Территориальный принцип организации выборов доклад

Обновлено: 02.07.2024

Статья 3. Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума

1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

3. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

4. Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации.

5. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.

Ст. 3 (в ред. ФЗ от 20.04.2021 N 91-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 20.04.2021 N 91-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

В статье отмечено, что территориальная организация выборов – это не чисто технический вопрос, который сводится к оптимизации организационных ресурсов по проведению голосования и подсчета голосов, а процесс, который является способом обеспечения равенства избирательных прав граждан, поэтому деление территории государства на избирательные территориальные единицы должно отвечать четким демократическим критериям. Рассмотрены международные стандарты, которые рекомендуется применять в рамках национального избирательного законодательства. Проведен анализ процедуры формирования границ избирательных округов в разных странах мира. Рассмотрены примеры критериев для формирования границ избирательных округов: равное количество населения, учет естественных барьеров, компактность округов, соответствие границ местной юрисдикции, географический размер района, сообщества по интересам, единство культурных проблем и другие.


2. Гришин Н.В. Институт выборов и российская государственность. //Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2012. - № 3. – С. 405-411.

5. Морозова О.С. Формирование избирательных округов как метод электорального таргетирования.//Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2013. - №1 – С.106-111.

Формирование границ избирательных округов в разных странах имеет свои особенности, как правило, не связанные с видом применяемой избирательной системы. В ряде случаев границы избирательных округов определяются на основе административных границ, иногда в зависимости от физико-географических характеристик региона и зачастую границы очерчиваются на основе социальных, политических и культурных различий территорий.

Процедуры определения границ избирательных округов имеют различные правовые обоснования, и их изучение представляется достаточно важным, поскольку нарезка округов может оказать значительное влияние непосредственно на результаты выборов [5].

В том числе и по этой причине ряд международных организаций, такие как Organization for Security and Co-operation in Europe (Европейская комиссия за Демократию через право (Венецианская Комиссия)[1]), Секретариат Содружества и Институт выборов в Южной Африке (EISA) и пр. установили стандарты в сфере территориальной организации выборов, которые их членам рекомендуется применять.

Среди этих стандартов в Международном фонде Избирательных Систем (IFES) перечислены наиболее распространенные: беспристрастность, равенство, репрезентативность, недопущение дискриминации и обеспечение транспарентности [9].

Фонд рекомендует учитывать следующие рекомендации при решении данного вопроса:

  1. плотность населения,
  2. легкость транспортировки и коммуникации,
  3. географические характеристики,
  4. существующие структуры человеческих поселений,
  5. финансовая жизнеспособность и административный потенциал избирательного округа,
  6. финансовые и административные последствия определения границ округов,
  7. существующие границы,
  8. общность интересов.

Кроме того, фонд предполагает, что процесс должен:

  • осуществляться независимым и беспристрастным органом, который является представителем общества, и включать лиц, имеющих соответствующие навыки;
  • осуществляться на основе четко определенных критериев, таких как численность населения, его распределение, общность интересов различных социальных групп, удобство, географические особенности и другие природные или административные границы;
  • проводиться одним органом;
  • учитывать функционирование всех сфер власти, как на национальном уровне, так и на местном;
  • быть доступным общественности посредством процесса консультаций;
  • не допускать манипуляции границами избирательных округов в пользу интересов каких-либо политических групп.

Учитывая в большей или меньшей степени рекомендации международных организаций, в каждой стране для формирования границ избирательных округов приняты свои правила с учетом исторических, правовых и прочих национальных особенностей.

Сводная информация по критериям формирования границ избирательных округов в разных странах мира представлена в Таблице 1.

Критерии для формирования границ избирательных округов: мировая практика

Критерии для формирования границ

(всего стран 226)

Равное количество населения

Албания, Армения, Австралия, Азербайджан, Китай, Куба, Чехия, Германия, Индия, Япония, Кения, Кирибати, Коморские Острова, Соединенные Штаты Америки, Узбекистан и др.

Учет естественных барьеров

Албания, Аргентина, Канада, Ирландия, Литва, Пакистан, Польша, Швеция, Словения и др.

Армения, Азербайджан, Аргентина, Беларусь, Мексика, Судан и др.

Соответствие границ местной юрисдикции

Объединенные Арабские Эмираты, Албания, Ангола, Австрия, Кипр, Чехия, Германия, Финляндия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Ирак, Казахстан, Узбекистан, Вьетнам и др.

Географический размер района

Бермудские острова, Боливия, Багамские Острова, Ботсвана, Канада, Конго (Киншаса), Чили, Алжир, Эквадор, Эфиопия, Фолклендские (Мальвинские) острова, Габон, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Гана, Гонконг, Индия, Иран, Иордания, Коморские Острова, Лесото, Латвия, Марокко, Монголия, Маврикий, Малайзия, Намибия, Панама, Филиппины, Пакистан, Соломоновы Острова, Судан, остров Святой Елены, Сьерра-Леоне, Танзания, Уганда, Йемен, Замбия, Зимбабве.

Сообщества по интересам/ единство культурных проблем

Австралия, Боливия, Ботсвана, Канада, Колумбия, Эритрея, Эфиопия, Финляндия, Фиджи, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Гана, Гонконг, Венгрия, Иордания, Кения, Лесото, Ливан, Ливия, Маршалловы Острова, Мексика, Нигер, Нидерланды, Ниуэ, Новая Зеландия, Панама, Перу, Соломоновы Острова, Судан, Сингапур, Словения, Сьерра-Леоне, Тонга, Тувалу, Украина, Соединенные Штаты Америки, Самоа, Йемен, ЮАР, Зимбабве.

Албания, Армения, Австралия, Аргентина, Азербайджан, Босния и Герцеговина, Бельгия, Швейцария, Китай, Куба, Чехия, Литва, Латвия, Ливия, Монголия и др.

Афганистан, Дания, Эстония, Испания, Израиль, Кыргызстан, Косово, Лихтенштейн, Монако, Черногория, Македония, Россия, Ватикан, США и др.

Ангилья, Бахрейн, Бенин, Конго (Браззавиль), Кот-д'Ивуар, Кипр (Северный), Остров Рождества, Египет, Западная Сахара, Гамбия, Гвинея-Бисау, Гайана, Сент-Китс и Невис, Кувейт, Мадагаскар, Катар, Руанда, Сомали, Виргинские острова.

Источник: (ACE, The Elektoral Knowlegre Network) [8]; перевод и систематизация автора.

Как видно из Таблицы 1, наиболее распространенный критерий, используемый при формировании границ избирательных округов, - это соблюдение принципа равенства численности населения в округах. Для более половины из 226 стран этот критерий является ведущим. В 40% государств границы избирательных округов не должны нарушать административных границ.

Для четверти стран, в основном со сложным рельефом местности, таких как Канада, Швеция и др., решающее значение в процессе территориальной организации выборов имеет учет естественных барьеров. В 39 государствах, имеющих сложную этно-конфессиональную и поликультурную среду важное значение придается учету данных особенностей при нарезке избирательных округов. Необходимо также отметить, что в большинстве демократических стран используется не один, а сразу несколько из вышеприведенных критериев.

К примеру, в Австрии для проведения выборов федеральная территория разбивается на девять провинций - округов. Провинциальный округ носит имя провинции и имеет номер в соответствии с алфавитным порядком провинций [6].

А в Казахстане избирательные округа должны быть сформированы с учетом административно-территориального деления республики и примерно равного числа избирателей. В этом случае разница в численности избирателей в избирательном округе в области, городе республиканского значения и столице республики, района и города не должна превышать пятнадцати процентов от среднего количества избирателей на мандат каждого депутата в данной административно- территориальной единице [4].

Отдельного внимания заслуживает анализ институтов, ответственных за территориальную организацию выборов.

Сводная информация по органам, ответственным за формирование границ избирательных округов в разных странах мира представлена в Таблице 2.

Орган власти, ответственный за формирование границ избирательных округов

Орган, ответственный за формирование границ избирательных округов

(всего стран: 225)

Законодательный орган (парламент)

Бельгия, Чехия, Финляндия, Франция, Греция, Хорватия, Венгрия, Ирландия, Исландия, Люксембург, Латвия, Ливия, Польша, Швеция, Словения и др.

Законодательный орган (сенат)

Чили, Чехия, Алжир, Эфиопия, Франция, Камбоджа, Мавритания, Нидерланды, Польша и др.

Болгария, Канада, Индия, Мадагаскар, Намибия, Пуэрто-Рико, Сингапур, Тунис и др.

Комиссия по установлению границ

Австралия, Барбадос, Бангладеш, Германия, Пакистан, Соединенные Штаты Америки и др.

Орган по управлению избирательным процессом (EMB)

Албания, Армения, Австралия, Аргентина, Азербайджан, Беларусь, Куба, Чехия, Исландия, Казахстан, Литва, Мальта, Таджикистан, Туркменистан, Турция и др.

Правительственное ведомство или агентство

Афганистан, Аргентина, Италия, Палестина, Соединенные Штаты Америки, ЮАР.

Андорра, Ангилья, Аргентина, Аруба, Босния и Герцеговина, Швейцария, Коста-Рика, Испания, Израиль, Марокко, Молдова, Норвегия, Науру, Парагвай, Катар, Словакия, Суринам, Соединенные Штаты Америки, Вануату.

Австрия, Дания, Эстония, Гренландия, Кыргызстан, Косово, Лихтенштейн, Черногория, Португалия, Румыния, Сербия, Россия и др.

Кипр (Северный), Остров Рождества, Западная Сахара, Фиджи, Корея, Корейская Народно-Демократическая Республика

Источник: (ACE, The Elektoral Knowlegre Network) [7]; перевод и систематизация автора.

Как проиллюстрировано в Таблице 2, в Финляндии, например, нарезка округов определяется в соответствии с Законом о выборах парламентом [3], так же как и в каждой четвертой стране мира. Более распространены варианты, когда формирование границ избирательных округов относится к компетенции специальных органов, которые либо управляют избирательным процессом в целом, либо создаются непосредственно для реализации этой конкретной задачи.

Учитывая нормы и рекомендации, разработанные международными организациями, а также мировую практику, государства могут более качественно модифицировать свои, с учетом национальных особенностей, элементы избирательной системы, в частности, усовершенствовать территориальную организацию выборов, что будет способствовать большей беспристрастности, равенству и недопущению дискриминации в избирательном процессе и, как следствие, позволит избежать манипуляций во всех ее видах.

Внедрение современных компьютерных технологий, наряду с развитием сложных баз данных избирателей, сделало электоральную географию более точной, и в этой связи компьютерные технологии и математические расчеты могут также стать помехой применению различных манипулятивных избирательных технологий, в том числе и джерримендеринга.

Это крайне важно также и для совершенствования избирательного права и процесса в России, поскольку институт выборов имеет самое непосредственное отношение к развитию российской государственности [2].

Территориальная организация выборов - это не сугубо технический вопрос, который сводится к оптимизации организационных ресурсов по проведению голосования и подсчета голосов. Установление границ избирательного округа является способом обеспечения равенства избирательных прав граждан, поэтому процесс деления территории государства на избирательные территориальные единицы должен отвечать четким демократическим критериям равного количества избирателей, учета административно-территориального деления государства, обеспечения компактности и целостности территорий избирательных округов, непредвзятости институтов, определяющих границы, и объективности методов, которые ими используются.

Рецензенты:

Попова О.Д., д.и.н., профессор кафедры социологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, г. Рязань.

Козлов Г.Я., д.и.н., профессор Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, г. Рязань.

Принципы организации и проведения выборов представляют собой исходные начала, на которых базируется правовое регулирование всех избирательных отношений в период избирательной кампании. К ним относятся обязательность выборов, периодичность выборов, альтернативность выборов, независимость избирательных комиссий, гласность выборов, территориальная основа организации выборов.

Обязательность выборов означает, что выборы являются необходимым и единственным законным способом формирования избираемых посредством прямого волеизъявления граждан органов государственной власти и местного самоуправления. Соответствующие государственные и муниципальные органы, должностные лица обязаны назначить в установленные законом сроки выборы, не вправе уклоняться от принятия решения об их назначении, отменять назначенные выборы или переносить их. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные законом сроки, а также если уполномоченный орган или должностное лицо отсутствует, решение о назначении выборов должно быть принято соответствующей избирательной комиссией

Обязательность выборов предполагает и обязательность их результатов. Официально установленные избирательными комиссиями итоги голосования и принятые на основании их решения о результатах выборов обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами.

Периодичность выборов непосредственно связана с временными рамками полномочий избираемых гражданами органов государственной власти и местного самоуправления и означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные законом интервалы времени. При этом промежутки между выборами в оптимальном варианте должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечить стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а с другой — гарантировать возможность их сменяемости и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями по результатам одних и тех же выборов.

Независимость избирательных комиссий означает, что эти органы специально образуются для обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан и при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Система избирательных комиссий охватывает Центральную избирательную комиссию РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.

Гласность означает, что вся деятельность избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов, включая подсчет голосов, установление итогов голосования и определение результатов выборов, осуществляется открыто. Существенное значение для реализации принципа гласности в избирательном процессе имеют указания закона на то, что решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции и связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов, обеспечением и защитой избирательных прав граждан, в обязательном порядке подлежат официальному опубликованию либо доводятся до всеобщего сведения иным путем.

Территориальный принцип организации выборов в РФ

Оригинальность 40% антиплагиат ру

Введение 3
Глава 1. Основы организации выборов в Российской Федерации и понятие избирательного участка 5
1.1. Сущность организации выборов в Российской Федерации 5
1.2. Понятие избирательного участка 8
Глава 2. Формирование избирательных округов 10
2.1. Понятие и виды избирательных округов 10
2.2. Проблемы формирования избирательных округов 16
Заключение……………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы 23

Избирательное законодательство Российской Федерации очень тесно связаны с международными избирательными стандартами и имеют предрасположение развиваться на основе взаимообогащения и гармонизации.
Понятие избирательной системы используется в отечественной литературе в двух смыслах – широком и узком. В первом значении избирательная система представляет собой всю совокупность общественных отношений, связанных с проведением выборов в органы публичной власти, включая в себя основные теоретические понятия и дефиниции, принципы избирательного права, стадии избирательного процесса, типологию избирательных систем (в узком значении как способы распределения депутатских мандатов), теории организации и функции выборов, модели электорального поведения и пр.
Выборы представляют собой процесс формирования органов власти посредством наделения полномочиями лиц, занимающих государственные должности.
Выборы проходят на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и могут быть как прямыми, так и косвенными (избирается коллегия выборщиков). Как правило, на каждом уровне население выбирает как состав представительного коллегиального органа, так и руководителя исполнительного органа.
Избирательное право является институтом государственного права и представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих процесс проведения выборов. Включает в себя объективное и субъективное избирательное право.
При анализе фундаментальных правовых источников как региональных, так и всеобщих международных избирательных стандартов можно сделать вывод о том, что международные избирательные стандарты – это обязательства Российской Федерации не только формально предоставить российским гражданам оговоренные стандартами права и свободы на участие в выборах, но и гарантировать их реализацию. Лишь в очень малом количестве случаев возникают некоторые ограничения этих прав и свобод, но опять же, это всё оговаривается международными стандартами .
Так же при разборе конституционных и законодательных основ системы избирательных прав можно понять, что Россия системно инкорпорировала международные стандарты в свою правовую систему, признав, что одним из главных условий стабильности и дальнейшего укрепления сотрудничества между государствами для осуществления и протекции идеалов и принципов, являющихся их общим демократическим достоянием является соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, совершенствование и улучшение демократических институтов, процедур их реализации в соответствии с принципами и нормами международного права на основе конституции и правовых актов цель и обязанность российского правового государства.

Биржа копирайтинга— огромный массив полезных и нужных статей. Ты обязательно найдёшь нужный материал!

Читайте также: