государства и гражданского общества в системе социальной политики.

Наше авторское видение типологии моделей социального государства базируется на значимости конвергенции идеологий под влиянием глобализации и индивидуализации, когда элементы разных политических систем взглядов синтезируются. Эпоха глобализации демонстрирует общемировую тенденцию к взаимовлиянию, прежде всего, социалистических и либеральных идей. Социал-демократические проекты наполняются элементами либерализма в отношении государства, экономики и общества. Либерализм эволюционирует в понимании личности, ее роли в обществе, испытывает на себе, особенно в сфере социальной защиты, влияние социал-демократии. В идеологию либерализма вошли социал-демократические идеи социальной защищенности и справедливости, которые предусматривают перераспределение доходов от богатых в пользу малоимущих. Неолиберализм заметно акцентирует внимание на проблемах равенства и справедливости, человеческий капитал позиционируется как приоритет социальной политики. Следовательно, социал-демократия постепенно либерализуется, а либерализм — социал-демократизируется.

В результате диффузии идеологий и под влиянием вызовов XXI в. классические типы социального государства (либеральная, корпора-тивная, социал-демократическая) трансформируются, по нашему мнению, в неолиберальную, корпоративно-либеральную (консервативно-либераль-ную) и социал-либеральную. Активизация либеральной составляющей, на наш взгляд, обусловлена процессами глобализации. Связь между либерализмом и глобализацией очевиден; глобализацию и либерализм, прежде всего, объединяет идея примата реализации частного интереса в институционально благоприятном и беспрепятственном пространстве.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Неолиберальная модель социального государства интенсифицирует активность личности и трудовую мотивацию, развитие предпринима-тельского потенциала, повышение квалификации и переквалификацию. Государственные социальные программы сохраняются относительно уязвимых слоев общества. Акцент — на повышение доходов от работы все большего количества людей. Но, по нашему мнению, эта модель направлена на повышение качества жизни именно работающих и обходит неработающие категории, напр., молодых матерей.

Корпоративно-либеральная модель социального государства сохраняет высокий уровень социального корпоративизма, активизи­руется партнерство между государством и институтами гражданского общества, однако государственные социальные программы сужаются и все активнее поощряется индивидуальная инициативность для роста благосостояния именно за счет трудовой инициативности. Приоритет в программах социального обеспечения имеет не отдель­ный индивид, а семья.

Социал-либеральная модель социального государства характе­ризуется ослаблением принципа универсальности, сокращением всеобъемлющего характера и щедрости гарантий, наполнением содержания модели мотивам активизации инициативы индивида в самообеспечении.

По времени появления можем выделить классические (устояв­шиеся, традиционные) модели, которые на сегодня уже трансфор­мируются, видоизменяются, взаимовлияют, и неомодели социального государства (напр., модели, которые формируются в посттоталитарных государствах Центральной и Восточной Европы, проекты единой социальной модели ЕС и др.), которые еще не подтвердили готовность к эффективному внедрению в условиях глобализационных вызовов, находятся на организационной стадии, демонстрируют противоречиво-непоследовательные реформы.

По соотношению активности государства в решении социальных проблем и инициативностью граждан в решении проблем благосос­тояния, выделим патерналистскую, классическую и активизирующую модели социального государства.

Патерналистская модель основывается на идее государственной опеки на социальной сферой, концентрации в руках государства ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения и социальной защиты населения и, в свою очередь, обеспечивают государству возможность быть субъектом принуждения. Социальная сфера, ее отрасли и учреждения огосударствленные, социальные услуги со стороны государства (различные социальные выплаты) являются чрезмерными, что не способствует развитию инициативности, активизации внутрен­них ресурсов личности. Этот тип теряет свою жизнеспособность под влиянием вызовов XXI века.

Классическая модель обеспечивает достаточный уровень социальной защиты уязвимых слоев населения и равный доступ граждан к базовым социальным гарантиям в сфере государственного здравоохранения, образования, социального обеспечения и трудовой деятельности. Это достигается не только за счет перераспределения материальных благ от богатых к бедным (это источник ослабевает в условиях экономической нестабильности), но и за счет повышения трудовой мотивации каждого члена общества и необходимой поддержки его усилий по реализации своего потенциала.

Активизирующая модель предполагает, что основной задачей государства является формирование системы условий для более полного использования трудового, интеллектуального, предпринимательского потенциала трудоспособных граждан, стимулирования их личной ответственности за самообеспечение. Социальное государство обеспечи-вает только основные потребности человека при обстоятельствах, когда человек не в состоянии обеспечить себе минимальный прожиточный уровень. Обязательным и решающим условием для получения помощи является обязанность трудоспособных граждан обеспечивать свое существование, быть социально активными, вкладывать свой труд в развитие общества, их готовность повышать квалификацию. Среди функций государства важнейшими стают инициирование, активизация, стимулирование граждан, поднятие уровня их образования.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Реальная социальная практика базируется не только на теоретичес-ких моделях, но и учитывает исторические, культурные, экономические и политические условия, поэтому преобладают смешанные модели, в которых выделяют наиболее характерные для той или иной модели признаки. Выбор конкретной модели социального государства всегда зависит от комплекса условий, определяется конкретным типом общес-твенно-политического устройства государства, его идеологическими, духовными принципами, особенностями современного исторического этапа. Но в любом случае социальное государство в современных условиях с необходимостью предполагает наличие, с одной стороны, сильного государства, способного нести ответственность за развитие человеческих ресурсов, а, с другой, наличие развитых институтов граж-данского общества, способных поставить государство под свой контроль.

Список литературы:

Bukodi E., Robert P. Occupational Mobility in Europe. European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2007.

Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. — Cambridge, UK: Polity Press, 1990, р. 28—30.

Gauthier A.H. Family policy in industrialized countries: is there convergence? — Population (English ed.) Vol. 57, № 3, 2002. — р. 453.

Ginsburg N. Divisions of Welfare. A Critical Introduction to Comparative Welfare Policy. — London, 1993. — р. 21.

Подходы в трактовке социального государства. Экономическая модель социальной защиты. Связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. Принцип распределительной справедливости. Финансирование систем социальной защиты.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.12.2011
Размер файла 19,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Типология социального государства

Существует несколько подходов в трактовке социального государства. Первый из них - конфликторедукционный. Этот подход объединяет содержание социального государства и характеризуется активной ролью государства в регулировании социальных отношений.

Второй, этический, подход подразумевает меньшую активность государства и довольно развитое гражданское общество.

Идентитарно-демократический подход трактует социальное государство как закономерный этап в развитии демократии, когда она распространяется на внегосударственные сферы. Социальное в данном случае тождественно демократизму внегосударственных областей. Этот подход в его относительно умеренном, реалистическом варианте может быть использован в процессе политического реформирования и развития России.

Четвертый, политико-регулятивный, подход выделяется среди различных интерпретаций социального государства требованием структурной реорганизации государства и общества, широкого вмешательства государства в хозяйственные и социальные процессы.

В рамках этого подхода предполагаются глобальное регулирование общества, ориентация государственной политики на социальные цели, ее координация и согласование с развитием экономических и других общественных процессов. По существу, в данном случае речь идет о планировании общественного развития регулирования этого процесса.

Под экономической моделью социальной защиты можно понимать сложившиеся принципы организации и функционирования ее программ в той или иной стране. В странах Европейского союза доминируют четыре основные модели: континентальная или бисмарковская, англосаксонская или модель Бевериджа, скандинавская и южно-европейская.

Англосаксонская модель (модель Бевериджа) представлена в Европе Великобританией и Ирландией. В ее основе лежит доклад английского экономиста У. Бевериджа, представленный правительству Великобритании в 1942 г. Значительное влияние на выдвинутые Бевериджем положения оказали идеи Кейнса о том, что динамика общественного производства и занятости определяются факторами платежеспособного спроса, а следовательно, перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих более низкие доходы, способно повысить денежный спрос массовых покупателей. Модель базируется на следующих принципах: принцип всеобщности (универсальности) системы социальной защиты - распространение ее на всех нуждающихся в материальной помощи граждан; принцип единообразия и унификации социальных услуг и выплат, что выражается в одинаковом размере пенсий, пособий и медицинского обслуживания, а также условий их предоставления.

Принцип распределительной справедливости - основополагающий в данной модели, так как в данном случае речь идет не о профессиональной (как в случае с моделью Бисмарка), а о национальной солидарности. Финансирование таких систем социальной защиты производится как за счет страховых взносов, так и из средств налогообложения. Так, финансирование семейных пособий и здравоохранения осуществляется из государственного бюджета, а прочих социальных пособий - за счет страховых взносов наемных работников и работодателей. В отличие от континентальной, эта модель включает в себя социальное страхование с достаточно низкими социальными выплатами и социальную помощь, которая в этой системе играет доминирующую роль.

Скандинавская модель социальной защиты характерна для Дании, Швеции и Финляндии. Социальная защита в ней понимается как законное право гражданина. Отличительной чертой скандинавской модели является широкий охват различных социальных рисков и жизненных ситуаций, которые требуют поддержки общества. Получение социальных услуг и выплат, как правило, гарантируется всем жителям страны и не обусловливается занятостью и уплатой страховых взносов. В целом уровень социальной защищенности, предлагаемый этой моделью, довольно высок. Не в последнюю очередь это достигается за счет активной перераспределительной политики, направленной на выравнивание доходов. Необходимым предварительным условием функционирования данной модели является высокоорганизованное общество, строящееся на основе приверженности принципам институционального общества благосостояния.

Финансирование систем социальной защиты, относящихся к данной модели, осуществляется преимущественно за счет налогообложения, хотя определенную роль играют страховые взносы предпринимателей и наемных работников. Единственной частью социальной защиты, выделенной из общей системы является страхование по безработице, которое является добровольным и управляется профсоюзами. До недавнего времени работающие по найму были практически освобождены от уплаты страховых взносов и участвовали в системе социальной защиты путем уплаты налогов. Однако в последнее десятилетие XX в. наметилась тенденция постепенного возрастания доли участия работающих по найму в финансировании страховых программ и увеличения страховых отчислений из заработной платы. Это же тенденция прослеживается и по отношению к предпринимателям, тогда как социальные расходы государства в последние годы заметно сократились.

Южно-европейская модель социальной защиты представлена в Италии, Испании, Греции и Португалии. Лишь в последние десятилетия под влиянием социально-экономических и структурных изменений в этих государствах были созданы или усовершенствованы системы социальной защиты. В отличие от предыдущих данную модель можно интерпретировать скорее как развивающуюся, переходную, а потому не имеющую четкой организации.

Как правило, уровень социальной защищенности, характерный для данной модели, относительно низок, а задача социальной защиты рассматривается часто как забота родственников и семьи. Поэтому семья и другие институты гражданского общества играют здесь не последнюю роль, а социальная политика носит преимущественно пассивный характер и ориентирована на компенсацию потерь в доходах отдельных категорий граждан. Характерной чертой данной модели является также асимметричная структура социальных расходов. Так, в Италии это проявляется в том, что наиболее крупную часть социальных расходов составляет пенсионное обеспечение (14,7% ВВП при среднеевропейском уровне - 12,5%), тогда как на поддержку семьи, материнства, образования и политику занятости затрачиваются сравнительно незначительные средства (около 1%) 5

Особенности систем социальной защиты в странах ЕС

На основе существующей экономических моделей социальной защиты стран ЕС, получившей закрепление в документах Европейской Комиссии (континентальная, англосаксонская, скандинавская и южно-европейская) выделяют особенности систем социальной защиты пяти стран Евросоюза: Германии, Франции, Великобритании, Швеции и Италии.

В системе социальной защиты ФРГ центральное место занимает социальное страхование. Организация системы социальной защиты в ФРГ строится по принципу самоуправления, согласно которому учреждения социального страхования наделены правовой, финансовой и организационной независимостью от институтов государственного управления. Тем не менее, государство создает правовую основу, на которой строятся отношения между страхователем и страхуемым, оно осуществляет правовой надзор за деятельностью органов социальной защиты, имеет право осуществлять проверку финансовой и коммерческой деятельности страховых организаций.

В организационном отношении для системы социальной защиты ФРГ характерна разобщенность учреждений, осуществляющих социальное страхование: как независимые действуют организации по пенсионному обеспечению, медицинские страховые организации и др. Наряду с социальным страхованием в системе социальной защиты предусмотрены механизмы социальной помощи, предоставляемой в случае, если все виды страховых социальных пособий исчерпаны. Финансирование системы социальной защиты в Германии осуществляется из взносов застрахованных лиц наемного труда и работодателей, за счет государственного бюджета, а также за счет комбинации обеих разновидностей финансирования. Гарантом выполнения социальных обязательств выступает государство, перераспределяя часть средств на покрытие расходов в виде государственных дотаций. Причиной этого является признание государством особой роли, которую играют органы социальной защиты в условиях социальной рыночной экономики, состоящей в решении задач по поддержанию стабильности и социальной справедливости, необходимых для успешного функционирования и развития социально-экономической сферы страны.

Особенность французской системы социальной защиты - очень сложная организационная структура, а также высокая доля расходов на социальные программы, которая превышает средний уровень по ЕС. Для нее характерны следующие особенности. Во-первых, существование разветвленной системы профессионально-отраслевых схем социального страхования. Во-вторых, наличие развитой системы семейных пособий, которая стала результатом длительной эволюции, в ходе которой вводились и совершенствовались различные инструменты государственной семейной политики и формы семейных пособий. В-третьих, большая роль дополнительных систем социальной защиты, особенно в области пенсионного и медицинского страхования. Характерная особенность французской системы социальной защиты состоит также в том, что в основе функционирования не только государственных схем социального страхования, но и обязательных дополнительных профессиональных систем страхования лежит распределительный принцип финансирования.

Управление социальной защитой во Франции организовано иерархически в виде действующих на национальном и региональном уровнях страховых касс, ответственных за тот или иной вид социальной защиты. Региональные и местные кассы социального страхования являются самоуправляемыми организациями, каждая из которых имеет собственное правление, состоящее из представителей застрахованных и работодателей. Основным источником финансирования системы социальной защиты во Франции служат страховые взносы работников и работодателей. Исключение составляет страхование по безработице и семейные пособия, доля государственных дотаций в которых существенно выше, нежели в других отраслях социального обеспечения, а также страхование от несчастных случаев, финансируемое исключительно за счет взносов работодателя.

Для британской системы социальной защиты населения характерны две специфические особенности. Во-первых, в рамках этой системы отсутствуют специальные, организационно оформленные институты, занимающиеся страхованием конкретных видов социальных рисков - страхования по старости, по болезни, от безработицы, от несчастных случаев на производстве и др. Все программы социальной защиты объединены в рамках единой системы социальной защиты. Во-вторых, для системы социальной защиты Великобритании характерна большая роль государственных учреждений в обеспечении социальными услугами и выплатами, а также - в силу исторического развития - их тесная связь с частными страховыми программами. Структура финансирования системы социальной защиты в Великобритании определяется разделением этой системы на две части - национальное здравоохранение и национальное социальное страхование, первая из которых финансируется преимущественно из государственного бюджета, а вторая - за счет страховых взносов наемных работников и предпринимателей. Помимо здравоохранения, которое почти на 90% субсидируется за счет бюджета, налоговое финансирование характерно для обеспечения от несчастных случаев на производстве, а также семейных пособий. Таким образом, характерной особенностью британской государственной системы социальной защиты является то, что она не предусматривает существование целевых страховых взносов, предназначенных для содержания конкретных страховых программ (пенсионного, медицинского страхования, пенсий по инвалидности и т.п.).

Южно-европейская модель социальной защиты не имеет четкой организации. Одной из основных проблем социальной политики Италии является историческое для этой страны различие в доходах населения в северных и южных регионах, что отражается статистикой по безработице. Прежде всего это касается пенсии по инвалидности, которая в экономически слабых регионах помимо своего основного назначения выполняет роль помощи по безработице и социальной помощи. Существенной проблемой итальянской системы социальной защиты является одновременное существование плохо социально-гарантированных секторов в экономике и секторов, в которых в силу различных обстоятельств (например, широкого развития профсоюзного движения - особенно на севере страны) гарантированность социальных услуг более высока. Особенностью итальянской системы социальной защиты является также неудовлетворительная защита от рисков людей, которые в силу различных причин оказались без каких-либо доходов.

Файлы: 1 файл

понятия и типы социального государства.docx

Типы социального государства…… …………………..………………………7

Признаки социального государства……………………………………………8

Функции социального государства………………… ……………………….…9

Список используемых источников……………………………………………11

На Западе идея социального государства возникла вслед за идеей правового государства, и это объясняется тем, что либеральный вариант правового государства проповедовал принципы индивидуальной свободы, формального равенства людей, невмешательства государства в дела гражданского общества. Однако фактическое неравенство людей, классовое противостояние в обществе обусловили необходимость для государства проведения социально ориентированной политики, предоставления каждому человеку прожиточного минимума, воздействия в этих целях государства на распределительные процессы, достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства между членами общества.

Часть населения любой страны не участвует в рыночных отношениях. В их интересах государство вмешивается в рыночные отношения, перераспределяя доходы наиболее состоятельных категорий населения к менее состоятельным гражданам и изымая средства на пополнение государственного бюджета.

Исследователи сходятся во мнении, что идея социальной государственности сформировалось в конце XIX - начале ХХ в. как результат социально- экономических процессов, происходящих в обществе. В середине XIX в. по территории многих стран прошло мощная волна революций и кризисов. Установки индивидуальной свободы и невмешательство государства в экономику перестали действовать, что грозило крахом существующим политическим режимам. В такой политической ситуации, когда налицо была опасность социального взрыва, правящей элите не оставалось другого выбора, как пойти на уступки и провозгласить новую миссию государства.

Постепенное развитие принципов демократии привело к появлению понимания государства в качестве посреднического института, который от имени и посредством взносов всего населения поддерживает жизнеспособность наиболее уязвимой его части.

В основе концепции социального государства находится проблема ценности общества и личности, публичного и частного, позднее трансформировавшаяся в противоречие между обществом и государством. Результатом же его разрешения должна стать социальная гармония и справедливость - снятие противоречия и согласование интересов отдельной личности с интересами общества (равновесие между личным и общественным).

Современное российское государство характеризуется сложным и противоречивым состоянием. Кардинальное реформирование, охватившее практически все сферы жизнедеятельности российского общества, заметно повлияло на переоценку социальной роли и предназначения государства. В качестве приоритетов провозглашены общечеловеческие ценности: демократия, свобода и равенство, гражданское общество, социально-правовая защищенность личности.

Современное социальное государство - это институт, направленный на организацию достойной жизни и развития всего общества в целом, защиту прав, свобод и интересов всех его граждан и народов, орудие решения споров и конфликтов как внутри страны, так и за ее пределами.

Социально государство - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно- правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном законе ФРГ 1949 г. в ч.1 ст.2: ФРГ - социальное государство. Этот принцип в Основном законе не конкретизируется.

Социальное государство - это такое государство, которое помогает слабому повлиять на распределение благ в духе справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Государство должно гарантировать прожиточный минимум, помогать социально слабым, брать на себя ответственность за доступ каждого к таким жизненно важным благам, как жилье, питание, образование, помощь в случае болезни и т.п.

Социальным может стать только уже правовое государство, т.е. такое, в котором механизмы господства права уже достаточно развиты.

Типы социального государства.

Ряд европейских и российских авторов выделяют три типа социального государства, и эта типология тесно связана с типологией социальной политики, которая будет подробно рассмотрена ниже.

2. Консервативное (или корпоративное) социальное государство. Гарантом социального обеспечения выступает государство, а финансируется оно через разнообразные страховые фонды. Уровень социального обеспечения зависит от стажа работы, уровня заработной платы и т. д. Особенно важная для государства работа; например, госслужба, нередко вознаграждается определенными льготами, чаще всего по пенсионному и медицинскому обеспечению. Классический пример - Германия. В целом это наиболее распространенный в Европе тип социального государства.

3. Социал-демократическое социальное государство. Его правовая основа — равное социальное обеспечение всех граждан. Важной частью политики государства является политика полной занятости. Если система соцобеспечения достаточна для поддержания благосостояния граждан, то она весьма дорогостоящая. Поэтому либо приходится держать на очень высоком уровне налоги, как в Швеции, либо создавать двухуровневую систему, при которой минимальный уровень благосостояния обеспечивается государством, а сверх этого может быть пенсия или пособие из страхового фонда или другого источника.

Признаки социального государства.

Среди наиболее важных признаков социального государства можно назвать:

  1. высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя серьезно собственников;
  2. социально ориентированную структуру экономики, что выражается в многообразии форм собственности;
  3. формирование гражданского общества, в руках которого государство служит инструментом проведения социально ориентированной политики;
  4. разработку государством разнообразных социальных программ и определение первоочередности их реализации;
  5. утверждение таких целей государства, которые обеспечивают каждому: а) достойные условия жизни; б) социальную защищенность; в) равные стартовые условия для самореализации личности;
  6. развитое социальное законодательство;
  7. социальную ответственность государства по отношению к своим гражданам и ответственность членов общества по отношению друг к другу и ко всему сообществу граждан в целом, т. е. обязанность содействовать социальному обеспечению, ответственность за коллективную взаимопомощь, исполнение обязанностей, вытекающих из права собственности, и др., что позволит государству выполнять свои социальные задачи.

Исходя из этого можно сказать, что социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, и идет по пути гуманизации общества - стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Оно призвано обеспечивать благо индивида: социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Государство непосредственно занимается распределением общественного богатства, но при этом не подрывает такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождает массовое социальное иждивенчество.

Функции социального государства.

Помимо названных свойств социального государства выделяют его функции:

  1. поддержки социально не защищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов и др.);
  2. охраны труда и здоровья людей;
  3. поддержки семьи, материнства, отцовства и детства;
  4. сглаживания социального неравенства путем перераспределения доходов между различными группами населения посредством налогов, специальных социальных программ, государственного бюджета и др.;
  5. поощрения благотворительной деятельности (посредством разнообразных льгот); финансовой и иной поддержки фундаментальных научных исследований и культурных программ;
  6. борьбы с безработицей (выплата пособий по безработице, переквалификация и бесплатное обучение новым профессиям);
  7. участия в реализации межгосударственных экологических, культурных, образовательных и других социальных программ;
  8. обеспечения компромисса в обществе, устранения социальной напряженности и конфликтов.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное или иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благополучной для человека жизненной среды.

В Конституции РФ (ст. 7) закреплено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека.


В статье рассматриваются различные типы современного социального государства. Рассматривается сущность типов социального государства и особенности его социальной политики, целевые установки, функции и приоритеты социального государства

Ключевые слова: государство, достойная жизнь, качество жизни, социальные гарантии, социальное государство, социальные права человека, социальные функции государства, свободное развитие личности

Итогом генезиса государственной эволюции можно назвать социальное государство, которое образуется в результате развития различных государственных форм. Вполне очевидно, его можно отнести к высшим достижениям цивилизационного развития в области строительства государства. При этом, в такой государственной форме находят свою реализацию те ценности, которые актуальны для всего человечества. Это наиболее разумный принцип, на основе которого возможно совмещение основ свободы и соответствия законодательным нормам. Такой подход обеспечивает благополучную жизнь граждан в целом и каждой личности в отдельности.

Рассмотрим сущность социального государства. В современных научных исследованиях, в области права и социально-экономической сфере разработана классификация социальных государств и их теоретические модели. Итак, существует социальное государство либерального типа [2, 33]. В таком государстве имеется гарантия на то, что у граждан будут сохранны минимальные доходы. При этом они вполне могут рассчитывать на то, что медицинское и пенсионное обслуживание будет достаточно высоким. Кроме того, предусматривается высокий уровень образования населения и обеспечения в жилищно-коммунальной сфере. Однако, такие блага предусматриваются не для всех. Под либеральным государством можно понимать такое государство, в котором преобладают социальные услуги населению, при этом население обеспечено социальной поддержкой и социальным страхованием. И, при этом характерно то, что такое государство заботится о тех слоях населения, которые уязвимы с социальной точки зрения в наибольшей мере. Также следует отметить, что особое внимание уделяется тому, как обеспечить достаточную свободу личности в экономическом смысле. Приоритетом является личная свобода и достоинство человека.

Адепты либеральной модели руководствуются тем, что именно при таком подходе, который, кроме того, предполагает высокий уровень защищенности в правовой сфере, общество может иметь перспективы стабильного развития. При этом есть условия для того, чтобы неизбежные противоречия своевременно и эффективно решались. Таким образом, возникает гарантия для того, чтобы общество двигалось вперед, будучи солидарным, на основе партнерства и при этом в состоянии отсутствия общественных потрясений. В качестве примера можно привести такие государства, как Канада, Япония, безусловно, Швейцария и Австралия [3, 23].

Существует также и модель государства, которое строится по консервативному типу [3, 43]. Такая модель базируется на принципе, которые гласит, что достаточный уровень благосостояния в развитых странах Запада достигнут. Что касается других государств, то для них неизбежным является близкий путь развития в социальной и экономической сфере. В противном случае они вынуждены будут довольствоваться ролью аутсайдеров на мировой арене [4, 23]. Основная суть состоит в том, что следует без резких социальных изменений реализовывать разумную и продуманную политику. Ее результативность будет достигаться постепенно. Итогом будет достижение результата, при котором как социальная сфера, так и экономика будет отвечать ожиданиям основной части населения. При этом следует отметить, можно говорить лишь о тех потребностях, которые находятся в рамках разумной достаточности и не превышают реальных возможностей государства. В качестве примера можно привести развитие таких государств, как Соединенные Штаты Америки и Великобританию.

Перейдем к такому типу социального государства, как корпоративное [6, 29]. Итак, при такой модели государство ответственно за то, насколько его граждане благополучны. Однако, существенной чертой модели является то, что большая составляющая социальных обязанностей государства делегируется в область частных предпринимателей. Особенность в том, что частный сектор является принуждаемым для того, чтобы программы государства находили свою реализацию [6, 33].

При таком подходе существенная составляющая социальной ответственности ложится на плечи предприятий и организаций. Именно они должны нести бремя по оплате роста квалификации сотрудников. Они также ответственны за то, чтобы состоялись программы обеспечения пенсиями. И, что весьма важно, они должны оплачивать медицинские услуги населению. Такой подход находит свою реализацию на территории таких стран, как Бельгия, Германия, Ирландия, Франция. Также он применяется в Австрии и Италии [7, 45].

Теперь рассмотрим основные признаки социального государства, которое принадлежит к социал-демократическому типу [7, 34]. В таком государстве жители обладают одинаковыми возможностями для того, чтобы реализовать свои потребности в материальной и духовной сфере. В данной модели государство берет на себя ответственность за то, чтобы права человека реализовывались во все их полноте. Речь идет о правах в сфере гражданской жизни, политической и экономической сферах, а также в области социальных прав граждан. Основами такого государства являются правила, которые говорят о том, что именно государство существует для населения, но ни коем случае не иначе.

Деятельность государства в социальной сфере является его безусловной обязанностью. Такой принцип работы социального государства реализуется в таких странах, как Швеция, Норвегия и Дания [7, 33].

Именно такая модель социального государства получила развернутую реализацию в целом ряде скандинавских стран, прежде всего в Дании, Норвегии, Швеции. Можно предположить, что на основании Основного Закона именно к достаточной реализации такой модели стремится наша страна. В частности, в Основном Законе содержится принцип, в соответствии с которым Россия является государством социального типа, и деятельность государства в том, чтобы формировать такие условия, при которых жизнь человека можно было бы считать достойной, и при этом человек мог бы свободно развиваться [1, 32].

Государство при этом придерживается принципа, суть которого в том, что в том случае, если у человека обнаруживаются проблемы, например, такие как бедность, проблемы со здоровьем, преклонный возраст, то он имеет право на то, чтобы государство на законной основе помогло ему в решении этих вопросов. Механизмами для решения будут результативное социальное страхование, контроль со стороны государства за выполнением социальных программ. Весьма пристального внимания заслуживает противодействие и искоренение коррупции, ненадлежащее применение бюджетных средств. Необходимым условием для реализации такой модели является создание эффективной системы работы государственных услуг.

Разумно полагать, что под социальным государством следует понимать наличие такого правового порядка, при котором возникают гарантии прав, которые предусматривает Конституция. Разумеется, речь идет также и о свободах человека и гражданина. Должно быть обеспечено равное состояние всех граждан перед лицом закона. Весьма существенное значение имеет и такой признак, как неприемлемость реализации прав в социально-экономической сфере одних граждан за счет других, и, тем более, в ущерб им.

Такие принципы являются юридической основой для того, чтобы отечественное государство могло работать и имеет право называться социальным.

Ряд отечественных исследователей рассматривают основы социального государства через понимание социал-демократических нравственных и правовых категорий. Именно такими признаками определяется особенность социального государства и его роль в жизни граждан [2, 65]. Характерно, что такой подход не предполагает абсолютного права личности на использование социальных благ, которые сделают ее жизнь обеспеченной и достойной. Речь может идти только о тех гарантиях со стороны государства, которые направлены на то, чтобы обеспечить всеми способами содействие в разрешении социальных вопросов граждан. Причем, правомерно говорить о тех людях, которые готовы и стремятся добывать свое благосостояние путем честного труда, но, в связи с непреодолимыми обстоятельствами личного характера не могут этого достигнуть.

Носить право именоваться социальным может только то государство, в котором власть берет на себя ответственность за социальную справедливость. В таком государстве государство заботится о том, чтобы граждане были благополучны и обладали защитой в социальной сфере. Таким образом, формальный принцип свободы и равенства приобретает свои гуманистические очертания.

В социальном государстве наличествует общественная солидарность. Проще говоря, при таком подходе наиболее обеспеченные берут на себя ответственность за бедных, те, кто более здоров, заботится о тех, кто болен. Граждане, способные работать, помогают тем, кто работать не может. Государство, в котором реализован социальный принцип, представляется формирующим результативное рыночное хозяйство. При этом сохраняется мощная социальная политика, которая дает обеспечение для достойной жизни всех граждан. Для того, чтобы это стало возможным, нужна система, которая поддерживала бы жителей социально. И, разумеется, в первую очередь это касается тех, кто находится в наиболее социально уязвимом положении.

При этом необходимо отметить, что предлагаемый подход не говорит о том, что на средний класс социальные гарантии не распространяются.

Что касается представителей образования и медицины, а также студенчества и многодетных семей, то эти категории граждан должны быть предметом особого внимания социального государства. Для социального государства приоритетом является не только обеспечение условий для работы в соответствии с полученной профессией и получение достаточной зарплаты. Оно также создает условия, в которых специалист мог бы иметь профессиональное развитие, интеллектуальный и духовный рост. В свою очередь это означает, что у специалиста должна быть возможность для того, чтобы совершенствовать свой профессиональный уровень.

И вознаграждение (оплата труда) за это в итоге должно быть справедливым, по крайней мере, не ниже средней по экономике данного региона. Причем платится не за факт пребывания в должности и просиживания на рабочем месте положенное количество часов, а за реальный вклад (по качеству и количеству) в производство, науку, образование, здравоохранение, культуру, в оказание качественных публичных услуг.

Резюмируя имеющиеся позиции ученых, а также, обобщив опыт реализации принципов социальности государственного управления, можно констатировать, что социальное государство — это правовое демократическое государство, высшей ценностью которого является человек, это государство, которое создает и гарантирует необходимые условия для достойной жизни и свободного развития человека, всесторонней самореализации творческого потенциала каждого.

Социальное государство на законодательном уровне признает и своей экономической и социальной политикой, правоприменительной и правоохранительной практикой гарантирует экономические, социальные и культурные права человека и гражданина, защищает свободу и собственность, обеспечивает на этой основе социальный мир, экономический рост и безопасность государства, физическое, духовное и нравственное совершенствование человека.

Основные термины (генерируются автоматически): социальное государство, государство, гражданин, достойная жизнь, социальная сфера, том, особое внимание, социальная политика, социально-экономическая сфера, экономическая сфера.

Читайте также: