Технологии журналистского расследования доклад

Обновлено: 04.07.2024

Журналистское расследование как инфопродукт первоначально появилось на Западе и было связано с именами М. Твена, Л. Стеффенса, К. Уитмора. Публикации-разоблачения, получив заслуженную популярность, положили начало новому направлению мировой журналистики.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Особенности жанра и его функционирование в газетах и на телевидение

Журналистское расследование — наиболее сложный вид аналитической журналистики, сопряженный с раскрытием и опубликованием скрываемой, утаиваемой от общества информации, которая имеет социальное, политическое, историческое, научное значение. Это может быть изучение какой-либо темы с новой, ранее не рассматриваемой точки зрения, но раскрытие, обнародование которой имеет определенную ценность.

Предметом журналистского расследования являются чаще всего негативные, утаенные, замалчиваемые явления, сведения, события, происшествия, которые волнуют общество.

Конечная цель любого журналистского расследования — поиск социальной справедливости. Признаком качественной журналистской работы является реакция общества: публикация замечена, вызвала резонанс или оставила равнодушной.

Сюжет журналистского расследования — это показ этапов расследования темы, последовательное раскрытие новых моментов, соединение в единый сюжетный узел, постепенное наращивание напряженности.

Кто сейчас занимается, последовательность этапов

Несколько примеров современных СМИ, занимающихся журналистскими расследованиями в РФ:

Журналисты-расследователи: Лариса Кислинская, Андрей Константинов, Алексей Пиманов, Игорь Корольков, Александр Хинштейн, Аркадий Мамонтов, Эдуард Петров и другие.

Журналистское расследование состоит из нескольких этапов:

Тема основательного расследования может появиться на основе случайно почерпнутой информации (разговоры, слухи), произошедшего события, заявлений публичных личностей, официальных лиц, публикаций в социальных сетях, СМИ (газеты, телевидение, радио)…

Для характеристики темы журналистского расследования подойдут следующие определения: социально значимая, скрываемая, закрытая, актуальная, щепетильная, скандальная, политически острая.

Это предположение журналиста о том, как и почему совершается (ранее совершалось) преступное деяние, раскрываемое событие (причины, участники, выгодополучатели). Тема и гипотеза раскрываются в задачах расследования.

  1. Определение задач намеченного расследования:
  • выявление участников;
  • установление механизма преступления, схемы действий;
  • определение мотивов, причин;
  • прогнозирование последствий развития исследуемой ситуации.
  1. План расследования.

Помогает организовать работу журналиста, обдумать методы получения информации, скоординировать действия, просчитать необходимые ресурсы. Содержание зависит от характера расследования и представлений журналиста о том, какие шаги он будет предпринимать.

Опасно с двух точек зрения. Во-первых, не сумев точно рассчитать степень риска, сделав один неточный ход, можно легко пасть жертвой собственного расследования. Во-вторых, даже избежав опасности со стороны тех, кого вы преследуете, можно в итоге вступить в конфликт с представителями правоохранительных органов и самому оказаться в роли преступника. Журналист, о чем мы в деталях говорили, действует на основании закона о СМИ, и к нему не применим закон об оперативно-розыскной деятельности. А значит, он ни при каких обстоятельствах не может, например, осуществлять слежку, проводить обыски, задерживать кого бы то ни было. Самодеятельность такого рода может привести к тому, что журналист подставит невинных людей или помешает собрать достаточную доказательную базу для подтверждения вины реального преступника.

Зачем же тогда мы столь подробно описываем эти истории – спросите вы. Ответ прост: они наглядно демонстрируют на практике те приемы, теорию которых мы описали в этой книге. Сами по себе они вполне допустимы в журналистской деятельности, если, конечно, применять их с умом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 11 Этапы расследования и типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования

Глава 11 Этапы расследования и типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования Для структуры частной криминалистической методики важное значение имеет периодизация этапов расследования. При этом под понятием этапа расследования понимается

7. Стратегия и тактика работы адвоката на стадии предварительного расследования уголовного дела

7. Стратегия и тактика работы адвоката на стадии предварительного расследования уголовного дела Основной целью деятельности адвоката является соблюдение прав подзащитного. Направлениями, способствующими ее достижению, выступают следующие:1) исключение

Технология мошенничества

Технология мошенничества К парикмахеру заходит мужчина с ребенком.— Постричь, побрить? — спрашивает мастер.— И то, и другое.После того как парикмахер выполнил свою работу, мужчина поднимается и говорит:— Постригите теперь моего мальчика, а я пока схожу за

Глава 2. Технология воровства

Технология воровства

Технология воровства — Ты знаешь, о чем я мечтаю? — спрашивает один уголовник у другого.— Нет.— Чтобы обчистить банк, а отпечатки пальцев оставить своей тещи.Стратегия. Считается, что человек способен реализовать все, что может себе вообразить. Для этого необходимы

Глава 3 Идеологи либерализации, а точнее, криминализации правоприменительной практики, или Господин Бастрыкин А. И.: беспощаден к врагам… терпим к грабителям и ворам

Предмет и задачи журналистского расследования

Предмет и задачи журналистского расследования С установлением демократических порядков в России журналистике была отведена куда более значительная роль, чем унизительное обслуживание партийных интересов, как это было при советской власти. В 1991 году Верховный Совет

Глава 2 Методика проведения журналистского расследования

Глава 2 Методика проведения журналистского расследования Одним из важнейших качеств, необходимых для журналиста-расследователя, является способность разглядеть за скучным, на первый взгляд, сюжетом, общественно значимые факты. Иначе говоря, журналист должен быть

Избирательные кампании как повод для журналистского расследования

Избирательные кампании как повод для журналистского расследования До сих пор мы говорили об источниках появления тем для расследования. В этом ряду есть особая категория, которая сама по себе является поводом для пристального внимания журналистов.За двадцать лет

2.7. Некоторые этические аспекты журналистского расследования

2.7. Некоторые этические аспекты журналистского расследования Журналист, занимающийся расследованиями, сталкивается с этическими проблемами чаще своих коллег – этот жанр предполагает постановку острых проблем, часто лежащих не только в области права, но и в сфере

Можно ли публиковать материалы журналистского расследования, если в отношении героя публикации возбуждено уголовное дело и ведется официальное следствие?

Компромат против АЖУРа

Компромат против АЖУРа После того, как преступники в открытую озвучили Константинову свою угрозу, его снова… вызвали на допрос в прокуратуру. Та самая следователь, которая на первом допросе пыталась взять с Константинова подписку о неразглашении, на этот раз после

Актуальность данной работы обусловлена тем, что за последнее десятилетие журналистские расследования пережили в России и резкий взлет популярности, и столь же стремительную потерю репутации. Это закономерный процесс, который вовсе не означает отказ от самой идеи. Рано или поздно закончится период массового вброса через СМИ фальшивого компромата, тенденциозность которого последнее время принято прикрывать романтической дымкой журналистского расследования.

Немногочисленные зарубежные переводы, посвященные этой тематике, которые издавались в России, не могли восполнить пробел в знаниях и недостаток опыта. Условия, в которые были поставлены российские журналисты в первой половине 90-х годов, разительно отличались от практики и образа жизни их зарубежных коллег, чей опыт работы в условиях свободы слова исчислялся к тому времени уже не одним десятилетием. Многочисленные журналистские кодексы и хартии, принятые в большинстве цивилизованных стран, у нас заменялись собственными представлениями о чести и совести, о добре и зле.

Степень изученности проблемы определяется наличием научных и журналистских методов, определяющих практическое применение теории журналистики. В числе таких исследований работы известных журналистов и учёных, которые писали о необходимости изучения жанра новостей, который на данный момент времени довольно детально разработан. Развитие журналистики в течение нескольких веков привело к тому, что были сформулированы правила, на которые новость должна ответить. Структурой репортажей, которые, как правило, отличаются от статейных новостей, занимались не так детально и проблема построения репортажа не столь проработана. В своих трудах по построению репортажей М.Н. Ким, например, писал о том, что современный репортаж требует больше времени для написания, он больше по объему и свободнее по форме.

Объектом исследования данной работы является журналистское расследование, как жанр современной российской журналистики.

Цель данной работы – выявить специфику жанра журналистского расследования на телевидении.

Достижению данной цели способствует решение следующих задач:

  1. рассмотреть понятие и сущность журналистского расследования;
  2. описать жанровые признаки телевизионного журналистского расследования;
  3. обозначить специфические черты журналистского расследования.

Теоретическая база данной работы основана на материалах таких авторов как, А.А. Тертычный, С.М. Гуревич, М. Григорян, М.Н. Ким, Р.Г. Овсепян, Л.Е. Кройчик, В.В. Ворошилов, А.А. Грабельников и многих других.

Практическую значимость работы следует определить как основу для использования в теории и на практике анализа компонентов составляющих структуру репортажа, который будет проведён в данной работе. Будут обозначены решения вышеперечисленных задач, которые можно будет применить в разработке и усовершенствовании работы репортёра на телевидении.

Структура данной работы обусловлена поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1.1. Предмет и задачи журналистского расследования

Журналистские расследования (англ. Investigative journalism) – вид журналистики, который характеризует планомерное и, как правило, долговременное исследование предмета публикации (зачастую посвященной преступлениям, политическим скандалам и т. п.). Работа журналиста в этом жанре сродни деятельности частного детектива, поскольку в её фундаменте поиск фактуры, которую заинтересованные лица и/или организации укрыли от общества.[2, c.38]

С установлением демократических порядков в России журналистике была отведена куда более значительная роль, чем унизительное обслуживание партийных интересов, как это было при советской власти. В 1991 году Верховный Совет принял закон о средствах массовой информации, который наделил журналиста весьма широкими правами и гарантировал защиту его чести, достоинства, здоровья и имущества. Впервые в российской истории журналист был назван лицом, выполняющим общественный долг.[9]

Журналистское расследование не может появиться на свет без инициативы, идеи и усилий со стороны журналиста. Это материал, обладающий высокой новостной ценностью и большой значимостью для общества. Расследование основывается на множестве источников информации — людях, документах и личном наблюдении. Во многих случаях на поверхность выплывают материалы, которые власти предпочли бы не раскрывать. Но иногда в материалах содержится информация, полученная непосредственно от представителей власти.

Любой журналист может заниматься расследованием. Для этого требуется любознательность, желание бороться с несправедливостью и скептицизм, граничащий с цинизмом или нигилизмом.

Основными орудиями репортера являются:

  1. Люди как источники информации
  2. Разного рода документы и умение работать с ними
  3. Терпеливо и умело проведенные интервью
  4. Высокая мораль и чувство социальной ответственности.

Репортеры должны уметь хорошо делать свое дело. Особенно важны аккуратность и здравый смысл, так как расследования порождают противников, готовых зацепиться за малейшую фактическую неточность, чтобы дискредитировать все расследование.

Преподаватель журналистики Бостонского университета Майкл Берлин в 1995 году прочитал (в рамках программы Фулбрайт) в Московском государственном университете цикл лекций. Особенно интересными оказались они для начинающих российских жкрналистов-расследователей, потому что, работая в свое время в газете "Нью-Йорк Пост", Майкл Берлин занимался именно журналистскими расследованиями. [24]

Служба обществу и сильное желание журналистов бороться за правду и справедливость являются основными мотивами журналистского расследования. Привлекательными сторонами в расследовании являются для журналиста возможность завоевать хорошую репутацию, получить повышение по службе, а также возможная финансовая выгода, например, от издания книги по результатам расследования. Для СМИ — это репутация защитника общественных ценностей, возможность завоевать доверие своих читателей.

Журналист никогда не должен высказывать в материалах собственного мнения. Вместо того чтобы заявить, что кто-то берет взятки, или является жертвой, или разбазаривает общественное добро, журналист должен построить солидную и, основанную на фактах структуру, чтобы показать весь процесс нарушений и указать на источник проблем. Журналист, занимающийся расследованием должен действовать в рамках законности и соблюдать нормы этики — иначе он ничем не будет отличаться от тех, чью деятельность он расследует. Никаких краденых документов. Никаких взяток за информацию. Никаких незаконных проникновений на частную территорию, за исключением тех случаев, когда журналист готов нести за это судебную ответственность.

Иногда идея о проведении расследования подсказывается кем-то. Иногда агентства по расследованиям привлекают к работе журналистов. А иногда репортер просто задает себе вопрос: Почему было принято такое решение? Оно не справедливо! Почему данное учреждение (школа, суд, больница, служба по уборке мусора) не работает так, как положено? Не всегда ответ на эти вопросы содержит информацию о коррупции или злоупотреблениях. Но это не значит, что о подобных вещах не стоит писать. Если виновна система, а не люди, то это не менее важно. Иногда в ходе расследования требуется восстановить ход важных событий после того, как они уже произошли, и с большей точностью, чем они были описаны источником. Фактов, заслуживающих расследования, всегда больше, чем времени и людей, которые могли бы этим заняться.

Репортер должен построить собранный материал в сюжет так, чтобы показать читателям направление удара, квинтэссенцию расследования. Сюжет определяет, как журналист покажет главное. После построения сюжета неизменно обнаруживаются пробелы в логической последовательности событий. Для заполнения этих пробелов потребуются дополнительные исследования, новые интервью и документы. Дальнейшее — дело репортерского ума, пера, фантазии, "архитектурного" дара. Сюжет раскопанной истории вовсе не обязательно станет сюжетом журналистского материала. "История" должна работать на идею и на поставленную проблему, а не наоборот.

Практически каждое средство массовой информации рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-нибудь из героев его публикаций или программ подает в суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. В последнее время таких исков становится все больше, и далеко не всегда суды встают на сторону журналистов. И даже если СМИ удается доказать свою правоту, судебные разбирательства обычно длятся годами и отнимают немало времени и сил, а порой и средств.

В основном поводы для подобных исков дают сами журналисты – к этому приводит их правовая неграмотность и неаккуратное обращение со словом. Кроме того, законодательство, регулирующее деятельность СМИ в нашей стране, довольно несовершенно и изменчиво, что усложняет деятельность журналистов.

Безусловно, идеальным было бы совмещение в одном лице профессионального журналиста и профессионального юриста, однако понятно, что такое сочетание – редкость и требовать наличия юридических знаний у всех журналистов нереально. Деятельность журналиста должна сопровождаться юридическим обеспечением. Причем желательно, чтобы юристы, работающие с тем или иным средством массовой информации, были знакомы не только с законодательством о СМИ, но и со всем массивом законов, иных нормативно-правовых актов, ведомственных инструкций, а такое с общими началами зарубежного законодательства. В этом разделе мы попытаемся помочь сотрудникам СМИ ориентироваться в нормативно-правовой базе, регулирующей их деятельность.

Согласно статьям 47 и 49 Закона о СМИ журналист имеет право:

– искать, запрашивать, получать, распространять информацию;

– быть принятым официальными лицами в связи с запросом информации, получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих государственную, коммерческую или специально охраняемую тайну;

– копировать, публиковать или оглашать либо иным способом производить документы, материалы, при условии соблюдения части 1 настоящего Закона;

– воспроизводить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных Законом;

– посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, катастроф, массовых беспорядков, массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено о чрезвычайных положениях, присутствовать на митингах и демонстрациях;

Наряду с правами у журналиста есть и обязанности, знание которых убережет вас от многих ошибок. Соблюдение этих статей даст возможность избежать исков о защите чести и достоинства, деловой репутации или привлечения к уголовной ответственности за клевету.

– соблюдать устав редакции, с которой состоит в трудовых отношениях (заметим, что большинство журналистов-практиков ни разу не читали устав собственной редакции);

– проверять достоверность сообщаемой ему информации;

– удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

– сохранять конфиденциальность информации или ее источника (хотя это положение записано в обязанностях журналиста, оно дает очень важное право журналисту-расследователю: на любой нажим властей с целью расшифровать ваш источник информации вы отвечаете твердым отказом, ссылаясь на свою обязанность сохранять конфиденциальность информации и/или ее источников);

– получать согласие на распространение информации о личной жизни у гражданина или его законных представителей, за исключением тех случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов;

– при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

– отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, выполнение которого связано с нарушением Закона;

– предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста (журналист, занимающийся расследованием, не должен пренебрегать этим правилом: от этого во многом будет зависеть, каким тоном с вами будут беседовать и какая категория должностных лиц пойдет с вами на контакт).[9, с.18]

Еще – статья 39 Закона о СМИ, где говорится о праве редакции запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц. Причем, уточняет Закон, такой запрос возможен как в устной, так и в письменной форме. И эта оговорка лишает права чиновника требовать в ответ на каждый вопрос журналиста соответствующих официальных бумаг из редакции.[9, с.15]

Журналистское расследование жанр уникальный. Что? Где? Когда? Почему? И что из этого следует? Ответить на эти вопросы журналистским расследованиям недостаточно. Что является настоящей причиной расследуемых событий, почему произошло именно так, а не иначе, что тщательно скрывают от зрителя другие СМИ – именно таких масштабов должно достигать журналистское расследование. В этом и заключается основное отличие жанра: автор не ограничивается постановкой проблемы и ее исследованием.

У газетного журналиста есть всего два средства для создания в тексте сюжетной интриги: слово автора и воображение читателя. У телевизионного – выразительных средств гораздо больше:

– видеоряд, то есть, изображение, причем фигура и фон могут работать по-разному – и в единстве и в контрапункте;

– монтаж, т.е. произвольно-осмысленное сочетание кадров;

– синхронная речь персонажей;

Среди современных актуальных приёмов формирования сюжетной интриги в журналистских расследованиях всё более активное место занимают общетекстовые эффекты. В первую очередь речь идёт о проспекции – умышленное забегание вперед.

Журналисты проводят расследование деятельности Лукашенко поступательно, шаг за шагом, исследуя события прошлого. Перед нами разворачивается картина фактов, с которыми на первый взгляд невозможно спорить. До мельчайших деталей рассмотрев политическую и личную жизнь президента Белоруссии, создатели фильма заявили следующее:

2) Лукашенко не выполняет взятые на себя обязательства по отношению к России;

3) В доказательство психического расстройства президента авторы привели аудиозапись, в которой Лукашенко восхищался Адольфом Гитлером и его политикой, и две видеозаписи, в одной из которых он признал, что хвалил Гитлера, в другой — отрицал это;

4) Выдвинуты обвинения в организации похищений и убийств ряда политических оппонентов (в частности Геннадия Карпенко, Юрия Захаренко, Виктора Гончара и Дмитрия Завадского), создании диктаторского режима личной власти;

5) Третий сын Лукашенко Николай, которого президент постоянно демонстрирует на официальных мероприятиях, был отнят им у его матери – Ирины Абельской, которая названа в фильме любовницей президента.

Со временем авторский состав несколько изменился. И помимо Александра Зиненко, Вадима Такменева, Андрея Лошака в программу пришли Алексей Бахарев, Катерина Гордеева, Павел Лобков, Елизавета Листова, Ольга Щанкина и Юлия Варенцова. Но программа по-прежнему остается одним из самых интересных, острых и актуальных репортажных циклов в эфире российского телевидения.

Для проведения исследования и анализа содержания программы особенно актуальным становится использование социологических методов, так как одним из назначений телепередачи исследуемого типа является воздействие на аудиторию с целью формирования общественного мнения. В этой части можно заметить цели, задачи и гипотезы информационного анализа.

Таким образом, каждого корреспондента программы можно назвать по-своему уникальным с ярко выраженной индивидуальной точкой зрения на ту или иную проблему, событие или явление. Часто корреспонденты программы осуществляют расследование определенного вопроса, или проблемы, которая требует вмешательства независимого следователя – журналиста, который готов предоставить свой собственный репортаж.

Событийный репортаж - является основополагающим для программы, и направлен в большей степени на повествование о какой-то торжественной церемонии или военной операции, о катастрофе или забастовке, о внезапном обвале курса доллара или о массовых отставках в правительстве. Главное - новое событие, последовательность его развития. Событие всегда неприкосновенно. Оно протекает в реальном времени и пространстве независимо от репортера, подчиняясь только своей логике. На него можно смотреть, в него можно сколько угодно вглядываться, обдумывать, но изменить его, адресуя зрителю, нельзя. Поэтому слово репортера не организует, не ведет событие, а следует за ним.

Авторам удаётся представить объективную информацию. В каждом выпуске приводятся интервью с очевидцами событий, которые предъявляют зрителям документы, постановления суда, другие доказательства в защиту своей позиции. Причём последовательно и грамотно описывается позиция двух конфликтующих сторон.

В этом случае в обществе не возникает никакой неоправданной агрессии, просто зритель поощряется к грамотной и последовательной защите своих нарушенных прав.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Во-первых, жанр журналистского расследования предполагает всестороннее и подробное исследование некой мало изученной, закрытой или тщательно скрываемой темы, в процессе работы над которой приходится преодолевать нежелание определенных структур предоставить интересующую вас информацию. Понятно, что зачастую это не просто сделать, и тогда метод поиска материала становится не менее захватывающим, чем сама тема расследования.

И в заключение следует добавить, что журналистское расследование появляется на свет всегда благодаря личной инициативе и энергии автора, в котором сильно желание бороться за правду и справедливость, и именно с помощью таких людей этот жанр остаётся в журналистике самым ярким и интересным.

Сам жанр журналистского расследования предполагает всестороннее и подробное исследование некой мало изученной, закрытой или тщательно скрываемой темы, в процессе работы над которой приходится преодолевать нежелание определенных структур предоставить интересующую информацию.[18, с. 26]

Важен также вопрос инициации журналистского расследования. Оно может быть инициировано самим журналистом или СМИ, которых заинтересовала та или иная тема. Или заявителем - человеком или организацией, от которых журналист принимает тему в работу.

Нынешнее состояние жанра позволяет выявить позитивные тенденции его дальнейшего существования. Для этого целесообразно обратиться к анализу текстов, их жанрово-стилистического своеобразия.

Разработка темы и литературная отделка журналистского расследования предполагают учет двух существенных моментов. Во-первых, публицист показывает весь путь и механизм проведенного им расследования, а не только результаты, тем самым вовлекая читателя в исследовательский процесс, добиваясь его заинтересованного соучастия. Репортер выражает свое отношение к конфликту с помощью изобразительно-выразительных средств и литературных приемов, эмоционально воздействует на читателя, слушателя, зрителя.

Читатель должен увидеть весь объем проделанной журналистом работы, оценить полноту и достоверность собранного им фактического материала, весомость аргументации, справедливость заключений и на этой основе выработать собственную позицию, которая, если репортер успешно решил поставленные задачи, совпадает с выводами автора. Благодаря наглядности проведенного журналистом расследования, прозрачности механизма деятельности автора, очевидными становятся как сильные, так и слабые стороны публикации, выявляется ее эффективность.

Во-вторых, продумывая композицию журналистского расследования, автор стремится к нарастанию напряженности действия. Описывая и группируя факты, он последовательно раскрывает новые аспекты темы и связывает их в единый сюжетный узел, максимально заинтересовывая читателя в его развязке.

Журналистское расследование, функционирующее в системе аналитических жанров, строится на документальной основе, анализе фактов реальной действительности, оперативном решении актуальной проблемы. Всякого рода гиперболизация, условность, лирические отступления и прочие элементы художественности выходят за пределы этой системы. Их присутствие считается естественным в художественно-публицистических жанрах, где есть место домыслу-догадке, основанной на предположениях, размышлениях, и вымыслу - плоду авторского воображения, фантазии.[16, с.31]

Эффективность деятельности журналиста-расследователя во многом зависит от четкости и основательности плана работы, находчивости и изобретательности в его реализации. В свою очередь составленный репортером план структурирует материал, обеспечивает логичность композиции, последовательность раскрытия темы.

Обращение к Интернету при проведении журналистского расследования может в перспективе привести к совместной работе репортеров разных стран (или отечественных журналистов, аккредитованных в разных странах) над общей проблемой. В таком случае изменения претерпят методы ведения расследования, форма подачи материала, оценка эффективности выступления.

Современным журналистским расследованиям свойственны разнообразие и контрастность авторских методов и стилей. Освоение творческого потенциала жанра продолжается.

1.2. Этапы и методы журналистского расследования

В журналистике ярко выражена стадиальность творческого акта: он предстает как единство двух относительно самостоятельных частей – стадии получения информации и стадии образования текста. Рассмотрим эти стадии и их составляющие. [23, с.60]

В журналистике начальная стадия творческого акта по объему задач, по сложности условий представляет собой весьма специфическое явление: это осознанная, целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение достаточно надежного оперативного знания о текущей действительности. [23, с.61]

В данной работе познавательная деятельность была направлена на изучение современного состояния памятников культуры и архитектуры, а также на степень осознания обществом проблемы утраты культурного наследия.

Составление плана расследования

План расследования – это последовательность действий, которые необходимо совершить, чтобы найти нужные свидетельства и получить ответы на поставленные вопросы.

Письменный план необходим для каждого конкретного расследования.

Получение предварительной информации

Сбор и обработка первичной информации

Этот этап состоит из двух основных частей. Первая часть – сбор информации об объекте или событии по открытым источникам. Вторая часть – поиск объективной информации, зафиксированной в различных базах данных.

Конкретизация задач и целей журналистского расследования

1) выбор конкретных объектов изучения;

2) описание памятников архитектуры и культуры;

3) постановка проблемы;

4) прогнозирование возможных последствий развития исследуемой ситуации.

Систематизация собранной информации

Информация из материалов одного журналистского расследования, состоит из следующих разделов:

- копии публикаций (или досье по открытым источникам).

Работа с источниками информации – одна из главных составляющих работы журналиста. От качественного подбора источников напрямую зависит и качество конечной публикации. Любые факты, положенные в основу материала, особенно расследовательского характера, должны быть подтверждены, по меньшей мере, двумя источниками информации. [10,с.41]

Открытые источники

К открытым источникам относятся средства массовой информации: радио, телевидение, газеты.

Источниками новостей могут стать и глобальные информационные системы, такие как Интернет, Фидонет и им подобные. В этих сетях существуют как специальные новостные сайты, работающие в режиме реального времени, так и системы конференц-переписки, форумы и чаты, позволяющие общаться и обсуждать ту или иную новость.

Помимо СМИ открытыми источниками информации являются официальные пресс-релизы и информационные службы различных силовых структур и правоохранительных органов. Сюда же можно отнести и материалы пресс-конференций и брифингов.[10,c.42]

Структура текста

В качестве примера можно привести схему построения материала:

2. Два – четыре абзаца, в которых история или проблема излагаются более подробно.

3. Предыстория, которая связывает описанные выше факты с тем, что происходило раньше.

4. Дополнительная информация по рассматриваемой проблеме.[21, с.104]

Другие типичные формы компоновки материала:

- хронологическая – после лида материал излагается в порядке, в котором происходили события;

Читайте также: