Типология печатных изданий доклад

Обновлено: 04.05.2024

Средства массовой информации как сложно организованный объект должны отвечать требованиям системного подхода:

- сохранять целостный характер, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга СМИ, формируя единое информационное пространство для всех членов общества, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе;

- располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей;

- иметь необходимый набор функций и так их реализовывать, чтобы удовлетворить информационные потребности личности, различных групп населения, общества в целом;

- структура как способ связи компонентов должна располагать такой совокупностью различных газет, журналов, программ телевидения и радио, которые могут способствовать выполнению этих функций;

- СМИ должны быть организованной системой, действующей в соответствии с развитием условий жизни общества, иметь для этого необходимые организационные отношения между участниками массовой информационной деятельности (отношения координации, дисциплины, ответственности и др.). Для осуществления организационных процессов необходимы соответствующие административно-управленческие структуры в составе редакций, издательств и др.

В условиях реформирования общества внимание к типологии как к научному методу в журналистике заметно возросло. Это связано с активным развитием типологической структуры СМИ, с использованием этого метода в маркетинговых исследованиях.

Основой типологии является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Тип определяется как разновидность, форма, модель, которая характерна для той или иной группы предметов как единица расчленяемой в типологии реальности

В печати такой единицей является периодическое издание (газета, журнал), на телевидении – канал, телепрограмма, на радио – радиостанция, радиопрограмма. А для СМИ в целом – средство массовой информации.

Типология журналистики используется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками могут быть: характер аудитории средства массовой информации; его предметно-тематическая направленность и иные черты, связанные с характером информации; целевое назначение; время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения); периодичность (ежедневная газета, еженедельник, месячный журнал) и др.

По характеру аудитории выделяются следующие типы изданий, теле- и радиопрограмм (примеры будут приведены для России):

- общенациональные, аудитория которых может включать основные группы населения, проживающего на всей территории страны;

- межрегиональные, охватывающие население нескольких регионов (СТС, Рен-ТВ и др.);

- этнических общностей (наций, народностей);

- территориальных общностей (краевые, областные, городские, районные и др. СМИ);

- для профессиональных, производственных групп (в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, управлении, армии и др.);

- для возрастных групп (детей, подростков, молодежи, людей среднего возраста, пожилых);

- для женщин и мужчин;

- для малых групп (семья, землячество, клуб и др.);

- для различных групп верующих (православные, католики, мусульмане и др.);

- для групп населения, выделяемых по другим признакам.

Целевое назначение изданий, теле- и радиопрограмм дифференцирует СМИ в соответствии с характером осуществляемых ими функций. Их основу составляют, прежде всего, функции различных видов духовного производства. Некоторые функции (информационного, аналитического и художественно-публицистического характера) СМИ часто выполняют сами – функции публицистического, журналистского творчества. В реализации функций искусства, литературы, образования, науки, духовной культуры в целом, связанных с массовым информационным процессом, СМИ принимают участие как организаторы. На типологическую структуру СМИ влияют функции и других видов деятельности: производственной, рекламной, информационной и др. На этой основе формируются издания, теле- и радиопрограммы:

Типология печатных СМИ

- возможность быстрого ознакомления со всем массивом материалов, вошедших в номер;

- возможность отложенного чтения – до удобного времени;

- возможность воспринимать информацию в индивидуальном темпе (перечитывание, хранение).

- отсутствие непосредственной интерактивности;

Классификация печатных СМИ (газет и журналов) возможна по многим параметрам.

В традиционной теории прессы типология СМИ существовала в нескольких видах. Большинство, наверное, еще помнит советские газеты, выходившие грандиозными тиражами и в обязательном порядке доставлявшиеся в каждую сознательную советскую семью. Они могли быть центральными, местными или районными – в зависимости от территории распространения; в зависимости от содержания выделялись издания общеполитические, отраслевые и специализированные. Кроме того, издания классифицировались по времени выхода и могли быть ежемесячными, еженедельными, ежедневными, а также утренними и вечерними.

На Западе существовала аналогичная классификация, в которой выделялись пять основных характеристик: место издания и масштаб распространения, периодичность, время выхода, широта отражения действительности и социальное предназначение. Именно включение в систему последнего пункта отличало данную классификацию. Из советской типологии критерий социального предназначения был безапелляционно выброшен. В ней отсутствовало и деление изданий на массовые (или популярные) и качественные (или элитарные). Новые реалии заставили отойти от старых канонов. Типология средств массовой информации пополнилась классификацией по типу учредителя и по цели (развлекательные, рекламные и др.).

Рассмотрим следующее деление периодики, предложенное С. Корконосенко:

- по региону распространения (транснациональная, национальная, региональная, местная пресса);

- по учредителю (государственная и негосударственная пресса);

- по аудиторной характеристике (возрастной, половой, профессиональный, конфессиональный признаки);

- по издательским характеристикам (периодичность, тираж, формат, объем);

- по легитимности (с точки зрения наличия разрешения на издательскую деятельность);

- по содержательному наполнению (качественная и массовая).

По мнению Л. Реснянской наиболее распространенным и актуальным является деление печатных изданий на универсальные и специализированные.

Специализированные издания могут иметь модели:

В типологической структуре современной российской прессы особое место принадлежит общероссийским газетным изданиям. Это объясняется их значимостью для сохранения единого информационного пространства суверенного государства, той ролью, которую они играют в организации широкого информационного обмена между регионами страны, имеющей огромную территорию.

90-е годы минувшего века и начало нового века в России были ознаменованы значительными изменениями в типологии периодической печати. Назовем основные тенденции в трансформирующемся лагере газет и журналов.

Значительно повысился интерес к местной прессе. В основе этого процесса лежит ряд причин: усиление самостоятельности регионов; заинтересованность местной элиты в информационной поддержке; наличие в развитых регионах материально-технической базы для развития собственных СМИ; способность региональных журналистов лучше учитывать исторические, культурные, национальные традиции своей аудитории.

Из множества существующих классификаций печатных изданий, выходящих в свет в столице, интересна классификация со стороны менеджмента по PR. С этой точки зрения можно выделить четыре основные группы:

Россию накрывает новая волна коронавируса – штамм "омикрон" добрал.

Типологические признаки: анализ и синтез

Мы познакомились с системным взглядом на типологию, представленной с различных сторон – с теоретической (наука), с практической (классифицирование, моделирование, анализ СМИ по типологическим признакам) и метологической (историко-типологический, теоретико-типологический, социотипологический методы исследования). Схема формирования типа издания, представленная А.И. Акоповым, давно стала классической и с успехом используется как учёными, так и практиками. Создав классификацию специальных журналов по целевому назначению, обосновав универсальную логическую модель классификации специальных журналов, издававшихся в советское время, исследователь представил компоненты типологических признаков периодического издания – типоформирующих, вторичных и формальных.

Разница в объёмах периодических изданий менее существенна, поскольку этот показатель связан с такими факторами, как широта и глубина проблематики, разрабатываемой тем или иным составом авторов, уровень мастерства которых также в данном случае важен.

По сути, мы перешли к следующему вторичному типологическому признаку – внутренней структуре издания. В серьёзных редакциях создают модели содержания, закрепляя постоянные рубрики за конкретными страницами, а то и местом на печатной полосе. Для редакции газеты, ориентированной на читателя и только на него, становится крайне важным не только определить свою информационную нишу, но и выделить целевую аудиторию, постоянно изучать ее потребности и таким образом выстраивать политику печатного органа, чтобы удовлетворять эти потребности и нужды.

Реклама сегодня – не только источник финансирования редакции, но и разновидность информации, транслируемой через СМИ, и особая маркетинговая коммуникация, способствующая закреплению на рынке конкретного СМИ. Более того, содержание и дизайн рекламы накладывают своеобразный отпечаток на содержание и дизайн периодического издания или программы. В свою очередь, характер рекламы как вида деятельности, особой разновидности массовой коммуникации, особого текста в его визуальном выражении зависит от специфики (типа, профиля, конкретной модели) СМИ.

Оформление (художественно-техническое оформление или дизайн) в качестве вторичного типологического признака предполагает не только увязку с направленностью издания газетной графики, но и формата, брошюровки, качества бумаги, способа печати и др. особенностей, связанных с полиграфическим исполнением печатного СМИ. Думается, объём как техническую характеристику также можно назвать в этом ряду, не выделяя в качестве отдельного формального признака. Либо следует в состав формальных признаков включить и объём (а, возможно, количество и формат текстовых колонок). Поясним нашу мысль.

В Международной организации стандартов (ISO) существует серия А0 с исходной пропорцией 841х1189 мм. Среди 10 форматов в отечественной газетной журналистике преобладают три: большой (мировой) – А2: 420х594, малый – А3: 297х420, сверхмалый – А4: 210х297 мм; в мировой же практике, кроме названных выше, используют еще рейнский (365х510) и среднеевропейский (315х470) форматы.

От формата газеты (размеров ее страницы) зависит формат полосы. Газетная полоса – оттиск на бумаге сверстанных материалов газетной страницы – всегда меньше страницы и составляет, как правило, 4/5 ее площади. Стандартная ширина полосы формата А2 – 21 кв. 36 п., высота – 29 кв. 12 п.; у А3 соотношения соответственно – 14 кв. 24 п. и 21 кв. (варианты: 14 кв. 36 п. х 21 кв.; 15 кв. 24 п. х 21 кв. 24 п.).

Число и формат текстовых колонок, используемых для организации текста и иллюстраций на странице и представляющих собой важнейший элемент модульной структуры, таково: для формата А2 – 7 колонок х 2 кв. 36 п., 8 х 2 кв. 24 п., 8 х 2 кв. 18 п.; для формата А3 – 4 х 3 кв. 6 п., 5 х 2 кв. 36 п., 6 х 2 кв. 12 п.; для А4 – 3 х 3 кв., 4 х 2 кв. 12 п.

Формат журнала обозначается форматом печатной бумаги (в сантиметрах) и долей листа, образующейся от числа сгибов при фальцовке: 70х108/8, где 70 – ширина, 108 – высота, 8 – доля листа. Это наибольший формат для журналов, наименьший – 60х90/16. Общественно-правовые, научные, производственные журналы используют форматы 70х108/16 и 84х108/16, массовые иллюстрированные – 60х90/8 и 70х108/8, детские – 84х108/16 и 60х90/8.

Периодичность и разовый тираж – формальные типологические признаки, но иногда они играют особую роль при определении типа (еженедельник как тип газетного издания, многотиражная газета и др.).

Типология – в развитии

Система советской периодической печати всегда казалась стабильной и достаточно полно отвечающей информационным запросам народа. Но вот начался бурный процесс обновления прессы, традиционная классификация, не учитывавшая типовых модификаций общеполитических, межотраслевых, специализированных газет, потребовала если не пересмотра, то концептуального уточнения.

Есть еще один немаловажный момент. Журналист, прибегая к тому или иному жанру, преследует определенную цель: или сообщить о факте, или непременно дать ему свою оценку. Оба подхода правомерны, но от того, какому из них отдает предпочтение издание, зависит и его тип.

Читательская аудитория всегда была, а теперь, когда газеты находятся в рыночном пространстве, тем более остается главным типоформирующим признаком, если издание претендует на влиятельность и независимость, экономическую в том числе. Также особую роль при формировании типа газеты играет владелец (учредитель, издатель).

Если же говорить о всей совокупности типообразующих факторов, то их можно подразделить на объективные, объективно-субъективные и субъективные.

1. К группе объективных факторов, существующих как данность, влияющих как бы извне, отнесем:
общественно-экономическую формацию;
тип общества;
социально-экономическое положение и политическую ситуацию в стране и регионе
(ареале распространения);
законодательную базу;
конъюнктуру информационного рынка;
своеобразие потенциальной читательской аудитории
(менталитет населения);
технологический фактор (уровень развития информационных технологий, компьютерной и полиграфической техники);
международный фактор (влияние типов журналистики, СМИ других стран).

Среди субъективных факторов выделим не только квалификацию и мастерство редактора, менеджеров, журналистов, технических работников, полиграфистов и др., но и квалификацию читателей (подготовленность читателя, характер чтения, сотворчество, читательская активность).

Трансформируются объективные факторы – изменяется роль объективно-субъективных типологических критериев: какие-то становятся ведущими, какие-то утрачивают лидирующее положение. Значение квалификации субъектов деятельности вообще трудно переоценить: тип в конкретном издании оптимально выявляется лишь тогда, когда конкретные исполнители, реально оценив объективно сложившуюся ситуацию, точно определяют задачи, объект, предмет, и при помощи конкретных методов, средств, приемов достигают поставленной цели.

Нажмите, чтобы увеличить.

Типологическая проблема всегда имела практический смысл: ведь типологический анализ в процессе позиционирования периодического издания является обязательным условием создания эффективной модели, а затем и выпуска информационного продукта. Типологические факторы представляют своеобразную систему, элементы которой постоянно взаимодействуют. Выпадение того или иного элемента или, напротив, внедрение чужеродного элемента в некую систему (тип) приводит к конфликтным ситуациям на самых разных уровнях. Например, подмена цели деятельности нередко приводит к тому, что под видом журналистики читателю предлагают пропаганду, политический заказ или рекламу.

Сноски и примечания

Акопов А.И. Некоторые вопросы журналистики: История, теория, практика. Ростов-на-Дону, 2002.
Акопов А.И. Периодические издания. Ростов-на-Дону, 1999.
Акопов А.И. Российские специальные журналы 1917-1932 гг. Формирование типологической системы. Ростов-на-Дону, 1994.
Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. / На примере специальных журналов. Иркутск, 1985.
Бакшин В.В. Оформление газет разного типа. М., 1981.
Бакшин В.В. Типологические характеристики еженедельника. Владивосток, 1984.
Грабельников А.А. Массовая информация в России: От первой газеты до информационного общества. М., 2001.
Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М., 2001.
Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М., 2003.
Деловая пресса России: Настоящее и будущее. М., 1999.
Дзялошинский И.М. Информационное пространство России: Структура, особенности функционирования, перспективы эволюции. М., 2001.
Есин Б.И. Путешествие в прошлое (газетный мир XIX в.). М., 1983.
Засурский И.И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. М., 2001.
Засурский Я.Н. Актуальные проблемы журналистики. М., 1997.
Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов-на-Дону, 1999.
Кулёв В.С. Деловая пресса России. М., 1996.
Методика изучения периодической печати. М., 1977.
Методика типологического анализа периодической печати. М., 1995.
Методы исследования журналистики. Ростов-на-Дону, 1979.
Мурзин Д.А. Феномен корпоративной прессы. М., 2005.
Окружная (флотская) газета как тип военного периодического издания. М., 1983.
Реснянская Л.О., Фомичёва И.Д. Газета для всей России. М., 1999.
Система средств массовой информации России. М., 2001.
Средства массовой информации постсоветской России. М., 2002.
Средства массовой информации России. М., 2005.
Типологическое развитие журналистики. Ростов-на-Дону, 1993.
Типология изданий. М., 1990.
Типология периодических изданий. Ростов-на-Дону, 1983.
Типология периодической печати. М., 1995.
Типология периодической печати. М., 2007.
Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама, Воронеж, 2001.
Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. Воронеж, 2000.
Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. Воронеж, 1996.
Шкондин М.В. Основы организации системы печати в СССР. М., 1979.
Шкондин М.В. Система средств массовой информации и пропаганды в СССР. М., 1986.
Шкондин М.В. Системная типологическая модель СМИ. М., 2002.
Шостак М.И. Еженедельники как тип издания. М., 1986.
__________________________
© Тулупов Владимир Васильевич

На рубеже XIX и XX вв. система журналистики быстро развивается. Начинают появляться многочисленные издания, которые не только отражают развитие русской культуры, но и становятся показателями культурного уровня развития общества. Это издания, посвященные разным проблемам литературы и искусства, научно-популярные и некоторые другие.

Четкость и определенность направления изданий в XX в. начинает размываться: в одном печатном издании может не совпадать направленность разных частей, разных отделов. В изданиях, выходящих по 30 и более лет, направление могло полностью меняться. Это происходило из-за политических событий или с приходом в редакцию новых сотрудников.

В конце 1905 г., после возникновения различных политических партий, многие газеты и журналы характеризует однородность уже не типа, как в XIX в., а направления. Девять десятых органов прессы поддержали партию кадетов - партию народной свободы - и начали пропагандировать ее взгляды. Либерально-буржуазные и демократические газеты и журналы часто отличались друг от друга лишь тончайшими нюансами, оттенками.

По словам С.Я. Махониной, если при определении направления важно изучение содержания публикуемых на страницах газет и журналов статей, то при типологическом подходе основное внимание уделяется особенностям самого органа периодики. В зависимости от того, журнал это или газета, рассчитано издание на образованного, интеллигентного читателя или широкие массы, мало подготовленные к чтению периодики, пишет оно об общественно-политических проблемах или знакомит с научными открытиями и достижениями культуры, меняется содержание публикации, манера изложения, форма подачи тех или иных идей.

При исследовании типа издания следует учитывать, что намерения редакции могли меняться, перед изданием могла быть поставлена иная цель или расширена аудитория, изменена периодичность. Таким образом, типологические характеристики - величина непостоянная, тип одного и того же журнала или газеты бывает разным в определенные периоды истории.

В 1890-е годы большое влияние на Россию оказал капиталистический путь развития Западной Европы. И наша страна тоже избрала этот путь и быстро шла по нему, догоняя Европу. Это не могло не отразится на типологии периодической печати.

Наиболее дифференцированной по типам он считал петербургскую прессу.

Первыми в России возникли качественные газеты, которые рассчитывали на интеллигентного читателя. Они являлись изданиями четко выдержанного единого направления, печатали серьезные статьи.

Типология печатных СМИ ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

возможность быстрого ознакомления со всем массивом материалов, вошедших в номер;

возможность отложенного чтения — до удобного времени;

возможность воспринимать информацию в индивидуальном темпе (перечитывание, хранение).

отсутствие непосредственной интерактивности;

Классификация печатных СМИ (газет и журналов) возможна по многим параметрам.

В традиционной теории прессы типология СМИ существовала в нескольких видах. Большинство, наверное, еще помнит советские газеты, выходившие грандиозными тиражами и в обязательном порядке доставлявшиеся в каждую сознательную советскую семью. Они могли быть центральными, местными или районными — в зависимости от территории распространения; в зависимости от содержания выделялись издания общеполитические, отраслевые и специализированные. Кроме того, издания классифицировались по времени выхода и могли быть ежемесячными, еженедельными, ежедневными, а также утренними и вечерними.

На Западе существовала аналогичная классификация, в которой выделялись пять основных характеристик: место издания и масштаб распространения, периодичность, время выхода, широта отражения действительности и социальное предназначение. Именно включение в систему последнего пункта отличало данную классификацию. Из советской типологии критерий социального предназначения был безапелляционно выброшен. В ней отсутствовало и деление изданий на массовые (или популярные) и качественные (или элитарные). Новые реалии заставили отойти от старых канонов. Типология средств массовой информации пополнилась классификацией по типу учредителя и по цели (развлекательные, рекламные и др.).

Рассмотрим следующее деление периодики, предложенное С. Корконосенко:

по региону распространения (транснациональная, национальная, региональная, местная пресса);

по учредителю (государственная и негосударственная пресса);

по аудиторной характеристике (возрастной, половой, профессиональный, конфессиональный признаки);

по издательским характеристикам (периодичность, тираж, формат, объем);

по легитимности (с точки зрения наличия разрешения на издательскую деятельность);

по содержательному наполнению (качественная и массовая).

По мнению Л. Реснянской наиболее распространенным и актуальным является деление печатных изданий на универсальные и специализированные.

Специализированные издания могут иметь модели:

" не для всех не обо всем" (ограничение аудитории и тематики — профессионально-отраслевые, женские, мужские, детские).

В типологической структуре современной российской прессы особое место принадлежит общероссийским газетным изданиям. Это объясняется их значимостью для сохранения единого информационного пространства суверенного государства, той ролью, которую они играют в организации широкого информационного обмена между регионами страны, имеющей огромную территорию.

90-е годы минувшего века и начало нового века в России были ознаменованы значительными изменениями в типологии периодической печати. Назовем основные тенденции в трансформирующемся лагере газет и журналов.

Значительно повысился интерес к местной прессе. В основе этого процесса лежит ряд причин: усиление самостоятельности регионов; заинтересованность местной элиты в информационной поддержке; наличие в развитых регионах материально-технической базы для развития собственных СМИ; способность региональных журналистов лучше учитывать исторические, культурные, национальные традиции своей аудитории.

Из множества существующих классификаций печатных изданий, выходящих в свет в столице, интересна классификация со стороны менеджмента по PR. С этой точки зрения можно выделить четыре основные группы:

Типологические признаки носят не формальный и не частный характер. Изменение хотя бы одного из них влечет за собой целую цепь преобразований в облике и содержании издания. Типология СМИ зависит от многих внешних и внутренних факторов и причин. Параметры типологизации:

1. Регион распространения. Принято классифицировать прессу по вертикальному принципу, в соответствии с административно – территориальным устройством государства. За основу берется обслуживаемая территория.

a. Если зона регулярного действия средства информации расширяется до международных масштабов, то оно получает статус транснационального.

b. Следующий уровень – общенациональные СМИ. Таковыми они становятся. Если синхронно расходятся по всей территории страны или по преобладающей ее части. Данный критерий исключительно важен не только в собственно журналистском измерении, но и в политическом и юридическом отношениях. Иногда такие СМИ называют еще центральными.

d. Местная пресса. Под этим названием понимаются главным образом издания, выходящие в районах и городах областного подчинения.

2. Учредитель. Согласно российскому законодательству, учредителями СМИ, почти без исключений, может стать практически любой.

a. Специализированная периодика рассчитана на аудиторию с более или менее четкими контурами. Признаки этой периодики: социально-демографические характеристики (пол, возраст и т.д.), социально - профессиональные признаки, социокультурные признаки, политико-идеологические параметры, потребительские характеристики, психологические качества.

4. Легитимность. Петербургский социолог Алексеев предложил классифицировать прессу с точки зрения ее отношений с законодательством и наличия официального парва на издательскую деятельность.

a. Легитимные (издания, имеющие регистрацию в государственных органах)

b. Квазилегитимные (не запрещенные, но и не разрешенные)

c. Нелегитимные (не получившие права на существование)

5. Качественная и массовая пресса.

a. Качественной прессе свойственны аналитичность в подходе к событиям, взвешенность оценок, спокойный тон публикаций, а так же надежность фактов и мнений.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

b. Популярная пресса (массовая) – печатные средства информации, в которых больше развлечения, чем информации, предназначены для менее образованной аудитории. Есть разновидность: желтая (характерна обильностью иллюстраций и некачественностью, недостоверностью фактов), развлекательная (таблоид, бульварная).

Читайте также: